Реферат: Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании иностранного языка в 2010– 2011 учебном году.
Название: Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании иностранного языка в 2010– 2011 учебном году. Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании иностранного языка в 2010– 2011 учебном году
Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании иноязычной и коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что делает необходимым переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранным языкам, учитывая при этом уже накопленный отечественный и зарубежный опыт. Таким образом, содержание обучения иностранным языкам направлено на реализацию его основных целей, на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции. 1.Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2010 – 2011 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами 1. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 4. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm 5. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения; в настоящее время принят только для начального образования – http://standart.edu.ru Ознакомиться с проектами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного и среднего (полного) образования рекомендуем всем педагогическим работникам.
2. Учебно-методическое обеспечение
Полный перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572 Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках Федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/asp Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются следующие программы и линии учебников:
Указанные программы служат ориентиром для разработки рабочих программ и создают условия для творчества учителя. При выборе учебников учителям следует придерживаться одной из предметных линий, чтобы обеспечить содержательную и дидактическую преемственность в преподавании иностранного языка. Завершенными линиями для начального, основного общего и среднего полного образования, обеспечивающими преемственность на этих этапах обучения, считаются УМК, входящие в федеральный перечень учебно-методических и методических изданий, и имеющие в своем составе УМК для 2-4, 5-9, 10-11, 2-11 классов. При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения». В связи с тем, что примерные программы по иностранным языкам составлены в соответствии с подэтапами (т.е. 5-7кл., 8-9кл.), а не ступенями обучения, рекомендуется составлять рабочую программу на 1 год обучения. При составлении календарно-тематического планирования кафедра рекомендует разделить графу «Даты проведения уроков» на планируемую и фактическую дату. Количество часов, предусмотренное для изучения иностранного языка во 2 – 4 классах в соответствии с федеральным БУП, следующее:
Количество часов, предусмотренное для изучения иностранного языка в 5– 9 классах в соответствии с федеральным БУП, следующее:
Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение иностранного языка могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.
3. Предпрофильное обучение Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). Для организации предпрофильной подготовки необходимо провести анкетирование учащихся 8 класса с целью определения сферы их интересов в области филологии. По результатам анкетирования в 9 классе могут быть рекомендованы следующие курсы препрофильной подготовки: - предметно-ориентированный курс «Иностранный язык»; - межпредметный (ориентационный) курс; - комбинация различных курсов/модулей из двух вышеперечисленных типов. Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: - коммуникативно-направленная групповая работа; - проектно-исследовательская деятельность; - индивидуально-творческая деятельность, в том числе с использованием мультимедийных средств. В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности девятиклассников, в том числе проектной деятельности, могут быть: рефераты, доклады на иностранном языке, настенные коллажи и т.д. Результатом совместной деятельности учащихся могут быть: организация и проведение конференций, выставок с приглашением гостей (родителей, учащихся, учителей других классов и школ). Для лучшего осознания своих учебных умений, достижений, рефлексии и самооценки, учащимся рекомендуется вести портфолио. Количество часов, предусмотренное для изучения иностранного языка в 10-11 классах, в соответствии с федеральным БУП, следующее:
На старшей ступени общего образования (10-11 классы) создается система профильного обучения, направленная на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса за счёт изменений в его структуре, содержания и организации. При выборе профиля рекомендуем руководствоваться приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 21 декабря 2009 года № 4070 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2010-2011 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями». Профильным предметом иностранный язык является в филологическом профиле. Языковая подготовка учащихся не ограничивается курсом иностранного языка профильного уровня. У учащихся будет возможность продолжить изучение иностранного языка или его аспектов, а также использовать его в качестве средства образования и самообразования за счёт элективных курсов, таких, как «Вводный курс делового письма». 10-11 классы. Т.О. Догаева- М.: Дрофа, 2006.; «Франция, которую я люблю». 10-11 классы. О.М. Козаренко - М.: Дрофа,2005.; «Туризм». 10-11 классы. Л.В. Кнодель-М.: Дрофа, 2006 и др. Наряду с элективными курсами, разработанными и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, имеются программы, составленные учителями г.Краснодара и Краснодарского края, с которыми можно ознакомиться на кафедре иностранных языков и международной деятельности ККИДППО, а также сборники программ элективных курсов, разработанных педагогами-победителями краевого (заочного) конкурса 2004-2005г.г., 2005-2006 г.г./ Краснодар: «Мир Кубани», 2005, 2006. Рекомендованное кафедрой количество контрольных работ: В первый год обучения проводится только текущий контроль. В III-IV классах – 4 контрольные работы в четверть. (контролируется владение учащимися основными видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, аудированием). В V-IX классах – 4 контрольные работы в четверть. (контролируется владение учащимися основными видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, аудированием), кроме 1 четверти в Vклассе, с целью адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. В X-XI классах – 4 контрольные работы в полугодие. При условии увеличения количества часов увеличивается и количество контрольных работ (например, контроль говорения: диалогическая и монологическая речь). При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть их равномерное распределение в течение всей четверти или полугодия во избежание перегрузок учащихся. В связи с новой формой аттестации учащихся основной школы (ГИА) и средней (полной) школы (ЕГЭ) учителям иностранного языка необходимо совершенствовать методику преподавания предмета и формы текущего, промежуточного и итогового контроля соответственно предлагаемой форме. С целью эффективной подготовки к экзамену необходимо обратить внимание на то, что контрольно-измерительные материалы по иностранным языкам проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Следует отметить, что в рамках ГИА и ЕГЭ проверяются умения в аудировании, чтении, письме и говорении. Наряду с коммуникативными умениями, проверяются общеучебные и специальные учебные умения, универсальные способы деятельности, например, умения, расширять устную и письменную информацию в соответствии с заданным объемом, пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания), выполнять коммуникативную задачу в установленное время, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заголовку и т.д. подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ, помимо собственно обучения иностранному языку и развитию умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты: - ознакомление с форматом задания, в том числе задания со свободно конструируемым ответом (задание части С); - отработку четкого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания; - ознакомление с критериями оценивания задания части С (по письму), объяснение предъявляемых требований; - отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом. Для качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в следующие перечни, размещенные на сайте ФИПИ: - Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ; - Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».
4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания иностранного языка в 2010-2011 учебном году Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Способные, а тем более одаренные дети, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Так нельзя ли изыскать возможность и направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и учебному заведению? Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, интересующимися иностранным языком, может быть организована в рамках кружковой деятельности или факультатива, а также на базе учреждений дополнительного образования. В связи с этим учителями и должны быть организованы: - работа по подготовке к олимпиадам разного уровня и предметным конкурсам, включая международные; - работа по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям; - функционирование летней языковой школы; - международные культурно-образовательные обмены. Рекомендуем осуществлять взаимодействие с Краевым центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г. Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36). В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».
5. Использование оборудования для оснащения кабинета иностранного языка в 2010-2011 учебном году
Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». В целях рационального использования оборудования в кабинете иностранного языка, повышения качества преподавания необходимо: - эффективно использовать учебное и учебно-наглядное оборудование; - использовать цифровые образовательные ресурсы, за счёт использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода; - эффективно использовать Интернет-ресурсы; - использовать компьютерные обучающие программы как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала
|