Реферат: Методика преподавания географии (конспекты уроков)
Название: Методика преподавания географии (конспекты уроков) Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | ||||
10 класс Конспект урока по теме «Религиозный состав населения мира»Цели урока:
Средства обучения: учебник, атласы, карта религиозного состава населения мира, иллюстративный материал, аудио-кассеты с записями песнопений в храмах, видеокассеты с научно-популярными фильмами о религиях разных народов, видеомагнитофон и телевизор. Ход урока
Вопросы для беседы с учащимися:
Анализ карты учебника «География религий мира» (рис. 21, с. 50)
Вопросы к учащимся
Беседа по фильму Краткие характеристики особенностей вероисповеданий христианского учения: беседа с учащимися с пояснениями и дополнениями учителя, с использование аудиозаписей, иллстраций. Обсуждение особенностей ритуалов, архитектуры культовых сооружений, музыкального сопровождения Обсуждение реферата «География ислама» План реферата
Буддизм – краткая характеристика (сообщения учащихся) Просмотр фрагмента ТВ-ОРТ «Вокруг света» – «Тибет-ламаизм» Краткий обзор национальных религий (выступления учащихся) Выводы. Задание на дом: пар.12, звд.4 с.52, подготовить рефераты о влиянии религий на жизнь людей и хозяйство мира 6 класс Конспект урока по теме «Масштаб плана» Практическая работа – определение видов масштаба Цели урока: 1. уметь различать разные виды масштаба, использовать, выполнять размещение п/з
Средства обучения: План местности Карточки – условные знаки Циркуль Учебник Атлас Ход урокаОпрос – диагностика усвояемости
Проверка д/з - на доске задание № 3. Закрепление: численный и именованный масштаб
1 : 500 (в 1 см – 5 м) 1 : 10000 (в 1 см - 100 м) 1 : 250000(в 1 см - 2.5 км) 1 : 1 000 000(в 1 см – 10 км)
если числ.м. 1 : 100 000, то это означает в 1 см – 100 000 км или в 1 см – 1 000 км?.
Изучить прием работы с линейным масштабом. Выполнить задание 1 и 2 учебника Проверить задание № 6 по парам. В конце за 10 мин. Задание
7 класс Конспект урока по теме «Население и политическая карта Южной Америки» Цели урока:
Ход урока
Вывод: коренные жители занимают незначительную часть материка. Кто остальные? – отметить на карте-схеме 2, 3 этап заселения Вывод: представители трех рас живут на материке сложный этнический состав (смешанные браки). Схема: народы Южной Америки: индейцы – европейцы – негры метисы мулаты самбо большинство населения говорит на испанском, португальском языках. Численность 280 млн человек ( 2001 г.) 3 этап. Используя карту атласа – плотность населения выявить:
Причины: - история заселения материка
4 этап: политическая карта Южной Америки. Рассмотреть карту политическую выделите большие по площади страны:
Самая маленькая страна – Сурина. По положению на материке выделяют страны: Востока (равнины) Андские страны:
Не имеют выхода к морю: Боливия и Парагвай. 5 этап. Подписать на контурной карте страны, их столицы 6 этап. Подведение итогов. Ответить на вопросы:
8 класс Конспект урока по теме «Географическое положение России Разница во времени на территории России»Цели урока:
Повторить: суточное врашение Земли. Причины смены дня и ночи, понятия о меридиане, умение определять геогр.долготу и расстояния в градусах между объектами Оборудование: глобус, фмз.карта мира, РФ, карта часовых поясов. Ход урока
во время устных ответов весь класс работает над заданием 2,3 стр.8 учебника. Наша страна имеет огромные размеры с запада на восток и когда в Москве день, то на Камчатке люди уже ложатся спать. «Вспомните причины смены дня и ночи. Что такое суточное вращение Земли? Какие доказательства суточного вращения Земли? В каком направлении вращается Земля?
Пример: если на нулевом меридиане полдень, то в это эе время на 180-м – полночь, на 90-м в.д. вечер, а на 90 з.д. утро.
Местное время - одинаковое время суток на одном меридиане, зависит от географической долготы, одинаково вдоль всего меридиана от северного полюса до южного полюса. За 1 час Земля поворачивается на 15 град. (360 град. – 24 часа) 15 град – 1 час, 30 град – 2 часа 1 град – 4 мин. Местное время на большой территории использовать неудобно, поэтому по международному соглашению было введено поясное время. Поясное время – время в пределах одного часового пояса, оно равно местному времени срединного меридиана на каждого пояса. Вся земля разделена на 24 пояса (0 – 23) разница 15 град – 1 час. Впервые было введено в 1883 году в США, в СССР – 1919 г. За нулевой часовой пояс принят тот, посередине которого проходит гринвичский меридиан (0 град..). от него счет ведут к востоку, к западу будет уменьшаться. Выполнить задание 11 стр. 17 А) на 5 б) на 1 Начало новых суток 180 град. меридиан (12 час.пояс). от него на запад ведется счет каждый новые сутках на земном шаре. Поэтому первыми в нашей стране и в мире встречают новый год и каждый день жители Чукотки, затем Камчатки и т.д. 180 град. Меридиан – линия перемены дат по обе стороны от нее часы и минуты поясного времени совпадают, а календарные даты разнятся на сутки. Пересекая линию, мы попадаем из одного дня в другой. Например: на Камчатке 15 сентября, в США – 14 сентября. Или из США (Аляска) 12.09 приплыла экспедиция на Чукотку – 13.09. Границы часовых поясов строго по меридианам проводят только на море, на суше по государственным и административным границам, по рекам и т.д. Определение местного времени для различных пунктов
Задание: «Определить местное время во Владивостоке, если в Ленинграде полдень» Приемы учебной работы:
Владивосток находится восточнее С.Петербурга, поэтому сутки во Владивостоке начнутся раньше 12 ч. + 6 ч. 48 мин. = 18 ч. 48 мин = около 19 часов Определить местное время в Минске, Твери, если в Петропавловске-Камчатском 21 ч. П.К. 11 пояс Минск 2 пояс 21 ч. – 9 ч. = 12 ч.
Определение поясного времени Определить поясное время Магадана, если в Москве 6 ч. Приемы учебной работы:
2 вариант: долгота Магадана 151 в.д. Москва – 35 в.д. 151 - 35 = 116 град. 116 град х 4 мин. = 464 : 60 = 8 ч. 23 мин. 6 ч. + 8 ч.23 м. = 14 ч. 23 м. – местное время. Декретное время – 1930 – на 1 час вперед по сравлению с поясным временем. Это было сделано в соответствии с декретом Совета Народных комиссаров. Летнее время – 1981 (30.04) – последнее воскресенье марта стрелка переводится еще на 1 час вперед по сравнению с декретным временем, а последнее воскресенье сентября – обратно 9 классКонспект урока по теме: «Межотраслевые комплексы России и их география». Цели урока: 1) выявить роль и значение машиностроительный комплекса в хозяйстве 2) знать основные районы и крупные центры 3) уметь по картам и статистическим материалам составлять характеристику отдельных отраслей комплекса Средства обучения: физическая карта России, карта машиностроения, таблица Новые понятия:
Ход урока:Межотраслевые комплексы различаются по выполняемым функциям, отраслевому составу, географии размещения. Машиностроение ТЭК Метал., хим, лесной АПК Научный Инфраструктурный План характеристики машиностроительный комплекса
Машиностроительный комплекс – ТЭК – производство конструкционных материальв и химических веществ – АПК – инфрастр. (почему именно так?)
Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Определить роль: перечислить известные изделия машиностроения ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. Первое место по производству продукции. Половина занятых. 70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностей, лидерство машиностроения (состав рис.27).
В России не соблюдается – к началу 90-х годов 1 х 0,98 х 1
40%о – горно-шахтное, обогатительное 70% - металлургич. 1/3 – ж/д подвижного состава Состав машиностроительный комплекса Отрасли машиностроительного комплекса
Внутриотраслевые и межотраслевые связи Технологический процесс стадии машиностроительного комплекса Сталь, чугун, цветные металлы Заготовка деталей Литье, прокат Механическая обработка на станках Детали, узлы Сборка Готовые изделия Проблемы: (проанализировать таблицу)
а) низкие темпы роста самого машиностроения и его ведущих отраслей б) направление роста машиностроения 4/5 оборонное назначение рост в гражданский сектор в) колоссальные диспропорции в темпах роста отдельных отраслей (прирост некоторых видов продукции (комбайны) – мало товаров для населения – радио, бытовая аппаратура. г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции старые машины 60% - металлообрабатывающие станки старше 10 лет 50% кузнечно-прессовых машин обновление за 40-50 лет (нормально 7-8 лет). В США точное машиностроение - 2-3 года, планируют на однолетний. 30% продукции – освоенная 10 лет назад модернизация старой техники.
Россия отстает от США по уровню станков с ЧПУ на 5-7 лет Элементной базы электроники на 30 лет. Качество – надежность производимой продукции непрочны (??? в 1.5 – 2 раза ниже зарубежного) Миллиарды рублей на ремонт Затраты ресурсов Закрепление: 1. Значение машиностроения
Тверской Государственный университет Химико-биолого-географический факультет Педагогическая практика Урок № 1Тема: Географическое положение России. Цели и задачи: Сформировать знания об особенностях ГП РФ, умении показывать на карте границы и крайние точки РФ, характеризовать ее ГП. Оборудование: Физическая карта СССР, уч.атлас 8 кл. Ход урока: 1 часть (проверка д/з, фронтальный опрос)
2 часть (Россия – крупнейшее государство мира)
3 часть (Практическая работа) На контурной карте обозначить гарницы РФ, названия пограничных государств, крайние точки, в тетради – главные особенности ГП РФ, координаты крайних точек. 4 часть (Домашнее задание) Выучить параграф 2. Урок № 2Тема: Моря, омывающие территория РФ. Цели и задачи: Сформировать знания о морях, омывающих РФ, умение показывать и характеризовать их на карте. Оборудование: карта полушарий и физическая карта СССР, уч.атлас 8 кл. Ход урока: 1 часть (проверка д/з, индивидуальный опрос)
2 часть (рассказ)
3 часть (практическая работа) Сначала устно, затем в тетрадях сравнительная характеристика двух морей по выбору 4 часть (Домашнее задание) Выучить параграф 3. Урок № 3Тема: политико-административное деление РФ. Цели и задачи: изучить политико-административное деление РФ, закрепить знания о ГП на политико-административной карте. Оборудование: физическая карта СССР, уч.атлас 8 кл. Ход урока: 1 часть (проверка д/з, индивидуальный и фронтальный опрос)
2 часть (анализ современной политико-административной карты РФ) Знать и показывать республики РФ и их столицы. Работа с рабочими тетрадями – под запись республики и столицы РФ 3 часть (Домашнее задание) Выучить параграф 3 Нанести республики и столицы РФ в к/к. Урок № 4Тема: разница во времени на территории РФ. Цели и задачи: Сформировать знания о часовых поясах, о местном и поясном времени, умения решать простейшие задачи на определение местного времени Оборудование: карта полушарий, карты атласа и учебника, глобус. Ход урока: 1 часть (проверка д/з, индивидуальный опрос) 4 ученика называют и показывают по карте республики и их столицы. На переменах сдает республики весь класс. 2 часть (рассказ – беседа) Главное понятие темы – о часовом поясе. Необходимо усвоить знания о местном времени
На разных меридианах в один и тот же момент бывает разное время суток. Например, если на нулевом меридиане полдень, то в это же время на 180-м полночь, на 90 в.д. вечер, а на 90 з.д. утро. Сутки начинаются одновременно на всем меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время, оно зависит от долготы, чем восточнее находится меридиан, тем раньше на нем начинаются сутки. Линией перемены дат в мире принято считать 180-й меридиан. От него на запад ведется счет каждым новым суткам на Земле. Поэтому первыми в нашей стране и в мире встречают Новый год и каждый новый день жители Чукотки, затем Камчатки и т.д. на запад. Определение местного времени: вращаясь, Земля описывает окружность в 360 за 24 ч., т.е. Земля поворачивается за каждый час на 15 град., если рассттояние между меридианами равно 1 градусу, то разница во времени между ними составит 4 минуты. Определить местное время во Владивостое, если в Санкт-Петербурге полдень (Владивосток накодится восточнее, поэтому сутки там начинаются раньше (12 ч + 6 ч 48 мин = 18 ч 48 мин). Следовательно, местное время Владивостока 18 ч 48 мин, если в Санкт-Петербурге полдень. В практической жизни обычно не пользуются местный временем из-за значительных различий во времени даже между соседними пунктами. Поэтому во всем мире еще в 19 веке введено поясное время. Правила проведения границ часовых поясов и сколько их всего на поверхности земного шара. Границы часовых поясов – ломаные линии. Определение разницы во времени на территории РФ. Определить поясное время Магадана, если в Киеве 6 часов
Характеристика декретного вермени и «летнего» времени 3 часть (закрепление)
4 часть (Домашнее задание) Выучить параграф 4. Умение определить местное, поясное время, знать, что такое декретное и летнее время. Психолого-педагогическая характеристика Изучение классного коллектива проводилось во время педагогической практике с 1 по 15 октября 2001 года. При изучении использовались следующие методы: наблюдение во время урока за поведением и умением работать во время внеклассного мероприятия, на переменах), беседы (с учениками, классным руководителем, учителями), анализ самостоятельной работы ребят на повторно обобщающем уроке. В классе учится 36 человек, 19 девочек и 17 мальчиков. 2 девочки и 1 мальчик – новички в классе, перевелись из других школ города. Отметим общую благожелательную атмосферу в классе. Возраст учеников – 14 лет. В классе есть неформальные лидеры – среди мальчиков и девочек, имеющие заметный авторитет в коллективе. Они инициативные, общительные, доброжелательные. Взаимоотношения внутри коллектива дружеские. Класс делится на группы с различными интересами, но только за пределами школы. Учащиеся проявляют заинтересованность в общих внеклассных делах (организация школьного вечера и т.п.). По учебной успеваемости класс относится к сильным. Учеников, успевающих на 4 и 5 – 10 человек, 2 отличницы и 1 отличник, остальные учатся на 4-3 (5 по физической культуре). Дисциплина на уроках зависит от требования учителя, на уроках географии дисциплина отличная, высокая заинтересованность в получении знаний по предмету. Другие учителя отзываются о классе как об интересном и дисциплинированном. Общие выводы: характер общего эмоционального климата в классном коллективе энергично-оптимистичный. При достаточном внимании и дружелюбии со стороны преподавателя класс отвечает взаимным доверием и интересом. |