Реферат: План урока: Общественные потребности и мир профессий, Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии
Название: План урока: Общественные потребности и мир профессий, Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс Разработала и провела: Акифьева Галина Викторовна учитель истории Нововаршавской гимназии Омской Области ТЕМА: Деятельность в социально - гуманитарной сфере и профессиональный выбор
Цели и задачи; объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля»; ознакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Тип урока: урок-анализ. Ход урока I . Организационный момент Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой». С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю». А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!» --- О чем эта притча? --- Как ты ее понимаешь? --- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию? План урока: 1. Общественные потребности и мир профессий, 2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. 3. Мотивы выбора профессии. 4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля. Новый материал Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч. Вот только одна из них. Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно». И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!» Это только в сказке бывает «По-Щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым. 1. Общественные потребности и мир профессий Начнем с самых азов. Введем понятие «профессия». Для этого сыграем в игру «Ассоциация». Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»? --- Что же такое «профессия»? (Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки.) --- Как вы считаете, на каком этапе исторического развития зародились различные профессии? Какие? --- Какие факторы определили их появление? Сегодня социологи насчитали наличие 20 тыс. профессий, число которых постоянно растет. Как вы думаете, почему возрастает число профессий? --- Что вы понимаете под выражением «узкая специализация»? В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением? --- Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным? --- Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе? Чем понятие «должность» отличается от понятия «профессия» и «специальность»? (Должность - трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.) Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни - избыточном образовании. Суть проблемы: В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием. Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования. Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть. --- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема? --- Можно ли ее решить? Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения! (Проверка задания.) 2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники вузов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадежно? --- Какие предъявляются требования к тому, кто устраивается на работу? (Обсуждение) 3. Мотивы выбора профессии Вспомните, что такое «мотив»? (Мотив - это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства и мысли.) --- Итак, чем вы руководствуетесь при выборе будущей профессии? (Наличие способностей; престижность профессии; материальная обеспеченность; привлекательность содержания образования; желание родителей; традиции семьи; интерес к данной профессии.) --- Насколько важен правильный выбор профессии для человека? --- А всегда ли правильно люди делают свой выбор? --- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии? 4. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности Я предполагаю, что, придя в социально-гуманитарный класс, вы выбрали для будущего профессии социально-гуманитарного профиля. Их огромное количество. Перечислите те профессии, которые относятся к данному профилю. Их много, но все они имеют общие особенности. Попробуем разобраться в данной проблеме. Разделившись на группы, определите особенности профессии социально-гуманитарного профиля: библиотекаря, журналиста, социолога, учителя гуманитарных дисциплин, философа, прокурора, адвоката, политолога, лингвиста, литературоведа, археолога, экскурсовода, переводчика и т. д. Особенности профессий социально-гуманитарного направления: -оказывают влияние на человека; -система «человек-человек»; -коммуникативные способности; -способности к эмпатии; -несут элемент творчества; -уважение к личности, толерантность; -постоянное самообразование; -умение неординарно мыслить. - Разбившись на группы, выполните творческие задания. Составьте презентации по следующим профессиям: Группа 1 - политолог. Группа 2 - социолог. Группа 3 - психолог. Группа 4 - преподаватель. Группа 5 - социальный педагог. - или другие на выбор. 1. Круг обязанностей. 2. Необходимые способности и черты характера, необходимые для данной профессии. 3. Плюсы профессии. 4. Минусы профессии. 5. Возможные трудности. 6. Особенности профессиональной деятельности. III . Итог урока Проанализируйте работу одноклассников. Приложение презентаций. |