Курсовая работа: Система социального страхования в Российской Федерации

Название: Система социального страхования в Российской Федерации
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: курсовая работа Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Волжский Государственный Инженерно-Педагогический Университет.

Кафедра страхования, финансов и кредита.

Курсовая работа

по страховому делу

на тему:

«Система социального страхования в Российской Федерации»

Выполнила:

Проверила:

Нижний Новгород, 2010г.

Содержание.

Введение.

1. Сущность социального страхования.

2. Нормативно-правовая база социального страхования.

3. Механизм социального страхования.

3.1. отрасли социального страхования.

3.2. Взносы по социальному страхованию.

3.3. Выплаты по социальному страхованию.

4.Страховые фонды.

4.1. Общая характеристика социальных внебюджетных фондов.

4.2. Пенсионный Фонд Российской Федерации.

4.3. Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

4.4. Фонд Социального Страхования.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов населения, которая является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства национальной системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить пять базовых институтов социальной защиты.

1. Государственная социальная помощь лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников доходов не в состоянии самостоятельно обеспечить своё материальное существование. Объём представляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения.

Социальная помощь имеет в значительной степени благотворительный характер. Пенсии и пособия в рамках социальной помощи предоставляются только установленным законодательством категориям граждан. Определяющая характеристика данного института защиты – социально-алиментарные внедоговорные отношения государства по оказанию помощи уязвимым категориям населения (инвалиды детства; лица других ранних сроков наступления инвалидности; граждане, не имеющие необходимого страхового стажа для получения пенсий). Получение физическим лицом социальной помощи происходит независимо от его участия в общественной полезной трудовой деятельности. Выплаты в рамках этот системы принимают форму дополнения к доходу после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход.

В системе социальной помощи размеры пенсий, пособий устанавливаются с учётом имеющихся доходов членов семьи с тем, чтобы их совокупный объём достигал установленного прожиточного минимума. Правовая основа института социальной помощи проистекает из природы прав человека в области социального обеспечения и базируется на конституционном праве людей на жизнь.

Финансовыми источниками данного института социальной защиты служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счёт общей налоговой системы или/и за счёт особого целевого социального налога.

2. Государственное социальное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категорий граждан с учётом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства.

Предоставление государственного социального обеспечения не обусловливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме.

Финансовые источники данного института социальной защиты – прямые ассигнования из федерального и региональных бюджетов, формируемые за счёт общих и, в некоторых случаях, специальных налогов.

3. Обязательное (по закону) социальное страхование является институтом социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счёт взносов работодателей.

Пенсии и пособия в рамках систем социального страхования предоставляются по праву застрахованного, обусловленному самим фактором и степенью участия каждого застрахованного и его работодателя в финансировании данных систем. Определяющие характеристики социально-правовых отношений: принцип замещения утраченной заработной платы (дохода для самозанятого населения), а значит размеры пенсий и пособий увязаны с предыдущими заработками и взносами, что в свою очередь обуславливает наличие определённого страхового периода, без всякой проверки нуждаемости.

4. Добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наёмных работников в рамках отдельных отраслей экономики или отдельных компаний, на основе долгосрочных отраслевых (рамочных) или коллективных соглашений.

Характер добровольных дополнительных систем социального страхования, как правило, частный, но их деятельность регулируется специальным законодательством, предусматривающим социальные гарантии для застрахованных: минимальный период занятости у одного работодателя, после которого возникает право на дополнительные виды защиты, например, пенсионное обеспечение; сохранение приобретённых прав застрахованного при перемене места работы; формы контроля за состоянием актуарного баланса страховой организации. Организационно-правовыми формами данного института социальной защиты служат пенсионные системы отдельных предприятий, в которых пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятий и управляются самостоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и страховыми компаниями.

В целях гарантии реализации приобретённых пенсионных прав имеется резервный пенсионный фонд, из которого осуществляются выплаты в случае неплатёжеспособности предприятия или самостоятельной пенсионной кассы (фонда, страховой компании).

5. Добровольное личное (частное) страхование граждан, организовано на контрактной основе, что ограничивает его рамки и функционирование фиксированными периодами времени, определёнными видами времени, определёнными видами риска и финансовыми возможностями отдельных физических лиц. Оно организовано на принципах и с помощью механизмов личного страхования (эквивалентности страховых взносов и выплат, а также увязки страховой премии с вероятностью возникновения риска для конкретных граждан в течение определённого периода времени). Определяющие характеристики – наличие страхового договора, самоответственность граждан.

Таким образом, каждый из пяти вышеперечисленных институтов социальной защиты имеет свои отличительные черты, функции и сферу применения, при этом базовым, определяющим (по объёму финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг), является институт обязательного социального страхования пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). На долю всех видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и 15-25% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8,0% ВВП.

Целью данной курсовой работы является исследование системы социального страхования в РФ, для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: выявлены сущность, понятия социального страхования, проведен анализ существующей системы социального страхования.

1. Сущность социального страхования .

Сущность любого вида страхования состоит в уменьшении и компенсации риска материальных потерь с помощью распределения его (риска) между большим числом субъектов (юридических и физических лиц), которые подвержены определённым видам риска. Данные лица формируют денежные (материальные) ресурсы для целевого их использования при наступлении страховых случаев, приводящих к потере материальных средств (классификация видов страхования приведена на рис.1).

Объектом страховой защиты различных видов социального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополнительные расходы, связанные с лечением.

Ситуация социального риска может возникнуть вследствие:

- утраты самой способности к труду (в результате болезни, несчастного случая, рождения ребёнка и ухода за ним, старости и т.д.);

- отсутствия спроса на труд (безработицы).

Виды социального риска имеют объективный, массовый (а потом и социальный) характер – риск безработицы, утраты трудоспособности из-за несчастного случая на производстве и профессиональной заболеваемости и т.д., то есть не зависят или мало зависят от воли и возможностей отдельных граждан и значительных групп трудящихся. Поэтому и формы защиты от социальных рисков также должны иметь механизмы с массово-общественными характеристиками: обязательные (по закону) для охвата всех работающих, а бремя финансовой нагрузки должны солидарно нести основные социальные субъекты – работодатели и работники.

В этом проявляется дух коллективной ответственности за социальную защиту людей труда. Доля финансового участия социальных партнёров может быть разной, но каждая страна стремится найти оптимальные для неё пропорции финансовой ответственности, с учётом конкретных экономических, социальных условий, культурных и психологических традиций.

Что касается трудозанятого населения, то его социальная защита считается больше обязанностью самих работников и работодателей. Это достигается путём участия работников и работодателей в формировании финансовых ресурсов, передачи функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочных представителей работников и работодателей, а также путём установления прямой зависимости размера страховых выплат от размеров и периодов уплаты (объёма) страховых взносов.

Такой подход отвечает природе социальной политики при общественном устройстве с развитыми формами рыночной экономики, которая формируется на следующих принципах:

· самоответственность людей наёмного труда, их работодателей, других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты;

· солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименее защищённых работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами);

· оптимальная поддержка (принцип субсидиарности): определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует её размер.

Мировой, более чем столетний, опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования:

· пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца);

· медицинское страхование (оплата медицинской помощи, включая оплату временной нетрудоспособности);

· страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве);

· страхование в связи с безработицей (пособие по безработице, переобучение и трудоустройство).

Таким образом, круг социальных рисков, защита от которых признана общественно-приоритетным делом, нельзя произвольно сузить или расширить. Социальные риски – это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд, сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей – вследствие утраты источника дохода в случае потери кормильца.

Социальный риск можно измерять, используя следующие показатели:

· частота наступления рисковой ситуации;

· уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;

· объём материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработанной платы всех застрахованных;

· средняя продолжительность рисковой ситуации – период между её наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности.

Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоёв трудящихся. Если степень опасности низкая, - то организационно-правовая форма имеет добровольный характер, если – высокая, то она, как правило, имеет обязательный (по закону) характер. Между добровольным и обязательным страхованием имеется ряд переходных форм, обычно называемых факультативно-обязательными или условно-обязательными.

При определении природы риска важное значение имеет нозология утраты трудоспособности (качественные и количественные характеристики видов и вероятности ущерба здоровью, тяжести последствий, их оценка, основанная на накопленных эмпирических данных). Так, если вредный фактор производственной среды вызывает профессиональное заболевание, то нужно определить вероятность заболевания людей разного возраста и пола, продолжительность стажа работы (контакта с вредным веществом), а также длительность болезни и объективные показатели её тяжести. Если опасный фактор приводит к гибели людей, то нужно знать распределение количества погибших во времени и по категориям населения, определить число иждивенцев, приходящихся на стандартизируемую величину погибших (на 1 тыс. человек).

Результирующие показатели риска группируют по двум видам:

-социальные - ущерб здоровью, утрата трудоспособности (временная и/или постоянная), смертность, численность иждивенцев погибших и т.д.;

-экономические – затраты на компенсацию утраты доходов в связи с потерей трудоспособности и дополнительные расходы на лечение, реабилитацию.

Социальные показатели риска служат для оценки социальной незащищённости людей и вероятности (необходимости) наступления для них страховых ситуаций, а экономические – позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объёмы денежных средств.

Следует отметить принципиальное отличие социального страхования от личного страхования: в нём органично сочетаются экономические и социальные элементы защиты, которые призваны обеспечить застрахованному лицу с помощью соответствующих финансовых, организационных и правовых механизмов возможности по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением (реабилитацией или профессиональной переподготовкой). Направленность института обязательного социального страхования выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных, и в этом проявляется функция воспроизводства рабочей силы для застрахованного.

Принципиальные моменты, которые отличают социальное страхование от других форм социальной защиты (социальной помощи или личного страхования) состоят в следующем:

· застрахованные защищаются от утраты заработной платы, т.е. размер страховых взносов и компенсационных выплат увязан именно с заработной платой; (для сравнения отметим, что социальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают);

· получателями страховых выплат могут быть только застрахованные (при этом размер выплат учитывает наличие у них иждивенцев – членов семьи), которые своими личными страховыми взносами и взносами в из пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты.

Других условий не выдвигается.

Специфика построения механизма социального страхования заключается в том, что в связи с неотвратимым и массовым характером риска данный институт защиты изначально предусматривает массовый характер охвата страхованием подавляющего большинства трудозанятого населения. Поэтому для оценки вероятности и величины риска используется инструментарий учёта «совокупной опасности» утраты заработков для профессиональных групп и для всего трудозанятого населения страны.

Что касается вероятности события для отдельного застрахованного, то тут могут быть две типичные ситуации.

1. Событие является неопределенным: для отдельного застрахованного оно может произойти (и даже неоднократно), а может и не произойти. Например, страхование от несчастных случаев на производстве, по безработице, медицинское страхование. Если страховое событие происходит, то застрахованное лицо получает право на страховую выплату, и при этом общая сумма для отдельных застрахованных может значительно (многократно) превышать уплаченную (им и за него его работодателем) сумму страховых взносов. В случае, если страховое событие не происходит на протяжении страхового периода, то права застрахованного на уплаченные в его пользу суммы страховых взносов теряются. Таким образом, те, кто не реализовал своих прав (из-за отсутствия страхового события) оказывают солидарную поддержку тем застрахованным, для которых страховое событие наступило. В этом проявляется функция перераспределения доходов между застрахованными.

2. Наступление страхового события непременно произойдет (пенсионное страхование), но только для тех застрахованных, которые доживут до определенного периода, например, до общеустановленного законом возраста выхода на пенсию. И те из них, которые проживут больше среднестатистического периода, получат больший объём страховых выплат (пенсий).

Эквивалентность страховых взносов и выплат поддерживается как в первом, так и втором случае в целом по страховой организации, но для отдельных застрахованных она не выдерживается.

2. Нормативно-правовая база социального страхования.

Все правовые отношения, связанные с проведением страхования, можно подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс формирования и использования страхового фонда, и правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, то есть деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

И те, и другие отношения регулируются законодательными и другими правовыми актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая — государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.

В Российской Федерации, как и в ряде западных государств (например, в Германии) сложилась трехступенчатая система правового регулирования страхового дела.

I ступень — Общее гражданское право

К этой ступени правового регулирования страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие подобные нормативные акты.

Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также другие материальные и нематериальные блага. В качестве объектов страховых отношений также выступают материальные и денежные ценности (имущество, расходы, доходы) и нематериальные личные блага человека — жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

В части 1 ГК РФ установлены понятия, лежащие в основе страховых правоотношений, такие, например, как физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

В части 2 ГК РФ содержится специальная глава 48 «Страхование», в которой определены основы отношений по поводу страхования как отдельного вида экономических отношений.

II ступень — Cпециальное законодательство по страховому делу

Сюда относятся отдельные законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования. К ним следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который призван создавать равные условия проведения страхования для всех страховщиков на страховом рынке, как государственных, так и негосударственных, гарантировать защиту интересов страхователей, определять единые методические положения по организации страхования и основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. К этой категории относятся также закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,

Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды

обязательного медицинского страхования" и другие федеральные законы.

III ступень — прочие нормативные акты

К прочим нормативным актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств.

Общие требования законодательства по регулированию отношений в области страхования состоят в том, что в законодательных актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования. В прочих нормативных актах содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности.

3. Механизм социального страхования в России .

3.1. Отрасли социального страхования .

Система социального страхования России включает четыре от­расли, управляемых тремя внебюджетными фондами (табл.1):

• государственное социальное страхование;

• обязательное страхование от несчастных случаев;

• обязательное медицинское страхование;

• обязательное пенсионное страхование.

До 2001 г. существовал еще один вид социального страхования — государственное страхование по безработице, которым управляла Государственная служба занятости. Однако при введении единого со­циального налога страховые взносы в фонд занятости в размере 1,5% и сам фонд были упразднены. Установленные законодательством со­циальные гарантии по безработице были сохранены, но переданы на финансирование из федерального бюджета. Таким образом, страхо­вание по безработице перешло в разряд видов государственного со­циального обеспечения.

Отечественная система социального страхования имеет важ­ную особенность в покрытии риска временной нетрудоспособно­сти. В РФ термин «социальное страхование» употребляется для обозначения двух различных понятий. В широком смысле «соци­альное страхование» означает всю систему обязательного социаль­ного страхования социальных рисков в масштабах общества в це­лом, как и принято в остальном мире. С другой стороны, исторически «социальное страхование» одновременно имеет и бо­лее узкий смысл: страхование временной нетрудоспособности, осуществляемое Фондом социального страхования. Еще в совет­ское время через этот фонд происходило страхование потери зара­ботной платы в период временной нетрудоспособности. В поре­форменный период этот вид страхования был дополнен отдельным страхованием расходов на лечение. В настоящее время риск вре­менной нетрудоспособности, связанный с заболеванием, покрыва­ется двумя различными отраслями. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, компенсирует временную утрату трудового дохода. Обязательное медицинское страхование, реализуемое через соответствующие фонды, оплачивает расходы на медицинское обслуживание. Страхование от несчастных случаев на производстве и професси­ональных заболеваний введено с 2000 г. и находится в управлении ФСС.

Фонд социального страхования формирует общий бюджет по двум отраслям: социальному страхованию и страхованию от несчаст­ных случаев на производстве с выделением отдельными строками как поступлений, так и расходов по страхованию от несчастных случаев.

3.2. Взносы по социальному страхованию.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

· выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

· выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.

6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

7) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;

13) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей

Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 процента;

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 процента.

3.3. Выплаты по социальному страхованию

Государственное социальное страхование обеспечивает:

• выплату социальных пособий;

• оплату санаторно-курортного лечения;

• частичное финансирование мероприятий по оздоровлению детей.

За счет средств ФСС осуществляется выплата семи видов пособий. Основным является пособие по временной нетрудоспособности, доля ко­торого составляет из года в год около половины всего объема расходов фонда на социальные цели. При заболевании или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – выплата пособия за счет средств Фонда производится с третьего дня,

в остальных случаях – с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже

до 5 лет – 60% (предельная сумма -20750 руб. в месяц),

от 5 до 8 лет – 80% (предельная сумма -27666 руб. в месяц),

8 и более лет – 100 % среднего заработка, (предельная сумма -34583 руб. в месяц.)

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда

Для определенных категорий застрахованных размер пособия не зависит от стажа и всегда составляет 100% (чернобыльцы, многодет­ные родители, лица, работающие в районах Крайнего Севера и неко­торые другие).

Пособие по беременности и родам всегда выдается в размере 100% заработка (предельная сумма -34583 руб. в месяц.) в течение декретного отпуска, который составляет 140 календарных дней (194 или 156 календарных дней для случаев многоплодной беременности или осложненных родов). В размере дневного заработка оплачивают­ся и четыре выходных дня в месяц, предоставляемые родителям, воспитывающим ребенка-инвалида.

Остальные пособия фиксированы, их размеры устанавливаются ежегодно федеральными законами (см. приложения).

Расходы на санаторно-курортное лечение включают оплату стои­мости путевок, частичное финансирование профилакториев, сана­ториев, принадлежащих страхователям. Затраты на санаторно-ку­рортное обслуживание покрываются в пределах определенного норматива, утверждаемого страхователям органами ФСС. Финанси­рование мероприятий по оздоровлению детей в основном сводится к частичной оплате за счет средств социального страхования путе­вок в детские оздоровительные лагеря, предоставлению дотаций по содержанию детских и юношеских спортивных школ, детских путе­вок на лечение.

Выплата пособий по социальному страхованию и оплата других предусмотренных нормативными документами ФСС расходов осу­ществляется через бухгалтерии страхователей. Государственное со­циальное страхование, осуществляемое ФСС, принципиально от­личается от других страховых отраслей по условиям получения и расходования страховых взносов. Это единственная отрасль, сред­ства которой находятся в распоряжении самих страхователей и за­страхованных, правда, в ограниченных законодательством рамках. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в ФСС, представляют собой остаток средств от начисленных страхо­вых взносов после осуществления страхователем выплаты пособий и оплаты других установленных законодательством расходов.

Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев .

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется ФСС на тех же условиях. Получателям страховых выплат, которые продолжают ра­ботать у своего страхователя (работодателя), положенные пособия и компенсации выплачиваются из суммы взносов, начисленных по данному виду страхования. Если работник увольняется с предприя­тия, где произошел страховой случай, или переходит на инвалид­ность, то все положенные ему страховые выплаты производятся не­посредственно исполнительными органами ФСС.

Страховое обеспечение включает:

• пособие по временной нетрудоспособности (100% среднего за­работка);

• единовременную страховую выплату по возмещению вреда (в процентах от 60-кратного МРОТ в зависимости от степени утра­ты профессиональной трудоспособности, на случай смерти — 100%);

• ежемесячную страховую выплату (в процентах от среднемесяч­ного заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности или в случае смерти — исходя из долей заработка, приходящихся на иждивенцев);

• оплату дополнительных расходов на медицинскую и профес­сиональную реабилитацию (нормативы не установлены).

Выплаты по обязательному пенсионному страхованию

Пенсионным законодательством РФ установлены следующие группы пенсий:

• трудовые пенсии (финансируемые из средств страховых взно­сов);

• пенсии по государственному пенсионному обеспечению (фи­нансируемые из средств федерального бюджета);

• пенсии гражданам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел (федеральный бюджет).

Право на пенсию по государственному обеспечению имеют феде­ральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособные граж­дане.

Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной об­щественно полезной деятельностью, которая засчитывается в страхо­вой стаж. В зависимости от основания для назначения выделяют сле­дующие виды пенсий:

• по старости — достижение пенсионного возраста;

• по инвалидности — назначение группы инвалидности;

• по случаю потери кормильца — утрата дохода застрахованного лица иждивенцами семьи;

Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.

Размер трудовой пенсии по старости = СЧ + НЧ, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости
НЧ
- накопительная часть трудовой пенсии по старости

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК
- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т
- количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении в 2010 году он составляет 192 месяца;
Б
- фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. (По состоянию на 01.01.2010 составляет 2562 рубля в месяц.)

Расчет пенсионного капитала (ПК)

ПК = ПК1 + СВ + ПК2 , где

ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;
СВ
– сумма валоризации;
ПК2
– сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002;

ПК2 = (РП-БЧ) х Т

РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка конкретного лица по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП

СК – стажевый коэффициент, который составляет 0,55 за общий стаж 20 лет у женщин, 25 лет у мужчин и повышается на 0,01 за каждый год общего трудового стажа сверх 20 и 25 лет соответственно, но не более чем на 0,20.

Периоды, включаемые в общий трудовой стаж (в календарном порядке):

· периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, периоды творческой деятельности

· служба в Вооруженных Силах и приравненная к ней служба

· периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания

· период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства

ЗР/ЗП – отношение заработка застрахованного лица (ЗР) за 2000-2001 г. по данным индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 01.01.2002 г. к среднемесячной зарплате в стране (ЗП) за тот же период. Данное отношение учитывается в размере не свыше 1,2 за исключением “северян”, для которых эта величина может быть от 1,4 до 1,9.
СЗП
– средняя зарплата в Российской Федерации за III квартал 2001 г. равна 1671 рубль

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии
ПН
- сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т
- количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении пенсии в 2010 году - 192 месяца.

Обязательное медицинское страхование имеет существенные орга­низационные и финансовые особенности по сравнению с другими страховыми отраслями. Прежде всего это связано с тем, что в орга­низации ОМС задействованы коммерческие компании — страховые медицинские организации, которым отведена роль непосредственно­го страховщика.

4. Страховые фонды .

4.1. Общая характеристика социальных внебюджетных фондов .

Страховой фонд как экономическая категория представляет собой резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Денежная форма более предпочтительна в силу своей универсальности. Источниками формирования страховых фондов общества являются платежи физических и юридических лиц, взимаемые на обязательной или добровольной основе. Создание целевых денежных фондов для страхования, управление ими и их распределение являются частью системы финансовых отношений, неразрывно связанной с другими формами аккумуляции и расходования финансовых ресурсов общества.

Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, так велико, что страховые фонды неизбежно создаются в разных организационных формах и служат для разных целей. Основными организационными формами страховых фондов являются:

• государственные (фонды государственного социального страхования);

• фонды самострахования;

• фонды страховых компаний.

Каждая из этих форм используется на практике и имеет собственную сферу применения.

Государственные страховые фонды формируются как фонды социальной поддержки населения за счёт обязательных платежей граждан и юридических лиц. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определённых условий, в частности, для материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях. Возможности государства в организации социальной помощи весьма ограничены. В условиях рыночной экономики государство и не ставит перед собой цели всесторонней опеки своих граждан. Ответственность за себя, свою семью, своё имущество в основном лежит на самих гражданах, а государство обеспечивает лишь минимум гарантий в рамках проводимой социальной политики.

Фонды самострахования создаются на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе. Исключение составляют лишь акционерные общества, которым Федеральным законом «Об акционерных обществах» предписывается создание резервных фондов, минимальный размер которых должен составлять не менее 15% от уставного капитала. Граждане используют для компенсации неожиданных ущербов личные накопления. Метод самострахования оправдывает себя в случае возникновения потребности в деньгах, размеры и время появления которой заранее известны либо не очень велики. Если же речь идёт о серьёзных ущербах, то резервные накопления граждан и предприятий оказываются недостаточными для их компенсации.

Фонды страховых организаций образуются на основе передачи им функций страхования со стороны клиентов. Это коллективные страховые фонды, создаваемые на основе страховых взносов заинтересованных лиц, управляемые профессионалами и обеспечивающие страховую защиту от конкретных рисков.

Участие в фондах страховых компаний представляет собой самый надёжный способ компенсации ущербов, связанных с рисками.

В общей системе образования страховых фондов исторически сложились два направления страховой деятельности:

• государственное социальное страхование, основанное на принципе коллективной солидарности и направленное на социальное выравнивание и обеспечение минимума благосостояния;

• страхование физических и юридических лиц, осуществляемое страховыми компаниями на договорной основе.

4.2. Пенсионный фонд Российской Федерации .

Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

· назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

· взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

· выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

· реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян.

4.3. Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 (в ред. от 29.06.98 N 729) создаются совместным решением высших органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и находятся в их подчинении. Их средства и имущество считаются государственной собственностью субъекта РФ и не подлежат изъятию в региональный бюджет. Целью территориальных фондов является сбор страховых взносов и финансирование обязательного медицинского страхования. Однако средства, аккумулируемые территориальными фондами, распределяются между медицинскими учреждениями, действующими на соответствующей территории, не прямо, а через посредничество страховых медицинских организаций. Именно последние заключают договоры со страхователями в пользу застрахованных работников. В соответствии с Типовым договором обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 страховщик обязуется организовывать и финансировать предоставление гражданам, включенным страхователем в списки застрахованных, медицинской помощи определенного объема и качества, с выдачей застрахованным страховых медицинских полисов установленного образца. При этом объем медицинской помощи, предоставляемый застрахованным лицам, определяется территориальной программой обязательного медицинского страхования населения, утверждаемой органами власти субъекта Федерации на базе Федеральной программы ОМС. При заключении договора сторонами согласовывается перечень медицинских учреждений, оказывающих предусмотренные программой услуги. Страхователь принимает на себя уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, который распределяет взносы между страховыми организациями пропорционально численности обслуживаемых ими застрахованных в соответствии с утвержденными подушевыми нормативами. Помимо этого в функции территориальных фондов входит контроль за страховыми организациями и обеспечение их финансовой стабильности за счет обязательного депонирования в территориальном Фонде ОМС страховых резервов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в 1993 году Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год” и в настоящее время действует на основании Устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857. Непосредственно финансированием страховых медицинских организаций Федеральный фонд не занимается. Основная его цель - обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. В рамках решения этой задачи Федеральный фонд предоставляет субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению программ обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Другой значительной расходной статьей Федерального Фонда является финансирование федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования, которые обычно принимаются в целях борьбы с социально значимыми заболеваниями, строительства и содержания крупных научно-медицинских центров.

Обязательное медицинское страхование имеет определенные органи­зационные и финансовые отличия от других отраслей социального страхования.

Во-первых, в рамках обязательного медицинского страхования не производятся никакие денежные выплаты населению. Финансовые средства используются только на оплату медицинских услуг, предо­ставляемых гражданам бесплатно, и проходят через систему лечебно-профилактических учреждений, имеющих государственную лицен­зию и аккредитацию.

Во-вторых, в организациях обязательного медицинского страхова­ния задействованы коммерческие компании — страховые медицин­ские организации, которым по действующему Закону РФ «О ме­дицинском страховании в РФ» отведена роль непосредственного страховщика.

В-третьих, в финансировании обязательного медицинского страхо­вания задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти субъектов РФ выступают страховате­лями неработающего населения и обязаны уплачивать страховые взносы в территориальные фонды обязательного медицинского стра­хования.

По Закону «О медицинском страховании граждан в РФ» существу­ют 3 группы субъектов управлением организацией и финансировани­ем обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации. Эти субъекты заключают договоры на осуществление обязательного медицинского страхования, аккумулируют страховые взносы, направляя средства на оплату медицинских услуг. С точки зрения теории страхования они все выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выполнению конкретных финансовых и страховых операций.

Медицинское обслуживание в рамках обязательного медицинского страхования предоставляется в соответствии с базовыми и территори­альными программами обязательного медицинского страхования, раз­рабатываемыми на уровне федерации в целом и в субъектах федера­ции. За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы предоставляются стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при различного рода заболе­ваниях, травмах, беременности и родах, стоматологическом лечении и многих др. Стационарная помощь включает наравне с лечением пре­доставление услуг по диагностике, использование медицинских инст­рументов и бесплатную лекарственную помощь. Амбулаторно-поликлиническое обслуживание подразумевает предоставление помощи как в поликлинике, так и на дому, проведение диагностики и меропри­ятий по профилактике и диспансерному наблюдению.

Из федерального бюджета финансируется медицинская помощь, предоставляемая только федеральными медицинскими учреждения­ми за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образо­ваний, в частности:

• скорая медицинская помощь;

• медицинское амбулаторное и стационарное лечение в специаль­ных диспансерах и больницах при заболеваниях туберкулезом СПИДом и др.;

• дорогостоящие виды лечения, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ.

За счет бюджетов всех уровней осуществляются:

• льготное лекарственное обеспечение;

• льготное протезирование;

• услуги фельдшерско-акушерских пунктов, хосписов, лепрозори­ев и др.

Правила обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются в каждом субъекте РФ на основании закона «О меди­цинском страховании граждан РФ» и типовых правил обязательно­го медицинского страхования, утвержденных ФФОМС.

4.4. Фонд Социального Страхования.

Социальное страхование представлено в РФ Фондом социального страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484.).

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации»

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

· региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

· центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

· филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Фонд социального страхования Российской Федерации, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда - г. Москва.

Основными задачами Фонда являются:

· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

· осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

· разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

· организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

· сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

· прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

· оплату проезда к месту лечения и обратно;

· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

· проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

· участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Заключение.

Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.

Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и, прежде всего, Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права – трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

Список литературы.

1. Сайт Фонда Социального страхования Российской Федерации. Положение о Фонде социального страхования. http://www.fss.ru/ru/fund/about/fundamentals/6802.shtml

2. Сайт пенсионного фонда Российской Федерации. www.pfrf.ru

3. Сайт Федерального Фонда Обязательного Медицинского страхования. www.ffoms.ru/pls/portal

4. Официальный сайт компании "Консультант Плюс".

Федеральный закон №165-ФЗ от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования»http://base.consultant.ru

5. Российская газета. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" http://www.rg.ru/2009/07/28/zakon-dok.html

6. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Система Социального страхования в РФ. http://www.garant.ru/dpe/12_99/

7. Википедия. Свободная энциклопедия. Социальное страхование. http://ru.wikipedia

8. Страхование / Под ред. Доктора экон. наук, профессора Д.А. Фёдоровой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2003.

9. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело.-1999.-N1

10. Социальное страхование в России/ под ред. Косарев Ю.А.,2000г.. http://lawlib.at.ua/load/25-1-0-259

11. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное бюро, 1997.

12.Понятие социального страхования. М.Ю. Федорова "Журнал российского права", 2001, N 1 http://www.jurprofs.ru

Приложения.

Рис.1. Классификация видов страхования

Таблица 1. Система социального страхования в России.

Отрасли

Элементы

Государственное социальное страхование

Обязательное страхование от несчастных случаев

Обязательное медицинское страхование

Обязательное пенсионное страхование

Страхуемые социальные риски

Временная нетрудоспособ­ность, смерть

Нетрудоспособ­ность и смерть от производст­венных травм и профзаболе­ваний

Расходы на ме­дицинское об­служивание

Постоянная нетрудоспособность, смерть

Страховщики

Фонд социаль­ного страхова­ния РФ (ФСС)

Фонд социаль­ного страхова­ния РФ (ФСС)

Федеральный и территориа­льные фонды ОМС (ФОМС), страховые ме­дицинские компании (СМО)

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

Страхователи

Юридические лица; граждане, использующие наемный труд

Юридические лица; граждане, использующие наемный труд

Все хозяйству­ющие субъек­ты; местные органы испол­нительной вла­сти

Все хозяйству­ющие субъекты

Застрахованные

Наемные работники, их дети, некото­рые категории неработающих

Наемные рабо­тники

Все население

Работающее население