Реферат: Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова.
Название: Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова. Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова Реферат. Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова. Выполнила: студентка 6 курса Лечебного факультета 49 группы Процык Любава Москва, 2001 г. Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Достоинства: Закон Российской Федерации "Об образовании" (используется редакция от 5 января 1996 года) содержит положения, которые характеризуют систему Российского образования положительно. К примеру, законом устанавливаются: · приоритетность области образования (Гл.1,Ст.1) · принципы государственная политики в области образования (Гл1,Ст.2) 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. ·задачи законодательства Российской Федерации в области образования: 1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. (Гл.1,Ст.4) ·государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования: 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. 2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. 3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. 5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. 6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Гл.1,Ст.5) · Возможность получения гражданином образования на родном языке, а также на любом другом в пределах возможностей, предоставляемых системой образования . (Гл.1,Ст.6) · Государственные образовательные стандарты : 1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. 4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. 6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. (Гл.1,Ст.7) ·Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. (Гл.2, Ст.9) ·Формы получения образования: 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. 3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Гл.2,Ст.10) ·регламентируется содержание образования . Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. 6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. 7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. 8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры. (Гл.2, Ст.14) ·Статья 24 (2 глава) посвящена высшему профессиональному образованию. 1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. 2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). 3. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. 4. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Федеральная программа развития образования "Об утверждении Федеральной Преследует следующие цели: В 1 разделе Федеральной программы раскрываются состояние системы образования РФ (в работе будут упомянуты только сведения, касающиеся высшего образования). В начале 1998/99 учебного года в Российской Федерации функционировали: Программа реализуется в 2000-2005 годах и предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования. Еще одним законодательным актом, посвященным проблеме высшего образования является:закон О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (22 августа 1996 г. N 125-ФЗ) Он устанавливает (Ст.2): 1) суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; 2) непрерывность и преемственность процесса образования; 3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; 4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; 5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Недостатки: Изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. Прием на инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-технического прогресса (Данные Федеральной программы). Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования, практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности. В ряде субъектов Российской Федерации это привело к переполнению школ. Проблемы учебного процесса в Вузах: - ориентация преподавателя на малознающее большинство. - от момента получения знаний до их активного применения проходит довольно значительное время. - невозможность работать параллельно с учебой в ВУЗе. - стандарт на государственное образование вынуждает обучаться даже предметам, которые человек ранее полностью освоил. - отсутствие учебных пособий и компьютерной техники. Перспективы и сложности медицинского образования. Перспективы: - возможно, в связи с выполнением Федеральной программы, перспективы улучшатся, но, скорее всего, исходя из экономико-политического кризиса, уровень, качество образования снизятся - учитывая малый процент людей, окончивших медицинский ВУЗ и впоследствии работающих по специальности (из-за социальных причин), состояние медицины также в ближайшее время положительно не изменится Сложности: - общеобразовательные проблемы, рассмотренные выше - недостаточное финансирование научных исследований и учебного процесса - уровень подготовки в общеобразовательной школе - проблемы личностного характера (культурный уровень, воспитание, интеллект обучающихся) Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова. Достоинства: - традиции и школа - преподавательский состав - клиническая база (без учёта состояния клиник) - отмена интернатуры - введение новых (для нашей страны) предметов в учебный план (деонтология, экономика, социальная медицина - хотя и в небольшом объеме) Недостатки: - неравномерное и нерациональное: * распределение учебных дисциплин по учебным планам как в программе каждого курса, общего учебного плана всех курсов (к примеру, реаниматология, ЛФК, гигиена и деонтология преподаются на 6 курсе) *загруженность (или слишком малая, или слишком большая) *распределение часов (гипертрофированное количество часов терапии и хирургии, из которых все равно действительно используется в учебном процессе только 50 %, и в тоже время минимальное время отведено психиатрии (такой социальной катастрофе, как наркомания, уделено одно занятие; за рубежом студенты изучают психиатрию несколько лет, в нашей стране – 1 месяц), гигиене (при огромной значимости профессиональных болезней, им уделено 3 лекции по терапии и 2 по гигиене), онкологии (без учета неинформативного преподавания этой кафедры), клинической фармакологии, истории медицины, информатике и др. - плохо организованный учебный процесс (подбор кадров, информативность, наглядность) на множестве кафедр (биохимия, физика, информатика, психология, патофизиология, фармакология, медицинское право, лучевая диагностика, клиническая фармакология, терапия ГКБ №7). Из-за плохой организации эффективность обучения ниже, а временные затраты на него больше. - для посещения кружков и элективов необходимо пропускать занятия. Элективов по психиатрии мало - отсутствие выделения в дисциплин важнейших наук (иммунология, гематология, андрология, челюстно-лицевая хирургия и пр.) - неудобный график работы библиотеки, о персонале говорить как-то неудобно (все-таки библиотекари – гуманитарии…) - состояние учебных помещений, отсутствие столовых (равно как и перерывов на обед), раздевалок, расположение некоторых кафедр или клиник. - малая компьютеризация - допускается курение, распитие алкогольных напитков и азартные игры в пределах ММА им. И.М.Сеченова (это не только не влечет за собой последствий для студента или преподавателя, но даже не ограничивается, что довольно странно в медицинском ВУЗе), не проводится профилактики аддиктивного поведения - размер стипендии Литература: 1. Закон РФ «Об образовании» 5 января 1996 года 2. Приложение к ФЗ"Об утверждении Федеральной программы развития образования" 3. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (22.08.1996г) N 125-ФЗ |