Курсовая работа: Правовое государство 8
Название: Правовое государство 8 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
Федеральное агентство по образованию АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ» АЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права » на тему: «Правовое государство » Выполнил студент экстернат отделения специальности «Юриспруденция» Шифр 0037 - 08031 Резванова Юлия Васильевна Проверил преподаватель Политова Л.В. Дата сдачи «___» ______________200__г. Дата защиты «___»_____________200__г. г. Азов 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………….…..........3 1.Возникновение и развитие идеи правового государство..5 1.1. Античные философы о правовом государстве…………………………….71.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в……………………………..8 1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли……..10 2.Условия формирования правового государство…………...11 2.1. Материально обеспечения населения……………………………………12 2.2. Высокий уровень культуры……………………………………………….13 2.3. Демократия и политический плюрализм………………………………...15 2.4.Диологизация общества и управления……………………………………16 3. Понятие и признаки правового государства………………18 3.1 Понятие правового государства………………………………………….18 3.2. Признаки правового государства………………………………………..21 3.3. Система разделение властей в правовом государстве………………….24 3.4.Верховенство правового закона…………………………………………..26 3.4.Права и свободы человека в правовом государстве……………………..33 3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства…….39 4. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ……………………………………………………………………………40 Заключение……………………………………………………………………44 Список используемой литературы………………………….………47 3 Введение Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором в роли «слуги»общества. То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.). С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в Виде тираний и деспотий. Например: Мы 4 живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжение длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России. Тема «Правовое государство», на мой взгляд, довольно актуальна. В процессе ее изучения я столкнулась с рядом задач, от возникновения правового государства до практики становления правового государство в России. Литературы по этому материалу в библиотеке города не мало, но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство характеризуются по-разному. В одних источниках говориться о том, что зачатки теории правовое государство в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господство права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей , философов, историков, писателей и юристов. В другой литературе мне пришлось столкнуться с тем, что предстоит пройти огромный интелектуальнный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Для того чтобы понять глубину суть правового государства, недостаточно ограничиваться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и в обилии законодательных актах. Суть государства правового- именно в характере законов, их в соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. 5 1. Возникновение и развитие идеи правового государство Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Или можно сказать так: правовое государство – это такое государство, где все люди имеют равные и гарантированные права . власть формируется на основе волеизъявления большинства избирателей, отражает интересы всех слоев населения и обеспечивает установленный в обществе порядок. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху 6 перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Аойелли и Ж. Боден. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Следует также иметь в виду, что идеального правового государства, к которому нет и сейчас. Правовое государство – это нынешний идеал государства, к которому стремится большинство стран. Теория правового государства в целом, равно как её основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового государства – сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизни экономической, политической и правовой реформ, создание нравственности устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построение цивилизованного, демократического и гуманистического, гражданского общества. 7Античные философы о правовом государствеПервые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима. Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Тирания неизбежно приходящая, по мнению Платона , на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда через мерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там ,заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги »[1] . Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права ». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой – либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми»[2] . 8 1.2. Идеи правового государства в XVIII - XIX в.в В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея праАой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей. Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизА. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества»[3] . На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовыми конам»[4] . 9 Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение. Теоретической конструкцией правового государства , сложившаяся в политеко – правовой доктрине XVIII – XX в.в., включает: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; домирование общедозвалительного типа правового регулирования в соответствии с юридическими принципом «дозволенное всё, что незапрещено законом»; установление реальных гарантий прав и свобод личности. В высоко развитых странах Запада процесс формирования правового государства занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689г.); в США – Декларации о независимости (1776г.); во Франции – Декларации прав человека и гражданина (1789г.). В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX в. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определёнными оговорками. Характерной чертой формирования правового государства в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения явилось следующее. Все они оказывались связанными с подъемом материального и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и правовой культуры , борьба трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека. 10 1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей. В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития. Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности. Советская государственно-правовая наука идею правового государства считала буржуазной. В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. 11 2.Условия формирования правового государство Формирующееся на пике современной цивилизации и культуры качественно новое общество характеризуется рядом черт, которые прогнозировались для будущей формации ещё марксизмом : огромный рост производственных сил на основе достижения НТП, постепенное обобществление производства, стирание границ между городом и деревней, умственным и физическим трудом, классовых противоречий, социальная защищённость трудящихся, свобода и справедливость , развитие личности, распределение по труду, личному вкладу материальное и духовное производство. В разных регионах планеты такое общество, безусловно, будит иметь свои отличия не только в области культуры, мировоззрения, духовных начал, темпах исторического роста цивилизации, но и по преобладанию в рамках экономического плюрализма тех или иных форм собственности на средствах производствах и его продукты. Тем не менее, нельзя не учитывать тенденции. Особенно в развитых странах, к национализации производства, науки, техники и технологии, к сближению и взаимообогащению культур, к установлению непосредственных связей между людьми и народами разных регионов , стран , континентов, к совместному решению коренных глобальных проблем на нашей планете, к торжеству нового мышления, проистекающего из упрочения мирового сообщества, наличие его общих задач сохранения и развития земной цивилизации и характеризуемого приоритетом общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными интересами. По всей видимости, послеиндустриальное общество вне специфики тех или иных стран имеет общие черты, которое предопределяет следующие основные социальные предпосылки формирования правового государства. [5] 12 2.1. Материально обеспечения населения Он может быть достигнут при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего, отношениями собственности на средства и продукты производства, особенности на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но в его деконцитрации, диктуемой степенью развития производственных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющийся инфраструктурой и т. п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и антимонополизмом, налоговым вмешательством государство в состоянии экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергается конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающийся от уровня производственных сил , в одинаковой степени тормозят поступательное развитие , вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения , в конечном счёте отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности , политике и праве. Подобный кризис имел место на Западе в первой половине XX в., но был так или иначе преодолен на основе активного использования достижения НТР и вступления в полосу постиндустриального развития. На Востоке пореволюционных взрывов этот кризис наступил во второй половине XX в. в результате радикальных мер по государственной экономике , декретирования 13 Обобществления, неподготовленного уровнем производительных сил и необеспеченного достижения НТП. Это привело к огромным неоправданным тратам человеческих и природных ресурсов. Жизнь показывает, что перестройка в области народного хозяйства – процесс исключительно сложный, «болезненный», но необходимый. В перспективе он обеспечивает нормальное развитие экономики, повышенный уровень материального благосостояния населения, создает надлежащий базис для обогащения духовной культуры, демократизации всех сторон социального бытия и политической системы, для нравственного возрождения общества и органичного включения страны в мировое сообщество. Последовательное осуществление хозяйственной реформы в свою очередь, нуждается в глубокой перестройке в политической структуры и в коренной судебной правовой форме. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативной, бюрократически зацентрализованной, административной –приказной системы управления, ликвидации тотального огосударствления хозяйства. 2.2. Высокий уровень культуры В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементы культуры демократии. [6] Вне и помимо общей профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партии , цивилизованного законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие. Главное заключается в том , что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации – в программы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения – в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд из-под палки», в отбывания повинности или безделья . 14 Проблема стадии роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов,[7] природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения, вероятно, проблемы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов , нации и национальностей, во взаимообогащении культуры заключается животворный плюрализм духовного развития человечества. Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества. В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности интеллигентности - в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости. Современное цивилизованное общество, отличаясь определённым уровнем духовности и нравственности, должны приобретать новое, не теряя при этом то лучшее, что было свойственно прошлому. Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности всё более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной цивилизации , нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна в тех странах , где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества деятельности его социальных институтов, политических структур. 15 2.3. Демократия и политический плюрализм Так называемое « государство законности» - это власть, требующая от населения соблюдения законов, подчинение нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней нормативных правовых актов. Тоталитарные и близкие к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате , который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит «правовую» основу собственности деятельности. При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а партократией, даже формально не подчиненной праву. Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими и несправедливыми репрессиями, ограничение прав и свобод граждан, «дарованным государством», отбирающему их по собственному волеизъявлению, ссылаясь при этом на интересы народа или нации, государственной безопасности. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической политической системы. Без разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия, в свою очередь, непременно предполагает и идейные, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии. Дословный термин «демократия» в переводе означает власть народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявление демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству должно быть представлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно. 16 Демократия – это общечеловеческая социально и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявление интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций платформ, мнений. Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Такое государство предполагает для выявления и согласования общественного мнения различных социальных слоев население всеобщие выборы представительных органов и плюралистическую политическую систему. Партии – основа демократической системы , в свою очередь, организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое государство запрещает существование экстремистских и расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, что стремятся к насильственному свержению демократического конституционного строя. Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путём, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно - управленческой деятельности администрации. 2.4. Деиделогизация общества и управления Идеология – общественное сознание , преломленное классовыми (групповыми)интересами. Она порождается политической борьбой . Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное 17 самосознанию, религии.). Тотальная идеологизация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику управление , право, семью и быт людей. Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек – раб навязанной ему идеологии. Периоды тотальной сверхидеологизации периодически охватывает те или иные страны, народы, регионы, принося людям неисчислимые беды, разжигая религиозные войны, вызывая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает подобную напасть, апофеозом который был фашизм, именовавший себя в Германии национал – социализмом. [8] Между тотальной идеологизацией и тоталитарным политическим режимом существует неразрывная связь. Они друг друга порождают и поддерживают, создавая для народов, для человека невыносимые условия существования. Разжигают агрессию, истребительные воины, геноцид, массовые репрессии, преступные кровопролития. Правовое же общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможна только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свобода печати , деиделогизацией важнейших государственных институтов, науки , культуры и иных сфер общественной жизни. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического , духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом. 18 3. Понятие и Признаки правого государства. 3.1 Понятие правового государства. В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему. Собственно в правового государства можно выделить два главных элемента: 19 и иной не запрещенной законом экономической деятельности». [9]
Наиболее крупные и значимые блоки права–стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичную предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека, как главное звено правового режима стимулирования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они всё прочнее становятся точкой отсчёта в национальных правовых системах, правовом регулировании. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. [11] Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское 21 общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. 3.2. Признаки правового государства Основными признаки правового государства являются: 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление действенной способности противостоять произволу; - разграничение партийных и государственных функций; - установление парламентской системы управления государством; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе: 22 а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества; б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства; в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм; г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему: 1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики. 23 2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества. 3. Располагает специальным государственным механизмом. 4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории. 5. Существует благодаря налогам и другим сборам. 6. Обладает государственным суверенитетом. Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма. Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные 24 особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; Второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации. 3.3. Система разделение властей в правовом государстве Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений, и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. [12] Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. 25 Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. [13] Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с 26 классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию. Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие. В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. 3.4.Верховенство правового закона Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании. Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и 27 обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречит природе правового государства и делает нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. 28 Федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам: о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118, ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст.87) и др. [14] Предусмотрено принятие федеральных законов по вопросам: реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2; статуса столицы РФ (ст.70, ч.2), о системе налогов и сборов (ст.70, ч.2), федерального устройства государства; общим принципам организации представительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатов Государственной думы, формирования Совета Федерации и др. По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Федерации (о назначении счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии) каждая палата принимает собственные постановления. По всем другим вопросам, прямо не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания, возможно лишь принятие федеральных законов. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не противоречат Конституции и обязательны на всей территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах Президента. Конституция Российской Федерации - юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. 29 Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм. Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны, и готовность внести в них необходимые исправления и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлению правового государства. Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой государственности определяется социально-экономическими и политическими условиями, уровнем общественного правосознания, субъективными факторами, национальными и историческими традициями. Одним из таких 30 условий является существование единого правового пространства в границах данного государства. Ученые-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового государства и связывающие формирование его основ прежде всего с реализацией принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью, уделили внимание понятию правового закона, необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна лишь при наличии единого правового пространства как определяющего условия становления правовой государственности. "Война законов", начавшаяся с принятием бывшими союзными республиками Деклараций о государственном суверенитете, одним из положений которых провозглашался приоритет республиканского законодательства перед союзным, продолжается."Полем битвы" становится правовое пространство Российской Федерации, где идея государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на признании приоритета законодательства республик, входящих в состав России.[15] Логическим завершением данного процесса явился парад локальных суверенитетов, который выражается в принятии конституций республиками, не соответствующих Конституции Российской Федерации по многим фундаментальным вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкия - Хальмг-Тангч; конституции Республики Коми, Республики Башкортостана, Республики Карелия). А именно: по вопросам нарушения прав и свобод человека (ущемляются права граждан русскоязычного населения на территориях республик); декларируется приоритет верховенства законодательства республик; устанавливаются собственные судебные системы (предмет исключительного ведения Российской Федерации); провозглашается 31 право назначения высших должностных лиц в республике высшими органами власти республик (приоритет Российской Федерации); покушение на совместные предметы ведения Российской Федерации и республик (относят исключительно к ведению республик). В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России. Ст. 15 гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". [16] Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. [17] Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие становления и формирования правового государства отсутствует. Необходимо обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняет Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных 31 актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. В современном демократическом государстве эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам. Идея единого правового пространства становится национальной. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами. 32 В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии. Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм общественного и государственного строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие форм собственности, создание необходимых условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав. Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и 33 прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. 3.4.Права и свободы человека в правовом государстве Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство. Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это - прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридическое защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции 34 Российской Федерации. Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".[18] Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством. Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т.д.). Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. 35 Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации. Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается , прежде всего принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка. В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. [19] Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст.ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст.ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности 36 государства." , а статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами. Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства." Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции). В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения. 37 Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики. Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд...". [20] Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50). Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека. Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека. 38 Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы. В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.123, ч.4). В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод. Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы 39 расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества. 3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (.ст.ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации). Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации). [21] 40 4. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВАВ РОССИИ Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться 41 в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной 42 мере ни одного из основных принципов правового государства. Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов. [22] В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии. [23] В силу различных конкретных обстоятельств процесс формирования правового государства в России наиболее полно и последовательно стал претворятся в жизнь с принятием Конституции России 1993 г. Это конституция содержит в себе общечеловеческие ценности, которая выработала земная цивилизация за долгие годы своего развития. В Конституции РФ нашли 43 свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности – гуманитарно- правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей). Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права. Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе. 44 Заключение Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются. Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства. Негативное отношение к государству и внеправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошое сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма. Таким образом, в настоящее время правовое государство выступает больше конституционным принципом, лозунгом и не получает пока своего полного воплощения в какой–либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие. Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго 45 очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее под законность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер. Итак, правовое государство обеспечивает: 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. 2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития. 3. Взаимную ответственность государства и личности 4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка. Возьмем Российское правовое государство. Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась 46 возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы. Нынешнему же российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдёт именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом. Надо воспитать глубокое уважение к «Конституции» и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство. А в заключении хочу привести такую цитату: «….я вижу близкую гибель того государство, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же где закон владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государством боги….» Платон «Законы». Список используемой литературы. 1. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11 2. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г. 3. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций. 4. . Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419 5. Гражданский кодекс РФ 2008г. 6. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3 7. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114. 8. Конституция России 1993г. 9. . Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право . М.: 1994- № 2. 10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г. 11. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г. 12. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г. 13. Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г. 14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г 15. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с. 16. Социальное государство и защита прав человека. – М. : 1992г. 17. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2 18. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г. 19.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. – 1992г. - № 12 20. Явич Л.С. О соотношения права и государства / Под. Ред. Л.Д. Воеводина – М: 1987г. [1] См. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с. 2 . См. Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419 3. См. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114. 4. См. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций. 5. См. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3 6.См. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г. 7. См. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11 8. См. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3 9. См. Конституция России 1993г. 10. См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г. 11. См. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г. 12 См. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г. 13 См. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2 14 См. Гражданский кодекс РФ 2008г. 15 См. Четвернин в.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г. 16. См. Конституция России 1993г. 17. См. Конституция России 1993г. 18 См. Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г. 19. См. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право . М.: 1994- № 2. 20. См. Конституция России 1993г. 21. См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г. 22. См. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г. 22. См. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. – М. 1993г. |