Реферат: Борьба крестьян за «чистую» волю
Название: Борьба крестьян за «чистую» волю Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Республики Татарстан МОУ «Иж – Борискинская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района Республики Татарстан РЕФЕРАТ Тема: БОРЬБА КРЕСТЬЯН ЗА «ЧИСТУЮ» ВОЛЮ. Руководитель: З. Б. Мокшина учитель истории и обществознания второй квалификационной категории Учащийся 10-го класса : А. Н. Бахитова Иж – Борискино, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………..3 Раздел I . Реформа 1861г………………………………………………………6 Раздел II. Ответ крестьян на реформу……………………………………….11 Раздел III. Подавление Бездненского волнения…………………………...19 Заключение…………………………………………………………………....28 Список использованных источников и литературы………………………30 Приложение…………………………………………………………………...32 ВВЕДЕНИЕ Проблема крестьянского вопроса актуальна для нашего времени. Более всего страну волновала судьба крепостного права. По словам В.О. Ключевского к середине ХIХ в. разрешение этого вопроса « стало требованием стихийной необходимости». « Первое дело - нужно освободить крестьян, потому что здесь узел всяких зол» - писал Александр II. Данная работа посвящена борьбе крестьян за « чистую» волю: Бездненскому волнению, ответа на крестьянскую реформу1861г. Данный исследовательский период, а именно с февраля по апрель 1861г, имеет важное значение, для дальнейшей истории России, так как он ознаменовался собой начало смены типов государственности, смены экономической формации и смены типа мышления. Феодальные пережитки, прежняя самодержавная политика высших слоев общества, массовое недовольство подавляемой части населения крестьянства, все это указывало необходимость реформ в стране. Но все изменения были явно недостаточными. Недовольство ими высказывали и крестьянство и буржуазия. Территориальные рамки: работа охватывает территорию Спасского уезда, в частности, села расположенные вокруг моего села Иж-Борискино – это Фадеевка, Кузнечиха, Антоновка. К тому же имею личный интерес, мне было интересно узнать, как проходили эти события, проходившие недалеко от нас. И в этом году исполняется сто пятьдесят лет со дня отмены крепостного права. Предмет исследования: волнение в селе Бездна. Цель исследования: определить причины волнения в селе Бездна. Реализация данной цели обусловила решение следующих задач: · Изучить и исследовать литературу по проблеме исследования; · Выяснить основные положения реформы отмены крепостного права, значение для развития страны; · Охарактеризовать ход Бездненского волнения. Новизна моего исследования: найти исторические документы для школьного музея. В ходе исследования по проблеме использованы следующие методы: * историко - логический анализ и синтез архивных материалов; *реферирование; *обобщение; *беседа; Для исследования своей работы, я ездила в Казань, в национальную библиотеку и поработала в архиве. Кроме исследовательских работ, во время написания, также использованы источники. Основной упор я делала на воспоминания современников того времени, документов, находящихся в архиве Национальной библиотеки, школьных музеях Антоновки, Кузнечихи, Иж-Борискино. Просмотрены следующие источники и литература: Бездненское восстание 1861г.: сборник документов// под ред., А.И. Ямпольского и др. – Казань: Татгосиздат, 1948г. В этом сборнике собраны документы, находящиеся в Госмузее ТАССР, ЦГИАЛ, ф. Департамента полиции исполнительной, арх., ЦГА ТАССР и т.д. Материалы по истории Татарстана. Второй половиныХIХ в. Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70 ггХIХ в - Труды историко-архивного института. Материалы по истории народов СССР в 6т. - М: Академия наук,1936г. В этих материалах дан исторический анализ Безднинскому волнению и других волнений в Спасском уезде, о крестьянских движениях в России в 1857- мае 1861гг освещается в книге «Крестьянское движение в России в 1857- мае 1861г-М;1963г-с.738г. Волнения в селе Бездна // Казанские истории -2003,16 ноября. В 1861г. в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии начались волнения в ответ на крестьянскую реформу Александра II. Вульсон К. и др. Безднинское восстание в освещение «Современника» Чернышевского и «Колокола» А.И. Герцена.- М: Татгоиздат - Казань, 1961г. В этой книге описаны события в Спасском уезде. Евгеньев П.К. Бездна. - Казань: Таткнигоиздат , 1957-107с. Книга посвящена безднинскому восстанию, Евгеньев П.К. побывал в этих местах, где развертывались события, беседовал со старожилами. О реформе 1861г написана статья в газете: Казанская газета от 24апреля,1911г, №17. РАЗДЕЛ I . РЕФОРМА 1861Г . 19 февраля 1861 года в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Этот документ был компромиссным. И крестьянская реформа перешла в практическую стадию. 3 декабря 1857 г казанским губернатором было получено циркуляр от министра внутренних дел, в котором говорилось, что дворянство – признало необходимость для улучшения и упрочнения быта помещичьих крестьян освободить их от крепостной зависимости. 1. Помещики сохраняют право собственности на всю землю, но крестьянам предоставлялась усадебная оседлость, которую они выкупают, сверх того предоставляется в пользование крестьянам надлежащее, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиками, определенное количество земли, за которую они должны платить оброк или отбывать работу помещику. 2. Крестьяне должны быть распределены на сельские общества. 3. При устройстве будущих отношений помещиков и крестьяне должна быть надлежащим образом обеспечена, исправна уплата государственных и земских повинностей. Дворянство Казанской губернии изъявило желание открыть в губерниях особый комитет для составления проекта положений об улучшении и устройства помещичьих крестьян. Предводитель дворянства в докладе, министру внутренних дел Ланскому, писал, что, «что дворянство Казанской губернии готово со своей стороны содействовать исполнению воли государя императора, по устройству быта помещичьих крестьян, но, опасаясь беспорядков при введении новых правил, которое дворянство желало бы воспользоваться в этом деле примеры других губерний и соблюсти при исполнения нововведения необходимую постепенность». Ланской, отметив выраженные казанскими дворянами сомнения, беспокойства и желания писал, между прочим: « Правительство и дворяне многие губернии имеют основания думать, что подобных беспорядков можно скорее ожидать при настойчивом стремлении к сохранению прежнего устройства крестьянского сословия .[9] Проект М.П. Позена об освобождении крестьян предусматривал: 1. Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности. 2. Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какой формою. 3. Крестьяне крепки земле, на которой они теперь поселены… 4. Платеж за земли назначаются по особой оценке, устанавливаемой всегда на 20 лет, и производится работою, а в некоторых случаях и деньгами…[1] А вот Н.Г. Чернышевский писал, …что национальное чувство …непреклонно хочет сохранения земли за крестьянином. Какую же землю хочет сохранить оно за крестьянином? Ту, которой он теперь владеет,- ту самую землю, в том самом объеме, те самые участки… Признается ли национальным чувством, хотя какой – нибудь выкуп? … Нация спорит о том, что должно быть господскими полями и лугами: останутся ли они за помещиком или также отойдут крестьянам? И заметьте, о выкупе не бывает в этих спорах и помин[6] Реформа 19 февраля 1861г. не дала крестьянству не необходимого земельного обеспечения, не действительной свободы. Это понимали и люди, проводившие реформу. Один из видных ее участников Юрий Самарин писал: «Новое положение ни в коем случае не сможет удовлетворить их; в минуту его обнародования наступит критический момент». Правящие круги предвидели взрыв крестьянского недовольства, поэтому к моменту объявления «воли» на места были командированы войска; генералы получили самые широкие полномочия в деле усмирения «всяких между крестьянами беспокойств, неповиновения или ослушания»!Правительство Александра Второго верно оценила обстановку. Крестьяне, разобравшись в положениях, поняли, что ожидаемой «воли» они не получили. Выход на барщину, плата оброка - все это явно не входило в представление народа о «воле». Появились слухи о «новой воле», которая должна была появиться, по мнению крестьян, в феврале 63 г. Сам император Александр в своем обращении к народу писал: «Трудитесь, работайте, будьте послушны властям и помещикам». Эти слова были малоэффективны в условиях тотальной подчиненности крестьян местным чиновникам.[1] Объявление манифеста, по селам и деревням Казанской губернии, не вызвало значительных волнений. Двадцать четвертого марта, т.е. через 13 дней после обнародования манифеста, губернатор доносил в Министерство внутренних дел, что в одном из имений, после прочтения манифеста, крестьяне отказались ехать с поводами, а в другом имении крестьяне не выходили на барщину два дня. Крестьяне просто не могли поверить, что именно император инициировал такую реформу.[1] «Положение» читали крестьянам грамотные: столяр, дьячок, священник и др., но желаемой «воли» для крестьян никто не вычитал из толстой книги» Началась посылка крестьянских ходоков в соседние села - узнавать, не вычитали ли там волю, но и там была такая, же картина. [10] Губернатор , 24 марта сообщавший министру внутренних дел о « необыкновенном благоразумии» крестьян, их «покорности - и совершенном доверии правительству» 5 апреля, т.е. через 12 дней, предписывал земским исправникам со всем вниманием и бдительностью следить: 1. За тем, чтобы крестьяне, освобожденные из крепостной зависимости, повиновались поставленным властям и исполняли все справедливые требования; 2. Чтобы приняты были все меры к предупреждению неправильных превратных толкований; 3. Чтобы в случае беспорядков и неповиновения, не согласного со смыслом высочайше утвержденных положений, принимаемы были быстрые и действительные меры к прекращению оных в самом начале» [8] Далее исправникам предписывалось следить за тем, чтобы крестьяне исполняли полевые работы. Крестьяне были глубоко убеждены, что земля, сотворенная Богом, должна принадлежать тем, кто трудится. Помещики не трудятся на земле и никого права на владение ей не имеют. Труженик – крестьян – вот ее настоящий владелец. Поэтому и манифест воспринимался ими ненастоящая воля. И одним из ответов народа на результаты «свободы» стало движение Антона Петрова. Село Бездна расположено в семи километрах от моего родного села Иж-Борискино. Бездна – это река, по обоим берегам - сельские дома и сады. В нескольких местах речку запруживают плотины, которые были сооружены дворовыми крестьянами по приказу помещика в прошлом веке. [14] В название реки Бездна местные жители делают ударение на последнем слоге. Река и дала название самому селу, ставшему Антоновкой только в советские времена, но снискавшему славу гораздо раньше, ведь редко кто не знает, что именно здесь произошло знаменитое бездненское восстание под предводительством Антона Петрова, скромная могила которого находится за околицей, на самом выезде. Когда-то при въезде в Бездну установлена виселица. Она была из числа тех, что сооружались в тех селах, жители которых принимали участие в пугачевском бунте. Так что побунтовать здешние крестьяне любили еще задолго до александровских реформ. Есть даже предание, что жители участвовали и в разинском бунте.[2] Таким образом, у крестьян реформа вызвала отрицательную реакцию, начались волнения и содержание объявленной «воли» глубоко разочаровало крестьян. РАЗДЕЛ II . ОТВЕТ КРЕСТЬЯН НА РЕФОРМУ. Крестьяне села Болховки, которое находился вблизи села Бездна, получив «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», оказались в затруднении, так как среди них не было грамотного человека. Поэтому они отправились в бездну и просили управляющего Павла Родионова отпустить к ним Антона. « Павел Родионов отпустил Антона, который пробыл там у них с понедельника 3 апреля по вторник до обеда» . [6] Ничего утешительного для себя крестьяне с. Болховки из « Положения» не вычитали. Антон Петров им разъяснил о необходимости работать на помещика сорок дней в год; о воле ничего не говорил. Такие же споры происходили в самой Бездне. Вот, что пишет очевидец восстания дворянин Н.А. Крылов: «…В селе Бездне какой-то старовер Антон Петров в «Положении» доискался истинной воли, которую до него, хотя и немногие видели, но никто не мог понять. Именно, в « Положении», где напечатано « образец уставной грамоты», написано: « дворовых 00, крестьян 00, земли 00»и т.д. Эти нули Антона не привели в смущение, он растолковал, что это есть истинная воля и запечатана она крестом св. Анны. А крест св. Анны – переверните назад страницу: прямо против « дворовых 00» стоит 10%. Это, говорит, и есть крест св. Анны, которым потайным образом запечатана истинная воля.[12] Сидит Антон в избе в Бездне, смотрит на эти нули, читает без запинки: « Помещичьи земли – горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им – ни прута. Переступит он шаг со своей земли – гони добрым словом, не послушался – секи ему голову, получишь от царя награду» . [6] Поведение Антона Петрова и окружающих его крестьян резко изменилось; они перестали обращаться за разъяснением к представителям местных властей, стремясь понять суть « Положения» самостоятельно. Антон Петров, читая « Положение», объяснял его так, как ему хотелось и как хотелось крестьянам. Показания Антона Петрова военно-полевому суду по этому вопросу записаны так: « Читавши его, и не знал хорошо грамоты, не правильно растолковал первую статью уставной грамоты, где сказано: из них отпускаются после ревизии на волю 00» . « Знаки я эти принял за изъяснение воли» [2]. Приняв эту часть « Положения», как подтверждения объявления воли крестьянам, Антон стремился сплотить вокруг себя как можно больше безднинских крестьян. Он не забыл и болховских, к которым отправился вечером 4-го апреля, и сказал: « чтобы они всем миром шли в Бездну, потому что он открыл им там волю». Все, что впоследствии говорил Антон Петров крестьянам, ни в какой степени не может быть расценено, как «толкование» им действительного содержания закона об отмене крепостного права. «Я всем приходящим ко мне стал объяснять, показывал он суде, что крестьяне, вольные, говорил им, чтобы они не слушали помещиков и начальствующих властей, приказывал крестьянам не ходить на барщину, не платить оброков, не давать подвод, даже не препятствовать, когда крестьяне увидят, что другие будут брать из барских амбаров хлеб, если вода разломает мельницу, то не поправлять самим, от помещиков ничего не брать. Толковал, что вся земля принадлежат крестьянам, а помещикам остается только одна треть» [15]. В действительности « Положение», не содержало в себе ничего похожего на «толкования» Петрова, который выражал ими чаяния крестьян о воле. Все-таки нужна ли это борьба? Но он хотел как лучше, но получилось только хуже. Антон Петров и окружавшие его безднинские крестьяне стремились придать движению массовый характер. Из воспоминаний: « Чтобы больше привлечь крестьян к себе, показал он суде Антон Петров, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу». [13] Однако, весть о том, что в Бездне получена « настоящая воля» быстро распространилась по округе и помимо посланцев Антона Петрова, как обычно распространяются всевозможные слухи среди народа. Волнения крестьян быстро разрасталось. Спасскому земскому исправнику Шишкину стали поступать от помещиков и их управляющих сообщения о массовых движениях крестьян. Из донесения начальника штаба резервной дивизии 4-го армейского корпуса подполковника Молостова казанскому губернатору Козлянину П.Ф. о состоянии крестьян в селе Бездна от 15 апреля 1861г «В Бездне все совершенно спокойно: при проезде моем чрез села, лежащие по дороге, я имел возможность убедиться, что волнения никакого в настоящее время ожидать нельзя. Крестьяне находятся в паническом страхе». А вот в Юрткулях недалеко от Бездны, было уже неспокойно об этом писал помещик М. Горелов исправнику Шишкину Р.В. с просьбой о переводе войск из « Усмиренного» с. Волосниковки в « Бунтующие выселки деревни Юркули, для усмирения крестьян, потому что крестьяне отказались от работы. [2]. А вот донесения старшего непременного заседателя Спасского суда Адамова Спасскому земскому исправнику Шишкину Р.В. о неповиновении крестьян в селах Фадеевка, Кузнечиха, Юркули Спасского Уезда от 8 апреля 1861 года: « …О внушении крестьянам разных помещиков должного повиновения, я первоначально отправился в сельцо Фадеевку в имении господина Стрелкова, где собранным крестьянам делал должное внушении об исполнении своих обязанностей, которые, придя, обязались мне выполнить все законные требования г. Стрелкова, а самовольно вырубленный ими лес из господской дачи свезти по принадлежности, причем г. Стрелков от взыскания с этих крестьян за срубленный лес отказался, прося только меня, одного из главных виновников наказать, что мною исполнено…»[5]. Такие же события происходили в селе Кузнечихе, имении Немирович - Данченко, Кольецкого и князей Дадиани. Кузнечихинские крестьяне заявили Адамову « что они в настоящее время совершенно свободны от всяких услуг помещиками, а двое из них: Степан Куркульцев и Михаил Якимов, объявили, что в селе Бездна есть крестьянин Антон Петров, который объявил им настоящую волю.[ 2] Адамов пытался убеждать крестьян, чтобы они подчинялись помещикам, но крестьяне его не слушали. Попытка арестовать Куркульцева и Якимова также не удалось Адамову – обывателями своими допущены к тому не были». [6] Крестьяне села Бездны и деревни Болховки своим поведениям подавали пример другим крестьянам; они решительно отказались подчиниться своему помещику Мусину - Пушкину и местным властям. На заявления исправника о том, что Антон Петров толкует « Положение» превратно, крестьяне начали кричать, что, они больше никого не хотят слушать. Исправник потребовал, чтобы Антон Петров вышел к нему, на это крестьяне ответили, что Антона они не выдадут. С наступлением темноты исправник приказал народу разойтись, но его никто не послушал, « крестьяне целую ночь оставались на том же месте». На следующий день исправнику, после долгих переговоров, удалось заняться чтением « Положения» крестьянам. Вначале читал Антон Петров, затем исправник. Когда исправник дочитал до параграфа 33, где упоминается слово: «воля», Антон Петров закричал: « Баста». Вслед за этим толпа начала кричать, что более нечего слушать, что довольно читать.[12] Крестьяне почувствовали себя свободными и, как видно из архивных материалов, они не боялись исправника, не слушались бывшего с ним священника, признавая лишь авторитет Антона Петрова. Свое бессилие уездный исправник должен признать в рапорте губернатору. « Доводы мои и священника, писал он, напрасны: далее начинают приступать к нам, чтобы мы дали им подписку о воле совершенной и со всею землею. Затем шум и крик без всякого воздержания, и я, при всей своей настойчивости, более не мог ничего сделать как о всем происшедшим тороплюсь донести вашему превосходительству» [15]. Крылов в письме Ермоловой в 1861 г писал: « Некоторые мужики представляли мне в лицах, как из Бездны прогнали исправника и предводителя, говорили что предводителя сожгут, царь велел дворян не миловать, а головы рубить» [ 6] Из приведенного свидетельства очевидца , записанного под свежим впечатлением, видно, видно крестьянское движение разрасталось и стало принимать боевой характер. Из просмотренных документов, я установила, что постоянным помощником Антона Петрова был из соседней деревни Кузнечиха Василий Михайлов, из сельца Катюшино Василия Павлова – Лохина [4] Крестьяне называли во время допроса также Л.Я. Титова, Н. Никитского, А. Андреева, Л.Гаврилова… «Все более смущал нас, говорили крестьяне, Щербетский Николай: он был грамотный, выйдет, бывало к народу, что нам дана чистая воля» [7] Не все крестьяне принимали участие в волнении. Те из крестьян, которые выступали против восставших, встречали решительный отпор со стороны масс. Староста с. Бездны Павел Михайлов показывал на суде, что «крестьяне прибили его за то, что не принимал участия в их деле, что избранные Антоном Петровым сотские ездили по деревням и запрещали ходить в церковь» [6]. Другой крестьянин Иван Исаев также заявлял суду, что крестьяне избили его за поддержку помещиков, и он болел до приезда Апраксина. Меня всегда волновал вопрос, почему же крестьяне нашего села тоже не принимали участия в волнении Антона Петрова. Ни в одних документах не встречается об их участии. В селе Иж - Борискино жили чуваши. В нашем селе, никогда не было помещика. Жили общиной, общинное самоуправление, хотя и обязанностями были: рекрутские повинности, уплата налогов. Тяжело им жилось. Просто, что изучаемый период(1861-1866гг) реформа не была распространена на государственных крестьян.[3] 22 апреля крестьяне села Никольского показывали Апраксину, что « к неповиновению против начальства и своих владельцев и неисполнению господских работ» возмутили их односельчане: Михаил Ахаев, Дмитрий Борминский, Фадей Федотов, Григорий Петров, Сергей Старов и Григорий Кондратьев, « которые в продолжение нескольких дней неоднократно собирали на улицу обывателей, подстрекали их, чтобы все шли в село Бездну, где крестьянин Антон Петров вычитывает волю, и чтобы никто из крестьян на господскую работу не ходил, и притом, они угрожали, что если, кто не пойдет в село Бездну, а будет заниматься господскими работами, то они не дадут там крестьянам земли, выгонят их из селения, а дома раскидают»[11] Сотник, явившись в Бездну начал укорять Антона Петрова в неправильном толковании « Положения», на это безднинские и другие крестьяне, окружавшие проповедника, как писал Трубников, с угрозами начали порицать его стояние на господской стороне , по их выражению , и угрозы эти сделались до того настоятельны , что сотник почел за лучшее убраться домой и едва спасся от побоев, ибо его на расстоянии десяти верст преследовала толпа с криками и бранью». [8] Официальные данные относительно сел и деревень, якобы не участвовавших в движении, не заслуживают полного доверия. Половцев – адъютант казанского губернатора, входивший в состав следственной комиссии, в своих воспоминаниях сообщает интересную подробность, проливающую свет истинное положение вещей относительно того, как был составлен этот список сел и деревень « не участвовавших в движении». [Приложение 1 ]. Половцев пишет: « Апраксин и в своем рапорте оговорил, что некоторые деревни участия в бунте не принимали вовсе. Думал ли Апраксин, что устранение некоторых деревень подкрепят его предположение о заранее задуманном бунте, или просто ничего не думал, а повторял болтовню Спасского исправника, но болтовня эта не прошла бесследно…, так как от министра внутренних дел губернатору последовало приказание о представлении именного списка деревень, не участвовавших в движении» [ Приложение 1 ] «Высочайшее повеление» было напечатано в «Казанских Губернских Ведомостях» 12 июня 1861 г. В нем, говорилось: « Крестьянам Спасского уезда, не принимавшим участия в беспорядках, объявить мое благоволение». Дальше идет перечисление 24 населенных пунктов, вовсе, якобы не участвовавших в волнении и неповиновении в селе Бездна, и сюда включены два села по ошибке Муллино и Зеленовка. [6 ]. Губернатор поручил следственной комиссии собрать сельские сходы в перечисленных деревнях и « объявить, сколько можно торжественно высочайшую благодарность». «Мы поехали. В первой же деревне, - писал Половцев, вышел конфуз чрезвычайный. Только что вышли мы к собранному сходу, как вся толпа крестьян разом повалилась на колени. К.П. Перцов – председатель следственной комиссии, принявший на себя возможно торжественный, опешил, как, почему случилось? «Покоряются, ваше превосходительство, сказал сельский староста, винятся в том, что по глупости в Бездну бегали». [ 8] Помещики, жившие в Спасском уезде, сильно испугались. Многие из них бежали в Казань. Предводитель дворянства Молостов поспешно отправил свою семью в город. Весть о восстании в селе Бездне крайне встревожила всех казанских помещиков. Из приведенных материалов вытекают следующие выводы: 1.Волнение вспыхнуло и развивалось стихийно: центром движения стало село Бездна. Вожаком крестьян стал Антон Петров, но во время восстания из среды крестьян выдвинулись наиболее активные наши земляки из сел Фадеевка, Кузнечиха, хотя, крестьяне из нашего села не участвовали в этом движении, потому что реформа не коснулось государственных крестьян. 2.Крестьяне вышли из подчинения помещиков, управляющих, становых, не слушали священников. РАЗДЕЛ III ПОДАВЛЕНИЕ БЕЗДНЕНСКГО ВОЛНЕНИЯ. Генерал Апраксин, присланный из Петербурга на время проведения реформы в Казанскую губернию, решил лично выехать в Бездну. 9-го апреля Апраксин приехал в город Спасск, 10-го числа получил информацию от уездного предводителя дворянства Молостова и исправника Шишкина и, вызвав немедленно 2 роты солдат из Тетюш, решил действовать. В своем донесении казанский губернатор Козлятинов П.Ф. министру внутренних дел Ланскому С.С., что « помещиков и чиновников не трогают, но Бездна окружена мужиками верхом, не пропускающимися в нее никого, в Бездне уже вчера более 2000народа, прибытие остальных войск задержано сбором в батальонные штабы, ужасной распутицей и трудными переправами через Волгу и Каму» . [8] 12 апреля Апраксин с воинским отрядом направились в село Бездну, имея целью учинить кровавую расправу над восставшими крестьянами. Апраксин с отрядом расположился на площади против собравшейся многотысячной толпы крестьян. Из рапорта жандармского полковника Ларионова шефу жандармов Долгорукову от 13 апреля, что « убито до 60 крестьян, голова взят, раскаяния нет , кругом волнения , работать не хотят» [ 9] Говорил с восставшими священник и предводитель дворянства, но было напрасно. Апраксин приказал стрелять солдатам по восставшим. По толпе было дано несколько залпов. В промежутках между залпами крестьяне кричали: « Стойте крепко, пугают. Не выдадим Антона Петрова, мы одни за царя, будете стрелять в самого государя Александра Николаевича» . Сделано было пять или шесть залпов шеренгами , первые выстрелы солдаты стреляли не целясь, так что на 300 шагах валились 3 или 4 человека, но раздраженные упорством крестьян при 4 залпе били каждый пулей; бедный народ стоял , как стена , не трогаясь , и продолжал кричать : « Не выдадим, царская кровь течет, в царя стреляли», по последнему залпу дрогнули и побежали, тогда явился перед ротами Антон Петров, держа на лбу Положение, и взят» [ 5] В настоящее время состоят под военным судом следующие крестьяне: Села Юркуль 1. Помещика Умова дворовый человек Николай Михайлов. 2. Помещика Сахарова – Терентий Агапов Села Базарных Юркуль 3. Государственный крестьянин – Матвей Павлов Сельца Фадеевки 4. Помещика г. Аристова – Петр Федоров. Села Саламан 5. Помещика Теренина – Иван Матвеев Села Бездны 6. Помещика Мусина – Пушкина – Степан Ефремов 7. Гаврила Тарасов, 8. Николай Иванов Села Болховки 9.Того же помещика – Лаврентий Матвеев Деревни Тахталы 10. Казенный крестьянин – Сайфутдин Ерюшев [ 5] Все вышепоименные 10 человек преданны военному делу суду за предательство крестьян к неповиновению и за участие в волнениях по селу Бездна. Вместе с Антоном Петровым были арестованы и также заключены в тюрьму его родные. Судить « Антона Петрова велено было по полевому уголовному уложению, и привести приговор в исполнение немедленно» [2] Также отправили « под полицейский надзор бывшего сотским села Кузнечиха помещика Дадиани – Василия Михайлова, немедленно представить за надлежащим конвоем в Казань для суждения их военным судом»[4]. Рапорт Спасского земского исправника Шишкина Р.В. казанскому военному губернатору Козлянинову П. Об «успокоении» крестьян большинства деревень Спасского уезда, кроме села Кузнечихи и Альметьего от 18 апреля 1861г «Не совершенно успокоившимися оказываются в селе Кузнечихе, где 970 душ, и деревни Альметьего, где 180 душ, куда уже идут в первую- две и вторую – одна роты, и нет сомнения, что по приходу их на места, порядок немедленно восстановится. [4] По распоряжению казанского губернатора Козлянинов П. Ф. прислали из Казани особого врача с фельдшером Восстание в Бездне было подавлено. Многих крестьян, искавших настоящую волю, расстреляли. По официальным данным было убито 51 и ранено 77, однако фактически от расстрела пало около 350 человек. Многие умерли от ран позднее, боясь обращаться к властям. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.[8] Воля царя была выполнена – Антон Петров был расстрелян 19 апреля. Есть несколько легенд об Антоне Петрове. Когда его, привели к месту казни и, когда все уже было подготовлено для расстрела, на том самом косогоре, откуда так хорошо видно село, будто бы показалась тройка лошадей, на которой везли царский указ о помиловании бунтаря. А в указе говорилось, что Антон Петров, оказывается, донес до крестьян правду о настоящей воле, скрываемую на местах помещиками и чиновниками. Только не успели якобы с тем указом. … А потом уже ночами боялись люди ходить околицей, потому что не раз видели ангела над его могилой. Люди, искренне верившие в «настоящую» волю, вкладывали в легенды особый смысл, выдавая желаемое [6] .Казанские помещики торжествовали победу. Следствие продолжалось два с лишним месяца. Многие арестованные были освобождены, как « неимущие прямой связи с бывшим в селе Бездне возмущением», или за неимением улик, или, наконец, потому что во время следствия, как писал Перцов, не обнаружено, чтобы некоторые из арестованных «принимали в возмущении участие более других крестьян, бывших в Бездне»[12 ] Всего к уголовной ответственности оказались привлеченными 16 человек, как « главнейших виновных» возмущения крестьян. Из указанного количества учрежденный военный суд закончил только пяти крестьян. [11] Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении. Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др. Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л., будучи грамотным, читал «Положение» крестьянам села Юрткуль вначале правильно, а затем, побывав в Бездне, «рассказал на сходе своим однодерезенцам слова Антона, что он вычитал волю, что помещикам должно принадлежать одни овраги и вся остальная земля остается за крестьянами » [6] В числе подсудимых были также крестьяне села Фадеевки (помещика Арестова), Петр Федоров, наш земляк. Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая: Петр Федоров, 22 – х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с. Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну. В бытность в с. Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян. Так как из сознания самого Петра Федорова видно, что он в бытность в Бездне знал, что туда идет военная команда, но, несмотря на то, дозволил себе разъезжать по деревням от имени Антона Петрова объявлял о воле и собирал в Бездну народ, а в селе Муллино оказал ослушание своему помещику, то Петр Федоров, как участник Антона в произведенном волнении, по точному смыслу 221 ст. XV тома, подлежал бы по лишения всех особенных, лично и постоянно прав и преимуществ, наказанию розгами об отсылке на срок в арестантские роты. Наказание это может быть смягчено во внимание к молодости лет подсудимого, коих ему 22 года, чисто – сердечному сознанию и совершенному раскаянию и, наконец, потому, что убеждение об открытой Антоном Петровым воле было общее всех вообще крестьян.[3] Казанский губернатор, учитывая, что бесконечные вызовы крестьян в суд в качестве свидетелей могут посеять в народе новые волнения, счел целесообразным судебное дело прекратить. 26 июля 1861 года губернатор управляющему Министерства внутренних дел Валуеву, что судебное разбирательство «поддерживает в крестьянах Спасского уезда, бывших в Бездне, мысль, что может быть их всех, будут судить и сошлют в Сибирь». Весьма характерным является следующий довод губернатора в пользу прекращения судебного дела, «принимая во внимание, писал он, несомненную пользу от скорейшего предания забвению этого истинно прискорбного происшествия, которое при продолжении следствий и суда поддерживает лишь беспокойное в моральном отношении состоянии крестьян, усиливает недоверие, а может быть, и они считают, причиною постигшего их несчастья».[1] Губернатор просил Валуева, исходя из изложенных выше соображений, ходатайствовать перед императором «о совершенном прекращении дальнейшего производства дела привлеченных к суду крестьян». Ходатайство губернатора было, доложено Александру II и 8 августа1961 года на имя начальника губернии из Петербурга за подписью Валуева, была направлена телеграмма следующего содержания «высочайше разрешено производство судебного дела о волнении крестьян в селе Бездне прекратить». Кроме названных выше 16 – ти крестьян, дела которых решались специально учрежденным военным судом, было привлечено к уголовной ответственности еще около 20 – ти крестьян, преданных губернатором под суд гражданского ведомства.[13] Когда слух о кровавой расправе над крестьянами распространился в Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Это сообщение в истории как «Куртинская панихида ». По ее окончании Щапов А. П. со слезами на глазах произнес яркую речь над убитыми крестьянами, которую закончил словами «…. Вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу» [7] Уже в первой телеграмме от 13 апреля в Петербург о подавлении Безднинского восстания, о расстреле крестьян губернатор между прочими подробностями сообщал: «Цель моя посылки 12 рот … была избежать кровопролития; Апраксин, видя ежеминутно увеличивающиеся массы … решился не дожидаться остальных войск с 2 ротами двинулся в Бездну.»[2] Более подробно эти взгляды Козлянинов развил в письме от 24 апреля Ланскому - министру внутренних дел. «Милостивый государь Сергей Степанович! – обращаясь конфиденциально, писал губернатор, - печальные события в Казанской губернии вынудили меня с полной откровенностью высказать Вашему Величеству некоторые причины, имевшие, по убеждению моему, особенное влияние на весь ход дела и его последствий».[6] Охарактеризовав, прежде всего казанских дворян, как противников отмены крепостного права, как «поборников старины», губернатор заключал, что они «явнее начали высказывать их недоверенность к удовлетворенности законоположений по крестьянскому делу, заметив сочувствие с ними по этому предмету свиты е. в. ген. – майора Апраксина, неосторожно перед ними высказавшегося. Дворяне думали видеть в нем уполномоченного государя императора с особыми правами и властью, а он не хотел, не умел их в том разуверить. [5] Относительно действий Апраксина в Бездне Козляников писал: «Казалось, лучше б было дождаться сбора войск, хотя бы даже толпа еще и увеличилась, чем с 2 – мя ротами, в каждой по 100 человек, рисковать, действовать против толпы, которая увеличиваясь, в рассказах, доходила до 8000 человек и более, неуспех был бы не только гибельным для 2 – х рот, но имел бы страшные последствия для края, раздражив крестьян, придав им смелости и доставив им 200 оружий, я называю риском действия двумя ротами потому еще более, что роты в Бездне, введенные в улицу тесно, подвергались опасности быть охваченными кругом и сдавленными, не имея возможности построиться в каре или отступить; крестьяне могли иметь топоры, колья, рогатины.»[ 7] План губернатора по его заявлению сводился к тому, что бы, стянув максимальное количество войск в Бездну, устрашить крестьян и избежать кровопролития. В письме дается справка, что уже 13 апреля на месте был 5 рот, а 15 апреля 12 рот с 2 – мя орудиями и по 100 патронов на солдата, тогда как 12 апреля у Апраксина было 2 роты и у каждого солдата лишь по 10 патронов. Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. «...Радости их,— писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,— при получении известия о стрельбе не было конца,— те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина — дурака, человека без сердца, ни к чему не способного—провозглашают усмирителем и спасителем края».[6 ] «13 апреля,— писал Герцену один из его корреспондентов,— Воскресенская улица (главная улица Казани) в 1 час утра представляла вид необыкновенный. По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа».[9] По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое самое дурное последствие исхода безднинского дела, по мнению губернатора, «состояло в том, что число жертв оно вызывало негодование многих». После подавления восстания в Бездне крестьянское движение не прекратилось. Крестьяне по-прежнему отказывались от барщины, рубили помещичьи леса. Например, в апреле-мае 1861 г. в Казанской губернии произошло 53 выступления (Спасский, Чистопольский, Лаишевский, Казанский уезды), значительная часть которых была подавлена с помощью военных команд. Эти выступления отличались массовостью, большей решимостью, стойкостью и упорством крестьян.[5] Таким образом, можно сделать выводы: 1. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы; 2.Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают ее. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Крепостное право - угроза общественного спокойствия. В первой четверти ХIХ в. было 651 крестьянских волнений, вторая четверть ХIХ в- 1089 крестьянских движений. Из отчета III отделения: « Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян» О событиях в Спасском уезде Казанской губернии писала реакционная официальная пресса ( « Санкт- Петербургского ведомости», « Северная пчела») и либеральные органы (« Отечественные записки», «Русский вестник», «Русское слово»). Первое сообщение в крестьян в Бездне.[7] Царское правительство сначала намеревалось скрыть от общественности свою кровавую расправу над крестьянами. Однако, «Колокола» распространившегося по всей России, вынудило самодержавие выступить с официальной версией бездненских происшествий». [ 8] Крестьянское движение Петрова и другие ему подобные показали, что верой в «доброго» царя были заражены все следовавшие за подобными предводителями массы. Таковы были восстания и Пугачева, и Разина, и Петрова. Выступая лишь против помещиков - «хозяев», крестьяне чаще всего ограничивались своими «барами», не объединяясь. После подавления Бездненского волнения крестьянское движение в Казанской губернии не прекращалось и продолжалось в течение всего периода проведения реформы. В 1861-1866гг. крестьянские волнения были связаны, главным образом, с введением уставных грамот. Классовая борьба крестьян, усиливаясь с осени 1861 г., достигла в начале 1862 г. значительного подъема, вселив большую тревогу в среду помещиков, вынужденных просить министра внутренних дел распорядиться об усилении полицейских репрессий против крестьян. В 1861-1866 гг. крестьяне так же, как во время Бездненского восстания боролись за землю и свободу; их движение было революционным и носило антикрепостнический характер, они массами отказывались принимать уставные грамоты, т.к. лучшие земли, бывшие в их пользовании, отрезались и отходили помещикам. Крестьяне не хотели также выполнять обременительных издельных повинностей и оброков, фиксированных в грамотах. Свой протест крестьяне проявляли отказами от выполнения текущих повинностей на помещиков. Крестьяне выходили из подчинения помещиков, управляющих, мировых посредников и уездных властей. Уставные грамоты, как правило, вводились в принудительном порядке. Историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или митинг. Но Спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разобраться в определениях.[ 1] Из приведенных материалов вытекают следующие выводы: 1.Волнение вспыхнуло и развивалось стихийно: центром движения стало село Бездна. Вожаком крестьян стал Антон Петров, но во время восстания из среды крестьян выдвинулись наиболее активные наши земляки из сел Фадеевка, Кузнечиха, хотя, крестьяне из нашего села не участвовали в этом движении, потому что реформа не коснулось государственных крестьян. 2.Крестьяне вышли из подчинения помещиков, управляющих, становых, не слушали священников. 3. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы; 4.Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКИ: 1. Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70гг ХIХ в.- Труды историко-археологического института. Материалы по истории народов СССР в 6т.- М: Академия наук,1936-с512 2. Архивные материалы МОУ «Антоновская СОШ» 3. Архивные Материалы МОУ «Иж-Борискинская СОШ» 4. Архивные материалы МОУ «Кузнечихинская СОШ» 5. Архивные материалы Национальной библиотеки 6.Бездненское восстание 1861г.: сборник документов //под ред. А.И. Ямпольской и др.- Казань: Татгосиздат,1948г 7.Вульсон К. и др. Бездненское восстание в освещение «Современника» Н.Г. Чернышевского и « Колокола» А.И.Герцена- М: Татгоиздат,Казань,1961г 8.Крестьянское движение .1861г после отмены крепостного права.- М.,Л.,1949-ч.I-II 9. «Колокол». Факсимальное издание.- М;1960-1964гг№ 105 10. Реформа 19 февраля 1861 года в Казанском крае.- Казанская газета от 24IV -1911, № 17, с7-9 ЛИТЕРАТУРА: 11. Волнения в селе Бездна// Казанские истории, 2003-№7-8-с4 12. Евгеньев П.К. Бездна. – Казань: Таткнигоиздат, 1957-107с 13. Крестьянское движение в России в1857-1861г-М;1963-с 738 14. Миргазизов Р. Из Бездны – в колхоз, из колхоза в …рыночную бездну//Республика Татарстан,2002-16 ноября. 15. Чернышев Е.И.Татария в период разложения крепостного строя. - В кн.: материалы по истории Татарстана. Выпуск 1. –Казань: Тагосиздат,1948, стр. 286-365 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Список деревень, принимавших и не принимавших участие в волнении в селе Бездне. Начало июля 1861 года.
|