Реферат: как контрольная работа в конце семестра (на обзорную лекцию)
Название: как контрольная работа в конце семестра (на обзорную лекцию) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Армине Аршаковна Воронова. В течение семестра (к теориям будут примеры) (нужно в электронную версию сделать вопросы и список литературы!) Реферат как контрольная работа в конце семестра (на обзорную лекцию) (по темам можно делать доклады и выступать на занятиях, но нужно предупреждать заранее) (за активность можно получить зачет автоматом) (зачет строго, поэтому готовиться!) 4 направления в течение семестра (чем больше вопросов задаем – тем интереснее лекция) 1)Психодинамическое направление (психоанализ Фрейд, Адлер, Юнг, Хорни, Эриксон, Франкл) 2) бихевиористический (Скиннер, Бандура) 3) гуманистическое (Маслоу, Роджерс) 4)отечественная – Леонтьев + личность, как система отношений (Месищев) Понятие личности в отечественной психологии Личность – субъект деятельности. Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующая его со стороны включенности в общественные отношения. (деятельностный подход) П.Я. Гальперин. Личность – это человек, который свободно и сознательно выбирает и ставит цели своих действий, несет ответственность за последствия своих действий перед природой, обществом и своей совестью. Индивидуальность – (Осмолов) индивидами рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. Процесс индивидуализации состоит из следующих моментов: 1) мысленное выделение человеком своего телесно-психического Я из общности в качестве атомного существа.2) осознание себя неповторимой и независимой частью целого. 3) поиск индивидуального состояния быть наедине с собой, принятие своего одиночества. 4) осознание возможности собственного выбора и внутренняя ответственность. 5) самопознание 6) деятельное самовыражение. (Вадим Петровский, Дмитрий Леонтьев) теория личностных вкладов – человек то – что он может вложить. 7) соотнесение себя с другими людьми. Активность личности проявляется: 1)В самостоятельности поведения и мышления. 2) в избирательном отношении к тому, что его окружает. 3) в каждый момент жизни человек совершает выбор. 4) ответственность. Феноменология личности (проявление личности) 1) Человек как участник историко эволюционного процесса. (Каждый человек носитель социальных ролей, каждый человек – субъект выбора жизненного пути)2) Человек как пристрастное диалогичное существо, которое порождается, преобразуется и отстаивается в мире. 3) Человек как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения. 1)Прошлый опыт (психодинамическая теория) 2)Личность и мотивация (гуманистическая теория Маслоу) 3)Цели и ценности личности (Виктор Франкл – логотерапия(логос – смысл латынь)) Его книга «человек в поисках смысла» статья в ней психолог в конц. Лагере. 4)Язык и речь. Каков человек, такова и его речь (латынь) 5) личность и черты характера 6)личность и социальные роли 7) личность и поведение (бихевиоризм) поступок – критерий личности 8) личность и самосознание 9) личность и творчество Личность в зарубежной психологии Персонология – (теория личности в зарубежных науках) персона – маска (древнегреческий) Личность – совокупность характеристик человека. По психоанализу – новорожденный = личность. 1) Структура личности 2) Мотивация личности 3) Развитие личности(детерминанты развития личности 4) Критерии оценки психического здоровья 5) В некоторых теориях – основные принципы психотерапевтического воздействия Методы исследования личности Наблюдение и беседа Для наблюдения необходимо выделить критерии наблюдения и вмешательство/невмешательство. Метод беседы, метод интервью, метод анамнеза (единичные случаи) Экспериментальный метод изучения личности (тестирования) Проективные методы делятся на экспрессивные (рисуночные), завершения предложения рассказа, набор картинок с неопределенном сюжетом, цветовой тест Люшера. Корреляционный метод. Психодинамическое в изучении личности. Динамика сознательных и бессознательных процессов. Классический психоанализ. Психоанализ как учение о личности и психоанализ как метод лечения неврозов. Сознательная (Эго) и бессознательная сфера (Ид) и супер-Эго. Три типа тревоги по Фрейду. 1) Реалистичная тревога – эмоциональный ответ на угрозу (эго) 2) Невротическая тревога – страх некого предполагаемого события, боязнь наказания (ид) 3) Моральная тревога – чувство вины (супер эго) Защитные механизмы. Два способа сознательной стратегии – блокирование (не допускание до сознания) искажение этих импульсов. Вытеснение или репрессия (забывание, уничтожение мотивов). Проекция – человек присваивает собственные неприемлемые мысли другим людям. Рационализация – способ справится с фрустрацией, защитить самооценку. Регрессия – возврат к детским формам поведения. Отрицание - этого не существует. Идентификация – мы отождествляем себя с тем, на кого хотим быть похожи. (идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)) Сублимация – переносим свои инстинкты в социально-одобряемую деятельность. Движущие силы развития личности – инстинкты (Эрос и Танатос). |