Реферат: Элективный курс по химии для учащихся 9 классов. Вещества вокруг нас
Название: Элективный курс по химии для учащихся 9 классов. Вещества вокруг нас Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов. Вещества вокруг нас. Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов является необходимым условием создания образовательного пространства основной школы. В данном пособии представлена программа элективного курса по химии «Вещества вокруг нас», предназначенная для учащихся 9 классов. В курсе представлены сведения, которые позволяют осознать процессы в окружающем нас мире, информация о необычных свойствах известных веществ, затрагивается проблема экологии, химический практикум. Курс направлен на расширение и углубление знаний по химии, на развитие общеучебных умений и навыков, расширения кругозора. Данная программа построена по общей схеме. В пояснительной записке охарактеризованы особенности курса, конкретизированы его цели и задачи. Приведено поурочное планирование. Сформулированы требования к уровню достижений ученика по окончании изучения курса, предложен список рекомендуемой учителю литературы и мультимедийных средств обучения. Приложение содержит пример конспекта проведения урока, практической работы. Пояснительная записка. Элективный курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. Курс является несистематическим и может изучаться параллельно с традиционным школьным курсом химии (любая программа). Базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта. Цели курса: Ориентирование учащихся на продолжение образования в классах естественнонаучного профиля, расширение и углубление знаний по химии, расширение кругозора, формирование экологического мышления. Задачи курса:
Содержание курса. Введение (1 час). Ознакомление учащихся с целями и задачами данного курса. Краткий экскурс по программе. Тема 1 Простые вещества.(3 часа) Кислород, озон, азот. Получение, применение, круговорот в природе, биологическая роль. Углерод, его аллотропные видоизменения: алмаз, графит, фуллерены. Воздух. Экология воздушного бассейна. Инертные газы. Тема 2 Вода. (8 часов) Состав. Строение молекулы воды. Свойства воды. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Роль тяжелой воды. Биологическая роль тяжелой воды. Аномалии воды: высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода. Вода в живых организмах. Биологическая роль воды и ее функции в организме человека, животных и растений. Вода – универсальный растворитель. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества: процентная, молярная, нормальная. Приготовление растворов с заданной концентрацией. Жесткость воды и способы ее устранения. Тема 3 Оксиды и их роль (7 часов) Оксид углерода (IV).Получение углекислого газа, его свойства и применение. Физиологическое значение. Явление кашля и зевоты. Вред курения, состав сигареты. Химический состав растений. Фотосинтез. Сущность, продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород. Оксид углерода (II), способы получения, свойства. Физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе. Оксид кремния (IV). Распространенность в природе, биологическое значение кремния: эпителиальные клетки, эластин. Применение оксида кремния (IV). Оксиды азота. Тема 4 Основания и их роль (3 часа) Основания в быту. Гашеная известь, применение. Щелочи: гидроксид натрия, гидроксид калия. Мыла. Водородный показатель среды раствора. Кислотно-щелочной баланс. Тема 5 Кислоты и их роль (4 часа) Соляная кислота. Открытие соляной кислоты. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты. Соединения серы: сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение. Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты. Уксусная кислота. Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции. Тема 6 Соли и их биологическая роль (5 часов) Хлорид натрия. Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение, применение. Глауберова соль, открытие, значение в медицине. Карбонат кальция. Нахождение в природе, добыча, применение. Гидролиз солей. Качественные реакции на соли. Тема 7 Вещества в домашней аптечке (2 часа) Активированный уголь. Адсорбция угля. Йод. История открытия, строение, физические и химические свойства, применение. Пероксид водорода. Строение, свойства, получение. Противомикробное и обесцвечивающее действие пероксида водорода. Перманганат калия. Состав, свойства, применение в медицине. Витамины. Виды, необходимость применения витаминов. Ртуть. Токсичность паров ртути. Опасность самолечения. Требования к результатам обучения.После изучения элективного курса «Вещества вокруг нас» учащиеся должны: Знать строение и свойства простых и сложных веществ, которые окружают нас в природе и быту, знать их биологическое значение, основные способы их получения, обработки, использование человеком; знать правила работы и обращения с лабораторным оборудованием; Уметь производить простейшие измерения (массы, плотности, объема); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять процентную концентрацию растворов кислот, щелочей, солей по табличным значениям плотностей; сравнивать, выделять главное, делать выводы и обобщения; организовывать свой учебный труд, пользоваться дополнительной литературой, использовать в процессе обучения ИКТ; работать с лабораторным оборудованием; составлять уравнения химических реакций и производить расчеты по ним (количества вещества, массы, объема); использовать полученные знания в повседневной жизни и в практической деятельности. Планирование уроков элективного курса «Вещества вокруг нас».
Литература
Приложение. Урок 22. Пример практической работы. Определение рН некоторых бытовых растворов. Цель работы : Закрепить понятие о водородном показателе растворов. Установить рН предложенных растворов. Даны реактивы: дистиллированная вода, лимонный сок, раствор питьевой соды, раствор мыла Dove, раствор хозяйственного мыла, раствор СМС, раствор шампуня Pantene, известковая вода, универсальная индикаторная бумага. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин. Ход работы : Опыт 1. Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от рН растворов. Несколько капель каждого из растворов поместите в чашку для микрореакций. Добавьте в каждый раствор по одной капле лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина. Результаты наблюдений о характере среды оформите в виде таблицы:
Для определения рН воспользуйтесь следующими данными:
Опыт 2 . Определение рН раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги. Для приближенного определения рН раствора используйте универсальную индикаторную бумагу, пропитанную смесью нескольких индикаторов с различными областями перехода. На прилагаемой к ней цветной шкале указано, при каких значениях рН индикаторная бумага окрашивается в тот или иной цвет. Стеклянной палочкой перенесите 2-3 капли исследуемого раствора на универсальную индикаторную бумагу. Сравните окраску еще сырого пятна с цветной шкалой. Сделайте вывод о приближенном значении рН раствора. |