Реферат: Школы Лесного в 1910-1920 годы
Название: Школы Лесного в 1910-1920 годы Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Школы Лесного в 1910-1920 годы
Исследовательская работа ученика 534 школы 10 б класса Титова Богдана
Руководитель: Лукьянова Ольга Юрьевна meva .07@ mail . ru 911-994-77-08
2009
Содержание:
I . Введение. 1.Цели,задачи,характеристика источников. 2.Район Лесного.
II . Школы Лесного. 1. 168(Коммерческое училище) - Списки работающих - Трофимов В.А. - Помещение школы - Лепта 2. 170 - Списки работающих - Характеристика школы - О болезнях 3. Воспитательная работа в учреждениях
III . Заключение.
IV . Литература.
I. 1.Цели, задачи, характеристика источников
Наша школа находится в историческом районе Лесной. На территории этого района в настоящее время есть школы №74 и 76,124 и 105,652,92,97 и наша-534.Сколько же было школ раньше. У Глезерова С.Е. в его книге «Петербург на север от Невы» упоминается коммерческое училище в дореволюционный период. Я заинтересовался - а были ли другие школы и гимназии? Получить сведения об этом можно только в архивах. Вместе с учителем истории Ольгой Юрьевной Лукьяновой я получил доступ к материалам, хранящимся в Центральном государственном архиве СПб. Благодаря документам я узнал о том, что в предреволюционные годы в Лесном существовала гимназия Лагевницкой - будущая школа №170/36, расположенная по адресу: Новая улица, д.3.[Приложение 1] После революции коммерческое училище стало школой №168/33, находящейся по адресу: Институтский пр., д.25.[там же] Кроме этих есть документы по школе №173 по адресу: Сосновка, д.1, корп.3, кв.90 и детдому №146 по адресу: Лесной, Дорога в Гражданку, д.4.[там же] Отдельные справки, списочные составы, ведомости на заработную плату, отчеты – конечно, не носят систематического характера, однако, собранные вместе, они позволяют составить яркое впечатление о школах в первые послереволюционные годы. В своей работе для более полного представления о жизни в Петрограде я черпал из книги Елены Игнатовой - «Записки о Петербурге». Сведения о прошлом Лесного и истории коммерческого училища я так же получил из книги Е.Л. Александровой - «Северные окрестности Петербурга». 2. Район Лесного Хорошие природные условия, живописный рельеф, густая растительность способствовали тому, что северная часть Выборгской стороны еще в конце 19 века стала дачной местностью. Своим названием эта местность обязана переведенному сюда в 1811 году Царскосельскому лесному училищу. Учебное заведение сначала называлось форст-институтом( от англ. «форест» - лес), а затем, с 1814 года – Лесным институтом или корпусом. Отсюда и произошло название – Лесной. [4, с. 251-252] Точные границы Лесного определить достаточно сложно. В 1920 году указывалось, что Лесным называется местность по правую сторону Выборгского шоссе (ныне проспект Энгельса), простирающаяся на восток до Малой Спасской улицы (ныне Карбышева), между Ланской улицей, Исаковым переулком (ныне Манчестерская) и Старо-Парголовским проспектом (ныне проспект Мориса Тореза), Богословским кладбищем и парком Лесного института по линии соединительной ветки Финляндской железной дороги. [2, с. 8] Со временем вокруг Лесного и на землях Лесного института возникли дачные поселения. В 1902 году в Лесном был открыт ещё один вуз – Политехнический институт Императора Петра Великого, Дачная местность стала быстро превращаться в крупнейший в городе учебный и научный центр – своего рода «петербургский Кембридж». По соседству строились учреждения, требующие экологически чистой среды – крупные больницы и благотворительные заведения. В июле 1917 года Лесной пригородный участок был включён в состав Выборгского района Петрограда. [6, с. 439] В 20-е годы вокруг Политехнического института продолжали возникать научные лаборатории и институты. Дачный пригород стал постепенно вытесняться научным центром. Но в архитектурном и бытовом плане Лесной по-прежнему сохранял свой уникальный полусельский-полугородской характер. В 1960-1970-е годы Лесной, как и большинство прежних окраин, был застроен жилыми кварталами по проекту института «Ленпроект», руководителями которого были Шимаковский Л.И. и Шретер Л.Л.. [9, с. 238] В настоящее время от старой застройки сохранились лишь «островки», позволяющие получить представление о прошлом этих мест. Что-то сохраняет память старожилов. Многое уже описано краеведами: Безбахом С.А., Александровой Е.Л., Глезеровым С.Е., Кобаком А.Б. Но в архивах ещё есть и нераскрытые документы, в частности, рассказывающие о школах Лесного. Хочется заполнить ещё одну белую страницу истории нашего района. II. Школы 1. №168 (Коммерческое училище) Это школа до революции была коммерческим училищем, возникшее по инициативе богатых дачевладельцев. В 1902 году был избран «Временный комитет по открытию в Лесном мужского среднего учебного заведения». Его председателем стал профессор Политехнического института князь Гагарин А.Г.. Комитет собирал деньги на первоначальное обустройство, ходатайствовал об отводе для него участка земли, приобрёл под снос две деревянные постройки - их разобрали и перевезли на место строительства на углу Малой Объездной улицы и Институтского проспекта. Для составления программ и выработки учебных планов училища Комитет создал специальную Педагогическую комиссию. Председателем её избрали профессора Политехнического института геолога Левинсона-Лессинга Ф.Ю.. В разработке учебного плана принимали участие многие петербургские педагоги. В процентном соотношении количество предметов выглядело так: - словесные – 44%, -математические и естественно-исторические - 39%, - искусство – 17%. К последнему относились рисование, черчение, чистописание, пение, ручной труд и лепка. В последнем классе преподавались «специальные» предметы: коммерческие география и арифметика, бухгалтерия, товароведение, политическая экономия и законоведение. [1, с. 300] Училище открылось 14 сентября 1904 года.
В его Попечительный совет вошли научные работники и педагоги, связанные с Политехническим и Лесным институтами: физик Скобельцын В.В., профессор – лесовод Морозов Г.Ф., и знаменитый впоследствии Иоффе А.Ф.(был тогда лаборантом на кафедре физики в Политехническом Институте). В 1910-ые гг. преподавал Виктор Петрович Вологдин – брат профессора Электротехнического института Валентина – основателя и первого директора института, разместившегося с апреля 1947 года в Шуваловском парке). [1, с.300] В училище действовало самоуправление, даже директор переизбирался каждые 4 года. Первый директор – ботаник Леонид Николаевич Никонов. В отличие от традиционных гимназий через два года после открытия ввели совместное обучение мальчиков и девочек, что считалось рискованным новшеством. Все учащиеся носили форменную одежду – тужурку «австрийского образца», брюки и однобортный мундир чёрного сукна со стоячим воротником, застегивавшимся на 9 гладких золоченых пуговиц. Форма включала чёрную фуражку с козырьком. На её околыше помещалась золоченая эмблема торговли – жезл Меркурия. Для девочек приняли форму женских гимназий – коричневое платье и чёрный передник. [3, с. 66-67] Теперь некоторые преподаватели Лесного и Политехнического институтов по совместительству стали педагогами Коммерческого училища. Почти с самого основания действовал ученический оркестр и различные кружки, наиболее известным из которых был краеведческий. Идейным организатором этого кружка по изучению Лесного был М.Я.Рудинский, известный в СССР как один из основоположников археологии на Украине. Другими педагогами, сыгравшими важную роль в становлении кружка, были этнограф и историк М.К.Азадовский и учитель русского языка В.А.Трофимов. [1, с. 301] После революции коммерческое училище было преобразовано в 168 школу. Но состав преподавателей во многом сохранился. Школу по-прежнему возглавлял Боч Г.Н. – об этом, например, свидетельствует и удостоверение об окончании школы одной ученицы за 1926 год. [Приложение 8] Из формулярных списков работников школы о некоторых учителях удалось узнать следующее: ФОРМУЛЯРНЫЕ СПИСКИ РАБОТНИКОВ 168 СОВ.ШКОЛЫ (33 сов. школа) [ фонд 7405 опись 1 единиц хранения 581]
Содержит несколько формулярных списков по годам: 1.Формулярный список преподавателей и служащих по 33 Сов.школе на 1 июня 1921 года (описи 5-8). 2.Формулярный список преподавателей и служащих по 33 Сов.школе (бывшее Коммерческое училище в Лесном) по адресу Институтский пр., д. 25 на 1 июля 1920 года (описи 9-15). 3.Формулярный список преподавателей и служащих по 33 Сов.школе на октябрь 1923 года (описи 16-40). Боч Геннадий Николаевич. Заведующий школы, Председатель Школьного Совета, преподаватель химии и ботаники. 1870 года рождения. Окончил Московский Университет. Имел ряд статей педагогического содержания в спец. журналах и учебник (2 изд.). До Коммерческого училища – профессор Педагогического института, преподаватель естествознания и химии. В Коммерческом училище в Лесном с 1905 года. На момент заполнения формулярного списка (1922) проживал в Лесном институте. Члены семьи: Мария – жена, Сергей – сын, 15 лет, Геннадий – сын, 14 лет, Наталья –дочь, 8 лет, Людмила – дочь, 4 года. Волошинов Виктор Ипполитович. Преподаватель естествознания. 1871 года рождения, место рождения – Екатеринославль. Окончил Санкт-Петербургский Университет. Служил с 1898 года в Псковской учительской семинарии, с 1904 года – в Петрозаводской учительской семинарии, с 1908 года – в Петербурге: в Охтинском Коммерческом училище, в 42 классической школе, в 19 городском 4-х классном училище, в гимназии С.А.Столбцова. В 33 школе с 1920 года. Принимал участие в съездах имени Ушинского (организационный комитет), в съездах городских училищ по Положению 1872 года, в 1 Областном съезде преподавателей естествознания. В разных описях разные адреса: 1920 г. – Дорога в Сосновку, д.2/17, кв. 4., 1921 г. – Б.Спасская улица, д.6. Члены семьи (данные на 1921 год): мать - Волошинова Мария (72 год), Волошинова Елена – сестра, учительница немецкого языка (43 года). Совместитель – Рабфак при Политехническом институте. Горностаев Пётр Иванович. Преподаватель пения. 1859 года рождения. Окончил Придворную певческую капеллу. Имел научное и музыкальное образование. На службе с 1879 года. Служил в Городском училище и частных учебных заведениях. Сочинил 21 песню на 1.2 и 3 голоса. Проживал по адресу: Графская ул., д.11, кв.1. Члены семьи: Александра Никифоровна (жена) – 58 лет, Елизавета (дочь), Иван (сын) – 24 года, Александра (дочь) – 17 лет. Совместитель – школа 170, есть справка в школе 170, 36 сов.школа, 13 детский дом. Бруни Николай Александрович. Преподаватель рисования. 1856 года рождения. Окончил Академию Художеств. Работал преподавателем с 1889 года – в училище барона Штиглица Академии художеств, в Морском корпусе, Политехническом и Лесном институтах. Имел работы по монументальной, портретной и исторической живописи. Делал доклады в 1 Археологической комиссии о состоянии мозаики в России, в Софийском соборе и другие доклады о мозаике на Западе в Академии художеств. Профессор Академии. Чем занимался до этого времени (до 1922 года)? Работал по живописи и давал частные уроки по живописи и рисованию. Занимаемые должности на момент заполнения списка: Преподаватель Политехнического института – факультеты Кораблестроительный, Физико-Механический, Инженерно-Строительный на вечерних курсах, частная работа по рисованию портретов и исторической живописи. Проживал по разным адресам Лесного: Английский пр. Лесного, д.46, кв. 13. Б.Объездная, д.14, кв.13. Лесной, Косой пер., угол Английского пр., д. 61, кв. 7. Сыновья: Виктор, Михаил, Константин.
Кайгородов Дмитрий Никифорович. Преподаватель природоведения. 1846 года рождения, город Полоцк, Витебской губернии. До 1917 года служил в разных учреждениях. Профессор Земледельческого (Лесного) института. Имел многочисленные труды по естествознанию и другим наукам. С 1918 года служил в 33 сов.школе. В войсках не служил, освобождён по возрасту. Адрес: Лесной, Институтский пр., д. 21. Жена - Валентина (70 лет). 1922 год. Безбах Сергей Александрович . Преподаватель родиноведения. 1898 года рождения. Образование 8 классов Коммерческого училища. Служил красноармейцем, состоял на учёте в ВРК, освобождён от службы, как преподаватель. На преподавательской работе с 1918 года. Совмещение в нескольких школах: в 15 вечерней для взрослых, в 6 школе, в 36 школе, в 170 школе Выборгского района. О его работе в 170 школе есть документы, подтверждающие творческий характер его работы. Проживал по адресу: Лесной, Английский пр., д.19, кв. 9. Вместе с ним проживали: Екатерина Матвеевна – мать, 53 года, Иван Матвеевич – дядя 42 года (данные на 1921 год). Судя по спискам, состав преподавателей был очень силен, но об одном работнике 168 школы хочется сказать особо. Это Владимир Александрович Трофимов. Его внучка – Галина Всеволодовна Кравченко – сторожил Лесного. Ее перу принадлежат публикации в журнале «Нева». В них она рассказывает о Лесном своего детства, о своей семье и о своем деде. Трофимов Владимир Александрович Одним из преподавателей Коммерческого училища, а позже и школы №168 был Владимир Александрович Трофимов. Он родился 28(15) июня 1881 года в Петербурге. Отец – отставной чиновник, мать – акушерка. В 1905 году окончил курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского императорского университета (словесное отделение) и, сдав экзамен на звание домашнего учителя, стал учителем русского языка. О начале своей профессиональной деятельности В.А.Трофимов писал так: «С 1905 года началась моя педагогическая работа – преподавателя русского языка в различных средне-учебных заведениях. Интерес к вопросам совместного обучения побудил меня взять преподавание в школе Левицкой (1908-1911) в Царском Селе, а затем в восьмиклассном Коммерческом училище в Лесном (1911-1922)». [7 , с. 266] В 1905 служит в Торговой гимназии Человека, Людей, Общества. , затем в реальном училище Гуляева. Участвовал во Всероссийских съездах преподавателей русского языка в Москве 1916-1917 гг., делал доклад о предметном методе. [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 581] С 1918 года Владимир Александрович возглавлял внешкольный подотдел Коммунально-просветительского отдела Губисполкома Петроградского совета, а с 1920 – отдел народного образования Выборгского района. В это время Выборгский отдел состоял из общей канцелярии и семи подотделов: школьного, внешкольного, художественного, технического, контрольного, топливного и хозяйственного. [7 , с. 266] В 1920-1930-х годов В.А.Трофимов занимался административной и преподавательской деятельностью в просветительных учреждениях Ленинграда и Москвы. С 1937 года он начал работать на кафедре русского языка Университета имени А.Жданова и до конца жизни (1969) оставался её доцентом (в последние годы почётным членом). Большую часть своей жизни Владимир Александрович прожил на Старо-Парголовском (пр. Тореза, д. 32). [8, с. 240] Адрес проживания: Старопарголовский пр., д.32, кв. 18. Совместитель – школа 170. Помещения школы
По воспоминаниям старожилов 168 школа расположена была на повороте современного Институтского проспекта, рядом с особняком Д.Н.Кайгородова. Само здание было на половину каменным и на половину деревянным. О внутренних помещениях я узнал из архивных данных. 33 Сов.школа I и II ступени с продлённым днём Выборгского района. На штампе – бывшее 8-классное Коммерческое училище в Лесном. [фонд 7405, опись 1 единиц хранения 581]
Количество классов – 17; Число учащихся – 620; Количество учебно-вспомогательных учреждений – 18, из коих: 1 физики 2 химии 3 естествознания 4 минералогии и геологии 5 истории 6 географии 7 родного языка 8 математики 9 музыки 10 ручного труда 11 физического воспитания 12 Нач. пособий в А и Б классах 13 Сцена 14 Школьный архив 15 Библиотека 1 ступени 16 Библиотека 2 ступени 17 Музей кружка изучения Лесного 18 Рисовальный класс Отопление одного здания печами, другого – паровое. Освещение обоих зданий электрическое, есть водопровод. Столовое обслуживание ААП. Всех комнат в школе: одного здания – 26, другого здания – 28. Заведующий школой Боч Г.Н. Заведующей канцелярией… Лепта
Ещё одна школа, которая существовала до революции и просуществовала ещё некоторое время после неё–это начальная школа, расположенная на углу Старо-Парголовского пр. и Малой Объездной (в настоящее время это пр. Тореза и Институтского пр.). Называлась она Лептой. Первоначально здесь находилось Общество попечения о бедных детях, их матерях, больных и пожилых женщинах в Лесном. Оно имело цель «дать приют детям, лишённым домашнего призора». Общество располагало дневным убежищем для детей обоего пола в возрасте от 2 до 14 лет. При нём – ясли, детский сад и школа с классом ручного труда по столярному и башмачному ремеслу и рукоделию, а также небольшая богодельня. Председателем правления «Лепты» была М.Д.Алфёрова – жена потомственного гражданина, купца первой гильдии А.А.Алфёрова. При обществе «Лепта» на средства Алфёровых устроили домовую церковь. Храм освятили в 1916 году. Но просуществовал он недолго, в 1919 году, как и другие храмы Лесного, был закрыт. В зданиях же «Лепты» были размещены начальные классы школы № 168. Название же долго сохранялось и после закрытия богадельни. Здания были снесены при реконструкции района в 60-е годы. [3, с. 150,213] 2. №170 Очень много архивных данных осталось по школе №170. Ранее образованная частная женская гимназия Лагевницкой Антонины Александровны, национализированная 21 ноября 1918 года, стала 170(позже 36) советской трудовой школой, начавшей действовать 28 ноября 1919года. Школа находилась по адресу: Лесной, Новая улица, дом 3. Председателем школьного совета стала сама Лагевницкая. Ее помощник и главный советник – Филомафитский Александр Николаевич - бывший настоятель церкви на Большой Объездной. Список учащихся и их регистрация по адресам:
Лагевницкая Антонина Александровна преподаватель истории, председатель Школьного совета: 31 год, высшее учебное заведение - женские курсы, стаж 12 лет, Новая улица, д.3; Филомафитский Александр Николаевич преподаватель родного языка, истории, психологии, товарищ председателя Школьного совета; 46 лет, высшее учебное заведение, Английский np, 16/6; Лагевницкая Ольга Ивановна преподаватель французского языка, 56 лет, среднее учебное заведение и курсы языка, стаж 12 лет, Новая улица, д. 3; Антипов Николай Николаевич преподаватель пения, воспитанник придворном 56 лет, по совместительству - Школа солдатских дочерей. Английский пр., 16\ Шабунина Зинаида Павловна преподаватель русского языка, 44 года, женская учительские курсы, стаж - 3 года, Английский пр., 16 \6; Трусова Августа Алексеевна преподаватель класса А, 50 лет, среднее учебное педагогические курсы, 8 лет, Малая Спасская, д. 14; Николаева Ольга Михайловна преподаватель класса Б, 22 года, женская гимназия, слушатель педагогического института, 2 года, 2 Муринский, д. 49; Силина Ольга Степановна преподаватель природоведения (позже заведующая столовой, библиотекарь), 50 лет, высшее учебное заведение - педагогический институт, стаж 1 год, Новая улица, д. 18; Кильтимаа Карл Матвеевич Врач. В 1919 году бывшую гимназию Лагевницкой хотели закрыть. Коллектив Школы обратился с просьбой о сохранении школы. №290 21 августа 1919 года Педагогический совет, рассмотрев вопрос о значении данной школы, обслуживающей главный образом беднейшее население Лесного и семей, призванных на войну (зачеркнуто) и имеющей в настоящее время 243 человека учащихся, ходатайствует о сохранении вышеназванной школы. Первоначально количество учащихся составляло более 200 человек, но по требованию властей сохранивших школу, она была пополнена новыми учащимися. Количество учащихся : №312 28 ноября 1919 года Об уплотнении в связи с топливным кризисом; Ходатайство о предоставлении парт – 42(зачеркнуто)- 31. №311 10 декабря 1919 года Количество детей, принятых по распоряжению - 78; Количество детей, принятых непосредственно - 48; В классах: А - 54, Б - 21, В - 24, Г - 12, Д - 8, 1 - 4, 3 - 3; Девочек до 12 лет - 52; мальчиков - 24: девочек ст. 12 лет- 40, м. - 10; [фонд 7405 опись 1 дело 598 ] № 300 Данные на 1919 год. Число классов - 10; Число учащихся - 274 ; От 7 до 12 лет: девочек - 122, мальчиков - 60; От 13 лет: девочек - 82, мальчиков - 10;
Опросный лист. 28 апреля 1920года.
Число детей – 256 Из них: мальчиков – 65, девочек – 191; Возраст от 7 до 18: 7 лет – 6 чел.,8 лет – 30 чел., 9 лет – 29 лет, 10 лет – 38 чел., 11 лет - 28 чел.,12 лет – 39 чел., 13 лет – 20 чел., 14 чел – 16 чел., 15 лет – 12 чел., 16 лет – 15 чел., 17 лет – 12 чел., 18 лет – 11 чел.. Характеристика школы [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599]
В школе преподавались предметы:
Русский и французский языки, арифметика и математика, история, природоведение, пение, рисование, история искусств, социология, психология. Общий отзыв:
Учащиеся работают охотно, хорошо, интенсивно и 75% учащихся пройденное усвоили вполне успешно. Посещаемость очень высокая, не менее 92%. Случаев заболеваний инфекционными болезнями не было. Дети не хворают, хотя большинство детей ходит в школу чуть ли не разутыми и очень легко одетыми. С 15 ноября 1919 года вводится продленный день. Приготовляются уроки и посещаются кружки: математики, естествознания. Истории, вокальный, драматический. Посещаемость – 75 %. Непосещаемость объясняется дальностью расстояния от школы, темнотой и др. серьезными причинами. 1921-1922 годы: С 1 июля по 15 сентября существовала летняя школа. Она находилась в Лужском уезде. Школа работала в составе 10 классов при 325 учащихся. Возделывалась земля, были посажены и сняты овощи и злаки. В окрестностях Луги силами учащихся заготовлено 23 куба дров, т.е. обеспечили топливом школу до 1 января 1922 года. Для дальнейшего получения дров школа трижды посылала партии учащихся и служащих на погрузку дров в Грузино. Работа школы инспектировалась заведующим сектором Социального воспитания. В отчете были самые лестные отзывы о работе и об осуществлении плана школы. Губернский инспектор профессор Глаголев И.П. лично посещал школу 4 января 1922 года и дал такой отзыв: « Я вижу, что 36-ая школа взяла совершенно правильный курс ведения занятий продленного дня, имеет строго продуманный план работы и осуществляет его в таком объеме, в каком еще не осуществляла ни одна школа губерний». Финансовая сторона была крайне плоха как для школы, так и для педагогов. Жалование задерживали с опозданием на месяц и более. Деньги на школьные расходы выделялись с трудом. Состояние здания школы оставалось желать лучшего. Обвал штукатурки со стен и потолка чуть ли не во всех помещениях школы, отсутствие остекленения, вместо стекла – папки, пропускающие холод, уборные неисправны – промывались ручным способом, печи дымились, некоторые двери не закрываются, парты пришли в ветхость, не хватает столов и стульев. Одно достоинство – помещение сравнительно тепло
О болезнях:
1919 -1920 годы были временем голода и тяжелых заболеваний. «Петроградцы страдали от цинги и авитаминоза, а летом 1919 года в городе вспыхнули сразу 2 эпидемии – дизентерия и холеры. Больницы были переполнены, но какой прок в больницах, где нет лекарств». [5, с. 443] О том, что необходимых лекарств и препаратов не было в школе, видно по следующим данным из «Общей переписки»/ 5 апреля 1919 года в классе «В» Единой школы, бывшей гимназии Лагевницкой, одна из учениц заболела натуральной оспой и в первом периоде заболевания продолжала посещать школу. Распустив немедленно учащихся этого класса по домам, Педагогический совет просит немедленно прислать дезинфектора. (в коммунальную лечебницу) В секцию охраны здоровья детей при Медико-санитарном подотделе ОНО Выборгского района. В виду того, что присланного бензина для производства предохранительной прививки от оспы хватило только на 50 учащихся, прошу в срочном порядке отпустить эфир и денатурированный спирт для остальных 207 учащихся и 23 школьных работников 36 Советской школы. Школьный врач Кильпимаа. Председатель Школьного Совета… 25 мая 1920 года. Данные из «общей переписки» №148 В секцию охраны здоровья Прошу выдать дополнительно для предохранительной прививки от оспы гигроскопической ваты. Председатель Школьного совета. В школе проходили осмотры врачей – вот данные на основании опросного листа за 28 апреля 1920 года: Опросный лист. 28 апреля 1920 год В день опроса заразных – 8 человек; 1. Помещение специальное, случайное, удовлетворительное; 2. Число детей – 256 Из них: мальчиков – 65, девочек – 191; Возраст от 7 до 18: 7 лет – 6 чел, 8 лет – 30 чел, 9 лет – 29 чел, 10 лет – 38 чел, 11 лет - 28 чел, 12 лет – 39 чел, 13 лет -20 чел, 14 лет – 16 чел, 15 лет – 12 чел, 16 лет – 15 чел, 17 лет – 12 чел, 18 лет – 11 чел. 3. Посещаемость 237 чел. Непосещаемость – 62% сыпной тиф, чесотка, свинка; 38% по другим причинам; 4. вес 5. рост за отсутствием приборов не было 6. число рахитиков – лёгкая форма – 34 7. число туберкулёзных -1 8. число с наследственным сифилисом – 0 … 13.число умственно отсталых слабой степени – 4 … 15. число с расстройством речи – 1 Врач Кильпимаа
По этим данным видно, что большую часть детей все же удалось сберечь. [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599]
3. Воспитательская работа в учреждениях [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599]
Составить представление о воспитательной работе в послереволюционный период в школах Лесного я мог на основе справок и заявлений 170 /36 Сов.Школе, кратком отчёте о работе 173/39 Сов.Школе 1920 года и Дневника –журнала детского дома 146. Судя по ряду записей в расписании, распределении педагогической нагрузки и отчётах о работе для воспитательных мероприятий отводились четверги. Так, в отчёте о четверговой работе 173/39 Сов.Школы удивляет разнообразие творческих методов: рисование, лепка по памяти, декламация, изображение на доске, работа из бумаги, сценическое воспроизведение сказки. Тематика сказок говорит о том, что эта работа была рассчитана на младших школьников. Обращает внимание, что в это время (1920 год), беседы на темы «Рождество», и «Пасха», судя по описанию, подавались с традиционной для дореволюционной России точки зрения. Например, после Рождества обсуждался рассказ «Что случилось однажды на Ёлке», детям было предложено вспомнить об интересных происшествиях на Рождество, они были заняты приготовлением игрушек, рисованием с натуры ёлочной ветки с украшением. Спустя 4 года темы бесед, предлагаемых детям уже другие. Об этом можно судить по Дневнику-журналу педагогической работы за 1924-25 учебного года. Наряду с общеразвивающими темами (об отношении к животным, о метеорах и «падающих» звёздах, о причинах наводнения и проектах защиты города, признаках зимы), немало бесед на идейно-политические темы: крепостное право, маленькие рабы, о прежней эксплуатации царей и где, какие были восстания, чтение рассказа из помещичьей жизни, чтение рассказа «9 января» М. Горького. В 1924 году действовала пионерская организация, созданная в 1922 году. В Дневнике-журнале были отмечены сборы советов отрядов, звеньев пионеров, упоминались октябрята. Например, на Совете отряда разбирались следующие вопросы: -о подписке на «Ленинские искры»; -о культсмычке; -о дисциплине; -о школьных занятиях; Ребята готовили стенную газету «Пионерский клич», обсуждали рассказ «Гибель Коммуны», читали рассказ «Классовая борьба», вели беседу о тяжёлом положении пролетариата до 1917 года и после революции, писали лозунги для Ленинского урока… В группах детского дома проводилась атеистическая работа: 25 декабря – устройство антирелигиозного спектакля. Программа: 1) инсценировка; 2) хоровая декламация; 3) индивидуальная декламация; 4) пение пионерских песен; 27 декабря - Воспитанники старшей группы (6 человек) с воспитателем посетили антирелигиозный праздник в 4 детском доме. Новые выступления глубоко воспринимаются, особенно понравились спортивные выступления воспитанников 134 детского дома.
Каждая группа в течение нескольких недель готовилась к таким праздникам, как День Красной Армии, День Международной работницы, День Парижской Коммуны. Всесторонней и длительной была подготовка к первой годовщине со дня смерти В.И.Ленина – Неделе Ленина: 10 января – приготовление революционной песни; 12 января – заучивание стихотворения «На смерть Ленина»; 12 января – переписывание и разучивание песни к годовщине смерти тов. Ленина; 13 января - чтение и беседа на тему «Таинственный шалаш», «Отчего умер Ленин»; 13 января – заучивание похоронного марша; 16 января – беседа «как жилось Ленину при царском режиме»; 17 января – пели «Прощальный напев Ленину»; 18 января – пели «Заветы Ильича», «Не плачьте над трупами»; репетиция траурного спектакля; 22 января – торжественное заседание и траурный вечер в память В.И.Ленина и жертв 9 января 1905 года; Особенность детского дома, где ребята жили без родителей в условиях страшной бедности во всей стране, отразилась и в таких видах работы, как: вязание чулок, починка шапок, рукавиц, перчаток, костюмов, пальто. И школы, и детские дома работали в летний период. Детский дом 146 летом 1925 года никуда не выезжал, а в июле в здании проходил ремонт. По каждому дню по-прежнему каждый день делалась запись. Вот некоторые из них за июль: 1 – Регулярной работы не велось, т.к. в здании происходит ремонт, а на дворе идёт сильный дождь; 3 – Утром до обеда окапывали картофель, вечером учили скороговорки для чистоты речи, подрубали и метили новые полотенца; 11 – До обеда ходили в баню на Удельную. Вечером пололи клумбы, подсыпали цветы, обкапывали картофель, который разорили куры; 13 – После экскурсии в лес пололи грядки; 14 – До обеда пололи, вечером метили простыни; 16 – До обеда окучивали картофель по второму разу, вечером подрубали полотенца и метили простыни; рассказывали о произволе, царившим при монархизме; 29 – Начал работать кружок естествознания, собирали для гербария сорные травы огорода; 31 – Собирали насекомых и огороде ; Удивительно, что в самое тяжёлое время школьники посещают спектакли. 20 мая 1919 года бывшей гимназии Лагевницкой были предложены 30 билетов на спектакль студии Московского Художественного театра «Двенадцатая ночь». [Общая переписка № 278] Во всех школах упоминается постановка спектаклей, в т.ч. и самостоятельно сочинённых. Для постановок сами шьют костюмы: 29 ноября – Старшая группа занята репетициями самостоятельно сочинённой пьесы; репетиции проходят без участия педагогов; 30 ноября – Все три группы шили костюмы и приготавливали сцену для спектакля; [ фонд 7405 опись 1 единиц хранения 652: Дневник-журнал педагогической работы за 1924-25 учебного года] Иногда для спектаклей и других школьных мероприятий требуются большие помещения. 1октября 1921 год. В правление жилтоварищества дома № 61 по 2 Муринскому пр. в Лесном. Школьный Совет, имея нужду устроить отчётную школьную выставку и акт, убедительно ходатайствует перед жилтовариществом о предоставлении ей для устройства таковой безвозмездно помещение зала клуба Отдых красноармейца, т.к. в школе сейчас обучается 650 учащихся, а рекреационные залы трёх помещений школы могут вместить в себя не более 200 человек каждое в отдельности. Помещение это понадобится на 3 дня, 5,6 и 7 октября, и три предыдущих дня для подготовительного устройства. Ввиду того, что школа и в прошлые годы пользовалась этим помещением для устройства школьных спектаклей. Школьный Совет надеется, что и это ходатайство будет встречено тоже сочувственно, как и прежние. На обороте: Правление жилтоварищества причин для отказа в помещении бывшего театра «Миниатюр» не имеет . [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599: Общая переписка 170 Советской трудовой школы № 621] Интересно было узнать, что отмечается воспитателями в их записях, как новое и необычное: 7 января – После обеда ходили на прогулку, причём дети видели аэроплан, который потерпел аварию и погибших лётчиков. Дети были очень взволнованы; 1 февраля – Все дети ходили в кинематограф, смотрели «Как Петунька ездил к Ильичу», вечером делились впечатлениями и рассказывали, кто когда что-нибудь видел в кинематографе; 18 апреля – Читали и беседовали о водолазах и подводную работу их; 26 апреля – Читали детский журнал «Пионер»; [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 652: Дневник-журнал педагогической работы за 1924-25 учебный год] О спортивных играх упомянуто всего несколько раз. 26 апреля – Играли в футбол; 17 мая – Играли в рюхи, бабки, катались на гигантских шагах; 15 июля – Дети были заняты устройством щитов для баскетбольной площадки ; [там же] Во всех школах изучалось краеведение, или как тогда назывался этот предмет – родиноведение. В 168 и 170 школах этот предмет преподавал Безбах С.А.. По следующим документам чувствуется, что к своим урокам он относился творчески: 21 июня 1921 года. В Петроградский Отдел Народного Образования. В виду необходимости для правильной постановки преподавания в Школе родиноведения, для более практического проведения кружковых занятий по этому предмету в продлённом дне, Школьный совет ходатайствует об отпуске необходимых сумм для оборудования при Школе кабинета родиноведения, согласно представленной преподавателем этого предмета смете, поддерживаемой зав. сектором Социального воспитания района. Председатель Школьного совета. [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599: Общая переписка 170 трудовой школы №106] 27 июня 1921 года. В хозяйственный подотдел Выборгского района. Школьный Совет 36-ой советской трудовой Школы просит отпустить для ручного труда и краеведения 2 пуда глины для лепки. Председатель Школьного совета. [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599: Общая переписка 170 трудовой школы № 108]
В Институт Истории Искусств. На основании личных переговоров руководителя, находящегося в 170-ой школе кружка родиноведения, школьный Совет ходатайствует о разрешении пользоваться для проводимых в кружке занятий по изучению Петербурга, диапозитивами Института по означенному вопросу. Выбор диапозитивов, получение и возврат их в диатеку, возлагается на руководителя кружка родиноведения при Школе С.А.Безбаха. 23 ноября 1923 года. [фонд 7405 опись 1 единиц хранения 599, Общая переписка 170 трудовой школы, №46] Учащиеся ездили на экскурсии. В отчёте 170/36 сов.труд.Школы за первую половину 1921-22 учебного года сообщалось, что Школа провела 28 экскурсий, из которых 8 были «далёкие» - Грузино, Петергоф, Луга и 20 – «ближние» - Сосновка, Удельная, Озерки, питомники, Ботанический и Зоологический сады. В целом, можно сказать, что, несмотря на тяжелейшее материальное положение, школы занимались разнообразной воспитательной работой с детьми, сохраняли некоторые прежние традиции и создавали новые.
III. Заключение В своей работе я использовал лишь часть документов, которые удалось найти в архиве о школах района. Я получил опыт по анализу и обобщению документов. Интересной для меня была история Коммерческого училища – школы №168, в котором преподавали известные люди своего времени: Боч Г.Н., Кайгородов Д.Н., Безбах С.А., Бруни Н.А., Трофимов В.А.. Неоценимую помощь мне оказали воспоминания краеведа Галины Всеволодовны Кравченко о Лесном и ее деде. Я смог ярче представить сложный послереволюционный период жизни Петрограда – Ленинграда. Для меня было неожиданно узнать, что в это трудное голодное время школы заботились о жизни и здоровье детей, активно занимались воспитательной работой. Документы показали мне, как происходило становление идеологической системы в начале 20-х годов. Работа для меня оказалась крайне полезной. Я считаю ее лишь началом возможного большого исследования, т.к. документов сохранилось много и история школ еще до конца не изучена.
Литература
1.Александрова Е.Л. – «Северные окрестности Петербурга. Историческое прошлое», СПб, «Лики России», - 2008. 2.Глезеров С.Е. – «Петербург на север от Невы. Лесной, Удельная, Коломяги, Озерки – Шувалова», М. – СПб, - Центрополиграф, - 2004. 3.Глезеров С.Е. – «Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная…», - М. – СПб, - Центрополиграф, - 2006. 4.Горбачевич К.С., Хабло Е. П. - «Почему так названы?», - Лениздат, 1975 5.Игнатова Е.А.– «Записки о Петербурге. Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов 20 века», СПб, Амфора, 2005. 6.Кобак А.В. - «Особники и дачи старого Лесного», - Невский архив, историко-краеведческий сборник, IV выпуск, издательство Чернышёва, Санкт-Петербург,1999. 7.Кравченко Г.В.-«Старый Лесной: три адреса моегодеда», Нева №2,2004. 8.Кравченко Г.В. – «Лесной и лесновцы. Картины 30-х годов», Нева №8, 2007. 9.Лисовский В.Г., Ленинград: Районы новостроек, Лениздат, 1983. Архивные материалы
10.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, фонд 7405. |