Реферат: Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением
Название: Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением. План Введение………………………………………………………………………..3 1. Попечительский совет (ПС). Функции ПС………………………………..3 2. Нормативно-правовая база ПС…………………………………………….4 2.1. ПС без статуса юридического лица……………………………………...5 2.2. ПС со статусом юридического лица…………………………………….6 3. Подготовка учредительных документов…………………………………..9 Заключение……………………………………………………………………10 Список литературы…………………………………………………………...11 Приложение 1…………………………………………………………………12 Приложение 2………………………………………………………………… Введение Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать факты истории России. Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки школы. Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения. 1. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением. Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования. Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества. Функции Попечительского совета 1) Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина. 2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг. Имущественная база Попечительского совета – это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы. 3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики. Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами: · Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы; · финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса; · добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся; · реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация. 2. Нормативно-правовая база Попечительского совета Со вступлением Российской Федерации в 1997 году в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах: а) Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 г.); б) Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 г.); в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу в 1976 г.); г) Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 г.). Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами: - статьи 118-121 параграфа 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса РФ (от 26.01.96); - пункт 6 статьи 2; статья 32, 35, 36 Закона РФ «Об образовании» (от 13.01.96); - статьи 10, 15, 24, 26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (от 12.01.96); - статьи 8, 12, 17, 18 Закона РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.95). 2.1. Попечительский совет без статуса юридического лица Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности (п. 21 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Статьей 35 установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т.е. осуществляется директором школы (п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет (п. 2 ст. 35) Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного образовательным учреждением. Установленные уставом и лицензией учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета. Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии. 2.2. Попечительский совет со статусом юридического лица Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм. Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не мене трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица (статья 15 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав. Для государственной регистрации предоставляются следующие документы: - заявление, подписанное членами Президиума (правления) Попечительского совета с указанием места жительства каждого; - устав Попечительского совета в двух экземплярах; - выписка из протокола учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии; - сведения об учредителях; - документ об уплате регистрационного сбора; - документ о юридическом адресе Попечительского совета. Одновременно регистрируется наименование совета. Документы для государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель (образовательное учреждение либо его администрация) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность. Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных законодательством организационно-правовых форм некоммерческой организации: - общественная организация; - орган общественной самодеятельности; - автономная некоммерческая организация. Чтобы выбрать форму Попечительского совета, оптимальную для определенного учреждения образования, предлагаем их законодательные определения. В статье 8 Закона «Об общественных объединениях» сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию. Статей 12 Закона «Об общественных объединениях» установлено, что орган общественной самодеятельности - это общественное объединение, не имеющее членства, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа общественной самодеятельности. Автономная некоммерческая организация по определению статьи 10 Закона «О некоммерческих организациях» - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права и т.п. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют учредители в соответствии с ее уставом; управление обеспечивает выборный коллегиальный орган. Если попечительский совет становится юридическим лицом, то он вправе владеть имуществом и финансовыми средствами, принимать добровольные взносы и пожертвования от граждан и юридических лиц. Имущества и финансовые средства, пожертвованные ему, переходят в собственность совет, а передавшие утрачивают все права на них. Попечительский совет вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от нее направляются на реализацию ее уставных целей. При этом указанные некоммерческие организации могут создавать и участвовать в хозяйственных товариществах, обществах и других хозяйственных (то есть коммерческих) организациях. Источниками формирования фонда финансовых средств и имущества Попечительского совета согласно статье 26 Закона «О некоммерческих организациях» могут быть: - регулярные и единовременные взносы учредителей, участников, членов; - добровольные взносы и пожертвования граждан, в том числе родителей обучающихся, юридических лиц; - выручка от реализации товаров, работ, услуг, ценных бумаг; - доходы, дивиденды, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; - доходы, получаемые от принадлежащей Попечительскому совету собственности; - другие поступления, не запрещенные законом. Статья 24 Закона «О некоммерческих организациях» не ограничивает круг деятельности тех хозяйственных товариществах, в которых может участвовать некоммерческая организация. Таким образом, Попечительский совет как участник таких организаций вправе получать доход от любого вида законной предпринимательской деятельности. Как создать некоммерческую организацию 1. Создать инициативную группу из учителей и активных родителей. 2. Провести оценку потребностей школы и местного сообщества. 3. Подготовиться к проведению всей необходимой работы по учреждению Попечительского совета в форме некоммерческой организации, закрепляющей юридически партнерские отношения школы с родителями и с окружающим сообществом. 4. Спланировать предстоящую работу и согласовать ее с администрацией школы. План создания организации должен содержать следующие шаги. 1. Подготовка к созданию организации 1) Выбор организационно-правовой формы. 2) Разработка проектов учредительных документов. 3) Изготовление определенного количества копий учредительных документов. 4) Подготовка демонстрационных и раздаточных материалов. 2. Организационные мероприятия 1) Проведение семинара с классными руководителями. 2) Проведение семинара с родительским активом. 3) Проведение семинара «Родительское собрание в классе» с с классными руководителями и родительским активом. 4) Анализ и систематизация поступивших от родителей предложений, коррекция плана действий. 5) Получение юридической помощи при внесении поправок в учредительные документы. 6) Изготовление учредительных документов с внесением юридических поправок. 7) Собрание инициативной группы по планированию инициативного собрания. 8) Оповещение делегатов о месте, времени и повестке учредительного собрания. 3. Учредительные мероприятия 1) Проведение учредительного собрания. 2) Передача организационных и учредительных документов избранному руководящему органу новой учрежденной некоммерческой организации. 3) Консультация избранного руководящего органа о дальнейших действиях и помощь в государственной регистрации и постановке на учет созданной некоммерческой организации. 3. Подготовка учредительных документов При составлении проекта устава необходимо обратить внимание на раздел «Цели и задачи деятельности». В указанном разделе необходимо сформулировать и записать все возможные и предполагаемые цели и задачи, понимая это не как обязательство, а как заявление о праве работать в выбранных сферах и выполнять те или иные виды деятельности. Здесь наиболее уместны общие формулировки о намерениях и ожиданиях организации. Проекты учредительных документов необходимо представить для ознакомления учредителям. Когда будут собраны все отзывы, замечания и предложения по учредительным документам, необходимо обратиться за юридической помощью, так как поправки и предложения могут противоречить закону. Специалисты рекомендуют следую щий необходимый минимум учредительных документов, или, как их еще называют, локальных актов, поскольку образовательные учреждения являются автономными, что дает им право самостоятельно создавать нормативную правовую основу своей деятельности. · Положение о Попечительском совете образовательного учреждения, состоящее из следующих блоков: общие положения, состав Попечительского совета, задачи Попечительского совета, его права, ответственность, делопроизводство. · Распоряжение руководителя образовательного учреждения о количественном и персональном составе Попечительского совета. · Положение о временных комиссиях при Попечительском совете образовательного учреждения для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности и использования целевых финансовых средств фонда для развития образовательного учреждения. · Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения, · Положение о стипендиях для обучающихся (воспитанников) из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения. · Положение об организации конкурсов, соревнований и др. массовых внешкольных мероприятий с призовым фондом для обучающихся, воспитанников, педагогических работников. · Положение об организации международного культурного обмена, в том числе профессионального. Попечительский совет образовательного учреждения желательно создавать при формировании внебюджетного фонда. Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития образовательного учреждения, но их компетенция и функции не должны дублироваться; представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления образовательного учреждения с решающим голосом в соответствии с его полномочиями при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию попечительского совета. Одной из главных задач попечительского совета является формирование устойчивого финансового внебюджетного фонда развития образовательного учреждения, без которого практически невозможно полноценное его функционирование. Одним их учредительных документов является Положение о Попечительском совете школы. В 1999 году Министерство образования подготовило проект Примерного положения о Попечительском совете и опубликовало его в газете «1сентября». Данный проект, а также положение о попечительском совете одной из московских школ приведены в приложении в качестве примера. Заключение Изучение материалов о структуре Попечительских советов, о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений, просто необходимо. Никакое государство не в состоянии содержать школу самостоятельно. Попечители могут стать влиятельной силой не только в образовании, но через образование стать первой гуманитарной общественной ассоциацией, первой гражданской властной структурой в России. Список литературы 1. Борщева Н. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением//Народное образование. – 2001. - № 10 2. Попечительский совет НПО «Школа самоопределения». INTERNET: http://news.1september.ru/fep/ps/sprav.html 3. Справочно-информационный материал по попечительскому совету. INTERNET: http://schools.keldysh.ru/schop/Demokratiya/ustavpopsoveta.htm Приложение 1 Примерное положение о попечительском совете государственного, муниципального общеобразовательного учреждения 1. Попечительский совет государственного, муниципального общеобразовательного учреждения (далее попечительский совет) в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона Российской Федерации “Об образовании” является формой самоуправления общеобразовательного учреждения. Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются уставом общеобразовательного учреждения. Приложение 2 УСТАВ 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Автономная некоммерческая организация «Попечительский совет Научно-педагогического объединения «Школа самоопределения»», именуемая в дальнейшем «Организация», является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных учредительных взносов учредителей, в целях оказания реальной помощи Научно-педагогическому объединению «Школа самоопределения» (далее «Школа») в вопросах жизнеобеспечения, разработки и реализации программ развития. 2.1. Организация создается в целях оказания всем участникам учебно-педагогического процесса Школы финансовой, материально-технической, интеллектуальной, педагогической, информационной, представительской и благотворительной помощи, разработки и реализации программ развития Школы. 3. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 3.1. В состав Организации входят три основных подразделения: Совет Попечителей, Исполнительная дирекция и Ревизионная комиссия. Директор Организации: 4.1. Организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки. 5.1. По решению Совета Попечителей в Устав Организации могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами. 6.1. Прекращение деятельности Организации может осуществляться в виде ее ликвидации или реорганизации. 7.1. Организация ведет бухгалтерский учет, предоставляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям, членам Совета Попечителей и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. |