Сочинение: Есенин
Название: Есенин Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Хороша была Танюша, краше не было в селе, Красной рюшкою по белу сарафан на подоле. У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру. Месяц в облачном тумане водит с тучами игру. Вышел парень, поклонился кучерявой головой: «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой». Побледнела, словно саван, схолодела, как роса. Душегубкою-змеёю развилась ее коса. «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу, Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу». Не заутренние звоны, а венчальный переклик, Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик. Не кукушки загрустили – плачет Танина родня, На виске у Тани рана от лихого кистеня. Алым венчиком кровинки запеклися на челе, - Хороша была Танюша, краше не было в селе. <1911> Фонетические средства: аллитерация – [р], [ш] – 1строфа + посл. строка 4ой строфы [с] - Побледнела, словно саван, схолодела, как роса. ассонанс – нетууууу [у] ****************************************************************************** Морфемные средства: cуффиксы: кров-ин-к-и народные постфиксы: женю-ся, запекли-ся, сказать-ся песенные префиксы: в-вечеру, с-холодела традиции корневые: скажу – сказаться (3я строфа) ****************************************************************************** Лексические: просторечные – на подоле (вместо “подОле”); кучерявая голова, лихой (=злой), схолодела Устаревшие – краше, душегубка, венчальный переклик, лик Синонимы – Антонимы – Омонимы – ****************************************************************************** Сравнения: развернутое – Прямое – побледнела, словно саван, схолодела, как роса. Отрицательное – Не заутренние звоны, а венчальный переклик, традиционные Не кукушки загрустили – плачет Танина родня сравнения Существительное в тв. п. – Душегубкою-змеёю развилась ее коса. (унт) Алым венчиком кровинки запеклися на челе ****************************************************************************** Олицетворения: Месяц в облачном тумане водит с тучами игру. ****************************************************************************** Метафоры: нет ****************************************************************************** Гипербола: побледнела, словно саван, схолодела, как роса ****************************************************************************** Литота: нет ****************************************************************************** Оксюморон: нет ****************************************************************************** Перифраз: нет ****************************************************************************** Эпитет А) метафорический: нет Б) изобразительный: красной рюшкою, в облачном тумане, кучерявой головой, парень синеглазый, венчальный переклик, алым венчиком. В) лирический: от лихого кистеня ****************************************************************************** Метонимия: скачет свадьба ****************************************************************************** Синекдоха: нет ****************************************************************************** Поэтический синтаксис: А) градация: Б) повторы: кольцо – 1я и последняя строки совпадают В) эллипсис: Алым венчиком кровинки запеклися на челе, - Хороша была Танюша, краше не было в селе. Г) инверсия: Хороша была Танюша;скачет свадьба и др. ****************************************************************************** Рит. приемы: А) восклицание: Б) вопрос: нет В) умолчание: Размер: силлабика, по-моему. Там фигня какая-то с ударениями. Рифма: смежная аавв, полная, мужская ЕСЕНИН С.А. Свищет ветер, серебряный ветер, \-\--\--\- В шелковом шелесте снежного шума. \--\--\--\- В первый раз я в себе заметил – \-\--\-\- Так я еще никогда не думал. \--\--\-\- Пусть на окошках гнилая сырость, \--\--\-\- Я не жалею, и я не печален. \--\--\--\- Мне все равно эта жизнь полюбилась, \--\--\--\- Так полюбилась, как будто вначале. \--\--\--\- Взглянет ли женщина с тихой улыбкой – \--\--\--\- Я уж взволнован. Какие плечи! \--\- | -\-\- Тройка ль проскачет дорогой зыбкой – \--\--\-\- Я уже в ней и скачу далече. \--\--\-\- О, мое счастье и все удачи! \--\--\-\- Счастье людское землей любимо. \--\--\-\- Тот, кто хоть раз на земле заплачет, - \--\--\-\-Значит, удача промчалась мимо. \--\--\-\- Жить нужно легче, жить нужно проще, \--\- | \--\- Все принимая, что есть на свете, \--\--\-\- Вот почему, обалдев, над рощей \--\--\-\-Свищет ветер, серебряный ветер. \-\--\--\- 14. X. 1925 Фонетические средства: аллитерация – [с] [ш] [щ] [ж] (особенно 1, 5 строфы) ассонанс – [и] [е] ****************************************************************************** Морфемные средства: нет ****************************************************************************** Лексические: Устаревшие – далече, тройка Разговорные – вначале, обалдев, полюбилась ****************************************************************************** Сравнения: развернутое – нет Прямое – нет Отрицательное – нет Существительное в тв. п. –нет ****************************************************************************** Олицетворения: обалдев, свищет ветер; земля (счастье землей любимо); удача промчалась мимо****************************************************************************** Метафоры: шелест шума. ****************************************************************************** Гипербола: нет ****************************************************************************** Литота: нет ****************************************************************************** Оксюморон: нет ****************************************************************************** Перифраз: нет ****************************************************************************** Эпитет А) метафорический: серебряный ветер; шелковый шелест; снежный шум; гнилая сырость. Б) изобразительный: зыбкая дорога. В) лирический: тихая улыбка; людское счастье; счастье любимо ****************************************************************************** Метонимия: тройка проскачет ****************************************************************************** Синекдоха: взглянет ли женщина с тихой улыбкой; тройка ль проскачет. ****************************************************************************** Поэтический синтаксис: А) градация: Б) повторы: кольцевая композиция (первая и последняя строки) В) эллипсис: в первый раз я в себе заметил – так я еще никогда не думал; тот, кто хоть раз на земле заплачет, - значит, удача промчалась мимо. Г) инверсия: Свищет ветер; взглянет ли женщина; счастье людское землей любимо и др. ****************************************************************************** Рит. приемы: А) восклицание: Какие плечи! О, мое счастье и все удачи! Б) вопрос: нет В) умолчание нет: Размер: дольник Рифма: авав, женская ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА «ПРОПЛЯСАЛ, ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ». Проплясал, проплакал дождь весенний, --\-\-\-\- 5Замерла гроза. --\-\ 3 Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, \-\-\-\-\- 5 Подымать глаза… --\-\ 3 Скучно слушать под небесным древом \-\---\-\- 5 Взмах незримых крыл: \-\-\ 3 Не разбудишь ты своим напевом --\-\-\-\- 5 Дедовских могил! \---\ 3 Привязало, осадило слово --\---\-\- Даль твоих времен. \-\-\ Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых --\-\-\-\- Прозвенит твой сон --\-\ Кто-то сядет, выгнет плечи, \-\-\-\- Вытянет персты. \---\ Близок твой кому-то красный вечер, \-\-\-\-\- Да не нужен ты. --\-\ Всколыхнет он Брюсова и Блока, --\-\---\- Встормошит других. --\-\ Но все так же день взойдет с востока, --\-\-\-\- Так же вспыхнет миг. \-\-\ Не изменят лик земли напевы, --\-\-\-\- Не стряхнут листа… --\-\Навсегда твои пригвождены ко древу --\-\-\---\- Красные уста. \---\ Навсегда простер глухие длани --\-\-\-\- Звездный твой Пилат. \-\-\ Или, Или, лама савахфани, \-\-\---\- Отпусти в закат. --\-\ <1917> РАЗМЕР: хорей (5/3) с пиррихиями (см. выше ----) РИФМА: жен\муж\жен\муж; перекрестная авав; полная Фонетические средства: аллитерация – [пр][р][л] [вс][вз] - Vстрофа ассонанс – [о][ы][а] ****************************************************************************** Морфемные средства: Префиксы: про-конечность При- связанность, невозможность движения Вз-(вс-) – движение по кругу, замкнутость ****************************************************************************** Лексические: специальные – или,или, лама савахфани (др. евр) (библ. легенда курс на ->обращение к вечному, повторимость судеб: Поэт=Иисус) вечность Просторечные – подымать, знать (близость к читателю) Старославянизмы – крыл, персты, лик, древо, уста, длани Синонимы –привязало, осадило – акцент остановки Всколыхнет, встормошит - псевдооживление Омонимы\антонимы – проплясал, проплакал (но сливаются за счет [прапл] (созд-е однообразности жизни, в которой и печаль, и веселье суть одно) ****************************************************************************** Сравнения:– нет ****************************************************************************** Олицетворения: дождь, могилы, слово, напевы =>жизнь-смерть-песня****************************************************************************** Метафоры: даль времен, прозвенит сон, вспыхнет миг, пригвождены ко древу уста ****************************************************************************** Гипербола: ****************************************************************************** Литота: ********************** НЕТ ******************************************************** Оксюморон: ****************************************************************************** Перифраз: ****************************************************************************** Эпитет А) метафорический: небесное древо, незримые крыла, глухие длани Б) изобразительный: весенний дождь, тяжелые тома, красный вечер, красные уста В) лирический: дедовские могилы (т.к. обобщение) ****************************************************************************** Метонимия: *************************** НЕТ *************************************************** Синекдоха: ****************************************************************************** Поэтический синтаксис: А) градация: нет Б) повторы: анафора: скучно В) эллипсис: нет (не мысли, но факт) Г) инверсия: см. текст ****************************************************************************** Рит. приемы: А)восклицание: Не разбудишь ты своим напевом Дедовских могил! Б) вопрос: нет В) умолчание: Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, Подымать глаза… Не изменят лик земли напевы, Не стряхнут листа…
Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, Подымать глаза. «Скучно» - это слово рефреном пройдет через шесть строф стихотворения. Ему, автору этих строф, надоело бессмысленно звучать вместе с поэтом Есениным. Что «ему» с того, что крылья взлетят и опустятся под высоким небом, и весенняя гроза с ее ритмом, звоном, запахами окажется заключена в результате волшебного взмаха в двух строках: Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. Гроза поймана со всем ее глухим стуком капель по крышам – четкий рисунок повторяющейся группы [прапл] и одного [л] в конце первых двух слов – и особенностью последней капли, стекающей по стеклу – [рл] с переходом на [р] и [з] во второй из приведенных строк, - но что это дает? Этим «напевом» не разбудить «дедовских могил», не сотворить чуда… Слово изменяет мир Поэта, не доносит его до читателя, упивающегося «красным вечером» стихотворения, но не видящего в нем Художника. Читателю нужен не поэт-человек с его переживаниями, а только поэт-творец «вечеров». Человек же способен «всколыхнуть» немногих других поэтов небольшого круга – автор не зря называет здесь две фамилии, еще более конкретизируя, сужая этот круг. А «других», не посвященных в творчество, «сон» поэта лишь «встормошит» отголоском той волны, что живет в стихах его. Но это безразлично уже Художнику, он видит бессмысленность искусства: ведь «все так же день взойдет с востока, так же вспыхнет миг»… Автору ясно, почему волшебные зеркальные «напевы» Сергея Есенина «не изменят лик земли»: уста поэта навсегда «пригвождены ко древу», к тому древу, которое во второй строфе предстает «небесным» - к вечности. Наряжая «сон» в слово, стихотворец обрекает его (сон) на жизнь «в томах тяжелых», а не в ветре. Книга «не стряхнет листа» с ветки, а ветер умрет в тяжелой словесной оправе… Но автор не обвиняет поэта. Поэт не выбирает: путь предопределен. Навсегда простер глухие длани Звездный твой Пилат, - и участь Художника – сочетание несовместимого всегда противоречие: ветер его снов неясен, а слова, понятные людям, способны нарисовать момент «сна», но не передать его движение – движение ветра… И – пик стихотворения: автор его и Сергей Есенин сливаются в единое. Теперь строка звучит молитвой, а не рассуждением: Или, Или, лама савахфани, Отпусти в закат. «Боже! Зачем ты меня оставил?» - эти слова кричал Иисус на кресте, эти же слова повторяет Поэт. Он молит о вечном закате, неизменяемом ничем земным, том самом закате, что у Булгакова назван «покоем» - просит о возвращении в истинный дом Мастера, Художника, Творца… Путь художника перед нами – от юношеского восторга перед собственным могуществом до зрелого крика о бессилии. Остается лишь добавить, что стихотворение написано двадцатидвухлетним поэтом, который не только знал о предначертанности Пути, но и угадывал его – наверное, поэтому творчество Есенина, несмотря на раннюю его смерть не «раннее», а полное, и стихи двадцатых годов мы называем «зрелыми». Он знал и хотел успеть совершить все задуманное... Он успел все. И отправился «в закат», не прощаясь, но говоря: «До свиданья». Край любимый! Сердцу снятся \-\-\-\-Скирды света в водах лонных. \-\-\-\- Я хотел бы затеряться \-\-\-\- В зеленях твоих стозвонных. --\-\-\- По меже, на переметке, --\---\- Резеда и риза кашки. --\-\-\- И вызванивают в четки --\---\- Ивы – кроткие монашки. \-\---\- Курит облаком болото, \-\---\- Гарь в небесном коромысле, \-\---\- С тихой тайной для кого-то \-\-\-\- Затаил я в сердце мысли. --\-\-\- Все встречаю, все приемлю, \-\-\-\- Рад и счастлив душу вынуть. \-\-\-\- Я пришел на эту землю, \-\-\-\- Чтоб скорей ее покинуть. --\-\-\- <1914> размер: 4х-стопный хорей отклонения: пиррихий: В зеленях твоих стозвонных. --\-\-\- пиррихий придает По меже, на переметке, --\---\- стихотворению Резеда и риза кашки. --\-\-\- легкость и И вызванивают в четки --\---\- напевность + Ивы – кроткие монашки. \-\---\- на интонац. уровне отражает переход Курит облаком болото, \-\---\- от восторж. Гарь в небесном коромысле, \-\---\- возгласов к размышлению и Затаил я в сердце мысли. --\-\-\- обратно Чтоб скорей ее покинуть. --\-\-\- спондей: нет ( т. к. в стихотворении не утверждение, но описание + размышление) РИФМА: полная, женская ( как народный стих), перекрестная ********************************************************************************* Фонетические средства: аллитерация – [р][с][л][з] – 1ая строфа основной звуковой фон – [р][ш][ч=тш] – 2ая строфа сонорные + шип. (свист.) [б][р][л][т] – 3я строфа (переднеязычные кроме [р][л][ш] – 4ая строфа [б] => легко произносить) ассонанс – [о] - 1ая, 2ая, 3я строфы (ударение) => простор [у] – 4я строфа => размышление («древнерусская тоска», ха) ****************************************************************************************** Морфемные средства: префиксные: сто-звонные постфикс: курит (не «курится», хотя возвратный по смыслу) облаком болото *******************************************************************************************Лексические: специальные – риза, четки (+ монашки => вера) Окказионализмы – лонные воды Диалектные – зеленя – озимь ***************************************************************************************** Сравнения: развернутое: И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. Прямое: ивы – кроткие монашки Отрицательное – нет Существительное в тв. п.: Курит облаком болото ***************************************************************************************** Олицетворения: сердцу снятся, ивы вызванивают****************************************************************************************** Метафоры: скирды солнца, гарь в небесном коромысле ****************************************************************************************** Гипербола: ****************************************************************************************** Литота: ****************************** нет ****************************************************** Оксюморон: ****************************************************************************************** Перифраз: ****************************************************************************************** Эпитет А) метафорический: зелени стозвонные, >> лирических => Б) изобразительный: небесное коромысло => искренность В) лирический: край любимый, воды лонные, кроткие монашки, тихая тайна ****************************************************************************************** Метонимия: ************************* НЕТ *********************************************************** Синекдоха: ****************************************************************************************** Поэтический синтаксис: А) градация: Б) повторы: нет В) эллипсис: нет Г) инверсия: и вызванивают в четки ивы (и др.) ****************************************************************************** Рит. приемы: А)восклицание: край любимый! Б) вопрос: нет В) умолчание: нет |