Реферат: Психофизиологические особенности памяти студентов в процессе адаптации к учебным нагрузкам в вузе
Название: Психофизиологические особенности памяти студентов в процессе адаптации к учебным нагрузкам в вузе Раздел: психология, педагогика Тип: реферат ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психофизиологические особенности памяти студентов в процессе адаптации к учебным нагрузкам в вузеС.Д. Чернявских, И.В. Анкудинов Белгородский государственный университет Память является важнейшей характеристикой, определяющей психическую жизнь личности. Протекание любого, пусть самого простого психического акта, обязательно предполагает удержание каждого его элемента для сцепления с последующим. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие человека. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. В связи с этим интересно было изучение особенностей памяти студентов в процессе адаптации к учебным нагрузкам. В целом период обучения в вузе, возможно, наиболее важный для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, как начало взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных особенностями как учебной деятельности, так и социальной среды. Введение Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения. Он обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации. При этом одна из важнейших познавательных функций, играющих важную роль в процессе адаптации к любой деятельности, - память [1, 4, 5]. Целью нашей работы было изучение психофизиологических особенностей механической и смысловой памяти студентов в процессе адаптации к учебным нагрузкам. Материал и методы исследования В исследовании приняли участие 144 студента 1-2 курсов БелГУ и (для сравнения) 121 учащийся 10-11 классов средней школы №45 города Белгорода. Всего было обследовано 265 человек. Исследование проводилось в начале и в конце учебного года. Объем памяти при случайном запоминании определяли с помощью заранее заготовленных рядов цифр по общепринятой методике. Показатели объема смысловой памяти изучали также по общепринятой методике с использованием набора заранее заготовленных понятий [3]. Полученный цифровой материал был обработан статистически с использованием персонального компьютера [4]. При определении достоверности разницы между группами был использован критерий Стьюдента. Результаты рассматривали как достоверные, начиная со значения p<0,05. Результаты исследования и их обсуждение Результаты исследования объема механической памяти (случайное запоминание) представлены в табл. 1. У учащихся 10 класса наблюдается динамика увеличения этого показателя с 1 по 4 повторности как в начале, так и в конце года, при этом в конце года он в среднем на 4,5% выше, чем в начале. У учащихся 11 классов в начале года не наблюдается динамики роста аналогичного показателя по изучаемым повторностям, тогда как в конце года его объем достоверно увеличивается с 1 по 4 повторности. Средние значения исследованного показателя у учеников 11 класса в конце года были на 1,8% ниже, чем в начале. Таблица 1 Сравнительная характеристика объема механической памяти у старшеклассников и студентов первых курсов
Сравнительный анализ результатов обследования учащихся 10 и 11 классов показал, что в начале года объем механической памяти у учеников 11 класса в среднем на 5,5% выше, чем у учеников 10 класса, в конце года различие составило 9,4% соответственно. У студентов 1 курса наблюдается динамика роста объема памяти при случайном запоминании с 1 по 4 повторности как в начале, так и в конце года. У студентов 2 курса в начале года в повторностях четкой динамики не наблюдается, тогда как в конце года регистрируется увеличение объема механической памяти с 1-й по 4-ю повторности. Результаты, полученные в конце года, выше, причем в 3-й и 4-й повторностях достоверно по сравнению с результатами в начале года. Анализируя полученные средние данные, можно заключить, что в начале года у студентов 1 курса объем случайного запоминания выше на 20,8%, чем у студентов 2 курса, в конце года - соответственно на 12,0%. Сравнительный анализ результатов показателей объема механической памяти учеников 10 и 11 классов и студентов 1 и 2 курсов показал, что у школьников средние значения этого показателя выше как в начале, так и в конце года. Уровень развития смысловой памяти у учеников 11 класса на 4,0% выше, чем у учеников 10 класса (табл. 2). Это может свидетельствовать о более серьезной подготовке учеников 11 классов к дальнейшему обучению. Таблица 2 Сравнительная характеристика объема смысловой памяти у старшеклассников и студентов первых курсов
У студентов 1 курса (при сравнении с началом года) наблюдается увеличение на 3,0% (р<0,01) показателей объема памяти при смысловом запоминании в конце года. Его уровень достигает аналогичного значения у студентов 2 курса. Это является свидетельством адаптации студентов-первокурсников к учебным нагрузкам [2, 6, 7]. У студентов 2 курса этот показатель стабилен в течение года. Средние значения показателей смысловой памяти у учеников 11 класса, студентов 1 и 2 курсов соответственно на 3,9%, 12,0% и 14,3% выше в сравнении с аналогичными показателями учеников 10 класса. Выводы Психофизиологические особенности памяти свидетельствуют об адаптации студентов- первокурсников к условиям обучения в вузе. Показатели смысловой памяти у учеников 11 класса, студентов 1 и 2 курсов соответственно на 3,9%, 12,0% и 14,3% выше, чем у учеников 10 класса. В начале года объем механической памяти у учеников 11 класса в среднем на 5,5% ниже, чем у учеников 10 класса, в конце года различие соответственно составляет 9,4%. Список литературы Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал. - 1994. - № 6. - С. 116-120. Буханов А.И., Буханова Т.А. Характеристика умственной работоспособности студентов педагогического вуза // Гигиена и санитария. - 1994. - № 7. - С. 39-41. Гуминский А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 1981. - 278 с. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии). - СПб., 1993. - С. 209-284. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово, 1997. - С.60-68. Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово, 1998. - С. 58-67. |