Реферат: Анализ расходов торговой организации на материалах Краснозёрского районного Потребительского об
Название: Анализ расходов торговой организации на материалах Краснозёрского районного Потребительского об Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Кафедра аудита КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на тему: Анализ расходов торговой организации (на материалах Краснозёрского районного Потребительского общества Новосибирской области) Студентки 2 курса Костенко Виктории Викторовны Шифр БХ-07-070 Группа БХ-74у Руководитель Асс. Лищук Елена Николаевна Новосибирск 2010 Содержание Введение 1.Экономическая природа, сущность и значение анализа расходов 1.1.Сущность экономической категории «расходов», классификация………………. 1.2.Анализ расходов по статьям и элементам расходов………………………………. 1.3.Информационное обеспечение и задачи на продажу продукции... 2.Методика фактического анализа расходов предприятия 2.1.Краткая экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации………………………………………………………………………………… 2.2.Анализ динамики и структуры расходов на продажу продукции………….... 2.3.Анализ общей суммы расходов на продажу продукции…………………….. 3.Управление расходами предприятия 3.1.Преимущества управления расходами предприятия……………………………… 3.2.Направление оптимального управления расходами………………………………. Заключение…………………………………………………………………………………. Библиографический список………………………………………………………………... Приложения………………………………………………………………………………… Введение Деятельность любой организации сопряжена с расходами. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организаций», все расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы – операционные, внереализационные и чрезвычайные. К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, оказанием услуг, приобретением и продажей товаров. На базе расходов по обычным видам деятельности определяется себестоимость проданных товаров. Расходы организации, связанные с производством и реализацией продукции, формирует себестоимость продукции. В процессе анализа изучаются себестоимости продаж, себестоимость единицы продукции, удельная себестоимость продукции. Ретроспективный анализ себестоимости позволяет выявить и измерить влияние как внешних факторов, оказывающих воздействие на формирование затрат, так и факторов, обусловленных изменениями в организации и технологии производства. Углубление анализа направлено на поиск резервов снижения себестоимости продукции. Перспективный анализ затрат является непосредственным продолжением ретроспективного анализа и предназначен для формирования оптимального ассортимента, выбора базовой стратегии маркетинга. Особенно важно проведение предварительного анализа на первой стадии жизненного цикла изделий – на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В курсовой работе рассматривается анализ деятельности организации на материалах Краснозёрского РайПо. Цель курсовой работы – проанализировать расходы на предприятии в динамике за 2007-2008год, определение путей и факторов достижения безубыточности деятельности организации. Данная цель требует постановки следующих задач: 1) Рассмотреть теоретические аспекты деятельности предприятия, изложить задачи, последовательность и методику анализа; 2) Показать применение изложенной методики, а именно рассмотреть на материалах деятельности Краснозёрского Районного Потребительского общества; 3) На основе проведенного анализа выявить существующие резервы увеличения расходов. 1. Экономическая природа, сущность и значение анализа расходов 1.1. Сущность экономические категории «расходов», классификация Расходы на продажу (издержки обращения) представляют собой выражение текущих затрат, связанных с процессом обращения товаров. Анализ расходов на продажу предполагает: • изучение динамики расходов в целом по организации и не статьям в соответствии с динамикой товарооборота; • изучение структурных сдвигов в составе расходов и отдельных статей; • выявление суммы относительной экономии или превышения расходов; • количественную оценку влияния факторов на сумму и уровень расходов на продажу. Для решения аналитических задач применяется система статистических показателей, основными из которых являются сумма расходов на продажу, уровень расходов и структура расходов по статьям. Наиболее значимым оценочным показателем служит уровень расходов, он характеризует издержкоемкость продажи товаров. Уровень расходов является обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов: основных и оборотных средств, труда. Оптимальное значение этого показателя соответствует наиболее рациональному сочетанию используемых ресурсов. Не следует стремиться к обязательному снижению уровня расходов, так как это может привести к снижению качества обслуживания и в конечном итоге к снижению объема продаж и прибыли. Повышение суммы и уровня затрат оправдано, если это способствует ускорению оборачиваемости товаров, росту объема продаж, повышению престижа и расширению доли организации на рынке. Анализ деятельности ряда организаций торговли показывает, что увеличение расходов на маркетинг или расходов на текущий ремонт увеличивает товарооборот в следующих периодах. Изменение суммы и уровня расходов происходит под влиянием как внешних, не зависящих от деятельности организации факторов, так и внутренних, обусловленных организацией технологического процесса по доведению товаров до покупателей. Внешние факторы — это инфляционный рост цен на используемые материальные ресурсы и услуги, изменение ставок налоговых отчислений, относимых на себестоимость, и т.д., внутренние факторы — это размеры организации, место расположения, условия транспортировки и хранения товаров, ассортиментная структура товарооборота, формы обслуживания, уровень механизации и автоматизации технологических процессов. Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы расходов является мультипликативная модель зависимости расходов от объема товарооборота и уровня затрат: где И — сумма расходов на продажу; — товарооборот; — уровень расходов (издержкоемкость продаж). На основе этой модели рассчитывают изменение расходов под влиянием: • товарооборота · изменения уровня расходов: Однако модель не учитывает разную степень зависимости отдельных статей расходов от объема товарооборота. Достоверность информационного обеспечения процесса управления возрастаем, если разделить расходы на продажу на зависящие от объема товаре оборота (условно-переменные) и маю зависящие от товарооборот (условно-постоянные) статьи издержек. К условно-переменным расходам в торговле относятся: • транспортные расходы; • расходы на оплату труда основных категорий персонала; • отчисления на социальные нужды; • расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд (в общественном питании); • расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковал товаров; • расходы на рекламу; • потери товаров и технологические отходы; • расходы на тару; • ряд элементов затрат по статье «Прочие расходы», например расходы по обслуживанию посетителей в организациях общественного питания. К условно-постоянным относится: • расходы на оплату труда работников аппарата управления оплачиваемых по должностным окладам; • отчисления на социальные нужды; • расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, и помещений, оборудования и инвентаря; • амортизация основных средств; • расходы на ремонт основных средств; • ряд элементов по статье «Прочие расходы», например амортизация нематериальных активов; налоги, сборы, отчисления в бюджет, производимые за счет издержек обращение расходы по ведению кассового хозяйства и т.п. Отчисления на социальные нужды относятся к условно постоянным и условно-переменным расходам, пропорционально соответствующим суммам расходов на оплату труда. Теоретически в краткосрочном периоде условно-переменные расходы изменяются пропорционально изменению товарооборота, сумма условно-постоянных расходов остается неизменной при элиминировании влияния прочих факторов. Изменение расходов на продажу под влиянием товарооборота определяется вычитанием из пересчитанной суммы расходов суммы за базисный период. Разность между отчетной и пересчитанной суммами показывает влияние прочих факторов расходы. В отдельных случаях сумма расходов является функцией товарооборота в текущих ценах, например, при определении заработной платы на основе единых расценок за 1000 руб. товарооборота или расходов на рекламу в процентах от объема продаж. Различия в подходах к оценке суммы расходов на продажу, пересчитанных на объем продаж, следует учитывать при анализе затрат по статьям. Классификация расходов важна для правильной организации их учета и анализа. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности приведена в табл. 1 Дадим характеристику приведенной классификации. 1. По экономическим элементам затрат. Классификация затрат по экономическим элементам нормативно определена. Она приведена в п.9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): «При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: • материальные затраты; • затраты на оплату труда; • отчисления на социальные нужды; • амортизация; • прочие расходы». Начиная с бухгалтерской отчетности за 1995 г. в форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» введена таблица под названием «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)». В соответствии со ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: • материальные расходы; • расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. Таблица 1.1 Классификация расходов организации по обычным видам деятельности
2. По калькуляционным статьям затрат. Являясь важным средством учета и анализа, группировка затрат по экономическим элементам не позволяет определять: • себестоимость i-го наименования изделия при многономенклатурном производстве; • величину расходов в зависимости от места их возникновения (какой цех, участок, какое изделие и т.п.). В связи с этим возникла классификация по калькуляционным статьям затрат, где прежде всего выделяются технологические затраты, т.е. те, которые возникают непосредственно в основном технологическом процессе, а затем — выполняющие общие функции и имеющие менее тесную связь с изготовлением конкретных изделии. В 2001 году Положение о составе затрат было отменено в связи с введением с 1 января 2002 г. главы 25 НК РФ «Налог на прибыль, организаций». Предполагалось, что отраслями будут разработаны новые Положения, более соответствующие условиям рыночное экономики. Однако этого не произошло. Приведем типовую номенклатуру статей калькуляции: 1) сырье и материалы; 2) возвратные расходы (вычитаются); 3) полуфабрикаты собственного производства; 4) покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций; 5) заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих; 6) отчисления на социальные нужды; 7) расходы на подготовку и освоение производства; 8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 9) износ инструментов и приспособлений целевого назначение и прочие специальные расходы; 10) цеховые (общепроизводственные) расходы; 11) общезаводские (общехозяйственные) расходы; 12) потери от брака; 13) прочие производственные расходы Итого: производственная себестоимость; 14) коммерческие расходы Итого себестоимость производства и продажи. 3. Прямые, косвенные. Классификация установлена ст. 318 НК РФ. Прямые расходы можно непосредственно отнести на конкретное изделие, косвенные расходы охватывают несколько изделий и состоят из затрат, включающих несколько элементов — они собираются в целом по подразделению (объекту) в смету, а затем относятся на вид продукции распределительным путем, в определенной пропорции к какой-либо базе. К прямым расходам относятся: • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ; · расходы на основную и дополнительную заработную плату персонала, участвующего в процессе производства изделий (товаров, услуг), а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда; • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. К косвенным расходам — все иные суммы расходов за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. 4. Нормируемые и ненормируемые. Налоговый кодекс ограничивает некоторые вилы расходов, определенным пределом. Например, командировочные расходы, расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на подготовку кадров и т.п. 5.Переменные (условно-переменные), постоянные (условно-постоянные). Классификация затрат на постоянные и переменные прежде всего важна для анализа безубыточности продаж, изучения зависимости между объемом продаж, себестоимостью и прибылью, для расчета величины маржинального дохода, оценки степени предпринимательского риска на основе эффекта операционного рычага. 6. Основные, накладные. Основные расходы непосредственно связаны с процессом производства продукции (работ, услуг): на материалы, заработную плату производственным рабочим и т.п. Накладные — это расходы по управлению и обслуживанию производственного процесса. 7. Комплексные, одноэлементные. Комплексные — это расходы, в состав которых входят несколько элементов затрат (цеховые, общезаводские, коммерческие и т.п.). Одноэлементные, как правило, — прямые расходы: амортизационные отчисления, расходы на оплату труда и т.п., сырье, топливо и энергия могут быть как комплексными, так и одноэлементными, в зависимости от того, сколько видов соответствующих материально-производственных запасов учитываются по той или иной статье расходов. 8. Текущие, единовременные. К текущим (постоянным) относятся обычные или имеющие частую (менее месяца) периодичность производственные расходы. К единовременным (однократным или возникающим с периодичностью более месяца) относятся расходы, обеспечивающие процесс производства в течение длительного времени. 9. Производственные, коммерческие. Деление расходов на производственные и коммерческие обусловлено тем, что каждое изделие проходит два цикла — производственный цикл и цикл реализации. Состав и экономическое содержание расходов на этих этапах существенно отличаются друг от друга. Кроме того, эти виды расходов различаются по времени возникновения и возможным направлениям снижения их удельного веса при осуществлении отдельных операций. 10. Производительные, непроизводительные. Практическая разница между производительными и непроизводительными расходами состоит в том, что последние не планируются, то есть при правильной организации технологического процесса могут быть устранены. К непроизводительным расходам относятся потери от простоев, брак продукции и т.п. Еще одной отличительной чертой не производительных расходов является то, что их большая часть может быть восстановлена за счет виновных лиц или организаций. 11. Затраты прошлого периода, текущие, ожидаемые. Эта классификация расходов необходима для принятия решений о выборе альтернативных вариантов. С точки зрения запасов готовой продукции и принятия решений по ним выделяются затраты истекшего, прошлого периода — это безвозвратные, необратимые затраты, стоимость уже при обретенных ресурсов. Эти ресурсы не могут быть изменены в будущем, и поэтому они не влияют на процесс принятия решений. Анализ себестоимости по составу и структуре расходов проводится для выявления резервов снижения непроизводительных затрат, поиска путей повышения эффективности производства. Выявление «больных» статей затрат позволяет принимать управленческие решения относительно размера и состава используемых ресурсов, определять направления более углубленного анализа их использования; изучать возможности и направления интенсификации производства. Основными аналитическими процедурами при этом являются: • оценка динамики расходов в абсолютных и относительных показателях; • оценка структурных сдвигов в составе расходов; • выявление факторов и изменение влияния факторов, негативно воздействующих на конечные результаты. Структурные сдвиги в составе расходов определяются путем о поставления удельного веса каждой группы или статей в общей сумме расходов. Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике. При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или перерасхода затрат. Влияние структурных сдвигов в составе затрат на изменение суммы затрат определяется на основе факторной модели. Используя способ абсолютных разниц, можно определить влияние структурных сдвигов на изменение себестоимости по каждой статье как произведение полной фактической себестоимости на изменение удельного веса каждой статьи. Учитывая, что при неизменной структуре затрат темп изменения расходов по статьям равен темпу роста расходов в целом, можно определить, чему должна быть равна величина расходов по статьям при запланированном соотношении статей. Тогда влияние структурных сдвигов на изменение расходов определяется как разность между фактической суммой расходов и плановой суммой расходов, пересчитанной на фактический объем товарной продукции. [19] Прочее изменение расходов по каждой статье, совпадающее в динамике с изменением полной себестоимости, может быть обусловлено структурными сдвигами в ассортименте выпуска, изменением качества сырья иди цен на сырье. Себестоимость по каждой статье изменяется также под влиянием общих тенденций, влияющих на изменение суммы расходов, например инфляции затрат или увеличения объема выпуска продукции. Анализ прямых затрат. При анализе влияния отдельных факторов на величину прямых материальных затрат исходим из того, что прямые материальные затраты зависят от: Анализ косвенных расходов. Анализ косвенных расходов проводится отдельно по условно-постоянным и условно-переменным статьям. Условно-постоянные расходы: цеховые (общепроизводственные), заводские (общехозяйственные) расходы; часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Анализ условно-постоянных расходов проводится сопоставлением суммы и уровня этих затрат за отчетный период в динамике или с планом. По общепроизводственным и общехозяйственным расходам устанавливается общая сумма экономии (перерасхода). Сверхплановые затраты на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря могут быть результатом нарушений норм расхода материальных ресурсов, что может отрицательно характеризовать работу организации. Особое внимание в этом случае обращается на факты сверхпланового расхода на содержание общезаводского персонала и аппарата управления. Они почти всегда свидетельствуют о несоблюдении штатной дисциплины. При анализе общепроизводственных и общехозяйственных расходов особое внимание обращается на допущенные непроизводительные расходы и потери от простоев, порчи материальных ценностей при хранении, недостачи материальных ценностей и др. Сокращение общехозяйственных и общепроизводственных расходом части непроизводительных расходов и потерь — прямой резерв снижения себестоимости продукции. Условно-переменные расходы: в косвенных расходах — расходы на электроэнергию для производственных нужд, заработная плата при повременной оплате труда с нормированным заданием, коммерческие расходы и другие статьи. Анализ условно-переменных затрат проводится сравнением, фактической величины на 1 руб. товарной продукции (т.е. уровня затрат) с плановым или базисным уровнем, пересчитанным на фактический объем выпуска продукции. Детально изучаются причины вызывающие как перерасход, так и экономию по каждой отдельной статье и элементам расходов. Следует иметь в виду, что не всякая экономия является оправданной. Так, экономия на амортизационных отчислениях может быть вызвана невыполнением мероприятий по вводу в действие основных фондов. Экономия расходов на охрану труда приводит к увеличению потерь от травматизма. При анализе расходов на выпуск продукции и исследовании как причины перерасхода, так и факторов экономии проявляется специфика не только анализируемой отрасли, но и отдельных производств, особенностей технологии, организации производства, а также системы управления. 1.2. Анализ расходов по статьям и элементам расходов Конкретные решения по управлению ресурсами организации могут быть приняты на основе анализа расходов по статьям и элементам расходов. Такой анализ начинается с оценки структурных сдвигов в составе затрат. По его результатам выявляются статьи, являющиеся объектом наиболее пристального внимания управленцев и предпринимателей и оказывающие наибольшее влияние на совокупное отклонение расходов от сметы или в динамике. Алгоритмы аналитических расчетов по отдельным статьям различаются по причине их разной зависимости от товарооборота. Поэтому прежде всего следует сгруппировать статьи расходов по степени их зависимости от товарооборота. При анализе условно-переменных расходов определяется отклонение расходов в сумме и по уровню, а также отклонение расходов под влиянием товарооборота в сопоставимых или текущих ценах, под влиянием цен на услуги и прочих факторов. При анализе условно-постоянных расходов, кроме отклонений, рассчитывается изменение расходов под влиянием цен на услуги и прочих факторов. Анализ расходов на продажу по статьям показан на примере в табл. Влияние товарооборота рассчитывают как разность между суммой расходов, пересчитанных на отчетный товарооборот, и расходами за базисный период; влияние прочих факторов может быть рассчитано тремя способами: • как разность расходов за отчетный период и расходов, пересчитанных на отчетный товарооборот; • как произведение величины изменения уровня затрат на отчетный товарооборот; • как разность между отклонением расходов и величиной влияния товарооборота на расходы. Влияние прочих факторов составляет сумму относительной экономии или перерасхода затрат. При анализе условно-постоянных расходов рассчитывают отклонение расходов в сумме и по уровню. Считается, что сумма и уровень расходов изменяются под влиянием прочих факторов. Анализ условно-постоянных расходов по статьям также позволяет установить, по каким статьям допущен перерасход или достигнута наибольшая экономия. Более глубокий постатейный анализ предполагает изучение отдельных элементов расходов, включаемых в каждую статью затрат, и факторный анализ отдельных элементов или каждого элемента расходов. Выбор факторов для постатейного и поэлементного анализа определяется экономическим содержанием и порядком расчета расходов по статьям. Дальнейшее углубление анализа требует совершенствования постановки учета затрат по отдельным товарным группам. Результатом анализа расходов по отдельным товарным группам является разработка гибкой ценовой политики, обоснованное применение методов стимулирования сбыта, формирование ассортимента. 1.3. Информационное обеспечение и задачи на производство и продажу продукции Деятельность любой организации сопряжена с расходами. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99) все расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы — операционные, внереализационные и чрезвычайные. К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, оказанием услуг, приобретением и продажей товаров. На базе расходов по обычным видам деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. В себестоимости находят отражение стоимость потребляемых в процессе производства: средств труда (финансовым возмещением их стоимости являются амортизационные отчисления), предметом труда (сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии), живого труда в форме заработной платы-работников, услуг, оказанных другими организациями. Полная себестоимость продукции отражает совокупные затраты производственных ресурсов, а удельная себестоимость (себестоимость, приходящаяся на 1 руб. продукции) - эффективность использования ресурсов. Себестоимость — это основной ценно- и прибылеобразующий фактор, поэтому ее анализ позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой — определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) проводится следующим направлениям: • анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения; • горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат; • факторный анализ себестоимости продукции; • выявление резервов снижения себестоимости. В зависимости от цели проводится ретроспективный, оперативный, предварительный или прогнозный анализ себестоимости. Ретроспективный анализ себестоимости проводится с целью накопления информации о динамике затрат и факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на Повышение конкурентоспособности продукции. Оперативный анализ себестоимости проводится ежедневно или по данным учета за 1,5,10дней. Он направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Результаты оперативного анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами. Предварительный анализ себестоимости проводится на первой стадии жизненного цикла изделия — на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Перспективный (прогнозный) анализ себестоимости призван оценить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа соотношения «издержки—объем производства—прибыль». Источниками информации для анализа расходов на производство и реализацию продукции являются: • данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета при проведении внутреннего анализа деятельности организации; •данные бухгалтерской отчетности могут быть использованы при внешнем анализе. В отчетности организации, в Отчете о прибылях и убытках себестоимость отражается отдельной строкой 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг». Коммерческие и управленческие расходы (стр. 030 и стр. 040) могут признаваться в составе себестоимости реализованных продукции, работ и услуг. В приложении к бухгалтерскому балансу, в форме №5, показываются затраты в целом и по отдельным элементам, что позволяет выявить структурные сдвиги в составе затрат. Более подробная информация о составе расходов представлена в статистической форме отчетности - № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия». Для оценки степени выполнения плана по себестоимости выпускаемой продукции используются плановые калькуляции, нормы расхода ресурсов на выпуск продукции. 2. Методика фактического анализа расходов предприятия 1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования Изучаемое предприятие – Краснозерское районное потребительское общество, зарегистрировано Решением Краснозерского районного Совета народных депутатов, № 9 от 10 февраля 1992 года. Местонахождение предприятия – Российская Федерация, Новосибирская область, Краснозерский район, рабочий поселок Краснозерское, улица Октябрьская, 49. Целью деятельности Общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков в товарах и услугах, развитие кооперативной демократии, пропаганды кооперативного движения, проведение работы по вовлечению населения в пайщики. Деятельность предприятия утверждается уставом о потребительском обществе. Бухгалтерский учет РайПо осуществляется на основе общепринятых правил, которые отражаются в постановление об учетной политике Краснозерского РайПо. Таблица 2.1
Таблица 2.2 2.Материально-техническая база.
Таблица 2.3 3.Основные показатели хозяйственной деятельности РайПо за 2007год.
Продолжение табл. 2.3
В данной таблице можно увидеть, что в 2007г. по сравнению с 2006г. идет значительное увеличение продукции. Особенно это заметно в Общепите, непродовольственные товары, полуфабрикаты, кондитерские изделия, промышленность. Также в 2007г. по всем показателям прибыль. 2.2Анализ динамики и структуры расходов организации При анализе динамики и структуры расходов используется формы №1, №2, №5. Начиная анализ расходов по данным бухгалтерской отчетности, необходимо помнить, что все расходы должны найти свое отражение в форме № 2 (расходы по обычным видам деятельности прочие расходы), либо должны быть включены в состав активов (и найти свое отражение в форме № 1) (Приложение 1,2,5). Структуру расходов следует анализировать по направлениям деятельности, элементам расходов и статьям калькуляции. Структура расходов по направлениям деятельности анализируется на основе данных формы № 2: • себестоимость проданных товаров; • коммерческие расходы; • управленческие расходы; • прочие расходы. Структура расходов по обычным видам деятельности по элементам анализируется по данным формы № 5: • материальные затраты; • затраты на оплату труда; • отчисления на социальные нужды; • амортизация основных средств; • прочие затраты. Анализ структуры расходов по обычным видам деятельности по статьям калькуляции в полном объеме не может быть произведен. По данным бухгалтерской отчетности возможна лишь такая разбивка: - себестоимость реализации; - коммерческие расходы - управленческие расходы. В процессе интерпретации полученных результатов надо обратить внимание на темп прироста расходов и их составляющих в соотношении с темпом прироста выручки, при этом, безусловно, рост выручки должен быть больше, только в этом случае прибыль организации будет возрастать. Анализируя структуру расходов, надо обратить внимание на удельный вес прочих расходов. Значительные суммы, отраженные как прочие расходы, затрудняют анализ, делая организацию менее прозрачной с точки зрения внешних пользователей. Кроме того, стоит сопоставить расходы на производство реализацию всей продукции и расходы на производство и реализацию проданной продукции. Для растущей организации характерно превышение первого показателя над вторым. Анализируя структуру расходов по элементам, надо учитывать, что, как это отмечалось выше, некоторые элементы потенциально более «налогоемкие»: например, затраты на оплату труда, которые приводят к платежам в социальные фонды; амортизация, которая опосредованно связана с платежами по налогу на имущество. С учетом этого организация имеет стимул уменьшать «налогоемкие» элементы расходов, а также прибыль и увеличивать те элементы, которые более благоприятно сказываются на налоговых платежах, как, например, материальные затраты и прочие затраты (по которым имеет место возмещение НДС). Поэтому при анализе надо иметь в виду, что, возможно, элементы расходов – затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация преуменьшены, а материальные и прочие расходы преувеличены. Особое внимание при анализе структуры расходов следует уделять резким изменениям показателей удельных весов. За этими изменениями могут стоять и изменения технологии, вида деятельности, изменения в номенклатуре продукции, а также схемы налоговой оптимизации, следствием начала применения которых как раз и бывает резкое уменьшение «налогоемких» составляющих и увеличение материальных и прочих расходов. Анализ «контролируемости» расходов также отчасти можно выполнить по данным бухгалтерской отчетности, он заключается в расчете коэффициентов затрат (отношение затрат к выручке, что также называется ресурсоемкостью), а затем оценки изменений этих соотношений в отчетном году по сравнению с предыдущим. Если имеют место отклонения, превышающие по модулю 10%, то следует вывод о «неконтролируемости» затрат, что негативно характеризует эффективность менеджмента, так и качество прибыли. [16] Информация для оценки анализируемой организации с точки зрения структуры и контролируемости расходов приведена в табл. 2.5. Таблица 2.5 Анализ структуры и динамики суммарных расходов
При анализе структуры динамики суммарных расходов можно выделить, что доля структуры увеличивается по себестоимости товаров, работ, услуг на 1,1%, по всем остальным расходам снизилось: коммерческие расходы на 0,8%, прочие расходы на 0,2%, налог на прибыль на 0,1%. Изменение расходов в сумме увеличивается по всем статьям расходов: себестоимость на 47055 тыс.руб, коммерческие расходы на 8167 тыс.руб, прочие расходы на 559 тыс.руб, кроме расходов на налог на прибыль сократился на 145 тыс.руб. 2.3Анализ общей суммы расходов на производство продукции Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами: • формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии; • степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии; • состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат; • наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению; • наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат. Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчетности "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: • полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат; • уровень затрат на рубль выпущенной продукции; • себестоимость отдельных изделий; • отдельные статьи затрат; • затраты по центрам ответственности. Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам Таблица 2.6 Затраты на производство продукции
Затраты на производство продукции возросли по всем статьям затрат: затраты на оплату труда на 4872 тыс.руб, отчисления на социальные нужды на 673 тыс.руб, материальные затраты на 447 тыс.руб, амортизация на 263 тыс.руб, прочие затраты на 1680 тыс.руб. Наибольшую долю в затратах РайПо составляют затраты на оплату труда 44,4% в 2007г., но по сравнению с 2008г. снизилось на 21%. Наименьшим показателем 2007г. является амортизация, она составляет 1,1%, по сравнению с 2008г. она увеличилась на 0,6%. Общая сумма затрат на производство продукции может измениться: · из-за объема производства продукции; · структуры продукции; · уровня переменных затрат на единицу продукции; · суммы постоянных расходов. При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия (рис.1). З Переменные затраты Постоянные затраты VBП Рис.1.Зависимость общей суммы затрат от объема производства 3. Управление расходами предприятия 3.1. Пути сокращения расходов Несмотря на кажущуюся обыденность текущего планирования, его значение очень велико. Бесперебойная работа Краснозерского РайПо требует постоянного контроля, ориентиров на достигнутые результаты, непрерывных поставок материалов, непрерывного сбыта продукции. Правильным планированием можно добиться высокой эффективности управления ресурсами потребительского общества, исключения возможных ситуаций финансовой несостоятельности, кардинального повышения устойчивости к экономическим потрясениям. Гибкое планирование — это разработка единой системы взаимосвязанных текущих планов, позволяющей постоянно контролировать состояние предприятия, терпимой к внесению корректив по ходу деятельности, являющейся единым согласованным предписанием и индикатором работы для всех отделов. Один из минусов текущего планирования — это затраты предприятия. Входя в себестоимость продукции, затраты могут сильно исказить всю реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Применение его для затрат обеспечивает максимальное соответствие планов к действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства. Определим роль затрат в текущем планировании и рассмотрим особенности внедрения гибкого планирования и преимущества его использования по сравнению с обычным методом учета накладных затрат. Задача текущего планирования заключается в определении потребностей предприятия для его успешной работы и развития в течение последующего года, а также разработке тщательного плана деятельности и его документальном оформлении. Текущее планирование включает в себя разработку прогноза продаж, плана производства продукции, плана потребления прямых материалов, плана использования прямого труда, плана накладных расходов, расчета планируемой себестоимости продукции, плана затрат на реализацию и управление, прогнозного отчета о прибыли, плана денежных потоков и прогнозного баланса на конец периода. От качества плановых затрат будет зависеть качество планируемое себестоимости, отчета о прибыли, плана денежных потоков и прогнозного баланса. В плане затрат указывается планируемые объем затрат по видам продукции. Проблема состоит в определении размера затрат и их распределение по видам продукции. Затраты остаются наиболее трудно контролируемым видом расходов. Сложность заключается в том, что затраты представляют собой сумму различных, как правило, относительно небольших расходов, не связанных между собой. Кроме того, эти небольшие отдельные расходы находятся под отчетом различных управляющих. И, наконец, расходы различны по поведению: часть из них постоянные, часть — переменные, а остальные — смешанные. Неправильный учет и неэффективный контроля расходов приводит к нежелательным результатам: перерасходу затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятии. Последней разработкой, обеспечивающей точность планирования, эффективный контроль, простоту анализа и объективность оценок расходов, является гибкое планирование затрат. Использование гибкого плана затрат позволяет своевременно выявлять изменения в структуре затрат и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений. Гибкое планирование дает ощутимые результаты при определении затрат в целом по предприятию, а также при расчете себестоимости отдельных видов продукции. Корректная оценка накладных издержек позволяет в дальнейшем без труда производить планирование издержек и их контроль с помощью следующей процедуры. Шаг 1. Расчет нормативов издержек. Выделив переменные затраты и выбрав базовый показатель, рассчитываются расходные формулы (нормативы), показывающие, на какую сумму изменяется каждый из видов накладных переменных затрат при изменении базового параметра на одну единицу. Шаг 2. Определение планируемой суммы затрат. Исходя из планируемого объема выпуска продукции, а также основываясь на предыдущем опыте работы предприятия, планируется значение базового показателя предприятия на будущий период. Путем умножения на этот объем затратных формул неременных затрат и добавления постоянных затрат оценивается планируемый объем накладных затрат на будущий период. Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого может изменяться объем базового показателя, и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода. По окончании планируемого периода реальные затраты могут отличаться от планируемых, причем по различным видам затрат может быть как положительное сальдо (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по затратам складывается из отклонений по переменным и отклонений по постоянным затратам. Аналогично затратам в процессе деятельности Краснозерского РайПо изменяются расходы на прямые материалы и на заработную плату основного персонала. Расходы на прямые материалы изменяются за счет изменения цен материалов, а также изменения количества потребляемых материалов. Расходы на заработную плату основного персонала изменяются за счет изменения трудоемкости производства, а также при изменении тарифа оплаты труда основного персонала. В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью находятся эти причины, усилить контроль в этой области и сделать выводы для дальнейшей работы. В случае объективности причин необходима коррекция планов предприятия в соответствии с реальными экономическими условиями. Все вышеперечисленные отклонения оказывают прямое влияние на размер чистой прибыли предприятия, являясь, по сути, прямыми убытками либо прибылью от экономии. Существенной методологической особенностью системы управления издержками в рамках анализа является использование зависимости величины издержек от объема реализации товара. Суммарные переменные издержки увеличиваются с ростом объемов, а постоянные издержки на единицу продукции уменьшаются. При уменьшении объемов реализации наблюдаются противоположные тенденции. Измерение и анализ издержек является первым этапом системы управления издержками. Это целостная аналитическая процедура, которая включает в себя следующие этапы: 1) сбор данных по издержкам на основании принятой системы центров затрат и центров прибыли; 2) выделение переменной части всех видов издержек, приходящейся на единицу продукции (на основании информации об издержках в течение последних 6—10 месяцев); 3) локализацию постоянных издержек по видам продукции; 4) проведение стандартного анализа безубыточности, который выражается в оценке точки безубыточности, запаса безопасности и прибыльности для каждого вида продукции; 5) проведение целевого планирования прибыли, которое позволяет оценить объем продаж для достижения заданной величины прибыли и оценку резерва безопасности для планируемого объема реализации. Данная процедура должна использоваться непрерывно в процессе деятельности предприятия. Существенной частью системы является совместный анализ двух дополнительных факторов: 1) производственных возможностей предприятия (внутренний фактор); 2) цен и потребностей рынка (внешний фактор). При проведении этого непрерывного анализа и планирования методика несколько меняется. Предприятие непрерывно собирает информацию о переменных издержках, желая использовать наиболее свежую информацию для анализа и планирования. Вместе с тем постоянные издержки приходится планировать исходя из двух факторов: 1) прогноза консервативной части издержек, т. е. той части постоянных издержек, которая исторически сложилась на протяжении прежних периодов деятельности предприятия; 2) прогноза дополнительных объемов постоянных издержек, которые являются следствием дополнительных потребностей предприятия. Выводы, сделанные на основе этой процедуры, должны стать источником для неудовлетворенности руководства предприятия состоянием издержек. Базовой философией деятельности предприятия должно стать стремление постоянно снижать свои издержки, не ухудшая при этом качества продукции. Данная философия присуща японскому менеджменту, что во многом предопределило успех японского предпринимательства. В то же время необходимо организовать деятельность по контролю и снижению издержек. Известны три основных подхода к снижению издержек: 1) анализ структуры затрат и снижение критических видов издержек; 2) анализ сравнительных показателей; 3) анализ проводников затрат. Рассмотрим каждый из трех подходов отдельно. Сущность первого подхода базируется на известном принципе Парето, который в интерпретации издержек формулируется следующим образом: 20% видов из общей номенклатура издержек предприятия порождает 80% суммарной величины валовых издержек. Руководствуясь этим принципом, предприятие выбирает те издержки, которые являются наиболее весомыми в общей массе и издержек и пытается сокращать именно эти издержки, достигая тем самым наибольшего эффекта в снижение себестоимости. Второй подход, основанный на анализе сравнительных показателей, является в последнее время очень модным, и не только в области управления издержками. Общее название подхода произносится как «анализ ориентиров». В соответствии с этим подходом предприятие выбирает некоторый ориентир для достижения определенного уровня издержек, который выбирается из совокупности показателей других предприятий, имеющих более высокие экономические показатели. Логика этого пути очевидна: если кто-то смог достичь такого уровня издержек, то почему данное предприятие не сможет сделать этого. Иногда в качестве ориентира предприятие выбирает свой собственный уровень издержек, который имел место несколько лет назад. Следует признать, что, обладая очевидной рациональностью, первые два пути не обладают достаточной конструктивностью. В этом смысле третий подход выгодно отличается от первых двух. Сущность этого подхода состоит в анализе проводников (или носителей) затрат, т. е. процессов, которые порождают соответствующие издержки. При использовании этого подхода наибольший эффект достигается, когда объект анализа издержек максимально детализирован. При анализе путей снижения издержек с помощью проводников затрат наиболее рационально локализировать отдельный законченный блок анализа в рамках центра затрат, т. е. отдельного подразделения предприятия, производящего товарную продукцию или являющегося вспомогательным. Последовательность выполнения анализа может быть представлена в виде следующей типовой процедуры. Шаг 1. В рамках выбранного центра затрат составляют список основных проводников издержек. Перечень проводников издержек составляется цеховыми экономистами совместно с технологами. К числу типичных проводников затрат можно отнести объемы партий сырья, пути следования сырья по технологическому маршруту, место и продолжительность хранения сырья в цехе, расположение технологического оборудования, производительность и технические характеристики оборудования и т. д. Общий список может достигать величины от нескольких десятков до нескольких сотен пунктов. Шаг 2. Следующим шагом является составление таблицы влияния выбранных проводников затрат на конкретный вид издержек согласно номенклатуре затрат производственного цеха или любого другого подразделения предприятия. Шаг 3. На третьем шаге происходит заполнение этой таблицы, т. е. простое отмечание тех клеточек, которые имеют взаимное пересечение типа «этот проводник затрат влияет на этот вид издержек». Шаг 4. На четвертом шаге из всего множества видов издержек выбираются те, которые имеют наибольшую структурную составляющую в общей величине себестоимости. Здесь уместно вспомнить первый подход к управлению издержками, который был описан выше. С помощью этого анализа одновременно выявляются наиболее значимые проводники издержек (в таблице проведено затемнение критических видов издержек). Следует заметить, что этот шаг является весьма уместным, учитывая большой изначальный объем проводников затрат. Шаг 5. Последний шаг является наиболее ответственным, так как на этом шаге выбираются наиболее эффективные пути воздействия на проводники затрат с целью снижения соответствующего вида издержек. Этот шаг — в большей степени искусство, чем наука, поскольку эффективность его реализации зависит от опыта и таланта менеджера или инженера. Следует особо подчеркнуть, что данная схема описывает только прямой ход описываемого подхода. Метод проводников затрат предусматривает обратную связь, когда оценивается эффективность усилий предприятия, направленных на снижение издержек. Процесс управления издержками является замкнутым, т. е. никогда не останавливается. Эта особенность хорошо сочетается с одним из принципов финансового учета, который предполагает, что предприятие будет функционировать неопределенно долго. Следует рекомендовать аналогичный принцип контроля издержек: процесс уменьшения издержек должен длиться неопределенно долго — ровно столько, сколько будет существовать предприятие. Концепция стратегического управления издержками появилась сравнительно недавно и в настоящее время часто используется ведущими консалтинговыми фирмами в качестве рекомендаций для практического использования. Основные положения этой системы восходят к основам стратегии предприятия и базируются на фундаментальных понятиях и принципах стратегического менеджмента. Стратегическое позиционирование влияет на процессы управления издержками предприятия в зависимости от его стратегического выбора создания конкурентных преимуществ. Согласно Портеру предприятие может добиться успеха в конкурентном соперничестве: 1) либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат); 2) либо предлагая потребителям разнообразную, превосходящую конкурирующую продукцию (стратегия дифференциации продукции). Совершенно очевидно, что подходы к управлению издержками различаются в зависимости от стратегического позиционирования. [22] 3.2. Направление оптимального управления расходами В рамках традиционной системы издержки рассматриваются главным образом как функция объема продукции. И в связи с этим производится обстоятельный анализ переменных, постоянных и смешанных издержек. Объем продукции рассматривается как критический фактор образования затрат. С позиций затраты прежде всего зависят от стратегического выбора. И в этой связи затраты являются функцией гораздо более общих структурных и функциональных факторов. Основная задача системы мониторинга заключается в регулярной оценке состояния предприятия с использованием некоторого ограниченного набора финансовых показателей в отношении издержек предприятия. Эти показатели должны наилучшим образом характеризовать состояние предприятия на ограниченном промежутке времени. Мониторинг играет существенную роль в процессе достижения стратегических целей рассматриваемого предприятия, что может быть представлено в виде следующей последовательности действий: 1) определение стратегических целей предприятия; 2) разработка тактических целей; 3) выбор показателей контроля эффективности деятельности предприятия; 4) определение нормативных и допустимых уровней показателей; 5) оценка и сравнение фактических значений показателей с нормативными и допустимыми уровнями; 6) принятие управленческих решений и корректирующие воздействия; 7) контроль эффективности корректирующих воздействий. Стратегические цели в различных вариантах формулируются в следующем виде: 1) проникновение на рынок продукции; 2) захват рынка; 3) увеличение рентабельности продаж; 4) рост объемов продаж; 5) увеличение рыночной стоимости предприятия. Тактические цели определяют более конкретные задачи повышения эффективности бизнеса: 1) снижение себестоимости продукции (контроль использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов); 2) увеличение загрузки оборудования; 3) уменьшение количества работающих (контроль расходов на зарплату); 4) снижение налоговых платежей (контроль налогооблагаемой базы); 5) управление переменными и постоянными издержками (контроль изменения прибыли за счет объема продаж); 6) оптимизацию состава оборудования (контроль затрат на содержание и ремонт оборудования); 7) обоснование рациональной организационной структуры предприятия (контроль затрат на содержание вспомогательных подразделений); 8) обоснование цен на продукцию (контроль объемов продаж и уровня рентабельности). [22] Заключение В данной курсовой работе был проведен анализ и оценка уровня и динамики показателей себестоимости товаров, работ, услуг, коммерческих расходов, аренды и т. д. Главной целью деятельности любого предприятия – а максимизация прибыли. Реальная возможность осуществления этой цели во всех случаях ограничены расходами и спросом на реализацию продукции. Оптимизация расходов всегда являлось важнейшим вопросом в экономике. Решению этой задачи способствует хорошо налаженный учет расходов, их контроль и анализ. Расходы организаций потребительской кооперации является одним из обобщающих показателей интенсивности потребления ресурсов. Анализ расходов, исследуемый в Краснозерском РайПо за период с 2007 по 2008гг., показал следующее: себестоимость товаров, работ, услуг на протяжении всего исследуемого периода возросла по сравнению с 2007г. на 47055 тыс.руб., возросли и коммерческие расходы на 8168 тыс.руб. Также увеличились расходы на оплату труда – 447 тыс.руб. Рассматривая структуру и динамику расходов в течение года также, произошли увеличения таких показателей как расходы на топливо, электроэнергию, водоснабжение, расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, амортизация имущества, обслуживание помещений. Таким образом, снижение расходов на продажу в Краснозерском РайПо в торговле должно происходить за счет следующих факторов: · повышение качества товаров и расширение их ассортимента; · внедрение достижений научно-технического прогресса; · совершенствование организации торговли и труда; · сокращение расходов на управление; · улучшение транспортировки; · улучшение условий хранения; · обеспечение ритмичности завоза и бесперебойной продажи товаров. Выявление резервов снижения расходов является важнейшим условием повышения эффективности торговли, удовлетворения спроса населения на товары народного потребления при наименьших расходах. Библиографический список 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II 3. "О бухгалтерском учете". Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ. 4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98г. №60н. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 13.05.1999г. №33н. 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н. 8. Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: КНОРУС, 2007. - 672 с. 9. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для вузов. – М.:ЗАО «Финстатинформ», 2002.-358с. 10. Войталовский Н.В., Калинина А.П., Мазурова Н.П. Комплексный экономический анализ предприятий.: – СПб.: Питер, 2009. -569с. 11. Гогина Г.Н., Миронова О.А., Васильчук О. И., Шумилова И.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. СПБ.: ГИОРД, 2008. – 192 с. 12. Жарымасова Б.Т., Суглобов А.Е. Анализ финансовой отчетности: уч. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.; КноРус, 2008. – 303 с. 13. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов. – М.: Соц. отношения, 2007.-287 с. 14. Ковалев В.В. Финансовый анализ:- М.: Финансы и статистика, 2004. учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2008. – 303с. 15. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:- М.: Финансы и статистика, 2004. 16. Когденко В.Г. Экономический анализ.: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и дополнено. – М.: Юнити, 2009. – 392с. 17. Колчина Н.В. Финансы предприятия: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004-447 с. 18. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов.- 5-е изд.- Минск,2003. 19. Любушин Н.П., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 20. Савицкая Г.В., Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие. – 4-е изд., - М.: ИНФРА – М, 2007. – 384 с. 21. Чернов В.А., Экономический анализ: учебное пособие для вузов / под ред. Проф. Баканова М.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 686с. 22. Казуева Т.С., Управление доходами и расходами предприятия: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая организация «Дашков и К», 2008. – 192с. |