Реферат: Рабочая тетрадь по макроэкономике как фактор повышения качества обучения
Название: Рабочая тетрадь по макроэкономике как фактор повышения качества обучения Раздел: психология, педагогика Тип: реферат |
Рабочая тетрадь по макроэкономике как фактор повышения качества обученияИ.И. Зедгенизова, В.В.Гузик Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет Процессы, происходящие в современном обществе и, прежде всего, в экономике предъявляют повышенные требования к специалистам любого уровня в любой сфере деятельности, поэтому приоритетным является повышение качества профессионального образования. Это достаточно многогранный и сложный процесс, составной частью которого является процесс обучения. Повышение качества обучения – одна из серьезных задач отечественного образования. Эта проблема в течение длительного периода времени находится в зоне внимания высшей школы. Существуют различные подходы к пониманию качества образования. Однако авторам статьи импонирует такая трактовка качества образования, которая нацелена на соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества. Составляющими качества образования являются: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав. Таким образом, можно отметить, что качество результативности образовательного процесса распространяется не только на результат, но и на сам процесс обучения, в который, на наш взгляд, более активно должны внедряться инновации. Одним из инновационных процессов является использование рабочей тетради. Авторами данной статьи была разработана рабочая тетрадь по микроэкономике для использования ее в лекционном процессе. Лекция – это структурированное изложение, целью которого является передача знаний, опыта, характеристика событий, фактов, представление концепций и принципов. Эта форма базируется на устной передаче знаний и восприятии этих знаний обучаемыми, отличается непосредственным воздействием преподавателя на студентов. В зависимости от методики подачи изучаемого материала, лекции (кроме обычной формы), можно классифицировать следующим образом: лекция пресс-конференция, когда используются элементы игры, в которой некоторые студенты играют определенные роли: лекция-беседа, в которой преподаватель высказывает свой взгляд на проблему; лекция-дискуссия, в которой преподаватель старается приобщить студентов к обсуждению рассматриваемой проблемы; лекция-провокация, когда студенты знают, что преподаватель допустит ошибку при изложении вопроса и им необходимо ее обнаружить; визуальная лекция, в которой преобладает лекционный материал. Все эти формы должны базироваться, на наш взгляд, на основных принципах дидактики – наглядности, доступности, посильности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности обучающегося. Практическое применение данных принципов мы видим в использовании студентами на лекции рабочей тетради, представляющей собой сборник слайдов на бумажном носителе, которые применяет преподаватель на лекции. В них или лаконично раскрывается суть теоретического материала, или они представляют собой графики, в которых студент сам должен, подписать обозначения, например, кривых. Использование на лекции рабочей тетради индивидуализирует лекционный процесс и активизирует работу каждого студента. Авторами данной статьи, начиная с 2007 года, активно на лекциях использовалась рабочая тетрадь по разделу микроэкономика дисциплины «Экономика». Анализ анкет и отзывов студентов показал, что данный вид работы на лекции является удобной и эффективной формой восприятия лекционного материала, особенно это отмечают иностранные студенты. Однако, как показала практика, многие студенты использовали рабочую тетрадь непосредственно не в лекционном процессе, а при самостоятельной работе, которой сейчас уделяется большое внимание и отводится бóльшее время в общем количестве часов, выделенном на изучение дисциплины. Для организации самостоятельной работы студента (СРС) требуются коренные изменения содержания и организации работы преподавателя и студента. Самостоятельная работа – это активные формы и методы обучения, единство учебно-воспитательной и научно производственной работы, сотрудничество студента с преподавателями. Самостоятельная работа студента может быть как аудиторной, т.е. выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной и включает: подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий; выполнение самостоятельных заданий на семинарах и практических занятиях; работу над отдельными темами учебных дисциплин; выполнение контрольных и курсовых работ, дипломных проектов; прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий; подготовку ко всем видам контроля; подготовку к итоговой аттестации и проверку остаточных знаний; участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах, олимпиадах. Цель самостоятельной работы – научить студентов заниматься и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, развитию творческих способностей студентов. Самостоятельная работа должна быть максимально индивидуализирована и иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер. Самостоятельная работа включается во все виды учебной деятельности, а качество самоподготовки студентов в значительной степени определяет эффективность их аудиторных занятий. Повышение удельного веса самостоятельной работы при одновременном усилении функций аудиторных занятий – одно из направлений учебно-воспитательного процесса. Особое значение приобретает включение в самостоятельную работу элементов научных исследований; подготовку рефератов, научных обзоров, статей, курсовых работ и проектов. Преподаватель должен организовать эту работу студента: сформулировать цели, задачи, спланировать самостоятельную работу с указанием сроков выполнения и уровня качества, обеспечить раздаточными и другими методическими материалами, указать на электронные информационные источники, а также организовать текущий и итоговый контроль знаний. Все выше перечисленные требования к СРС аккумулирует в себе рабочая тетрадь. Учитывая результаты внедрения и использования рабочей тетради по микроэкономике, мы продолжили творческий процесс по созданию и совершенствованию инновационной методики и разработали рабочую тетрадь по макроэкономике. В этом разделе курса рассматриваются такие основные проблемы, как объем национального производства и факторы, определяющие его рост, инфляция, безработица, формы и методы государственного регулирования национальной экономики. Современное состояние российской экономики обусловливает специфику современного макроэкономического развития России, предопределяет особенности тех экономических задач, которые стоят перед государством в этих условиях. Для того, чтобы студенты могли наиболее эффективно изучить и понять данные вопросы и проблемы, которые всегда являлись весьма сложными для понимания и претворения в жизнь, мы предлагаем рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь по макроэкономике разбита на соответствующие темы курса, которые рассматриваются в их логической последовательности. В свою очередь, каждая тема разделена на отдельные вопросы. В рабочей тетради последовательно и лаконично раскрывается структура каждого вопроса. Для того, чтобы студент понял и усвоил теоретический материал, он должен последовательно заполнить строчки определениями, понятиями, формулами, графиками в каждом вопросе. Для этого нужно использовать конспекты лекций, учебники, учебные пособия, Интернет. Применение рабочей тетради по макроэкономике – это практическое использование основных принципов дидактики: наглядности, доступности, посильности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности обучающегося. В качестве примера возьмем тему «Национальная экономика: результаты и их измерение». Тема 1. Национальная экономика: результаты и их измерение Основные вопросы темы: Модель народнохозяйственного кругооборота. Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его расчета. Макроэкономические показатели, рассчитанные на основе ВВП. Система национальных счетов. Номинальный, реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Измерение экономического благосостояния общества. Вопрос 1. Модель народнохозяйственного кругооборота Модель народнохозяйственного кругооборота -_________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Модель кругооборота в закрытой экономике с участием государства имеет следующий вид: Схема 1. Кругооборот товаров и денег в национальном хозяйстве. Данная схема позволяет сделать следующий вывод: суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств. Вопрос 2. Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его расчета ВВП - ____________________________________________________________________ ВВП включает только конечную продукцию. Конечная продукция – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ и не включает промежуточную продукцию. Промежуточная продукция – ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Кроме того, во избежание повторного счета в ВВП страны не включают чистые финансовые сделки, к которым относятся: Государственные трансфертные платежи – __________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Частные трансфертные платежи – __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Купля-продажа ценных бумаг. А также продажа подержанных товаров (перепродажа). Существует три метода определения величины ВВП: Метод конечного использования – определение ВВП как суммы расходов. С - _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Iq= чистые инвестиции + амортизация_________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ G - _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Nx - ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ВВП = С+Iq+G+Nx Распределительный метод – определение ВВП как суммы доходов. W – ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ R – _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ i – _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Pr________________________________________________________________________ корпоративного сектора __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ некорпоративного сектора _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ А________________________________________________________________________ Т_________________________________________________________________________ ВВП=W+R+i+Pr+A+T Результат исчисления ВВП «по расходам» и «по доходам» должны совпадать. Производственный метод – определение ВВП как суммы добавленных стоимостей. Добавленная стоимость – ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Она включает в себя: заработную плату, амортизацию, процент и прибыль. Вопрос 3. Макроэкономические показатели, рассчитанные на основе ВВП. Система национальных счетов ВНД (ВНП) - ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЧНД – ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ НД – _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЛД – _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ РД – _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Располагаемый доход равен потреблению и сбережению. Система национальных счетов – ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопрос 4. Номинальный, реальный ВВП. Дефлятор ВВП Номинальный ВВП – ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реальный ВВП – __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дефлятор ВВП – ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Если дефлятор ВВП больше единицы, то наблюдается инфляция. Если дефлятор ВВП меньше единицы, то наблюдается дефляция. Потенциальный ВВП - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопрос 5. Измерение экономического благосостояния общества Показатель ВВП достаточно емко характеризует объем национального производства, однако, он не учитывает: а) производство домашних хозяйств для собственного потребления; б) увеличение (сокращение) свободного времени; в) эконологические последствия производства; г) теневую экономику, под которой понимают__________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ) - ______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Национальное богатство – ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реальное национальное богатство – ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Современные расширительные трактовки национального богатства относят к нему также нематериальные блага, которые включают: _____________________________________ ________________________________________________________________________________ Список литературы Экономическая история: учеб. пособие. Макроэкономика / Е.Г. Ефимова, И.С. Потапова, М.Д. Заславская, Н.А. Резякова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГИУ, 2006. 245 с. Ефимова Е.Г. Экономика: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во МГИУ, 2007. 368 с. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник; под общей ред. А.В. Сидоровича. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2007. 496 с. Кисилева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2008. 384 с. Экономическая теория: учебник / В.И. Никитина [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 573 с. Экономическая теория: учеб. для вузов по экон. направлениям и специальностям / А.И. Афанасенко [и др.]; под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. доп. и испр. СПб.: Питер, 2008. 542 с. Экономическая теория: учеб. пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Б. Грязновой и В.М. Соколинского. 5-е изд., испр. и доп. М.: КНОРУС, 2010. 464 с. Экономическая теория: учебник / А. И. Амосов [и др.]; под ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина. М.: Проспект, 2010. 608 с. |