Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения кгбоу спо «Сосновоборский автомеханический техникум» по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Название: Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения кгбоу спо «Сосновоборский автомеханический техникум» по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||
КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум»
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум» по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 2009 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05. 2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях СПО изучается как базовая учебная дисциплина социально-экономического профиля (стандарты третьего поколения). При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля обществознание изучается без включения тем по экономике и праву. Изучение дисциплины «Обществознание» ориентировано на достижение следующих целей: · развитие личности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации; · воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; · овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнение типичных социальных ролей человека и гражданина; · овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; · формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом. Основу программы «Обществознание» составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, социологии, политологии. Изучение экономики и права для социально-экономического профиля вынесено в отдельные дисциплины. Особое место в программе дисциплины «Обществознание» занимают сведения о российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью. Содержание программы направлено на формирование у студентов знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности. Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы дисциплины «Обществознание» выражается следующей структурой: Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе; Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества; Раздел 3. Социальные отношения; Раздел 4. Политика как общественное явление. Программа предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни. В ходе изучения дисциплины «Обществознание» студенты должны достичь следующих результатов: Знать/ понимать: - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества; - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; - совершенствования собственной познавательной деятельности; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществлении самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; - ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; - предвидения возможных последствий определенных социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Изучение дисциплины «Обществознание» связано с дисциплинами: «География», «История», «Литература», «Экономика», «Экология», «Основы социологии и политологии». Содержание дисциплины «История» составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основе примерной программы «Обществознание», разработанной Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году. На изучение дисциплины «Обществознание» учебным планом отводится 78 часов теоретических занятий для очной формы обучения. Для студентов заочной формы обучения большая часть этих часов включена в самостоятельную учебную нагрузку. Самостоятельную работу по изучению дисциплины «История» рекомендуется осуществлять в следующем порядке: 1 Изучить по рекомендуемой литературе теоретические вопросы курса в соответствии с данными методическими указаниями; 2 Ответить на вопросы самоконтроля по каждой учебной теме; 3 Выполнить задания контрольной работы; 4 Подготовиться к экзамену и зачету. Согласно учебному плану студенты заочного отделения, обучающиеся по специальности 080110 на базе 9 классов, проходят промежуточную аттестацию по дисциплине «Обществознание» в первом семестре в форме зачета, во втором семестре в форме экзамена. Зачет проводится в форме тестирования при помощи универсальной тестовой оболочки на ПК, тесты для подготовки к зачету представлены в данных методических указаниях (стр. 36).Экзамен проводится в форме устного ответа по билетам, вопросы к экзамену представлены в данных методических указаниях (стр.42). Также по учебному плану, студенты заочного отделения должны обязательно выполнить в первом семестре домашнюю контрольную работу по дисциплине «Обществознание». Задания для контрольной работы представлены в методических указаниях (стр.31) и составлены в десяти вариантах. Студент должен выполнить тот вариант заданий, который соответствует последней цифре номера шифра зачетной книжки. Требования к выполнению домашней контрольной работы: 1 Контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради от руки или напечатана и сшита в папку. 2 В контрольной работе обязательно должен быть титульный лист с указанием фамилии, имени, отчества студента и преподавателя, указан шифр, номер варианта, адрес студента. 3 Если работа выполняется в рукописном варианте, студент должен предусмотреть поля и выдержать интервал между строками не менее одной клетки. 4 Объем контрольной работы в рукописном варианте должен быть не менее 15 страниц, в печатном виде – не менее 10 страниц. 5 При выполнении каждого задания необходимо указывать номер вопроса, приводить план ответа, а затем излагать сам ответ. 6 Студент может менять последовательность заданий, но должен выполнить задания по своему варианту 7 Ответы на вопросы заданий контрольной работы должны быть последовательны и лаконичны, в них должно просматриваться понимание и осмысление студентом излагаемого материала. 8 В конце контрольной работы обязательно должен быть перечень использованной литературы согласно установленным нормам. 9 Оформленная контрольная работа должна быть сдана секретарю заочного отделения за неделю до начала сессии. 10 Оценка за контрольную работу ставится в форме зачета. 1 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Введение Студент должен: Знать: - понятие обществознание, его роль в обучении; - понятие социальных наук, специфику их объектов изучения Уметь: - характеризовать методы исследования социальных наук; - объяснять значимость социального знания. Основные положения Понятие обществознания. Цели и задачи изучения. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. История развития социальных знаний. Зарождение социальных наук. Значимость социального знания. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое обществознание? 2 Каковы цели и задачи изучения обществознания? 3 Когда и где появилось обществознание? 4 Какие науки входят в обществознание? 5 В чем специфика изучения социальных наук? 6 Какова история развития социальных наук? 7 В чем заключается значение социальных наук? Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
1.1.1 Философские представления о социальных качествах человека Студент должен: Знать: - понятия человека, индивида, личности; Уметь: - характеризовать теории происхождения человека; - характеризовать человека как единство природного и социального; - объяснять биосоциальную сущность человека; - объяснять роль разума и сознания в осуществлении человеческой деятельности; Основные положения Человек с точки зрения человека. Теории происхождения человека. Положение человека в природе. Сознание и мышление. Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Человек, индивид, личность. Социологический и психологический подходы к пониманию личности. Вопросы для самоконтроля: 1 Каковы основные теории происхождения человека как биологичес-кого вида? 2 Как определяли человека в разные исторические эпохи? 3 Какова роль сознания в жизни человека? 4 Что понимается под «проблемой человека»? 5 Как человек связан с окружающим миром? 6 Что составляет телесную сущность человека? 7 Какие качества человека выражают его духовную сущность? 8 В чем заключается биосоциальная природа человека? 9 Чем различаются понятия «человек, индивид, личность»? 10 Как понимается личность в социологии и политологии? 1.1.2 Самосознание и социальное поведение Студент должен: Знать: - понятия потребностей; - виды потребностей, их иерархию; - понятие социализации; - понятие самосознания; Уметь: - приводить примеры потребностей человека; - характеризовать самосознание; - объяснять мотивы деятельности; - характеризовать влияние на человека интересов и ценностей; - характеризовать социализацию личности; - объяснять значение ценностей и норм общества - объяснять цель человеческой жизни Основные положения Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Мотивы и потребности, различные классификации потребностей. Воздействие общества на набор потребностей и способы их удовлетворения. Связь потребностей и благ. Интересы и ценности, их роль в деятельности человека. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. Вопросы для самоконтроля: 1 Каковы мотивы и потребности человека? 2 Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения? 3 Какова иерархия потребностей? Приведите примеры потребностей. 4 Что такое благо? Как связаны потребности и блага? 5 В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека? 6 Что такое социализация личности? 7 В чем суть самосознания человека? 1.1.3 Человеческая деятельность Студент должен: Знать: - понятие деятельности; - структуру деятельности; Уметь: - характеризовать многообразие деятельности; - называть основные виды деятельности; - объяснять отличие деятельности человека от поведения животных. Основные положения Сущность человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Значение деятельности в жизни человека и развитии общества. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое деятельность? 2 Какова структура деятельности? 3 Какие потребности удовлетворяет человек в творчестве? в игре? в учебе? в труде? 4 Каково значение профессионального самоопределения? 1.1.4 Свобода как условие самореализации личности Студент должен: Знать: - понятия свободы и ответственности; Уметь: - характеризовать гражданские качества личности; - называть ограничители свободы; - давать оценку понятия свободы в жизни человека; - характеризовать значение самореализации личности в обществе Основные положения Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самореализация личности в обществе. Вопросы для самоконтроля: 1 Может ли личность быть абсолютно свободной? 2 Каковы внутренние и внешние регуляторы свободы человека? 3 В чем заключается значение выбора в жизни человека? 4 Как соотносятся свобода и ответственность? 5 Какие предпосылки нужны для плодотворной самореализации личности в обществе? 1.1.5 Человек в группе. Многообразие мира общения Студент должен: Знать: - понятие общения; - понятие конфликта; Уметь: - характеризовать общение; - приводить примеры общения и коммуникации; - характеризовать функции общения; - характеризовать особенности межличностного общения; - сравнивать виды межличностных отношений; - объяснять значение умения общаться, поиска взаимопонимания; - характеризовать межличностные конфликты. Основные положения Многообразие мира общения. Общение и коммуникация. Диалог. Функции общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в молодежной среде. Причины и истоки агрессивного поведения. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое общение? коммуникация? диалог? 2 Что такое средство общения? 3 Каковы функции общения? 4 В чем заключаются проблемы общения? 5 Что такое толерантность? 6 В чем заключается суть межличностных конфликтов? 1.1.6 Проблема познаваемости мира Студент должен: Знать: - понятие познания; - понятие истины и ее критерии; Уметь: - характеризовать познание; - объяснять формы чувственного и рационального познания; - характеризовать истины и ее критерии; - объяснять понятия абсолютной и относительной истин
Основные положения Познаваем ли мир? Процесс познания. Познание и сознание. Виды и направления познания. Формы чувственного и рационального познания. Мотивы и цели познавательной деятельности. Понятие истины и ее критерии. Абсолютная и относительная истина. Вопросы для самоконтроля: 1 Как вы полагаете, познаваем ли мир? 2 Объясните точки зрения на процесс познания? 3 Дайте определение познания. 4 Каковы формы чувственного и рационального познания? 5 Что такое истина и каковы пути ее достижения? 6 Что такое абсолютная и относительная истина? 1.1.7 Многообразие путей познания мира Студент должен: Знать: - понятие мировоззрение; - понятие научного познания; - виды ненаучного познания; - понятие самопознания; Уметь: - характеризовать типы мировоззрения; - объяснять особенности научного познания; - характеризовать уровни и методы познания; - называть виды наук; - характеризовать ненаучное познание; - приводить примеры ненаучного познания; - характеризовать социальное познание; - характеризовать самопознание Основные положения Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Методы научного познания. Роль научных теорий. Классификация наук: различные подходы. Различия естественно-научного и гуманитарного знания. Общественные науки. Ненаучное познание. Повседневный опыт и обыденное познание, здравый смысл: его возможности и границы. Мифология. Паранауки. Социальное познание. Конкретно-исторический подход. Факты, интерпретации, оценки. Самопознание и формирование «Я». Влияние самооценки на личность и ее поведение. Вопросы для самоконтроля: 1 Каковы основные виды познания? 2 Чем характеризуется знание, добываемое людьми в повседневной деятельности? 3 Каковы особенности научного познания? 4 Чем характеризуются уровни и методы научного познания? 5 Как происходило становление различных областей научного знания? 6 Чем изучение общества отличается от изучения природы? 7 Каковы виды ненаучных знаний? В чем их специфика? 8 Что такое самопознание? Тема 1.2 Общество как сложная система
1.2.1 Представление об обществе как сложной динамичной системе Студент должен: Знать: - понятие общества, государства, страны; - признаки общества; - основные сферы и институты общества; Уметь: - характеризовать общество в широком и узком смыслах; - характеризовать основные сферы и институты общества; - различать понятия страны, государства и общества; - объяснять взаимосвязь различных сфер общественной жизни. Основные положения Понятие общества, его признаки. Широкий (философский) и узкий (социологический) смысл общества. Общество, государство, страна. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные сферы общества. Взаимосвязь различных сфер общественной жизни. Основные институты общества, их функции. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое страна? государство? общество? 2 Что следует понимать под обществом в широком и узком смыслах? 3 Что дает основание считать общество системой? 4 Каковы элементы и подсистемы общества? 5 Охарактеризуйте основные сферы общества. 6 Каковы основные институты общества? их функции? 1.2.2 Общество и природа Студент должен: Знать: - понятие техногенных революций; Уметь: - характеризовать отношения человека и общества к природе; - объяснять взаимосвязь общества и природы; - приводить примеры противоречивости воздействия человека на природу; - объяснять понятие экологии и экологической безопасности общества; Основные положения Отношения человека и общества к природе. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Экология. Экологическая безопасность общества. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое природа? 2 В чем выражается зависимость человека и общества от природы? 3 Как менялось отношение человека к природе? 4 Что такое техногенная революция? 5 Какое влияние оказывают природные условия на развитие общества? 6 В чем заключается экологическая безопасность общества? 1.2.3 Многовариантность общественного развития Студент должен: Знать: - формы общественного развития; - понятие общественного прогресса; - понятия цивилизации и формации; - типы обществ; Уметь: - характеризовать общественное развитие; - объяснять различия революции и эволюции; - характеризовать общественный прогресс и его признаки; - характеризовать и отличать типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное Основные положения Изменчивость и стабильность в общественном развитии. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные отличия реформ от революций. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Противоречивость общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Вопросы для самоконтроля: 1 Что понимается под общественным прогрессом? 2 Каковы критерии общественного прогресса? 3 Почему в XX веке идея общественного прогресса стала подвергаться сомнению? 4 В чем выражается противоречивость общественного прогресса? 5 Что такое эволюция? 6 Каковы основные закономерности и проявления эволюционного развития? Применимы ли они к развитию общества? 7 Чем характеризуется социальная революция? 8 Какое воздействие на общественное развитие она оказывает? 9 Почему социальные революции считают «варварским способом» прогресса? 10 Чем может быть вызвана необходимость реформ? 11 Может ли реформа быть альтернативой революции? 12 Чем отличается цивилизационный и формационный подходы к истории общества? 13 Каковы особенности традиционного, индустриального и постиндустриального обществ? 1.2.4 Особенности современного мира Студент должен: Знать: - типы стран современного мира; - понятие глобализации; - понятие глобальных проблем человечества; Уметь: - характеризовать многообразие стран современного мира; - приводить примеры стран ядра, периферии, полупериферии; - характеризовать процесс глобализации; - давать оценку глобализации; - характеризовать глобальные проблемы человечества; - называть проявления и пути решения глобальных проблем. Основные положения Многообразие современного мира. Основные подходы к выделению типов стран: ядро, периферия, полупериферия. Цивилизации Запада и Востока. Сущность и проявление процесса глобализации. Причины глобализации, роль транснациональных корпораций в этом процессе. Региональная экономическая интеграция. Деятельность международных торгово-финансовых организаций. Культурная глобализация: ее причины и проявления. Противоречивость последствий глобализации. Массовые выступления антиглобалистов. Возникновение общемировых глобальных проблем. Ухудшение экологической ситуации. Концепция устойчивого развития. Демографическая проблема, ее проявление. Демографический взрыв в развивающихся странах. Современные войны, их опасность для человечества. Проблема распространения ядерного оружия. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Вопросы для самоконтроля: 1 Как разделяются страны современного мира? 2 Какие страны относятся к ядру, периферии, полупериферии? 3 В чем суть глобализации? 4 Что такое глобальные проблемы человечества? В чем их проявление и каковы пути решения? 5 В чем заключаются подходы к решению глобальных проблем в странах с различным уровнем развития? Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества Студент должен: Знать: - понятие «культура», виды культуры; - понятие духовной культуры; Уметь: - характеризовать духовную жизнь человека и общества: - характеризовать различные виды культуры; - давать оценку формированию ценностей, идеалов и нравов в обществе; - характеризовать субкультуры и контркультуры. Основные положения Понятие о культуре. Многозначность понятия «культура». Культура как совокупность человеческих достижений. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Контркультура и антикультура. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Диалог культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое культура? Каковы ее основные виды? 2 Чем отличается материальная культура от духовной? Что между ними общего? 3 Что такое контркультура? субкультура? антикультура? 4 Какова роль культуры в обществе? 5 Как осуществляется взаимодействие различных культур? Что такое «диалог культур»? Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
2.2.1 Наука и общество Студент должен: Знать: - понятие науки; Уметь: - характеризовать цели и задачи науки; - объяснять особенности современной науки; - давать оценку значению научных открытий и разработок; - оценивать значимость труда ученого, его свободы и ответственности. Основные положения Наука как вид познания и сфера жизни общества. Цель и задачи науки. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука в современном обществе. Значение научных открытий и разработок в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Наука и глобализация. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Вопросы для самоконтроля: 1 Почему науку относят к духовной сфере жизни общества? 2 Каковы критерии научного знания о действительности? 3 Что свидетельствует о прогрессе научного знания в последние десятилетия? 4 Какова роль науки в обществе? 5 В чем заключаются свобода и ответственность труда ученого? 2.2.2 Образование в современном мире Студент должен: Знать: - понятие образования; Уметь: - называть основные элементы системы образования; - характеризовать функции и роль образования в обществе; - объяснять основные направления современного образования в России. Основные положения Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Развитие образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое образование? 2 Каковы функции образования в обществе? 3 Как устроена система образования в России? 4 Каковы основные направления современного образования? 5 В чем проявилась демократизация образования в XX веке? 6 Как меняются место и значение образования с переходом в постиндустриальное общество? Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры 2.3.1 Мораль Студент должен: Знать: - понятие морали; - основные нормы морали; Уметь: - характеризовать сущность морали, ее принципы и нормы; - объяснять систему морали; - давать оценку моральному выбору личности; - характеризовать гуманизм, добро и зло, долг и совесть; - приводить примеры морального выбора; - объяснять моральный идеал Основные положения Духовно-мироззренческие основы и сущность морали. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое мораль? 2 Что такое система морали, моральный идеал? 3 Почему мораль относят к духовной сфере жизни общества? 4 В чем сущность морали? 5 Как моральные качества человека связаны с его душевной, умствен-ной и эмоциональной жизнью? 6 Что такое моральный самоконтроль личности? 2.3.2 Религия как феномен культуры Студент должен: Знать: - понятие религии; - мировые религии; Уметь: - характеризовать религиозное мировоззрение; - характеризовать основные положения мировых религий; - давать оценку религии и церкви в современном мире; - объяснять суть свободы совести; - приводить примеры религий в России. Основные положения Религия как мировоззрение и образ жизни. Религиозное сознание, культовая деятельность, церковная организация как компоненты религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения России. Вопросы для самоконтроля: 1 В чем заключается религиозная вера? 2 Какие религии относятся к мировым? 3 Что составляет религиозный культ? 4 Каково значение церковной организации в обществе? 5 Каково сегодня положение и роль религии в обществе? 2.3.3 Искусство и его роль в обществе Студент должен: Знать: - понятие искусства; Уметь: - характеризовать особенности искусства; - называть виды искусства; - характеризовать современные тенденции развития искусства. Основные положения Сущность и особенности искусства. Понятие красоты. Виды искусства. Функции искусства в общественной жизни. Социальное и эстетическое в художественном творчестве. Художник и общество. Современные тенденции развития искусства. Вопросы для самоконтроля: 1 В чем состоят особенности искусства как духовной сферы жизни общества? 2 Каковы виды искусства? 3 В чем заключаются функции искусства в обществе? 4 Что оказывает влияние на формирование художественного образа в искусстве? 5 Каковы тенденции развития современного искусства? Раздел 3 Социальные отношения
Тема 3.1 Социальная роль и стратификация
3.1.1 Социальная стратификация Студент должен: Знать: - понятие социальной стратификации; - понятие социальной мобильности; Уметь: - характеризовать социальные отношения; - объяснять суть социальной стратификации; - характеризовать основные классы и слои; - давать оценку стратификации в России; - характеризовать социальную мобильность. Основные положения Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация: различные подходы и оценки. Социальные классы и слои. Особенности стратификации в современной России. Социальная справедливость: различия в понимании и в путях достижения. Социальная мобильность. Вопросы для самоконтроля: 1 Какие отношения называются социальными? 2 Что такое социальный класс? социальный слой? 3 Что такое социальная стратификация? 4 Каковы ее признаки? 5 В чем заключается суть социальной мобильности? 3.1.2 Социальные роли Студент должен: Знать: - понятие социальной роли, ролевого набора; Уметь: - характеризовать социальные роли личности; - приводить примеры социальных ролей. Основные положения Понятие социальной роли. Соотношение личностного «Я» социальной роли. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое социальная роль? 2 Какие роли исполняет человек в обществе? 3 Как соотносятся социальная роль и личностное «Я»? 3.1.3 Социальный статус и престиж Студент должен: Знать: - понятие социального статуса; - виды статусов; Уметь: - характеризовать социальный статус личности; - называть различные виды статусов; - объяснять статусные права и обязанности.
Основные положения Понятие «социальный статус». Статусный набор. Виды статусов: главный и неглавные, социальные и личные, достигаемые и приписываемые. Статусные права и обязанности. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое социальный статус личности? 2 Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой социальный статус? 3 Каким образом связаны понятия «социальный статус» и «социальная роль»? 4 Какие виды статусов вы знаете? 5 Что такое статусные права и обязанности? Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты
3.2.1 Социальный контроль Студент должен: Знать: - понятие социального контроля; - понятие социальных норм; - понятие самоконтроля; Уметь: - характеризовать сущность и назначение социальных норм; - называть формы и виды социальных норм и санкций; - характеризовать социальный контроль, его средства и приемы; - характеризовать самоконтроль. Основные положения Понятие социального контроля. Сущность и назначение социальных норм. Формы и виды социальных норм и санкций. Социальный контроль, его средства и приемы. Самоконтроль. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое социальная норма? Каково ее назначение в обществе? 2 Каковы основные виды социальных норм? 3 Приведите примеры социальных норм. 4 Каковы функции норм в обществе? 5 Что такое социальный контроль? Для чего он существует? 6 Как называются средства и приемы социального контроля? 3.2.2 Девиантное поведение Студент должен: Знать: - понятие девиантного поведения; Уметь: - характеризовать формы и проявления девиантного поведения; - приводить примеры позитивного и негативного девиантного поведения; - объяснять опасность наркомании и алкоголизма; - характеризовать значимость здорового образа жизни. Основные положения Девиантное поведение, его формы и проявление. Позитивное и негативное девиантное поведение. Социальная аномия. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Вопросы для самоконтроля: 1 Какое поведение называют девиантным? 2 Приведите примеры позитивного и негативного девиантного поведения. 3 Можно ли поставить знак равенства между девиантным поведением и преступлением? 4 Что такое аномия? Каковы ее последствия? 3.2.3 Социальный конфликт Студент должен: Знать: - понятие социального конфликта; Уметь: - характеризовать причины и истоки возникновения социальных конфликтов; - называть виды конфликтов; - объяснять пути разрешения социальных конфликтов. Основные положения Понятие конфликта. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Виды конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. Вопросы для самоконтроля: 1 Какой конфликт называют социальным? 2 Какова роль социального конфликта в обществе? 3 Каковы основные причины социальных конфликтов? 4 По каким признакам различаются социальные конфликты? 5 Какие существуют функции социального конфликта в обществе? 6 Каковы возможные пути разрешения конфликтов? Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы
3.3.1 Социальные группы Студент должен: Знать: - понятие социальных групп; - виды групп; Уметь: - характеризовать различные виды социальных групп; - объяснять влияние социальной группы на личность. Основные положения Виды социальных групп. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Формальные и неформальные группы. Малая группа. Группы первичные и вторичные. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое социальная группа? 2 Какие социальные группы вы можете назвать? 3 Чем формальные группы отличаются от неформальных? 4 В чем различия между первичной и вторичной группами? 5 Какова роль первичной группы в жизни человека и общества? 3.3.2 Молодежь как социальная группа Студент должен: Знать: - понятие молодежи как социальной группы; Уметь: - характеризовать социальный статус молодежи; - объяснять особенности молодежной политики. Основные положения Понятие молодежи как социальной группы. Индивидуальные границы молодости. Социальный статус молодости. Психологические особенности молодежи. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Вопросы для самоконтроля: 1 Можно ли выделить отличительные признаки молодежи? 2 Каковы социальные проблемы современной молодежи? 3 В чем причины асоциального поведения молодежи? 4 Какова суть молодежной политики в России? 3.3.3 Этнические общности Студент должен: Знать: - понятие этноса; - понятие нации; Уметь: - характеризовать межнациональные отношения; - объяснять причины межнациональных конфликтов. Основные положения Понятие этнических общностей. Виды межэтнических отношений. Факторы межэтнического взаимодействия. Этносы и государства. Межнациональные отношения. Межэтнические конфликты, их типы. Причины межнациональных конфликтов. Пути их разрешения. Конституциональные принципы национальной политики в Российской Федерации. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое «этнос», «нация»? 2 В чем выражается самосознание этноса? 3 Какой народ называют государствообразующим? Как должны строиться его отношения с национальными меньшинствами? 4 Какие факторы способствуют росту межэтнической напряженности в обществе? 5 Каковы основные формы урегулирования межэтнических конфликтов? 3.3.4 Семья как малая социальная группа Студент должен: Знать: - значение семьи в обществе; Уметь: - характеризовать семью как малую группу; - объяснять функции семьи в обществе; - называть семейные ценности; - характеризовать виды семьи; - давать оценку роли семьи в современном обществе; - давать оценку будущему семьи. Основные положения Семья как важнейший социальный институт. Основные функции семьи в обществе. Исторические типы семьи. Традиционные семейные ценности в современных условиях. Основные признаки партнерской семьи. Неполные семьи. Семейно-демографическая структура общества. Тенденции в развитии семейных отношений. Будущее семьи: прогнозы и оценки. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Вопросы для самоконтроля: 1 Какие основные социальные функции несет семья в обществе? 2 О чем говорит семейное положение человека? 3 Охарактеризуйте современные тенденции развития семьи. 4 Какие данные статистики позволяют говорить о демографическом неблагополучии в нашей стране? 5 В чем заключается государственная семейная политика? Раздел 4 Политика как общественное явление
Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической системе
4.1.1 Политика и власть Студент должен: Знать: - понятия политики, политической власти; - типы политических систем; Уметь: - характеризовать политику; - объяснять роль политики в жизни общества; - приводить примеры субъектов и объектов политики; - характеризовать типы политических систем. Основные положения Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политики, цели и средства политики. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Типы политических систем. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое политика, по мнению современных политологов? 2 Каковы сущность и предназначение политической власти? 3 Какие типы власти выделяют политологи? 4 Каковы функции политической власти? 5 Что называют политической системой? Каковы ее элементы? 6 Какие существуют типы политических систем? 4.1.2 Государство как политический институт Студент должен: Знать: - понятие государства; Уметь: - характеризовать функции государства; - объяснять признаки государства; - характеризовать особенности современных государств. Основные положения Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое государство? 2 В чем заключается социальное назначение современных государств? 3 Почему государство считается основным институтом политической системы? 4 Какие ресурсы власти вы можете назвать? 5 Что такое суверенитет государства? 6 Каковы признаки государства? 4.1.3 Формы государства Студент должен: Знать: - формы правления; - типы территориально-государственного устройства; - типы политических режимов; Уметь: - характеризовать особенности форм правления, формы территориального устройства, типы политических режимов; - сравнивать политические режимы. Основные положения Формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Типология политических режимов. Демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы. Политический режим современной России. Вопросы для самоконтроля: 1 Назовите формы правления. Приведите примеры. 2 В чем различия между абсолютной и конституционной монархиями? между парламентской и президентской республиками? 3 Чем определяется форма государственного устройства? 4 Какие из современных государств можно отнести к федеративным? 5 Каково территориальное устройство в унитарных государствах? 6 Каковы типы политических режимов? 7 В чем различия между тоталитарным и авторитарным режимами? 4.1.4 Демократия, ее основные ценности и признаки Студент должен: Знать: - понятие демократии; - понятие разделения властей; - основные принципы демократии; Уметь: - характеризовать типы демократии; - объяснять разделение властей; - характеризовать политический плюрализм и парламентаризм. Основные положения Принцип демократии и демократические политические механизмы. Представительная и непосредственная формы демократии. Политические права личности. Разделение властей. Политический плюрализм. Парламентаризм. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Вопросы для самоконтроля: 1 Какова суть демократии? 2 В чем выражается разделение властей? 3 Каковы формы непосредственной и представительной демократии? 4 Каковы политические права личности? 5 В чем выражаются плюрализм и парламентаризм в демократии? 6 Каковы особенности демократии в современных условиях? 4.1.5 Политические реформы в Российской Федерации Студент должен: Знать: - органы государственной власти в России; Уметь: - характеризовать Конституцию как Основной Закон государства; - характеризовать институт президентства в России; - характеризовать полномочия Парламента РФ; - объяснять трехуровневую систему власти в РФ. Основные положения Организация государственной власти в Российской Федерации. Проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Структура высшей государственной власти в РФ. Институт президентства. Федерация и ее субъекты. Федеральное собрание – Парламент РФ. Местное самоуправление. Вопросы для самоконтроля: 1 Как устроены органы власти в России? 2 Как осуществляется разделение властей? 3 Как разграничиваются полномочия Президента и Парламента в РФ? 4 Что такое местное самоуправление? 5 Каковы основные направления политических преобразований в РФ? Тема 4.2 Участники политического процесса
4.2.1 Политический статус личности Студент должен: Знать: - понятие политического лидера; - понятие политической культуры; - понятие политической элиты; Уметь: - характеризовать политические роли личности; - объяснять суть демократической политической культуры; - объяснять суть роли избирателя; - характеризовать роль политических лидеров и политической элиты в обществе. Основные положения Личность и государство. Политические роли личности. Демократическая политическая культура. Политическое участие и его типы. Сущность роли избирателя. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в России. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое политический статус личности? 2 Кого называют политическим лидером? 3 Что такое политическая элита? Какова ее роль в обществе? 4.2.2 Гражданское общество и правовое государство Студент должен: Знать: - понятие правового государства; - понятие права человека; - понятие гражданского общества. Основные положения Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство закона. Права человека. Их закрепление в Конституции РФ. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Вопросы для самоконтроля: 1 Какое государство называют правовым? 2 Что такое права человека? В каких документах они закреплены? 3 Что означает верховенство закона в государстве? 4 Что такое гражданское общество? Какое влияние оно оказывает на государство? 5 Каким образом происходит становление институтов гражданского общества в РФ? 4.2.3 Формы участия граждан в политике и управлении Студент должен: Знать: - понятие выборов, референдума; - понятие избирательной системы; Уметь: - характеризовать формы участия граждан в политике; - объяснять суть выборов в демократическом обществе; - объяснять типы избирательных систем. Основные положения Участие граждан в политике и управлении. Выборы, референдум. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательное право в демократическом обществе. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Избирательная кампания в Российской Федерации. Вопросы для самоконтроля: 1 Каким образом граждане могут участвовать в политике? 2 Какие принципы лежат в основе демократических выборов? 3 Чем различаются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы? 4 Каковы особенности избирательной системы в России? 4.2.4 Политические партии и идеологии Студент должен: Знать: - понятие политической партии; - типы партийных систем; - типы политических идеологий; Уметь: - характеризовать политические партии; - объяснять функции и признаки партий; - характеризовать политические системы; - давать оценку политической культуре; - характеризовать и отличать различные типы политических идеологий. Основные положения Политические партии и движения, их классификация. Признаки, типы и функции партий. Партийные системы. Политическая и правовая культура личности. Политическая культура и ее элементы. Функции политической культуры. Типы политической культуры. Политическая идеология. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Вопросы для самоконтроля: 1 Что такое партия в современном понимании? 2 Каковы функции партий в обществе? 3 По каким основаниям различаются партийные системы в современ-ном мире? 4 Чем отличается процесс формирования партийной системы в России? 5 Каковы основные типы политических идеологий? 6 В чем суть консерватизма? либерализма? социал-демократии? коммунизма? 4.2.5 Роль СМИ в политической жизни общества Студент должен: Уметь: - характеризовать влияние СМИ на политическую жизнь общества; - приводить примеры влияния СМИ. Основные положения Средства массовой информации в политической жизни. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Вопросы для самоконтроля: 1 Какую роль играют СМИ в предвыборных кампаниях? 2 Какая информация распространяется по каналам СМИ? 3 Какое воздействие это оказывает на избирателя и общество в целом? 2 ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант 1 Вопрос 1 Человек в обществе. Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Человек, индивид, личность. Социологический и психологический подходы к пониманию личности. Вопрос 2 Важнейшие социальные общности и группы. Виды социальных групп. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Формальные и неформальные группы. Малая группа. Группы первичные и вторичные. Понятие молодежи как социальной группы. Вопрос 3 Социальное познание. Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Факты, интерпретации, оценки.
Вариант 2
Вопрос 1 Наука и общество. Наука как вид познания и сфера жизни общества. Цель и задачи науки. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука в современном обществе. Значение научных открытий и разработок в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Наука и глобализация. Вопрос 2 Общество как сложная система. Понятие общества, его признаки. Широкий (философский) и узкий (социологический) смысл общества. Общество, государство, страна. Подсистемы и элементы общества. Вопрос 3 Познание. Познаваем ли мир? Процесс познания. Виды и направления познания. Обыденное, научное, философское, религиозное познание. Самопознание. Вариант 3
Вопрос 1 Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самореализация личности в обществе. Вопрос 2 Социальный статус личности. Понятие «социальный статус». Статусный набор. Виды статусов: главный и неглавные, социальные и личные, достигаемые и приписываемые. Статусные права и обязанности. Понятие социальной роли. Соотношение личностного «Я» социальной роли. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Вопрос 3 Истина и ее критерии. Объективна ли истина? Абсолютные и относительные истины. Вариант 4 Вопрос 1 Человек в группе. Многообразие мира общения. Многообразие мира общения. Общение и коммуникация. Диалог. Функции общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Вопрос 2 Социальные нормы и конфликты. Понятие социального контроля. Сущность и назначение социальных норм. Формы и виды социальных норм и санкций. Социальный контроль, его средства и приемы. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы и проявление. Вопрос 3 Научное познание. Теория как форма научного знания. Гипотезы и законы. Модели и моделирование. Научное мышление и современный человек. Вариант 5
Вопрос 1 Самосознание и социальное поведение личности. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Мотивы и потребности, различные классификации потребностей. Воздействие общества на набор потребностей и способы их удовлетворения. Социализация личности. Вопрос 2 Особенности стран современного мира. Многообразие современного мира. Основные подходы к выделению типов стран: ядро, периферия, полупериферия. Цивилизации Запада и Востока. Сущность и проявление процесса глобализации. Вопрос 3 Этнические общности. Понятие этнических общностей. Виды межэтнических отношений. Факторы межэтнического взаимодействия. Этносы и государства. Межнациональные отношения. Межэтнические конфликты, их типы. Причины межнациональных конфликтов. Пути их разрешения. Конституциональные принципы национальной политики в Российской Федерации. Вариант 6
Вопрос 1 Духовная культура личности и общества. Понятие о культуре. Многозначность понятия «культура». Культура как совокупность человеческих достижений. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Вопрос 2 Общество в мире. Общество и природа: их соотношение. Отношения человека и общества к природе. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Экология. Экологическая безопасность общества. Вопрос 3 Политика и власть. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политики, цели и средства политики. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Типы политических систем. Вариант 7
Вопрос 1 Человеческая деятельность. Сущность человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Значение деятельности в жизни человека и развитии общества. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.
Вопрос 2 Искусство и его роль в обществе. Сущность и особенности искусства. Понятие красоты. Виды искусства. Функции искусства в общественной жизни. Социальное и эстетическое в художественном творчестве. Художник и общество. Современные тенденции развития искусства.
Вопрос 3 Государство как политический институт. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Типология политических режимов. Вариант 8
Вопрос 1 Образование в современном мире. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Развитие образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Вопрос 2 Сферы жизни общества: духовная, экономическая, политическая, социальная. Основные институты общества.
Вопрос 3 Демократия, ее основные ценности и признаки. Принцип демократии и демократические политические механизмы. Представительная и непосредственная формы демократии. Политические права личности. Разделение властей. Политический плюрализм. Парламентаризм. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Вариант 9
Вопрос 1 Религия как феномен культуры. Религия как мировоззрение и образ жизни. Религиозное сознание, культовая деятельность, церковная организация как компоненты религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения России.
Вопрос 2 Семья как основа общества. Функции семьи в обществе. Семья в истории и культуре. Правовое положение семьи в обществе. Современные тенденции развития семьи. Традиции семейной жизни в России. Вопрос 3 Гражданское общество и правовое государство. Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство закона. Права человека. Их закрепление в Конституции РФ. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Вариант 10
Вопрос 1 Ненаучное познание. Мифы и их значение. Опыт и жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука. Познание средствами искусства.
Вопрос 2 Социальная стратификация. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация: различные подходы и оценки. Социальные классы и слои. Особенности стратификации в современной России. Социальная справедливость: различия в понимании и в путях достижения. Социальная мобильность. Вопрос 3 Политические партии и идеологии. Политические партии и движения, их классификация. Признаки, типы и функции партий. Партийные системы. Политическая и правовая культура личности. Политическая культура и ее элементы. Политическая идеология. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
3 ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ Вариант 1 1 Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности называется: а) индивид б) объект в) индивидуальность г) личность 2 Выберите правильные суждения: а) Главным в характеристике личности является общественная сущность, участие в общественных отношениях и сознательной деятельности. б) Новорожденный человек является индивидом, но не личностью. в) Человеческие качества развиваются в деятельности. 3 К индивидуальным чертам человека относятся: а) темперамент в) трудолюбие б) интеллект г) нравственность 4 Соотнесите различные уровни проявления способностей человека: а) высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности б) высшая степень творческих проявлений личности в) индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех и легкость овладения деятельностью 1 гениальность 2 талант 3 способности 4 Деятельность человека – это: а) приспособление к существующим природным и социальным условиям б) преобразование окружающей среды в) занятие или труд человека г) саморазвитие 5 К видам человеческой деятельности, специфической только для него не относится: а) познание б) общение в) труд г) ориентировка в пространстве 6 Продолжите перечень видов человеческой деятельности: а) игра б) учеба в) общение г), д) 7 Человеческая деятельность отличается от поведения животных: а) приспособлением к природным условиям б) целесообразностью в) преобразованием природной среды г) целеполаганием д) биологической программой поведения е) исторической программой поведения 8 Расставьте в логическом порядке структурные элементы деятельности человека: результат, действия, средства, цель, субъект, объект. 9 Потребности человека – это: а) устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы б) сознательные действия, направленные на достижение социально значимой цели в) ценностное отношение к социальным объектам г) осознаваемая человеком необходимость в чем-либо 10 Соотнесите потребности и их проявление: 1 материальные а) пища д) комфорт 2 социальные б) достижение успеха е) творчество 3 духовные в) самосохранение ж) безопасность г) общение з) авторитет 11 Вид деятельности, направленный на получение практически полезного результата: а) игра в) труд б) творчество г) познание 12 Признак, характеризующий общение: а) обмен информацией б) обмен вещами в) обмен действиями г) обмен опытом 13 В отличии от общения коммуникация предполагает: а) действие субъекта и объекта информации б) участие двух и более субъектов информации в) взаимный обмен информацией г) передачу информации 14 Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей называется: а) воспитание б) обучение в) социализация г) возраст 15 К институтам первичной социализации относится: а) школа б) церковь в) семья д) государство 16 Познание – это: а) способности, навыки, умения в определенной области деятельности; б) значимая информация для деятельности; в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; г) процесс приобретения и развития знаний о мире. 17 Познавательная деятельность в отличие от трудовой: а) ориентирована на процесс, а не на результат; б) осуществляется индивидуально; в) направлена на приобретение новых знаний о мире; г) предполагает соответствие цели и средств. 18 Целью любого познания является: а) информация о мире и человеке; б) добыча средств существования; в) получение знаний о предмете; г) поиск истины. 19 Критериями истины являются: а) разум; в) опыт; д) форма; б) труд; г) практика; е) факт. 20 Выберите верные суждения: а) Истина является свойством самих объектов; б) Истина всегда относительна; в) Многие утверждения, основанные на здравом смысле, не являются истинными; г) Понятие истины распространяется только на мысли. 21 Чувственное познание – это: а) высшая степень познания; б) единственный источник всех наших знаний о внешнем мире; в) способность живого существа ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия; г) фиксирование преимущественно внутренней стороны явлений. 22 И чувственное, и рациональное познание: а) формирует знания и представления о предмете; б) использует логические умозаключения; в) начинается с умозаключений; г) дает наглядный образ предмета. 23 К формам рационального познания относятся: а) ощущение; б) суждение; в) понятие; г) фантазия; д) умозаключение. 24 Процесс, в котором человек познает свое «Я», называется: а) самореализация; б) самопознание; в) самовыражение; г) самообладание. а) отражение объективной действительности; б) выявление сущности своего «Я»; в) выявление своих способностей; г) отражение индивидуальных ценностей. 26 В научном познании, в отличие от других видов познания: а) используются результаты наблюдений; б) экспериментально подтверждаются полученные выводы; в) осуществляется опора на накопленный опыт; г) применяются законы логики. А: Научное познание осуществляется на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Б: Научное познание требует объективного подхода к фактам.
а) верно только А; в) верны оба суждения; б) верно только Б; г) оба суждения неверны. а) гипотеза; б) теория; в) наблюдение; г) эксперимент. а) гуманитарные; б) технические; в) естественные; г) математические. а) нацеленность на получение нового знания; б) стремление к упрощениям и стереотипам; в) обязательная практика; г) передача от одного поколения к другому. а) стихийные знания; б) практические знания; в) туманные и загадочные знания; г) глобальные знания. 32 Общество - это: а) часть света или территория б) социальная организация данной страны в) политическая организация данной страны г) форма совместной деятельности людей 33 К основным сферам общества относится: а) производительные силы общества б) духовная культура общества в) общественные отношения г) товарно-денежные отношения 34 Даны три выражения: Х , прежде импортировавшее продукты, стало их крупным экспортером. У проводит политику помощи малоимущим - старикам, многодетным и безработным. В Z социальное расслоение достигло максимально возможной степени. Поставьте вместо Х, У, Z одно из трех понятий: общество, страна, государство . 35 В общественных взаимодействиях преобладают: а) межличностные отношения б) традиционные отношения в) деловые отношения г) дружеские отношения 36 Определите объединения, которые можно считать обществом: а) человечество б) предприятие в) союз писателей г) африканское племя д) поселок городского типа 37 Закон ускорения истории гласит о том, что: а) происходит углубление разделения труда и специализации б) на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую в) на смену традиционному обществу приходит индустриальное г) при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии. 38 Для общественного прогресса характерно: а) совершенствование орудий труда б) рост смертности в) сокращение числа городов г) возникновение массовой культуры д) распространение мафии и организованной преступности 39 К признакам простого общества относятся: а) наличие нескольких социальных слоев населения по уровню доходов б) зарождение самого мощного института - государства в) отсутствие социального неравенства г) отсутствие деления на классы 40 Современное общество охватывает два периода развития, соответствую-щих двум типам общества: а) феодальному и капиталистическому б) простому и сложному в) индустриальному и постиндустриальному г) аграрному и индустриальному 41 Понятие «модернизация» описывает: а) переход от охоты и собирательства к земледелию б) зарождение частной собственности в) распространение машинного производства г) переход от доиндустриального к индустриальному обществу 42 Для постиндустриального общества в отличие от индустриального характерно: а) постоянное совершенствование технологий и производства б) активное использование природных богатств в) развитие непроизводственной сферы г) создание благоприятных условий для развития производства 43 Выберите из приведенных суждений правильные: а) Понятие «государство» шире понятия «общество» б) Государство - это географическое понятие, а общество - политическое в) Исторически общество возникло раньше государства г) Государство не может подавлять общество д) Государство существует для защиты интересов граждан 44 В основе развития гражданского общества находится: а) право на частную собственность б) право на свободу мысли, слова, совести в) право на невмешательство в частную жизнь г) право на тайну корреспонденции 45 Ниже приведены признаки одного из двух типов государств: правового и тоталитарного. Вам надо установить, к какому именно относятся следующие признаки: а) аппарат подавления б) преследование инакомыслящих в) жесткая цензура и отмена свободы слова г) диктатура одной политической партии д) монополия государственной собственности е) геноцид против собственного народа ж) подавление личности, отчуждение от государства 4 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1 Понятие обществознания. Социальные науки: специфика их изучения. 2 Понятие общества и его признаки. 3 Общество и природа. Противоречивость воздействия человека на природную среду. 4 Основные сферы общественной жизни. 5 Типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. 6 Многовариантность общественного развития. Понятие и критерии общественного прогресса. 7 Общество и научно-технический прогресс. 8 Человечество как социальная общность. Особенности современного мира. 9 Глобальные проблемы человечества. Процессы глобализации. 10 Человек, индивид, личность. Философские и социологические представления о человеке. 11 Человеческая деятельность и ее структура. 12 Потребности и человеческая деятельность. 13 Многообразие человеческой деятельности. 14 Деятельность и общение: формы и функции общения. 15 Свобода в деятельности человека. 16 Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. 17 Научное познание. Значение научной теории. 18 Ненаучное познание. Мифы, народная мудрость, жизненный опыт, паранауки. 19 Социальное познание и его особенности. 20 Социальное познание и его особенности. 21 Духовный мир личности. Мировоззрение, убеждение. 22 Духовная сфера общества: духовное производство и духовное потребление. 23 Понятие и виды культуры. Значение культуры в общественной жизни. 24 Наука и общество. 25 Образование и его роль в развитии общества. 26 Мораль и религия как элементы духовной культуры. 27 Социальная структура общества. 28 Социальный статус личности. Социальные роли и стратификация. 29 Социализация личности. 30 Социальные нормы и конфликты. 31 Социальные общности и группы. 32 Семья как малая социальная группа. 33 Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в мире. 34 Политическая система общества, ее внутренняя структура. 35 Государство как политический институт, его признаки. 36 Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. 37 Демократия и ее характеристики. Демократическая политическая культура. 38 Гражданское общество и правовое государство. 39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации. 40 Политический плюрализм. Становление многопартийности в России. 41 Формы и механизмы участия граждан в политике. 42 Политические партии и идеологии. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Кравченко, А.И. Обществознание: Учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.И. Кравченко. – М.: Высшая школа, 2001. – 240с. 2 Мушинский, В.О. Обществознание: учебник для 10-11 класса / В.О. Мушинский. – М.: Просвещение, 2005. – 350с. 3 Обществознание: учебник для 10-11 класса / А.Ю. Лазебникова, О.О. Савельева, В.А. Литвинов; под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 398с. 4 Обществознание: учебник для 10-11 класса / А.Ф. Никитин, И.А. Галицкая, Е.С. Королькова; под ред. А.Ф.Никитина. – М.:Просвещение, 2006. – 365с. 5 Обществознание: реальные варианты: Единый государственный экзамен / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ:Астрель, 2007. – 158с. 6 Человек и общество: учебник для 10-11 класса / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Просвещение, 2006. – 400с. |