Сочинение: Билеты 2003 год, литература
Название: Билеты 2003 год, литература Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
ПОЭТИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО Н. А. НЕКРАСОВА Когда Некрасов начинает свою творческую деятельность, в российском обществе ослабевает интерес к поэзии с ее сентиментальностью и отрывом от социальной действительности и, напротив, просыпается интерес к реалистической прозе и злободневной публицистике. Поэзия в то время многим кажется чем-то неуместным, ибо перестает удовлетворять запросы передовой части общества, жаждущего перемен. Лучшие умы сознают, что назрела объективная потребность обновления поэзии, подчинения ее новым веяниям, новым идеям. Первый сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки», вышедший в 1840 году, носил явно подражательный характер и оставил равнодушной читательскую аудиторию. Однако в течение последующих пяти лет поэт настолько вырос и созрел как самостоятельный художник, что его творчество получило признание не только у читателей, но и у профессиональных литераторов и критиков. Некрасов, избегая расхожих штампов, намеренно создавал трудности для восприятия своих стихов читателем. Он расширил поэтический язык, ввел в него прозаизмы и низкую лексику: Ой, бабье неугомонное! Полно взапуски реветь! В стихотворении «Муза» поэт говорит о ней, что она «в пеленках» у него «свирели не забыла»; а в описании осени вводит разговорный прозаический язык: Славная осень. Здоровый, ядреный, Воздух усталые силы бодрит. Издательская деятельность Некрасова не могла не повлиять на его творчество: в его поэзии появляются интонации и обороты, свойственные публицистике; с этим связан и интерес поэта ко всякому факту, детали, подробности: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную. Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых не было раньше в любовной поэзии, с ее непременной отвлеченностью от «низменных» бытовых тем и нарочитой восторженностью в описании мира человеческих чувств. Поэт приобщает к поэзии ежедневную «прозу», далекую от какой бы то ни было идиллии: Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья. Однако для Некрасова характерно и то, что он никогда не остается только в пределах факта, как это имело место у последователей «натуральной школы». За обращением к деталям, частностям в его стихах неизменно следует поэтическое обобщение: Так солнце осени без туч Стоит, не грея, на лазури, А летом и сквозь сумрак бури Бросает животворный луч. Помимо богатства и новизны поэтического языка поэзию Некрасова отличает богатство интонаций. Внося в стихи чисто разговорные интонации, он часто ломает традиционную метрику, поскольку синтаксическая единица не совпадает с метрической: Денно и нощно Всевышнего Молит: «Грехи отпусти!» Многие стихотворения Некрасова воспринимаются как песни, поскольку поэт намеренно использовал четырехстопный ямб, часто встречавшийся в народном песенном творчестве: Ой! Тени, тени черные... Вас только, тени черные, Нельзя поймать, обнять. Некрасов искусно вплетает в поэтическую ткань своих произведений чужие голоса, тем самым давая нам возможность составить представление о герое через особенности его речи, манеру говорить, давать оценку: Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митодор. Для некрасовского творчества характерно обращение к новым жанрам, которые до него почти не использовались в поэзии: это лирическая и народная песня, сказки, загадки, частушки. Интерес к народной жизни и быту, к крестьянской культуре, традициям и языку ни у одного из русских поэтов не проявлялся столь сильно, как у Некрасова. Поэт часто обращался к фольклору, ибо стремился как можно более полно выразить особенности народной души. Расширяя поэтический диапазон выразительных средств, Некрасов вводит в поэзию новые темы, например он часто обращается к фигуре падшей женщины и ее горькой судьбе: Когда из мрака заблужденья Горячим словом убежденья Я душу падшую извлек... Заслуга Некрасова в том, что он, дворянин и аристократ, сумел не только воспеть красоту души русского народа, но и не побоялся говорить о бедах, суевериях и надеждах простого народа тем же языком, каким говорили крестьяне, солдаты, городская беднота. Его стихи проникнуты подлинно демократическим пафосом, и на них воспитывались грядущие поколения россиян, жаждущих свободы не только для привилегированных сословий, но для всех русских людей. Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"Роман
"Герой нашего
времени" (1840) создан
в эпоху правительственной
реакции, которая
вызвала к жизни
целую галерею Шариков и шариковщина Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы природы, в законы развития общества с блестящим мастерством и талантом раскрыты в повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Эта идея реализуется автором в аллегорической форме. На мой взгляд, эта форма повествования наиболее удобна для писателя. Ведь повесть затрагивает, прежде всего, социальные вопросы и проблемы. Критикует власть государства над личностью, раскрывает многие человеческие пороки. Без труда читатель узнает в главном герое собирательный образ комиссарствующего пролетария. Добродушная, простая дворняга превращается в ничтожное и агрессивное человекоподобное существо, которое под влиянием внешних обстоятельств становится опасным для общества. Эксперимент с этой дворнягой и положен в основу повести. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опипками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке, и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умственного труда человек...», «этот не станет пинать ногой». И вот профессор совершает главное дело своей жизни - уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам. В результате сложнейшей операции на свет рождается безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего предшественника. Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй». С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется за котами, устраивает потоп... Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов нет и речи. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать!.. С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает - Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швон-дера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании. Утверждая, что документ самая важная вещь в государстве. «Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Швондер выдает Шарикову бумагу, где написано, что Шарикову полагается в квартире профессора жилплощадь. Шариков быстро находит свое место в жизни. Он пристроился в отдел очистки. Отлавливает бродячих животных. Затем пишет донос на профессора. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба. Да и не могло это существо иметь другую сущность. Ведь оно было создано из собаки, ему был привит гипофиз пьяницы и уголовника, неумного человека, отброса общества. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков является неудачей профессора Преображенского. Он и сам это начинает понимать: «Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В дальнейшем профессор исправляет свою ошибку. Он превращает Шарикова в собаку. Теперь пес доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни такие эксперименты необратимы, предупреждает Булгаков. В образе Шарикова писатель показывает нам не только опасность эксперимента. Он говорит о том, что произошло и может произойти, когда к власти приходят люди типа Шарикова. Ведь все то, что произошло в квартире профессора, так напоминает историю нашего государства. Когда к власти приходили люди необразованные, недалекие, а зачастую, просто преступные. И разговоры профессора Преображенского о революции и установлении нового порядка - это обличение разрухи, несправедливости, беззакония и того бардака, который творился в 20-е годы в стране. Своей повестью «Собачье сердце» Михаил Булгаков говорит, что свершившаяся в России революция - это не результат естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственный эксперимент. Именно так воспринимал Булгаков все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма. Писатель протестует против попыток создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия методами. А к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне стоически. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет гибель людям. В повести профессору удалось обратное превращение Шарикова в животное. Но в реальной жизни шариковы победили, они оказались живучими. Именно поэтому мы говорим о таком явлении, как шариковщина. В основе этого социального слоя стоят полуграмотные, наглые и самоуверенные люди. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом является главной угрозой нашего времени. Поэтому повесть остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим покопениям. Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина.Здесь
русский дух,
здесь Русью
пахнет! В
поэме Гоголя
"Мертвые души"
дан образ не
только помещичьей
и чиновничьей
России, но и
народной Руси.
В поэме показаны СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ «НА ДНЕ» Пьеса М. Горького «На дне» создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения и его восприятие в свете социально-философских преобразований. Пьеса - новаторское произведение Горького. В центре ее - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле его жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных, причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая прав- * да. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: «Не терпишь правды!» С самого начала пьесы многое звучит как спор М. Горького с самим собой, со всей прежней идеализацией босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной - опустившись на «дно», люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках прежде всего хорошее - отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, их жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплику: «Врешь, не было этого!» В среде этих ожесточенных людей появляется Лука. Он странник. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательней в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургический нерв. Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем его жизненный опыт таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру - бесплатные лечебницыдля алкоголиков, а Ваське Пеплу - вольную жизнь в Сибири. Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горь-ковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства и проще и в то же время сложнее. Он просто не очерствел душой. Нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: «Он врал... но - это только из жалости к вам». Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васьки Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру, он уговаривает его: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки - и терпи...» И причина смерти Актера не в иллюзиях, а в их крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и взять себя в руки. Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека может только добро, не насилие, не тюрьма, а только добро человека к человеку. «Человек может добру научить... Пока верил человек-жил, а потерял веру и удавился». Итак, в пьесе, как можно убедиться, главный носитель добра - Лука. Он желает людям добра, жалеет их, сострадает, старается помочь им словом и делом. Авторская позиция в пьесе выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы - смерть Актера - подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился. Принято считать, что настоящим оппонентом Луки является Сатин. Но по-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примеряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью. Это приводит его к тому, что он соглашается терпеть - этот мотив звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны: «Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!» или в притче о праведной земле - жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет Горький. Спор писателя с Лукой - это во многом спор с самим собой. Недаром он уже в послереволюционный период писал сценарий «По пути на дно», где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку. Образ Луки долгое время являлся отрицательным. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчезает из ночлежки. Все эти обвинения несостоятельны. Лука, по-моему, самый добрый и светлый образ в этой мрачной, безвыходной пьесе. Пьесе без любви. Лука и вносит частичку человеческой доброты и любви в ночлежку, в души опустившихся людей. И я считаю, что это произведение гуманное, а Лука - выражение того гуманизма, за который ратовал Горький. Стихотворение В.А.Жуковского "Море". (Восприятие, истолкование, оценка.)"Литературным
Коломбом Руси"
назвал В. Г.
Белинский
Василия Андреевича
Жуковского,
одного из создателей
новой русской Детство
Василия Андреевича
Жуковского,
родившегося
в селе Мишенском
Белевского
уезда Тульской
губернии, прошло
на лоне В
1822 году он пишет
элегию "Море",
которая поражает
нас уже с первых
строчек. Так
прекрасны,
реальны и близки
они В
картинах природы,
которые создавал
Жуковский,
всегда присутствует
воспринимающий
ее человек.
Более того –
человек и Автор
через описание
природы показывает
нам свои переживания.
В элегии морская
бездна ассоциируется
с бездной В
начале стихотворения
море как будто
спит. Оно спокойное,
лазурное. Поэт
использует
приём анафоры
(повторение
строки), Иль
тянет тебя из
земныя неволи Тогда
получается,
что за тем фактом,
что небо отражается
в воде, мы видим
и другой, что
море и есть
отражение
того Ты
льешься его
светозарной
лазурью, Но
вот мир меняется:
какая-то высшая
сила нарушает
установившуюся
гармонию, возникают
темные грозовые
тучи. Море, Ты
бьешься, ты
воешь, ты волны
подъемлешь Возможно,
такая же борьба
двух начал
(светлого и
темного) происходит
и в душе поэта.
Но свет всегда
побеждает
тьму, И мгла исчезает, и тучи уходят… Но
отпечаток бури
остается, и
море еще долго
волнуется,
вспоминая об
этом. Так и память
человека, после
пережитого Лирические
мотивы так
естественно
и незаметно
меняются, что
стихотворение
становится
живым, единым.
Эту идею Прочитав
все стихотворение
до конца, понимаешь,
что перед тобой
действительно
элегия: грустная,
печальная Язык
этого произведения
поражает своей
музыкальностью,
мелодичностью.
Автор заставляет
читателя слышать
и видеть Жуковский
в 28 строчках
выразил все
то, что было у
него на душе.
И в этом, бесспорно,
ему помогла
природа. В Итак,
мы видим, что
природа необходима
Жуковскому
для того, чтобы
глубже понять
тончайшие
переливы "души
человеческой". Веселовский
назвал его
лирику "пейзажем
души", Гуковский
утверждал, что
"Жуковский
открыл русской
поэзии душу "Трепет
объемлет душу
при мысли о
том, из какого
ограниченного
и пустого мира
поэзии в какой
бесконечный
и полный мир Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"1937 год. Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена: О. Мандельштам, В. Шаламов, А. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбы, безысходное горе, страх, отчаяние, забвение. Но память человека странно устроена. Она хранит самое сокровенное, дорогое. И страшное... "Белые одежды" В. Ду-динцева, "Дети Арбата" А. Рыбакова, "По праву памяти" А. Твардовского, "Проблема хлеба" В. Подмогильного, "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына — эти и другие произведения о трагических 30—40-х гг. XX века стали достоянием нашего поколения, совсем недавно перевернули наше сознание, наше понимание истории и современности. Поэма А. Ахматовой "Реквием" — особое произведение в этом ряду. Поэтесса смогла в нем талантливо, ярко отразить трагедию личности, семьи, народа. Сама она прошла через ужасы сталинских репрессий: был арестован и семнадцать месяцев провел в сталинских застенках сын Лев, г-~д арестом находился и муж Н. Пунин; погибли близкие и дорогие ей О. Мандельштам, Б. Пильняк; с 1925 г. ни единой ахматов-ской строчки не было опубликовано, поэта словно вычеркнули из жизни. Эти события и легли в основу поэмы "Реквием". Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был... Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой... Ты сын и ужас мой. Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках... Меня поражает глубина и яркость переживаний автора. Я забываю о том, что передо мной художественное произведение. Я вижу надломленную горем женщину, мать, жену, которая сама не верит в возможность пережить такое: Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла... А ведь когда-то была "насмешницей и любимицей всех друзей, царскосельской веселой грешницей..." Был любимый муж, сын, радость творчества. Была обычная человеческая жизнь с минутами счастья и огорчений. А теперь? Разве те огорчения могут сравниться с происходящим сейчас?! Картины, одна страшнее другой, возникают при чтении поэмы. Вот "уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла..." А вот "трехсотая, с передачею, под Крестами" стояла, прожигая новогодний лед горячею слезою. Вот "кидалась в ноги палачу" и ждала казни. А когда "упало каменное слово", училась убивать в себе память, душу, училась жить снова. Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы. Но, несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой "гнутся горы". И снова страшные картины. Ленинград, болтающийся "ненужным привеском", "осужденных полки", "песня разлуки". А "высокие звезды с душами милых" стали теперь звездами смерти, смотрят "ястребиным жарким оком". Поэтесса размышляет о любимой родине, о России, которая безвинно корчилась в страданиях, о своих подругах по несчастью, которые седели и старились в бесконечных очередях. Ей бы хотелось всех вспомнить, назвать поименно. Даже в новом горе и накануне смерти не забудет она о них. И памятник себе она хотела бы иметь не у моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла триста часов. Устами лирической героини поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников и будущих поколений. Поэма Анны Ахматовой "Реквием" — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который базируется на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени пострадавшего многомиллионного народа. Передать свою боль, выстраданные в несчастье мысли помогли Ахматовой ее многогранный талант художника слова, ее умение вести диалог с читателем, доносить до него самое сокровенное. Поэтому поэма "Реквием" волнует читателей, заставляет их задуматься о происходящем вокруг. Это не только надгробный плач, но и суровое предостережение человечеству. ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ А. А. ФЕТА А. А. Фет — поэт лирический и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, — общественная полезность произведения. Однако несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высоко развитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души. В моем саду, в тени густых ветвей Поет в ночи влюбленный соловей. У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит его с Тютчевым: Как майский глубокий Зефир, ты, мой друг, хороша. У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить: В небесах летают тучи, На листах сверкают слезы, До росы шипки грустили, А теперь смеются розы. Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего «Ада». Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь состоит в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека: Какой горючий пламень Зари в такую пору! Кусты и острый камень Сквозят по косогору. Ушли за днем послушно Последних туч волокна... О, как под кровлей душно, Хотя раскрыты окна. Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками и пластическими формами. У различных поэтов легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера: Смотри, красавица, — на матовом фарфоре Румяный русский плод и южный виноград. Как ярко яблоко на лиственном узоре! Как влагой ягоды на солнышке горят. Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить мандельштамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла...» — ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетов-ской мелодикой и ритмикой. Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни: Уснули метели С печальной зимой, Грачи прилетели, Пахнуло весной. Широкая карта Полночной земли Чернеет, и марта Ручьи потекли. Для песни полночной Отныне живи, Душой непорочной Предайся любви. Даже запись в альбом, поэтический пустяк он превращает в эстетическое событие: «Среди фиалок в царстве роз / Примите искренний поклон...» Его, фетовские леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», а еще: На природе с каждой каплей Зеленеет вся одежда, В небе радуга сияет, Для души горит надежда. При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе. Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее раскрывается при последовательном прочтении всего ряда его стихотворений. Образ кутузова
лучшие
черты
наро-
Сопоставим
две
сцены.
В
Москву
приезжает
царь,
дабы
Словно
страшный
призрак
будущей
Ходынки1
возникает
в
Отвратительна
фигура
царя,
который
бросает
с
балкона
Так рисуется встреча императора с народом.
Вспомним
другую
встречу.
В
морозный,
ясный
день,
пос-
В речи
своей,
обращенной
к
преображенцам,
Кутузов
го-
В облике
Кутузова
Толстой
прежде
всего
отмечает
его
Для
Толстого
Кутузов
—
идеал
исторического
деятеля
и
Писатель
сп~ашиввает:
как
мог
этот
старый
человек
"уга-
Так
создает
Ълстспй
образ
великого
и
простого
человека.
Именно
таты
мул:рым
деятелем,
а
не
созерцателем
ри-
Сидя
на
покатой
ковром
лавке,
с
понуренной
седою
го-
Направив
на
передовую
позицию
принца
Виртембергско-
Далее,
утверждая,
что
неприятель
побежден,
Кутузов
ве-
Толстой
пишет:
"То,
что
сказал
Кутузов,
вытекало
не
из
Вглядываясь
внимательно
в
образ
Кутузова,
мы
еще
глуб-
В единении
с
народом,
в
истинном
гуманизме,
в
просто- 3 Фамусов и Молчании в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». В комедии А Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного. - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных мест Фамусов единственный герой, который может встать с Чацким наравне Насколько Чацкий противостоит московскому миру, настолько Фамусов зависим от него. Герои находятся на разных полюсах, и эти полюса создают напряжение, конфликт Роль Молчалина тоже сопоставима с ролью главного героя. Как и Чацкий. Молчалин - участник и любовного, и общественно-политического конфликта. Он не только достойный ученик Фамусова, но и соперник Чацкого в любви к Софье Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич в летах, а Алексей Степанович молод Фамусов начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич один из признанных столпов московского общества его служебное положение достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте» Именно от него зависят материальное благосостояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым и пенсии старикам Молчалин пока выполняет чуть ли не роль прислуги при московских «тузах»: носит собачку Хлестовой. очищает от мела сукно на игральных столах Фамусов столичный житель, дворянин, а Молчалин тверской провинциал Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства У него «говорящая» фамилия, образована от латинскою «fama» - молва И у Молчалина фамилия «говорит» сама за себя Он. вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит Однако так будет, скорее всего, до поры до времени Ведь Молчалин -«двойник» Фамусова У героев существует внутреннее, глубинное сходство У них. несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение. их жизненные принципы и идеалы совпадают Фамусов консерватор Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений Идеал Фамусова прошлое, когда все было «не то. что ныне» Павел Афанасьевич убежденный защитник морали «века минувшего». По его мнению, жить правильно - значит поступать во всем так. «как делали отцы», учиться «на старших глядя» Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету «угождать всем людям без изъятья». Для фамусовского секретаря «святыми» являются только «мнения чужие» Он. как и Фамусов, считает зависимость '<от других» основным законом жизни Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь «покровителей», даже если приходится всецело зависеть от их воли Для Фамусова примером является «смышленый» Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: «Упал он больно встал здорово» Алексей Степанович рискует в результате тайного «романа» потерять расположение покровителя, но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии Молчалин типичный «средний» человек: и по способностям, и по уму. и по жизненным целям Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник Но у них есть общий «талант» - умение приспособиться к обстоятельствам, к «нужным» людям Они органично вписываются в московское общество Главный путь к благам для них - служба Истинная цель деятельности сделать карьеру, «достигнуть степеней известных» Фамусов не видит ничего предосудительною в откровенном пренебрежении служебными обязанностями: А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить» Как только Молчалин «взлетит», то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением Для Павла Афанасьевича это уже стало «золотым» правилом: Как станешь представлять к крсстишку ли. к местечку. Ну как не порадеть родному человечку!. Общественное мнение для Молчатина. как и для Фамусова, свято Некоторые его высказывания («А\! злые языки страшнее пистолета». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь») напоминают фамусовскос: «ах. боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» Молчалин и Фамусов живут по законам лжи. лицемерия, подобострастия Они способны на низость Оба героя одновременно проявляют «известный» интерес к служанке Лизе По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальш не представляют опасности Например Павел Афанасьевич искренне удивляется: Ну вот! великая беда. Что выпьет лишнего мужчина! А свои заигрывания с Лизой и особо тесные отношения с докторшей, которая по его «расчету» должна родить, считает естественны ми для московского барина-вдовца Молчалин тень Фамусова Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе поэтому разрыв Павла Афанасьевича с «секретарем» скорее всего окажется временным Именно эта мысль звучит в заключительных словах Чацкого: Вы помиритесь с ним. по размышлсньи зрелом Молчалин сможет соответствовать идеалу жениха для московских барышень: Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей Высокий идеал московских всех мужей Молчалин это «маленький Фамусов», герои воплощают один социальный и нравственный тип, тип приспособленцев, «деловых» людей.
Любовь
Обломова. А было ли у Обломова хоть раз проясн- ение в жизни? Да и не однократно. К жизни его возродила любовь. Любовь двух женщин-одной: утончённой,неж- ной,изящьной,и другой: хозяйственной, простодушной,искренней. Кто может понять Илью Обломова? Что он ищет в жизни,в женщине? Ведь его возлюблен- ные были различны как земля и небо. Созревает вопрос: почему Обломов остался с Пшеничной-"простой бабой",а не с божественной Ольгой? Да, найти по- хожее в этих женщинах нельзя. Даже лю- били они по-разному. Ольга душевно,вы- соко,а Агафья Матвеевна-земной,примитив- ной любовью. Неземная любовь Ольги вы- ражена в сирени,музыке,прогулках по пар- ку,признаниях. Любовь же Агафьи Матве- евны...это вкусный пироггорячий кофе, белые подушки. По-моему любовь Ольги была немного странной: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно,то,напро- тив,приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был "усовершенствованный", не тот ленивец-догбряк, который днями лежит на диване. Она любила обломова таким каким хотела видеть его, нарисованного в своём воображении. Она требует искренней любви от Обломова; и после того как они расстались,она долго не может прейти в себя, считает себя умершей. Ольга пробу- дила в Обломове любовь к жизни,природе, людям она разбудила заснувшую душу кото- рая способна чувствовать,плакать,смеяться. Обломов попал в водоворот любви из кото- рого не мог выбраться! Мысль о женитьбе просто "убивала" его: ведь для этого надо ехать в имение, устраивать хозяйство,иметь деньги на содержание жены; с этими мысля- ми рассеивались иллюзии о поэтическом идеале свадьбы...Обломов "испугался" Ольги, он боялся той ответственности, которая ля- жет на него после свадьбы. Только сейчас он начал понимать,что Ольга не кукла, которую можно держать за верёвочки,а женщина с достоинством. Место Ольги заняла другая. Это Агафья Пшеничная-хозяйка дома,в кото- ром поселился Обломов. Если Ольгу мы виде- ли через душу,глаза,то Агафью через тело. Это была та женщина, которой Обломову мож- но было только мечтать. Её внешность гово- рила обо всём:простодушна,добра,ласкова, приветлива,но помимо этого она была отлич- ной хозяйкой. Без её заботы всё хозяйство рухнуло бы. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу,поддерживала чистоту его комноты, заботилась о здоровье. Их симпатия переросла в любовь,женитьбю,и обломов не испугался семейной жизни. Он любил жену,сына,семейный быт,ему ничего не надо было-это было его счастье,которое не смогла бы ему дать Ольга. Обломов был счаст- лив с Агафьей,но он не забывал Ольги. Каждую из этих женщин он любил по своему. |