Реферат: Музей Габдуллы Тукая в г.Казани

Название: Музей Габдуллы Тукая в г.Казани
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат

Средняя школа № 56

РЕФЕРАТ

Музей

Габдуллы Тукая

ученицы 11 в класса

Елаковой Ю. Л.

Казань 2001

Содержание

· Введение

· Зал № 1.

Детство Г. Тукая.

· Зал № 2.

Жизнь и деятельность Тукая в Уральске. Жизнь и творчество Тукая в Казани.

· Зал № 3.

Тукай - певец дружбы народов.

· Зал № 4.

Тукай - просветитель и педагог.

· Зал № 5.

Тукай в наши дни.

· Зал № 6.

Мемориал.

· Заключение.

· Список литературы.

Введение

Немало в Казани мест, связанных с именем татарского народного поэта - основоположника татарской реалистической литературы - Габдуллы Тукая. Одним из них является улица Тукаевская с прилегающей к ней территорией. Этот уголок города можно считать заповедным, его имя она носит по праву. С этой улицей связана многогранная деятельность Тукая как журналиста и публициста. Известно, что в 1908-1913 гг. здесь он издавал газету «Эль-Ислах» («Реформа») и журнал «Ялт-йолт» («Зарница»). На этой улице жили друзья Тукая - его единомышленники, с которыми он был связан тесными творческими узами.

Здесь же в здании Восточного клуба он выступал со своими лекциями, а рядом находился знаменитый Сенной базар, описанный поэтом в сатирических произведениях Отсюда по узким поперечным улочкам можно спуститься к озеру Кабан, любимому месту прогулок Тукая, воспетому им во многих произведениях:

Чуть про Казань разговор заведу,

вспомню я место родное.

Озеро то, что Кабаном зовут, сразу

встанет предо мною.

Озеро это и город давно с любовью

народом воспеты,

Все там старинною славой полно,

хранит вековые заветы.

15 апреля 1913 г. на этой улице состоялся траурный митинг - казанцы провожали поэта в последний путь.

И вполне закономерно, что 11 июня 1986 г. именно здесь, в доме № 74, был открыт музей народного поэта Габдуллы Тукая.

Музей расположен в двухэтажном особняке конца XIX в. (проект архитекторов Т.Б. Руша и Ф.И. Амлонга), в так называемом «доме Шамиля», где с 1882 по 1906 г. жил со своей семьей Магома Шаффи Шамиль - средний сын руководителя народно-освободительного движения народов Дагестана имама Шамиля.

В создании экспозиции использован самый разнообразный материал: книги, документы, музыкальные инструменты, произведения искусства, предметы эпохи и этнографические коллекции. Особое место отводится личным вещам и прижизненным изданиям книг Тукая. Представлено много фотографий, дореволюционных и современных, с видами природы и городов, деревень и базаров, ярмарок, типажей и конкретных людей, с которыми поэт тесно соприкасался в своей короткой жизни. Фотографиям в музее отведена особая роль. Они выступают как образы времени, в то же время сохраняя за собой документальность. Они поданы в многоплановом порядке.

Первый план - символ, обобщающий образ зала или времени. Вторым и третьим планом идут более конкретные фотографии, имеющие прямое отношение к Тукаю.

В экспозиции, расположенной на двух этажах в семи залах площадью 600 кв. м, раскрывается жизненная и творческая биография Тукая, величие Тукая и его роль в духовном развитии народа.

Входим в вестибюль музея. Мраморные лестницы ведут на второй этаж, откуда начинается осмотр музея. На площадке установлена скульптура Тукая (худ. В. Рагожин и Р. Нигматуллина) - словно сам поэт первым приветствует тех, кто пришел к нему в музей. Направо зал - и перед нами раскрывается экспозиция зала, посвященного детству поэта.

ЗАЛ № 1

Детство Тукая.

О пора, когда бывает сердце

чище родника!

О пора, когда, как листья,

жизнь свежа, нежна, ярка!

Г. Тукай

Знакомство с экспозицией начинаем с широко известной дореволюционной фотографии деревни Кушлавуч, где 26 апреля 1886 г. родился в семье указного муллы Мухамметгарифа будущий поэт. Она выглядит необычно. Методом соляризации от фотографии оставлены только контуры, этим как бы подчеркнуто, что в памяти будущего поэта сохранилось смутное воспоминание о жизни в этой деревне.

В центральной витрине лежат уникальные документы регистрации рождаемости и смерти по деревне Кушлавуч за 1886 г., написанные арабской вязью. На одном - рукой отца поэта запись о рождении в его семье сына. Рядом - другой документ с записью о смерти самого Мухамметгарифа. Это случилось через 4 месяца после рождения сына, 29 августа 1886 г. Неслучайно оба документа лежат рядом: как бы судьба одного предопределила судьбу другого на долгие годы вперед. В экспозиции - фото дома, где родился поэт, и могила отца с памятником, который поставили благодарные потомки уже в наши дни.

О тяжелом, безрадостном детстве поэта свидетельствуют подлинные экземпляры газет «Казанский телеграф» за 1 января 1886 г. и «Волжский вестник» от 6 ноября 1891 г. с многочисленными объявлениями о голоде, пожертвованиях голодающим в Казанской губернии и архивные документы о волнениях крестьян, характеризующие обстановку этого периода.

В зале много фотографий с изображением природы, деревень Заказанья. Обращает внимание фотопанно деревни Сасна с пересекающимися дорогами на первом плане. Это - символ предстоящих дорог поэта и начало его сиротских скитаний. Короткие, запутанные дороги потом выходят на большую дорогу бессмертия Тукая. Но сколько нужно было испытать, пережить до этого. Первая дорога мальчика в деревню Сасна к матери, вышедшей замуж второй раз, оставила в душе будущего поэта радостное чувство. «Я ехал в Сасну и ощущал себя в широком, счастливом мире, и, кажется, всю дорогу перед моими глазами сверкали какие-то лучи»,- писал о ней Тукай. Но эта радость была мимолетной. И рядом горестная дорога на кладбище, к березке, растущей на могиле матери.

Скупыми, но сильными штрихами рассказывается о жизни будущего поэта у деда Зиннатуллы в деревне Училе, куда его вернули после смерти матери. На фоне подлинных фотографий деревни и дома деда 1914 г. воссоздан условный уголок дома Зиннатуллы, куда вошли материалы, собранные во время экспедиции в этих местах. Центральное место в интерьере занимает низенький столик с керосиновой лампой. За таким столом проводил свободное от службы в мечети время Зиннатулла за чтением книг, написанием стихов. Стоит в интерьере и сундук, сколоченный из грубообработанных досок, аналогичный тому, в каком Зиннатулла хранил книги - самое большое свое богатство. Сохранились книги из его личной библиотеки. Это - «История пророков» в пяти томах, изданная в Египте в конце XIX в. Многие страницы (поля,форзацы) испещрены надписями - комментариями, полученными из других источников. Зиннатулла писал и стихи. В экспозиции представлено его стихотворение на смерть дочери - матери поэта. Оно дошло до нас в памяти современников.

В интерьер экспозиции включен посох отчима из деревни Сасна, расписанный арабской вязью, с изречениями из Корана. Он как бы символ бесприютного детства поэта, как иллюстрация к словам Тукая: «У меня не было утешителя, когда плакал... только знали, что толкали и били».

В экспозиции находится фото Сенного базара в Казани конца XIX в., куда Зиннатулла отправил внука с проезжим ямщиком, чтобы отдать кому-нибудь на воспитание. Отсюда будущий поэт попал в дом кустаря из Ново-Татарской слободы Казани. Здесь же фото Захарьевской улицы города, расположенной рядом с Ново-Татарской слободой, где в основном проживала зажиточная часть татарского населения. Маленький Габдулла с приемной матерью часто посещал подобные дома, когда она разносила заказы татарских купцов: тюбетеи и калфаки, которые сама же вышивала с утра до поздней ночи.

На фоне огромной фотографии Сенного базара - ичиги, башмачки, вышитые тюбетеи - подлинные экспонаты. Они не только предметы купли продажи, но и символы эпохи, «малого» и «большого» базара, где все покупается и продается.

И опять дорога. Она ведет его на этот раз в деревню Кырлай в дом крестьянина Сагди. Это было в середине июня 1892 г. Но и здесь его ждут нищета, голод, свирепствовавшие опять в Казанской губернии в 1892 г., свидетельства этого - сообщения в газете «Волжский вестник». После ознакомления с ними совершенно по-другому раскрывается смысл слов, сказанных по дороге Сагди: «Вот приедем...тебя встретит мать... У нас много хлеба и катыка». Яркой иллюстрацией этому служит картина худ. Х. Казакова «Маленький Апуш». На картине мы видим угол деревенской избы и сидящего на саке мальчика. В одной руке у него ломоть хлеба, в другой - деревянная ложка. Перед ним плошка с картошкой и катыком. В широко раскрытых глазах мальчика искрится радость, удивление и в то же время недоверие, что все это наяву, а не во сне.

Экспонаты в витрине рассказывают о его жизни в Кырлае. Здесь он начал учиться. Фото здания школы, где мальчик получил азы грамоты. Книги, которыми пользовались в дореволюционных татарских мектебе: «Иман шарты» - букварь арабского языка; «Хафтияк» - сборник, составленный из отдельных сур Корана; «Бэдэвам» - литературное произведение 18 в. И др. - в основном книги религиозного характера. Но среди них лежит одна - солидного объема и формата. Это - «Фавакыйгельжоласа» («Плоды собеседника»), составителем которого является просветитель Каюм Насыри, своеобразная антология поэзии, куда вошли произведения древнетатарских поэтов, лучшие образцы поэзии Востока. Музей располагает первым изданием книги, вышедшей в 1884 г. в типографии Казанского университета.

До девяти лет будущий поэт жил в деревне Кырлай. В последних числах 1894 г. его ждала опять дорога. На этот раз далеко, в степной город Уральск.

ЗАЛ № 2

Зал в котором мы находимся посвящен раскрытию двух тем: «Жизнь и деятельность Тукая в Уральске» и «Жизнь и творчество Тукая в Казани». Хронологически зал охватывает период с 1894 по 1911 г.

Справа меньшая половина зала отведена материалам, рассказывающим о жизни и творчестве Тукая в Уральске. В экспозиции внимание привлекают фотографии огромных размеров: «Скачущие кони в степи» и «Пушкинский сад в г. Уральске»,выступающие как символы степного города и жизнеутверждающей силы поэзии Тукая; что свободолюбивые мотивы в его поэзии зародились в колыбели русской вольницы. Интерьер «Казахская юрта», воссозданный на подлинных этнографических материалах, передает национальный колорит степного края.

Многочисленные материалы рассказывают о пребывании поэта в Уральске, корорый стал для него университетом. Это фотографии: общий вид города начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде; здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе, женских классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников, среди них на фотографии - первая любовь поэта.

Здесь же представлены фотографии учителей - первых его наставников: М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта - шакирда медресе вместе с А. Кариевым - будущим основоположником татарского профессионального театра. С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца жизни поэта.

В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии, книги поэзии древнего Востока.

Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы, относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот впервые.

В экспозиции представлены уникальные экспонаты, связанные с учебой самого Тукая: рукописная газета «Эль магариф» («Просвещение») за 1903 г. и журнал «Эльгасрель-джадит» («Новый век») за 1904 г., которые выпускали шакирды медресе. По утверждению специалистов, некоторые страницы журнала написаны самим Тукаем. В одном из номеров журнала от 15 ноября 1904 г. имеется сообщение о состоявшемся в медресе литературном вечере, где ученик Тукаев выступил со своими стихами. Представлена страница журнала с первым ученическим стихотворением поэта.

В бурные дни революции в Уральске наборщиком русской газеты «Уралец» поэт начал трудовую деятельность. На фото «Здание типографии газеты «Уралец» и «Тукай - наборщик газеты» и др.

Тукай - поэт, рожденный революцией 1905 г. Творчество его началось с переводов. В экспозиции книга - «Собрание сочинений А. Кольцова» 1903 г. издания со стихотворением «Что ты спишь, мужичок?», вольный перевод которого сделан Тукаем. Рядом - газета «Фикер» («Мысль») № 1 за 1906 г. со стихотворением Тукая «Сон мужика». В этом комплексе - уникальный экспонат - договор на издание на паях газеты «Новая жизнь», подписанные Тукаем, К. Мутыги и М. Мусиным.

За короткое время имя Тукая как талантливого поэта стало известно далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и Казани.

Край родной, не будь в обиде, край любимый, о прости,

Место, где я жил надеждой людям пользу принести!

О прощай, родимый город, город детства моего!

Милый дом во мгле растаял - словно не было его, -

так Тукай прощается с Уральском, городом, где он прожил 12 лет (чуть меньше половины жизни) , где он формировался как поэт и общественный деятель и где проходило становление его как личности.

В последних числах сентября 1907 г. Тукай собирается в дорогу в родной город Казань - «город науки, просвещения и искусства». Впереди его ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследование охранки, смерть и бессмертие.

О Казань, ты - как светильник на

горе горишь в ночи,

Словно свечи - минареты, колокольни,

каланчи!

Ярко светишь ты уездам захолустным

и глухим.

Возвышаясь горделиво путь указываешь им! Г. Тукай

Большую часть этого зала занимают материалы, рассказывающие о жизни и деятельности Тукая в Казани. Очутившись под безмятежно голубым небом Казани, поэт почувствовал, что самые заветные чаяния его сбылись.

В экспозиции фотографии с видами дореволюционной Казани. В основном это фотографии мест, связанных с Тукаем, но в то же время характеризующих Казань, по словам А.И. Герцена, как «место встречи и свидания двух миров... западного и восточного». Белокаменные колонны университета, остроконечные минареты, величавые колокольни соборов, здания городского театра и художественного училища, пестрая толпа на улицах говорят о Казани, как о крупном культурном центре Поволжья.

В витринах документы о культурной жизни города за 1907-1908 гг.: пригласительные билеты на городские концерты и спектакли, в знаменитый казанский цирк Никитиных, объявления о народных гуляниях. Среди них особо нужно отметить материалы, связанные с рождением татарского театра, труппы «Сайяр»: групповой снимок артистов, внутренние правила для артистов, написанные рукой Г. Кариева - руководителя труппы. В витринах - книги, изданные в типографиях Казани. Безусловно, на них он обратил внимание в первую очередь после приезда. Это сборники пьес - «Сватовство» Ш. Жамирова и «Бедная Бибиджан» З. Саедзаде; переводы русских писателей - «Каменный гость» А. Пушкина, «Ашик Кериб» М. Лермонтова, «Ильяс» - Л. Толстого... Рядом - книги соратников Тукая - Ф. Амирхана, Г. Камала, Г. Кулахметова и др., с которыми он будет работать в тесном контакте.

Центральное место в зале занимает условный интерьер «Литературный салон в Казани начала XX в.». Он воссоздан из предметов, сохранившихся в семьях друзей Тукая - Х. Ямашева, Ф. Амирхана. В них запечатлена память об этих людях и о том времени. Тукай был желанным гостем в их семьях. В таких салонах собиралась передовая казанская интеллигенция. Говорили о политике, обсуждались новости городской жизни, спорили о новинках литературы. В салонах ставились и любительские спектакли, звучали новые музыкальные записи. Неслучайно в интерьере установлен граммофон, где проигрывались пластинки. На ломберном столике лежит альбом-футляр с дореволюционными татарскими пластинками, с записью любимых песен поэта «Зилайлук», «Тафтиляу». Особую ценность представляют пластинки с записью стихотворения Тукая «Старометодник» в исполнении А. Кариева и песни в исполнении М. Бабаджан, с которым поэт познакомился на Н.-Новгородской ярмарке в 1909 г.

В интерьере - секретер темного цвета, принадлежавший когда-то семье Ф. Амирхана. В нем книги - условно восстановленная библиотека Тукая.По воспоминаниям современников, у Тукая в Казани была большая библиотека. К сожалению, после смерти поэта библиотека его бесследно исчезла. До нас дошли лишь те книги, которые поэт оставил сестре перед отъездом из города Уральска. К нашему счастью, Тукай в своих статьях, путевых заметках, фельетонах говорил о писателях, с творчеством которых он был хорошо знаком. На основе этих данных была укомплектована условная библиотека поэта. В ней широко представлена русская литература XIX - начала XX вв., книги зарубежных авторов. Среди них - собрание сочинений Дж. Байрона в трех томах, выпущенное в Петербурге в 1902-1905 гг. под редакцией С.А. Венгерова, куда вошли поэма «Шильонский узник» и стихотворение «В альбом». В экспозиции эти книги особо выделены не только потому, что Тукай был первым переводчиком Байрона на татарский язык. В 1911 г. поэма «Шильонский узник» вышла из печати с предисловием и под редакцией Тукая. В витрине - рукопись перевода поэмы на татарский язык, сделанный поэтом С. Сунчалей - современником и близким другом Тукая. На рукописи многочисленные помарки и исправления, свидетельствующие о долгой и кропотливой работе над переводом поэмы и переводчика и редактора. А стихотворение Байрона «В альбом» в переводе Тукая до сих пор вызывает всеобщий интерес.

Окружение поэта в основном представлено в экспозиции многочисленными фотографиями. Крупным планом даны фото, где поэт запечатлен со своими друзьями: Ф. Амирханом и братьями Кулахметовыми, 1908 г., Г. Тукай, поэт С. Рамиев и журалист Ф. Агеев,1908 г., Г. Тукай в редакции газеты «Эль-ислах», 1908 г. Среди «благородных» друзей поэта были известные социал-демократы Казани: Дулат-Али, Хусаин Ямашев. В экспозиции - их портреты, фото дома, где Х. Ямашев встретился с Тукаем; страница с первой публикацией стихотворения Тукая «Светлой памяти Хусаина», где поэт впервые в истории татарской литературы создал образ большевика. Оживляют экспозицию личные вещи Ямашева: чернильный прибор и пепельница, книга «Зачем нужна выставка домашних животных», изданная в Казани в переводе Ямашева.

В окружении поэта были основоположники и актеры татарского театра: Г. Камал, Кудашев-Ашказарский, Г. Кариев, первая профессиональная актриса С. Гиззатуллина-Волжская, которой Тукай посвятил два стихотворения. Представлены и их портреты, личные вещи: дорожная чернильница Кариева, мандолина, принадлежавшая струнному оркестру клуба «Шарык» («Восток»). Известно, что Тукай был первым слушателем оркестра.

В окружении Тукая были и образованные девушки - женщины новой судьбы.среди них сестры Кулахметова Суфия и Шамсекарам. В одной из витрин - предметы этнографии, изготовленные их руками: кружевное покрывало с аппликациями, вышитый золотой канителью и шелковыми нитками тюбетей, женская сумка и др. Среди знакомых поэта были: А. Терегулова, которой Тукай посвятил некоторые свои юмористические стихи; З. Хасани - секретарь журнала «Ан» («Сознание») , которой поэт адресовал последнюю записку из Клячкинской больницы по поводу корректуры своих стихов. В витрине предметы, которыми пользовались работники журнала, в том числе З. Хасани: чернильница, лампа-спиртовка, ручной станок для печатанья листовок - предметы, в которых запечатлен дух времени, память людей из окружения Тукая, дух самого поэта. Известно, что Тукай принимал самое активное участие в организации этого журнала, в определении его идейно-эстетического направления. Даже название журнала было предложено поэтом.

В экспозицию вошла фотография любимой девушки Тукая - Зайтуны Мавлюдовой.

Нет! Со мной из всех влюбленных

не сравнится ни один.

Я люблю стократ сильнее, чем Фархат

любил Ширин, -

писал о своих чувствах Тукай в стихотворении «Любовь», написанном в Казани в 1908 г. В витрине предметы эпохи: вышитый разноцветным мулинэ футляр для писем и бланки для личных писем, украшенные красочным орнаментом, арабской вязью. Они - как штрихи к интимным чувствам поэта.

Левый угол зала занимает большое фото с видом Казанского кремля, с многоступенчатым спуском к Булаку, с пестрой толпой ярмарки «Ташаяк», с многочисленными барабусами, грузчиками, купцами, духовенством.

В экспозиции воссоздан условный интерьер «Книжная лавка». Известно, что Тукай работал экспедитором в лавке. В оформлении интерьера использованы предметы эпохи: кассовый аппарат, принадлежащий до революции гостинице «Казанское подворье», конторка, керосиновая лампа, счеты и все необходимые для упаковки и отправки книг принадлежности. На полу и на стульях приготовлены для посылки стопки книг. Рядом в одной из витрин лежит газета «Эхбар» («Известия») - орган крупной татарской буржуазии, куда усердно приглашали Тукая на работу, предлагая большую зарплату. Но он отказался, остался верным своему поэтическому кредо, данному еще на заре творчества в 1906 г.

Лишь служение народу признаю за счастье я.

В этом лучшая отрада, сладость жизни для меня.

Эти слова, написанные красными буквами на стекле, служат эпиграфом к раскрытию всего творчества Тукая.

Творчество поэта достигло в Казани наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что в течение пяти лет, проведенных в Казани, произведения поэта вышли отдельным изданием 23 раза. В 1909 г. в течение только одного года было издано 9 сборников. В экспозиции сборники стихов поэта 1908. 1909 годов издания. Они небольшого формата и объема, изданы на дешевой бумаге. Но и эти книги не были доступны всем. Многие стихи поэта народ переписывал от руки. Представлена тетрадь и отдельные листы со стихами Тукая, переписанные от руки. Интересно отметить, что переписаны те стихи, в которых преобладают социальные мотивы.

Большое место отведено раскрытию творчества Тукая как талантливого сатирика. В Казани он сотрудничал в издании сатирических журналов «Ялт-Йолт» («Зарница») и «Яшен» («Молния»), в которых публиковались многие его фельетоны, памфлеты, сатирические стихи. В витрине - подлинные экземпляры этих журналов. Особый интерес вызывает комплекс материалов, связанных с историей создания поэмы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Уникальными экспонатами являются первое издание поэмы 1908 г. и религиозная книга «Кисекбаш» 1903 г. издания, сюжетную канву которой Тукай использовал как пародию для своей поэмы; фотографии прототипов поэмы - известных борцов Карахмета и Заикина, выступающих в то время в Казанском цирке Никитиных. Большую ценность представляют рисунки к поэме, сделанные для прижизненного издания ее. А слева во всю стену в специальной раме даны иллюстрация к поэме худ. Б. Урманче - современника Тукая, очевидца событий, описанных в поэме.

В экспозиции нашла отражение деятельность поэта как публициста и журналиста, его сотрудничество в татарской демократической печати, в еженедельной газете «Эль-ислах», издававшейся с 1907 г. на средства учащихся-шакирдов. Тукай здесь работал бесплатно. В витрине в развернутом виде даны подлинные экземпляры газет «Эль-ислах» и «Кояш» и клише.

Тукай - певец угнетенных и обездоленных. Ему чужда была национальная ограниченность. Везде, где бы он не был, Тукай оставался певцом свободы, равенства. Об этом рассказано в следующем зале.

ЗАЛ № 3

Рекреации

Тукай - певец дружбы народов.

В центре зала на переднем плане установлены как образ дороги поэта рулевое колесо и спасательный круг с дореволюционных пароходов, принадлежавших обществам «Кавказ и Меркурий» и «Самолет». На пароходах этих компаний в 1909, 1911 гг. Тукай совершает поездки в различные города, где состоялись новые встречи и открытия, рождались новые чувства и переживания.

В 1909 г. по настойчивому приглашению фабрикантов Акчуриных Тукай посетил поселок Гуриевка в Симбирской губернии. Скупые материалы рассказывают об этой поездке: это фото дома Акчуриных, в котором около недели жил поэт; как существенная деталь, указывающая на классовую принадлежность хозяев, в экспозиции футляр с надписью «Головной убор княгини Акчуриной».

В августе этого же года Тукай посетил знаменитую ярмарку в Н.-Новгороде. Наблюдал за жизнью и повадками главных воротил ярмарки - татарских купцов, прототипы которых представлены подлинными фотографиями.

В экспозиции дореволюционные фотографии с видами городов Астрахани, Уфы, Петербурга и Троицка, где бывал Тукай в 1911-1912 гг. Среди них известное фото «Тукай - среди интеллигенции города Астрахани» в 1911 г. В витрине фото поэта С. Рамиева, с которым Тукай жил в Астрахани, сборник его стихов 1908 г. издания. Рядом экземпляр азербайджанского сатирического журнала «Мулла Насретдин». Тукай был его постоянным читателем.

14-18 апреля 1912 г. поэт в Уфе. И здесь у Тукая встречи с передовой интеллигенцией города, в частности с М. Гафури. В экспозиции фотокопия с картины худ. Якупова «Г. Тукай и М. Гафури»;фото здания библиотеки «Сабах» («Книга»), на складе которой Тукай жил во время пребывания в Уфе. Рядом - книги, сборники стихов Гафури.

20 апреля Тукай в Петербурге. Крупным планом даны виды Петербурга, связанные с Тукаем. И отдельно - дом, где он останавливался. В витрине -подлинный экземпляр газеты «Нур» («Луч»), в редакции этой газеты побывал Тукай; широкий круг людей, связанных с Петербургом, - хозяев квартиры, где остановился Тукай: Муса Бигиев, его жена Марьям и своячница Гульсум.

Тукай снова в дороге. На этот раз через Уфу в Троицк, в казахские степи. В экспозиции фото: «Группа казахов около юрты». Степь! «Вольная казахская земля» полюбилась ему с детства. С образом степи и степного ветра он был знаком уже в Кырлае по народным песням, по стихам древнетатарских поэтов. Известно, что поэт, когда жил в Уральске, в летнее время любил выезжать в степь, бывать в казахских юртах, где слушал песни под аккомпанемент домбры и записывал их в особую тетрадь (к сожалению, эти записи не сохранились). Степи он посвящал свои лучшие стихи. Степь вдохновляла Тукая, придавала ему новые силы. Здесь он завершил работу над первой частью путевых заметок. Начал готовить к изданию сборник стихов «Пища духовная». Музей располагает подлинным экземпляром этой книги, вышедшей 30 декабря 1912 г. в издательстве «Магариф» («Просвещение»). На титульном листе надпись: «Последний поэтический сборник», имеется в виду то, что в сборнике собраны последние стихи поэта. Но эти слова стали вещими. Сборник действительно стал последней книгой поэта.

В завершающей теме зала проходят материалы, связанные с последними днями поэта, с подготовкой к изданию его сборника избранных произведений и переводов его стихов на русский язык. Свой сборник избранных произведений Тукай начал готовить в деревне Училе зимой 1912 г. Работал над ним и в Клячкинской больнице до последней минуты своей жизни. В начале 1913 г. им был подписан и договор на его издание, но вышел сборник в 1914 г., когда поэта не было в живых. Рядом с ней как веское доказательство общественно-политической значимости всего творчества Тукая документ царской цензуры о запрете стихов поэта.

В экспозиции фото здания Клячкинской больницы Казани на бывшей Вознесенской улице (ныне Островского). Она считалась не самой дорогой больницей в городе. В этой больнице с 26 февраля по 2 апреля лечился и умер Тукай. В витрине на белой салфетке лежит стетоскоп того времени и фото лечащего врача Тукая, знаменитого в последствии терапевта Лурье. Обращает внимание последняя фотография поэта на больничной койке за 28 часов до кончины: на нас смотрит совершенно спокойное, осунувшееся лицо поэта. На нем ни малейшего сожаления, что он так рано, в 27 лет, уходит из жизни. Рядом с последней фотографией первые некрологи, в которых утверждается бессмертие поэта. Они шли в течение года отовсюду, из различных уголков страны, из-за рубежа.

О многогранной деятельности Тукая не только как большого поэта, но как просветителя, педагога и фольклориста рассказано в следующем зале.

ЗАЛ № 4

Тукай и народное творчество.

Тукай - просветитель и педагог.

При входе в зал посетителя встречает известный портрет Тукая 1912 г. Он дан крупным планом. В глазах поэта «гнев и печаль» за судьбу родного народа, за будущее детей. Портрет занимает в зале центральное место, четко разделяя его на две части.

Справа - материалы, рассказывающие об отношении Тукая к народному творчеству. В экспозиции фотографии народных певцов и сказителей - современников поэта, образцы народных инструментов, сборники татарских народных песен, выпущенных в типографиях Казани нач. XX в. В зале звучит музыка, которую сочинил народ на слова Тукая «Родной язык», «Разбитая надежда», «Тафтиляу» в исполнении современных певцов.

Творчество народа привлекало внимание не только одного Тукая. В витрине - так называемая «Тетрадь шакирда» с записью народных песен, пословиц и поговорок; рядом - фото современника Тукая, ученого-фольклориста Х. Бадиги, который по совету поэта начал собирать и изучать татарский фольклор.

Тукай много сделал для пропаганды татарского фольклора. В экспозиции фотография здания «Восточного клуба», где он 15 апреля 1909 г. выступил с лекцией «Народная литература». Ее текст потом был издан отдельной книгой и он также представлен в витрине. Интерес вызывает групповое фото музыкантов первого струнного оркестра клуба «Восток».

Тукай хорошо знал, с уважением относился к фольклору других народов. Например, в Уральске собирал казахские песни, а потом делал попытку сравнительного анализа их с татарскими. О был знаком и с произведениями русского фольклора. В экспозиции уникальные экспонаты: книга - первое издание сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок», выпущенное в литографии И.Н. Харитонова в 1909 г. в переводе Тукая, и подлинные оттиски рисунков худ. Кускова, подготовленные для этого издания. Особую ценность представляют подлинные рисунки к сказкам «Шурале» и «Коза и баран», сделанные неизвестным художником для прижизненных изданий сказок Тукая. Рисунки сохранились у потомков издателя Галимзяна Шарафа. Эмоционально оживляющим фоном для сказок служат фотографии, где изображена природа Заказанья: дремучий лес. По народному поверью именно в таком лесу обитал Шурале; пруд, где жила Водяная. Рядом скульптура Шурале, работы художников М. Адылова и Г. Богородского (дерево,металл).

Материалы второй половины зала рассказывают о деятельности Тукая как педагога и просветителя. Для раскрытия этой темы использован самый разнообразный материал: фотографии татарских медресе того времени, вошедшие в музейный оборот впервые; учебные пособия, которые использовались в новометодных татарских школах (географические карты и атласы, глобус, которым пользовались учащиеся медресе «Касымия» в Казани, астрономический календарь и грифельная доска, образцы похвальных грамот и свидетельств, которые выдавались ученикам после окончания медресе, расписание уроков и др.) Они использованы в оформлении интерьера «Класс при медресе». Представлены на его фоне фотографии детей различных слоев населения.

Педагогические и просветительные воззрения Тукая развивались под влиянием прогрессивной педагогической просветительской мысли Ушинского, Добролюбова, Белинского. Особенно сильным было на Тукая влияние Л.Н. Толстого. Неслучайно вошли в экспозицию книги: «Сочинения графа Л.Н. Толстого. Педагогические статьи», «Азбука графа Л.Н. Толстого», «Новая Азбука графа Л.Н. Толстого» и др.

Известно, что Тукай был в дружественных отношениях со многими учителями медресе «Мухаммадия». Он присутствовал на уроках, использовал их опыт, когда составлял свои учебники и книги для внеклассного чтения: «Радость», «Жемчужные зерна», «Развлечение детей», «Веселые страницы», «Плоды развлечения», «Пища духовная». В экспозиции представлены подлинные экземпляры этих книг. Тукай был автором хрестоматий: «Уроки национальной литературы в школе» (1910 г.) и «Новое чтение» (книга переиздавалась с 1909 г. по 1918 г. ежегодно).

Многогранное творчество Тукая легло в основу развития всей культуры Татарстана. Об этом ведется рассказ в следующем зале.

ЗАЛ № 5

Тукай в наши дни.

Великие уходят...Вслед за ними,

Как звезды, новые восходят имена...

Народ мой, береги сынов - и ныне,

И впредь - в нелегкие, крутые времена...

С. Хаким

Центральное место в экспозиции отведено материалам рассказывающим об истории создания балета «Шурале»: фотография «Ф. Яруллин за работой над балетом»; рукописная нотная страница партитуры балета, написанная композитором и др. В экспозиции широко показаны постановки балета на сцене различных театров: Казани, Москвы, Ленинграда, Киева, Тарту и за рубежом в Болгарии, Чехословакии, Албании и др. Показаны сцены из спектаклей и фотокопия письма М. Плисецкой, присланного в музей.

Благодарные потомки высоко чтят память поэта. В экспозиции фотографии мест, носящих его имя: здание Татгосфилармонии, клуба Тукая и др. Его именем названы улицы в Уральске, Уфе, Баку и Ташкенте.

Центральное место в зале отведено фотографиям памятников Тукаю в деревнях Кушлавуч и Кырлае, в Казани. Каждый год в день рождения Тукая около них - народ. Проводится День поэзии, где поэты выступают со своими стихами, как бы отчитываясь перед Тукаем.

Центр зала занимают квадратные витрины с книгами. Это небольшая часть книг самого Тукая и книги о нем. Среди них академические издания произведений Тукая и отдельные сборники его. Например, издание первого трехтомного собрания сочинений, осуществленное в 1929-31 гг. ученым-литературоведом Сайфи-Казанлы.

Недавно стало известно, что стихи Тукая выходили отдельным изданием в разгар гражданской войны и в типографии Туркестанского фронта.

Знаменательным событием стал выход книги о нем в серии ЖЗЛ, написанной известным ученым-исследователем жизни и творчества поэта И. Нуруллиным. Книга представлена в музее с его автографом. Сюда вошли также книги, удостоенные Тукаевской премии.

ЗАЛ № 6

Мемориал

Завершает экспозицию музея зал, где сосредоточены личные вещи поэта - бесценные реликвии, дошедшие до нас. Среди них подлинные фотографии Тукая различных лет. Фото 1908 г. - это широко известное по многим публикациям изображение поэта, в темном костюме, в белой рубашке с цветным галстуком, в темном стеганом тюбетее на голове. Долгие годы фото сохраняла любимая девушка Тукая Зайтуна Мавлюдова. Она передана в музей ее сыном, известным писателем А. Расихом.

У Тукая не было своего угла, всю жизнь он скитался по чужим домам. До нас дошли единичные предметы, связанные с его бытом. Среди них тюбетей из черного бархата. Он имеет интересную историю. Как пишут современники, Тукай тюбетеи не носил. По рассказу ученого-исследователя М. Гайнуллина, тюбетей был надет на голову поэта, сидящего перед объективом фотографа, буквально в момент съемки.

Достойное место в зале заняли: фаянсовая шкатулка, которую Тукай купил сестре Газизе на свой первый гонорар; подкарандашница в виде бокала, выпущенная к 200-летнему юбилею города Петербурга. С поездкой в этот город связана бронзовая чернильница оригинальной работы. Она была преподнесена Тукаю учащимися татарских школ Петербурга в день отъезда поэта из города.

Свидетельством большой популярности поэта являются почтовые открытки с портретами Тукая, изданные в типографиях Казани в различные годы. Интерес представляют подлинные фотографии, связанные с похоронами Тукая. Эти уникальные фотографии сохранились у племянницы Г. Кулахметова - Г. Шариповой.

Как последний, завершающий экспонат зала представлена дорожная корзина Тукая, с которой он приехал из Уральска и которая сопровождала поэта в его путешествиях по стране. Она как символ бессмертия поэта, как образ дороги, ведущей к вершинам мировой поэзии.

Осмотр экспозиции окончен. Но знакомство с музеем продолжается. Из вестибюля первого этажа можно пройти в выставочный зал, где в дни открытия музея экспонировались рисунки детей к произведениям Тукая. Завершив осмотр выставки, проходим в лекционный зал. Он - небольшой, камерный. Рассчитан на малое число зрителей. Со сцены звучали романсы русских композиторов на слова Пушкина; песни и романсы татарских композиторов на слова Тукая в исполнении мастеров искусств.

Осмотр музея завершен. Мы покидаем его с уверенностью, что наше посещение не последнее, что мы вернемся сюда еще и еще к Тукаю, к его бессмертной поэзии.

Заключение

Музей - клетка живого организма истории. Время проходит, и мы проходим. Тем неожиданнее и пронзительнее может быть встреча настоящего и минувшего...

Музеи - лучшие помощники в росте интеллекта, в понимании истории жизни человека и Земли. Музейный экспонат живой, любая вещь несет тепло или холод рук своего мастера-изготовителя, владельца, имеет свою историю. Пройдешь ли по залам музея, поработаешь ли в его фондах, разыскав в какой-нибудь папке неожиданный документ, а с ним подробности жизни и движение души человека - не раз всколыхнется сердце.

Музей - национальное достояние. Ценности уходят, меняется образ жизни. Но музей - прежде всего хранилище, кладовая памяти. В Татарстане, несмотря на тяжелое положение в экономике, музеи развиваются у укрепляются.

Список используемой литературы

Д. Б. Багаутдинова Музей Г. Тукая в Казани.

Г. С. Муханов Да не оскудеет душа хранящего.

П. Хабибуллин Судьба бесценных реликвий.