Реферат: Основы безопасности труда
Название: Основы безопасности труда Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольное задание Выполнил: Харитонова Ю.Н., № группы 0519, № зачётной книжки 103906 Дальневосточный федеральный университет, Институт международного туризма и гостеприимства Владивосток 2011 г. Задание 1. Организация охраны труда в Российской Федерации регулируется Трудовым кодексом (часть третья, раздел Х «Охрана труда», глава 35 «Организация охраны труда») и иными нормативными документами. Статья 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда» гласит: «Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте; устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда; обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда; координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; организуют международное сотрудничество в области охраны труда; исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда: обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте; осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации; исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.». Статья 217 ТК РФ «Служба охраны труда в организации» гласит: «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.». Статья 218 ТК РФ «Комитеты (комиссии) по охране труда» гласит: «По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.» Задание 2. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учёт осуществляется в соответствии со статьёй 230 Трудового кодекса Российской Федерации. Статья 230 гласит: «По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации. При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно. Если несчастный случай на производстве произошел с работником, состоящим в трудовых отношениях с другим работодателем, то акт о несчастном случае на производстве составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с документами и материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, с которым пострадавший состоит (состоял) в трудовых отношениях. Третий экземпляр акта, документы и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай. При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве. Результаты расследования несчастных случаев на производстве рассматриваются работодателем с участием профсоюзного органа данной организации для принятия решений, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве. В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, определенная комиссией по расследованию несчастного случая на производстве. Акт о несчастном случае на производстве подписывается членами комиссии, утверждается работодателем (уполномоченным им представителем) и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Работодатель (уполномоченный им представитель) в трехдневный срок после утверждения акта о несчастном случае на производстве обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - родственникам либо доверенному лицу погибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя). По результатам расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве или несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия (в установленных случаях - государственный инспектор по охране труда) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая на производстве. Акты о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом с документами и материалами расследования, прилагаемыми к соответствующему акту, и копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии в трехдневный срок после их утверждения направляются в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае на производстве, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти в области государственного надзора - по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (на объектах). Копии актов о расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии направляются в федеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике. Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния. Акт произвольной формы вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (уполномоченный им представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (уполномоченный им представитель) сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда, о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя), в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам соответствующего федерального органа исполнительной власти в области государственного надзора, - в эти органы. Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего проводит расследование несчастного случая на производстве в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителя другого органа государственного надзора. По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение, а также выдает предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем (уполномоченным им представителем). Государственный инспектор по охране труда имеет право обязать работодателя (уполномоченного им представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (уполномоченного им представителя) или государственного инспектора по охране труда.» Форма акта о несчастном случае на производстве: Форма Н-1
АКТ N ____ О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 1. Дата и время несчастного случая ________________________________________________________________________________ (число, месяц, год и время происшествия несчастного случая, ________________________________________________________________________________ количество полных часов от начала работы) 2. Организация (работодатель), работником которой является (являлся) пострадавший ________________________________________________________________________________ (наименование, место нахождения, юридический адрес, ведомственная и отраслевая ________________________________________________________________________________ принадлежность (ОКОНХ основного вида деятельности); фамилия, инициалы работодателя - ________________________________________________________________________________ физического лица) Наименование структурного подразделения ________________________________________________________________________________ 3. Организация, направившая работника ________________________________________________________________________________ (наименование, место нахождения, юридический адрес, отраслевая принадлежность) 4. Лица, проводившие расследование несчастного случая: ________________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы, должности и место работы) ________________________________________________________________________________ 5. Сведения о пострадавшем: фамилия, имя, отчество ________________________________________________________________ пол (мужской, женский) _______________________________________________________________ дата рождения ______________________________________________________________________ профессиональный статус ______________________________________________________________ профессия (должность) _______________________________________________________________ стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай ________________________________________________________________, (число полных лет и месяцев) в том числе в данной организации _______________________________________________________ (число полных лет и месяцев) 6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда Вводный инструктаж __________________________________________________________________ (число, месяц, год) Инструктаж на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой) (нужное подчеркнуть) по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай ____________________________________________________________________ (число, месяц, год) Стажировка: с "__" ____________ 20_ г. по "__" __________ 20_ г. ________________________________________________________________________________ (если не проводилась - указать) Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай: с "__" ___________ 20_ г. по "__" ___________ 20_ г. ________________________________________________________________________________ (если не проводилось - указать) Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай _____________________________________________________________ (число, месяц, год, N протокола) 7. Краткая характеристика места (объекта), где произошел несчастный случай ________________________________________________________________________________ (краткое описание места происшествия с указанием опасных и (или) вредных производственных ________________________________________________________________________________ факторов со ссылкой на сведения, содержащиеся в протоколе осмотра места несчастного случая) ________________________________________________________________________________ Оборудование, использование которого привело к несчастному случаю __________________ ________________________________________________________________________________ (наименование, тип, марка, год выпуска, организация - изготовитель) 8. Обстоятельства несчастного случая ________________________________________________________________________________ (краткое изложение обстоятельств, предшествовавших несчастному случаю, описание событий и действий пострадавшего ________________________________________________________________________________ и других лиц, связанных с несчастным случаем, и другие сведения, установленные в ходе расследования) ________________________________________________________________________________ 8.1. Вид происшествия ________________________________________________________________________________ 8.2. Характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 8.3. Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения ________________________________________________________________________________ (нет, да - указать состояние и степень опьянения в соответствии с заключением по ________________________________________________________________________________ результатам освидетельствования, проведенного в установленном порядке) 8.4. Очевидцы несчастного случая _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы, постоянное место жительства, домашний телефон) 9. Причины несчастного случая ________________________________________________________________________________ (указать основную и сопутствующие причины несчастного случая со ссылками ________________________________________________________________________________ на нарушенные требования законодательных и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов) ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 10. Лица, допустившие нарушение требований охраны труда: ________________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы, должность (профессия) с указанием требований законодательных, ________________________________________________________________________________ иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, предусматривающих их ________________________________________________________________________________ ответственность за нарушения, явившиеся причинами несчастного случая, указанными в п. 9 ________________________________________________________________________________ настоящего акта; при установлении факта грубой неосторожности пострадавшего указать ________________________________________________________________________________ степень его вины в процентах) Организация (работодатель), работниками которой являются данные лица ________________________________________________________________________________ (наименование, адрес) 11. Мероприятия по устранению причин несчастного случая, сроки ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Подписи лиц, проводивших расследование несчастного случая ______________________________________________________________________________ (фамилии, инициалы, дата) ______________________________________________________________________________ Задание 3. Электромагни́тное излуче́ние (электромагнитные волны) — распространяющееся в пространстве возмущение (изменение состояния) электромагнитного поля (то есть, взаимодействующих друг с другом электрического и магнитного полей). К электромагнитному излучению относятся радиоволны (начиная со сверхдлинных), инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое, рентгеновское и жёсткое (гамма-излучение). Электромагнитное излучение при определённых уровнях может оказывать отрицательное воздействие на организм человека. Различные виды неионизирующих излучений (электромагнитных полей) оказывают разное физиологическое воздействие. На практике различают воздействие магнитного поля (постоянного и квазипостоянного, импульсного), ВЧ- и СВЧ-излучений, лазерного излучения, электрического и магнитного поля промышленной частоты от высоковольтного оборудования, СВЧ-излучения и др. В связи со всё большим распространением источников электромагнитного поля в быту (СВЧ — микроволновые печи, мобильные телефоны, теле-радиовещание) и на производстве (оборудование ТВЧ, радиосвязь), большое значение приобретает нормирование уровней электромагнитного поля. Нормирование уровней электромагнитного поля проводится раздельно для рабочих мест и санитарно-селитебной зоны. Существуют национальные и международные гигиенические нормативы уровней электромагнитного поля, в зависимости от диапазона, для селитебной зоны и на рабочих местах. Оптический диапазон Существуют гигиенические нормы освещённости; также разработаны нормативы безопасности при работе с лазерным излучением. Радиоволны Допустимые уровни электромагнитного излучения (плотность потока электромагнитной энергии) отражаются в нормативах, которые устанавливают государственные компетентные органы, в зависимости от диапазона электромагнитного поля. Эти нормы могут быть существенно различны в разных странах. Параллельное развитие гигиенической науки в СССР и западных странах привело к формированию разных подходов к оценке действия электромагнитного излучения. Для части стран постсоветского пространства сохраняется преимущественно нормирование в единицах плотности потока энергии (ППЭ), а для США и стран ЕС типичным является оценка удельной мощности поглощения (SAR). Нахождение в зоне с повышенными уровнями электромагнитного поля в течение определённого времени приводит к ряду неблагоприятных последствий: наблюдается усталость, тошнота, головная боль. При значительных превышениях нормативов возможны повреждение сердца, мозга, центральной нервной системы. Излучение может влиять на психику человека, появляется раздражительность, снижается самоконтроль. Возможно развитие трудно поддающихся лечению заболеваний, вплоть до раковых. В частности, корреляционный анализ показал прямую (средней силы) корреляцию заболеваемости злокачественными заболеваниями головного мозга с максимальной нагрузкой от электромагнитного излучения даже от использования такого маломощного источника, как мобильные радиотелефоны. Эти данные не должны быть причиной для радиофобии, однако очевидна необходимость в существенном углублении сведений о действии электромагнитного излучения на живые организмы. В России действуют СанПиН 2.2.4.1191—03 «Электромагнитные поля в производственных условиях, на рабочих местах. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», а также гигиенические нормативы ГДР (ПДУ) 5803-91 (ДНАОП 0.03-3.22-91) «Предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия электромагнитных полей (ЭМП) диапазона частот 10 — 60 кГц Промышленное электроснабжение 50 Гц». Выделяют, в частности: временные допустимые уровни (ВДУ) ослабления геомагнитного поля (ГМП); ПДУ электростатического поля (ЭСП); ПДУ постоянного магнитного поля (ПМП); ПДУ электрического и магнитного полей промышленной частоты 50 Гц (ЭП и МП ПЧ); ПДУ электромагнитных полей в диапазоне частот > 10 кГц −30 кГц; ПДУ электромагнитных полей в диапазоне частот s 30 кГц −300 ГГц. ДВ — километровые волны, частоты от 30 кГц до 300 кГц, способны огибать препятствия за счёт дифракции СВ — средние волны, частоты от 300 кГц до 3 МГц КВ — короткие волны, частоты от 3 МГц до 30 Мгц, способны отражатся от ионосферы УКВ — ультракороткие метровые волны, частоты от 30 МГц до 300 МГц УВЧ — ультравысокочастотные дециметровые волны, частоты от 300 МГц до 3 ГГц, проникают сквозь ткани организма СВЧ — сверхвысокочастотные сантиметровые и миллиметровые волны, частоты от 3 ГГц до 30 ГГц КВЧ — крайне высокочастотное излучение — миллиметровые волны, частоты от 30 ГГц, до 300 ГГц, способны проникать сквозь стены Мобильные телефоны и базовые станции Допустимые уровни излучения базовых станций мобильной связи (900 и 1800 МГц, суммарный уровень от всех источников) в санитарно-селитебной зоне в некоторых странах заметно различаются: Украина: 2, 5 мкВт/см². (самая жесткая санитарная норма в Европе) Россия, Венгрия: 10 мкВт/см². Москва: 2, 0 мкВт/см². (до конца 2009 года существовали такие нормы) США, Скандинавские страны: 100 мкВт/см². Временно допустимый уровень (ВДУ) от мобильных радиотелефонов (МРТ) в России определён 3 мкВт/см². Ионизирующие излучения Допустимые нормативы регулируются нормами радиационной безопасности — НРБ-99. Рентгеновское излучение — частоты 3 * 1016 Гц до 3 * 1030 Гц. Доказано, что при превышении допустимых норм облучения излучение губительно действует на живые клетки. Защита от действия электромагнитного излучения: Экранирование (активное и пассивное; источника электромагнитного излучения или же объекта защиты; комплексное экранирование). Удаление источников из ближней зоны; из рабочей зоны. Конструктивное совершенствование оборудования с целью снижения используемых уровней электромагнитных полей, общей потребляемой и излучаемой мощности оборудования. Ограничение времени пребывания операторов в зоне действия электромагнитного поля. Задание 4. Статическое электричество — совокупность явлений, связанных с возникновением, сохранением и релаксацией свободного электрического заряда на поверхности (или в объёме) диэлектриков или на изолированных проводниках. Заряды статического электричества образуются при самых разнообразных производственных условиях, но чаще всего — при трении одного диэлектрика о другой или диэлектриков о металлы. На трущихся поверхностях могут накапливаться электрические заряды, легко стекающие в землю, если физическое тело является проводником электричества и заземлено. На диэлектриках электрические заряды удерживаются продолжительное время, вследствие чего они и получили название статического электричества. Статическое электричество возникает в результате сложных процессов, связанных с перераспределением электронов и ионов при соприкосновении двух поверхностей неоднородных жидких или твёрдых веществ, имеющих различные атомные и молекулярные силы поверхностного притяжения. Мерой электризации является заряд, которым обладает данное вещество. Интенсивность образования зарядов возрастает с увеличением скорости перемещения материалов, их удельного сопротивления, площади контакта и усилия взаимодействия. Степень электризации заряженного тела характеризует его потенциал относительно земли. В производстве накопление зарядов статического электричества часто наблюдается при: трении приводных ремней о шкивы или транспортёрных лент о валы, особенно с пробуксовкой; перекачке огнеопасных жидкостей по трубопроводам и наливе нефтепродуктов в ёмкости; движении пыли по воздуховодам; дроблении, перемешивании и просеивании сухих материалов и веществ; сжатии двух разнородных материалов, один из которых диэлектрик; механической обработке пластмасс; транспортировании сжатых и сжиженных газов по трубам и истечении их через отверстия, особенно если в газах содержится тонко распылённая жидкость, суспензия или пыль; движении автотранспортёра, тележек на резиновых шинах и людей по сухому изолирующему покрытию и т. д. Сила тока электризации потока нефтепродуктов в трубопроводах зависит от диэлектрических свойств и кинематической вязкости жидкости, скорости потока, диаметра трубопровода и его длины, материала трубопровода, шероховатости и состояния его внутренних стенок, температуры жидкости. При турбулентном потоке в длинных трубопроводах сила тока пропорциональна скорости движения жидкости и диаметру трубопровода. Степень электризации движущихся диэлектрических лент (например, транспортёрных) зависит от физико-химических свойств соприкасающихся материалов, плотности их контакта, скорости движения, относительной влажности и т. д. Искровые разряды статического электричества представляют собой большую пожаро- и взрывоопасность. Их энергия может достигать 1, 4 Дж, что вполне достаточно для воспламенения паро-, пыле- и газовоздушных смесей большинства горючих веществ. Задание 5. Наименование предприятия: Филиал ОАО «ДЭК» Дальэнергосбыт Наименование рабочего места: рабочее место руководителя экономического департамента Производственные факторы, присущие исследуемому рабочему месту: микроклимат освещённость шум излучения тяжесть и напряжённость труда. Микроклимат
Освещённость Результаты измерения естественной освещённости:
Результаты измерения искусственной освещённости:
Шум
Излучения
Тяжесть труда Краткое описание выполняемой работы. Руководит и организует работу экономического департамента Филиала ОАО «ДЭК» Дальэнергосбыт в соответствии с положением. Организует рациональную хозяйственную деятельность предприятия, достижение наибольшей экономической эффективности вложенных средств, планирование и анализ финансово-экономической деятельности Филиала ОАО «ДЭК» Дальэнергосбыт в целом и по отделениям. Работает на компьютере до 60 % рабочего времени. При вводе данных в персональный компьютер совершает до 27000 стереотипных рабочих движений, при локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) за рабочий день. Количество движений большой амплитуды до 600. При этом физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную отсутствует, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, уровни не превышают значений оптимального класса условий труда. Перемещение в пространстве до 1.0 км по горизонтали.
Общий класс условий труда по показателям тяжести – 2 (допустимый). Напряжённость труда Краткое описание выполняемой работы. Руководит и организует работу экономического департамента Филиала ОАО «ДЭК» Дальэнергосбыт в соответствии с положением. Организует рациональную хозяйственную деятельность предприятия, достижение наибольшей экономической эффективности вложенных средств, планирование и анализ финансово-экономической деятельности Филиала ОАО «ДЭК» Дальэнергосбыт в целом и по отделениям. Организует и осуществляет общее руководство проектов перспективных и текущих планов Филиала ОАО «ДЭК» Дальэнергосбыт. Контролирует составление сводных ежемесячных отчетов в части затрат по предприятию и отделений, в том числе обеспечения затрат и финансирования комплексных программ организационн0-технических мероприятий (ОТМ), инвестиционных и ремонтных программ технико-экономических показателях (ТЭП). До 60% рабочего времени работает на компьютере при буквенно-цифровом типе отображения информации, при этом наблюдение за экраном монитора составляет более 4 часов за рабочий день. При работе с документами величина объектов различения составляет 1-5мм.
Общий класс условий труда по показателям напряженности – 3.2 (напряжённый труд 2 степени). Травмоопасность, электроопасность, пожароопасность рабочего места
Выводы: по Разделу 1. Оборудование соответствует требованиям безопасности СанПиН 2. 2. 2/2. 4. 1 340-03 . по Разделу 2. Инструменты и приспособления не используются. по Разделу 3. Инструкция по охране труда для пользователей ПЭВМ, разработана в соответствии с требованиями Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 80 от 17.12.02. «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда». Требования к средствам обучения и инструктажа по охране труда соответствуют ГОСТу 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда». Общие положения, ТОИ Р 45-084-01, Постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций соответсвует Трудовому кодексу Российской Федерации, Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ-01-03 РД 153 – 34.0-03.298 – 2001, Типовой инструкции по охране труда для пользователей ПЭВМ в электроэнергетике. СО 34.03 702-99, Межотраслевой инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). Класс опасности - 1 (оптимальный). Обеспеченность рабочего места средствами индивидуальной защиты Условия труда не требуют обеспечения работника средствами индивидуальной защиты (Протокол № 38 Оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; проведена БПСЛ ОАО «Дальтехэнерго» 24.01.2009г.). ВЫВОД Рабочее место соответствует нормативным требованиям по условиям труда. Показатели микроклимата, освещённости, шума, излучений не превышают предельно допустимого уровня. Разработка мероприятий по нормализации параметров не требуется. Список литературыТрудовой кодекс Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 426 с. Ширшков А. Менеджмент и охрана труда. Учебник для студентов ВУЗов / А.Ширшков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 382 с. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. Т. 1: А-К. – 440 с. Т. 2: Л-Р. – 408 с. Т. 3: С-Я. – 400 с. Государственные стандарты:
|