Реферат: И. А. Бомбина студентки 31 группы
Название: И. А. Бомбина студентки 31 группы Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Министерство образования и по делам молодежи РК Петрозаводский социально – педагогический колледж Реферат Арт – терапия: ее значение в социокультурной реабилитации детей с проблемами в развитии. (по музыкальной терапии)
Специальность 0314 “Социальная педагогика” Выполнили: С.В. Ляпина И.А. Бомбина студентки 31 группы Преподаватель: Т.А. Симонова
Петрозаводск 2003
Содержание: Введение 1.Сущность и социально – педагогическая направленность арт – терапии 2.Понятие социально – культурной реабилитации 3.Связь арт – терапии с процессом социально – культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Заключение Список литературы Введение
В РФ численность детей – инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии, назначаемых службами медико – социальной экспертизы, составляла 658,1 тыс. человек, из них 71% (467 тыс.) дети – инвалиды школьного возраста 7-17 (полных) лет (8;47). В 2001 году для 122,5 тыс. детей – инвалидов разработаны ИПР(8;47), откуда следует, что 535,6 тыс. детей – инвалидов России лишены права на реабилитацию. Однако столь значимая группа людей до сих пор находится в положении меньшинства, одной из самых неблагоприятных (социально и экономически) категорий населения. Отсюда вытекает необходимость проведения мероприятий реабилитационного, профилактического характера. Гипотеза: успешная социально – культурная реабилитация детей с проблемами в развитии возможно с применением арт-терапии как средства развития творческих способностей этой категории детей. 1.Сущность и социально – педагогическая направленность арт-терапии
Различные виды искусства для лечения души и человеческого тела использовались еще жрецами в ранних человеческих цивилизациях, затем врачами, философами, мыслителями, педагогами. Их волновала тайна влияния живописи, театра, движений, музыки на восстановительные функции организма и формирование духовного мира личности. В настоящее время различные виды арт-терапии представлены почти во всех странах как в медицине(при лечении нервно-психических и соматических расстройств), так и в психологии (общей, медицинской, специальной). Арт - терапевтические методики не уменьшаются, а, напротив, численность их повышается. Останавливались подробнее на возможностях применения психологической коррекции средствами искусства, хотелось бы отметить методику, разработанную Т.Д. Зинкевич- Евстегнеевой. Основываясь на психолого – педагогических подходах, она предусматривает использование сказки в целях диагностики отклонений в личностном развитии ребенка. Еще одна область психотерапии сегодня исследована недостаточно, да и аналога ей не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. Речь идет о концепции музыкально- рациональной психотерапии В.И.Петрушина. Методика предполагает использование приемов музыкально- образной медитативной психотерапии, основанной на благотворном воздействии на душевное состояние пациента слуховых и зрительных образов, имеющих различную эмоциональную окраску, и возвышения содержания этих образов в процессе направленных размышлений до уровня их общечеловеческой значимости. Специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание эффективно насыщенных музыкальных произведений, глубокое расслабление в состоянии медитации – вот слагаемые подхода к лечению психосоматических заболеваний по этой методике(6;111). Уходя своими корнями в глубокую древность арттерапевтические методики, как средства психологической коррекции, к сожалению, еще не заняли подобающего им места при работе с группами людей, имеющими отклонения в развитии. Терапия средствами искусства требует подготовки специалиста, которую не всегда можно получить. В результате “арт-терапией” начинают называть любую деятельность с ребенком, связанную с какими-то видами искусства. Тесным образом арт-терапия связана с социальной педагогикой, ее целями и задачами. Арт-терапия, основываясь на личностно-ориентированном и деятельностном подходах в своей работе посредством искусства определяет отношения в системе “ребенок-педагог” , как диалог и установление сотрудничества, создает условия для активизации творческих проявлений детей. Конечным результатом арт-терапии, так же как и социальной педагогике, является гармоничное развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации, участие в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде (4;30). Успешное развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе от отношений личности с институтами социализации (группа взрослых, сверстников, образовательное учреждение, семья). При этом важное место в социальной среде отводится культурно - досуговой деятельности, поскольку она рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативности, самостоятельности, творческой реализации. И эту цель преследует арт-терапевтический процесс, помогая преодолеть апатию, бездействие, сформировать более активную жизненную позицию (7;98). Подведем итог. Так что же такое арт-терапия? Существует несколько определений этому явлению. Вот одно из них: арт-терапия – это совокупность психо коррекционных методик, имеющих различие и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определяемому виду искусства, так и направленностью технологии психо коррекционного лечения. Основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством которой осуществляется активизация тех или иных нарушений в развитии человека. 2.Понятие социально - культурной реабилитации.
В современной обстановке необходимы новые подходы к инвалидности, социализации и интеграции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одним из концептуальных инновационных положений социально- культурного развития личности является так называемая философия независимого образа жизни, являющаяся продолжением современной реабилитации. Понятие «социальная независимость» ребенка с ограниченными возможностями здоровья подразумевает под собой не столько приспособление или компенсацию тех или иных видов, имеющихся у человека социальных недостатков, сколько активное творческое ее преодоление и достижение максимально возможного в современной обстановке уровня личностной самоактуализации, реализуемой в дальнейшем для пользы общества. Активная жизненная позиция, ответственность и самостоятельность, самодостаточность и решительность становятся основным стимулом и средством формирования современного мышления человека с ограниченными возможностями здоровья, способствуют выживанию в сложных ситуациях и интеграции в общество. Во внимание социально- культурного аспекта реабилитации принимаются четыре важнейших ракурса человеческого бытия: - жизнеобеспечение; - социализация; - коммуникация; - рекреация. Таким образом, социально- культурная реабилитация- это процесс творческого взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья через самостоятельную, самодостаточную, самодавлеющую сферу их социально- культурной деятельности, благодаря которой обеспечивается творческое воспроизводство личности, актуализация ее жизнедеятельного, культурного, физического, волевого, умственного потенциала.
3.Связь арт-терапии с процессом социально- культурной реабилитации детей с О.В.З.
Современная система реабилитации объединяет в единый комплекс всевозможные компоненты процесса улучшения здоровья и социального статуса самыми различными средствами. Наиболее актуальным и развивающимся направлением такого плана является социально- культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Социально-культурную стратегию в наши дни можно обозначить формулой: от работы для населения – к самостоятельности и инициативе самого населения, к социо- культурному росту масс. Это очень ярко находит отражение в «Основах законодательства РФ о культуре» (Закон РФ от 9 октября 1992г. №3612-1) где заявлено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Социально- культурная деятельность призвана стать условием реализации конституционных, демократических прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности. В этом и состоит феноменальность самостоятельной подсистемы общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей- социально-культурной деятельности. Во внимание социально-культурного аспекта реабилитации принимаются четыре важнейших ракурса человеческого существования: жизнеобеспечение, социализация, коммуникации, рекреация (отдых). Уникальность социально- культурной деятельности состоит в предоставлении возможностей каждому ребенку с О.В. приобрести коммуникативный опыт завязать контакты, опробовать свои способности и силы в профессиональной сфере. Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социально-культурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями является анализ резервов и возможностей досуга и досуговой деятельности. С содержательной точки зрения досуговая жизнедеятельность инвалидов исключает в себя следующие составные компоненты: занятия различными видами творчества, логические и деловые игры, занятия, досуговые мероприятия, праздники, конкурсы, фестивали, разного рода оздоровительные процедуры и психологическая разгрузка. Одним из инновационных положений социально-культурного развития личности является арт-терапия, являющаяся продолжением современной реабилитации. Наиболее точное определение арт-терапии содержится в документе Британской ассоциации арт-терапевтов («Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере», 1991г.): арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагаем взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой работой и психотерапевтом; арт-терапевты стремятся создать для пациента такую среду для работы, в котором он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать свои переживания. Основой арт- терапевтического взаимодействия является выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством экспрессии. Ребенку с проблемами необходимо как можно чаще переживать состояние увлеченности каким-то делом, чтобы терялось ощущение хода времени. Именно тогда возникают нестандартные творческие решения и, что особенно важно, раскрываются резервные силы организма (3;60). Способствующую раскрытию уникальности и самобытности личности человека, социальную сферу нельзя недооценивать как развивающую, восстанавливающую, социализирующую возможности и значение культуры и искусства в реабилитационном процессе (5;52).
Заключение Проанализировав литературу по тематике социально-культурной реабилитации детей с проблемами , средствами арт-терапии, мы выявили проблему социально-культурной реабилитации, где для людей «второго сорта» раскрыта дорога полноправного участия в общественной жизни. Успешное развитие ребенка зависит от отношений личности с институтами социализации, при этом важное место в социальной среде отводится культурно -досуговой деятельности, поскольку она рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативности, творческой реализации. И эту же цель преследует арт-терапевтический процесс. Социально-культурная реабилитация- это процесс творческого взаимодействия людей с ОВЗ через самостоятельную, самодостаточную сферу их социально- культурной деятельности, благодаря которой обеспечивается творческое воспроизводства личности. Социальную сферу нельзя недооценивать как развивающую, социализирующую возможности и значение культуры и искусства в реабилитационном процессе. Список литературы 1.Вернер Д. «Реабилитация детей- инвалидов» - М.,1995г. 2.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» - Спб., 1998г. 3.Копытин Л.И. «Основы арт- терапии» - Спб., 1998г. 4.Медведева Е.А. «Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании(Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко: Учебник для средних и высших учебных заведений.) - М., 2001г. 5.Особый ребенок. Проблемы и решения ( под. ред.Е.Т. Лильина) – М., 2002г. 6.Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия» - М.: Владос,1999г. 7. «Технология социальной работы» (под. ред. И.Г.Зайнышева: Учебное пособие для студентов вузов) – М.: Владос, 2000г. 8.Госдоклад «О положении детей в РФ»-2002г. |