Реферат: Формирование понятия цилиндра
Название: Формирование понятия цилиндра Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап: Введение понятия цилиндр. Математическое видение цилиндра. Цель этапа : Формирование пространственного представления и логического мышления учащихся при изучении и формировании математического видения цилиндра его характерных элементов и изображений. Дидактические средства:
Перед началом урока учитель на своем столе располагает все пространственные тела: призмы, пирамиды, цилиндры, конусы, сферы и шары. Рекомендуется начать урок со следующего упражнения. Упражнение 1 . Из множества тел представленных выбрать те, которые были уже изучены (предполагается, что учащиеся выберут призмы и пирамиды). Упражнение 2 . Оставшиеся тела сгруппируйте по внешним сходным признакам. (получили три группы: цилиндры, конусы, сферы и шары). Упражнение 3 . Вызывается с каждого ряда по ученику. Им предлагается на интуитивном уровне к каждому пространственному телу сопоставить соответствующую табличку с названием данного тела. Предполагаемый ответ:
Упражнение 3 можно предложить выполнить стоящим ученикам. Затем, после того как кто-нибудь выполнит это упражнение верно, учитель говорит о том, что изучение этих пространственных тел они начнут с изучения цилиндра. Упражнение 4 . Из пластилина учащиеся делают линию (KL). Затем деревянные палочки прикрепляют к пластилину, таким образом, чтобы эти палочки (АВ) как бы пересекали линию (KL) и были бы друг другу параллельны. В результате получилась бы поверхность которую назовем цилиндрической (рис. 1). [Вывод : поверхность образованная движением прямой (АВ), которая во всех положениях параллельна данной прямой и пересекает линию (KL) назовем цилиндрической поверхностью ]. Соглашение 1 . Движущаяся прямая (АВ) – образующая; линия (KL) – направляющая. Упражнение 5 . Предполагается соединить оба конца линии (KL) вместе (Получится цилиндрическая поверхность которая называется замкнутой ) (рис. 2).
Упражнение 6 . Учащиеся из пластилина делают две лепешки (плоскости) и с двух сторон прикрепляют к замкнутой цилиндрической поверхности и получают модель цилиндра. [Вывод : Цилиндром назовем тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими цилиндрическую поверхность]. Соглашение 2 . В получившейся модели цилиндра параллельные плоскости, которые пересекает цилиндрическая поверхность назовем основаниями цилиндра . Упражнение 7 . Учащимся предлагается из центра (приблизительно) верхнего основания цилиндра опустить перпендикуляр на нижнее основание (возможные варианты: а) высота проектируется точно в центр нижнего основания (прямой цилиндр ); б) пересекает нижнее основание, но не в центре; в) не пересекает нижнее основание (наклонный цилиндр )). Высотой может служить одна из деревянных палочек. Соглашение 3 . Высотой цилиндра назовем кратчайшее расстояние между двумя основаниями цилиндра. Упражнение 8 . Учащимся на урок принести модели по рис. 3 из спиц и проволки. Всем предлагается сделать полный оборот вокруг оси. В результате, точки линии АМВ опишут окружности, которые назовем параллелями , они лежат в плоскостях, перпендикулярных оси вращения, а следовательно эти плоскости параллельны между собой.
[Вывод : Поверхностью вращения назовем поверхность, образованую линией, которая лежит в одной плоскости с осью и при вращении вокруг оси (Z) делает полный оборот]. Упражнение 9 . Назовите какой из пунктов в упражнении является цилиндрической поверхностью? (Ответ в)). Учащиеся делают вывод : При вращении прямоугольника вокруг прямой, содержащей одну из его сторон, получается, что во всех положениях АВ параллельна ОО1 , а поэтому при полном обороте описывает цилиндрическую поверхность (часть), а отрезки ОВ и О1 А опишут круги. - ломанная опишет поверхность цилиндра О1 АВО - основания круги; - образующая АВ перпендикулярна основаниям. Полученное тело назовем цилиндром вращения . Упражнение 10 . (Самостоятельно). Предлагается учащимся вращать прямоугольник вокруг оси, проходящей через ось симметрии прямоугольника. Необходимо ли делать полный оборот в данном случае? (Ответ: нет, достаточно пол оборота). Изображение цилиндраОбычно цилиндр изображают от руки: 1) основание изображают в виде эллипсов, лежащих в параллельных плоскостях; 2) двумя образующими соединяют концы больших диаметров эллипсов (оснований); 3) видимые линии рисуют сплошными, невидимые – контурными. Соглашение 4. Под цилиндром будем понимать (подразумевать) цилиндр вращения . Упражнение 11 . Ученикам предлагается провести всевозможные сечения цилиндра, плоскостью. Каждый ученики предлагает вариант, а затем все сведения систематизируются в следующую таблицу : (это упражнение выполняется на модели цилиндра сделанного полностью из пластилина, используя нож для резки пластилина).
Соглашение 5 . Цилиндр осевое сечение (проходящее через ось вращения), которого – квадрат называется равносторонним цилиндром . I этап: Введение понятия конус. Математическое видение конуса. Цель этапа : сформировать ценностное представление у учащихся о конусе и его элементах. Развить пространственное воображение и логическое мышление через «видение конуса». Дидактические средства:
модели изготовленные по рис. 3. Упражнение 1 . Назовите уже изученные вами пространственные тела? (призма, пирамида, цилиндр). Назовите те которые еще не изучались? (конус, сфера (шар)). Изучение данной темы по своей структурной схеме аналогично изучению темы «Цилиндр». Упражнение 2 . Из пластилина изготовьте линию (KL). Пересеките ее деревянными палочками, таким образом, чтобы все эти палочки проходили через одну точку (S), не принадлежащую (KL). В результате получим поверхность, которую назовем конической поверхностью (рис. 1). Соглашение 1 . Точка S – вершина, линия MN – направляющая, а прямая а – образующая. Упражнение 3 . Соедините концы линии (KL) (получится замкнутая линия (KL) и коническая поверхность, которую назовем замкнутой ) (рис. 2).
Упражнение 4 . Из пластилина делается плоскость (лепешка) и коническую поверхность соединяют с этой плоскостью. Получилась модель конуса . [конусом назовем тело, ограниченное замкнутой конической поверхностью и пересекающей ее плоскостью]. Соглашение 2 . Плоскость, пересекающая коническую поверхность назовем основанием . Упражнение 5 . Учащимся предлагается из точки S опустить перпендикуляр. Это можно сделать при помощи деревянной палочки, протянув ее в модели конуса через вершину точку S. (а) перпендикуляр опущен в центр основания, то есть конус прямой; б) перпендикуляр пересекает основание или плоскость основания, но не в центре, то есть наклонный конус). Соглашение 3 . Данный перпендикуляр назовем высотой конуса (кратчайшее расстояние от точки до плоскости). Упражнение 6 . Учащиеся приходят на урок с моделями по рис. 3. Необходимо выполнить полный оборот вокруг оси.
[поверхностью вращения. Конусом вращения назовем тело полученное при вращении прямоугольного треугольника на полный оборот вокруг одного из катетов, в тогда другой катет опишет круг основание конуса, а образующая (гипотенуза) часть конической поверхности, или равнобедренного треугольника вокруг высоты опушенной из вершины) Достаточно пол оборота]. Соглашение 4 . Конус вращения – частный случай конуса, основание которого – круг и вершина проецируется в центр основания. Изображение конуса1) основание изображается в виде эллипса; 2) из точки вне плоскости основания проводятся две касательные (образующие) к концам большого диаметра эллипса. Упражнение 7 . С помощью пластилиновой модели конуса и ножа для пластилина учащимся предлагается провести всевозможные сечения конуса. Результаты систематизируются в таблицу :
Упражнение 8 . Рассмотрим часть конуса заключенную между основанием конуса и плоскостью сечения параллельной основанию (рис. 4.1.)
[эту часть конуса назовем усеченным конусом ; круги с центрами в точках О и О1 – его основания; его образующие (АС, BD, …) равны между собой; прямая – ось; отрезок [ОО1 ] - высота].
Усеченный конус можно рассматривать как тело полученное вращением прямоугольной трапеции вокруг оси, содержащей перпендикулярную сторону, или равнобокой трапеции вокруг оси симметрии. Упражнение 10 .Изобразите все возможные сечения усеченного конуса. I этап: Введение понятия сфера и шар. Цель этапа : Формирование понятия сфера (шар) развитие воображения, систематизация знаний по теме вращения. Формирование целостной системы. Дидактические средства:
Упражнение 1 . Выполните вращение модельными заготовками. Если вращать полукруг, какое тело получится? Рис. 1 Соглашение . Поверхность образованная вращением полуокружности или окружности около диаметральной прямой называется сферой . Если же вращать полукруг или круг, то в результате получится тело вращения называемое шаром . Упражнение 2 . Из пластилина вылепите тело вращения и надуйте шарик. Что сфера, а что шар? Воздух внутри шарика и он сам, что это за тело? (ответ: 1) пластилин – шар; шарик – сфера; 2) шар). Упражнение 3 . Сфера – геометрическое место точек … (пространства), которые расположены на данном расстоянии от одной … (точки) называемой … (центром) … (сферы). - отрезок, соединяющий центр с точкой сферы называется … (радиусом); - тело, ограниченное сферой называется … (шаром); - центром и радиусом шара называется … и … сферы. Изображение сферы (шара)1. Изображается круг; 2. Пунктиром рисуют два перпендикулярных диаметра; 3. Изображаются эллипсы на этих диаметрах, как больших диаметрах эллипса. Упражнение 4 . Изобразите всевозможные сечения сферы (шара). Сечения сферы – окружности; Сечения шара – круги. Упражнение 5 . Выясните взаимное расположение сферы (шара) и плоскости? (ответ: возможны три случая: 1) не пересекаются и не касаются, то есть нет общих точек; 2) касаются, существует одна общая точка, точка касания; 3) пересекаются, то есть для сферы – по окружности, для шара по кругу). Упражнение 6 . Проверьте истинность утверждений: 1) Сечение шара плоскостями, равноудаленными от центра равны; 2) Сечение шара плоскостью тем больше, чем ближе она расположена к центру; 3) Rсеч =, где r – радиус сферы (шара), d – расстояние от центра сферы до центра сечения 4) Два больших круга пересекаются по диаметру; 5) Линия пересечения двух пересекающихся сфер – мерна линии центров сфер. Упражнение 7 . Каково взаимное расположение сфер (шаров)? (ответ: аналогично расположению окружностей: 1. Не касаются 1) расположены независимо друг от друга; 2) находятся одна внутри другой с общим центром или нет 2. Касаются 1) в одной точке а) внешне б) внутренне 2) в нескольких точках а) пересекаются Упражнение 8. На интуитивном уровне к каждому рисунку поставьте цифру, соответствующую изображенному на рисунке. 1. Шаровой слой 2. Сферический сегмент 3. Шаровой сегмент 4. Сферический пояс. |