Учебное пособие: Методические указания
Название: Методические указания Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВоронежский государственный технический университет Центр дистанционного образования МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к разработке электронных учебных ресурсов для системы дистанционного обучения Воронеж 2005 ББК 74.58-26.253 я7 Составители: А.А. Шишкин, М.П. Аверина Методические указания к разработке электронных учебных ресурсов для системы дистанционного обучения/ Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост. А.А. Шишкин, М.П. Аверина. Воронеж, 2005. 20 с. Методические указания включают перечень требований и рекомендаций к составу и структуре учебно-методических комплексов по дисциплине для системы дистанционного обучения. Предназначены для авторов и разработчиков электронных обучающих средств, учебных пособий и электронных учебных курсов. Рецензент д-р техн. наук, проф. Е.Д. Федорков Ответственный за выпуск директор центра дистанционного образования А.А. Шишкин Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета. Введение Основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии (ДОТ) являются учебно-методические комплексы (УМК), обеспечивающие эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы. Учебно-методические комплексы (УМК), используемые для обеспечения учебного процесса, представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей профессиональной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых. Каждый из разрабатываемых УМК включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей учебной дисциплины при консультационной поддержке образовательного учреждения, теоретические материалы, средства компьютерного моделирования и экспериментального исследования изучаемых объектов, включая средства обработки и отображения результатов моделирования и экспериментов, а также интерактивные учебные задания для тренинга и средства контроля знаний и умений. Состав и структура УМК конкретной дисциплины формируется кафедрой и утверждается научно-методическим советом по специальности. Общие требования к УМК 1. Полное соответствие содержания электронного учебного ресурса государственному образовательному стандарту и типовой учебной программе соответствующей учебной дисциплины. 2. В минимальный состав каждого учебно-методического комплекса электронных средств поддержки образования по дисциплине должны быть включены: · рабочий учебный (семестровый) план обучающегося ; · рабочая программа курса по дисциплине - содержание и объём, а также порядок изучения и преподавания учебного курса, расписание проведения учебных занятий всех видов; · руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной работы); · учебное пособие по дисциплине (учебному курсу), методически и дидактически подготовленное для дистанционного обучения; · дидактические материалы для самоконтроля , текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т.п.); · практикум (лабораторный практикум) по дисциплине (учебному курсу) или практическое пособие (руководство) по моделированию, если практические занятия предусмотрены рабочим учебным планом; · глоссарий . В состав УМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные (учебники, учебные пособия, тексты лекций, хрестоматии), информационно - справочные (справочники, словари, в том числе терминологические) и другие материалы. 3. УМК должны отвечать стандартным дидактическим требованиям , предъявляемым к традиционным учебным изданиям: · требование научности, предполагающее соотношение содержания образования уровню и перспективам развития соответствующей отрасли знаний, формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания; · требование доступности предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; · требование проблемности предполагает возрастание мыслительной активности в процессе учебной проблемной ситуации; · требование наглядности предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся; · требование обеспечения сознательности обучения предполагает обеспечение самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности; · требование систематичности и последовательности обучения означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области; · требование прочности усвоения знаний предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание; · требование единства образовательных, развивающих и воспитательных технологий. Требования к рабочей программе курса Рабочая программа курса формируется на основе типовой программы по данной дисциплине (при наличии таковой). Рабочая программа дисциплины в общем случае должна включать следующие разделы: · предисловие , раскрывающее цели и задачи курса, соответствие государственному образовательному стандарту, трудоемкость курса; · содержание теоретического раздела дисциплины; · содержание практического раздела дисциплины; · перечень и тематика контрольных работ, заданий и задач; · темы рефератов и курсовых работ ; · перечень вопросов для итогового контроля ; · списки основной и дополнительной литературы. Требования к р уководству по изучению дисциплины Данный компонент УМК включает в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала. По выполнению практикума, контрольных работ, заданий и задач, по выполнению лабораторных работ, рефератов и курсовых работ, указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне. Приводятся общие методические указания по содержанию и оформлению контрольных работ, рефератов и курсовых работ, даётся чёткое правило выбора варианта задания, приводятся примеры решения и оформления типовых задач, примеры часто допускаемых ошибок. Требования к электронному учебному пособию 1. Электронное учебное пособие предназначено для изложения структурированного учебного материала дисциплины, обеспечения оперативного и промежуточного контроля учащегося, а также управления познавательной деятельностью студентов с использованием результатов контроля и возможностей других элементов УМК. 2. Электронное учебное пособие должно содержать: · аннотацию (желательно); · конспект лекций - краткое изложение всех разделов и тем программы; · тренировочные задания оформляются 3 заданиями, решения которых приводятся вместе с ними; · список рекомендуемой литературы по темам ; · список цитированной литературы в конце курса; · приложения (перечень нормативных актов, указов, постановлений, если они имеются). 3. Учебное пособие должно быть оформлено в одном стиле (заголовки, цвета, выделения, размещение рисунков, формул, выбор шрифтов, системы управления и т.д.). 4. В электронное учебное пособие необходимо включить изобразительные и условно-графические средства наглядности. По содержанию и характеру изображаемого, наглядные средства делятся на три группы: · изобразительная наглядность (репродукции картин, рисунки, видеофрагменты); · условно-графическая наглядность (таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты и пр.); · предметная наглядность (музейные экспонаты, макеты, модели). Рисунки должны быть представлены в формате .gif или .jpg. Также можно использовать формат animated gif, позволяющий получить анимированные картинки - несложные мультипликации из нескольких кадров. Во всех случаях необходимо принять меры по минимизации объема графического файла. 5. Количество наименований учебников и учебных пособий, входящих в перечни основной учебной литературы для дисциплин на основе которых создан комплект УМК реализуемой профессиональной образовательной программы, должно составлять не менее 70% от общего количества изданий, использованных для создания УМК. 6. Электронное учебное пособие должно содержать полный перечень использованных при составлении учебного ресурса источников информации (в том числе отечественных и зарубежных Internet-источников) в дополнение к перечню рекомендованной дополнительной литературы. Требования к текстовому материалу 1. Материал должен быть изложен ясно и доходчиво, с четкой ориентацией на уровень профессиональной подготовленности учащихся. Для максимального обеспечения понимания и усвоения учебного материала необходимо: · провести четкую и более глубокую структуризацию текста (рекомендуется разбивать главы (темы) на небольшие параграфы (пункты тем). При структурировании пособия следует учитывать, что размер каждого параграфа должен быть таким, чтобы при отображении его в Web-браузере он не занимал более 3-4 экранов. Обычно это соответствует 2-3 страницам текста в doc-файле при размере шрифта 12; · тщательно выверить текст на наличие эргономических дефектов; · правильно использовать в разумных пределах нумерацию элементов списка, а также маркеров; · активнее применять интересные и точные заголовки; · шире использовать примеры, так как с их помощью можно приблизить объясняемое (предмет, явление, процесс) к учащимся. 2. Типовая структура учебного материала должна быть представлена в виде: · Наименование темы. · Цели изучения темы (перечисление того, что будет знать и уметь студент в результате работы над материалом блока). · Наименование разделов темы (учебных вопросов, на которые разбита тема). · Учебная информация по каждому разделу (учебный материал, изложенный традиционно по каждому разделу блока в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д.). · Резюме по блоку . · Вопросы для самопроверки (желательно с ответами, комментариями и рекомендациями). · Список литературы и ссылки на ресурсы Интернет, содержащие информацию по теме. 3. Объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины 4Х, где Х - базовый показатель (например, если объем учебного курса 100 часов, то 4 х 100 = 400 страниц - максимально допустимый объем основного текста). Основной текст лекционного материала включает в себя суммарный объем всех глав курса плюс приложения, плюс списки литературы, словарь терминов. Число тренировочных заданий должно быть не более 3Х. Число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более 1Х. Число тем курсовых работ должно составлять не менее 1Х. 4. Базовые термины электронной книги, входящие в предметный указатель, в тексте должны выделяться фоном с предоставлением возможности обучаемому раскрыть смысл термина технологией выпадающего окна или гиперпереходом в предметный указатель с возвратом к основному тексту. 5. Термины и понятия должны выделятся курсивом (желательно полужирным шрифтом) только один раз, когда они появляются впервые в тексте только в составе определения. Вводимые термины и понятия должны определяться непосредственно не только в тексте, но и повторяться в словаре терминов, где определения могут сопровождаться более подробными комментариями. 6. Однородные ключевые (смысловые) слова или словосочетания (признаки, черты, характерные особенности и т.д.) рекомендуется выделять средствами перечислений - маркерами или номерами (оформляются в виде столбика), а также путем сочетания маркера (или номера) и курсива. Требования к практикуму Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Должны быть представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области. Например, для естественнонаучных дисциплин практикум может быть представлен в виде задачника, лабораторного практикума. Для экономических дисциплин – в виде деловых игр. Требования к организации тестирования Контроль знаний учащихся - неотъемлемая часть обучения, оценки качества образования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений учащихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Система тестирования может включать следующие виды контроля: · Самоконтроль в виде вопросов и задач, на которые обучаемый пытается ответить самостоятельно. Основная цель самоконтроля – самоутверждение, достижение уверенности обучаемого, что он усвоил учебный материал; · Входной контроль , который призван определить степень готовности обучаемого к следующему циклу обучения; · Текущий контроль , основная цель которого – диагностика достигнутых знаний, умений и навыков в процессе усвоения очередной темы и, при необходимости, коррекция обучения; · Рубежный контроль , основная цель которого – проверка уровня усвоения очередного раздела (темы). · Заключительный (итоговый) контроль, который представляет собой серию заданий по всему проработанному материалу, который обучаемый должен решить самостоятельно, не обращаясь к помощи. Требования к тестированию 1. Количество разрабатываемых заданий должно превышать предполагаемую длину теста как минимум в 10 раз, и быть не менее 200 (рекомендуемое: 6 заданий на 1 час). 2. Количество предъявляемых заданий для самоконтроля и текущего контроля должно быть не менее 6 заданий на 1 час. 3. Количество предъявляемых заданий в рубежном и итоговом контроле должно быть не менее 80, так как вероятность правильной оценки для указанного значения составит величину 0,85. Для повышения точности оценки обучаемого необходимо увеличивать число заданий в тесте. Требования к с одержанию тестовых заданий 1. Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулировано ясным, чётким языком и исключать неоднозначность. 2. Содержание задания должно быть выражено краткой, предельно простой синтаксической конструкцией, без повторов и двойных отрицаний. 3. В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора. 4. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга. 5. Желательно, чтобы исходные условия задания не превышали 10 слов. Форма заданий 1. Задание открытой формы Требует сформулированного самим обучаемым ответа . Имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один элемент. Обычно тестируемый подставляет число или слово (возможно словосочетание, состоящее не более чем из двух слов). Требование к данному тесту - четкая формулировка задания, требующая однозначного ответа. Выбрать ответ из предложенных . Состоит из неполного утверждения с одной вакансией и множества элементов, один или несколько из которых являются правильными заключениями (ответ). Испытуемый определяет правильный ответ из данного множества. Выбрать из двух приведенных множеств объектов пары. Имеет вид двух групп элементов. Испытуемый должен связать каждый элемент первой группы с одним или несколькими элементами из второй группы. Рекомендуется дополнить вторую группу несколькими однотипными элементами, несвязанными с первой группой. 4. Установить правильную последовательность Установить правильную последовательность предложенных объектов (слова, словосочетания, предложения, формулы, рисунки и т.д.). Дано множество неупорядоченных объектов, необходимо установить порядок между объектами. Основные рекомендации по составлению заданий 1. Избегать использования очевидных, тривиальных или малозначащих вопросов и формулировок при составлении тестовых заданий. Проверять, чтобы каждое задание имело отношение к конкретному факту, принципу, умению, знанию, т.е. обладало достаточной важностью для включения в тест. Все тестовые задания должны быть связаны с целями обучения. 2. Все тестовые задания должны быть сформулированы чистым, чётким языком в краткой форме. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию. В тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание 3. Следовать правилам грамматики, пунктуации и риторики. Из всех видов письменных коммуникаций, тестовые задания должны быть наиболее “читабельны”. Простые декларативные предложения помогут студентам избежать неправильной интерпретации. 4. Использовать задания с однозначными ответами. Исключите субъективное мнение или понимания отдельного преподавателя. 5. Избегать использования неясных сленговых выражений и слов (исключая случая составления теста специально для целей, связанных со знанием этих слов). Если ключевое слово в тестовом задании неизвестно студенту, то даже самые лучшие студенты будут считать этот вопрос “обманным”. 6. В тексте задания необходимо устранить всякую двусмысленность или неясность формулировок. 7. Избегать потери времени. Составлять задания, которые могут быть выполнены за минимальное время. Этого можно достичь следующими способами: · Использовать в тесте столько заданий, сколько необходимо для достижения всех целей тестирования. Т.е. при тестировании целью должно являться не количество тестовых заданий, а отражение всех целей тестирования. · Определить какой длины ответ вы хотите получить на тестовое задание открытой формы, например, «одно слово». Например: «Под архитектурой информационно-вычислительной сети понимается ### сети ». · Тщательно продумывать формулировку заданий, чтобы избежать тавтологии. · В основную часть задания необходимо включить как можно больше слов, необходимых при формулировании задания, а для ответа оставить меньшую часть, наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы. 8. Избегать взаимосвязанных заданий, где содержание одного задания подсказывает ответ на другое задание. 9. Избегать непреднамеренных подсказок в заданиях и образцах ответа. Эти подсказки являются одним из способов угадывания правильного ответа без обладания достаточными знаниями или умениями. Из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки. Такими подсказками могут быть: · Грамматические подсказки · Ассоциативные слова и определения (например, в ТЗ закрытой формы использование одинаковых жаргонных фраз или слов в формулировке ТЗ и в возможном ответе). · Систематическое повторение некоторых черт правильного ответа. (например, в ТЗ закрытой формы правильным чаще является ответ наиболее длинным по количеству символов). 10. Задания на установление соответствия · Задание необходимо сформулировать так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух однородных множеств. Элементы задающего столбца необходимо расположить слева, а элементы для выбора справа. Для каждого столбца желательно ввести определенное название, обобщающее все элементы столбца. · Необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы несколько вариантов ответов, не являющихся правильными решениями, но внешне близких к правильному решению. Еще лучше, когда число элементов правого множества примерно в два раза больше числа элементов левого столбца. 11. В задании на установление правильной последовательности четко формулируется критерий упорядочивания. Требования к глоссарию 1. Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. В глоссарии учитывается специфика актуального конспекта. 2. Все термины, которые заносятся в словарь, должны в тексте выделятся жирным шрифтом или курсивом. 3. Для подчеркивания групп слов и целых предложений должен использоваться курсивный шрифт. 4. Заглавные слова толкового словаря располагаются в алфавитном порядке. 5. Объем толкового словаря не может быть менее 50-75 понятий на одно пособие. Содержание 1. Введение 2. Общие требования…………………………………………….2 3. Требования к рабочей программе курса……………………..4 4. Требования к руководству по изучению дисциплины……..4 5. Требования к электронному учебному пособию……………5 6. Требования к текстовому материалу…………………...……6 7. Требования к практикуму………………………………..…...8 8. Требования к организации тестирования…………………...9 9. Требования к тестированию……………………………...…..9 10. Требования к содержанию тестовых заданий…………....10 11. Форма заданий…………………………………………..….10 12. Основные рекомендации по составлению заданий.…...…11 13. Требования к глоссарию…………………………….….….14 14. Приложение…………………………………………….…...16 Наиболее часто встречающиеся ошибки в построении заданий 1. В вариантах ответов присутствуют повторяющиеся слова или словосочетания , поэтому необходимо их включить в основной текст заданий.
2. Варианты ответов содержат подсказки , поэтому из текста задания необходимо исключить все возможные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.
3. Неверное выделение Ключевого слова
4. Неоднозначность правильного ответа
5. Наличие слов «любое», «и то и другое», «ОБА» в качестве вариантов ответа
6. Неверное расположение ключевого слова
7. При использовании открытой формы задания предусмотреть все возможные варианты правильных ответов (см. пример выше). 8. Многословность и сложность изложения.
9. Формулировка задания не соответствует его форме
10 . Один из вариантов ответа сильно отличается от других
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к разработке электронных учебных ресурсов для системы дистанционного обучения Составители: Шишкин Андрей Александрович Аверина Марина Петровна В авторской редакции компьютерный набор М.П. Авериной Подписано в печать 7.04.05. Формат 60x84/16. Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ.л. 1,3. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100 экз. "С" Зак. № Воронежский государственный технический университет 394026 Воронеж, Московский просп., 14 |
Работы, похожие на Учебное пособие: Методические указания