Реферат: МАСОНСТВО. ТРИСТА ЛЕТ В РОССИИ
Название: МАСОНСТВО. ТРИСТА ЛЕТ В РОССИИ Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат | |||||||||
МГТУ “СТАНКИН” КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: МАСОНСТВО. ТРИСТА ЛЕТ В РОССИИ. Выполнил: студент группы Т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель МОСКВА 2003 ВСТУПЛЕНИЕ.. 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы.. 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков. 2 Смысл нашей работы.. 3 Кто такой масон?. 4 ИСТОРИЯ РУССКОГО МАСОНСТВА.. 6 Павел I и масоны.. 6 Масонские библиотеки. 8 Масоны и русская литература. 9 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ.. 11 Великая Ложа России. 11 Заключение. 13 ПРИЛОЖЕНИЯ. 15 Масонское летоиcчисление. 15 Символическая ложа. 15 Древний и Принятый Шотландский Устав. 15 Йоркский Устав. 15 Словарь масонских терминов. 16 Эта работа написана, с целью понять, почему феномен масонства уже 300 лет существует в России и сделана по материалам, отражающим официальную точку зрения Великой Ложи России и других масонских организаций. Автор не всегда разделяет её и признаёт право на существование иных точек зрения. Всемирное масонство: основные цели и принципы Основные принципы Ордена · Каждый франкмасон подтверждает свою веру в Бога и в бессмертие Души. · Франкмасон верует в то, что как именно он поклоняется Богу, - это его дело, и только его, а как поклоняются Богу другие франкмасоны, - это их дело, и только их. Соответственно, франкмасоны твердо верят в свободу вероисповедания. · Франкмасонство не предлагает какого-то пути к Спасению. Каждому масону следует искать его там, где он поклоняется Богу, что Братством только поощряется и всячески одобряется. · Поскольку религия и политика так часто вызывают раздоры между людьми, эти вопросы запрещены к обсуждению в масонской ложе. · Франкмасонство ищет возможности свести всех людей всех вероисповеданий вместе в Братстве, основанном на взаимном уважении, чтобы совместно трудиться на благо нуждающихся. Если религия масона требует от него жизни, наполненной заботой и помощью людям, менее удачливым в этой жизни, франкмасонство предложит ему разнообразные способы претворения в жизнь его сострадательной страсти. В этом вопросе масонство стремится стать идеальным соратником любой нравственной религии. · Франкмасон никогда не должен ставить свои обязанности по отношению к масонству выше своих обязанностей по отношению к своей семье, к Богу и к своей стране. Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков Наша миссия в этом мире - стать достойными гражданами, соблюдая высочайшие моральные принципы, важнейшими из которых являются равенство , милосердие и честность . Стремясь к тому, чтобы стать достойными гражданами, мы · намерены приложить все усилия к тому, чтобы сделать хорошего человека еще лучше, дабы он следовал Божественным законам, стремился к познанию себя и мира, · должны добросовестно использовать наше время, деля его между почитанием Господа, работой, отдыхом и службой обществу, используя наши умственные и физические способности наилучшим способом, · считаем своим долгом в полной мере использовать наши таланты в частной и общественной жизни, в бизнесе и на службе для нас самих, наших семей, нашего окружения и всего человечества, Стремясь к высочайшим моральным принципам, мы · соблюдаем золотое правило этики, с тем чтобы делать другим людям то, что мы хотели бы, чтобы они делали для нас. · конструктивны в нашем взгляде на жизнь и поддерживаем важность благосостояния и независимости каждого члена общества. Соблюдая принцип равенства, · мы принимаем в Братство людей любой этнической группы на Земле. · мы утверждаем, что все люди равноправны. Ценность человека измеряется его достоинствами, а не его происхождением, вероисповеданием, социальным статусом или состоянием. · мы уважаем веру и идеалы других людей и пытаемся быть одинаково добрыми и понимающими по отношению ко всем людям. Проявляя милосердие, мы · понимаем под ним искренее желание блага всем людям. · направляем его не только по отношениую к масонам и членам их семей, а к каждому человеку и всему обществу. · направляем на благотворительность столько, сколько позволяет наше состояние и работаем безвозмездно для братства. Признавая честность за главнейшую из добродетелей, мы · неустанно стремимся к Истине и верим, что ничто не может быть оправданием Лжи. · относимся к каждому открыто и без предубеждений. Мы не знаем деталей замысла Великого Строителя Вселенной в отношении судьбы братства. Он не раскрывает чертежей. Но мы знаем, что мир стал иным. Люди держат в руках мощь научных открытий, которые в ближайшем будущем могут сделать человека практически равным Богу, предоставив ему право творить по своему разумению новую жизнь. Пройдет совсем немного времени и сила разума даст возможности значительного продления нашего земного пути, как полвека назад та же сила дала возможность уничтожить все виды человеческой жизни. Эта сила постепенно дает любому одиночке власть в минуты произвести такие разрушения, какие ранее были посильны только великой империи в ходе большой войны. А потому становится все более и более актуальной глубокая вера мудрецов-основателей нашего ордена в возможность совершенствования человека путем упорного и целенаправленного труда. Требование времени таково, что люди не могут долее оставаться наедине с подконтрольной им мощью и силой без внутренних принципов, стержней и ориентиров. Братские принципы позволяют создавать пространство, лежащее в ином измерении от социальных различий. Эти принципы не заставляют нас отрицать значимости профанской жизни. Они ее обогащают и осветляют духовным светом. Братство - это не равенство глупого с мудрым. Также как это не равенство ученика с мастером. Это равенство всех смертных перед Великим Строителем Вселенной в смиренном осознании себя как камня в невещественном храме духа, творимом неустанно миллионами братьев в земной жизни, в проявленном мире, здесь на Земле. Кто-то вершит сей труд самоотверженно и непрестанно. Кто-то тихо и неумело. Но так эта работа есть следствие соединения братских усилий, она идет, не останавливаясь и не прекращаясь ни на минуту уже сотни лет. Многие утратили веру. Многие отошли в корысти. Но, тем не менее, молотки стучат, и добрые слова превращаются в добрые дела. Братство не проявляет агрессии в отношении внутреннего мира человека. Требуя от него веры, терпимости и сосредоточенных духовных исканий, братство не навязывает религиозных догм, оставляя даже такие важнейшие темы, как личное спасение и судьба души после смерти предметом интимной религиозной веры. Братство учит смирению. К смирению, не в смысле аскезы. Замечательное русское слово смирение происходит ведь от выражения "быть с миром". К смирению в смысле ухода от ненужных конфликтов, единству с Вселенной, ведет ближе к тому, что великий писатель Сэлинджер называл "главный поток поэзии жизни". Братство учит взаимопомощи, а также умению отличать помощь, которая спасает, от помощи, которая развращает, потворствует слабости, паразитизму и лени. Братство учит терпимости. Ибо для того, чтобы каждый камень лег в фундамент или в стену грядущего третьего храма, камни должны быть отшлифованы, избавлены от шероховатостей и неровностей. И для того, чтобы ложа открывала свои работы в гармонии и любви, братья должны уметь прощать друг другу наше несовершенство и наши ошибки. Братство расширяет сознание, ибо признает универсальную ценность некоторых этических принципов где бы то ни было. "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой" и "Не делай другому того, что не хотел бы испытать на себе". И эти принципы лежат над границами. Они превыше любых земных властей. Масонство, тем более регулярное, немыслимо без универсализма. Братство всемирно по своей природе и имеет смысл тогда и только тогда, когда братские чувства превыше границ. И потому орден продолждает труды в постоянном, ежечасном, неустанном служении Верховному Архитектору Вселенной в воплощении его замыслов на земле. А замысел этот заключается в построении храма человеческого духа, что возможно лишь в вере и в преданности. Мы помним, что в любом человеческом намерении есть доля любопытства своекорыстия. Мы знаем, что у истоков многих больших дел лежит трагедия. Так уж устроен мир. Но вера помогает братьям продолжать труды, слово дает силу и направляет мудрость творца. Те, которые проводят жизнь в малых и невысоких Лучше смиряться духом с кроткими, Масон - член братства, известного как Орден Вольных Каменщиков. Это группа людей, которые объединились потому, что Есть то, что они должны сделать в этом мире Есть то, что они должны сделать в своей душе Они поставили своей задачей создать совершенно особое человеческое пространство, основанное на принципах человеческой эмпатии, взаимопомощи и доброты Есть то, что они должны сделать в этом мире Каждый человек несет личную ответственность за весь этот мир перед Богом, а потому должен стараться сделать его лучше. Конечно, не всякий человек сможет изобрести лекарство от рака или дипломатическими переговорами предотвратить войну и кровопролитие. Но каждый человек может помочь своим близким и тем самым сделать свою семью и все общество хотя бы немного счастливее. В масонской среде получили развитие понятия, которые так изменили человечество и весь мир - свобода, равенство и братство. Под духовным влиянием масонства сформировались личности людей, участвовавших в создании демократических государств и справедливых законов. В наше время масонство участвует в благотворительных акциях, тратя на помощь бедным до $2.000.000 в день только в США. Масонство выстроило по всему миру огромную сеть больниц и клиник. Конечно, не следует забывать о том огромном вкладе, который состоит в помощи каждого масона своим собственным родным, близким и коллегам. Есть то, что они должны сделать в своей душе На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно слышит зов духовных пространств. Этот зов влечет его за пределы обыкновенной социальной жизни. Масонская традиция - одна из немногих духовных традиций, сохранивших непрерывную посвятительную цепь в течение столетий ставит одной из своих задач предоставить ищущему пространство для личной внутренней работы, полотно для картины духовного роста. От каждого брата зависит, какой рисунок он нарисует на этом полотне. Однако масонство - традиция, которая во многих случаях действует подобно катализатору. Для некоторых неокрепших, сомневающихся душ, эта традиция может стать причиной падения. Для большинства же удостоенных света (то есть в нашей терминологии приобщенных к древней посвятительной цепи) могут раскрыться новые источники духовного роста. Некоторые вновь посвященные разочаровываются и отходят. Некоторые проявляют рвение неофита, однако их страсти не позволяют увидеть масонский свет истины во всей его полноте. Иные увлекаются стремлением к масонским должностям и градусам, однако они пропускают нечто важное, что составляет самую суть масонства. Те же, кто упорно точит свой камень, смирив свои страсти и притупив свою остроту, имеют шанс найти. Масонский ритуал гласит - если ты стремишься к человеческим отличиям, уходи, здесь их нет. Для того, чтобы понять масонский метод, следует подумать об этом. Как зародыш в материнской утробе не сразу становится человеком, а постепенно принимает человеческий образ; и рождается он не взрослым, а растет и развивается в течение многих лет, пока, наконец, не достигнет зрелости. И как семена ячменя или пшеницы не тотчас, как только посеяны, пускают корни, но лишь после того, как пройдут холода и ветры, в нужные сроки они пускают стебли… Так бывает и в духовной жизни, в которой требуется столько мудрости и опытности, — человек возрастает постепенно, пока не достигнет совершенства, уподобляясь Христу (Ефес. 4:13; Мак. Вел.) Они поставили своей задачей создать совершенно особое человеческое пространство, основанное на принципах человеческой эмпатии, взаимопомощи и доброты Дух масонства пронизан стремлением предпринять отчаянную и целеустремленную попытку, отбросив имущественные, религиозные, политические различия найти то, что на самом глубинном уровне объединяет людей. В лучших ложах царит атмосфера подлинного человеческого братства, взаимопонимания и поддержки. Масонство учит людей понимать друг друга с полуслова, находить в человеческом общении то, что обычно люди привыкли находить только в молитвенной тишине. Конечно, для того, чтобы такое стало возможно, необходимо соблюдение масонской тайны и достаточно строгий отбор кандидатов для посвящения в ложи. Нас упрекают в закрытости и элитарности. Что ж доля истины в этом есть. Но почему же не упрекают носителей восточных традиций за правило многолетнего послушничества в притворе храма или за использование дарового труда искателей? Ответ очевиден. Каждая духовная традиция имеет право на свои собственные методы. В том числе и духовная традиция масонства. При этом наш орден свято соблюдает следующее правило: светские законы страны, в которой живешь, превыше любых орденских правил. Духовные традиции, которые отходят от этого правила, обычно, недолговечны. Первое достоверное свидетельство о российском масонстве относится к 1731 году. Английский источник гласит, что капитан Джон Филипс назначается Великим Мастером "для всей России". Следовательно, прежде всего в Россию проникло английское масонство. Оно не выходило за пределы узкого круга, по-видимому, исключительно англичан, живших в С.-Петербурге. Такое положение существовало на протяжении всего царствования Анны Иоанновны. Через десять лет в 1740 году новым Великим Мастером был назначен генерал Джеймс Кейт, состоявший с 1726 года на русской службе. Помимо военных дарований он отличался редкими нравственными достоинствами. (Впоследствии Д.Кейт перешел на службу к Фридриху II и достиг при его дворе высокого положения.) Именно он считается основателем масонства в России. Этим косвенно подтверждается появление к тому времени в среде "вольных каменщиков" русских. Московский университет - родное детище российского Просвещения. Основателями его были просвещенный вельможа граф И.И.Шувалов и великий ученый М.В.Ломоносов. Начиная с И.И.Шувалова, масоны стояли у кормила Московского университета. Особенно интенсивной их роль становится в середине 1770-х гг., когда наступил "золотой век" российского масонства. Московский университет уже представлял в то время большое хозяйство. Помимо факультетов при Университете было две гимназии (одна в Москве, другая в Казани), общедоступная библиотека, типография, книжная лавка и другие подобные учреждения. Для успешного управления всем перечисленным требовались люди, соединявшие в себе как умелых администраторов, так и искренних поборников просвещения. Такие личности могла выдвинуть только богатая духовными запросами среда. "Вольные каменщики", объединенные исканием "внутреннего света" во имя подлинно христианского жизнеустройства, были именно этой средой. Павел I и масоны Известны слова Пушкина об императрице Екатерине II: "Конец ее царствования был отвратителен... Все негодовали; но воцарился Павел, и негодование увеличилось... Царствование Павла доказывает одно: что и в просвещенные времена могут родиться Калигулы". Однако возвращенный Павлом из сибирской ссылки поэт и масон А.Н. Радищев назвал эти времена иначе и, как представляется, точнее: "Столетье безумно и мудро". Таков был и наш доморощенный Калигула, сын великой Екатерины, умный, просвещенный и добрый человек, загнанный бесчеловечной русской историей в тупик политического безумия и истерической тирании, самый одинокий, несчастный и непонятый деятель XVIII столетия. Царствование императора Павла I стало последней неудачной, суматошливой, трагикомической попыткой завершить дело Петра Великого, то есть силой навязать "сверху" расхлябанной, вконец избаловавшейся при снисходительной императрице Екатерине II Обломовке-России правильные европейские формы и прусский порядок во всех сферах ее привольного и бескрайнего бытия. Однако этого мало кто хотел, и о Павле современники с сожалением говорили: <Царствование его для всех было чрезвычайно тяжело, особливо для привыкших благодетельствовать под кротким правлением обожаемой монархини>. Поэтому романтическому императору-рыцарю более пристало имя российского Дон Кихота, данное ему ироничным Наполеоном. В этот короткий, но чрезвычайно важный для всей последующей жизни России промежуток истории очень многое решалось, определялись судьбы страны, монархии, дворянства, различных общественных движений и капитальных идей. Орден вольных каменщиков не был здесь исключением: российское масонство, разгромленное Екатериной II, пребывало в добровольном молчании ("силануме" по терминологии ордена), растерянности и бездействии. "Усердие к царственному ордену везде угасло, и священные его работы пришли в упадок", - говорилось в одном масонском манускрипте. Как всегда в таких случаях бывает, гонения только усугубили назревавший кризис русского масонства, который оказался необходимым и плодотворным, открыл дорогу новым людям и идеям. В то же время тайный орден сохранил свои основные кадры и организацию, ложи были готовы к возобновлению масонской "царственной работы" и прежней разнообразной деятельности. Время для благотворного кризиса русского масонства было в целом благоприятное, хотя и смутное. Ведь новый император Павел I сначала благожелательно относился к масонам, освободил арестованных ("Невинность сам освобождает", - восторгался в благодарственной оде масон М.И. Невзоров), вернул сосланных, призвал на государственную службу И.В. Лопухина и И.П. Тургенева, сделал фельдмаршалом виднейшего розенкрейцера Н.В. Репнина, разрешил (с оговорками) деятельность лож и капитулов. Все это не было случайностью или неожиданностью для ордена, ибо покровительствовал ему посвященный в его тайны, "более чем кто-либо из царей связанный невидимыми нитями с масонством" (С.П. Мельгунов). Ведь при жизни императрицы маленький оппозиционный двор цесаревича Павла Петровича стал настоящим масонским гнездом, где все решали наместный мастер Великой провинциальной ложи России и вице-канцлер граф Никита Иванович Панин и его преданный секретарь и соавтор конституционных "прожектов" Д.И. Фонвизин, собирались И.Ф. Богданович, Д.С. Бортнянский, В.И. Баженов и другие вольные каменщики. Даже придворные врачи и учителя музыки и других наук были сплошь немцы и сплошь масоны из циннендорфианских лож барона И. фон Рейхеля. Не найдены пока несомненные архивные свидетельства о вступлении великого князя Павла Петровича в орден вольных каменщиков, но, по всей видимости, введение его в ложу состоялось в Европе или России. В уникальной коллекции древностей, собранной псковским купцом Ф.М. Плюшкиным, имелись подлинные масонские знаки Павла I. Именно их мы видим на <масонском> портрете царя, опубликованном Т.О. Соколовской. Во всяком случае, к русским масонам он после коронации публично обратился как <брат>. Очевиден огромный и вполне доброжелательный интерес будущего императора к масонству, его философии, эстетике и практической этике. В ордене состояли прусский король, литератор и музыкант Фридрих Великий, которому Павел с детских лет поклонялся и подражал, и несчастный и простодушный Петр III, отец будущего российского императора. Панины, князь А.Б. Куракин и зодчий Баженов приобщили цесаревича к чтению масонских мистических книг: в его гатчинской библиотеке были сочинение И. Арндта "Об истинном христианстве", журнал "Избранная библиотека для христианского чтения" и другие издания Новикова и Лопухина. Великий князь Константин Константинович впоследствии обнаружил в роскошно переплетенной в красный с золотом бархат Библии Павла I таинственные "масонские адресы". Масонство сделало стратегическую ставку на цесаревича в своей борьбе за власть с его умной и осторожной матерью, и в конце концов это погубило не только орден, но и самого императора. При Павле I русское масонство "проснулось", преисполнилось надежд. Деятельность ордена оживилась. У принадлежавшего к окружению Репнина масонского поэта и мемуариста Ф.П. Лубяновского есть интересное сопоставление двух царствований: "Темные пятна везде пробивались сквозь мерцание славы от оскудения бдительности... Идея разбудить и двинуть все свежею силою была благовременна, особенно еще перед заревом Французской революции". Эти тайные чаяния ордена касались всех сфер русской действительности. Воспитанник Паниных Павел должен был стать таким новым деятелем, знаменующим собой новую историческую эпоху и воплощающим в реальность планы и чаяния вольных каменщиков России. О Павел, Павел, ветвь Петрова, По воцарении масоны посвятили Павлу I много од (здесь особо отличились второстепенные П.И. Голенищев-Кутузов и М.И. Невзоров), согласно орденской символике именовали его "солнцем наших дней", а павловское царствование - "возрождением". Главный поэт масонства М.М. Херасков шел дальше, весьма неудачно назвал порывистого Павла I Соломоном и советовал новому царю: Ты храмы Истине поставишь Ясно, что речь здесь шла о храмах вольных каменщиков. Но надежды их на покровительство монарха и легализацию деятельности ордена не сбылись, хотя Херасков за свою оду получил чин тайного советника. Чаемого возрождения и обновления также не произошло, стало ясно, что упадок масонства - следствие не только политических репрессий и подозрительности Екатерины II или равнодушия ее сына, но и радикального и необратимого изменения исторической и культурной ситуации в Европе и России. В число главных должностных лиц масонской ложи входил архивариус, обязанностью которого было хранение архива ложи. Ему также надлежало заботиться о библиотеке ложи, постоянно пополняя ее. Широкое распространение масонства в России на протяжении XVIII — начала XIX веков способствовало формированию настоящих масонских книгохранилищ. Вообще становление книгопечатания в России тесно переплетается с масонскими исканиями. Самый знаменитый русский "вольный каменщик" Н.И.Новиков был прежде всего неутомимым деятелем книги. Человек широких замыслов — Новиков составил программу пятидесятитомной "Герметической библиотеки". Она должна была стать своеобразной грандиозной розенкрейцеровской энциклопедией, охватывающей всю систему знаний, необходимых для постижения космической гармонии. В книге М.Н.Лонгинова "Новиков и московские мартинисты" описываются таблицы розенкрейцеров, которые при "работах" развешивались на стенах ложи. Они подразделяются на девять степеней познания: 1. Первая часть института, правила порядка, церемониал, катехизис и химические знаки. 2. Коллегиальные книги и теоретическая часть института. 3. Приготовление хаосского минерального электрума, но без открытия истинного его определения. 4. Познание минеральных сил природы и соединение знания с делом набело, если не начерно. 5. Познание совершенное земно-философского солнца и произведение чудесных исцелений. 6. Изготовление некоторых из четырех первых партикуляр-камней и тингирование набело и начерно. 7. Знание о великом деле натуры, кабале и магии натуральной. 8. Познание вместе с тремя главными науками о царствах природы великого универсала, совершение дела и имение у себя камня мудрых. 9. Открытие в натуре всего, кроме божественных сил и тайн, обладание над всем и сравнение в знаниях с Моисеем, Аароном, Гермесом, Соломоном и Гирам-Анифом"[1, с.84]. Замысел "Герметической библиотеки" строился на приведенном основополагающем базисе. Новиков предполагал опубликовать на русском языке основные творения эзотерической философии. Это должно было явиться завершением его просветительских трудов. Работа началась в середине 1780-х годов и была прервана арестом Новикова в 1792 году. Фактически лишенный издательских возможностей, Новиков, уединившийся в Авдотьине-Тихвинском, сосредоточил свое внимание на организации переводов. Основной труд принял на себя С.И.Гамалея, взявшийся за перевод всех произведений Я.Беме. По сообщению В.В.Сиповского, они составили 22 тома в 4-ю долю листа. Рукопись имела заглавие: "Благочестивого и высокопрросвещенного Иакова Бема, тевтонического философа, полное собрание всех теософических писаний всем народам... Печатаны на немецком 1682. Перевод на российский в селе Тихвинском 1807 г." [2, с.76]. Помимо Беме, Гамалея выполнял переводы других авторов для "Герметической библиотеки". В.С.Арсеньев сообщает, что на Новикова работали также сыновья В.А.Левшина Владимир и Лев, постепенно пополнявшие формирующийся корпус. Переводятся Роджер Бэкон, Михаил Сендивогий, Джон Пордедж, Парацельс и др. Ранее в 1785 году была издана книга Кл. де Сен-Мартена "О заблуждениях и истине", ставшая "символом веры" московских розенкрейцеров. По-видимому, корпус "Герметической библиотеки" окончательно завершен не был. Однако существуют два ее списка, находящиеся в отделах рукописей РГБ (Москва) и РПБ (С.-Петербург). Каждый из списков представляет собой 40 рукописных томов, переплетенных в зеленый сафьян. На титуле указано: "Переведено с немецкого в Москве в марте 1788". Это не следует понимать буквально; скорее всего здесь дата начала работы. Оба списка, за небольшими исключениями, идентичны. Весь корпус построен, исходя из вышеприведенной розенкрейцеровской схемы постепенного восхождения по уровням познания. Прослеживается определенная цикличность. За алхимическими книгами ("Химическая псалтырь" Парацельса, "Пробирной камень" Германа Фиктульда, "Ядро алхимии" Филалета) следуют философские работы, являющиеся как бы их комментарием. Это представляется естественным. Философия призвана раскрыть тайный мистический смысл трудов с металлами и минералами. Далее то же повторяется на следующем витке "спирали познания". После всего сказанного понятно, почему российские масонские библиотеки состояли преимущественно не из печатных изданий, а из рукописей. Именно по рукописям отечественный "вольный каменщик" постигал тайны "королевского искусства". В начале XIX века в России сформировался целый ряд крупных частных масонских библиотек (Арсеньевых, В.В.Артемьева, М.П.Баратаева, П.И.Голенищева-Кутузова, З.Я.Карнеева, С.С.Ланского, В.Я.Скарятина, Р.С.Степанова, А.С.Уварова) [3, с. 50-54]. Большое количество масонских книг и материалов находилось в других выдающихся библиотеках, но здесь они не составляли целостного собрания. Таковыми были библиотеки известного археолога и знатока древностей А.Д.Черткова (поделена между Научной библиотекой Воронежского государственного университета и Исторической библиотекой в Москве) и библиотеки М.Ю.Виельгорского и А.С.Норова, поступившие в Румянцевский музей. Большинство упомянутых масонских библиотек прекратили свое существование уже в середине XIX века, разойдясь по различным владельцам. Фактически только три собрания (и то с большими потерями) дошли до нашего времени. Библиотека Арсеньевых сложилась в семье, на протяжении всего XIX века хранившей традиции "вольных каменщиков", несмотря на запрет масонских лож в 1822 году.. Ее главы занимали ведущие должности в различных подпольных масонских ложах. В библиотеку Арсеньевых вошли книжные собрания виднейших масонов прошлого времени (Новикова, Шварца, Поздеева и др.), а также мистические книги XVI-XVIII веков на европейских языках из библиотеки В.А.Бибикова. Рукописный каталог библиотеки Арсеньевых (ОР РГБ. Ф. 13. К. 18-19) содержит 2288 наименований масонских книг и рукописей. В 1919 году рукописи поступили в Румянцевский музей и ныне находятся в фондах 13 и 14 ОР РГБ. РГБ имеет также некоторые редкие книги из этой библиотеки. Однако большая часть книг Арсеньевых была в свое время продана. Больше повезло другой библиотеке С.С.Ланского. Она была целиком передана в Румянцевский музей. В настоящее время рукописи составляют фонд 147 ОР РГБ. Книги были разрозднены и вошли в основное собрание. Самой известной из масонских библиотек было собрание известного историка и археолога А.С.Уварова. Начало ее положил еще в конце XVIII века министр народного просвещения А.К.Разумовский, продолжил собирательство его наследник на министерском посту С.С.Уваров (отец последнего владельца). Целиком библиотека содержит около 9 тысяч книг, но ее маcонская часть включает примерно 1800 названий. В настоящее время библиотека А.С.Уварова находится в Исторической библиотеке в Москве. Новые попытки воссоздать масонские библиотеки была предпринята в XX веке русскими масонскими ложами в Берлине и Париже. Однако из-за ограниченности средств большого количества книг куплено не было. Немногочисленные книжные собрания погибли во время 2-й мировой войны. Подводя итоги, можно сказать, что настоящее время не существует целостной библиотеки российских "вольных каменщиков". Можно только говорить об отдельных специалированных масонских фондах в составе крупнейших книгохранилищ России. Художественная литература для ордена вольных каменщиков прежде всего была средством эмоционального воздействия на людей. Символ "цепь сплетенных рук" перерастал в "цепь сердец". Сердца надо было увлечь и затем завоевать. "В человеке чувственном лежит глубоко усыпленный человек внутренний; для возбуждения сего спящего потребны сильные и резкие ударения в человека чувственного", - сказано в "Инструкции мастеру ложи" (1818). У поэзии, особенно у лирики, были значительные средства художественного воздействия на читателей. В изданной Новиковым книге немецкого философа И.Г. Зульцера сказано о стихотворстве: "Оно есть такое красноречие, которое стремится во всех предметах к высочайшей степени чувственного совершенства". С прозою же дело обстояло значительно сложнее. Здесь чувства уходили в подтекст, на первый план выдвигался сюжет, оказывалось воздействие на разум читателя, автор стремился к философствованию и нравоучению. "Чувственное совершенство" достигалось с гораздо большими творческими усилиями, ибо психологизм прозы был сложнее и к тому же менее разработан, нежели в поэзии. В художественном мире литературы классицизма проза оставалась родом третьестепенным, ценилась менее, нежели поэмы, трагедии и оды . Теоретики той эпохи вообще сомневались в ее способности выразить всю силу и глубину страстей человеческих: "Проза становится для них слаба". Через прозу шел в литературу поток новых идей, расшатывавших красивый, канонически правильный, но душевно несколько бедный мир классицизма, причем главным жанром здесь становился стремительно развивавшийся роман: "Роман вытеснял классическую литературу". В общем это известное, часто цитирующееся утверждение Г.А. Гуковского верно, но романы и тогда были очень разные. Следовательно, и вытесняли они классическую литературу по-разному, с разными целями и намерениями. Такова была логика литературной жизни и борьбы. Вокруг художественной прозы и в особенности вокруг главного ее жанра - романа завязалась во второй половине XVIII века серьезная полемика. Время для споров было выбрано не случайно. В начале столетия спорить, в сущности, было пока не о чем: тяжеловесные "гиштории" и само состояние русского литературного языка, прозаического повествования тому мало способствовали. Замечательный теоретик литературы и посредственный поэт В.К. Тредиаковский в "Предъизъяснении об ироической пииме" (1763) именовал романы "сказками" и "романцами", те же определения можно встретить у Ломоносова, т.е. термин еще не был определен окончательно. Затем русская художественная проза прошла через школу перевода, неизбежное "преложение" западных образцов на отечественные нравы и темы, через стилизацию и приступила к созданию оригинальных книг, опираясь на фольклор, рыцарские романы, историю "типов" и нравов нарождающейся России. Писатели-масоны деятельно участвовали в этой литературной работе. Какова же была их позиция и роль в становлении и развитии русской прозы? Прежде всего надо отметить, что прозаики-масоны не примыкали к одному из литературных лагерей, имели собственный взгляд на пути и назначение прозаических жанров. Как и для всех русских литераторов XVIII столетия, главной для них была проблема наследия, национальной самобытности. В.А. Левшин, издавший у Новикова свои восьмитомные "Русские сказки", писал во введении: "Романы и сказки были во все времена у всех народов; они оставили нам вернейшие начертания древних каждой страны народов и обыкновений. Россия имеет такие свои, но оные хранятся только в памяти". Все эти "русские" (Левшин) и "славенские" (М.Д. Чулков) сказки и "старинные диковинки" (М.И. Попов) были талантливыми стилизациями русского и западного фольклора, вольными до полного забвения о первоисточнике вариациями на сказочные темы и сюжеты. Все эти талантливые, порождавшие оригинальные книги заимствования из народного творчества, ренессансных новелл и рыцарских романов объяснялись в эту переходную эпоху просто: прозаики искали для своих беллетристических книг занимательные сюжеты, экзотический "местный колорит", героические характеры, красивые любовные и воинские приключения, освобождающую творческое сознание сказочную фантастику. Ничего этого новый русский быт дать не мог, ибо сам еще пребывал в состоянии хаотическом и двойственном, соединяя в себе миры Древней Руси и новой Российской империи. Столь же двойствен был и так называемый "новый герой" - человек, метавшийся между этими мирами, переставший быть самобытным сыном допетровской Руси и не ставший еще полноправным гражданином просвещенной Европы. Он мог взять Нарву, героически биться с турками и шведами, жениться, народить детей, но внутренний мир его не мог пока дать материал для настоящего романа. У русского писателя-романтика В.Ф. Одоевского, тесно с масонской литературой связанного, есть фантастическая повесть о петровской эпохе "Саламандра" (1841), где о "новом герое" сказано одной только фразой: "Сын Зверева был всегда в походах". Более сказать о нем в прозе нечего, ибо с точки зрения литературы этот рядовой человек петровской эпохи, в отличие от негероического Евгения Онегина, одномерен. Ни действительность, ни герой, ни общее состояние литературы не давали оснований для подлинного реализма и подлинного психологизма, без которых классический русский роман невозможен. Само по себе это ни хорошо, ни плохо, ничего обидного для отечественной литературы XVIII века и ее талантливых писателей здесь нет, такова историческая ситуация, в которой не мог появиться никакой "просветительский", да и любой другой реализм. С этим обстоятельством приходилось считаться и создателям новой русской прозы. У этой прозы было два пути, два выхода из уникальной культурной и исторической ситуации: писать далекие от отечественной грубоватой реальности "русские сказки" о богатырях и волшебниках или же изображать новую действительность и нового героя доступными художественными средствами, бедность коих ощущалась всеми. Второй путь был единственно возможен и верен и к тому же не отрицал безусловной законности и пользы пути первого. Писатели-масоны хорошо понимали суть ситуации и свои творческие задачи соизмеряли с общим состоянием нарождающейся литературы и развитием прозаических жанров.
Официальный сайт Великой Ложи России История Ордена Вольных Каменщиков в России исчисляется веками. Эта история была полна взлетов и падений, поисков истины и метаний среди множества общественных и религиозных веяний разных эпох, участия общественной жизнистраны, в развитии ее культуры и искусства. Как любое общественно-культурное явление, Братство в России впитало в себя ее дух, ее многовековую историю, религию и культуру, за счет чего масонство всегда представляло собой нечто, безусловно неразрывно связанное с историей и традициями этого древнейшего сообщества, но при этом и неуловимо самобытное, пронизанное чисто российскими высокой духовностью и жертвенностью, стремлением постичь Бога и слиться с ним в процессе духовного поиска и служения человечеству Что бы ни говорили о масонстве как его сторонники, так и противники, во все времена и при любых поворотах колеса российской истории, оно в свое время стало и долгое время оставалось первой и фактически единственной светской идеологией российской интеллигенции в течение продолжительного времени, за которое интеллигенция в нашей стране окрепла, выкристаллизовалась и дала стране и миру множество ярчайших имен - писателей, художников, композиторов, военных, общественных деятелей, юристов, ученых… С самого начала своей истории в России, которое многие исследователи относят ко времени правления Петра I, масоны всегда стремились активно участвовать в формировании представлений людей о Боге, о Человеке и его месте в этом мире, о праведном пути, о развитии общества. Масонские нравственные ценности - Свобода, Равенство, Братство, Вера, Честь - стали для них путеводными звездами в океане жизни, ориентируясь по которым, они стремились верным путем вести корабль, пассажирами которого было тогдашнее общество, так как не следует забывать, что вплоть до конца прошлого века масонство являлось уделом практически исключительно дворянского сословия, во многом определявшего жизнь и уклад общества. Масонство всегда стремилось «брать хорошего человека и делать его еще лучше», делать его человеком искренней и глубокой Веры и высочайшей, кристальной Нравственности. “Золотыми буквами в историю России вписаны имена великих масонов: Елагина, Новикова, Радищева, Сперанского, Гааза, А. С. Пушкина и В. Л. Пушкина, Суворова, Кутузова, Пестеля, Ковалевского и многих, многих других. По некоторым данным, в Братстве состояли российские цари Петр I, Павел I и Александр I. Ни в коем случае Братство не претендует на «монополию» в формировании и определении их воззрений, однако все они были детьми своего времени, и никто из них не прошел мимо философии, идеологии и нравственного Света масонства, которые не могли не оказать на них определенного влияния. На протяжении всей своей истории российское масонство развивалось как часть единого целого – Всемирного Братства Вольных Каменщиков. Со времен Вильгельмсбадского Конвента по сей день традиционно крепки и плодотворны связи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, США. Российские братья, будучи за рубежом, посещают собрания иностранных лож, равно как и зарубежные братья во время пребывания в России, - собрания российских лож. К сожалению, тоталитарные режимы, за редчайшими исключениями, вроде современной Кубы, не могут себе позволить терпеть существование в своих странах общества людей свободных, пускай даже чисто духовно, и тем более – не подотчетных Cтаршему Брату. Масонство подвергалось преследованиям как во времена господства в Европе католической церкви, так и значительно позже, при коммунистических и фашистских режимах. Однако теперь, после более чем семидесятилетнего перерыва оно снова возрождается в России, хотя нельзя однозначно утверждать, что оно совершенно исчезало. Российские братья после революции 1917 года перенесли свои работы за рубеж, в первую очередь, во Францию, где работы русских лож не прерывались ни на день за все время, прошедшее с тех пор до начала 1990 гг., когда в Орден во Франции были посвящены первые российские граждане. И здесь нельзя не упомянуть о той огромной благодарности, которую все российские братья испытывают к великому Вольному Каменщику, истинному другу России, Михаилу Васильевичу Гардеру, без помощи которого Братство в России вряд ли смогло бы возродиться. 24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была учреждена и освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России была признана регулярной, и с ней установили братские связи: · Объединенная Великая Ложа Англии; · Великая Материнская Ложа Шотландии; · Великая Ложа Ирландии; · Великая Национальная Ложа Франции; · Объединенная Великая Ложа Германии; · Великая Ложа Австрии; · Великая Ложа Турции; · Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всему миру. Российское Братство объединяет в своих рядах представителей множества самых разных профессий: военных, бизнесменов, творческих работников, педагогов, врачей, служащих, - всех возрастов и всевозможных политических и религиозных убеждений - которых объединяет Вера в Бога и Человека, стремление к совершенстованию себя и совершенствованию окружающего мира и общества, любовь к людям, своей стране и знаниям, а также чувство высшего долга по отношению к Богу и человечеству.” Официальный сайт Великой Ложи России Литература 4. Cахаров В.И. Концепция человека в философии русских масонов (По архивным материалам) 5.Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков (масонов) Масонское летои cчисление. В различных масонских уставах и градусах существуют свои системы летоисчисления. Даты в документах соответствующих лож указываются обычно по этим летоисчислениям. Символическая ложа.
Древний и Принятый Шотландский Устав.
Йоркский Устав.Королевская Арка. В капитулах Королевской Арки используются две системы летоисчисления
Королевские и Избранные Мастера.
Рыцари Тамплиеры.
Агапа - застолье, завершающее заседание масонской ложи. Часто сопровождалось хоровым пением гимнов. Слово заимствовано из Нового Завета. По-гречески - братские трапезы первых христиан. Акация . Символ бессмертия дела масонов. Благодаря распустившейся на могиле Хирама акации было обнаружено его тело. Один из главных элементов масонского мифа. Алтарь - центральное место масонского храма; прямоугольное или трапециобразное возвышение, на котором находится Библия, Конституция Великой Ложи, масонские документы и символические предметы. Баллатировка . Тайное голосование при принятии важнейших решений ложи или приеме новых членов. Белые перчатки . Символ чистоты замыслов. Одеваются братьями во время работ. Братская цепь . Один из древнейших ритуалов. При закрытии ложи братья берутся за руки, образуя неразмыкаемую цепь, символизирующую неразрывность всемирного братства масонов. Великий Архитектор (Геометр) Вселенной . По масонской фразеологии Верховный Разум, управляющий мирами. Градусы - уровни посвящения. Английское (голубое) масонство ограничивается первыми тремя градусами. По этой системе в России работали "елагинские ложи". Высшие градусы (4 - 33) присуждаются Капитулом, в который входят "братья", посвященные в высшие градусы. Наиболее развита система градусов в Древнем и принятом шотландском обряде. В России он был известен как шведская система. Градусы 4-18 (красное масонство) - капитулярные. Градусы 19 - 29 (черное масонство) - философские. Градусы 29 - 33 (белое масонство) - административные. С небольшими вариациями система градусов Древнего и принятого шотландского обряда в настоящее время выглядит следующим образом: 1. Ученик. «Дети вдовы» . Символическое название масонского братства. В 1 Книге Царств Хирам - «сын одной вдовы из колена Неффалимова». Должности офицерские - должности, занимаемые масонами 3 и выше градусов в ложе. Обычно в ложе существуют: 1 и 2 стражи, своего рода, правая и левая рука Мастера стула, вместе с ним руководящие работами ложи, открывающие и закрывающие заседания; обрядоначальник - руководитель всей обрядовой стороной работ; эксперт - фактически помощник обрядоначальника; секретарь, ведающий документацией ложи; оратор, произносящий речи при совершении обрядов; казначей, собирающий взносы и ведающий финансами (должность выборная); дародатель, собирающий денежные пожертвования и оказывающий помощь больным братьям и братьям, попавшим в несчастье; привратник, охраняющий вход в ложу во время заседаний. В некоторых русских имелась должность стюарда или агапамейстера, руководившего приготовлениями агапы. В ложах высших градусов помимо секретаря имелся архивариус - хранитель масонских архивов. Также в этих ложах существовала должность знаменосца, торжественно вносящего в ложу знамя при открытии работ. Завещание . Пожелание новопосвящаемого брата человечеству, близким и родной стране. Зачитывается перед обрядом инициации и затем сжигается. Запон - фартук масона. Запон ученика и подмастерья сделан из белой кожи и без узоров. Начиная с 3 градуса, на запон наносятся различные узоры и символические рисунки. Зодческие работы . Философские сочинения "братьев", зачитываемые на заседаниях ложи. "Журнал вольнокаменщический" призван был публиковать лучшие из этих работ. Многочисленные масонские рукописи фактически представляют собой сборники не опубликованных "зодческих работ". Камень - один из основных масонских символов. Символизирует душу человека. По масонской фразеологии "обтесывать свой камень" означает самосовершенствоваться. Ковер . На полу масонской ложи во время заседаний расстилается ковер с нанесенными на нем символами. Ложе каждого градуса соответствует свой ковер. При переходе работ из одного градуса в другой ковер заменяется. Колонны Иахим и Боаз . Символические колонны при входе в храм Соломона. Играют большую роль в убранстве масонского храма. Заимствование из Третьей книги Царств (7, 21): "И поставил (Соломон) столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне, и дал ему имя Иахим, и поставил столб на левой стороне, и дал ему имя Боаз". По-древнееврейски: Иахим - утвержденный Богом, Боаз - утвержденный силой. Кружка Вдовы . Закрытый сосуд, с которым Дародатель обходит братьев перед закрытием работ ложи, собирая пожертвования для целей благотворительности. Ложа - (от английского lodge - помещение, комната для собраний) - ячейка масонского братства. Обычная ложа объединяет масонов всех степеней от 1 градуса до посвященных в высшие градусы. Однако существуют ложи, работающие только в первых двух градусах. Масоны степеней выше 3 градуса объединяются в высшие ложи. В специфических "исследовательских" ложах работа сосредоточена на познании тайн бытия человека и вселенной. Примером такой ложи была тайная "сиентическая" ложа "Гармония", основанная Н.И. Новиковым. В России ложей также называлось специально оборудованное помещение для заседаний ложи. Ф.П. Толстой в своих воспоминаниях детально описывает помещение ложи "Избранного Михаила", работавшей в Санкт-Петербурге в 1817-1822 гг. Масонский храм . Специальное здание, построенное для заседаний лож. В России масонских храмов не строили. Только русские ложи в эмиграции впервые начали создавать свои храмы. Масонское лобызание . Троекратный поцелуй братьев, символизирующий взаимное доверие и готовность придти на помощь. Мастер - масон, посвященный в 3 градус. Начиная с этого градуса, "брат" имеет право руководить ложей. Материнская ложа - для каждого масона такой ложей является ложа, в которой он посвящен в Братство. Для всех Великих Лож мира Материнскими являются Великие Ложи Англии и Шотландии. Металлы . Все металлические предметы (в том числе и деньги), которые новопосвящаемый брат оставляет за порогом масонского храма, ибо должен войти в него нищим и безоруженным. Меч - символ справедливости и неизбежности кары. Мозаичный пол . Символизирует взаимочередование белого и черного, добра и зла в человеческом мире. Один из важнейших элементов убранства масонского храма. Обрядность . Основными масонскими обрядами являются: открытие и закрытие работ, освящение (инициация), перевод в следующий градус. Открытие и закрытие работ ограничивается произнесением Мастером и 1 и 2 стражами ритуальных слов и ударами молотков. Наиболее сложен обряд посвящения. Он начинает чтением и сожжением символического завещания ищущего войти в братство. Посвящаемого вводят с завязанными глазами, обнаженными грудью и коленом. Он проходит через символические странствования и очищение водой и огнем. По окончании странствований с глаз его снимают повязку. Посвящаемый приносит клятву на верность братству, получает масонское имя и занимает место на скамьях учеников. Перевод из градуса в градус, как правило, ограничивается торжественным словом Мастера и принесением клятвы. Пеликан - розенкрейцеровский символ. Пеликан, кормящий своих птенцов своим телом, символизирует Христа, спасающего человеческий род своей кровью. Подмастерье - масон 2 градуса. Профан . По масонской фразеологии любой человек, не посвященный в "братство вольных каменщиков". Роза - розенкрейцеровский символ. Символизирует тайную мудрость. Розенкрейцеры - члены тайного мистического "Ордена Розы и Креста", существовавшего в Германии в 1-й четверти XVII в. Предполагается, что это был международный союз выдающихся философов и литераторов, к которому были причастны Р. Декарт и Ф. Бекон. Важнейшим документом розенкрейцеров был анонимный трактат "Fama Fraternitatis" ("Слава Братства"), изданный в 1614г. Розенкрейцеры сыграли связующую роль между средневековой алхимией и эзотерическими исканиями последующих веков. В современном масонстве Древнего и Принятого Шотландского Устава розенкрейцеры представляют собой 18 градус. Священная дельта . Всевидящее Божественное Око, заключенное в треугольнике. У масонов часто вместо ока фигурирует буква G - первая буква слов God - Бог и Geometrу - геометрия. Символы . Основу масонской символики составляют инструменты мастера-строителя: молоток, циркуль, угольник, линейка. Современная масонская символика фактически ограничивается этими элементами. В прошлом она была гораздо более богатой и изощренной. Тайная храмина . Темное помещение, в котором посвящаемый готовится к инициации, размышляет о прошлой жизни и пишет символическое завещание. Ученик - масон 1 градуса. Хирам . Главный персонаж масонской мифологии. Упоминается в Библии как строитель храма Соломона. Однако, история об убийстве Хирама двумя учениками, требующими открыть им высшие тайны, и последующим обретением его тела, принадлежит более поздним временам. Обряд посвящения в масоны фактически представляет мистерию - символическое действо на эту тему. Храм Соломона . Духовный храм, построение которого является целью жизни масона. |