Реферат: Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани
Название: Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования РФ Рязанский педагогический колледж Юридическое отделение Курсовая работана тему: Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани студентки III курса группы 3у шифр 0613 Подъяблонской С.Ю. Научный руководитель Гальперин А.Э., к.и.н. доцент кафедры методологии управления образования и развития РИРО Рязань 2004Содержание Введение …………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Нормативно-правовая основа муниципального образовательного менеджмента города РязанИ ………………………………………………….……… 7 - 11
муниципальной системы образования г.Рязани ……………………………..... 7
Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДА РЯЗАНИ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ………………………………………………... 12 - 29 2.1 Современное состояние муниципального образовательного менеджмента …………………………………………………………………… 12 2.2.1 Развитие управляющей подсистемы дошкольного образования ……... 16 2.2.2 Развитие управляющей подсистемы общего образования ……………. 17 2.2.3 Развитие управляющей подсистемы дополнительного образования …………………………………………………………………….. 20 2.2.4 Воспитание как одна из составляющих образовательного процесса ( г.Рязань)…………….……… ………………………………...……. 21 2.2.5 Реализация государственной молодёжной политики …………...…….. 22 2.2.6 Педагогические кадры муниципальной системы образования как управленческий потенциал образовательного менеджмента ……………….. 23 2.2.7 Финансово-хозяйственные и сервисные службы УО г.Рязани как важнейший элемент управляющей подсистемы образовательного менеджмента …………………………………………………………………… 26 Заключение ……………………………………………………………………... 30 Список использованных источников и литературы …………………………. 32 Приложения ……………………………………………………………………. 33
ВведениеБыстрое изменение социально-экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений подтолкнули и учёных, и практиков к изучению зарубежной науки управления – менеджмента. Тем более, «что и отношение общества к этой области научного знания в последнее время резко изменилось: постепенно исчезли из нашего сознания классовые идеологические оценки и сегодня едва ли кто считает менеджмент чуждой наукой»1. Менеджмент, как и любая наука имеет свои противоречия и поэтому в процессе практического применения «натыкается» на «препятствия» или по-другому – проблемы развития управления на любом уровне (мировом, федеральном, региональном, местном и в различных сферах применения). Наше исследование образовательного менеджмента касается местного уровня, г. Рязани. Таким образом, эффективное управление муниципальной системой образования требует выявления их собственных управленческих проблем, несоответствий между желаемым состоянием, потребностями системы и её нынешними возможностями. Для их выявления мы воспользовались методами проблемно-ориентированного анализа системы управления. «Мера остроты проблемы управления в образовательных учреждениях (ОУ) определяется величиной расхождения между уровнем значимости той или иной функции, или задачи управления и уровня качества её реализации».2 Недостаточно качественная реализация управленческих функций предопределена недостатками организационных механизмов управления внутри образовательного учреждения. Организационным структурам действующих систем управления присуще наиболее распространённые проблемы:
Исходя из проблемного поля определим актуальность исследования. Движение образовательного менеджмента к реализации своих главных ценностей и устремлений требует продуманности, связанности действий, выработки их согласованного курса. Отсутствие такого курса, общего подхода к решению проблем делает управление образовательной системой слабым, зависимым от любых изменений окружающей обстановки.Таким образом, актуальность выбранной темы определяется уровнем – глубиной рассогласования между управляющей и управляемой системами, а также наличием внутренних противоречий в каждой из них, то есть анализ применения вышеобозначенного курса управления образовательной системой. Далее необходимо уточнить то, что образовательный менеджмент или управление образовательной системой (г.Рязани) представляет собой особую деятельность, в которой её субъект (Управление образования, науки и молодёжной политики) посредством предвидения, организации, координации обеспечивает совместную деятельность объектов (педагогов, учащихся. Родителей и т.д.) образовательного процесса. Эта деятельность направлена на развитие образовательного процесса с целью удовлетворения запросов местного сообщества, личности, рынка труда. Объектом исследования является процесс управления образовательной системой (г. Рязани). Предметом исследования выступают составные части процесса управления образовательной системы г. Рязани:
Если субъект управления образовательной системы будет придерживаться вышеобозначенного курса или общего подхода к решению проблем, то образовательный менеджмент станет независимым и устойчивым к изменениям окружающей обстановки. Для наилучшего результата необходимо воспользоваться следующими методами анализа существующих и потенциальных проблем:
Глава 1. Нормативно-правовая основа муниципального образовательного менеджмента города Рязани 1.1 Нормативно-правовые источники функционирования муниципальной системы образования г.Рязани. В соответствии с положением об управлении образования, науки и молодёжи администрации г.Рязани данное структурное подразделение администрации г.Рязани входит в состав социального комплекса и непосредственно подчиняется заместителю главы администрации по социальной сфере и гуманитарным вопросам (Приложение №1). Управление в своей деятельности руководствуется:
К ним, в частности, можно отнести:
1.2 Основные этапы становления муниципального образовательного менеджмента Рассматривая основные этапы становления и примеры управления муниципального образовательного менеджмента г.Рязани необходимо начать с дошкольных образовательных учреждений г.Рязани. Дошкольное образование – весьма важно и во многом определяет становление личности ребёнка на последующих этапах его развития.1 Итак, к началу 1995 г. в г.Рязани сложилась достаточно оптимальная структура дошкольного образования, способная удовлетворить разнообразные потребности детей дошкольного возраста и их родителей (Приложение №2). При постоянном росте доли муниципальных ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) на начало 1995 г. их число составляло 77, то есть 53% общего числа городских ДОУ, и в них воспитывалось 11 117 детей при плане 11 275. Общей тенденцией для всех ДОУ, независимо от их организационно-правовых форм, являлось падение наполняемости как в части списочного состава групп, так в ещё большей мере в части количества детей, реально посещающих ДОУ. Среди существенных частей этой прогрессирующей тенденции можно выделить:
В ходе исследования были получены следующие данные – Образовательный уровень педагогических работников ДОУ г.Рязани на 1.01.95 г.
В 1994 г. в Рязани был проведён совместный с Министерством образования эксперимент пор государственной аккредитации двух ДОУ. В ходе нашего исследования были выявлены интересные факты по итогам 90-х гг. и в области общего образования. В связи с существенным изменением системы конкурсного определения лучших педагогов значительно вырос престиж городского конкурса «Учитель года» Лауреатами этого конкурса стали (93 – 94 гг.) Бочкова В.И., Сущинская Т.С., Петракова Л.В. В 1993 – 1995 гг. значительная часть городских школьников достигла заметных результатов:
В течение 1994 учебного года 5 рязанских школьников учились в США, в 1995 г. – 15 старшеклассников. В основе преобразований – общего образования - проходила планомерная работа по реализации Закона РФ «Об образовании». Среди наиболее важных аспектов преобразований предмета исследования можно выделить следующие:
В ходе образовательных реформ выявились также и негативные моменты принятых управленческих решений:
Всё более заметное неудовлетворение у школьников вызывало (и вызывает):
Таким образом, такая социальная сфера (муниципальное образование) и такой социальный институт (школа), не выполняют в полном объёме своих социальных функций. Что говорит о недостаточном продумывании в ходе принятия управленческих решений. В существенной корректировке нуждается не только формы, методы и приёмы образования, их обновления требует и сама модель образования и организация педагогического процесса значительной части муниципальных общеобразовательных школ. Поэтому, отмечая большой объём и достаточно высокое качество управления муниципальной системы необходимо признать, что рязанское образование находится в самом начале длительного и трудного пути радикальных реформ (Приложение №4). Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДА РЯЗАНИ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2.1 Современное состояние муниципального образовательного менеджмента Далее проанализируем проблемы и противоречия управляющих подсистем, алгоритм реализации управленческих функций. Рассматривая современное становление муниципального образовательного менеджмента в г. Рязани, необходимо отметить, что сегодня в городе документально и организационно определилась четкая стратегия развития муниципальной системы образования и всех её составляющих, направленных на формирование единого образовательного пространства города, углубление процессов демократизации, гуманизации образования на основе широкой инновационной деятельности и ресурсного обеспечения: кадрового, научного, нормативно-правового, информационного. Сеть негосударственных ОУ г.Рязани
Сеть сервисных служб при управлении образования способствовала оказанию помощи в деятельности образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся. Создание сервисных служб строилось на изучении потребностей образовательных учреждений, взрослых и детей в сервисных услугах. Развитие сети сервисных служб в г. Рязани
Обзорный анализ развития процессов инноваций в управлении образования на муниципальном уровне за период с 1998 г. позволил сделать вывод о некоторых проявившихся в нём тенденциях:
Созданы объективные и достаточные предпосылки к тому, чтобы образование в городе стало целостной системой общественной практики. Муниципальная система образования г. Рязани в условиях социально-экономической нестабильности сохранена и включает в себя (на 1.09.03) 202 ОУ и 7 сервисных служб (Приложение №5). Несмотря на недофинансирование системы образования, сеть муниципальных ОУ в период с 1996 г. выросла на 17 ОУ. Динамика основных показателей развития сети муниципальной системы образования г. Рязани
Наряду с муниципальными ОУ в городе появилась сеть негосударственных ОУ, в которых обучаются 0,9% от всех учащихся ОУ города. По сравнению с 1998 г. число детей увеличилось в 2,5 раза за счёт
Стратегия управления системы образования выстраивается на следующих положениях:
Управление системой образования позволяет определить перспективные задачи и проблемы развития образования в городе, разрабатывать политику в области образования и механизмы её реализации, осуществлять прогнозирование образовательной ситуации. В ходе глубокого анализа муниципального управления выделились следующие черты вышеобозначенного управления:
Состояние здоровья детского населения г.Рязани По результатам нашего исследования сегодня лишь 5% выпускников школ здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой родившихся младенцев свыше 900 имеют врождённые пороки развития. Демографические данные г.Рязани
Вывод напрашивается сам собой: проблема охраны здоровья детей должна стать ключевой в системе образования г.Рязани. 2.2.1Развитие управляющей подсистемы дошкольного образования Затрагивая управление развитием системы ДОУ, необходимо сказать, сто в городе воздана многофункциональная сеть ДОУ, способных удовлетворить разносторонние интересы детей и всё возрастающие потребности родителей. Исходя из постоянно изменяющихся потребностей современного общества и как следствие, социального заказа. Ежегодно увеличивается количество детских садов, работающих в инновационном режиме. Более половины из них имеют статус ДОУ повышенного уровня ДОУ. В процессе нашего исследования было выявлено важное направление управления деятельностью ДОУ:
Управление обеспечением работы ДОУ в режиме развития привлекаются внебюджетные средства, помощь родителей, которые стали соучастниками образовательного процесса. 2.2.2. Развитие управляющей подсистемы общего образования По данным, развития системы общего среднего образования, выявлены изменения общей численности учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях.
То есть, в сравнении с 1998 г. численность учащихся в 2003 г. уменьшилась на 10 726 человек. В ближайшие 2 года наметившаяся тенденция сокращения численности учащихся в ОУ сохраняется и к началу 2004/2005 г. уменьшение составит 21% в сравнении с 1998 г. В 2002 – 2003 учебном году в нашем городе завершён переход на 4-летнее начальное обучение, что позволило снять перегрузку учащихся, более, последовательно и равномерно распределить материал по годам обучения. Хотелось бы ещё отметить одно из приоритетных направлениё модернизации общего образования – профилизация образования на III ступени обучения. На всех уровнях муниципальной системы образования прошло обсуждение Концепции профильного обучения, определились перспективы развития данного направления. Профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию и специализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. Муниципальная сеть профильного образования, в основном, сложилась к 1998 г.. Количество и профиль классов определился вузовским сектором рынка образовательных услуг – все вузы г. Рязани (РГПУ, РСХА, РГМУ, РГРТА, АПУ, МЮРФ, РВАИ, РФВУС, рязанский филиал МЭСИ, Рязанский филиал московского института МВД России, РЗИМТУК), вузы Москвы (МГУ, МЭСИ, ГУВШЭ. Московский гуманитарный университет, РГУ нефти и газа им. Губкина)
Получили возможность выбора профильного образования за последние 3 года (2000 – 2003 гг.) более 30% учащихся. Нельзя не отметить специальные (коррекционные) – 5 – учреждения для особой категории детей: дети-инвалиды, дети-сироты, дети с отклонениями в развитии, нуждающиеся в постоянной педагогической поддержке. В 2002 – 2003 учебном году в пяти специальных (коррекционных) школах г. Рязани в 98 классах обучались 818 учащихся, из них 501 ребёнок-инвалид, что составляет 62% от общего количества учащихся (в 2001 – 2002 учебном году из 823 учащихся – 96 инвалидов (48%)). Динамика развития классов коррекционно-развивающего обучения
Число детей, постоянно нуждающихся в особом внимании педагогов, постоянно растёт. В 2002 – 2003 учебном году проведено 36 предметных олимпиад и конкурсов по 29 предметам, в которых приняло участие 5 400 учащихся. В десятку лидеров вошли следующие школы:
Основными каналами получения среднего образования выпускниками основной школы являются старшие классы, куда поступают в среднем 70,6 выпускников средней школы: 16,3% выпускников основной школы поступают в профессиональные училища города, по сравнению с 1998 г. заметна тенденция снижения количества поступлений с 18,6% в 1998 г. до 14% в 2003. В ССУЗ поступает в среднем 10% девятиклассников. 2.2.3 Развитие управляющей подсистемой дополнительного образования В ходе нашего исследования была затронута также и система дополнительного образования в г. Рязани. В настоящее время она составляет 24 учреждения дополнительного образования, 35 отделений подростковых клубов по месту жительства, 4 негосударственных ОУ.
Д Около 2 500 наименований детских, подростковых, молодёжных объе-динений характеризуют образовательные услуги в сфере дополнительного образования детей. Только в учреждениях дополнительного образования детей их действует более 1 700. При явном уменьшении доступности культурных, спортивных объектов для детей и подростков, повышается значимость отделений, подростковых клубов, по месту жительства, действующих при учреждении дополнительного образования. Именно они в большей степени способствуют решению проблемы социальной адаптации, организации досуга, занятости подростков, в том числе и детей-инвалидов, детей с асоциальным поведением. 2.2.4 Воспитание как одна из составляющих образовательного процесса (г. Рязань) По нашему мнению, не следует концентрироваться лишь на ключевых вопросах темы, игнорируя тем самым малозначительные, на первый взгляд, факторы, в основе которых нередко лежит начало новой мысли и разворот научного исследования. Примером такого фактора является воспитание. Оно стало одним из приоритетных направлений в деятельности управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани, образовательных учреждений всех видов и типов. В 1999 году разработаны концептуальные основы ОУ, модель выпускника школы, проведены панорамы воспитательных систем. Разработаны и реализуются программыв: «Одарённые дети», «Юный Рязанец», «организация летнего отдыха», «патриотическое воспитание подрастающего поколения», «предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних». Работа по патриотическому воспитанию проводится в тесном взаимодействии с городским Советом ветеранов, военными комиссариатами, военными вузами и общественными организациями. Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит музеям, фондам и экспозициям, которые составляют значительную часть историко-культурного общественного наследия. Приоритетным направлением модернизации образования г. Рязани является развитие системы профильного самоопределения учащихся. Развивая допрофессиональное дополнительное образование, ОУ города организуют крупную работу кружков, объединений, секций, проводят олимпиады, конкурсы. Всего в общеобразовательных учреждениях организовано 1 189 объединений, из них 17 на платной основе, в которых занимается 23 900 школьников. В городе сложилась определённа система организации летнего отдыха и оздоровления детей. Летом 2001 г. начал работу оздоровительно-образовательный лагерь «Сказка», который принял 180 детей, а уже в 2003 г. в нём в течение 6 профильных смен отдохнуло и оздоровилось 1 175 человек. Таким образом, можно констатировать факт, что в городе удалось сохранить социально-педагогические традиции воспитания, разнообразие форм организации совместной деятельности педагогов и детей и централизованный механизм управления воспитательной системой. 2.2.5 Реализация государственной молодёжной политики (г.Рязань) На следующем этапе развития детей реализуется государственная молодёжная политика. Под этим подразумевается межотраслевая сфера государственной деятельности, связанная с организацией работы с определённой категорией населения – молодёжью. В общей численности населения г.Рязани (526 499 человек) население в возрасте до 30 лет составляет 187 299 человек, в возрасте от 14 до 30 лет – 120 812 человек, что составляет 22,9% от общей численности населения города. В сфере реализации муниципальной молодёжной политики управление образования основной целью ставит создание условий для самореализации молодёжи. В целях межведомственной координации реализации молодёжной и детской политики в 2003 г. активизировал свою работу Координационный совет по молодёжной и датской политике при главе администрации г. Рязани. УОНиМ администрации г. Рязани оказывает содействие в предоставлении помещений для реализации ряда детских и молодёжных объединений и организаций на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта и использовании их материально-технической базы. На базе Дворца молодёжи размещены следующие общественые организации: «Родник», «Молодёжная жизнь», «Молодёжь против наркотиков», фонд «Молодёжный бизнес-инкубатор». На базе ЦДТ «Приокский» размещены общественная организация ДИМСИ. В городе созданы условия для реализации творческих способностей молодёжи. Ежегодно проводится около 300 массовых мероприятий с молодёжью. Такие из них, как игры КВН, фестиваль КВН «славянский базар в Рязани», праздники «День молодёжи», «День студента», «Татьянин день», «День города» и другие. Ежегодно проводится целенаправленная работа по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. УОНиМ продолжает отслеживать и своевременно оплачивать содержание несовершеннолетних в спецшколе. Реализация молодёжной политики состоит в том, чтобы создать новому поколению все условия для самореализации и здоровой конкуренции. 2.2.6 Педагогические кадры муниципальной системы образования как управленческий потенциал образовательного менеджмента Начальник отдела кадров возглавляет работу отдела по обеспечению учреждений образования города квалифицированными педагогическими кадрами. Приоритетными направлениями в деятельности отдел является:
По данным нашего исследования, в сфере образования города работает 7 803 педагогических работника, из которых 5 947 человек (76,2%) имеет высшее образование, 1 647 (21%) – среднеспециальное, 209 (0,03%) – незаконченное высшее. В учреждениях образования города работает 86 педагогических работников, имеющих звание «Заслуженный учитель РФ», 146 работников награждены нагрудным знаком «Почётный работник», 298 – грамотами муниципального образования. Образовательный уровень педагогических работников соответствует требованиям тарифно-квалификационных характеристик. Статистические данные по аттестации педагогических работников наборов за последние 5 лет показали, что повышается уровень профессионального мастерства специалистов. Об этом свидетельствует рост педагогов, аттестованных на квалификационные категории по всем ОУ. Если в 1993 году они составляли лишь 0,5%, то на начало текущего учебного года они составили 78,1%.
Учреждения образования г.Рязани нуждаются сегодня в учителях технического труда, физической культуры, английского языка, физики, преподавателях-организаторах, основ безопасности жизнедеятельности, в воспитателях детских садов. Причиной является низкая оплата труда, сложный режим работы. Приказом от 18.02.02 №188 заведующим детских садов были также установлены стимулирующие надбавки по итогам работ за 2001 – 2002 учебный год. Из 25 учреждений дополнительного образования: К I группе оплаты отнесены – 24 учреждения; Ко II группе оплаты отнесены – 24 учреждения; К III группе оплаты отнесено 1 учреждение; (МПК «Орлёнок») С целью поддержки материального благосостояния, снятия социально-психологической напряжённости в педагогических коллективах решением Городского Совета от 30.01.02 №25, приказом Управления от 01.03.02 №229 установлена единая муниципальная надбавка к заработной плате каждого работника в размере 100 рублей: I полугодие 2002г.,сохранена надбавка:
Анализ статистической отчётности свидетельствует о том, что потребность в педагогических кадрах будет расти. Так, в общеобразовательных школах учителей пенсионного возраста значительно больше, чем молодых специалистов. Соотношение учителей пенсионного возраста и молодых специалистов в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях
Неблагоприятно сказывается на кадровом составе педагогического корпуса отсутствие мужчин
С целью поощрения талантливых, творческих педагогов УОНиМ награждает не только конкретную личность, но и профессии в целом, тем самым формируя профессиональную общность педагогов. 2.2.7 Финансово-хозяйственные и сервисные службы УО г.Рязани как важнейший элемент управляющей подсистемы образовательного менеджмента По оценкам специалистов, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должны владеть педагоги. Эта ситуация требует от учителя новых профессиональных и личных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, критичность мышления и др.. С целью способствовать приобретению и развитию этих качеств ИД(М)Ц (информационно-диагностический (методический) центр разработал широкий круг образовательных услуг. (Схема №1). Принципы деятельности: конкретность, компетентность, адресность оказания сервисных услуг; Более чётко категориям работников образования предлагает свои услуги по повышению квалификации Рязанский институт развития образования.
Существует также социально-психологическая служба образования г. Рязани, действующая в 156 ОУ города. Кроме того, 3 сервисных центра оказывают специализированную помощь психолого0педагогического и медико-социального характера, а при управлении образования создан научно-методический совет по социально-педагогическим вопросам. Не менее важной является психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). ПМПК осуществляет функцию медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ребёнка с проблемами развития. Отслеживает динамику его развития, внося коррективы в образовательный маршрут в соответствии с изменением состояния. Количество таких детей ежегодно увеличивается. Для того, чтобы «возвратить детям детство», которые остались без родителей, в силу ряда причин был создан центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Главная задача центра состоит в своевременном выявлении, учёте и оказании помощи детям. В настоящее время в Центре функционирует 5 групп. Сплошной состав детей на 11.11.2003 г. составлял 40 человек от 3 до16 лет. За период работы Центра реабилитировано 26 детей сирот и 384 ребёнка, оставшихся без попечения родителей. Социальная реабилитация таких детей состоит в том, что нужно установить их юридический статус, защитить жилищные и имущественные права детей, определиться с алиментами, пенсиями и пособиями, полагающимися по закону и определить форму дальнейшего жизнеустройства. Воспитанники Центра содержатся на полном государственном обеспечении. Вся система финансово-экономического обеспечения образовательного процесса города осуществляется УОНиМ с учётом социальных и экономических возможностей муниципалитета, запросов личности, общества, государства за счёт интенсивного включения в действие двух основных факторов: 1. Максимальной мобилизации внутренних финансово-экономических ресурсов через бюджетное финансирование; 2. Привлечения внешних финансово-материально-технических ресурсов, из регионального бюджета, внебюджетных источников финансирования, платных образовательных услуг. Так в 2003 г. привлечено средств:
ИТОГО 27 млн. 600 тыс. рублей. В полном объёме многоуровневая система финансово-экономического обеспечения начала действовать с 1-го января 2004 года в соответствии с Федеральным законом. Но даже, несмотря на дефицит городского бюджета, доля образования в нём занимает более 25% и она увеличивается на протяжении последних лет. Правда, основная часть бюджета образования занимает заработная плата и начисления на заработную плату, это более 60% от бюджета образования. Доля статей бюджета, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений образования (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования) незначительны и составляет около 4% от бюджета, хотя в денежном выражении увеличивается значительно. Динамика осуществления капитального ремонта образовательных учреждений г. Рязани за 1998 – 002 гг.
(в таблице учтены все виды работ, проводимые в одном учреждении) Техническое состояние объектов образования продолжает ухудшаться, так как темпы ремонта почти вдвое отстают от потребности в нём. Финансирование текущего и капитального ремонта, утверждённое бюджетом, составляет в среднем по годам 28% от потребности. По заключению проектных организаций, отдельные здания образовательных учреждений имеют дефекты, требующие оперативного устрагшения. Это деформация стен в школах №69,23,13,7,64,72, ДОУ№88. Современный финансово-экономический механизм образования города в условиях казначейского исполнения бюджета должен одеспечивать и обеспечивает возможность для широкой инициативы управлением и руководителями ОУ в решении экономических задач для обеспечения функционирования и развития системы образования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение системы управления внутриобразовательного учреждения и его статус в ту или иную эпоху сильно зависит от характера действующего на в стране образовательного законодательства. Сегодня управляющие системы в ОУ несут всю полноту ответственности за состояние дел в учреждении, за принятие всего спектра значимых для школы решений – от стратегических и судьбоносных до оперативных и ситуативных. Однако, в некоторых школах, в том числе «повышенного типа», реальная значимость управления, его существенные отличия от других видов работы в школе (например, от педагогической, методической, снабженческой) до сих пор недооценивается, что явно не идёт на пользу делу. Рассмотрев основные этапы формирования муниципального образовательного менеджмента мы можем сделать следующий вывод:
А для этого необходимо целостная концептуальная система факторов и способов построения и развития модели управления ОУ:
Учитывая вышеобозначенные факторы и анализ деятельности управления подсистем образовательного процесса необходимо подчеркнуть тот факт, что важнейшим принципом управления является принцип постоянно поддерживаемого соответствия системы управления, её управленческой деятельности, особенностям и значимым характеристикам конкретных объектов управления. Поэтому мы и утверждаем: вообще, хорошего управления нет и не может быть (как нет и не бывает вообще хорошего образования, хорошей школы). Управление должно стать эффективным именно для этой и такой школы, находящейся в конкретном ситуационном контексте. Управление может выполнить свою миссию, только будучи адаптивным, адекватным специфическим потребностям, запросам, возможностям своего образовательного учреждения. Список использованных источников и литературы
1 Поташник М.М. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений – М.: Новая школа. 1995 – 8 с. 2 Моисеев А.М. проектирование систем внутришкольного управления/Пособие для руководителей. – М.: Педагогическое общество России, 2001, с.60 1 Муниципальная программа развития образования/Под редакцией А.Э.Гальперина. Российское книжное издательство «Горизонт», Рязань, 1996 г., с.8
Показатели рождаемости в городе РязаниСтруктура Рязанской городской системы общего образования (90 гг.) Форма и содержание управляемой и управляющей подсистем организации (2003 – 2004 учебный год)
Динамика роста численности учащихся и усиление тенденции количественного роста двусменных школ
Динамика наполняемости муниципальных школ (1991 – 2000 гг.) |