Реферат: Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Название: Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Выпускная квалификационная работа Методы государственного регулирования рынка труда и проблем занятости населения РФ
Исполнитель: Группа: Руководитель:_______________ Оценка:_____________
ХМАО г.Советский 2004 Содержание Введение ..................................................................................................................3Глава 1 .Проблемы занятости трудоспособного населения на современном этапе социально-экономического населения…………………………………...7 1.1. Рынок труда и проблемы занятости рабочей силы в РФ……………7 1.2. Безработица, её виды и специфика…………………………………..13 1.3. Рынок труда на современном этапе женской безработицы………..16 Глава 2 . Роль рынка труда в регулировании занятости населения РФ………23 2.1. Перспективы регулирования рынка труда в России………………..23 2.3. Содержание и методы эффективной работы с безработными женщинами в службе занятости …………...……………………...27 Глава 3 . Меры государственного регулирования занятости населения……..36 3.1. Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства………………………………………………………….36 3.2. Региональный опыт практического внедрения социальной работы с безработными женщинами в службе занятости г. Югорска……...................................................................................45 3.3. Механизм реализации Программы содействия занятости населения (г. Югорск)……………………………………………...48 Заключение ……………………………………………………………………...54 Список литературы …………………………………………………………….57 Приложения ……………………………………………………………………..60 Доклад по защите ………………………………………………………………...66
Из введения (сокращено) Попытаемся рассмотреть изменения в сфере женской безработицы за последние годы уходящего века в г. Югорске. При этом нас будут интересовать не только теория занятости, но социальная политика в целом, которая влияет на широкий спектр актуальных проблем женской безработицы. Следовательно, рынок труда — составная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками (сырья, материалов, товаров, профессий, образовательных услуг и услуг разного рода, рынка жилья, ценных бумаг и т. д.) и выступающая в качестве института или механизма, который обеспечивает взаимодействие основных субъектов рынка труда. Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость деятельности службы занятости, направленной на эффективное устранение проблем безработных женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики и технологии с безработными женщинами в службе занятости г. Югорска. Задачи: 1. рассмотреть рынок труда и проблемы занятости РФ; 2. изучить рынок труда на современном этапе женской безработицы; 3. рассмотреть перспективы регулирования рынка труда в России и службу занятости как регулятор рынка труда; 4. Выявить содержание и методы эффективной работы с безработными женщинами в службе занятости; 5. Представить региональный опыт практического внедрения социальной работы с безработными женщинами в службе занятости г. Югорска; 6. Изучить механизм реализации Программы содействия занятости населения (г. Югорск) как основную меру государственного регулирования занятости населения Объект исследования - занятость населения России на современном этапе рынка труда. Предметом исследования является повышение мер эффективности занятости населения по предупреждению безработицы среди женщин как межведомственная задача в деятельности социальных служб. Методы: используем методы теоретического (обзор и анализ отечественной литературы) и статистического уровня (статистика пог. Югорску Тюменской области). Представленная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию проблем занятости трудоспособного населения на современном этапе социально-экономического населения. В ней рассмотрен рынок труда, проблемы и специфика безработицы среди трудоспособных женщин. Во второй главе представлена роль рынка труда в регулировании занятости населения РФ. Выявлены перспективы регулирования рынка труда в России и методы эффективной работы с безработными женщинами в службе занятости. В третьей главе рассмотрены меры государственного регулирования занятости населения путем реализации Программы содействия занятости населения г. Югорска Тюменской области. В программе разбираются ряд работ с безработными женщинами, направленные на эффективное устранение проблем поиска работы. В итоге, на сегодняшний день в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения, что является в нашей теме актуально. Следовательно, для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. Мы считаем, что необходимо глубже рассмотреть политику занятости и проблемы женской безработицы глазами специалистов. Следовательно, решением вопроса может стать квалифицированная и целенаправленная работа, которая сегодня с уверенностью поможет достичь самосовершенствования в центрах занятости. Список литературы1. Безденежных Т. И., Маханова Е.В. Планово-программные методы в управлении процессами занятости населения на местном уровне. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 2. Большой толковый социологический словарь. Т 2. (П. – Я), - М., - 1999. 3. Боровик В.С, Ермакова Е.Е. Занятость населения. Уч. Пособие.- Р. – на – Д: ФЕНИКС, 2001г. –99с. 4. Голенко Е.Н, Ковалёв В.И. справочник практикующего юриста по социальному обеспечению. – М.: Юриспруденция, 2000. 5. Доэл М, Шардлоу С. Практика социальной работы. – М., - 1995г. 6. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным соц. – полит. вопросам. / Под ред. Силласте Г.Г.- М.,1998г. 7. Иванова Б.И. Женщины и занятость. // Соц. иссл. – 2001.№11. 8. Иванова В.Н., Безнадежных Т. И.Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. 9. Климатова Г.Н. Женская занятость и рынок труда. // Семья в России. – 1997.№3. 10. Козина И.М. Женщины и занятость: советское наследие. // Соц. иссл. – 2000.№1. 11. Козлов А.А, Иванова Т.Б. Практикум социального работника. – Р. – на – Д.: ФЕНИКС, 2001г. 12. Козлов А.Г. Соц. сущность безработицы. – М., 2000г. 13. Конституция (основной закон) РФ. – М.: Юридическая литература, 1993г. 14. «Об основах соц. обслуживания населения в РФ». Закон РФ от 19.12.1995г. « О занятости населения в РФ». Закон РФ от 15.11.1996г. 15. Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения. – М., 1999г. 16. МОТ. Конвенции и рекомендации. - М., 1991 – 1996г.г. 17. Осадчая Л.Л. Жизненные ценности женщин. // Соц. иссл. - 1997.№10. 18. Основы соц. работы. / Под ред. Павленок. П. Д. – М.: ИНФРА – М., 1999г. 19. Петров С.В. Проблема занятости в современной России. // Соц. иссл.- 1995.№5. 20. Прокофьева А. Профессиональная карьера мужчин и женщин. // Соц. иссл.- 1999. №4. 21. Профессиональное мастерство работников соц. служб. Материалы 2 Нац. Конференции работников соц. служб. – М.: Соц. работа, 1999г. 22. Ржаницына Л., Хоткина З, Груздева Е. Женщина на рынке труда. // Общественные науки и современность. 1992.№ 3. 23. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. – М.: МИК. 1998г. 24. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин. // Соц. иссл.- 1997.№10. 25. Самарина О. Соц. защита женщин и семейная политика в совр. России. // Вопросы экономики. – 2000.№3. 26. Серёгина И. И. Профессиональная карьера женщин. // Соц. иссл. – 1999.№4. 27. Сегодня безработный, завтра – предприниматель. // Югорское время. – 2002. №50. 28. Силласте Г.Г. Особенности женской безработицы в России. // Соц. иссл. – 2000.№5. 29. Силласте Г.Г. Экономическое поведение безработных женщин. // Соц. иссл. – 2000.№1. 30. Социальная работа. / Под общ. Ред. Курбатого В. И. Уч. пособие. – Р. –на – Д.:ФЕНИКС. 1999г. 31. Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие. / Под ред. Холостовой Е. И. – М.: ИНФРА – М., 2001г. 32. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. – М.: МГСУ «Союз», 1997г. 33. Социальная работа в сфере занятости. // Основы соц. работы. – М.,1997г. 34. Структура занятости женщин. «М.: Госкомстат, 1999г. с 90. 35. Сухарева Э. О. Рынок труда и занятости в системе соц. отношений. – М., 1999г. 36. Социальное положение и уровень жизни населения России» М.: Госкомстат, 1999, 88с. 37. Теория соц. работы: Уч. Пособие. / Под ред. Холостовой Е. И. – М.: ЮРИСТЬ. 2000г. 38. Технология соц. работы: Уч. пособие. / Под ред. Зайнышева И. Г. – М.:ВЛАДОС. 2000г. Из доклада по защите дипломной работы: (сокращено) Проблема организации занятости постепенно выходит в разряд первоочередных, и прежние подходы к ее решению исчерпали себя. Нужны активные мероприятия по социальной защите различных категорий граждан. Традиционные подходы в настоящее время не отвечают тем условиям и тем требованиям, которые должны выполняться, для того чтобы отреагировать на обострение ситуации в социально-трудовой сфере. Действующая практика организации работы по трудоустройству безработных граждан не способствует сохранению у них активной позиции, не обеспечивает вариантности в поиске ими работы. Сегодня как никогда остро стоит вопрос об организации новых подходов в решении проблем обеспечения занятости социально незащищенных категорий населения, таких как инвалиды, молодежь, женщины. Эти категории граждан нуждаются в повышенном внимании со стороны государства, поскольку людям, имеющим низкий социальный статус, ограниченную трудоспособность, в современных условиях крайне тяжело самостоятельно найти работу. Попытаемся рассмотреть изменения в сфере женской безработицы за последние годы уходящего века в г. Югорске. При этом нас будут интересовать не только теория занятости, но социальная политика в целом, которая влияет на широкий спектр актуальных проблем женской безработицы. Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость деятельности службы занятости, направленной на эффективное устранение проблем безработных женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики и технологии с безработными женщинами в службе занятости г. Югорска. Задачи: 1. рассмотреть рынок труда и проблемы занятости РФ; 2. изучить рынок труда на современном этапе женской безработицы; 3. рассмотреть перспективы регулирования рынка труда в России и службу занятости как регулятор рынка труда; 4. Выявить содержание и методы эффективной работы с безработными женщинами в службе занятости; 5. Представить региональный опыт практического внедрения социальной работы с безработными женщинами в службе занятости г. Югорска; 6. Изучить механизм реализации Программы содействия занятости населения (г. Югорск) как основную меру государственного регулирования занятости населения Объект исследования - занятость населения России на современном этапе рынка труда. Предметом исследования является повышение мер эффективности занятости населения по предупреждению безработицы среди женщин как межведомственная задача в деятельности социальных служб. Методы: используем методы теоретического (обзор и анализ отечественной литературы) и статистического уровня (статистика пог. Югорску Тюменской области). Представленная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию проблем занятости трудоспособного населения на современном этапе социально-экономического населения. В ней рассмотрен рынок труда, проблемы и специфика безработицы среди трудоспособных женщин. Во второй главе представлена роль рынка труда в регулировании занятости населения РФ. Выявлены перспективы регулирования рынка труда в России и методы эффективной работы с безработными женщинами в службе занятости. В третьей главе рассмотрены меры государственного регулирования занятости населения путем реализации Программы содействия занятости населения г. Югорска Тюменской области. В программе разбираются ряд работ с безработными женщинами, направленные на эффективное устранение проблем поиска работы. В итоге, на сегодняшний день рассматривать политику занятости и проблемы женской безработицы возможно только путем решения квалифицированной и целенаправленной работы, которая сегодня с уверенностью может достичь самосовершенствования в центрах занятости.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии - паспорт и документ об образовании. Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы. Безработица понимается, как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями “занятость” и “занятый”. Следовательно, безработица на наш взгляд, представляет собой нарушение нормального взаимодействия людей по поводу купли – продажи рабочей силы. Выделяют различные формы безработицы. Среди таких форм безработицы как текущая (не занятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое), структурна я (результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного), скрытая (избыточная занятость, обусловленная разными причинами), массовая (состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остаётся без работы), застойная безработица способных к труду людей, которые по каким-то причинам либо не хотят работать, либо длительное время не могут найти работу. Мы рассматриваем более подробно женскую безработицу. Женская безработица –возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детсадами и т. д.). рыночная экономика. Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития само занятости. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодёжь и, других категорий граждан. В результате снизились возможности женщин повышать свой образовательный и профессионально – квалифицированный уровень, интенсивно трудиться на рабочем месте. Не имея широкого выбора, женщины в условиях общего увеличения масштабов безработицы всё чаще будут вынуждены идти на рабочие места, не дающие долгосрочных гарантий занятости или связанные с опасными условиями труда, на занятость в неформальном секторе. Эти тенденции могут быть изменены при условии мощного государственного воздействия в целом на политику занятости. Все эти проблемы могут решать службы занятости, руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 году, и соответствующими законами и нормативными актами РФ. Главная цель службы занятости : создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью поддержать своё собственное благосостояние и благосостояние его семьи, усиление социальной поддержки со стороны государства слабо защищенным группам населения, а также помощь гражданам в подборе подходящего места работы в соответствии: - с особенностями рынка труда; - с потребностями работодателей; - личными интересами, ищущих работу; - профессиональными навыками граждан. Из данных таблицы приложения 1 «о динамике безработных» следует, что на протяжении анализируемого периода безработица среди мужчин была на 5-9% выше, чем среди женщин. В последние годы продолжительность периода женской безработицы растёт. Это видно из таблицы 2 (см. приложение 1). Если в конце 1995г. она составляла в среднем 5,7 месяца, то в конце 2000 г. –7,7 месяца. Среди безработных более одного года на долю женщин приходится 72%. Сокращается доля женщин среди проходящих профессиональное обучение и повышающих свою квалификацию. В результате они оказываются менее конкурентоспособными на рынке труда. Более незащищёнными женщины предстают только в структуре зарегистрированной безработицы, где на их долю приходится около 70% получивших статус безработного. Это объясняется, прежде всего, тем, что к услугам службы занятости прибегают менее активные трудоспособные женщины, тогда как более активные ищут работу самостоятельно. Другими словами, экономическая политика государства должна быть социально ориентированной.
На сегодняшний день рассматриваются следующие этапы программы , повышающие эффективность мер политики занятости, рассчитанной как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу: 1. Укрепить и усовершенствовать службу занятости, обеспечить ее соответствующими ресурсами: людскими, материально-техническими.2. Улучшить систему информации и консультаций, помощь в перемещении к новому месту работы. 3. Разработать и реализовать широкомасштабные меры по созданию новых рабочих мест с минимальными финансовыми затратами, в том числе путем стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций в перспективные отрасли производства. 4. Создать более совершенные программы обучения и переобучения, повышения квалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, из системы управления, из вооруженных сил. 7. Развернуть систему общественных работ. 8. Разработать специальные (в значительной мере законодательные) меры по повышению межотраслевой и территориальной мобильности рабочей силы. 9. Усилить трудовую мотивацию, что потребует лучшей увязки оплаты труда с его результатами, развить систему реального участия рабочих и служащих в управлении собственностью. 10. Использовать процесс приватизации для расширения коллективных форм собственности, что ведет к формированию более демократической системы трудовых отношений и повлияет на формирование эффективной занятости. 12. Децентрализовать политику занятости, что позволит лучшим образом приспособить ее к региональным условиям. Чтобы такая программа осуществилась (хотя бы в значительной ее части), необходима очень четкая и слаженная работа всех служб занятости в регионах. В экономике г. Югорска занято 13тыс. женщин , или 31,9% общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет – 86% численности женщин этого возраста. По прогнозам специалистов, численность официально зарегистрированных безработных в 2002 году в Ханты-Мансийском Автономном округе по сравнению с прошлым годом возрастет и составит 17,3 тысячи человек, или 1,8% от экономически активного населения. Среди высвобожденного контингента преобладают женщины. Доля высвобожденных женщин по г. Югорску из отраслей экономики в целом превышает 64%. (см. приложение 2). Решение проблем занятости женщин в г. Югорске осложняется в силу демографических особенностей, ростом предложения рабочей силы из числа женщин предпенсионного возраста, которым сложнее адаптироваться на рынке труда. Профессиональное обучение безработных женщин в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В этих целях в г. Югорске была разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям к профессиям.
Общественные работы и организация временной занятости женщин аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов. Квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной категории) и поддержка рабочих мест — программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. Поддержка предпринимательской активности безработных женщин к самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно. Центр занятости населения г. Югорска провел учебу для безработных граждан по организации малого бизнеса. Пожалуй, слабее всего развито в г. Югорске территориальное перераспределение рабочей силы. Решать эти задачи, мы считаем, что предстоит на основе введения государственных минимальных социальных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы. |