Реферат: Подшипники качения и скольжения
Название: Подшипники качения и скольжения Раздел: Рефераты по науке и технике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подшипники качения и скольженияРеферат по дисциплине «Физика» Выполнил: студент гр. ВАУ – 126 6 Шипаев В.В. Волжский политехнический институт Волжский 2013г. Подшипники используются с древних времён. В зависимости от условий эксплуатации механизмов и машин (скорость движения, нагрузки, температура окружающей среды, фин. затраты,…)выбираются при помощи расчета определённые типы п/ш которые изготавливаются из различных материалов. Назначение подшипника- уменьшение трения между движущейся и неподвижной частями механизма, т.к. с трением связаны износ, нагрев и потеря энергии. ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ: -опора вращающейся (движущейся) части механизма работающая в условиях преобладающего ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ.Обычно состоит из наружного кольца, тел качения (шарик, ролик), сепаратора, внутреннего кольца (рис.1).рис.1 Тела качения контактируют с наружным и внутренним кольцом, что при вращении приводит к трению проскальзывания. Потери энергии связаны с трением скольжения тел качения о сепаратор, внутренним трением в материале контактирующих тел (упругие деформации), сопротивлением смазки. Классифицируются: -по телам качения: шариковые, роликовые (цилиндрические, конические, игольчатые, витые, бочкообразные, бочкообразные конические,…). -по типу нагрузки: радиальные (нагрузка перпендикулярно оси вращения); радиально-упорные (нагрузка перпендикулярно и вдоль оси вала); упорные(нагрузка вдоль оси вала); линейные(обеспечивают движение вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или не возможно); шариковые винтовые передачи(сопряжение винт-гайка через тела качения). -по числу тел качения (одно-, двух-, и многорядные). - по способности компенсироватьнесоосность вала и п/ш (обычные и самоустанавливающиеся). В шарикоподшипниках ТОЧКА КОНТАКТА (меньше коэффициент трения). В роликоподшипнике ЛИНИЯ КОНТАКТА (больше коэффициент трения). Поэтому при одинаковых габаритах шарико-п/ш допускают большую скорость вращения, но воспринимают меньшую нагрузку чем ролико-п/ш. Достоинства п/ш качения: -высокая скорость вращения; -выдерживают большие нагрузки; -небольшая ширина (осевой размер); -умеренные требования по смазке; -большой диапазон рабочих температур (спец п/ш до 1000ос). Недостатки п/ш качения: -высокая стоимость; -сложность в изготовлении; -большие радиальные размеры. Применяемые материалы: В основном п/ш изготавливают из высокоуглеродистой низколегированной стали(наружные и внутренние кольца, тела качения подвергаются закалке), низкоуглеродистой стали, латунь (сепаратор, защитные шайбы). Для работы при динамической нагрузке кольца и ролики изготавливают из низкоуглеродистой низко/средне легированной стали, подвергаемой поверхностному насыщению углеродом, т.е. цементацией(структура цементит): поверхностный слой после закалки и отпуска твёрдый, износостойкий, а сердцевина вязкая, упругая (такие п/ш используются в прокатных станах, буксовых узлахж.д. вагонах, шасси самолётов). В последнее время применяются и другие материалы: керамика, фторопласт, текстолит… Производство подшипников качения: Промышленное производство п/ш качения впервые было организовано в Германии в 1883г, в Советском Союзе в 1932г(в 1961г. 1-е выпуски 1-го подшипника завода ГПЗ-15 в г. Волжском). Порядок изготовления п/ш: разработка конструкции и технологическая подготовка; заготовительно –токарный процесс(получение конфигурации деталей с определёнными «черновыми» размерами); термическая обработка деталей (получение деталей с определённой твёрдостью); шлифовально-сборочные операции (получение деталей «чистовых» окончательных размеров и сборка деталей –получения готового изделия). Высокие нагрузки, неправильная установка и плохая герметизация приводит к дефектам ( выкрашивание, износ колец и тел качения; разрушение сепаратора) и выходу подшипника из строя. Расчет проводится для подбора п/ш по статической, динамической нагрузки при определённой скорости вращения, и др. характеристик. Технические параметры (размеры, качество поверхности, твёрдость и материалы деталей п/ш,…) и эксплуатационные характеристики (скорость об/мин, нагрузка, температурный режим,…) определяются различными ГОСТ. В обозначении указывается диаметр отверстия, тип и конструктивные особенности, материал. Пример расшифровки обозначения п/ш 2-7504Х 1Л: тип -роликовый конический(7), серия наружного диаметра 5(5), диаметр отверстия 20мм(04*5=20), детали или часть деталей из цементованной стали(Х1 – наружное кольцо), с сепаратором из латуни(Л), класс точности 2 (2-прецизионный , подвергается искусственному «старению» - стабилизации размеров). Таблицы, рисунки: Степень точности п/ш: 0, 6, 5, 4, 2, Т (слева на право –увеличение точности).
Основные условные обозначения для подшипников качения диаметром 10 мм и менее. Подшипники диаметром 0,6; 1,5 и 2,5 мм обозначаются через дробь. Ниже приведена схематическая таблица, позволяющая определить размеры подшипников. Схематическая таблица 1
Условные обозначения для подшипников качения диаметром более 10 мм и менее 500 мм. Подшипники диаметром 22, 28, 32 и 500 мм, обозначаются через дробь. Схематическая таблица 2
изображен: буксовый ж.д. узел; Ниже изображены: установка п/ш в узле механизма; шариковый радиальный п/ш. Схемы сопротивления качению. ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ: -опора вращающейся (движущейся) части механизма работающая в условиях преобладающего ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ. (п/ш, в котором видом относительного движения является скольжение). Обычно состоит из втулки или вкладыша(полый цилиндр) из антифрикционного материала, установленный в корпус. В зазор между валом и отверстием втулки подаётся смазка. При расчете определяется минимальная толщина смазочного слоя, давление в зазоре, расход смазочного материала, температурный режим работы п/ш. Подбор ирасчет регламентируется ГОСТ, техусловиями и справочниками. В зависимости от конструкции и требований эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидким. Но даже п/ш с жидкостным трением при пуске проходит режим граничного трения. Смазка - это одно из главных условий работып/ш скольжения для обеспечения низкого трения между подвижными деталями механизма, отвод тепла. Виды смазки: -твёрдая (напр.: графит) -пластичная(кальция сульфат) -жидкая(масло, вода) Классификацияп/ш: -по форме (одно, многоповерхностные) -по нагрузке (статически, динамически нагруженный) - по направлению нагрузки(радиальные, упорные или подпятники, радиально-упорные) -по подводу смазки(гидро/газодинамическая: смазку в зазор затягивает вращение вала; гидро/газостатическая: смазка в зазор поступает под внешним (компрессор) давлением). Материалы: -Металлы : сплавы на основе меди (бронза, баббит(сплав,уменьшающий трение, на основе олова или свинца, предназначенный для использования в виде слоя, залитого или напыленного по корпусу вкладыша подшипника), латунь), чугун(наличие в чугуне свободного графита). -неметаллы: керамика, полимеры; древесносмолистые , дерево(берёза, дуб, самшит-применялся в космонавтике). В настоящее время получили распространение так называемые самосмазывающиеся п/ш изготавливаемые методом порошковой металлургии(спекание порошка на основе металла под давлением и высокой температуры). При работе от трения этот пористый п/ш, пропитанный лёгкоплавким материалом или маслом, нагревается и выделяет смазку. В состоянии покоя п/ш остывает, поры уменьшаются и капиллярным методом впитывает смазку обратно. Достоинства п/ш скольжения: -высокая скорость при статической(под давлением) подаче смазки -простота конструкции в тихоходных механизмах -небольшие радиальные размеры -регулировка зазора Недостатки п/ш скольжения: -критические требования по смазке(подача, расход, чистота, температура) -большие потери на трение при пуске и неудовлетворительной смазке -большие осевые размеры -ограниченный диапазон рабочей температуры( до 250оС) -неравномерный износ п/ш и цапфы(часть вала или оси, на которой находится опора (подшипник)) вала. Рисунки:
Динамическая смазка. Статическая смазка. СРАВНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ
Список литературы ГОСТ 520-2011( Подшипники качения. Общие технические условия); ГОСТ ИСО 4378-1-2001 (Подшипники скольжения.Термины,определения и классификация); Подшипники качения: справочник-каталог/ под ред. В.Н. Нарышкина и Р.В. Коростошевского. М.: машстрой 1984; Большая Советская Энциклопедия 1978г; Википедия; |