Реферат: «Жалости и милости"
Название: «Жалости и милости" Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
«Жалости и милости" Комментарий к одному стихотворению Макс Ремпель Есть такой жанр - комментарии к стихам, их расшифровка, выкапывание пластов и ссылок. Особенно в нем преуспел T.S. Eliot - он сам писал стихи и их комментировал. Затем их комментировали литературоведы. В результате тоненький сборник стихов превращается в толстенный том комментариев. Хорошо это или плохо? Кому как. Иные любят поэзию за звук и неуловимость. Мне же в поэзии нравится ребусность и разгадываемость. Когда после каждой отгадки стих приобретает новый смысл, резонирует на новой волне. Вот мои комментарии к одному из самых сложных - емких стихов Мандельштама. Если вы дополните или поправите - буду рад. Стих прежде всего удивителен ритмом. Каждое двустишие имеет свой ритм. Оно похоже на спектр - каждое двустишие говорит о своём и перекликается с идеями из разных тем и разных времен. Я молю, как жалости и милости, Франция, твоей земли и жимолости, Весь стих скреплен игрой слов, несовершенными рифмами, на грани фола. Он начинается с каламбура, несовершенной рифмы - милости-жимолости, почти ботинки-полуботинки и кончается ещё более спорной рифмой - козы-раздразни. Это не небрежность, а стиль, приближающий стихи по емкости к прозе, позволяющий собрать воедино вещи не совместимые, и, что необыкновенно трудно в стихах - высказать сложную философскую мысль, не снизойдя до прозы, оставшись на территории поэзии. Во Франции Мандельштам был в 1907 году, в 16 лет, а стихотворение написано в 1937 году, в 46 лет, за год до гибели в лагерях, когда Европа была за железным занавесом, и для большинства была чем-то абстрактным и недоступным. Правды горлинок твоих и кривды карликовых Виноградарей в их разгородках марлевых. Речь идет об импрессионистах, правда не знаю, о которой конкретно картине. Я бы думал, что это должен быть Моне, Клод, из Эрмитажа. Заметьте противопоставление - кривды - правды - горлинок (парижских горожанок? или голубей с парижских мостовых?) и виноградарей – сельских жителей, карликовых и приземленных. В легком декабре твой воздух стриженный Индевеет - денежный, обиженный... Интересно, который здесь декабрь - 1907 года или 1937ого? Если легкий, то наверно - Парижский? Почему стриженный - потому что во Франции стригли кусты? Вспомним Бенуа, прогулку короля... Почему воздух денежный? - это по поводу продажи коллекции импрессионистов из Эрмитажа американцам? Примерно то самое время - интересно бы проверить... За валюту - помните, у Булгакова: граждане! Сдавайте валюту... Но фиалка и в тюрьме: с ума сойти в безбрежности! Свищет песенка насмешница, небрежница, - Фиалка в тюрьме - картина в музее в 37 году, в эпоху террора, как напоминание о свободной жизни. Где бурлила, королей смывая, Улица июльская кривая... О французской революции - интересно, что за улица и что за июль? А теперь в Париже, в Шартре, в Арле Государит добрый Чаплин Чарли - Об индустриализации и американизации Франции и Европы. О наступлении ширпотреба, о том, что импрессионизм 1900 года, которому Мандельштам - современник, сменяется бездушным и разрушительным конструктивизмом, модернизмом, фашизмом и прочими измами. Этот перелом наступил в 20-30-х годах, в 1937-м было ясно, даже из Воронежской ссылки, что старый европейский мир ушел и изменился, на смену ему идет индустриальная эстетика, и Чаплин - лучшее, что она может представить взамен воздушному, поэтическому и расплывчатому импрессионизму. В океанском котелке с растерянною точностью На шарнирах он куражится с цветочницей... В океанском - заокеанском, вселенском, универсальном - так шокирующем в период эпохи Москвошвея. Шарниры - комические движения Чаплина - характеристика человека-робота, человека нового индустриального общества, предвестника брейк-данса. Цветочница - это из какого фильма. Там, где с розой на груди в двухбашенной испарине Паутины каменеет шаль, Эту загадку не я отгадал - это Нотр-Дам - гениальное изобретение французов средних веков, способ построения соборов особенно воздушных и устремленных вверх - однажды построенный, кажется в XII веке, Нотр-Дам был скопирован во множестве экземпляров и присутствует в каждом большом городе Франции. Так мысль перелетает от Чаплина и слепой цветочницы по воздушному готическому мосту к Нотр-Даму с двумя башнями и вертикальной каменной розой (я видел озеро, стоявшее отвесно...) Жаль, что карусель воздушно-благородная Оборачивается, городом дыша, - Карусель - роза - цивилизация - Европа принимают Чаплина, американскую бездушную индустриализацию - огни большого города, и кажется, необратимо. Наклони свою шею, безбожница С золотыми глазами козы, Наклони шею - смирись, возврата нет. Почему безбожница? Потому что Франция была первой страной, где революция отвергла Бога? Почему у Франции "золотые глаза козы"? Не знаю. Может речь идет о жертвенном агнце? И кривыми картавыми ножницами Купы скаредных роз раздразни. Почему ножницы картавые? Кривые - понятно, но картавые? Почему купы? Почему скаредных? Не желающих сдаваться? Здесь ржавые кривые картавые непоэтичные садовые ножницы – символ индустриализации, футуризма, модернизма, а оконная роза готического собора - символ поэзии, культуры, западной цивилизации отступающей под напором города, индустрии и капитала. А теперь целиком: * * * Я молю, как жалости и милости, Франция, твоей земли и жимолости, Правды горлинок твоих и кривды карликовых Виноградарей в их разгородках марлевых. В легком декабре твой воздух стриженый Индевеет — денежный, обиженный... Но фиалка и в тюрьме: с ума сойти в безбрежности! Свищет песенка — насмешница, небрежница,— Где бурлила, королей смывая, Улица июльская кривая... А теперь в Париже, в Шартре, в Арле Государит добрый Чаплин Чарли — В океанском котелке с растерянною точностью На шарнирах он куражится с цветочницей... Там, где с розой на груди в двухбашенной испарине Паутины каменеет шаль, Жаль, что карусель воздушно-благодарная Оборачивается, городом дыша,— Наклони свою шею, безбожница С золотыми глазами козы, И кривыми картавыми ножницами Купы скаредных роз раздразни. |