Учебное пособие: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 100110. 65 «домоведение»
Название: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 100110. 65 «домоведение» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены на основании ГОС ВПО. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Технология и организация туристической деятельности » (название кафедры) Протокол №_____ «_____» ____________________201_ г. Зав. кафедрой к.п.н., доцент Е.С. Сахарчук Согласовано: Проректор по учебной работе Н.Г. Новикова СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ - Дипломная работа «менеджера» является выпускной квалификационной работой и представляет собой законченную разработку, в которой рассматриваются прикладные задачи домоведения. Выпускная квалификационная работа «менеджера» выполняется по результатам производственной (преддипломной) практики по тематике, определяемой РГУТиС по согласованию с предприятием (учреждением, организацией) и Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма. В выпускной квалификационной работе выпускник показывает: 1. владение технико-экономическим анализом технологии ведения домашнего хозяйства, деятельности в офисе и окружающем социуме; 2. умение разрабатывать основные направления совершенствования технологии ведения домашнего хозяйства, деятельности в офисе и окружающем социуме; 3. знание влияния организационных, экономических и психологических факторов на эффективное ведение домашнего хозяйства, дел в офисе и окружающем социуме; 4. умение осуществлять разработки предложений по использованию организационных, экономических и психологических факторов на эффективное ведение домашнего хозяйства, дел в офисе и окружающем социуме; 5. знание индивидуальных особенностей членов семьи и других индивидуумов социума ; 6. знание и способность обеспечения спроса индивидуума и других членов социума в товарах и услугах; 7. умение формировать и поддерживать имидж семьи и других членов социума, организовывать их быт и досуг, внедрять современный стиль жизни; 8. навыки изучения потребности общества в товарах и услугах, организации предпринимательской деятельности в окружающей среде и повышения конкурентноспособности товаров и услуг; 9. умение квалифицированно составлять, пополнять и экономно расходовать бюджет семьи и средств социума; 10. умение осуществлять разработку и внедрение современных сервисных технологий домоведения; 11. умение внедрять компъютерные технологии для механизации и автоматизации ведения хозяйства; 12. навыки анализа характеристик современных технических средств, способствующих снижению трудоемкости домашнего труда и деятельности в окружающей среде, с последующим выбором их оптимальных вариантов; 13. умение создавать благожелательные межличностные отношения в семье и окружающем социуме; 14. умение организовывать воспитательный и образовательный процесс в семье и окружающем социуме; 15. умение разрабатывать и внедрять мероприятия социально-культурной и досуговой деятельности, 16. умение разрабатывать и реализовывать мероприятия по укреплению здоровья и физического развития, по оказанию доврачебной помощи; 17. умение разрабатывать и внедрять социальные технологии и социальные программы общества в домашнюю среду и окружающий социум; 18. знание методов внедрения результатов научных исследований в домашней среде и окружающем социуме. «Менеджер» домоведения должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: · сервисной; · организационно-управленческой; · научно-исследовательской; · образовательной. Объектами профессиональной деятельности менеджера являются услуги по производству и потреблению товаров и услуг, образованию и воспитанию; благоустройству дома и окружающей среды; созданию благоприятных условий жизни, труда, быта, уюта и организованного досуга; укреплению здоровья, физического и духовного развития; формированию благожелательных межличностных отношений; внедрению современного стиля и образа жизни; а также созданию условий по защите интересов и прав членов семьи и индивидуумов окружающего социума. - Выпускная квалификационная работа призвана выявить способность студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические задачи. - В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения дипломной работы должен решить следующие задачи: 1. обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для осуществления конкретного вида деятельности; 2. изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме; 3. собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа; 4. провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации и выявить недостатки и проблемы; 5. оформить дипломную работу в соответствии с нормативными требованиями. 2. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого процесса оказания услуг, научной специализацией кафедры и ее преподавателей. При выборе темы дипломной работы следует руководствоваться: - актуальностью проблемы, - возможностью получения конкретных фактических данных, - наличием специальной научной литературы, - практической значимостью для конкретного предприятия. Примерная тематика дипломных работ: 1. Технико-экономический анализ технологии ведения домашнего хозяйства (деятельности в офисе и окружающем социуме) (на примере конкретного предприятия) 2. Разработка основных направлений совершенствования технологии ведения домашнего хозяйства ( деятельности в офисе и окружающем социуме) (на примере конкретного предприятия) 3. Разработка предложений по повышению эффективности ведения домашнего хозяйства (дел в офисе и окружающем социуме) (на примере конкретного предприятия) 4. Разработка предложений по оптимизации обеспечения спроса индивидуума и других членов социума в товарах и услугах. 5. Формирование имиджа семьи и других членов социума. 6. Разработка предложений по организации быта и досуга, внедрению современного стиля жизни. 7. Анализ потребности общества в товарах и услугах (на примере…) 8. Разработка предложений по повышению конкурентноспособности товаров и услуг (на примере…). 9. Разработка современных сервисных технологий домоведения. 10. Разработка предложений по внедрению компъютерных технологий для механизации и автоматизации ведения хозяйства. 11. Анализ характеристик современных технических средств, способствующих снижению трудоемкости домашнего труда и деятельности в окружающей среде; разработка предложений по оптимизации. 12. Разработка предложений по созданию благожелательных межличностных отношений в семье и окружающем социуме (на примере…) 13. Разработка предложений по организации воспитательного и образовательного процесса в семье и окружающем социуме (на примере). 14. Разработка мероприятий социально-культурной и досуговой деятельности (на примере…). 15. Разработка мероприятий по укреплению здоровья и физического развития, по оказанию доврачебной помощи (на примере…) 16. Разработка социальных технологий и социальных программ общества в домашней среде и окружающем социуме. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Дипломная работа — это самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы, рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломной работы: Введение - обоснование актуальности темы дипломной работы, определение ее целей и задач. I. Теоретическая часть - теоретические и методологические основы изучения проблемы. II . Аналитическая часть - анализ состояния проблемы. 2.1. Общая характеристика 2.2. Анализ… 2.3. … 2.4. … . . . 2… Выводы по аналитической части. III. Практическая (проектная) часть - разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы. 3.1. Мероприятия по…… 3.2. Информационное обеспечение дипломной работы. 3.3. Правовое обеспечение дипломной работы. 3…Выводы по практической части. IV. Экономическая часть - экономическая оценка работы. 4.1. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий/обзор или сравнительная характеристика стоимости 4…Выводы по экономической части. Заключение (выводы по дипломной работе) – окончательные выводы и основные результаты дипломной работы. Список использованных источников. Приложения. 3.1. Краткое содержание составных частей работы Введение. Это вступительная часть дипломной работы. Объем Введения составляет 4-5 печатных страниц. Обязательными составляющими элементами Введения являются: актуальность дипломной работы, цель работы, задачи, объект, предмет, методический подход, практическая значимость. Актуальность подразумевает: - исследуемая область требует дополнений в методологии изучения; - исследуемая область требует получения новых данных; - исследуемая область нуждается в новых методах. Таким образом, обосновать актуальность – значит объяснить, почему нужно в настоящее время решать сформулированную в работе проблему (почему новое научное знание необходимо для практики, какая проблема в существующей практике требует, по мнению дипломника своего решения, чем исследуемая проблема лично интересна дипломнику, какова основная идея исследования, что было сделано для решения проблемы другими исследователями и что предстоит сделать дипломнику) Объект исследования – это процесс или явление (система), которое породило исследуемую проблему. Предмет исследования – это конкретное обозначения свойств объекта исследования (предмет всегда находится в семантическом поле объекта, но уточняет, конкретизирует, сужает его). Цель и сследования – это конечный результат исследования, который предполагается достичь. Задачи исследования – это перечисление путей достижения цели исследования. Каждая задача обозначает определенную часть дипломной работы. Методический подход – это конкретные приемы решения поставленных задач исследования: - системный (комплексный) подход – это исследование явления как совокупности составляющих его частей. - содержательный или формальный подход – извлечение из изучаемых явлений только относительно устойчивых и неизменных моментов. - логический подход – раскрытие взаимосвязи явлений, процессов; доминируют абстрактно-теоретические построения. Практическая значимость заключается в полезности исследования для решения конкретных практических задач. Описание практической значимости подразумевает направленность на конкретную целевую группу возможных потребителей результатов исследования. I . Основная часть – это около 50-60 страниц печатного текста. В целом текст дипломной работы должен составлять 70 - 80 страниц (без приложений). 1. Теоретическая часть – первая глава основной части. Фактически в этой части исследования перед дипломником стоит задача – дать обзор литературы (нормативно-справочной документации, данных статистической отчетности, передового отечественного и зарубежного опыта по исследуемой проблеме) по исследуемому предмету исследования; а также определиться в понятиях. Важно полно охарактеризовать современное состояние исследуемой проблемы, а также определить возможные подходы к ее решению. 2. Аналитическая часть – это анализ состояния проблемы. Аналитическая часть работы должна содержать: - систематизацию результатов изучения исследуемого аспекта деятельности , - формулировку выводов по результатам проведенного исследования, констатация наличия проблемы; - оценку перспектив разработки новых подходов к решению поставленной задачи; - результаты маркетинговых исследований о возможности и необходимости подготовки и реализации новых услуг; - систематизацию критериев (методов) оценки (формирования); - основные выводы по аналитической части. 3. Практическая (проектная часть). Конкретная разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы. 3.1. Мероприятия по совершенствованию деятельности, созданию нового продукта, новых форм обслуживания, совершенствованию организационной структуры предприятия, разработке предложений по использованию ресурсов и т.д.)… Данный раздел содержит результаты исследовательского поиска дипломника по конкретному проекту, способу решения сформулированной в предыдущей главе проблеме. 4. Экономическая часть - экономическая оценка работы. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий/обзор или сравнительная характеристика стоимости В заключении работы следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-7% от общего объема дипломной работы. Список использованных источников должен содержать перечень использовавшихся в ходе работы первоисточников, расположенных в алфавитном порядке и отражающих тему дипломной работы. В приложениях рекомендуется включать материалы, дополняющие содержание работы, промежуточные расчеты, вспомогательные таблицы, нормативные документы (Устав, инструкции и т.д.), иллюстрации вспомогательного характера. Дипломная работа также может содержать специальные разделы, дополняющие основные части. 3.2 И нформационное обеспечение дипломной работы Примерный перечень вопросов по информационному обеспечению дипломной работы: - анализ используемых информационных источников, - анализ используемых для решения задач исследования коммуникаций и разработка предложений по их совершенствованию (общий обзор); - оценка использования интернет-технологий (базы данных, электронная почта, сайт и т.п.) и предложения по их использованию и развитию. 4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Студентам рекомендуется следовать следующему календарному плану разработки дипломной работы: 1. Выбор темы дипломной работы и ее утверждение на кафедре. 2. Подбор научной литературы, ее изучение и обработка. Составление библиографии по основным источникам и представление ее научному руководителю. 3. Составление плана дипломной работы, согласование его с руководителем. 4. Разработка и представление на проверку введения, первой части (теоретической). 5. Накопление, систематизация и анализ практических материалов. 6. Разработка и представление второй части (аналитической). 7. Разработка и представление третьей части (проектной). 9. Согласование с руководителем и консультантом выводов и предложений. 10.Переработка (доработка) дипломной работы в соответствии с замечаниями руководителя. 11.Оформление иллюстративной части. 12.Сбор подписей руководителей. 13.Представление работы заведующему кафедрой на подпись. 14.Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями заведующего кафедрой. 15.Рецензирование дипломной работы. 16.Предоставление работы и диска с его содержанием в ГАК. Методистом каждому студенту выдается календарный график выполнения и защиты дипломной работы, пример которого представлен в приложении Г. 5. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА И ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 5.1. Общие требования Дипломная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Писать следует на одной стороне листа формата А4 (210х297мм). Работа может быть отпечатана на пишущей машинке через два межстрочных интервала или выполнена на компьютере с использованием любого текстового редактора, например «Microsoft Word». - При выполнении дипломной работы на компьютере, текст следует набирать через полуторный межстрочный интервал, размер кегля - 14, шрифт - Times New Roman Cyr. Оформление дипломной работы выполняется в соответствии с Единой системой технологической документации (ЕСТД). - Текст дипломной работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 25 мм, правое - 10 мм, нижнее - 10 мм и верхнее - 25 мм. Схемы, формулы, рисунки и таблицы оформляются на компьютере, однако допускается их выполнение черной гелевой ручкой, используя печатный шрифт. - Общий объем дипломной работы определяется научным руководителем дипломной работы. В среднем дипломная работа имеет объем не менее 70-85 страниц машинописного текста (без приложений). В тексте дипломной работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых (см. прил. Ж). Если в тексте используются специальные термины и сокращения более трех раз, непосредственно в тексте приводится расшифровка при первом упоминании, либо при первом упоминании пишется полное название употребляемого сокращения, а в скобках дается ссылка на краткую аббревиатуру. Дипломная работа должна быть сброшюрована пружинным способом. 5.2 Титульный лист и содержание дипломной работы Титульный лист дипломной работы оформляется в соответствии с Приложением и выдается методистом учебной части. Дипломная работа должна содержать: • титульный лист; • задание на дипломную работу (1 экземпляр); • содержание с указанием страниц; • введение; • основную часть в соответствии с утвержденным заданием; • заключение; • список использованных источников; • приложения. Слова «Содержание», «Список использованных источников» записывают симметрично тексту с прописной буквы, включают в содержание дипломной работы. Слова «Основная часть» в содержание не включаются, т.к. она начинается с теоретической части. 5.3 Нумерация страниц и глав Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. - Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце, шрифт Times New Roman Cyr № 12. Титульный лист, задание на дипломную работу и содержание включается в общую нумерацию страниц. Номера страниц на них не проставляется. Нумерация начинается со 2страницы (цифра 2). При оформлении дипломной работы каждый раздел: «Введение», «Теоретическая часть», «Аналитическая часть», «Проектная часть», «Заключение (выводы по дипломной работе)», «Список использованных источников» начинается с новой страницы, номер первой страницы раздела и его название проставляются в штампе и не дублируются в правом верхнем углу листа. Основная часть дипломной работы состоит из частей, разделов и подразделов. Части должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Разделы должны иметь нумерацию в пределах каждой части. Номер подраздела состоит из номера части, номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Например, третий подраздел второго раздела первой (теоретической) части будет иметь номер 1.2.3. При оформлении дипломной работы на каждой первой странице новой части («Введение», «Теоретическая часть», «Аналитическая часть», «Проектная часть», «Заключение (выводы по дипломной работе)») ставится штамп согласно ГОСТу 2.104-68 (образец приведен в приложении З). Таким образом, должно быть не менее 6 листов со штампами. Данный штамп выполняется вдоль нижней стороны листа внутри вычерченной рамки. Штамп должен быть заполнен печатным шрифтом карандашом или напечатан на компьютере и подписан шариковой или гелевой ручкой студентом, а также научным руководителем, зав. кафедрой и внешним рецензентом. В приложении И приведен пример оформления содержания дипломной работы. 5.4 Требования к иллюстрациям Иллюстрации являются необходимым условием содержания дипломной работы. Они могут быть представлены в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал. Студенту-дипломнику следует продумать, какой материал необходимо использовать для иллюстрации при защите работы. Наглядный (иллюстративный) материал выполняется на листах формата А4. Титульный лист раздаточного (иллюстративного) материала представлен в приложении К. - Раздаточный (иллюстративный) материал может быть также визуализирован через проектор с использованием программы Microsoft Power Point. Иллюстративный материал визируется руководителем. Распределение иллюстраций по основным частям дипломной работы может быть следующим: - теоретическая часть - 1-2 иллюстрации; - аналитическая - 3-5 иллюстраций; - проектная- 3-5 иллюстраций; - экономическая 1-2 иллюстрации. - Вводная иллюстрация является обязательной. Рекомендуется подготовить схему дерева целей или алгоритм исследования, показывающие структуру разделов дипломного исследования, место и роль каждого раздела в общей структуре, приоритетность поставленных целей и задач. Основные результаты анализа целесообразно представить в виде таблиц, графиков и диаграмм (гистограмм, круговых, объемных и т.д.), которые позволят лучше понять изложение материала доклада на защите дипломной работы. Необходимо в качестве иллюстраций представить предлагаемые мероприятия и рекомендации по решению проблемы темы дипломной работы. По согласованию с руководителем могут быть подготовлены другие иллюстрации: например, схема разработанного маршрута, схема разработанной организационной структуры и т.д. Общая структура доклада дипломника должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода. Иллюстрации к дипломной работе желательно выполнять ярко, красочно, разнообразно, с хорошей графикой, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и всем присутствующим на защите. Иллюстрации хранятся на выпускающей кафедре вуза и могут быть использованы в учебном и научном процессах. Иллюстрации, размещенные непосредственно в тексте дипломной работы (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки), следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под ними. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные. Все иллюстрации (фотографии, графики, схемы, чертежи и прочее), включенные в текст, именуются рисунками. - Рисунки нумеруются последовательно в пределах каждой из глав работы арабскими цифрами, например "Рисунок 1.1.", "Рисунок 2.5." и т.д. Рисунок должен размещаться сразу после ссылки на него в тексте дипломной работы. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, отражающей название рисунка, название рисунка должно располагаться посередине страницы. Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером. Например, «В размещенной ниже диаграмме (рис. 2.1.) мы систематизировали представления о сложившейся ситуации в секторе размещения Краснодарского края по основным курортным направлениям». Рис.2.1 Распределение общего числа курортных средств размещения по основным зонам пляжного отдыха Краснодарского края (в общем количестве средств размещения) - Дипломные работы, выполненные с нарушениями настоящих методических требований, не подлежат допуску к защите и аттестации. 5.5 Таблицы Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают над соответствующей таблицей. Подчеркивать заголовок не следует. Заголовок и номер таблицы помещаются над таблицей без отступа от левого края текста, после слова и ее порядкового номера. Например: «Таким образом, из вышеизложенного следует, что практически все величины носят не абсолютный, а относительный характер. Семантическую наполненность баллов оценки мы систематизировали в таблице 1.2. Таблица 1.2.Наполненность балльной оценки доступности объектов (относительные величины)
Таблица должна размещаться сразу после ссылки на нее в тексте работы. При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи "Продолжение табл." с указанием ее номера. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует. Однако, если в таблице идет достаточно большой перечень наименований (более 10), возможно включение в таблицу графы «№ п/п». Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки. 5.6 Формулы и уравнения Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Формулы и уравнения в дипломной работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют. 5.7 Ссылки При использовании в дипломной работе цитат, статистических данных и других материалов необходимо приводить источники, откуда они заимствованы. Эти указания оформляются сносками, в которых указываются инициалы и фамилии авторов, название цитируемого источника, том, часть, издательство, год издания, страница. При ссылке на чужой текст после упоминания о нем в тексте дипломной работы может использоваться так называемая концевая сноска. В этом случае, после указания в тексте произведения или цитаты из него в квадратных скобках (косых - в случае печатания на машинке) проставляют номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник /6, с.4-5/. По ходу изложения материалов теоретической части (и, если нужно, других частей дипломной работы) ссылки на используемую в процессе изучения теоретического материала литературу обязательны. Если студент ссылается на источник, указанный в библиографическом списке, тога ссылка оформляется следующим образом [53, с. 312], где 53 – это номер используемого источника, с. 312 – это номер страницы в данном источнике. Ссылки на таблицы, рисунки приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «(в соответствии с данными таблицы 3.5)», «(по данным рисунка 4.3)», «(в соответствии с приложением А)», «(... по формуле (3))». 5.8 Список использованных источников После заключения, представленного в работе, приводится список использованных источников , оформленный в соответствии с существующими правилами (ГОСТ 7.1.- 84). Список использованных источников группируется в алфавитном порядке и должен содержать не менее 50 наименований литературы. В начале списка нужно указать Федеральные законы, постановления Правительства, Указы Президента и региональные законодательные акты, а затем перечислить использованную литературу общего и специального характера в алфавитном порядке. При этом описание книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). Не рекомендуется в одном алфавите смешивать разные алфавиты (русский, латинский и др.) Авторы с одинаковой фамилией располагаются обычно в алфавитном порядке их инициалов: Соколов А.Л. Соколов Б.В. Соколов Д.И и т.д. Работы одного и того же автора располагаются или по алфавиту их названий, или в хронологии их издания. При составлении описания книг под фамилией автора сообщаются следующие данные: фамилия и инициалы автора, заглавие книги, сведения, относящиеся к заглавию; место издания, издательство, год, количественная характеристика (число страниц, листов). Под заглавием описывают книги, изданные без указания автора или имеющие четырех и более авторов: сборники статей, коллективные монографии, официальные документы и т.п. при этом описание содержит следующие сведения: заглавие, сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности, сведения о повторности издания, месте издания, издательстве, годе издания, количественную характеристику. Для статей из журналов или газет указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, наименование журнала или газеты, их номер и год издания. 5.9 Приложения Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы на ее последующих страницах в виде отдельного раздела. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слово «Приложение» и его обозначения. Если приложений более одного, то они обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, исключая буквы Ё, Й, Ъ, Ы, Ь, после буквы Я приложения обозначаются арабскими цифрами. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Распечатки форматов более чем А4 помещаются в качестве приложений и складываются по формату листов дипломной работы. 6. РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломной работы кафедра выделяет ему научного руководителя. Как правило, им является преподаватель кафедры, под руководством которого студент проходил преддипломную практику. Руководитель дипломной работы обязан: 1. Оказать помощь студенту в выборе темы дипломной работы и разработке плана его выполнения. 2. Оказать помощь в выборе методики проведения исследования. 3. Дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения работы. 4. Осуществлять систематический контроль за ходом выполнения дипломной работы в соответствии с разработанным планом и графиком. 5. После выполнения дипломной работы дать оценку качества его выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к нему (отзыв руководителя). 6. Проводить предзащиту дипломной работы с целью выявления готовности студента к его защите. Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки дипломной работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы. Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является редактором дипломной работы и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в нем теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки. На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются. На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к. рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы. В ходе выполнения работы научный руководитель выступает, в основном, как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить. Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление дипломной работы полностью лежит на нем, а не на научном руководителе. Если дипломник нуждается в консультантах по отдельным специальным вопросам, то заведующий кафедрой может их назначить дополнительно. Научный руководитель от кафедры утверждается приказом ректора университета. 7. ВНЕШНЕЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Для получения дополнительной объективной оценки труда дипломника проводится внешнее рецензирование дипломной работы специалистами в соответствующей области. Состав рецензентов утверждается на выпускающей кафедре. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты из туристического бизнеса и научно-исследовательских организаций, профессора и преподаватели вузов или данного вуза, если они работают на другой кафедре. Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю, который после просмотра подписывает ее. Затем работа передается заведующему кафедрой, решающему вопрос о направлении ее на внешнее рецензирование. В рецензии должно быть отмечено значение изучения данной темы, дальность, указано, насколько успешно дипломник справляется с рассмотрением теоретических и практических вопросов. Здесь дается развернутая характеристика каждого раздела дипломной работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключение рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы и оценивает его, после чего подписывает разделы дипломной работы. Рецензия должна быть получена не позднее, чем за три дня до защиты. В случае если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзывов руководителя и рецензента, не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы в ГАК, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и автора дипломной работы. Протокол заседания кафедры передается на утверждение ректору. Образец рецензии на дипломную работу представлен в приложении Е. 8. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ Дипломник, получив положительный отзыв о дипломной работе от научного руководителя кафедры, рецензию внешнего рецензента и разрешение заведующего кафедрой о допуске к защите, должен подготовить доклад (на 10-12 минут), в котором четко и кратко изложить основные положения дипломной работы, при этом используя наглядный графический материал, согласованный с научным руководителем. К защите дипломной работы студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе. В нем следуем отметить: что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы; каковы выявленные проблемы и недостатки; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Такова общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует, не зачитывая текст. Основные требования к докладу на защите дипломной работы: 1. Представление темы дипломной работы. 2. Актуальность проблемы. 3. Предмет исследования. 4. Объект исследования. 5. Цель работы и задачи исследования. 6. Алгоритм исследования. 7. Характеристика организации. 8. Характеристика выборочной совокупности исследования. 9. Методы исследования. 10. Количественная и качественная оценка основных показателей. 11. Полученные результаты. 12. Основные выводы по проблеме. 13. Предлагаемые рекомендации. 14. Степень внедрения и область применения. Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, а также содержать выводы и предложения. Защита дипломной работы проводится на заседании ГАК. В ее состав должны входить высококвалифицированные преподаватели и специалисты с производства. Председатель ГАК должен быть специалистом по профилю данного факультета, имеющим ученое звание и степень, и приглашаться со стороны. Состав комиссии утверждается приказом ректора вуза. На заседании могут присутствовать руководители работ, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица. Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных работ. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГАК. До начала защиты дипломных работ студент представляет в ГАК следующие документы: Дипломную работу; диск с содержанием дипломной работы; внешнюю рецензию на дипломную работу. Общая продолжительность защиты не должна превышать 30-35 мин, в том числе 10-12 мин предоставляется студенту для сообщения содержания дипломной работы. 9. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Защита дипломной работы происходит на открытом заседании ГАК в следующей последовательности: - секретарь ГАК объявляет фамилию, имя и отчество автора, и тему работы, а также средний балл, полученный студентом за весь период обучения; - студент в отведенное ему (ей) время (в пределах 10-ти минут) излагает основное содержание работы, уделив особое внимание предлагаемым в ней выводам и рекомендациям. Доклад иллюстрируется плакатами и раздаточными материалами; - по окончании доклада секретарем ГАК зачитывается рецензия на работу. Студент, не согласный с отдельными замечаниями рецензента, может дать соответствующие разъяснения; - после этого автору работы членами ГАК и присутствующими задаются вопросы; в обсуждении работы может принять участие каждый присутствующий на защите. Ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку работы, они должны быть тщательно продуманы и лаконичны; - оценка выносится только после обсуждения членами ГАК самой защиты с учетом оценок, данных рецензентом и руководителем работы. Задача ГАК - выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли дипломнику выдать диплом менеджера. Поэтому при защите студенту важно показать не только то, как работали отрасль или предприятие, но и то, что сделано им самим при изучении проблемы. Вопросы, которые задают члены ГАК и присутствующие могут относиться к темам дипломной работы или специальных курсов по менеджменту, маркетингу, экономике, планированию и т.п., поэтому студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных курсов и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. Вопросы в случае необходимости можно записать и подготовить ответы, при этом разрешается пользоваться дипломной работой. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Оценивается дипломная работа по 4-балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГАК с участием руководителя дипломной работы. Определяется общая оценка работы дипломника с учетом его теоретической подготовки, качества выполнения и оформления работы. ГАК отмечает новизну и актуальность темы, степень научной проработки, применения ЭВМ, практическую значимость результатов дипломной работы, при этом руководствуются рейтинговой оценкой. Ведется протокол заседания ГАК, куда вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о выдаче диплома (с отличием, без отличия). По решению ГАК работа может быть рекомендован к внедрению. Протокол подписывается председателем и членами ГАК, участвовавшими в заседании. В тот же день после оформления протокола заседания ГАК студентам объявляются результаты защиты дипломной работы. Студенту, не защитившему дипломную работу в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на 3 года. Для этого студент должен сдать на кафедру личное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительность причины. После защиты дипломная работа со всеми материалами должна быть сдана в архив. На выпускающей кафедре остается дискета с содержанием работы. Диплом об окончании вуза и приложение к нему (выписка из зачетной ведомости) выдаются после оформления всех требуемых (в установленном в вузе порядке) документов. Общие итоги защиты всех работ подводятся Государственной Аттестационной Комиссией и в последующем обсуждаются на кафедрах. По результатам защиты кафедра может рекомендовать отдельные работы для публикации, а дипломника к поступлению в аспирантуру. ПРИЛОЖЕНИЕ А Балльная комплексная оценка дипломной работы Фамилия, Имя, Отчество студента _____________________________________ ____________________________________________________________________ Средний балл ___________ Критерии комплексной оценки дипломной работы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС»)
ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу утвердить мне следующую тему ___________________________________: (наименование выпускной квалификационной работы) ___________________________________________________________________________________________________________________ (точное название темы) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ и назначить руководителем _____________________________________________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) «_____»___________20____ г. Подпись студента _________________ Консультанты_________________________________________________________________ (Ф.И.О) СОГЛАСОВАНО Руководитель___________________________________________ __________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) (подпись) «_____»___________20____ г. УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой ___________________________________________ ___________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) (подпись) «_____»___________20____ г. ПРИЛОЖЕНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС») __________________________________факультет (филиал) Кафедра _____________________________________________________________ Специальность _______________________________________________________ (направление подготовки) (код, наименование) ____________________________________________________________________ Специализация ______________________________________________________ ( код, наименование) УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой__________ _____________________________ _____________________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) _____________________________ (подпись) «____»_____________20___г. ЗАДАНИЕ на выполнение ______________________________________________________ (наименование выпускной квалификационной работы (ВКР)) Студенту группы _________________ __________________формы обучения ____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) 1. Тема * ____________________________________________________________: (наименование ВКР) ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ утверждена приказом по Университету от «____»_______20_____г. №______ 2. Срок сдачи студентом ________________ «____»_______20_____г. (наименование ВКР) 3. Цели и задачи __________________: _________________________________ (наименование ВКР) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ * Название темы указывается в точном соответствии с приказом. 4.Исходные данные: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 5. Перечень вопросов, подлежащих разработке, или краткое содержание__________________________________________________________________________________________: (наименование ВКР) __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Консультанты по ______________________ (с указанием относящихся к ним разделов, Ф.И.О., ученой степени, ученого звания): ___________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ (наименование ВКР) 8. Дата выдачи задания «____»____________________20___г. Руководитель___________________________________ ___________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) (подпись) 9. Задание принял к исполнению «____»___________20____г. Подпись студента ___________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ Г УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой__________ _____________________________ _____________________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) _____________________________ (подпись) «____»_____________20___г. Календарный график выполнения _________________________________на тему: (наименование выпускной квалификационной работы) _______________________________________________________________________________________ (название темы ВКР)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС») __________________________________факультет (филиал) Кафедра ______________________________________________________________ Спе циальность ____________________________________________________________________ (направление подготовки) (код, наименование) ____________________________________________________________________ Специализация _________________________________________________________ ( код, наименование) Допустить к защите Заведующий кафедрой __________________ _____________________________ _____________________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) _____________________________ (подпись) «____»_____________20___г. __________________________________________________________ (наименование выпускной квалификационной работы) Студента ___________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) На тему:* ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ Состав _______________________________: ( наименование ВКР) 1. Расчетно-пояснительная записка на ____ стр. 2. Иллюстративная часть на ____ листах. Руководитель ________________________: ___________________________________ ______________ (наименование ВКР) (уч.степень, уч.звание, Ф.И.О.) ( подпись) Консультанты : ___________________ _____________________________________ ______________ (наименование раздела) (уч.степень, уч.звание, Ф.И.О.) ( подпись) _____________________ ___________________________________ ______________ (наименование раздела) (уч.степень, уч.звание, Ф.И.О.) ( подпись) Дипломник ________________________ «_____»________________20___г. (подпись) 20____ г. * Название темы указывается в точном соответствии с приказом. ПРИЛОЖЕНИЕ Е РЕЦЕНЗИЯ на ______________________________________________________________________________________________ (наименование выпускной квалификационной работы ВКР) Студента (ки) ___________________________________________________________________факультета ____________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) ____________________________________________________________________ Тема:_________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1. Актуальность темы:_________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование ВКР) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Отличительные положительные стороны ______________________________: (наименование ВКР) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.* Практическая значимость ____________________________и рекомендации по внедрению в производство ___________________________________________________________ (наименование ВКР) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Недостатки и замечания ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Выводы и рекомендуемая оценка ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ РЕЦЕНЗЕНТ ______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Подпись ___________________ Ученая степень, ученое звание, должность, место работы ____________________________________________________________________ * п. 4 заполняется при рецензировании дипломной работы и магистерской диссертации. ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Общепринятые графические сокращения слов К общепринятым сокращениям, не требующим специальных разъяснений применяющимся в любых изданиях, за исключением изданий для начинающего читателя, относятся следующие: т.е. - то есть и т.д. - и так далее и т.п. - и тому подобное после перечисления и др. - и другие и пр. - и прочие см. - смотри при ссылке (например, на ср. – сравни другую часть ДП) напр. - например в. - век вв. – века при обозначении цифрами веков, г. – год годов гг. - годы т. - том тт. - тома н.ст. - новый стиль ст.ст. - старый стиль н.э. - нашей эры г. - город обл. - область р. - река оз. - озеро о. - остров гр. - гражданин стр. - страница акад. - академик доц. - доцент проф. - профессор ж.д. - железная дорога ж.-д. - железнодорожный им. - имени ПРИЛОЖЕНИЕ З Штамп ГОСТ 2.104-68 для оформления дипломной работы
Проставляется Проставляется номер данной общее число страниц страницы дипломной работы ПРИЛОЖЕНИЕ И Пример оформления содержания дипломной работы
ПРИЛОЖЕНИЕ К федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «российский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ туризма и СЕРВИСА» (ФГОУ ВПО «РГУТиС») РАЗДАТОЧНЫЙ (ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ) МАТЕРИАЛ к защите дипломной работы студента (ки) на тему: «_________________________________________________________ __________________________________________________________________» Руководитель дипломной работы: _________________________________ (уч.степень, уч.звание, И.О.Ф.) __________________________________________________________________ «______» ___________ 200___г. Москва 200__ г. ПРИЛОЖЕНИЕ Л Балльная комплексная оценка дипломной работы Фамилия, Имя, Отчество студента _____________________________________ ____________________________________________________________________ Средний балл ___________ Критерии комплексной оценки дипломной работы
|