Реферат: Культура Доколумбовой Америки

Название: Культура Доколумбовой Америки
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат

Изучение доколумбовых культур очень важно для разработки моделей социокультурной эволюции. Среди культур Месоамерики классического периода (III-Х вв.) наиболее хорошо документирована культура майя, прежде всего благодаря обширному корпусу иероглифических надписей и богатому археологическому наследию.

История заселения Америки

Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е. приблизительно 30 тыс. лет назад.

В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране, почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины, гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразными особенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы в погребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блоками из полудрагоценных пород камня.

Памятникам скульптуры ольмеков свойственны реалистические черты. Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются колоссальные человеческие головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Ло-ренсо. Высота головы — 2,5 м, вес около 30 т. Никаких фрагментов тела от этих скульптур не найдено. Базальтовый монолит, из которого изготовлена скульптура, был доставлен из вулканической каменоломни за 50 км от места их нахождения. Причем как у ольмеков, так и у майя не было тягловой скотины.

Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаются изображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе. Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лиц с пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара.

В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние на соседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли. Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг. радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах, периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученые определили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов, что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромные участки земли лишались растительности и становились непригодными для земледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более. Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых люди переселились на север к родственным племенам. Археологические находки подтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, а в местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формы керамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытые вулканической пылью.

ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА З

Города цивилизации майя

Д жунгли Центральной Америки хранят тайны майя, одного из самых загадочных народов в истории. Кто они? Откуда явились? Оставили ли какие-нибудь вести для нас? Вот уже более 200 лет с тех пор, как в 1773 году открыты руины их знаменитого города Паленке, ученые и писатели пытаются ответить на эти вопросы. Этот великолепный город, раскопки которого еще не завершены, постоянно находящийся под угрозой исчезновения из-за окружающих его джунглей, - является одним из чудес Нового Света. Его пирамиды, храмы, дворцы, построенные из белого известняка, с искусством, которое может сделать честь даже зодчим Ренессанса, продолжают восхищать всех, кто видит их. Но вполне оценить это сокровище мы смогли только со второй половины прошлого столетия, когда началась расшифровка надписей, украшающих стены основных зданий, построенных майя.

Перед нами предстает жизнь народа очень непохожая на нашу собственную. В отличие от нас, в личной собственности майя было лишь немногим больше вещей, чем необходимо для жизни. Их роскошно одетые правители совершали странные и болезненные ритуалы над собой, чтобы, например, вызвать плодородие почвы.

Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114 года до нашей эры и будто бы должна завершиться 22 декабря 2012 года нашей эры. К этому времени земля, которую мы знаем ныне, должна снова изменить свой облик из-за ужасных землетрясений.

Много книг написано о майя, но никто пока не объяснил, откуда они взяли именно эти даты. Правда, много было написано о структуре их календаря, но причины, побудившие майя создать такие сложные системы отсчета времени, как длительный счет, пока остаются невыясненными.

По нашим стандартам, их цивилизация выглядит примитивной - у них не было механизмов, не было автомобилей, не говоря уже о компьютерах, но зато было немало достижений в другом смысле. Как показали исследования ученых, майя умели развивать свои психические способности в такой степени, что нам это даже трудно себе представить.

Г орода на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия. После X в. развитие культуры майя, правда, уже несколько измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей – тольтеков, пришедших из центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива, продолжалось на севере – на полуострове Юкатан – и на юге – в горах Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио, а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

В настоящее время большинство ученых выделяют в пределах этой территории три крупные культурно – географические области или зоны: Северную (п-ов Юкатан), Центральную (Северная Гватемала, Белиз,Табаско и Чьяпас в Мексике) и Южную ( горная Гватемала).

Начало классического периода в низменных лесных областях отмечено появлением таких новых черт культуры, как иероглифическая письменность (надписи на рельефах, стелах), календарные даты по эре майя (так называемого Длинного Счета – числа лет, прошедших от мифической даты 3113 г. до н.э.), монументальная каменная архитектура со ступенчатым “ложным” сводом, культ ранних стел и алтарей, специфический стиль керамики и терракотовых статуэток, оригинальная настенная живопись.

Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. до н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и высоты. Внутри они обычно сооружены из смеси земли и щебня и облицованы снаружи плитами тесаного камня, скрепленными известковым раствором. На их плоских вершинах стоят каменные здания: небольшие постройки из одной – трех комнат на высоких башнеобразных пирамидах – основаниях ( высота некоторых из таких пирамид – башен, как, например, в Тикале, достигла 60м.). Это, вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамбли на низких платформах, обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всего резиденции знати или дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого свода, стены их очень массивны, а внутренние помещения сравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов и дворцов царят прохлада и полумрак. В конце классического периода у майя появляются площадки для ритуальной игры в мяч – третий тип основных монументальных построек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя были прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень часто важнейшие ритуально - административное постройки располагались на естественных или искусственно созданных возвышениях – “акрополях” ( Пьедрас-Неграс, Копан, Тикаль и др.).

В VI-IX вв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов неприкладного искусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и живописи. Скульптурные школы Паленке, Копака, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передаче изображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака (Чьяпас, Мексика), относящийся к VIII в. н.э., представляют собой историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношения пленных, празднество, танцы и шествия сановников и вельмож.

Благодаря работам американских (Т.Проскурякова, Г.Бернин и др.) и советских (Ю.В. Кнорозов, Р.В. Кинталов) исследователей удалось убедительно доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н.э. – стела, притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) – это мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по данным археологов, в Центральной области майя в I тыс. н.э..

Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник , что означает “настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин”, “владыка”. Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виник назначал, возможно, из своих кровных родственников, батабов – вождей селений, которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости. Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков астеков или курака инков. Как и те, они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которых хольпоп – “глава циновки”. Существовал там и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца ах кин.

Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – прапрадедовские астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.

В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили вдали от городских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры, пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу, соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.

Важную статью экономики составляли ремесло и торговля. Ремесло, очевидно, процветало – изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для рисованных книг или кодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна и многое другое. Торговля составляла весьма важный сектор экономики. На территории нынешнего штата Табаско традиционно велась меновая торговля между более северными ацтеками и майя. Они обменивались солью, воском, медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из нефрита. В качестве “обменной монеты” выступали зерна какао и раковины. Города-государства соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, но иногда и мощеными шоссе – вроде того, что протянулось на 100 км между Йашхуна (около Чичен-Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки, безусловно, также служили путами сообщения, особенно для торговцев.

Во всей Мезоамерике не было народа, который достиг бы более значительных успехов в науках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей. Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и математика. В этой сфере они действительно оказались в доколумбовой Америке вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы ни с какими другими народами. Майя превзошли в данных науках даже своих современников-европейцев.

С VI или VII в. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько майя установили гражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счет оказался более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет, в последней четверти XVI в. Морли составил следующую таблицу:

Длительность года по современным данным – 365,2422 дня

Древний юлианский год – 365,2510 дня

Современный григорианский год – 365,2425 дня

Год майя – 365,2420 дня

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей - тун; тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майеб, буквально: “неблагоприятные”. Считалось, что в эту пятидневку “умирает год”, и потому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

Все даты, сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных испанцами записях раннеколониального периода, имеют единую точку отсчета. Ее можно назвать “год Первый”, с которого начинается счет времени майя. По хронологии, он попадает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной системой корреляции, на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 год до н.э. – год предполагаемого создания Библии.

Культура майя занимала огромное простран­ство — более 400 тыс. км 2 и охватывала нынешние мексикан­ские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и запад­ную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены сле­дующие разделы работы.

Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность — приблизительно 2,7 млн человек.

Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки), пожалуй, наиболее известны.

Величественные развалины городов майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.

В истории майя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это еще одна тайна в истории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное происходило по всей Месоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих причины этого явления – землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация и т.д. Морли утверждал, что “основной причиной упадка и исчезновения Старой империи стал упадок системы земледелия”. Блом согласился с этим мнением, заявив, что “майя истощили свою землю, так как использовали примитивные методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться на поиски новых мест для выращивания своих урожаев”. Однако археологи А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту “земледельческую” версию. Более того Томпсон был готов допустить версию о “культурном угасании”, но совершенно отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.

РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ АЦТЕКОВ

ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

«МЫ СНОВА ПОВЕРНУЛИСЬ К БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ И К СКОПЛЕНИЮ НАРОДА, СОБРАВШЕГОСЯ НА НЕЙ; ОДНИ ПРОДАВАЛИ, ДРУГИЕ ПОКУПАЛИ... МНОГИЕ ИЗ НАШИХ СОЛДАТ БЫВАЛИ В РАЗНЫХ КОНЦАХ СВЕТА, В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ВО ВСЕЙ ИТАЛИИ, В РИМЕ, И ВСЕ ОНИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ТАКОЙ КРАСИВОЙ И ТАКОЙ ОГРОМНОЙ ПЛОЩАДИ, ГДЕ БЫЛО БЫ СТОЛЬКО НАРОДУ, ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ».

Так Берналь Диас дель Кастильо, солдат ар­мии испанского конки­стадора Эрнана Корте­са, описал ацтекский город Теночтитлан, когда увидел его в 1519 году.

Согласно книге Джина Стюарта «Мо­гущественные ацтеки» («TheMightyAztecs»), когда испанцы пришли в Те­ночтитлан, он насчитывал 150—200 тысяч жителей. Город оказался отнюдь не ди­ким захолустьем, а цветущей столицей, раскинувшейся на нескольких квадрат­ных километрах. Перед испанцами пред­стал город с мостами, дамбами, каналами и блистающими храмами. Столичный Те­ночтитлан был сердцем империи ацтеков.

Однако многим читателям рассказ о мирном, гармоничном ацтекском городе покажется несовместимым с распростра­ненными представлениями, согласно кото­рым ацтеки — не более чем кровожадные дикари. Ацтеки действительно верили в то, что их богам для сохранения своего могущества нужны человеческие сердца и кровь. Однако культура и история этого народа отнюдь не сводилась к кровопро­литию. И, проследив за их борьбой за выживание, можно лучше понять, какую упорную битву за место под солнцем ве­дут их потомки по сей день.

Подъем цивилизации ацтеков

В истории месоамериканской цивилиза­ции ацтеки занимают не такой уж долгий период* . По мнению большинства иссле­дователей, первые жители Мексики через Берингов пролив мигрировали из Азии на Аляску, а оттуда продвинулись на юг. По данным археологии, древнейшая культура Месоамерики — культура ольмеков. Их цивилизация, по сведениям ряда источников, по-видимому, появилась при­мерно в 1200 году до н. э. и просущество­вала, возможно, 800 лет. Ацтеки же вы­шли на первый план лишь к 1200 году н. э., спустя более 2 000 лет. Их культура прожила всего 300 лет. А их могуще­ственная империя господствовала всего сто лет, пока не пала под натиском испан­ских захватчиков.

Когда же империя была в зените свое­го развития, по великолепию она почти не имела, себе рав­ных. Согласно одно­му источнику,«ацтеки основали империю, простиравшуюся на юг до Гватемалы», Вот как описывает ее эн­циклопедия «Уорлд бук" («WorldBookEncyclopedia»): «Цивилизация ацтеков была одной из самых передовых в обеих Америках. Они строили города, по разме­ру не уступавшие любому европейскому городу тех времен».

Легендарное происхождение

Несмотря на видное положение ацте­ков, об их корнях известно не так уж мно­го. Согласно легенде, название «ацтек» происходит от слова «астлан», которое, как полагают, означает «белая земля». Однако никто не знает, где находился легендарный Астлан и существовал ли он вообще.

Во всяком случае, по легенде, из семи групп, покинувших Атслан, ацтеки были последними. По повелению своего бога они отправились в долгий путь на поиски земли для обитания. Пле­мя странствовало не один десяток лет, терпя небывалые трудности и лишения и практически не прекращая воевать с соседями. Но странствование не могло продолжаться бесконечно. Согласно са­мой распространенной легенде, бог велел своим последователям высматривать такой знак: орёл, сидящий на кактусе. Это знамение якобы увидели на топком островке в озере Тоскоко. Там и обосновались странники, построив город, позднее названный Великим Теночтитланом (что значит «камень, поднимающийся из воды»). Есть мнение, что это название происходит от имени легендарного патри­арха Теноча. Сегодня Теночтитлан погре­бен под городом Мехико.

Ацтеки были превосходными инженера­ми и ремесленниками. Сделав насыпи на дне озера, они расширили город. Дороги, проходившие по гребням дамб, соединя­ли остров с берегом. Была построена сеть каналов.

Однако в то время строители в об­щем-то не были известны как ацтеки. По легенде, когда они вышли из Астлана, их бог дал им но­вое название — мехикас . Со временем оно закрепилось за соседними землями и их оби­тателями.

Но этот район населяли не только мехикас, или ацтеки.Им,окруженным врагами, нужно было заключать союзы с соседями. Тем, кто не желал вступать с ацтеками в мирные отношения, вскоре приходилось биться с ними не на жизнь, а на смерть. Впрочем, войны ацтекам были на руку. Помимо их бога солнца множество других богов и богинь требовали регу­лярных приношений кровоточащих сер­дец и человеческих жертв. А в качестве жертв служили главным образом плен­ники. Зная о том, как поступают ацтеки с военнопленными, враги испытывали перед ними трепет.

Так империя ацтеков начала распро­страняйся из Тенотчитлана, вскоре достигнув некоторых областей современной Центральной Америки. Ацтекская культура впитывала в себя новые религиозные представления и обычаи. В тоже время казна ацтеков обильно пополнялась предметами сказочной роскоши — данью, взимаемой с покорённых племён. Процветала ацтекская музыка, литература и искусство. В журнале «Нэшнл джиографик» говорится: «По своему пора­зительному мастерству ацтеки должны считаться одними из самых одаренных скульпторов в истории». Когда пришли испанцы, цивилизация ацтеков пережива­ла расцвет.

Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия ацтеков

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода.

Покорение

В ноябре 1519 года мексиканский им­ператор Монтесума II мирно встретил испанцев и возглавлявшего их Эрнана Кортеса, приняв его за ацтекского бога Кецалькоатля, явившегося во плоти. Ис­панцы воспользовались гостеприимством суеверного народа. А простодушные ацте­ки дали им увидеть золотые сокровищни­цы Теночтитлана. Кортес начал лихора­дочно соображать, как бы ими завладеть. Ценой немалой отваги он захватил в плен Монтесуму в его же городе. По некоторым источникам, Монтесума практически не сопротивлялся. Во всяком случае столи­цу огромной империи Кортесу удалось покорить без единого выстрела.

Но вскоре после бескровной победы кровь все же пролилась. Кортесу неожи­данно пришлось отправиться на побере­жье по неотложному делу, и он назначил вместо себя вспыльчивого Педро де Аль-варадо. Опасаясь, что в отсутствие Корте­са жители Теночтитлана не сегодня за­втра взбунтуются, Альварадо решил их опередить. Во время праздника он звер­ски убил немало ацтеков. Вернувшийся Кортес застал город охваченным волнени­ями. В разыгравшейся битве, возможно, от рук испанцев погиб Монтесума. Однако по версии испанцев, захваченного Монтесуму Кортес вывел к народу, чтобы монарх призвал своих воинов к миру. А когда Монтесума обратился к ацтекам, они сами же забросали его камнями. Как бы там ни было, Кортес спасся бегством вместе с несколькими ранеными солда­тами.

Обессилевший и израненный, Кортес перегруппировал свои войска. К испанцам примкнули соседние племена, кото­рые ненавидели ацтеков и горели желани­ем сбросить с себя их иго. Тогда Кортес вернулся в Теночтитлан. Во время последовавшей кровопролитной осады ацте­ки, как сообщается, приносили в жертву пленных испанских солдат. Воинов Кор­теса это привело в ярость, и их решимость победить любой ценой укрепилась. Как пишет один ацтекский автор, вассальные племена, взяв инициативу в свои руки, «безжалостно мстили за все, что сделали им мексиканцы [ацтеки], и разграбляли их имущество».

13 августа 1521 года Великий Теночтит­лан пал. Испанцы вместе со своими союзниками теперь безраздельно властво­вали над мексиканцами. В «Нэшнл джиогрэфик» отмечается: «За едва за­метный промежуток исто­рии испанцы, вывозившие из страны золото, прев­ратили в руины великие города и культовые цен­тры Месоамерики. Корен­ные народы были пора­бощены и обращены в христианство, и империя ацтеков — последняя ве­ликая туземная цивили­зация — распалась».

Но покорение принесло с собой не только полити­ческие перемены. Испан­цы привезли ацтекам новую религию — католи­цизм,— и зачастую мечом насаждали ее среди мек­сиканцев. Бесспорно, религия ацтеков была кровожадной и идолопоклоннической. Однако, отнюдь не искоренив всех пережитков язычества, католицизм самым любопытным образом слился с ацтекской религией. Тонацин, богиню, которой поклонялись на холме Тепеяк, заменили Девой Гваделупской, причем ее базилика стоит именно на том месте, где раньше почитали Тона­цин. (Базилику построили там, где когда-то якобы явилась Дева Мария.) Во вре­мя священных праздников в честь Девы туземцы прямо перед базиликой ходят по кругу, танцуя языческие танцы своих предков.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ИНКОВ

Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4 300 метров над уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое прогоняет ночной холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре столицы государства инков, городе Куско (что означает «центр мира»). Засияли на солнце золотые стены храма. Засверкали в саду инков* перед храмом отлитые из чистого золота статуи лам, викуний и кондоров. В знак благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обеспечивает их всем необходимым,— как же признательны они за эти щедрые дары!

В XIV — XVI веках на западном побе­режье Южной Америки распростра­нилась власть могущественной «зо­лотой империи». Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 киломе­тров. «Инки считали, что они завоевали почти весь мир»,— писалось в журнале «Нэшнл джиогрэфик». А те земли, что еще оставались за пределами их государ­ства, не представляли, по их мнению, ни­какой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существова­нии их государства.

Кто же такие инки? Каково их проис­хождение?

Предшественники инков

Археологические находки свидетель­ствуют о том, что инкам предшествовали другие развитые культуры. Они существо­вали за сотни и тысячи лет до появле­ния инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и Тиауанако.

Эти древние народы поклонялись раз­личным животным — ягуару, пуме и ры­бам. Кроме того, было широко распростра­нено поклонение богам гор. Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен существовал культ сла­дострастия. В храме, построенном одним из племен неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боли­вии), были найдены фаллоидные пред­меты — им поклонялись во время ри­туалов плодородия, чтобы получить от Пача-Мама (матери-земли) хороший уро­жай.

Миф и реальность

Как народ инки сформировались при­мерно в 1200 году. Историк Гарсиласо де ла Вега, сын испанского конкистадора-зем­левладельца и инкской принцессы, пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака, который стал первым Инкой, вместе с его сестрой (и в то же время невестой) к озеру Титикака, что­бы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту легенду до сих пор рассказы­вают детям в школе.

Однако если оставить мифы и обратить­ся к реальности, мы узнаем, что инки, ве­роятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера Титикака. Расту­щее инкское государство присваивало себе достижения покоряемых племен, достраи­вая и совершенствуя созданные ими кана­лы и террасы. Инки возводили грандиоз­ные сооружения. Существует множество предположений, касающихся того, как уда­лось инкам построить крепость-храм Сак-саваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось никакого скрепляюще­го раствора. Однако эти стены древнего Куско, построенные из тщательно обтесан­ных и точно подогнанных один к друго­му камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.

В храме столичного города Куско, по­строенном из отшлифованных камней, жрецы совершали служение солнцу. Из­нутри стены храма были отделаны чи­стым золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода монастыри, здание одного из них было реконструировано, этот монастырь относился к храму солнца в Пачакама-ке, неподалеку от Лимы. Самые красивые девушки, начиная с восьми лет, прохо­дили специальное обучение, чтобы слу­жить «девственницами, предназначенны­ми солнцу». Археологические раскопки показывают, что инки совершали и чело­веческие жертвоприношения. Они прино­сили детей в жертву апу — богам гор. На вершинах Анд были найдены замерзшие детские тела.

Хотя ни у инков, ни у предшествовав­ших им племен не было письменности, они создали специальный способ хране­ния сообщений — так называемое кипу. Кипу использовалось теми, кому поруча­лось хранить память о различных исчислениях и событиях и «состояло из систе­мы шнуров различной толщины и разных цветов. Числа и другие данные пере­давались узелками различных размеров» («Археологический словарь», У. Брей, Д. Трамп).

Искусство работы с металлом

Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки. Действительно, во многих аспектах перуанские ремесленники этого периода были куда более искусными, чем их современники в Старом Свете, даже если они имели точно такие же инструменты.

С помощью гладких, крепких камней, которые служили им одновременно и молотом и наковальней, кузнецы и ювелиры выковывали из сырой заготовки слитка первоначальную форму будущего изделия. После этого они приступали к завершающей стадии, отбивая полученную форму молотком на рельефном шаблоне или гравируя ее иглой. Хотя ремесленники пользовались в работе и открытыми, и закрытыми формами для литья, холодная штамповка была наиболее распространенной практикой. Чтобы преодолеть ломкость металла при обработке, его иногда подвергали прокаливанию, заключавшемуся в нагревании заготовки, что улучшало ковкость металла.

Искусство ткачества или истинное ”золото” инков

Для вторгшихся в страну испанцев золото, несомненно, было самой желанной добычей. Но среди инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, это объяснялось трудоемкостью их производства. Многие слои населения были задействованы для изготовлений одежды, начиная с крестьян, выращивавших хлопок, и кончая теми, кто обеспечивал поступление шерсти альпак, лам и викуний. Во всех, кроме самых элитных, домах шерстяное волокно промывалось, прочесывалось, красилось, затем из него получали пряжу, из которой ткали куски материи; они никогда не кроились, их просто сшивали вместе, и в результате получалось то, что в данный момент необходимо, - от мешков для зерна до одежды или изысканных декоративных тканей.

Туника с шахматным узором
Большая часть населения носила простые одежды, такие, как, например, мужская туника, сделанная из относительно тонкой хлопковой ткани или из материи, выработанной на основе шерсти альпака, которая называлась "уаска". Ткани тончайшей выделки, называемые "кумби", предназначались для изготовления роскошных одежд самого Сапа Инки, членов его семьи и привилегированных лиц, которые получали на это специальное разрешение императора. Сделанные из тончайшего волокна, окрашенного в самые невероятные цвета, сотканные в виде стандартных образцов с геометрическими фигурами, такие наряды кумби сразу указывали на высокий статус того, кто их надевал. Туника с шахматным узором и треугольником вверху, с отлично подрубленными швами, указывала либо на выдающуюся отвагу владельца, либо на его высокое воинские звание; ярко раскрашенную узорчатую тунику мог носить только Сапа Инка или его наследники.

Начало конца

Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вместе со своей армией — Перу в то время было ослаблено междоусобной войной. Атавальпа, направляясь к столи­це, одержал победу над принцем Васка-ром, своим сводным братом и законным на­следником престола, и взял его в плен.

Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в глубине страны, были радушно встречены узурпа­тором Атавальпой. Однако испанцы, хитростью взяв его в плен, лишили его пре­стола и убили тысячи его воинов, которые совершенно не были готовы к тому, чтобы дать отпор.

Однако даже плен не помешал Атаваль-пе продолжать междоусобную войну. Он направил в Куско посыльных, что­бы убить своего сводного брата Инку Васкара и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не подозревая, сыграл на руку Пи­сарро.

Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атавальпа пообещал в обмен на освобождение дать Пи­сарро столько золотых и серебряных статуй, что ими можно было бы запол­нить огромную комнату. Но план Ата-вальпы не удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещан­ный выкуп был уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники счи­тали идолопоклонником, был крещен как католик, а потом задушен.

Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по государству инков. Однако индейцы продолжали бороть­ся, поэтому «предсмертная агония» растя­нулась на сорок лет.

Когда прибыло подкрепление, Писар­ро и его солдаты устремились к Куско, городу несметных сокровищ инков. Дви­жимые жаждой золота, испанцы жесто­ко пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скрытых сокровищ, а всех, кто пытался им противодействовать,— запуги­вая, заставляли молчать.

В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и дол­жен был стать следующим Инкой (Ман­ко Инка Юпанка), Писарро и его солда­ты ворвались в Куско и разграбили все золотые сокровища. Большую часть зо­лотых статуй они переплавили в слит­ки и отправили в Испанию. Неудивитель­но, что испанские корабли, переполненные сокровищами Перу, были желанной до­бычей для британ­ских пиратов! Сам же Писарро, награ­бив немало добра, отправился на по­бережье материка и в 1535 году основал там новую столицу, город Лиму.

Ясно увидев, на­сколько жадны и ве­роломны завоевате­ли, Манко Инка Юпанки поднял вос­стание. Вспыхивали и другие мятежи против испанцев, но в конце концов индейцам все же при­шлось отступить и укрепиться в бо­лее отдаленных районах. Одним из мест, где, возможно, укрывались индейцы, был расположенный в горах священный город Мачу-Пикчу.

Последний Инка

Последним Инкой стал Тупак Амару (1572), сын Манко Инки Юпанки. В это время в Перу правили испанские вицекороли. Вице-король Толедо решил во что бы то ни стало уничтожить инков. Собрав большую армию, он направился в область Вилькапампа. В джунглях Тупак Амару был схвачен. Вместе с беременной женой его повели в Куско — их ожидала смерт­ная казнь. Индеец из Каньяра был испол­нителем приговора. Один удар — и Инка был обезглавлен, в этот момент раздался скорбный вздох тысяч индейцев, собрав­шихся на рыночной площади. Его прибли­женные были замучены до смерти или повешены. Так быстро и жестоко был по­ложен конец правлению Инков.

Постепенно на жизни индейцев, к кото­рым долгое время относились как к рабам, стало отражаться влияние на­значенных Испанией правителей, а так­же католических монахов и священников, что имело как положительные, так и от­рицательные стороны. Многим индейцам пришлось работать на месторождениях зо­лота и серебра, одно из которых, серебря­ное, находилось в Потоси, Боливия. Чтобы уйти от страшной действительности, ин­дейцы начали употреблять листья коки, которые обладают наркотическими свой­ствами. И только в начале XIX века Перу и Боливия обрели независимость от Испа­нии.

Современные потомки инков

Как же сегодня живут потомки ин­ков? Подобно другим современным горо­дам, столица Перу, Лима,— шумный го­род с многомиллионным населением. Но в провинциальных районах время, ка­жется, остановилось еще сто лет назад. Во многих отдаленных селениях католиче­ские священники до сих пор имеют огром­ное влияние. Простой индеец-крестьянин никуда не пойдет с такой охотой, как в ка­толическую церковь на деревенской пло­щади. Статуи святых в длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи, таинственные богослужения и особенно танцы и празднества — все это вносит хоть какое-то разнообразие в его жизнь. Однако несмотря на то, что это разнообразие, возможно, и радует глаз, крестьянин продолжает держаться и сво­их прежних верований. Кроме того, мно­гие индейцы, как и раньше, употребляют листья коки, которым приписываются ми­стические свойства.

Благодаря стойкости, свойственной по­томкам инков (у многих из них уже сме­шанное происхождение), им удалось со­хранить свои яркие традиционные танцы и народную музыку уайно. Хотя вначале индейцы обычно настороженно относят­ся к чужим, присущее им гостеприимство обязательно проявится. Те, кто лично зна­ком с современными потомками инков — кто наблюдал их каждодневную борьбу за жизнь, старался проявлять к ним инте­рес и ближе познакомиться с их жиз­нью,— те не останутся равнодушными к их истории!

Используемая литература:

1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.

3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.

4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997. «Народы Америки» т.2, М.,1959

5. Вайян Дж., «История ацтеков», пер.с англ., М., 1949

6. Кинжалов Р.В. «Искусство древней Америки», М., 1962

7. Соди Д. «Великие культуры Месоамерики ». М., 1985

8. «История литератур Латинской Америки», т. 1. М., 1985

9. Журнал «Пробудитесь» 1996 г.


* Термином «Месоамерика» обозначается регион, «про­стирающийся на юг и на восток от центральной Мексики, в него частично входят Гватемала, Белиз, Гондурас и Ни­карагуа» («TheAmericanHeritageDictionary»). Под месо­американской цивилизацией следует понимать «совокуп­ность аборигенных культур, развившихся на территории Мексики и Центральной Америки до появления испан­ских первопроходцев и до испанского завоевания в XVI столетии» («Британская энциклопедия»).

* Слово «инка» может относиться как к верховному правите­лю государства инков, так и к коренным жителям страны.