Реферат: по курсу: «Проблемы гендера» Тема: «Проблемы гендера в Калевале»
Название: по курсу: «Проблемы гендера» Тема: «Проблемы гендера в Калевале» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат ![]() | |||||
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики Реферат по курсу: «Проблемы гендера»Тема: «Проблемы гендера в Калевале»Исполнитель: студент 4-го курса, 418 группы Голых А. А.
Москва, 1999 г. 1. Что такое «Калевала» Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы взаимоотношений и положений полов в «Калевале», необходимо хоть чуть-чуть понять, что такое «Калевала». «Калевала» – это эпическая поэма, написанная финским поэтом и фольклористом Элиасом Леннротом в первой половине прошлого века на основе собранных им за многие годы старинных финских и карельских песен, преданий, легенд. Эти песни передавались из поколения в поколение в течении веков (исследователи оценивают время событий, описываемых в них, началом нашей эры), поэтому сведения, представленные в них, являются неоценимым свидетельством о жизни древних финнов и карелов. Леннрот только собрал эти песни и на основе их героев и сюжетов создал стройный и последовательный эпос. И хотя, будучи человеком восемнадцатого века, он внес в «Калевалу» некоторые свои понятия и мысли, но «душа» поэмы является несомненно народной и представляет историческую, и культуроведческую ценность. Что стоит описание свадебного обряда, которое занимает 5 песен (или рун, так называются главы в «Калевале»). На основе одних их можно делать потрясающие открытия о жизни наших предков! А ведь таких песен в «Калевале» 50! 2. Двойственность положения женщины в обществе «Калевалы» Первое, что бросается в глаза при прочтении «Калевалы», это очень странное и интересное противоречие в положении женщин. Часть женщин являются рабынями своих мужей, семей своих мужей, но другие женщины являются главами родов, и занимают высшие места в социальной иерархии. Вот как говорится о положении молодой невестки в доме супруга (Песнь 22):
А также смотрим наставления невесте перед замужеством (Песнь 23):
Из приведенных строк видно – молодая женщина занимала положение рабыни, батрачки в доме. Но в отличие от рабыни она не могла жаловаться, ибо то был ее род. Очень большую часть в поэме занимают сцены сватовства и похищения невест главными героями. И здесь девушка предстает в положении подчиненного, не она выбирает, но ее выбирает будущий супруг. И если он ей не люб, то у нее лишь один способ отказаться от замужества – собственная смерть. Таков был, например, выбор Айно, сестры Йовкахайнена, который выкупил обещанием отдать ее замуж за Вяйнямейнена собственную жизнь. Мать Айно была очень рада породниться с великим рунопевцем и колдуном Вяйнямейненом, она и слушать не хотела никаких возражений. И финалом этой части поэмы является трагичная сцена гибели девушки, не желавшей идти замуж за нелюбимого. Также в поэме есть примеры и покорения выданной насильно замуж девушки своему супругу. Такова история Кюлликки и Лемминкяйнена. Лемминкяйнен, который в поэме называется не иначе как «беззаботный», «беспечный», был распутным и веселым мужчиной, который никогда не оставлял ни одну девушку без внимания. И вот, однажды дошли до него слухи о величайшей красавице, жившей в одной деревне. И он отправился туда, для того что бы взять ее в себе в жены. Он побывал у каждой девушки, у каждой вдовы, и лишь Кюлликки, та самая красавица, оставалась неприступной. Так как же решил проблему беспечный герой? Он ее просто похитил (Песнь 11):
Когда он привез Кюлликки домой, то она быстро покорилась ему. И хоть между ними был заключен договор, но видно, что женщина выступает здесь в роли покоренной стороны. Но кто так угнетает молодую женщину? Любящий супруг? Возможно и он тоже, но главным образом свекровь – другая женщина. Именно она является хозяйкой дома. Причем не только по названию, но самым настоящим образом. Она ведает скотиной, припасами, работниками, всем семейством. Вот, строки, потверждающие это (Песнь 32):
Здесь хозяйка решает куда определить работника, и назначает его пастухом. Т.е. она ведает и батраками и стадами в хозяйстве. Но как так получается? Только недавно женщина была на положении самого бесправного человека в доме, и вот она уже во главе этого дома – она Хозяйка. Но этого мало, все стихии в мире Калевалы имеют именно Хозяек, а не Хозяев (как например в русском фольклоре. Так домовой, водяной, леший – все мужчины). Куутар – Дева Месяца, Пяивятар – Дева Солнца, Велламо – Хозяйка Воды, Илматар – Дева Воздуха и Мать Воды, Мьелики – Хозяйка Леса, Осмотар – изготовительница пива и мудрейшая из жен, а также многие другие Даже загробный мир управляется женщиной – Девой Туони. Да и в суровой северной Похьеле (Стране, противостоящей Калевале, где живут главные герои и откуда герои похищали невест, и культурные богатства) заправляет всем именно женщина, сильная и злая колдунья Ловхи. А вот что говорится о сотворении мира (Песнь 1):
В приведенном отрывке земля была создана женщиной – Илматар, из осколков яйца, снесенного уткой, т.е. тоже женщиной. Хорошо видно двойственность и противоречие в положении женщины. Но на самом деле противоречия нет. Рождаясь, девочка, а потом девушка являлась ребенком в доме родителей, для нее было все то, чем родители владеют. Но выходя замуж и становясь женщиной, она резко меняла не только свой статус но и фактическое положение в обществе. И только заведя собственный дом, отделившись от родителей мужа, женщина становилась Хозяйкой. Хозяйкой дома, хозяйкой всего добра. И теперь уже была ее очередь заправлять молодыми невестками, которых приводят в дом ее сыновья. Но этот «путь» вовсе не был жестко определен. Если мужчина, который брал девушку в жены, уже жил собственным домом (как кузнец Илмаринен), то его жена сразу становилась главой дома, минуя положение работницы. Все вышесказанное очень схоже с положением женщин в русскую старину. Есть, конечно, небольшие отличия, но в общем все одинаково. И это не удивительно. Предки теперешних фино-угорских народов в начале нашей эры жили на територии, простиравшейся от Ладоги до Каспия. И пришедшие с востока славянские племена частично вытеснили, а частично перемешались с ними, переняв их культуру и обычаи (добавив, конечно, немало своего). 3. А что же мужчины? Ни слова не было сказано про положении мужчин в обществе «Калевалы». А вот здесь, как раз, особо интересного не так много. Мужчина являлся главой рода, воином, охотником, рыбаком, землепашцем, т.е. добытчиком и защитником. Он уступал женщине в домашнем хозяйстве, это была ее территория. В остальном же он главенствовал. Не даром главными героями «Калевалы» являются именно мужчины: рунопевец и колдун Вяйнямейнен, кузнец Илмаринен, а также и воин и хулиган Лемминкяйнен. То есть мир «Калевалы» несомненно мужской. Но не надо забывать, что этот мир сотворила женщина-бог, женщины-боги покровительствуют ему, да и простые смертные женщины занимают в нем не последнее место. Ради женитьбы герои совершают большинство подвигов, женщины спасают их от беды (как например мать Лемминкяйнена оживляет его после гибели), даже борются они с женщиной (Ловхи)! Таким образом, несмотря на первенство мужчин, женщины занимают в обществе «Калевалы» немалую роль. Они пользуются большой власть, большим почетом и уважением. Они творцы и хранительницы этого мира, матери и Хозяйки. Литература: Элиас Леннрот «Калевала». Перевод – Эйно Киуру, Армас Мишин. Петрозаводск «Карелия», 1998. |