Реферат: Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе
Название: Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Тема: «Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе» Вступление. Впервые о проблеме отношения к викингам в Западной и Восточной Европе я узнал на лекциях по истории России – речь шла о нормандской теории и о степени влияния норманнов в Европе, и, в частности, на Руси. В лекции говорилось о том, что в Европе норманны – это худшее из зол, тогда как на Руси – варяги скорее союзник, чем враг. Для самих викингов Западная Европа – это те, кого надо грабить, Восточная же – дружественное население. Таким образом, цель моей работы или доказать вышенаписанное, или опровергнуть, а также постараться объяснить то или иное отношение к викингам. Источники: 1) Источники, показывающее отношение западноевропейцев к викингам: А) Картулярий аббатства св. Петра Шартского Б) молитвы 2) Источники, показывающее отношение на Руси к викингам: А) «Повесть временных лет» Б) Данные археологии В) Рунические надписи Исследования: Конкретно работы какого-либо историка прямо пишущего об отношении к викингам я не нашел. Косвенно этой тематики коснулась Е. А. Мельникова в своей работе «Рунические надписи» (в основном это касалось отношения викингов к Руси, отчасти Руси к викингам), а также в своей статье «Тени забытых предков» в журнале «Родина». Об отношении в Западной Европе к норманнам упомянул А.Я. Гуревич в своей работе «Походы викингов», но много внимания он этому не уделял. Вопросу взаимовлиянию друг на друга Руси и Скандинавии посвящено достаточно много работ советских и зарубежных историков (в основном это споры «норманистов» и «антинорманистов»). Очень мало работ зарубежных авторов, посвященных взаимодействию западной Европы и норманнов – работы на эту тематику в принципе были в каталогах Исторической библиотеки, но они были на иностранных языках. I) Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе на основе источников. 1) Отношение к викингам в Западной Европе. Судьбы викингов и Европы были тесно связаны на протяжении всего раннего средневековья. Во Франкии их называли норманнами, в Англии датчанами, независимо от того, из Дании или Норвегии приплывали они, в Ирландии фин-галлам («светлые чужеземцы» — норвежцы) и дуб-галлам («темные чужеземцы» — датчане), в Германии аскеманнам. Так как же европейцы относились к своим не очень дружелюбным соседям. Для начала обратимся к молитвам, звучавшим в соборах и монастырях Европы в IX-X веках. Одними из наиболее часто встречающихся в источниках молитв, были молитвы следующего типа: «Боже, избави от неистовства норманнов!» или «Избави нас, Боже, от дьявола и от норманнов» (вариант – «Избави нас, Боже, от чумы и от норманнов»). Уже на основании этих 2-х молитв можно сделать некоторые выводы об отношении западноевропейцев к викингам: 1) Чудовищный страх перед ними – они ставятся в один ряд с самым страшным, что может быть для христианина – с дьяволом. Норманны приравниваются к стихийному бедствию (сравнение с чумой). 2) Вместе с тем норманны воспринимаются как божья кара, т.к. все что делается - делается по воле божьей, и у него же надо просить избавления от напасти. Подтверждение первому выводу находим в «Англосаксонской хронике», сообщающей о нападении язычников на «божью церковь в Линдисфарне, которую они диким образом разрушили, прибегнув к грабежу и убийству». В ней викинги изображены как одно из многих стихийных бедствий наряду с предшествующим нашествию ураганам, необычайным молниям, полетам огнедышащих драконов и голодом. Подтверждение 2-му выводу находим у Алкуина, одного из виднейших представителей «каролингского возрождения». Узнав о гибели монастыря в Алкуин усмотрел в ней божью кару за грехи жителей Нортумбрии, среди которых, по его словам, одни погрязли в излишествах, а другие умирают от голода и холода, в то время как правители ведут неправедную жизнь и следят за своей прической и бородой больше, чем за соблюдением справедливости в стране. В нападении язычников Алкуин видел предзнаменование новых бедствий, напоминающих времена завоевания бриттов саксами. Он приводил прорицание библейского пророка Иеремии: «От севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли». Теперь обратимся к документам. Для примера возьмем картулярий аббатства св. Петра Шартского, в котором говорится о его разорении викингами в 858 г.: «Но вот в одно время приплывший из-за моря на кораблях с птичьими клювами языческий народ всю почти Нейстрию жестоко и хищнически обнаженным мечом опустошил, некие святые места разорил и всепожирающему пламени предал, города захвативши, совершенно с землею сравнял, христиан же либо … железом истребил, либо захваченных в плен предал в вечное рабство. До того дошло неистовство этих язычников, что на веслах поднялись они по Сене реке, опустошивши окрестности и подошедши к городу Шартру, всю округу по которой прошли разорили и обезлюдили.…Все его население подверглось поголовному истреблению.…Тогда же вышеназванный монастырь, оскверненный врагами, предан был пламени». Можно выделить следующие моменты: 1) То, что пришельцы – варвары – «приплывши на кораблях с птичьими клювами» 2) Жестокость нападавших – «языческий народ и всю почти Нейстрию жестоко и хищнически опустошил…»; «население подверглось поголовному истреблению» 3) Пришельцы чужды всякой святости – «некие святые места разорил»; «монастырь…предан был пламени» Таким образом, из вышенаписанного можно сделать вывод, что население западной Европы представляло себе викингов как варваров, жестоких и алчных убийц и грабителей, чуждых христианству и милосердию. Очевиден, также, страх перед ними. 2 Отношение к викингам в Восточной Европе (на Руси) Контакты викингов с Русью были не менее тесными, но несколько другого рода. Во-первых, если в экспансии в западную Европу участвовали в основном норвежцы и датчане, то на Руси действовали выходцы из Швеции, и, особенно, из ее средней части. Во-вторых, геополитическая среда в Восточной Европе координально отличалась от западноевропейской. В западной Европе викинги имели дело уже со сложившимися государствами, в то время как в восточной активно шел процесс образования государств. Т. о., как замечают многие исследователи (Мельникова Е.А, Рыдзевская Е.А.), викинги и племена восточной Европы (прежде всего славяне) стояли на одной ступени развития. В связи с отсутствием у славян письменности (черты и резы – не в счет), в источниках нет точных описания набегов варягов, в отличии от источников Западной Европы, но, видимо, такие нападения были. Перейдем непосредственно к источникам. I. «Повесть временных лет» (далее «ПВЛ»). В «ПВЛ» достаточно много упоминаний о варягах, которые можно разделить на несколько видов: 1) Образ варяга-наемника: А) «В лето 6415. Иде Олегъ на Грекы…; поя же множество Варягъ и Словенъ…» – упоминание варягов в войске Олега. Б) «В лето 6452. Игорь же совокупивъ вои многи, Варяги, Русь, и Поляны…» – упоминание варягов в войске Игоря В) «В лето 6488. Приде Володимиръ съ Варяги Ноугороду…» и в то же лето «Поиде же Ярополкъ, и рече ему Варяжько: «не ходи княже, убъють тя…»» – упоминание варяг в дружине Владимира и наличие какого-то «варяжьки» рядом с Ярополком (видимо дружинника) Г) «В лето 6488….и реша Варязи: «сольстиль еси нам, да покажи ны путь въ Греки». Онъ же рече имъ: «идете». – варяги просят у Владимира, чтобы он отпустил их к греческому императору, и он отпускает их. Таким образом, варяги принимали участие во всех крупных походах русских князей, из чего можно сделать по крайней мере 2 вывода: · русские князь часто обращались за помощью к варягам и, следовательно, у них не было представления о варягах как о жестоких и алчных убийцах и грабителях, с которыми не может быть никаких соглашений. · в свою очередь варяги часто соглашались служить русскому князю, следовательно, это было достаточно выгодно, возможно, даже выгоднее чистого грабежа (учтем, что участие в походе князя – это также и грабеж захваченных городов и территорий). 2) Варяги в роли послов : А) «Въ лето 6420. Посла мужи свои Олегъ построити мира и положите рядъ межю Русью и Грекы, глаголя:«…Мы отъ рода Рускаго, Карлы, Инегердъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Руаръ, Актеву, Труанъ, Лидулъ, Фостъ, Стемидъ, иже послани отъ Олга, великого князя Рускаго…» – послы от русского князя к базилевсу ромеев – варяги Б) «В лето 6453. Посла Игорь муже своя къ Роману…«Мы отъ рода съли и гостье, Иворъ солъ Игоревъ, великаго князя Рускаго, и объчии сли: Вуефастъ Святославль, сына Игореви, Искусееви Ольги княгини, Слуды Игоревъ, нети Игоревъ, Улебъ Володиславль, Каницаръ Передъславинъ, Шихъбернъ Сфанъдръ жены Улебле, Прасьтень Туръдуви, Либиаръ Фастовъ, ГримЪ Сфирьковъ, Прастенъ Акунь, нети Игоревъ, Кары Тудковъ, Каршевъ Тудоровъ, Егри Евлисковъ, Воистъ ВоиковЪ, Истръ Аминодовъ, Прастенъ Берновъ, Ятвягъ Гунаревъ, Шибридъ Алданъ, Колъ КлеаковЪ, Стегги Етоновъ, Сфирка...Алвадъ ГудовЪ, Фудри Туадовъ, Мутуръ Утинъ, купецъ Адунь, Адулбъ, Иггивладъ, Олебъ, Фрутанъ Гомолъ, Куци, Емигъ, Туръбидъ,Фуръбернъ, Моны, Руалдъ, Свень, Стиръ, Алданъ, Тиленъ, Апубьксарь, Вузлевъ, Синко, Боричь послании отъ Игоря, великого князя Рускаго, и отъ всякоя княжья и отъ всехъ людий Руския земля.» – по подсчетам Мельниковой Е.А. в договоре Игоря с Византией 944 года (текст которого из «ПВЛ» был приведен выше) из 76 имен 56 – скандинавские. Из того, что варяги достаточно часто выступали в роли послов от русских князей следует, что последние им доверяли. Можно ли доверять людям, которых боишься больше всего на свете? Вряд ли. 3) Варягов, исполняющих административные функции: «В лето 6488….» варяги просили Владимира отпустить их на службу к ромеям, он согласился «И избра отъ нихъ мужи добры, смыслены и храбры, и раздал имЪ грады; прочие же идоша Царюграду въ Греки.» – Владимир передает в управление варягам славянские города, т.е. дает им право сбора дани. Передача сбора дани (ранней формы налога) в руки варяга подразумевает доверие к нему. 4) Варяги-христиане: «В лето 6491. …» Владимир ходил в поход на ятвягов, и в честь удачного возвращения было решено принести в жертву богам человека. Человека определяли жребием. Далее рассказ о варяге «держаше веру христианску», у которого был «сынъ красенъ лицомъ и душею», на которого пал жребий «по зависти дьяволи». Варяг отказывается принести сына в жертву языческим богам, остается до конца верен христианству (причем подчеркивается его стойкость) и, в конце концов, и отца и сына убивают. В последствии на том месте, где они были убиты воздвигли Десятинную церковь. В этом отрывке прославляется стойкость варягов, подчеркивается красота сына варяга, они представлены как первые мученики за христианскую веру. Мучеников за веру (верных христиан) как в Европе, так и на Руси почитали и уважали, и уж точно такие люди не могли быть представляемы как чуждые христианству и милосердию. 5) Упоминания в «ПВЛ» о дани, даваемой варягам : А) «Въ лето 6367. Имаху дань Варяз изъ заморья на Чюди и на Словенехъ, на Мери, и …» Б) «Въ лето 6390. …Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани даяти отъ Словеномъ, Кривичемъ и Мери, и устави Варягомъ дань даяти отъ Новагорода гривенъ 300 на лето, мира деля, еже до смерти Ярославле даяше Варягомъ» Т.о. с одной стороны варяги принимают участие в русских походах, они играют некоторую роль в управлении, но в это же время им уплачивается дань. Вывод по «ПВЛ »: прослеживается достаточно дружественное отношение летописца к варягам, складывается такое впечатление как будто варяги были «свои» для него. Общий вывод: отношение к викингам в Западной и Восточной Европе различны, если обрисовать его в 2-х словах, то в Западной Европе это страх перед ними, на Руси же викинги это «свои». II. Причины разного отношения к викингам в Западной и Восточной Европе 1) Причины негативного отношения к викингам в Западной Европе. Причины, способствующие складыванию восприятия викингов в Западной Европе как врагов, на мой взгляд, достаточно ясны: А) Начиная с 40-х годов IX века, набеги норманнов становятся регулярными: 841 – взятие Руана, 842 – набег на Квентовик, 843 – Нант, 845 – Париж и Гамбург, с 865 – начинается массовое вторжение датчан в Англию. В X веке ситуация не улучшается, о масштабах украденных сумм говорят следующие цифры – договор заключенный англичанами с норманнами после проигранной в 991 году битве при Мэлдоне предусматривал выплату скандинавам 22 тысяч фунтов золота и серебра, в 994 году король Этельред II откупился от объединенного войска норвежцев и датчан заплатив 16 тысяч фунтов серебра, в 1002-м году викинги получили 24 тысячи фунтов, в 1006 – 36 тысяч, в 1012 – 48 тысяч фунтов серебра. Викинги были хорошо вооруженными сильными и умелыми воинами, отлично обращающиеся с оружием, плюс опытные мореходы на маневренных и быстроходных кораблях. Они сравнительно легко побеждали даже превосходящие по численности войска европейцев. Удрученные постоянными неудачами, пораженные легкостью, с которой викинги добивались своих целей, население Европы потеряло надежду на то, что викингов можно одолеть, и впадало в панический страх при первом же появлении кораблей норманнов, пытаясь спастись бегством, даже не пробуя сопротивляться. Подтверждение этому находим в книге Гуревича, где он приводит такие слова хрониста: «…Все обращалось в бегство, и редко кто говорил: Остановись, окажи сопротивление, защищай свою родину, собственных детей и народ! Не сознавая смысла происходящего и в постоянных раздорах между собой, откупались все деньгами там, где нужно было для защиты применить оружие, и так предавали дело Божие». Б) В Европе в это время развивалось христианство. Оно все более глубоко проникало в сознание средневекового человека, и десять заповедей не были для него пустым звуком. Жестокость викингов, их обжорство (изголодавшись в суровой Скандинавии, они набрасывались на все съестное), многоженство, варварские обычаи (например, разрешенное детоубийство) все это не сочеталось с христианскими нормами и правилами. Поэтому европейцы и воспринимали скандинавов как варваров и дикарей, чуждых всякого милосердия. 2) Причины дружественного отношения к викингам в Восточной Европе (на Руси): Причина дружественного отношения летописца к варягам в том, что варяги захватили власть над славянскими племенами – т.е. поток переселенцев из Швеции создал область на севере восточной Европы с достаточно большим процентным содержанием скандинавского населения. Викинги заставили платить дань себе местные разрозненные племена славян и финно-угоров – вот 1-й центр образования русского государства. Затем были подчинены племена вдоль торгового пути «из варяг в греки» - поляне – 2-ой центр образование русского государства. Варяги (а вернее часть их называемая «русь») составили господствующий класс нового государства – Киевской Руси, поэтому первые русские князья явно скандинавского происхождения. Затем варяжский элемент был ассимилирован славянским. Т. е. произошло что-то похожее на историю Болгарии – тот же пришлый элемент (кочевники болгары – отличные воины), так же они составили на короткий период времени господствующий класс и так же через некоторое время были ассимилированы южными славянами, передав новому государству свое имя – Болгария. В результате и там и там – сильное военное государство. Т.о. Киевская Русь – результат симбиоза 2-х элементов – варяжского и славянского. Доказательства : 1) На основе «ПВЛ» А) Запись под 6488 годом. Владимир доверяет сбор дани и управление градами не чужеземцам (что достаточно странно), а своим соотечествиникам, естественно не доверяя местному захваченному населению. Б) О варягах-послах. В договоре Олега с Византией 2 важнейших пункта – выплата дани (что напоминает откупы, дававшиеся викингам в Западной Европе) и льготы русским купцам. По данным Мельниковой Е.А. из 26 купцов, выступавших в качестве свидетелей, 21 были скандинавы. Зачем им заботиться об интересах русских купцов? Если же русские – это разновидность варяжских (на раннем этапе русского государства), то как в Константинополе можно отличить русского купца из Киева, ничем не отличающегося по виду от скандинава? Это сделать нельзя. Следовательно, скандинавские купцы заботились о своих интересах, что естественно. В) Запись под 6477 годом. Святослав пишет матери Ольге, что не люб ему Киев, а нравится Переславль, так как туда свозятся все лучшее из разных концов земли. В частности из «Руси же скора и воскъ, медъ и челядь». Челядь это рабы, кто эти рабы из Руси? Это славяне. Известно, также, что варяжские купцы продавали в Арабии северных рабов, что было очень выгодно. Купцы плыли по Волге, через Каспий. Вряд ли они везли франков и других германцев. Гораздо ближе славяне. Г) Запись под 6453 годом. Когда перечисляются племена, участвовавшие в походе Игоря на Византию, говорится «совкупивъ вои многи, Варяги, Русь, и Поляны, Словени, и Кривичи, и Теверьце…». Русь это и не варяги, и не поляне, и не словени. Возможно, «Русь» - это потомки первых переселенцев в восточную Европу (тем более что у Олега упоминания в войске «руси» нет, возможно, потому, что сыновья варягов пришедших с Рюриком еще слишком малы для войны). 2) Данные лингвистики А) Мельникова Е.А. в работе «Рунические надписи» пишет о том, что в рунических надписях (на территории не только Руси, но и Скандинавии) много топонимов и этнонимов, связанных с Восточной Европой (около 20), в то время как западно- и южно-европейских практически нет. Б) Константин VII Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» приводит параллельный список скандинавских и славянских названий Днепровских порогов, не содержащих сколько-нибудь существенных искажений исходных слов, следовательно, информатор Константина владел одинаково хорошо и древнешведским и славянским. Может, это потому, что знать Киевской Руси была двуязычна? В) В соборе св. Софии в Новгороде имеются два графити, датируемые второй половиной XI века (около 1137 года). Они процарапаны лицами имеющими скандинавские имена Геребен и Фарьман, но пишут кириллицей, причем нет сомнения, что русский их родной, следовательно к середине XI века произошло вытеснение древнескандинавского и переход на древнерусский – процесс ассимиляции в действии. Но, видимо еще какое-то время сохранялась и руническая письменность. Пример - рунические находки 1115 –1130 годов из города Звенигорода Галицкого. В надписи употреблена руна «g», которая вышла из употребления в Скандинавии к концу XI века. Следовательно, у написавшего не было контактов со Скандинавии уже достаточно долгое время, но сами он потомок выходцев из Скандинавии. Видимо, это переселенцы. Т.о. видно, что в культуре Восточной Европы присутствует значительный элемент скандинавского языка, который сходит на нет приблизительно к концу XI века. 3) Этническая принадлежность первых русских князей Большинство современных историков признают скандинавское происхождение первых русских князей. Даже безусловный “антинорманнист” Б.А. Рыбаков допускает возможность отождествления летописного Рюрика с Рюриком Ютландским, известным по западноевропейским источникам. О том, что первые русские князья скандинавы по происхождению вскользь упоминает Мельникова Е.А. Император Никифор описывает Святослава как человека с длинным чубом – это характерная прическа варягов. Но, если признать варяжское происхождение князей, то надо признать и то, что их окружение тоже было в основном варяжское (плюс выходцы из местной знати). Т.о. правящая верхушка большей частью скандинавская, что неплохо сочетается с гипотезой о завоевании. 4) Данные археологии В Западной Европе находок, связанных с норманнами совсем немного (исключая Ирландию и Англию), на Руси же огромное количество. Шведский археолог Ингмар Янссон подсчитал соотношение находок характерных скандинавских женских украшений в одной из археологических памятников под Ярославлем и в могильнике «эпохи викингов» в средней Швеции – Бирни (располагается на одном из островов озера Меларен, близ Стогольма). Он делает вывод – процент скандинавских украшений примерно равный. Он также сопоставляет количество находок скандинавского происхождения на поселении Бирни и на Рюриковом городище – примерно одинаково. На территории Руси было найдено множество овальных фибул (женских) – они служат для крепления сарафана. Сарафаны носили скандинавские женщины, славянские носили рубаху и юбку. В кургане «Черная могила» под Черниговом был найден идол – изображение Тора, опоясанного волшебным «поясом силы», умножающим мощь. В старой Ладоге обнаружены так называемые «длинные дома» (длина 20-30 метров). Такие дома не свойственны ни славянам, ни финно-угорам. Но подобные дома найдены в Швеции. По данным археологии многие поселения вдоль Днепра, Десны – скандинавского происхождения (то же можно сказать о верховьях Волги и районе Владимира и Суздаля). Вывод: на самом деле не играет большой роли, завоевали ли норманны славян, или же последние призвали их добровольно. Большая переселенческая волна из Швеции, варяжское происхождение первых русских князей, влияние скандинавской культуры нельзя отрицать, равно как и ответное влияние восточноевропейской культуры на Швецию. Но это важно для моей темы. Если действительно имело место варяжское завоевание, то вопрос «как относились на Руси к варягам», при условии, что Русь – «сплав» варягов и славян, будет примерно равен вопросу «как относились викинги к варягам», т.е. вопрос лишен смысла – как могут представители одной нации относится друг к другу –, естественно, положительно.
Заключение – вывод : Действительно, отношение к викингам в Западной и Восточной Европе различно. Для западной Европы характерен страх перед норманнами, восприятие их как варваров и дикарей, как жестоких и алчных убийц и грабителей, чуждых христианству и милосердию. Такое отношение вполне естественно, что, надеюсь, достаточно ясно показано в части II пункте 1 данной работы. Что касается отношения к викингам на Руси, то оно было дружественным, так как Русь образовалась в результате захвата власти варягами над славянскими племенами, т.е. это симбиоз варяжского и славянского народов. И поэтому вопрос об отношении на Руси к варягам в принципе лишен смысла. Список литературы: 1) «Повесть временных лет. Материалы к практическим занятиям по истории СССР». Составитель А.Г. Кузьмин, М.,1979. 2) А.Я. Гуревич «Походы викингов», М.,1966. 3) Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи», М., 1977. 4) «Средневековая Европа глазами современников и историков» Книга для чтения. Том 1, М., 1995. 5) Мурашова В. «Была ли Др. Русь частью Великой Швеции?», «Родина», 10, 1997 год 6) Мельникова Е.А. «Тени забытых предков», «Родина», 10, 1997. |