Реферат: Автоматы с магазинной памятью
Название: Автоматы с магазинной памятью Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат |
АВТОМАТЫ С МАГАЗИННОЙ ПАМЯТЬЮ Автоматы и преобразователи с магазинной памятью играют важную роль при построении автоматно-лингвистических моделей различного назначения, связанных с использованием бесконтекстных (контекстно-свободных) языков. В частности, такие устройства используются в большинстве работающих программ для синтаксического анализа программ, написанных на различных языках программирования, которые во многих случаях можно рассматривать как бесконтекстные. В отличие от конечных автоматов и преобразователей
, На рис. 1 такой преобразователь. Конечное управляющее устройство снабжается дополнительной управляющей головкой, всегда указывающей на верхнюю ячейку магазинной памяти; за один такт работы автомата (преобразователя) управляющая головка может произвести следующие движения: 1) стереть символ из верхней ячейки (при этом все символы, находящиеся на рабочей ленте, перемещаются на одну ячейку вверх); 2) стереть символ из верхней ячейки и записать на рабочую ленту непустую цепочку символов (при этом содержимое рабочей ленты сдвигается вниз ровно настолько, какова длина с записываемой цепочки). Таким образом, устройство магазинной памяти можно сравнить с устройством магазина боевого автомата: когда в него вкладывается патрон, те, которые уже были внутри, проталкиваются вниз; достать можно только патрон, вложенный последним. Формально детерминированный магазинный автомат определяется как следующая совокупность объектов: M = (V, Q, VM , δ, q0 , z0 , F), где V, Q, q0 Є Q, F определяются так же, как и для конечного автомата; VM = {z0 , z1 ,…,zp -1 } — алфавит магазинных символов автомата; δ — функция, отображающая множество Q
X
(
V
U
{
ε })
X
VM
Недетерминированный магазинный автомат отличается от детерминированного только тем, что функция δ отображает множество Q X ( V U { ε }) X VM . в множество конечных подмножеств Q x VM Как и в случае конечных автоматов, преобразователи с магазинной памятью отличаются от автоматов с магазинной памятью наличием выходной ленты. Далее будем рассматривать только недетерминированные магазинные автоматы. Рассмотрим интерпретацию функции δ для такого автомата. Эту функцию можно представить совокупностью команд вида (q, a, z)→(q1 , γ1 ),…,(qm , γm ), гдеq, q1 ,…qm Є Q, a Є V, z Є VM , γ1 ,…,γm Є V* m При этом считается, что если на входе читающей головки авто Ситуацией магазинного автомата называется пара ( q , γ ) , где q Є Q , γ Є V * m . Между ситуациями магазинного автомата ( q , γ ) и ( q ’, γ ’) , устанавливается отношение, обозначаемое символом ├, если среди команд найдется такая, что (q, a, z)→(q1 , γ1 ),…,(qm , γm ), причемγ= zβ, γ’ = γi β q ' = qi длянекоторого1 ≤ i ≤ m (z Є Vm , β Є V* m ). Говорят, что магазинный автомат переходит из состояния ( q , γ ) в состояние ( q ’, γ ’) и обозначают это следующим образом: a: (q, γ)├ (q’, γ’) . Вводится и такое обозначение: a1 ...an : (q, γ)├ * (q’, γ’), если справедливо, что ai : (qi , γi )├ (qi+1 , γi+1 ), 1 ≤ i ≤ m где ai Є V , γ 1 = γ , γ 2 ,…, γn +1 = γ ’ Є V * m q 1 = q , q 2 ,…, qn +1 = q ’ Є Q Существует два способа определения языка, допускаемого магазинным автоматом. Согласно первому способу считается, что входная цепочка α Є V * принадлежит языку L 1 ( M ) тогда, когда после просмотра последнего символа, входящего в эту цепочку, в магазине автомата М будет находиться пустая цепочка ε . Другими словами, L1 (M) = { α | α : (q0 , z0 ) ├ * (q, ε )} где q Є Q . Согласно второму способу считается, что входная цепочка принадлежит языку L 2 ( M ) тогда, когда после просмотра последнего символа, входящего в эту цепочку, автомат М окажется в одном из своих заключительных состояний q f Є F . Другими словами, L 2 ( M ) = { α | α: ( q 0 , z 0 ) ├ * ( qf , γ )} где γ Є V * m , qf Є F Доказано, что множество языков, допускаемых произвольными магазинными автоматами согласно первому способу, совпадает с множеством языков, допускаемых согласно второму способу. Доказано также, что если L ( G 2 ) — бесконтекстный язык, порождаемый Грамматикой G2 = ( Vx , VT , Р, S ) , являющейся нормальной формой Грейбах, произвольной бесконтекстной грамматики G , то существует недетерминированный магазинный автомат М такой, что L 1 ( M ) = L ( G 2 ). При этом M = (V, Q, Vm , δ, q0 , z0 , 0), ГдеV=VT ; Q={q0 }; VM =VN ; z0 =S а для каждого правила G 2 вида A→a α , a Є VT , a Є V* n строится команда отображения δ : (q0 , a, A)→(q0 , a) Apia логично для любого недетерминированного магазинного автомата М , допускающего язык L 1 ( M ) , можно построить бесконтекстную грамматику G такую, что L ( G ) = L 1 ( M ). Если для конечных автоматов детерминированные и недетерминированные модели эквивалентны по отношению к классу допускаемых языков, то этого нельзя сказать для магазинных автоматов. Детерминированные автоматы с магазинной памятью допускают лишь некоторое подмножество бесконтекстных языков, которые называют детерминированными бесконтекстными языками. Список использованной литературы КУЗИН Л.Т «Основы кибернетики» Т.2 УКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р Е Ф Е Р А Т По дискретной математике на тему: «Автоматы с магазинной памятью» Подготовил студент гр. 1киб-30 Кирчатов Роман Романович Преподаватель Бразинская Светлана Викторовна ДНЕПРОПЕТРОВСК, 2002 |