: по теме: «Дифракция механических волн и света»
Название: по теме: «Дифракция механических волн и света» Раздел: Остальные рефераты Тип: |
Урок по теме: «Дифракция механических волн и света». Цели урока: - Проверить и оценить знания учащихся по пройденному материалу; - Изучить с учащимися явление дифракции механических волн и света; - Указать на основе изученного материала на то, что свет это электромагнитная волна; - Показать учащимся, что явление дифракции определяет границы применимости геометрической оптики, а также налагает предел на разрешающую способность важнейших оптических инструментов – телескопа и микроскопа. Оборудование:- ПК- Teach Pro - ОПТИКА – ДИФРАКЦИЯ СВЕТА- ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА – ОПТИКА – ДИФРАКЦИЯ СВЕТА - Hyper Test ХОД УРОКА : 1. Организационный момент. 2. Тест на ПК. (создан с помощью программы Hyper Test, 10 вопросов по теме: «Свет. Интерференция света»). Выставление оценок в журнал. 3. Физкультминутка. 4. Изучение темы урока. Учитель: Откройте тетради. Запишите тему урока: «Дифракция механических волн и света». Дифракция – это отклонение от прямолинейного распространения волн, огибание волнами препятствий. Дифракции присуща любому волновому процессу. Рассмотрим дифракцию волн на поверхности воды:- Представим, что на пути волны находится небольшое препятствие – камень. Волна огибает небольшое препятствие и распространяется дальше.- Если же на пути волны будет находится препятствие больших размеров – скала, то за скалой образуется «тень»: волны за неё не проникают. Учитель : Откройте тетради запишите определение дифракции. Дифракцию каких волн мы наблюдаем очень часто? Ученик: Звука. Учитель: Можно ли наблюдать дифракцию света? Ученик: Да, т.к. свет – это электромагнитная волна, а любому волновому процессу присуще явление дифракции. THEACH PRO – ДИФРАКЦИЯ СВЕТА . ИНТЕРАКЦИОННАЯ ЛЕКЦИЯ. Дифракцию света исследовал французский физик Жан Огюстен Френель . Доклад ученика о биографии учёного. Как строго показал Френель, в центре интерференционной картины от малого круглого отверстия, в зависимости от длины волны, размера отверстия и расстояния между отверстием и экраном, может наблюдаться либо светлое пятнышко (интерференционный максимум), либо тёмное пятнышко (интерференционный минимум) окружённые чередующимися вторичными минимумами и максимумами. Интерференционная картина от длинной нити или от круглого диска всегда имеет в центре интерференционный максимум, т.е. светлую полоску или светлое пятно. Этот вывод, доложенный в 1818 г. на заседании Французской Академии наук, показался Пуассону настолько парадоксальным, что он выдвинул возражение против волновой теории света Френеля. Араго же немедленно поставил опыт и обнаружил это светлое пятно (пятно Араго – Пуассона). Этот факт послужил сильным аргументом в пользу волновой теории света. ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА – ОПТИКА - ДИФРАКЦИЯ СВЕТА1. СВЕТЛОЕ ПЯТНО R =3, 7 l= 677 ( красный свет). 2. ТЁМНОЕ ПЯТНО R =2, 5 l= 677 ( красный свет) Вы увидели на опыте, что действительно при изменении размеров препятствия и длины волны мы можем в центре интерференционной картины наблюдать, то светлое, то тёмное пятно. 3. ДИФРАКЦИЯ ОТ КРУГЛОГОДИСКА. 4. ДИФРАКЦИЯ ОТ ДЛИННОЙ НИТИ.
? Но часто ли мы можем наблюдать дифракцию света? ? Каковы же условия наблюдения дифракции света? - Оказывается дифракция хорошо видна при условии: L>> d 2 l где l - длина волны, d – размер препятствия, L - расстояние от предмета до точки наблюдения.
5. Закрепление материала. (2) стр.208 , № 1592, 1593, 1597. устно.
Мы видим, что закон прямолинейного распространения света выполняется лишь в том случае, если размеры препятствий на пути распространения света много больше длины световой волны. Действие оптических приборов описывается законами геометрической оптики. Согласно этим законам мы можем различать с помощью микроскопа сколь угодно малые детали объекта; с помощью телескопа можно установить существование двух звёзд при любых, как угодно малых угловых расстояниях между ними. Однако в действительности это не так, и лишь волновая теория света позволяет разобраться в причинах предела разрешающей способности оптических приборов. Дифракция налагает предел на разрешающую способность таких оптических приборов как микроскоп и телескоп.
ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА – ОПТИКА - ДИФРАКЦИЯ СВЕТА –ДИФРАКЦИОННЫЙ ПРЕДЕЛ РАЗРЕШЕНИЯ 6. Домашнее задание: 48 – 49. 2 минуты 7. Подведение итога урока. 3 минуты Итак сегодня на уроке мы изучили явление огибания волнами препятствий, которое назвали дифракцией. Рассмотрели условия наблюдения дифракции. Увидели, что дифракция налагает предел на разрешающую способность важнейших оптических приборов – телескопа и микроскопа.(1) – Учебник физики 11 класс, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, М., «Просвещение»., 1991 г. (2) - Сборник задач по физике для 9 – 11 классов, составитель Г.Н.Степанова, М., «Просвещение», 1996 г. Приложение 1. Вопросы теста : <discipline> физика 11 класс /\1. Существование электромагнитного поля экспериментально доказал… - Фарадей. - Лебедев. - Максвелл. + Герц. \/ /\2. При каких условиях движущийся эл.заряд излучает электромагнитные волны? - только при гармонических колебаниях - только при движении по окружности - при любом движении с большой скоростью + при любом движении с ускорением - при любом движении \/ /\3. По какой причине радиосвязь на коротких волнах может осуществляться на Земле за пределами прямой видимости? - В результате дифракции волн. + В результате отражения от ионосферы и поверхности Земли. - В результате отражения от Луны. - В результате интерференции волн. \/ /\4.Какой смысл имеет утверждение: электромагнитные волны - это поперечные волны? - в электромагнитной волне вектор Е направлен поперёк, а вектор В - вдоль направления распространения волны. - в электромагнитной волне вектор В направлен поперёк, а вектор Е - вдоль направления распространения волны. + в электромагнитной волне векторы Е и В направлены перпендикулярно направлению распространения волны. \/ /\5. Как изменяется скорость распространения света при переходе из прозрачной среды с абсолютным показателем преломления n = 1,5 в вакуум? + Увеличивается в 1,5 раза. - Уменьшается в 1,5 раза. - Остается неизменной. - Изменение зависит от угла падения. \/ /\6. Какое из перечисленных ниже явлений объясняется интерференцией света? 1) Радужная окраска тонких мыльных и масляных пленок. 2) Отклонение световых лучей в область геометрической тени. + Только 1. - Только 2. - 1и 2. - Ни 1, ни 2. \/ /\7. Две световые волны являются когерентными, если: + частота волн одинакова и разность фаз их колебаний постоянна. - частота волн одинакова. - разность фаз их колебаний постоянна. - разность фаз их колебаний равна нулю. \/ /\8. Какие условия необходимы и достаточны для наблюдения максимума интерференции электромагнитных волн от двух источников? - источники когерентны, разность хода может быть любой. - разность хода равна нечётному числу полуволн, источники могут быть любые. - разность хода равна целому числу длин волн, источники могут быть любые. + разность хода равна целому числу длин волн, источники когерентны. \/ /\9. Для "просветления" оптики на поверхность стекла с показателем преломления n1 наносят тонкую плёнку с показателем преломления n2. Каково соотношение между n1 и n2? - n1=n2. + n1 > n2. - n1< n2. - ответ неоднозначен. \/ Приложение 2. Комплексы упражнений для глаз Упражнения выполняются сидя или, стоя отвернувшисьот экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Вариант 11. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. За – тем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза . 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4- 5 раза. Вариант 2.1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1 – 4, а потом перевести взгляд на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз. 3. Не поворачивая головы ( голова прямо ), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 – 4 вверх, на счет 1 – 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 – 6. Повторить 3 – 4 раза. . Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения: Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибуляторного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения , особенно дыхание через нос , изменяют их кровонаправление . Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.1 КОМПЛЕКС: 1. И. п. – о . с . 1 – руки за голову ; локти развести по– шире, голову наклонить назад . 2 – локти вперед . 3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный . 2. И. п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках . 1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад . 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6 – 8 раз . Темп средний . 3. И. п. – сидя на стуле . 1 – 2 отвести голову назад . 3 – 4 – голову наклонить вперед , плечи не поднимать . Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный . 2 КОМПЛЕКС: 1. И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо . 3 – 4 – то же левой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. 2. И. п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2. – и. п.. То же налево . Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый. 3. И. п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево . Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. |