Реферат: Анкетирование
Название: Анкетирование Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | ||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................... 2 1. Социологический исследовательский проект........................... 3 2. Опрос.......................................................................................... 4 2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации. 6 2.1.1.Композиция анкеты............................................................ 7 2.2. Интервью......................................................................... 10 2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании. 11 3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования. 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................... 14 Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией. Задача заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся аппарат современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков и умений социологического исследования ориентирует на необходимость сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образов процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической структуры реализации социологического исследовательского проекта. 1. Социологический исследовательский проект. Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации. Социологический исследовательский проект – это система научно – исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных. Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания. Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос. Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей. Приоритетность опроса : · слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией; · исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению. Варианты опроса (по формам контакта): · личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный); · индивидуальный или групповой; · свободный или формализированный, фокусированный (направленный); · устный или письменный; · сплошной или выборочный; · по месту жительства или работы, временные целевые аудитории. Основные элементы опроса: · социолог, конструирующий инструментарий; · анкетер или интервьюер; · анкета или план интервью; · ситуация опроса; · респондент; · социальная реальность. Основные фазы опроса: 1. Адаптация: · обращение; · начало опроса. 2. сбор основной информации. 3. Завершение опроса. Вопросы различаются: 1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях); 2. По форме (прямые или косвенные); 3. По структуре (открытые или закрытые); 4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)). Разновидности опроса: 1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос; 2. Интервью – непосредственный, устный опрос; 3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц; 4. Социометрический опрос – выявление социально- психологических проявлений межличностных отношений. 2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации. Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты. 1. Титульный лист; 2. Водная часть; 3. Основная (содержательная часть); 4. Социально – демографическая часть. Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью. В вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. Следует также проанализировать вводную часть: 1. Наличие и правильность обращения респонденту. 2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса? 3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса? Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе. 4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса? Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать. 5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой? 6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу? 7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе? Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т.д. Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает его установка. Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается. В социально – демографической части содержаться блоки вопросов о социально – демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д. Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. 1. Неформализированное интервью – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы. 2. Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее заготовленные вопросы по теме и дополнительные. 3. Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета – интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов. 2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании. 1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера. 1.1. различия в возрасте. 1.2. различия пола. 1.3.различия национальной принадлежности и профессии. 1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически. 1.5.различия образовательного уровня. 1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого. 2. Стиль поведения интервьюера. 2.1. демонстрация собственной точки зрения. 2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого. 2.3.демонстраци чувства превосходства над опрашиваемым. 3. Неправильный выбор места интервьюера. 4. Неправильный выбор времени для интервьюирования 5. Неадекватное восприятие интервьюера и опрашиваемым. 6. Чрезмерная длительность интервью. 7. Запись беседы при помощи технических средств без разрешения опрашиваемого. 3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.
В отличие от анкетера, роль интервьюера (реестр навыков и умений) за время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется подбор соответствующих людей и обучение особенностям интервью. 1. Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов – на - Дону: издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с. 2. Харчева В. Основы социологии. Учебник для срдних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил. |