Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения специальности
Название: Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения специальности Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Дисциплина «Общий курс железных дорог»
Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения специальности 220204 (2103) Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте
2009
Составитель: Дудель Л. В., преподаватель спецдисциплин ФГОУ СПО Екатеринбургского колледжа транспортного строительства Рецензент: Оржеховская Г.М., преподаватель спецдисциплин ФГОУ СПО Екатеринбургского колледжа транспортного строительства
Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного и дневного отделения, изучающих дисциплину «Общий курс железных дорог». Данные указания содержат: тематический план, содержание учебной дисциплины, внеаудиторную самостоятельную работу студента, критерии оценки отчетных работ студентов, задания на домашнюю контрольную работу, вопросы для подготовки к экзамену., перечень основной и дополнительной литературы. Методические указания предназначены для преподавателей, а также для студентов, обучающихся по специальности 220204 «Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте». СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов по дисциплине ”Общий курс железных дорог” предназначены для реализации ФГОС СПО в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 220204 (2103) “Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте” и отражают требования к подготовке студентов по результатам изучения данной дисциплины, учитывают профиль подготовки специалистов и межпредметные связи. Учебная дисциплина “ Общий курс железных дорог” относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и служит для получения знаний об организационной структуре, системе взаимодействия и управления на железнодорожном транспорте, основных сооружениях и устройствах, подвижных единицах, видах систем железнодорожной автоматики и телемеханики и принципах их работы Дисциплина изучается на IV курсе. Знание учебного материала дисциплины “Общий курс железных дорог” необходимо для освоения специальных учебных дисциплин: “Основы автоматики”, “Перегонные системы автоматики”, “Станционные системы автоматики”, “Электропитание устройств автоматики и телемеханики”. Методические указания имеют следующую структуру: Пояснительная записка 1. Тематический план 2. Содержание учебной дисциплины 3. Внеаудиторная самостоятельная работа студента 4. Критерии оценки отчетных работ студентов 5. Контрольные вопросы 5.1.Задания на контрольную работу 5.2.Вопросы для подготовки к экзамену. 6. Литература. 6.1. Основная литература. 6.2. Дополнительная литература. Тематический план рассчитан: - максимальная учебная нагрузка студента 90 часов; - количество аудиторных часов для заочной формы обучения 16 часов ( в том числе 6 часов- практические занятия); - часы на самостоятельную внеаудиторную работу студента 74 часа. Методические указания предусматриваются самостоятельную внеаудиторную работу студентов, которая направлена на повышении мотивации к изучению дисциплины и освоения учебного материала. В разделе 3 по темам указаны вид, название и краткое содержание задания, а также форма отчётности и контроля. После изучения материала данной дисциплины студент должен знать : -организационную структуру, систему взаимодействия и управления подразделениями ж.д. транспорта; -путь и путевое хозяйство, устройство пути; -тяговый подвижной состав и вагоны; -основные сооружения и устройства железной дороги; -устройства энергоснабжения, СЦБ и связи; должен уметь : -построить кривую скорости с проведением тяговых расчетов; -составить путевой план перегона для кодовой автоблокировки. Для закрепления теоретического материала программой предусмотрено проведение практических работ и выполнение домашней контрольной работы. В качестве итоговой аттестации предусмотрен экзамен. Данные методические указания предназначены для преподавателей и студентов заочного и дневного (если студент по каким-то причинам отсутствовал на занятиях) специальности220204 (2103) “Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте” при изучении дисциплины «Общий курс железных дорог». 1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Студент при ознакомлении с тематическим планом должен уяснить, что значительная часть учебного материала изучается самостоятельно. В разделе «внеаудиторная самостоятельная работа студента» даны рекомендации по выполнению данной работы и форма отчетности. Студент, не выполнивший задания внеаудиторной самостоятельной работы и контрольной работы, к экзамену не допускается!!! 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение 1. Единая транспортная система страны - ЕТС. 2. Особенности и преимущества ж.д транспорта, основные показатели его работы. 3. Направления развития железнодорожного транспорта. Виды транспорта и их особенности.
Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте 1. Возникновение и развитие железных дорог в России и за рубежом: транспортная система России в XVIII-XIX в.в.; предшественники современных железных дорог. 2. Этапы развития железных дорог и сооружений на железных дорогах. 3. Современная сеть железных дорог России. 4. Структура управления ж.д транспортом. 5. Габариты на железных дорогах.
Практическое занятие №1(2часа) Габариты В результате изучения раздела студент должен: - иметь представление о возникновении железных дорог, этапах развития железных дорог и устройствах на ней; - знать структуру управления ж.д транспортом, габариты; - уметь изображать габариты “С” и “Т”, давать объяснения основных размеров. Раздел 2. Путь и путевое хозяйство Тема 2.1 Трасса, план и профиль пути
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление о категориях железных дорог, общих принципах изысканий и проектирования; - знать понятия трассы, плана, продольного профиля, уклона линии; - уметь проводить тяговые расчеты, строить кривую скорости. Тема 2.2 Земляное полотно, искусственные сооружения
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление о деформациях земляного полотна, способах их устранения; - знать назначение земляного полотна, его виды, виды искусственных сооружений на железных дорогах; - уметь вычертить типовые поперечные профили насыпи и выемки, указать их основные элементы. Тема 2.3 Верхнее строение пути. Соединения и пересечения путей
Практическое занятие №2 (2часа) Стрелочный перевод В результате изучения темы студент должен: - иметь представление об устройстве рельсовой колеи в прямых и кривых участках пути; о видах пересечений и примыканий железных дорог; - знать устройство верхнего строения пути, его основных элементах, их виды и назначение; устройство стрелочного перевода, его основные части и их назначение; - уметь начертить обыкновенный стрелочный перевод, указать его основные части, подбирать марку крестовины в зависимости от расположения стрелки на станции. Раздел 3. Климатическое и сейсмическое районирование территории России
В результате изучения раздела студент должен: - иметь представление о климатических и тектонических районах России, влияние климата и сейсмических процессов на работу ж.д транспорта. Раздел 4. Раздельные пункты и работа станций Тема 4.1 Общие сведения о раздельных пунктах
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление о местах расположения раздельных пунктов (станций); - знать классификацию и назначение раздельных пунктов, основные сооружения и устройства на станциях; - уметь различать раздельные пункты по путевому развитию. Тема 4.2 Работа станций
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление о технологическом процессе работы станции, маневровой работе на станции; - знать назначение ТРА станции; - уметь определять специализацию станционных путей и парков, нумерацию путей и стрелок, определять полную и полезную длину пути. Раздел 5. Сооружения и устройства сигнализации и связи Тема 5.1 Сигнализация
Практическое занятие №3 (2часа) Расстановка светофоров на станции В результате изучения темы студент должен: - иметь представление о классификации сигналов, принципах осигнализования станций; - знать назначение сигналов, светофорную сигнализацию, расположение сигнальных огней на светофоре, сигнализацию входных и выходных светофоров; - уметь расставлять светофоры на схематическом плане станции, определять места установки сигналов и их видимость. Тема 5.2 Устройства СЦБ на перегонах
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление об основных устройствах СЦБ на перегонах; - знать принципы работы основных систем и устройств СЦБ на перегонах; - уметь объяснить работу устройств автоблокировки при движении поезда. Тема 5.3 Устройства СЦБ на станциях
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление об основах разграничения поездов на станциях; - знать основные устройства ЭЦ и места их расположения на станции. Тема 5.4 Устройства связи
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление о принципах организации дальней связи, видах связи; - знать основные виды связи и устройства связи на станции и перегоне. Раздел 6. Устройства электроснабжения железных дорог
В результате изучения раздела студент должен: - иметь представление о развитии электрификации железных дорог, стыковании электрифицированных линий с различными системами тока; - знать систему электроснабжения электрифицированных железных дорог, основные сооружения и устройства, устройство контактной сети, способы защиты подземных сооружений от блуждающих токов; - уметь выбирать систему электроснабжения устройств СЦБ и связи в зависимости от рода тяги на участке, уметь составлять путевой план перегона.
Раздел 7. Тяговый подвижной состав, вагонное хозяйство Тема 7.1 Общие сведения о тяговом подвижном составе
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление об устройстве электро- и тепловозов, электропоездов, назначении моторвагонного подвижного состава; - знать классификацию локомотивов моторвагонного подвижного состава, основные требования к ним; - уметь различать локомотивы по обозначению. Тема 7.2 Вагоны и вагонное хозяйство Основные типы и характеристики вагонов, общие сведения об устройстве вагонов; основные сооружения и устройства вагонного хозяйства, их назначение. В результате изучения темы студент должен: - иметь представление об основных сооружениях и устройствах вагонного хозяйства; - знать классификацию вагонов, основные элементы конструкции; - уметь по внешнему виду определять тип и назначение вагона. Раздел 8. Автоматизированные системы управления перевозками Тема 8.1 Организация ж.д перевозок
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление о планировании объема перевозок пассажиров и грузов, условиях перевозки пассажиров, грузов и т.д.; - знать основные сооружения и устройства для перевозки пассажиров, для грузовых операций. Тема 8.2 Организация движения поездов
В результате изучения темы студент должен: - иметь представление о порядке составления графиков движения поездов; работе дежурного по станции, поездного диспетчера; о порядке движения поездов при путевых работах; - знать назначение графика, его основные элементы и виды; назначение ТРА станции. 3 ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА Каждый студент в процессе изучения дисциплины выполняет внеаудиторную самостоятельную работу. Материалы внеаудиторной самостоятельной работы выполняются в межсессионный период и предоставляются преподавателю в первый день сессии. Работа выполняется в отдельной тетради для конспектов (формат А-4). В конспекте перед выполненным заданием должна быть написана тема и задание по данной теме. Задания должны быть выполнены самостоятельно, изложены стилистически правильно. На страницах текста оставлять поля шириной 2.5 см. Таблицы, рисунки должны быть выполнены аккуратно карандашом (разрешается рисунки копировать из учебников и аккуратно их приклеивать), работу разрешается выполнять с помощью компьютерных программ. Конспект выполняется творчески, т.е. задача заключается не в переписывании всего параграфа учебника, а в том, чтобы понять смысл прочитанного и кратко ответить на поставленный вопрос – в виде таблицы, ассоциограммы, рисунка с пояснениями, информационного листа Форма отчетности по внеаудиторной работе может быть предложена самим студентом в другом творческом виде. В процессе выполнения работы используется рекомендуемая литература, поиск страниц в учебнике и дополнительных источников также является элементом самостоятельной работы студента. Перечень литературы обязательно указать в тетради (с учетом требований стандарта предприятия ФГОУ СПО ЕКТС).
4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Домашняя контрольная работа выполняется в отдельной тетради (титульный лист оформлен в соответствии с требованиями заочного отделения), допускается выполнение работы в компьютерном варианте. Указывается вариант – шифр студента, текст вопроса должен быть написан перед ответом. Ответы должны иметь четкую формулировку, быть полными по существу заданного вопроса и кратки по форме. Ответы составляются самостоятельно, стилистически правильно, написаны собственноручно, без помарок. На страницах текста оставлять поля шириной 2.5 см. Текстовая часть может сопровождаться таблицами, рисунками, которые должны быть выполнены аккуратно карандашом (разрешается рисунки копировать из учебников и аккуратно их приклеивать), работу разрешается выполнять с помощью компьютерных программ (на листах формата А-4). В конце контрольной работы необходимо указать список используемой литературы (с учетом требований стандарта предприятия ФГОУ СПО ЕКТС), поставить дату и подпись. Контрольная работа направляется в колледж до начала сессии методисту заочного отделения для проверки. Получив работу, с отзывом рецензента, в нее нужно внести все исправления по сделанным замечаниям и повторить недостаточно усвоенный материал. Преподаватель имеет право провести собеседование по контрольной работе, будьте к этому готовы. Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо: 1. Узнать свой вариант. 2. Выписать задание по варианту. 3. Вопросы №1, №2, №3- теоретические. При ответах используется рекомендуемая литература, поиск страниц в учебнике и дополнительных источников также является элементом самостоятельной работы. 4. Вопрос №4 практический – выполняется в соответствии с требованиями практической работы №3. Сайт колледжа – www. ects. ru – Открытое образование – Дудель Л.В. – ОКЖД – практические работы. 5. Изучить соответствующий программный материал. Используйте знания, полученные при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. 6. Выполнить контрольную работу. 7. Сдать на заочное отделение. 5.1. Задания на контрольную работу Вариант № 1
Вариант № 2 1. Перечислите основные показатели эксплуатационной работы железных дорог. 2. Опишите сигнализацию выходных светофоров, Укажите место установки выходных светофоров. 3. Назначение и типы рельсов, основные размеры. Рельсовые скрепления. 4. Смотрите 4 вопрос Варианта № 1. Вариант № 3.
Вариант № 4.
Вариант № 5.
Вариант № 6.
Вариант №7.
Вариант №8.
Вариант № 9.
Вариант № 10.
Вариант №11.
Вариант № 12.
Вариант № 13.
Вариант № 14.
Вариант № 15.
Вариант № 16.
Вариант № 17.
Вариант № 18.
Вариант № 19.
Вариант № 20. 1. Классификация путей на станции. Полная и полезная длина станционных путей. 2. Основные элементы насыпи (показать на схеме и описать их назначение). 3. Назначение дополнительного входного светофора, порядок установки, сигнализация. 4. Смотрите 4 вопрос Варианта № 1. Вариант № 21.
Вариант № 22.
Вариант № 23.
Вариант № 24.
Вариант № 25.
Вариант № 26.
Вариант № 27.
Вариант № 28.
Вариант № 29.
Вариант № 30.
Вариант № 31.
Вариант № 32.
Вариант № 33.
Вариант № 34. 1. На схеме покажите поперечный профиль выемки и назовите все элементы, их назначение.
Вариант № 35.
Вариант № 36.
5.2. Вопросы для подготовки к экзамену
К экзамену допускаются студенты, которые представили внеаудиторную самостоятельную и домашнюю контрольную работу! При подготовке к экзамену студент использует результаты внеаудиторной самостоятельной работы и домашней контрольной работы. 1. Виды и роль транспорта в ЕТС страны, особенности каждого вида транспорта. 2. Место и роль ж.д транспорта в ЕТС страны, основные показатели работы. 3. Структура управления ж.д транспортом. 4. Габариты “С” и “Сп”: определение, основные размеры. 5. Габарит “Т”: определение, основные размеры. 6. Негабаритные грузы, виды негабаритности, габарит погрузки. 7. Железнодорожный путь: состав, назначение элементов, функции. 8. Трасса, план и профиль пути, их элементы. 9. Уклоны: определение, классификация, требования ПТЭ. 10. Тяговые расчеты: порядок выполнения, назначение, правила построения кривой скорости. 11. Земляное полотно: виды, основные элементы, требования. 12. Деформации земляного полотна, способы их устранения, причины, их вызывающие. 13. Искусственные сооружения: виды, назначение, расположение. 14. Устройство верхнего строения пути, основные элементы, их виды и назначение. 15. Требования к элементам верхнего строения пути, нормы содержания колеи по ширине и уровню. 16. Классификация соединений и пересечений путей. Переезды и путепроводы: категории, основные устройства. 17. Классификация стрелочных переводов, характеристика каждого вида. 18. Обыкновенный стрелочный перевод: основные части, неисправности, назначение основных элементов. 19. Виды пересечений и соединений путей: основные элементы, выполняемые функции. 20. Классификация раздельных пунктов, их особенности. 21. Классификация станций, назначение, основные сооружения и устройства. 22. Виды станционных путей и парков, их специализация. 23. Принцип нумерации путей, полная и полезная длина путей. 24. Технологический процесс работы станции, требования к нему, его виды. 25. ТРА станции, назначение, состав, требования. 26. Классификация сигналов, назначение, примеры. 27. Классификация светофоров, их назначение, обозначение, места установки. 28. Основные сигнальные цвета и порядок их расположения на светофоре, сигнализация входного и выходного светофоров. 29. Схематический план станции, назначение, порядок составления. 30. Путевая автоматическая блокировка: виды, принципы работы, особенности, основные сооружения и устройства. 31. Принципы работы систем: АЛС, диспетчерский контроль, автоматическая переездная сигнализация. 32. ЭЦ стрелок и сигналов: виды, принципы работы, особенности, основные сооружения и устройства. 33. Принципы работы систем ДЦ и ГАЦ. 34. Связь на ж.д транспорте: виды, назначение, принцип организации дальней связи, порядок восстановления связи. 35. Классификация локомотивов и моторвагонного подвижного состава: по роду тока, по роду работы и пр. 36. Электровозы и электропоезда: виды, конструкция, электрооборудование. 37. Общие понятия о тепловозах, паровозах и т.д.: назначение, принцип работы. 38. Система электроснабжения электрифицированных железных дорог, основные сооружения и устройства. 39. Тяговая сеть: назначение, основные элементы, их функции, габариты. 40. Электроснабжение устройств СЦБ и связи. Защита подземных сооружений от блуждающих токов. 41. Основы планирования и организации грузовых и пассажирских перевозок. 42. График движения поездов: виды графика, элементы, требования. 43. Элементы графика, их характеристика, значение. 44. Общие требования к руководству движением, работа дежурного по станции и поездного диспетчера. 45. Порядок движения поездов при различных средствах сигнализации и связи. 6 ЛИТЕРАТУРА 6.1. Основная литература
6.2. Дополнительная литература
3. В.Н. Соколов и др. Общий курс железных дорог. УМК МПС России 20024. Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики. Под редакцией профессора Вл.В. Сапожникова. М.: Маршрут, 2006.
|