Реферат: Прямые переменные затраты относятся непосредственно к данному виду продукции, все остальные затраты распределяются по видам продукции условно. Это означает, что
Название: Прямые переменные затраты относятся непосредственно к данному виду продукции, все остальные затраты распределяются по видам продукции условно. Это означает, что Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маржинальная прибыль СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Понятие сущности маржинальной прибыли. 5 1.1. Сущность маржинальной прибыли. 5 1.2. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности продаж и запаса финансовой устойчивости. 16 2. Показатели суммы ставки покрытия маржинальной прибыли и их использование 21 2.1. Показатели суммы и ставки покрытия. 21 2.2. Использование этих показателей. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29 Прямые переменные затраты относятся непосредственно к данному виду продукции, все остальные затраты распределяются по видам продукции условно. Это означает, что при выборе того или иного признака распределения общая величина затрат на данный вид продукции может изменяться. Названное обстоятельство очень важно для установления пределов возможного маневрирования ценами на отдельные виды продукции. В целом по предприятию выручка от продаж за вычетом прямых переменных затрат представляет собой маржинальную прибыль. Иными словами, маржинальная прибыль — это сумма постоянных косвенных затрат и прибыли от продаж, которые должны содержаться в составе выручки от продаж. В цены на отдельные виды продукции соответствующие части маржинальной прибыли включаются в зависимости от состояния спроса на каждый вид продукции. Финансовая целесообразность продаж вида продукции определяется лишь одним условием: его стоимость по продажным ценам должна быть выше прямых переменных затрат. Абсолютно пригодного для всех предприятий и всех периодов их деятельности перечня переменных и постоянных затрат не существует. Но в каждом конкретном случае специалисты предприятия могут оценить, увеличение каких затрат последует за увеличением натурального объема производства и продаж и в какой пропорции. Поэтому точное разделение затрат на переменные и постоянные возможно. Кроме того, оно необходимо, — иначе нельзя оценивать влияние тех или иных изменений в спросе на продукцию на показатель выручки и прибыли от продаж. [2,46] Целью данной работы является рассмотрение сущности маржинальной прибыли предприятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: · раскрыть сущность маржинальной прибыли; · рассмотреть расчет маржинального дохода, порога рентабельности продаж и запаса финансовой устойчивости; · отобразить показатели суммы ставки покрытия маржинальной прибыли и их использование. 1. Понятие сущности маржинальной прибыли 1.1. Сущность маржинальной прибыли Под маржинальной прибылью подразумевается разница между ценой реализации и закупочной ценой. В настоящий момент речь идет о валовой маржинальной прибыли (расчетной величине). Иными словами, маржинальная прибыль — это сумма постоянных косвенных затрат и прибыли от продаж, которые должны содержаться в составе выручки от продаж. В цены на отдельные виды продукции соответствующие части маржинальной прибыли включаются в зависимости от состояния спроса на каждый вид продукции. Финансовая целесообразность продаж вида продукции определяется лишь одним условием: его стоимость по продажным ценам должна быть выше прямых переменных затрат. Как увеличить маржинальную прибыль? Ответ, напрашивается сам собой: для увеличения маржинальной прибыли необходимо или больше продавать товара, или увеличивать наценку (разницу между закупочной ценой и ценой реализации), а лучше и то и другое одновременно. Но… рынок диктует свои условия и очень часто бывает, что нет возможности ни увеличить наценку, ни продавать больше. Ценовая конкуренция и объем рынка в настоящий момент, диктуют свои условия. Как быть? Один из выходов в данной ситуации - обновление ассортимента. Но прежде чем начать заниматься "обновлением", необходимо четко определиться: какие экономические показатели и другие факторы по тому или иному товару (или группе товаров) для Вас являются приемлемыми с экономической, а иногда и с "политической" точки зрения (выручка от реализации, валовая рентабельность, поставщики, сезонность), а какие нет. Определились? Тогда переходим к самой ревизии уже имеющегося в наличии ассортимента. Для чего нужна ревизия? Для того чтобы выявить именно тот товар, который (в настоящий момент времени) имеет смысл оставить в Вашем прайс-листе. И тот товар, который желательно вывести из оборота. [3,139] Основная цель ревизии имеющегося товарного ассортимента - выявление возможности оптимизации вложения имеющихся денежных средств, путем перераспределения финансовых потоков от одних товаров (менее привлекательных) к другим (более привлекательным), с целью получения максимальной маржинальной валовой прибыли. Методика. 1. Необходимо заполнить таблицу № 1 по каждому имеющемуся в наличии товару, но прежде, выбрать приоритет, по которому в дальнейшем будет систематизироваться товар (выручка от реализации, наценка или рентабельность) вписывая товар по убыванию выбранного показателя (приоритетный показатель расположите в колонке № 2). Таблица 1
2. Вы получили таблицу, где по вертикали уменьшается выбранный Вами показатель (2 колонка). После этого, необходимо условно разбить товары на 3-4 группы по выбранному показателю: очень привлекательные, привлекательные, мене привлекательные, непривлекательные товары. 2.1. Внимательно изучите табличные данные. Если ассортимент достаточно большой, иногда, имеет смысл по вертикали вписывать как товары, так и группы товаров, и в дальнейшем анализирую уже 2 таблицы. 2.2. Данная таблица поможет Вам также увидеть соотношение затраченных денежных средств на закупаемую продукцию к % валовой (маржинальной) прибыли, которую данная продукция приносит Вашему предприятию (стр. 3 и стр. 5). 3. Далее необходимо принять стратегическое решение: уменьшать ассортимент, оставить, как есть, увеличивать ассортимент или замещать его другими товарами и группами. · Данное решение принимается после того, как будет проведен тщательный анализ продаж по товарам и товарным группам. · Такое решение может приниматься как по конкретным товарам, так и по отдельным группам товара. · Решение принимается с учетом прогноза - есть ли возможность (перспектива) увеличения объема продаж у того или иного товара или группы. · Как один из вариантов, можно рассмотреть увеличение наценки на ряд товаров, дающий незначительный оборот. При этом снизится их реализация, и возможно, такие товары будет легче вывести из оборота. 4. По полученным данным, необходимо разработать план по выбытию из оборота непривлекательного ассортиментного ряда и замещению его более привлекательным (с экономической точки зрения). Обычно, выводится из оборота группа товара дающего не менее 15, но не более 30 % оборота. Данный процесс по продолжительности должен занять не менее 2-4 месяцев. 5. Поиск нового товара. Если один товар выводится из оборота, на смену ему должен прийти другой. 5.1. Необходимо определиться какие группы и товары Вас интересуют, прежде всего, с позиций получения наибольшей маржинальной прибыли. Это будет видно из таблицы № 1, если систематизировать товары по группам (мясные консервы, рыбные консервы, макароны и т.д.), но не факт, что не существует и других групп и товаров, на которые необходимо сделать ставку. 5.2. Необходимо так же учитывать и фактор сезонности. Основные требования к новым товарам. Раскрученные торговые марки: · Товар должен быть узнаваем, и иметь значительную ёмкость рынка и высокую ликвидность. · При реализации, объемы продаж и валовая рентабельность должны соответствовать желаемой величине (по этим величинам, Вы уже определились ранее). · Имеющиеся складские площади должны удовлетворять приобретаемый товар по температурному режиму, влажности и т.д. · В учет должен браться приемлемый для Вас срок годности товара и сезонность. Нераскрученные торговые марки: 1. Товар должен быть малоизвестен на Вашем рынке или известен, но тогда уровень наценки должен соответствовать Вашим ожиданиям. 2. Товар должен быть конкурентен по цене с аналогами раскрученных торговых марок. 3. У данной новой торговой марки должна быть "перспектива роста" продаж. 6. Поиск новых товаров и групп товаров. · Поиск новых товаров и групп товаров осуществляется целенаправленно и постоянно. · Основные источники информации: выставки, специализированные рекламные журналы и издания, Интернет и рынок на котором Вы работаете. Рассмотрим Ситуацию: Предприятие в базисном периоде производит и продает два вида продукции. Базисные данные приведены в таблице 2. Таблица 2 Базисные данные предприятия (тыс. руб.)
В следующем периоде предполагается увеличение спроса на изделия А и снижение спора на изделия Б . Возможны следующие варианты: а) при сохранении натурального объема продаж обоих изделий на базисном уровне цены на А повысятся на 5%, цены на Б — снизятся на 8%; б) при сохранении базисных цен на оба вида изделий натуральный объем продаж А можно увеличить на 4%, натуральный объем продаж Б снизится на 10%; в) при повышении цен на изделия А на 3% можно увеличить натуральный объем продаж на 2%; при снижении цен на изделия Б на 12% можно ограничиться уменьшением натурального объема продаж на 7%. Выбор варианта. а) Выручка от продаж изделий А составит: 7000 х 1,05 = 7350 тыс. руб.; изделий Б : 3000 х 0,92 = 2760 тыс. руб. Общая величина выручки от продаж: 7350 + 2760 = 10 110 тыс. руб. Прибыль от продаж увеличивается на ту же сумму, что и выручка, и составляет 1110 тыс. руб. б) Выручка от продаж изделий А : 7000 х 1,04 = 7280 тыс. руб. выручка от продаж изделий Б : 3000 х 0,9 = 2700 тыс. руб. Итого выручка от продаж: 7280 + 2700 = 9980 тыс. руб. Прибыль от продаж: 9980 – 2800 х 1,04 – 2000 х 0,9 – 4200 = 1068 тыс. руб. в) Выручка от продаж изделий А : 7000 х 1,03 х 1,02 = 7354,2 тыс. руб. выручка от продаж изделий Б : 3000 х 0,88 х 0,93 = 2455,2 тыс. руб. Итого выручка от продаж: 7354,2 + 2455,2 = 9809,4 тыс. руб. Прибыль от продаж: 9809,4 – 2800 х 1,02 – 2000 х 0,93 – 4200 = 893,4 тыс. руб. Наибольшие выручка от продаж и прибыль обеспечиваются условиями варианта «а». Любой из трех вариантов приемлем для предприятия, так как продажи остаются рентабельными, а по изделиям Б , несмотря на снижение спроса на них, выручка от продаж превышает прямые переменные затраты. Если бы снижение спроса на изделия Б выражалось более резким уменьшением натурального объема продаж или цен, дальнейшие их продажи оказались бы нецелесообразными. Это произошло бы в случае снижения выручки от продаж изделий Б до величины менее 2000 тыс. руб. Представим зависимость выручки и прибыли от продаж от соотношения переменных и постоянных затрат в базисном периоде и последующих изменений цен и натурального объема продаж в общем виде. Введем условные обозначения: В — выручка от продаж базисного периода; З1 — переменные затраты базисного периода; З2 — постоянные затраты базисного периода; Ин — индекс изменения натурального объема продаж (соотношение следующего и базисного периодов в единицах); Иц — индекс изменения цен (аналогично Ин). Увеличение выручки от продаж в следующем за базисным периоде возможно только при соблюдении неравенства: В х Иц х Ин >В, (1) что означает: Иц х Ин > 1 (2) Если происходит падение спроса на продукцию предприятия, неравенства, как правило, не соблюдаются, и выручка от продаж снижается. Наоборот, при росте спроса неравенства могут быть соблюдены. Практическое значение неравенства (1) и (2) имеют в случаях, когда предприятию необходимо увеличить выручку от продаж, маневрируя и ценами, и натуральным объемом продаж таким образом, чтобы снижение цен давало возможность увеличить натуральный объем продаж или сокращение натурального объема продаж обеспечивало более высокие цены. Например, предприятие предполагает увеличить натуральный объем продаж на 10% и готово при этом снизить цены. Каково максимально возможное снижение цен, чтобы выручка от продаж при таких изменениях увеличилась? Пользуясь неравенством (2), получаем: 1,1 х Иц > 1; Иц > 1 / 1,1; Иц > 0,91. Цены можно снизить менее чем на 9%. Снижение их на 9% при прочих равных условиях приведет к равенству выручки от продаж следующего периода и выручки базисного периода. Но предприятие поставило целью увеличение выручки, т.е. оно может снизить цены на 8% и меньше. Если же сочетание роста натурального объема продаж на 10% со снижением цен на 8% реально для конкретной рыночной ситуации, цель достигнута. Если нереально, предприятие должно быть готово к снижению выручки от продаж, либо принять другие индексы цен и натурального объема продаж. Увеличение прибыли от продаж возможно при выполнении следующего неравенства: В х Иц х Ин – З1 х Ин – 32 > В – 31 – 32 , (3) или, после алгебраических преобразований: В (Иц х Ин – 1) – З1 (Ин – 1) > 0. (4) Неравенство (4) показывает, что, кроме индексов цен и натурального объема продаж, на величину прибыли оказывает практическое влияние соотношение переменных затрат и выручки в базисном периоде. Воспользуемся индексами из предыдущего примера и проведем расчет в условиях разного соотношения переменных затрат и выручки в базисном периоде. Для расчета показателей следующего периода приняты Ин = 1,1 и Иц = 0,92. Выручка от продаж увеличилась, так как условия неравенства (2) соблюдены. Прибыль снизилась, так как не соблюдены условия неравенства (4). Как уже отмечалось, при снижении цен и росте натурального объема продаж опасность уменьшения прибыли достаточно реальна. Однако чем ниже доля переменных затрат в выручке, тем эта опасность меньше; это подтверждается и показателями последней строки таблицы 2. Пользуясь неравенством (4), можно определить, при какой доле переменных затрат те же Ин и Иц могут обеспечить рост прибыли от продаж. Обозначив сумму переменных затрат через х , получаем: 10 000 х (1,1 х 0,92 – 1) > х (1,1 – 1); x < 1200. Следовательно, предполагаемое изменение цен и натурального объема продаж могло бы привести к росту прибыли от продаж только в случае, если бы переменные затраты в составе выручки составляли менее 1200 тыс. руб. Неравенство (4) можно использовать во всех случаях, когда предполагается одновременное изменение цен и натурального объема продаж. Оно позволяет: 1. Определить динамику выручки и прибыли от продаж при предполагаемых индексах цен и натурального объема продаж. 2. Рассчитать необходимый уровень одного из индексов, если известен второй, чтобы исключить потери выручки и прибыли от продаж. 3. Принять решение о целесообразности продаж данных видов продукции при сложившихся условиях спроса на них. Если предприятие производит и продает несколько видов продукции, спрос на каждый из которых меняется по-разному, предприятие в пределах имеющихся возможностей должно изменить объем продаж отдельных номенклатурных групп изделий с тем, чтобы выручка и прибыль от продаж в целом по предприятию были не ниже необходимых размеров. Допустим, предприятие продает три вида изделий, базисные показатели по которым приведены в таблице 3. Таблица 3 Базисные данные по номенклатуре продукции предприятия
Таблица 4 Прогнозируемое изменение спроса на каждый вид продукции
Пользуясь неравенством (4), определяем: Продукция А : 5000 х 1,05 х 1,1 – 5000 – 3000 х 1,1 + 3000 > 0. Продукция Б : 7000 х 1,1 х 0,9 – 7000 – 3500 х 0,9 + 3500 > 0. Продукция В : 2000 х 0,7 х 1,1 – 2000 – 1500 х 1,1 + 1500 < 0. Таким образом, в прогнозируемом периоде продукция видов А и Б обеспечит прирост прибыли от продаж, но по продукции Б произойдет некоторое снижение выручки (1,1 х 0,9 < 1). Выручка от продаж продукции В — ниже прямых переменных затрат, что означает нецелесообразность ее продаж при таких индексах цен и натурального объема. В целом по предприятию выручка прогнозируемого периода составит: 5000 х 1,05 х 1,1 + 7000 х 1,1 х 0,9 + 2000 х 0,7 х 1,1 = 14 245 тыс. руб.; прибыль от продаж: 14 245 – 3000 х 1,1 – 3500 х 0,9 – 1500 х 1,1 – (6000 – 1200) = 1345 тыс. руб. Но такие результаты от продаж сложились при участии продукции В , которую, как уже отмечалось, продавать нецелесообразно. Если исключить из расчетов выручки и прибыли продукцию В , то выручка в целом по предприятию составит 12 705 тыс. руб., а прибыль от продаж — 1455 тыс. руб., т.е. выручка оказывается существенно ниже, чем в базисном периоде, а прибыль увеличивается по сравнению с базисной. Такое решение может быть правильным при условии, если спрос на продукцию В вообще отсутствует. Однако этого утверждать нельзя, поскольку предполагается рост натурального объема ее продаж. Тогда надо найти приемлемые индексы цен и натурального объема, которые позволят обеспечить хотя бы минимальное превышение выручки от продаж продукции В над прямыми переменными затратами или даже равенство этих показателей. У предприятия достаточно высокая маржинальная прибыль, чтобы оно могло осуществить такой маневр ценами на продукцию В . Итак, какие индексы цен и натурального объема продаж позволили бы предприятию продолжать реализацию продукции В , учитывая, что снижение цен все равно должно произойти? Их можно определить исходя из следующего условия: 2000 х Иц х Ин > 1500 х Ин, откуда Иц > 0,75. Снижение цен на продукцию В не более чем на 25% (вместо прогнозируемых 30%) позволит при любом изменении натурального объема продаж в сторону его увеличения или уменьшения обеспечить выручку, равную прямым переменным затратам, или даже некоторое превышение первой над последними. Допустим, что некоторое повышение Иц приведет к снижению индекса натурального объема продаж с 1,1 до 0,9. Тогда выручка от продаж продукции В составит: 2000 х 0,75 х 0,9 = 1350 тыс. руб. Ровно столько же будет прямых переменных затрат: 1500 х 0,9 = 1350 тыс. руб. В таких условиях дальнейшие продажи продукции В целесообразны. Общая выручка от продаж по предприятию будет равна: 12 705 + 1350 = 14 055 тыс. руб., а прибыль сохраняется в размере 1455 тыс. руб. И выручка, и прибыль от продаж выше, чем в базисном периоде, несмотря на неблагоприятные условия спроса на продукцию В , так как другие виды продукции компенсируют потери выручки и прибыли по продукции В . Однако при продаже нескольких видов продукции с разной долей прямых переменных затрат в выручке от продаж каждого вида продукции наиболее опасным является снижение выручки по тем видам, которые в базисном периоде обеспечивают высокую по удельному весу маржинальную прибыль. В нашем примере (см. табл. 3) из 6000 тыс. руб. маржинальной прибыли 3500 тыс. руб. (58,3%) приходится на продукцию Б . Предположим, что спрос на продукцию А и В в прогнозируемом периоде остается таким же, как в базисном (Ин и Иц равны 1). По продукции Б предполагается Иц = 0,8, Ин = 1,2. Тогда маржинальная прибыль от продажи продукции Б составит: 7000 х 0,8 х 1,2 – 3500 х 1,2 = 2520 тыс. руб. Общая маржинальная прибыль предприятия будет равна: 2000 + 2520 + 500 = 5020 тыс. руб. Соответственно, прибыль от продаж составит лишь 220 тыс. руб. вместо 1200 тыс. руб. (5020 — 4800 = 220). Компенсировать потерю 980 тыс. руб. можно только путем изменения цен или натурального объема продаж по другим видам продукции — допустим, по продукции А . Маржинальная прибыль от ее продажи должна составить 2980 тыс. руб. вместо базисных 2000 тыс. руб. Если эта цель будет достигаться путем увеличения натурального объема продаж продукции А без изменения цен на нее, то Ин можно рассчитать из следующего уравнения: 5000 х Ин – 3000 х Ин – 2000 = 980. Отсюда Ин = 1,5. 1.2. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности продаж и запаса финансовой устойчивости Теоретической базой анализа поведения затрат и взаимодействия затрат, объема продаж и прибыли является система учета прямых затрат - "директ-костинг", которую называют еще "системой управления себестоимостью", "системой управления предприятием". Сущность системы "директ-костинг" заключается в разделении затрат на производство на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, величина которых меняется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и др. К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и др. [9,115] Разделение затрат на постоянные и переменные довольно условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы "директ-костинг". Общие затраты на производство (Z) состоят из двух частей: постоянной (Zc) и переменной (Zv), что отражается уравнением: Z = Zc + Zv. Еще одна особенность системы "директ-костинг" - соединение производственного и финансового учета. По системе "директ-костинг" учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты-объем-прибыль". Основная модель отчета для анализа прибыли выглядит следующим образом: Объем реализации - N Переменные затраты - Zv Маржинальный доход - в = N - Zv Постоянные расходы - Zc Прибыль - P = в - Zc Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами. С другой стороны, это сумма постоянных расходов и прибыли. Следующей особенностью системы "директ-костинг" является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза прибыли, для расчета порога рентабельности (критический объем выручки, прибыль при которой равна 0). В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат и дохода) и выручки от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и выручке, а по горизонтали - количество единиц продукции (см. рис. 1). В точке критического объема производства (К) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее заштрихована область прибылей (доходов). Для каждого значения (количества единиц продукции) прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов. [11,46] Слева от критической точки заштрихована область убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода. Рис. 1 График взаимосвязи показателей объема производства, затрат и прибыли Условные обозначения: N - объем производства продукции в стоимостном выражении; Z - полная себестоимость продукции (затраты на производство); Zv - переменные расходы; К - точка критического объема производства; qk - критическое количество единиц продукции; Nk - критический объем выручки (порог рентабельности, точка безубыточности); Nф - фактический объем выручки; Ф - запас финансовой прочности (разница между фактической выручкой и порогом рентабельности). Аналитические возможности системы "директ-костинг" раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации продукции и прибылью. Объем реализации продукции или выручка (N) связаны с себестоимостью (Z) и прибылью от реализации (P) следующим соотношением: N = Z + P. Для критической точки (прибыль равна 0) N =Z = Zc + Zv. Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия (Ц) и количества проданных единиц (q), а переменные затраты - как произведение переменных затрат на единицу изделия (V), то получим развернутое уравнение: Ц х qк = Zc + V х qк, или (Ц - V) х qк = Zc. Это уравнение является основным для получения необходимых оценок. 1. Расчет критического объема производства: где в - маржинальный доход на единицу изделия, руб. 2. Расчет критического объема выручки (реализации). Для определения критического объема реализации используется уравнение критического объема производства. Умножив левую и правую части этого уравнения на цену (Ц) и сделав несложные преобразования, получим необходимую формулу:
где в - маржинальный доход на весь выпуск (разность между выручкой и суммой переменных затрат). Пример Определить порог рентабельности продаж и запас финансовой прочности. Объем реализованной продукции - 2000 тыс. руб., постоянные затраты - 400 тыс. руб., переменные затраты - 1500 тыс. руб. Воспользуемся формулой для расчета порога рентабельности:
D = N - Zv = 2000 тыс. руб. - 1500 тыс. руб. = 500 тыс. руб.
Запас финансовой прочности: Nф - Nк = 2000 тыс. руб. - 1600 тыс. руб. = 400 тыс. руб. 2. Показатели суммы ставки покрытия маржинальной прибыли и их использование 2.1. Показатели суммы и ставки покрытия Основные варианты контроллинга базируются на директкосте. У нас применение этого, метода для внутрифирменного управления затратами и результатами деятельности формально не запрещено. Более того, один из существенных элементов директкоста, заключающийся в возможности отнесения постоянной части накладных расходов на себестоимость реализованной продукции, предусматривается действующим Планом счетов бухгалтерского учета и стандартом учетной политики. Применение этого принципа в контроллинге позволяет исчислять учетные ставки и суммы покрытия различных уровней, оперировать показателями маржинальной прибыли, учитывать влияние степени использования производственных и сбытовых возможностей на величину оптимального объема производства и уровня затрат, на принятие управленческих решений при выборе ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Становится возможным определять нижние границы приемлемых цен и тарифов, обосновывать скидки и наценки, устанавливать предельный уровень постоянных расходов на определенный период времени и переменных затрат на единицу выпуска или продаж. [16,179] Предприятия сейчас могут вообще не составлять никаких калькуляций, использовать в качестве базы калькуляционных расчетов расчеты сокращенной себестоимости по методике директкоста, выбирать наиболее приемлемые способы оценки незаконченной продукции, базы распределения косвенных расходов, варианты списания постоянной части накладных издержек. Здесь выбор за специалистами по учету и менеджменту на предприятии, а в конечном счете – за его собственниками. Наиболее эффективно это можно сделать не путем отдельных решений, а в единой комплексной системе. Неоднократно высказывалось предложение о целесообразности разработки и внедрения на российских предприятиях системы использования планово-учетной информации в виде, так называемого, управленческого учета. Он должен в максимальной степени учитывать особенности каждой организации, специфику ее деятельности, ближайшие и перспективные цели. Здесь регламентация невозможна. Пусть каждое предприятие само определяет, какая ему нужна информация для управления, как ее получить, в каком аналитическом разрезе, с какой периодичностью представления отчетных данных. Все это вполне приемлемо для контроллинга, а его функционирование на базе управленческого учета повышает действенность того и другого. В конечном счете, контроллинг можно рассматривать как систему использования данных управленческого учета по его прямому назначению, т. е. как конечную проектно-аналитическую стадию учета для управления. Разработка, внедрение и использование систем контроллинга требует подготовки соответствующих специалистов. В ряде западных университетов существует специализация экономистов по контроллингу, подготовка контроллеров. Обычно контроллеров готовят из выпускников вузов и средних профессиональных учебных заведений, поработавших на предприятиях. Контроллинг существенно повышает эффективность работы бухгалтера-финансиста. Она становится непосредственно направленной на рост доходности организации. Данные расчетов на оптимизацию с использованием учетных показателей, контроль за их реализацией в учете, участие в анализе выявленных отклонений повышают интеллектуальный уровень и результативность функционирования бухгалтерии. Таким образом, место службы контроллинга в ИУС можно определить следующим образом: информация → отслеживание → генерация (служба контроллинга) →обработка (служба контроллинга) → распределение информации между подразделениями предприятия 2.2. Использование этих показателей Для более детального понимания того, что умение быстро и качественно отбирать необходимую информацию для предприятия, напрямую связано с качеством принимаемых управленческих решений, необходимо проанализировать и произвести взаимозависимость между релевантной информацией и концепцией эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования - контроллингом. Каким образом можно связать эти два понятия? А связь очень прямая: информация не только сама оказывает огромное влияние на управленческие решения и действия, но и воздействует на службу контроллинга совместно с процессами, используемыми в качестве импульсных датчиков, таких как планирование, анализ, управление и контроль. А служба контроллинга, в свою очередь, анализирует на ЭВМ полученную отчетность предприятия, определяет направление будущего развития фирмы, и тем самым оказывает значительную помощь в принятии управленческих решений. Как было отмечено выше, служба контроллинга разрабатывает советы для перспективного развития предприятия. По обыкновению руководители предприятий, которые концентрируют свое внимание на оперативных задачах, не замечают, что эти предприятия уже стратегически мертвы. Для менеджеров таких предприятий характерны высказывания типа: «У нас нет никакой потребности в капитале и никаких финансовых проблем». Это свидетельствует о стратегических ошибках того, кто будет принимать решения, и непонимании назначения службы контроллинга. Кроме того, как и любое явление, система или метод, контроллинг появляется в настоящее время в теории и практике управления предприятием не вдруг, а под влиянием многих причин и факторов, одни из которых, например, усложнение ориентации предприятия на рынке вследствие роста конкуренции, социальная направленность современной рыночной экономики, неблагоприятная экологическая ситуация и т.п., явно действуют, они на лицо, а другие факторы предстоит в будущем еще выявлять, изучать и учитывать их влияние. Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития рыночных отношений в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели. Рассмотрим пример, доказывающий важность и все большую значимость использования информации, получаемой руководителем предприятия, проанализировав цепочку: «информация - служба контроллинга - принятие решений». В системе анализа плановых и фактических показателей на основе обратной связи обрабатываются данные об уже свершившихся хозяйственных фактах, которые формируются в системе производственного учета, сравниваются показатели прошлого года, а также плановые и фактические показатели текущего года. Благодаря комбинированной прямой и обратной связи при сравнении плановых и фактических данных объединяются реальные и предполагаемые показатели прошлого, настоящего и будущего. Вследствие этого служба контроллинга имеет возможность предоставить руководителям разных уровней управления соответствующую информацию для принятия управленческих решений в интересах будущего развития фирмы. Маржинальная прибыль — это сумма постоянных косвенных затрат и прибыли от продаж, которые должны содержаться в составе выручки от продаж. В цены на отдельные виды продукции соответствующие части маржинальной прибыли включаются в зависимости от состояния спроса на каждый вид продукции. Финансовая целесообразность продаж вида продукции определяется лишь одним условием: его стоимость по продажным ценам должна быть выше прямых переменных затрат. Как увеличить маржинальную прибыль? Ответ, напрашивается сам собой: для увеличения маржинальной прибыли необходимо или больше продавать товара, или увеличивать наценку (разницу между закупочной ценой и ценой реализации), а лучше и то и другое одновременно. Теоретической базой анализа поведения затрат и взаимодействия затрат, объема продаж и прибыли является система учета прямых затрат - "директ-костинг", которую называют еще "системой управления себестоимостью", "системой управления предприятием". Сущность системы "директ-костинг" заключается в разделении затрат на производство на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, величина которых меняется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и др. К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и др. [14,193] Применение этого принципа в контроллинге позволяет исчислять учетные ставки и суммы покрытия различных уровней, оперировать показателями маржинальной прибыли, учитывать влияние степени использования производственных и сбытовых возможностей на величину оптимального объема производства и уровня затрат, на принятие управленческих решений при выборе ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Становится возможным определять нижние границы приемлемых цен и тарифов, обосновывать скидки и наценки, устанавливать предельный уровень постоянных расходов на определенный период времени и переменных затрат на единицу выпуска или продаж. Предприятия сейчас могут вообще не составлять никаких калькуляций, использовать в качестве базы калькуляционных расчетов расчеты сокращенной себестоимости по методике директкоста, выбирать наиболее приемлемые способы оценки незаконченной продукции, базы распределения косвенных расходов, варианты списания постоянной части накладных издержек. Здесь выбор за специалистами по учету и менеджменту на предприятии, а, в конечном счете – за его собственниками. Наиболее эффективно это можно сделать не путем отдельных решений, а в единой комплексной системе. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Егоров А. И. Экономика – СПБ: Политехника, 2003-308 с. 2. Золотухина Г. И. Введение в экономику–М: «Инфра-М»2003 -198 с. 3. Алле М. Экономика как наука - М:,2003 129 с. 4. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества: М, 2003 367 с. 5. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс – М:,2003 Т.2. Гл. 3. 6. Самуэльсон П. А. Экономика – М:,2000. Гл.2-4. 7. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика – М:,2001. Гл. 3,5. 8. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл.4. 9. Леонтьев В. экономическое эссе – М:,2003-321 с. 10. Мэкью Н. Г. Макроэкономика – М:, 2001. Гл.9, 16 11. Ю.В.Лунзо. Анализ прибыльности продукции. Серия «Искусство управления приватизированным предприятием». Москва. Издательство «Дело».2003г. стр.19-25. 12. Н.Л.Вещунова, Л.Ф.Фомина. Бухгалтерский учет. Издательство «Магис». Москва 2004г. стр. 34-37. 13. Л.Н.Павлова «Финансы предприятия». Москва. 2004г. стр.51-59. 14. Ф.И.Шамхалов. Финансы. 2004г. №6 стр. 19-21. Статья: «Прибыль – показатель деятельности фирмы». 15. Финансы 2004г. №12 стр.16-18. Статья В.П.Кодацкого: «Анализ прибыли». 16. Финансы . 2004г. №2 стр. 19-22. Статья И.В.Липатовой: «Прогнозирование прибыли». 17. Комментарий к Бухгалтерской отчетности организации. Под редакцией А.В.Брызгалина. Издательство «Аналитика - Пресс». Москва 2004г. стр.15-19. 18. Методологические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Москва. Издательство «Экономика» 2004г. Под редакцией авторского коллектива В.В.Коссова, В.Н.Лившица, А.Г.Шахназарова. стр.93-115 19. «Финансы и статистика». Москва 2004г. М.И.Баканов и А.Д.Шеремет: «Теория экономического анализа». стр. 25-31. 20. Микроэкономика. Роберт С.Пиндайк, Дэниел Л.Рубинфельд. Перевод с английского языка. Издательство «Дело», Москва 2002г. стр.63-72. 21. Сабанти Г.М. Теория финансов. 2003г. стр. 41-49. |