Реферат: Фашизм: истоки, сущность, роль в современном обществе
Название: Фашизм: истоки, сущность, роль в современном обществе Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат | ||
Российский университет дружбы народов Курс: «Политология»Фашизм: истоки, сущность, роль в современном обществе (краткий реферат) Выполнил: Москва 2001ВВЕДЕНИЕ: Что такое фашизм? Все современные словари – и лингвистические, и толковые, и энциклопедические, и философский словарь дают одно и то же определение, которое, с моей точки зрения неточное. Даже Б. Ельцин, будучи президентом, давал задание самым лучшим умам России определить, что такое фашизм, то есть найти точную формулировку этого термина. Сейчас Академия Наук определила фашизм как «идеологию и политическое движение», которым присущи «культ личности, вождизм, крайний национализм и шовинизм, посягательство на национальное равноправие», а также пропаганда войны как средства решения спорных вопросов. Это определение можно отнести к очень многим явлениям в истории – и российской и зарубежной. Например, оно вполне применимо к тоталитарным коммунистическим временам, особенно в 1920-е гг., или к расстрелу парламента в 1993 г., а если посмотреть за границу, оно применимо не только к гитлеровскому режиму, ведь сегодня, в основном, под фашизмом подразумевается гитлеровский режим. Но это понятие применимо и к турецкому геноциду армян, и к израильской политике против палестинцев, которая была Организацией Объединённых Наций в 1975 г. признана формой расизма. А официальный документ США «Стратегия национальной безопасности», где совершенно открытым текстом провозглашается американское военное вооружённое доминирование над всем миром…, и мне кажется, что термин «фашизм» можно применить в каких-то аспектах и к этому документу. То есть примеров, подпадающих под определение, данное Академией Наук, можно привести очень много, тогда как фашизм с научной точки зрения есть всё-таки явление более чёткое, оно определено как историческими границами, так и географическими. Так что же такое «фашизм»? Я попытаюсь ответить на этот вопрос в данном реферате. АНАЛИЗ КНИГИ Армина Мелера “Консервативная Революция в Германии 1918-1932”, Почти все сегодня осознают недостаточность и неполноту всех ранее существовавших определений “фашизма”. Это понятие трактуется часто либо слишком широко (и подчас вообще как синоним всего “плохого”), либо слишком узко (как локальный политико-идеологический феномен Италии 1919-1945 годов). Левые исследователи стремятся сместить феномен фашизма вправо (сталинское определение фашизма как проявления буржуазного империализма весьма характерно в этом смысле). Консерваторы, напротив, указывают на революционный, социальный его аспект. Сами наследники этой идеологии, которые сегодня, впрочем, находятся в подавляющем меньшинстве, чаще всего не вдаются в политологический анализ и принимают фашизм как нечто цельное и самодостаточное, не правое и не левое. В этом контексте всякая попытка точной и объективной классификации фашизма, холодный и документированный анализ, свободный от политических симпатий или антипатий, безусловно, представляет собой исключение. К этому разряду относится исследование немецкого историка Армина Мелера, автора сотен статей и уникальной книги “Консервативная Революция в Германии 1918-1932”, которая вошла в разряд классических трудов по политологии сразу же после ее появления. Мелер в брошюре “Фашистский “стиль” предложил свою модель понимания фашизма, объективную и отстраненную. Сегодня эта модель принята в большинстве академических кругов Европы. Выделим наиболее важные аспекты работы Армина Мелера, чтобы приблизиться к пониманию того, что же такое фашизм как явление. Во-первых, фашизм как таковой следует отличать от тоталитаризма в чистом виде, так как фашизму свойственен скорее индивидуализм, персонализм, а не диктатура бюрократических институтов, подчиняющих себе волю конкретной личности. В отличие от классического тоталитаризма фашизм персоналистичен. Во-вторых, фашизм не тождественен национал-социализму как идеологии, а не только как немецкой политической реальности 1933-1945 года. Здесь основное различие состоит в том, что национал-социализм всегда делает основной акцент на нации, народе, расе или обществе, то есть на коллективном субъекте, (что может приводить к тоталитаризму, а может и не приводить). Национал-социализм предполагает интенсивное и планомерное национальное строительство, осуществляемое в рамках строгой коллективной дисциплины. Фашизм, напротив, тяготеет к авангардным и стремительным решениям, к индивидуальному героизму и ничем не ограниченному поиску. В эстетике национал-социализм тяготеет к сочетанию романтизма и классицизма, тогда как фашизм неразрывно связан с авангардом и модернизмом. В-третьих, фашизм предельно далек от классического консерватизма , так как фашистский пафос состоит, прежде всего, в революционном ниспровержении привычных норм. Сами фашисты всегда рассматривали свое движение как параллельное коммунизму, т.е. как революционное, обновляющее, преобразующее действие, направленное против старых общественно-политических и социальных форм, против “реакции”. В-четвертых, реальность фашизма не имеет ничего общего с социализмом , построенным в СССР, так как для него не характерны ни индустрия массового подавления, ни перемещение народов, ни героика “строек века”, ни национализация средств производства. В отличие от “сталинской модели” фашизм всегда сохраняет корпоративный, синдикалистский характер, и обобществление всегда ограничено в нем пределами конкретной и обозримой профессиональной общности — артели, предприятия, отрасли и т.д. В-пятых, в сфере этнической политики для фашизма совершенно не характерен расизм в любых его формах. Среди интегрирующих народ факторов фашизм всегда выделяет государство, профсоюз, артель, военное подразделение и т.д., а этническому или расовому фактору отводится либо сугубо второстепенная, либо вообще не отводится никакой роли. И, наконец, в-шестых, фашизм не только не является буржуазным явлением, но, напротив, воплощает в себе политико-идеологический полюс, прямо противоположный “буржуазной идеологии”. Нет ничего более отвратительного для фашиста, чем “дух капитализма”, чем “протестантская этика”, из которой этот дух проистекает, как блистательно показал Макс Вебер. Фашистская идея может иметь пролетарский или аристократический полюса, но и тот и другой обязательно противостоят “капитализму”. ИСТОКИ ФАШИЗМА Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными, монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет. Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного. Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально-демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демократия, вырастающая снизу вверх, на основе производственной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть, скажем, работников металлургической промышленности, медицины, сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которые задействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует на фирменной основе - фирма строится как ячейка общества; примерно то же хотел Муссолини, называя это "производственной демократией". Кстати, фашизм считали - как это, может быть, ни странно будет звучать - демократическим явлением даже такие наши демократы, как Г. Федотов, известный публицист, историк Церкви, и его журнал "Новый град" об этом много писал. Чем же привлекал фашизм? почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из "Доктрины фашизма" Муссолини: «Фашизм - ... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»... Я прерву цитату, чтобы подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять. Но продолжу: «Народ - не раса или географическая область, а непрерывно сохраняющаяся в историческом развитии общность, ... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое достоинство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инструмент построения достойной жизни...». Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Церковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оно соответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества. Это не было какое-то преступное явление. Во всех европейских странах возникли партии, которые можно назвать фашистскими, даже в демократических странах, во Франции, в Англии. А где были осуществлены принципы этого корпоративного государства: они были осуществлены и в Италии, и в Австрии на чисто христианской основе именно в Австрии, это было при канцлере Дольфусе. И уж, конечно, важны примеры Испании и Португалии (при Франко и Салазаре) они в наиболее чистом виде выявили лучшие стороны этих тенденций, которые тогда наметились во всей Европе. Следует сказать о настроениях среди русской эмиграции. Очень мало эмигрантов было на стороне демократий, почти все симпатизировали авторитарным режимам, потому что именно авторитарные режимы были единственными, провозгласившими антикоммунистическую борьбу. Вспомним Антикоминтерновский пакт в 1930-е гг., - а демократии тогда вступили в союз со Сталиным именно против фашизма. Поэтому эмиграция симпатизировала авторитарным режимам. Подавляющее большинство русских эмигрантов, если не прямо называли себя организациями фашистскими, то симпатизировали фашизму. Фашистскими были, скажем, на Дальнем Востоке - "Союз русских фашистов", в Америке - партия Вонсяцкого, который издавал журнал "Фашист"; в Германии было русское национал - социалистическое движение. И даже самая крупная организация эмиграции, "Русский Обще-Воинский Союз" - это остатки Белых армий, которые соединились вместе в эмиграции, - тоже считал, что нужно изучать фашизм и нужно разрабатывать свой русский фашизм. Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет: В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы. Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса. Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности. Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский. В 1927 году эта, так называемая, "национальная организация Русских фашистов" издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России. До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету "Наш Путь" и ежемесячный журнал "Нация". На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства. Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма. Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал "Клич", издаваемый в Бельгии. В развитие программы 1927 года, "Клич" издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); "Основные начала Российского фашизма". В ней автор под лозунгом Российского фашизма "Бог, Нация и Труд", устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини. При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини. Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода "Доктрины фашизма". Париж, 10 июня 1938 года Вячеслав Новиков Даже такие люди, как П.Б. Струве, - он, будучи редактором газеты "Возрождение", огромное внимание уделял фашизму, писал об этом передовицы как о большом важном явлении. Такие люди как, Г. Федотов - христианский социалист и демократ, видели в фашизме много интересных новинок в социальной организации общества. Периодика 1930-х гг. русской эмиграции очень интересна тем, что опыт фашистских социальных реформ был проанализирован, было отделено положительное от отрицательного в этих режимах. И мне кажется, что Россия сейчас находится в таком состоянии, что некоторые из этих реформ были бы очень полезны для нашей страны. Это не значит, что нам нужно их так называть или перенимать прямо какие-то фашистские разработки, но если, допустим, человек пользуется каким-то инструментом, ножом или вилкой за едой, это не значит, что мы должны отказываться от ножа и вилки только потому, что таким же ножом ел фашист. Ведь разные режимы пользуются одними и теми же инструментами - суд, армия, полиция, правовые законы; это не значит, что если Гитлер был преступником, то у него все нужно отвергнуть, забыть и ничего не знать и не изучать. Главное - как пользоваться армией, судом и полицией. Опыт русской эмиграции в изучении фашизма заключался в следующем: был отвергнут фашистский дух как неприемлемый, как дух, ограничивающий свободу человека, не соответствующий православному пониманию соборности. Нужно сказать, что даже фашистские организации в русской эмиграции строились на основе Православия, они действовали с благословения иерархов Церкви и только условно можно назвать эти организации фашистскими. Иван Александрович Ильин, наш выдающийся философ, дал очень хорошую формулировку этому опыту познания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах того времени, незачем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата: «Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям»*. Фашистский героизм выродился во вседозволенность, и абсолютизация своего государства вела к тому, что на соседей смотрели пренебрежительно, оправдывая войны против них. Например, Бердяев дал точную характеристику фашизма: это языческий соблазн, это натурализм, который, конечно, совершенно несовместим с православным мировоззрением, поэтому в России фашизма быть не может. У нас другая культура, у нас другая история, и если бы нынешние борцы с фашизмом внимательно это изучили, они не искали бы фашизм в русском национальном самосознании. Сейчас все называют Германию тех лет фашистской, но сам режим не называл себя фашистским, это был национал-социализм. И как раз слово "социализм", то, что в названии этого преступного режима была как бы социалистическая компонента, - это было очень неприятно левым журналистам и, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм натянули очень быстренько на нацизм. Но разница здесь кардинальная. Она в том, что нацистский режим, был расистским и ставил целью овладение миром для немецкой нации, все остальные народы должны были быть либо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же не ставили себе таких целей и, например, такой либеральный деятель православной парижской юрисдикции, историк Церкви, как Карташев, уже после войны, когда уже фашисты все проиграли, и уже было утопией строить подобные планы, говорил, что сохранилось две страны - Испания и Португалия, где по-новому воплощены принципы христианской государственности. Это была смелость, сказать это после войны, но он это сказал честно. Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить: «Победа над нацизмом, а не над фашизмом» Мне кажется, что если бы власти России хотели по-настоящему бороться с экстремистскими шовинистическими явлениями, то нужно было бы начать с объяснения корней фашизма, корней антисемитизма, а ведь эти вопросы табуированы. * И. Ильин «Наши задачи» Москва 1997 Чтобы найти более приемлемое определение фашизма нужно открыть любой солидный западный справочник. Именно западный* , потому что все советские дают одно и то же штампованное определение – «фашизм - политическое течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии с целью сохранения капиталистического строя» ["ФЭС", 1983]. Но это полная чушь, потому что это было явление революционное, которое опиралось на массы. Ведь и Гитлер имел огромную поддержку в массах, он-то легально пришел к власти, демократическим путем. Так что это совершенно неточное определение. * Например, в одной из западногерманских энциклопедий о фашизме сказано: «Политическая система, для которой характерны антипарламентарные, часто антисемитские, тоталитарные тенденции вождистского государства и которая преимущественно пользуется социал-революционной терминологией... От других... авторитарных режимов фашизм отличается своим широким базисом власти, который достигается посредством управляемых из центра массовых организаций. Эта массовая поддержка исходит прежде всего от мелких представителей среднего слоя, который чувствует угрозу и от крупного капитала, и от коммунистического движения...» (Das Neue Taschen-Lexikon, Bertelsmann, 1992). ПРИХОД НСДАП К ВЛАСТИ В ГЕРМАНИИМировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., приобрел особую остроту в Германии. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное производство сократилось почти вдвое. Число безработных достигло 7,5 млн. человек. Резко ухудшилось положение не только рабочего класса, но и средних городских слоев. Разорились тысячи мелких буржуа. Кризис промышленный переплетался с кризисом аграрным. Кризис обострил классовую борьбу в стране. В январе 1931 г. состоялась стачка горняков Рура, в которой участвовало почти 350 тыс. рабочих. В условиях экономического кризиса и усиливавшейся классовой борьбы господствующие классы Германии склонялись к мнению, что буржуазно-демократические методы управления страной становятся непригодными. Ставка была сделана на партию, которая официально называлось Национал социалистической рабочей партией Германии. Эта партия была создана еще в 1919 г. Вскоре ее возглавил крайний реакционер Адольф Гитлер. Он родился в Австрии, но еще до 1914 г. переселился в Германию. В начале первой мировой войны добровольцем вступил в кайзеровскую армию. После войны некоторое время выполнял функции осведомителя армейской контрразведки. Гитлеровцы объявили немцев «высшей расой», которая должна расширить свое «жизненное пространство» за счет «низших рас». НСДАП требовала ликвидации буржуазно демократически свобод и установления диктатуры. Политическая программа гитлеровской партии отвечала интересам монополий, но в годы временной частичной стабилизации капитализма они рассматривали фашистское движение как запасную карту. В период быстрого спада экономической активности в Германии рост числа голосов, отданных за НСДАП, выглядел следующим образом: 800 000 в 1928 г., 6 400 000 осенью 1930 г., 13 000 000 летом 1932 г. и 17 000 000 в январе 1933 г. По подсчетам Егера ("Гитлер" — "Ротер Ауфбау", октябрь, 1930), число голосов, отданных рабочими, составило 3 000 000 из 6 400 000 голосов, полученных национал-социалистами в 1930 г. Гитлеровцы обещали защищать интересы страны и народа. Принимая во внимание недовольство масс Версальским договором, они выдвинули лозунг «Долой версальские оковы!». Учитывая тяжелое положение рабочих, они обещали им повышения заработной платы, ликвидации безработицы. Крестьянам они обещали раздел помещичьих земель, мелкой буржуазии - уничтожение конкурентов в лице универсальных магазинов, расширение торговли и рост благосостояния, бывшим кайзеровским солдатам и офицерам - создание армии, в которой они могли бы сделать карьеру. Спекулируя на бедственно положении трудящихся и разжигая шовинистические настроения, гитлеровцы сумели создать себе массовую социальную базу. Активизировалась деятельность штурмовых отрядов гитлеровской партии (СА), которые вместе с охранными отрядами (СС) представляли собой аппарат насилия и устранения инакомыслящих. Повсеместно возникали ячейки фашисткой молодежной организации «Гитлерюгенд». На выборах в рейхстаг летом 1932 г. гитлеровцы получили 13,8 млн. голосов избирателей. Угроза захвата власти гитлеровцами становилась все более реальной. В обстановке кризиса и резкого обострения классовой борьбы в Веймарской республике крупнейшие немецкие монополии и значительная часть генералитета окончательно перешли на сторону Гитлера. Чтобы ускорить передачу власти НСДАП, президент Гинденбург 30 января 1933 г. назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства), что означало установление в Германии открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, шовинистических и агрессивных элементов финансового капитала. Чтобы оправдать террор и не допустить успеха КПГ на выборах в рейхстаг, назначенных на 5 марта, гитлеровские главари пошил на провокацию. По их приказу 27 февраля группа фашистов проникла в здание рейхстага и подожгла его. Виновной в поджоге рейхстага правительство объявило КПГ, которая якобы готовила коммунистическое восстание. Под этим лживым предлогом вскоре были отменены все пункты Веймарской конституции, гарантировавшие свободу личности, слова, печати, собраний и союзов. В начале марта 1933 г. Гитлеровцы арестовали Э. Тельмана. Им удалось также схватить находившегося в то время в эмиграции в Германии руководителя болгарских коммунистов Георгия Димитрова. КПГ была объявлена вне закона. Тысячи коммунистов были убиты без суда и следствия, десятки тысяч заключены в тюрьмы и концентрационные лагеря. В марте был принят закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий. Это было равносильно уничтожению рейхстага и остатков Веймарской конституции. Гитлеровцы разогнали нефашистские профсоюзы и другие массовые организации трудящихся. В июне была запрещена СДПГ, многие социал-демократы погибли в концлагерях. Вскоре все буржуазные партии объявили о «самороспуске», а затем были изданы законы, по которым в стране могла существовать одна Национал-социалистическая партия, объявленная правительственной организацией. После смерти Гинденбурга в 1934 г. Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. С помощью всех этих мер, гитлеровцы окончательно ликвидировали буржуазные свободы. Массовый террор сопровождался гонениями против прогрессивной интеллигенции. Ее лучшие представители вынуждены были эмигрировать из страны. Тот, кто не успел это сделать, оказался в застенках Гестапо. Города Германии были озарены кострами из книг великих писателей и ученых. Страну захлестывали волны кровавых еврейских погромов. Зверство и варварские преступления гитлеровской диктатуры ужасали весь мир. КОРПОРАТИВИЗМ КАК САМОЗАЩИТА НАЦИИ И ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ФАШИЗМАНаиболее примечательным в фашизме был корпоративизм как гармоничный принцип организации общества, не раздробляющий его по классовому (как у коммунистов) или по партийному (как при либеральной демократии) признаку, а соединяющий разные классы по принципу социально-трудовому. Корпорация (от латинского: corpus, corporatio - тело, сословие, объединение) означает, объединение людей по их месту на службе обществу. Возможны корпорации разных отраслей хозяйства вне зависимости от конкретных профессий работников. Разные корпорации выполняют столь же взаимно необходимые функции в обществе, как органы одного тела. Выделением таких естественных структур и идеологией их осознанной взаимополезности (солидарности) европейские теоретики надеялись преодолеть классовый антагонизм и общественную несправедливость - но иным методом, чем уравнительный социализм. Важнейшее положение корпоративизма - отрицание классовой борьбы как самоубийственного раскола нации, равно как и отрицание атомизации нации при либеральной демократии. Основатели корпоративизма видели в нем «экономическую демократию, органически вырастающую и опирающуюся на широкую народную основу... Корпоративная система преодолевает социализм и либерализм и создает новый синтез», - писал Муссолини. При этом корпорация имеет не только функцию защиты экономических интересов данной группы трудящихся перед работодателем и государством, но и совместную с ними функцию гармонизации социально-экономической жизни, как своей отрасли, так и всей страны - вплоть до законодательного уровня (корпоративный парламент). «Корпорация строится снизу вверх равноправными членами: это есть осуществленное самоуправление», которое дополняет сильную верховную власть (И.А. Ильин). Это мнение в 1930-е гг. выражала не только правая русская эмиграция, но и многие демократы, как уже упомянутый Г.П. Федотов: «Формой новой демократии призвана стать демократия корпоративная… Современный человек из всех социальных связей сохранил и развивает преимущественно связи профессионально-корпоративные. Профессиональная структура является единственным наследником, которому умирающая партийная демократия может передать свое наследство». Конечно, в сословном строении общества ничего принципиально нового не было. Это было свойство органичного общества до его разложения либеральной демократией. Когда опасность этого стала заметна и в России, Л.А. Тихомиров задолго до фашизма писал в началеXX в. о корпоративизме в условиях монархии: «Необходимо заботиться о поддержании здорового социального строя…, при котором необходимое расслоение нации на слои и группы производится без помех, но и без доведения до разрыва, до забвения общности интересов... Социальная организация, во всех ясно обозначившихся классах, должна быть обязательною... Зародыши солидарности имеются повсюду, не только между различными слоями рабочих, но даже между самими рабочими и хозяевами... Разнородность слоев... требует, чтобы каждый из этих слоев был организован в особую корпорацию, но чтобы имелась и общая для всех организация, объединяющая их в том, где они являются сотрудниками одного целостного дела»* . Попытка возрождения корпоративизма в 1930-е гг. стала уже явлением национальной защиты от всевластия мировой финансовой олигархии в условиях победившей демократии. Корпоративная структура (сохраняющая цельность нации) и авторитарная власть ограничивают всесилие "денежной аристократии", которая вольготно чувствует себя в разобщенном обществе, именно поэтому навязывая всему миру свое понимание демократии как отсутствие единых национальных и духовных ценностей. На фоне общемирового кризиса 1930-х гг. убедительным аргументом в пользу корпоративизма были и его социально-экономические успехи. Например, в Германии с 1932 по 1938 гг. национальный доход увеличился почти в два раза, исчезла безработица (составлявшая до того около 30 %), резко улучшился как демографический, так и внешнеторговый баланс. Но этот опыт консервативных движений Европы оказался отвергнут результатами Второй мировой войны и замолчан - главным образом из-за его отождествления с расистским гитлеровским режимом (ибо у преступных режимов не принято выискивать положительные черты). Эти разумные черты были особенно очевидны в Испании и Португалии. Упомянутый выше профессор А.В. Карташев писал об Испании и Португалии как о «неожиданном факте возрождения в новых формах христианского государства... Здесь душой всех реформ стала христианская идеология». Но они уже не могли в одиночку устоять перед натиском демократий. Конечно, теоретикам фашизма было ясно, что его задачи выходили за рамки одной страны и заключались в переделке всего европейского общества. Как подчеркивал Муссолини в 1926 г.: «Мы представляем в мире новое начало, мы ясная и категорическая противоположность остальному миру, миру демократии, плутократии, масонства и "бессмертных начал" 1789 года... То, что сделал французский народ в 1789 году, теперь совершает фашистская Италия. Она берет на себя инициативу в истории, она говорит миру новое слово»** . Это была реакция, как на либеральную демократию, так и на коммунизм, тоже активно наступавший в Европе. В конституции австрийского канцлера Дольфуса было провозглашено «восстановление христианских ценностей» в борьбе против «варварства натуралистического и атеистического века - капиталистического или коммунистического - безразлично»*** . Впрочем, "классический" итальянский фашизм ставил коммунистам в вину лишь то, что они делают революцию против либеральной демократии «не так, как надо. Революция должна быть не интернационалистической, а национальной, не атеистической, а "христианской", не коллективистской, а корпоративной - вот в чем вина коммунизма»**** . * Тихоиров Л. «Монархическая государственность» Буэнос-Айрес 1968 ** «Возрождение» Париж 1926 *** «За Родину» №66 1938, статья «Австрийский корпоративизм» **** Бунаков И. «Покоя не будет» 1934 Эти три главных общественных системы, противоборствовавших друг с другом в XX в. - либеральная демократия, коммунизм и фашизм, - можно представить в виде треугольника сил, обозначив фланги их соприкосновения друг с другом, в чем была и причина отталкивания третьей силы от двух других, и опасные последствия каждой. Либеральную демократию и коммунизм объединял интернационализм (почему они и заключили в 1935-1939 и 1941-1945 гг. союз против общего врага - фашизма), но разъединяло разное отношение к экономической (частная собственность) и политической свободе (индивидуализм - коллективизм), что сделало союз недолговечным. Фашизм отталкивался от них, не приемля интернационализма, но имел с коммунизмом общую коллективистскую устремленность - это отталкивало их обоих от разлагающего злоупотребления свободой в демократии. Демократию и фашизм объединяло одинаково лояльное отношение к частной инициативе в экономике (английские, французские, американские фирмы успешно сотрудничали с итальянскими и германскими) - в противоположность тоталитарному регулированию у коммунизма. Любая из этих трех сил заведомо проигрывала войну против объединенных двух соперников. Поэтому цель предвоенной дипломатии каждого из них заключалась в создании временного "союза двух" против третьего, выглядевшего наиболее опасным с их точки зрения. Антифашистская коалиция сложилась, поскольку для демократий иной выбор союзника просто исключался: национальный фашизм был главным врагом, ибо объявил "революционную борьбу" масонскому духу демократий, тогда как коммунизм был их духовным родственником. Конечной же целью для каждой из этих трех сил было мировое господство. Это было откровенно, для всего мира, объявлено в коммунистической программе. Этого не скрывал и Гитлер перед своим народом, соблазняя его на войну приобретениями земель и рабов на востоке. Лишь демократия не разглашала своей цели создания всемирного масонского государства. Расчетливо вскормив и поощрив Гитлера на войну в качестве "полезного идиота” - агрессора для последующей расправы со всем европейским фашизмом руками СССР и русской кровью, демократия заявляла, что ведет "войну для защиты свободы всех народов". Это объяснение демократия использовала и в "холодной войне", когда после победы над главным противником противостояние неизбежно продолжилось между двумя оставшимися. При этом "мировая закулиса" так же, как и нацисты, обрекала на уничтожение целые народы, но умело маскировала это пропагандой своих "добрых целей". Истинную свою цель мирового господства демократия открыто провозгласила лишь после победы над СССР - в "Стратегии национальной безопасности США", подкрепленной работами ф. Фукуямы, Ж. Аттали, 3. Бжезинского и т. п. Главной причиной поражения фашизма стало равнодушное и даже враждебное (у гитлеровского режима) отношение к христианскому смыслу истории. Имея отчасти верную цель защиты национальных традиций, фашизм не нашел для этого верных средств и масштаба понимания самой цели. Уже в "Доктрине фашизма" и других документах видна оборотная сторона медали, проявлявшаяся, чем дальше, тем откровеннее. Корпорации в Италии и Германии создавались не трудящимися снизу, а правящей партией сверху, что лишало их признаков самоуправления. Верное убеждение, что смысл жизни личности определяется абсолютными сверхличными ценностями, на практике привело к обожествлению государства - ценности не абсолютной - и к культу вождя. Из абсолютизации государства к 1938 г и в итальянском фашизме появляется "расизм"; правда, не в гитлеровском виде высшей нации , а лишь в целях сохранения этнического облика итальянцев и предотвращения их смешивания с завоеванными африканскими народами. (Введенные тогда же ограничения против евреев, причисленных к некоренной национальности, были продиктованы их большим влиянием и антифашистской политикой международного еврейства; но в фашистской партии евреи были даже среди министров Муссолини.) Даже "религиозность" фашизма обнаружила соблазн героического самообожествления в духе "сверхчеловека" Ницше. В своих методах правления дуче ориентировался на циничные советы Макиавелли и даже написал об этом работу. Свое "революционное" выражение в области культуры фашизм видел в футуризме и абстракционизме. Католическую же Церковь фашисты пытались использовать скорее утилитарно, в "государственных целях". Порою у фашистских идеологов проявлялся и откровенный антихристианский порыв, как у Ю. Эволы: «Наш лозунг - антиевропеизм, антисемитизм, антихристианизм»* . Бердяев отметил в фашистском национализме также и «юдаистически-языческий характер»** . Пожалуй, это более всего применимо к гитлеровскому режиму, который пытался копировать еврейские расистско-националистические цели. Прот. Сергий Булгаков тоже писал, что «германский расизм воспроизводит собою иудейский мессианизм, который является противником и соперником христианства уже при самом его возникновении»; «национал-социализм, в котором одновременно и с одинаковой силой подчеркиваются оба мотива - и социализм (каково бы ни было его особое здесь проявление), и национализм, представляет собой не что иное, как... вариант на темы иудейского мессианизма»*** . Так гитлеризм продемонстрировал нам тот же расистский соблазн земного господства, что и иудаизм, только не имел для этого адекватных земных средств, чтобы соперничать с международным еврейским капиталом. * Mussolini B. Der Geist des Faschismus München 1941 ** Бердяев Н. «О социальном персонализме» Москва 1998 *** Булгаков С. «Христианство и еврейский вопрос» Париж 1991
ГЛОБАЛИЗМ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ФАШИЗМА Современная западная цивилизация постепенно скатывается к фашизму. Первое, что было в проекте фашистов - разделение людей на “полноценных” и “неполноценных” (или “арийцев” и “неарийцев” как кому нравится). Первые, которых относительное меньшинство, должны были править миром и пользоваться всеми благами, вторые должны были работать и обслуживать первых, а наиболее “вредные” из них уничтожаться. Что мы имеем в современном мире. Небольшая часть человечества - североамериканцы, западноевропейцы и японцы – представляют собой современный вариант “арийцев” – полностью распоряжаются всем миром и его ресурсами и пожинают его блага. К ним примыкает небольшая кучка марионеток и компрадоров из других стран (“новые русские”, арабские шейхи, латиноамериканские латифундисты, африканские “царьки” и т.д. и т.п.), где демократия существует лишь формально. Естественно, у «современных арийцев» соблюдается и «демократия» и «права человека». Любой выходец из третьих стран, не имеющий гражданства этих стран автоматически попадает в категорию «второго сорта» и не имеет никаких прав – даже права просто находится на территории «современного земного рая» без визы, получение которой связано с массой унижений (вспомним об очередях в американские посольства). «Демократия» у «неарийских» народов означает лишь одно – полную власть в стране ставленников зарубежного капитала и компрадоров. Все патриотические и религиозные традиционалистские движения, как правило, объявляются «террористическими» и жестоко подавляются. А если вдруг они оказываются у власти – страна превращается в мирового изгоя, против нее вводятся санкции и развязываются войны. Причем войны идут по самым, что ни на есть фашистским правилам. Впрочем, иногда можно обойтись и без демократического «фасада» - примеры тому прозападные режимы в Алжире, Саудовской Аравии и ряде других стран, жестоко нарушающие права граждан – однако на Западе од этом почти ничего не слышно. Жители "третьих стран" работают не меньше граждан стран развитых. Но, во-первых, современный мировой порядок устроен так, что финансовые ресурсы все равно рано или поздно концентрируются в развитых странах, а во-вторых, передовые технологии, "благодаря" местным компрадорам внедряются в "третьих странах" крайне медленно, не позволяя им совершить технологический "рывок". Так что можно смело назвать фашизм предтечей нынешнего западного мирового порядка. И отношение к нему должно быть аналогичным.
АМЕРИКАНСКИЙ ФАШИЗМ «Для того чтобы избежать нежелательного для нас увеличения численности населения на Востоке, мы должны сознательно проводить политику на сокращения населения… Средствами пропаганды, через прессу, радио, кино и т. п. мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей… Аборты должны быть свободными от запрета… Гомосексуализм надо объявить легальным.» Из декрета Гитлера по реализации генерального плана «Ост» на оккупированной территории России от 23 июля 1942 года. «…экономически целесообразным является существование лишь 15 миллионов русских…» из выступления М. Тэтчер. В своём недавнем послании Федеральному собранию глава России выразил озабоченность катастрофическим вымиранием населения Российской Федерации. Год назад правительство представило специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Национальный доклад о положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994—1998 годах». Доклад был выдержан в мрачных тонах. Численность населения за 1994—1998 годы сократилась с 148,4 млн. до 146,7 млн. человек. Основным фактором стало стремительное увеличение числа умерших над числом родившихся. Эта разница составила в среднем 800 тыс. человек в год. Причём на 60 процентов эта цифра компенсировалась миграционным потоком беженцев из стран СНГ и Балтии, который, впрочем, за последние годы стал резко уменьшаться. Характерно, что «вымирают» прежде всего, русские области, в то время как мусульманские территории страны остаются традиционно многодетными, сохраняют прежнюю численность титульных наций. В декабре 1974 года на заседании совета по национальной безопасности США был утверждён секретный план NSSM 200, в котором шла речь об ограничении роста народонаселения в странах третьего мира. А точнее, в зонах американского влияния — в Индии, Бангладеш, Пакистане, Нигерии, Мексике, Индонезии, Бразилии, Египте, Турции, Эфиопии, Колумбии, Таиланде, на Филиппинах... Для ограничения рождаемости в этих странах предлагалось внедрять и финансово поддерживать организации по планированию семьи. Службы планирования должны заниматься рекламой «простых, дешёвых, эффективных, безопасных, продолжительно действующих и приемлемых методов предупреждения беременности». «Это жизненно важный аспект для любой программы по контролю над мировым народонаселением»,— подчёркивалось в меморандуме. В пункте 33 этого документа говорилось: «Мы должны позаботиться о том, чтобы наша деятельность не воспринималась развивающимися странами как политика развитой страны, направленная против этих стран». «В результате к 2000 году людей станет меньше на 500 миллионов, а к 2050-му — на три миллиарда», — говорилось в документе. В июне 1990 года в американской прессе разразился скандал: в печать просочились сведения о плане NSSM 200. Скандал, впрочем, быстро замяли, а в Советском Союзе его заметили разве что спецслужбы. Да и они тогда вряд ли обеспокоились этим фактом, так как Советский Союз, как одна из супердержав, в ряду стран третьего мира не числился. В 1994 году в Каире под эгидой ООН состоялась Международная конференция по народонаселению, на которой миру была предложена так называемая программа устойчивого развития, то есть программа действий по регулированию народонаселения. В красивой словесной обёртке о необходимости сохранения здоровья женщины и соблюдения её «репродуктивных прав» весьма невинным выглядел пункт о сокращении рождаемости. Из конкретных мер по устойчивому развитию предлагались: сексуальное просвещение, стерилизация, контрацепция и противородовая пропаганда. Множество солиднейших организаций значатся в документах каирской конференции в качестве финансистов и разработчиков программ по регулированию народонаселения: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО, Фонд народонаселения при ООН, Международная федерация планирования семьи (МФПС), Фонд Рокфеллера и другие. К этому времени в России уже появилась Российская ассоциация планирования семьи (как подразделение МФПС) с филиалами в 52 областных центрах. Разработанная ассоциацией программа «Планирование семьи» получила государственную финансовую поддержку. В документе UNFPA под названием «Краткий доклад о контроле за мировым населением, 1999 год» чёрным по белому написано: численность населения России и США к 2050 году будет составлять соответственно 121 и 349 млн. человек. Если учесть то обстоятельство, что сегодня в России проживает 147 миллионов, а в Штатах — 274, то, значит, через 50 лет население нашей страны должно сократиться на 26 миллионов человек. А численность населения США должно увеличиться на 75 миллионов. Прогнозируется также и дальнейшее сокращение продолжительности жизни в России. К настоящему моменту, по сравнению с восьмидесятыми годами, мы уже «постарели» на 17 лет. Через пять лет эта цифра должна дорасти до двадцати. Это означает, что ещё больше возрастёт смертность среди подростков, молодёжи, взрослых мужчин и женщин детородного возраста. Какие же рекомендации даёт миссия? Финансировать образовательные программы по половому просвещению и бесплатную раздачу контрацептивов. В настоящее время в России осуществляются три проекта UNFPA: RUS/98/P01, RUS/98/P02, RUS/95/P03. Сейчас в Минтруде и Минздраве России рассматриваются ещё два проекта, поступившие из Фонда народонаселения ООН. Задача этих проектов вполне пристойная: формирование здорового образа жизни. Однако задавалось ли руководство Минздрава вопросом: почему зарубежные фонды и организации, финансирующие эти проекты, жертвуют огромные деньги на бесплатную массовую раздачу контрацептивов в стране, где в больницах не хватает бинтов? В сегодняшней Колумбии отстрел беспризорных детей на улицах называется «социальной чисткой». А в Бразилии этим же «благородным» делом занимаются «Комитеты бдительности». В книге Жаклин Кейзун «Война против населения», изданной в 1988 году в США, есть глава под названием «Международная помощь США и контроль над народонаселением». Отсюда можно узнать, что с 19б5 года Америка вложила в разнообразные программы по снижению рождаемости в мире больше денег, чем все остальные страны, вместе взятые. А зав. отделом Агентства Международного Развития д-р Реймерт Т. Равенхольт в своем интервью газете «Сент-Луис Пост - Диспатч» от 22 апреля 1977 года заявил, что для поддержания финансовых интересов США нужно стерилизовать четверть (!) всех живущих на земле женщин детородного возраста. Впрочем, в Индии (и в некоторых других странах) стерилизовали не только женщин, но и мужчин. В 1966 году, еще до того, как Америка развернула широкомасштабную кампанию по «Экономии» деторождении, президент Джонсон несколько раз отвергал многочисленные просьбы своих советников послать зерно умиравшим от голода индусам. Он потребовал, чтобы сначала индийское правительство согласилось запустить обширную программу по ограничению рождаемости. Когда же, наконец, индийские власти дрогнули, Джонсон еще какое то время медлил, желая убедиться, что программа действительно заработала. А индусы тем временем продолжали умирать от голода. В другой книге, тоже американского автора (Эдвард Полман, «Как убивать население»), описывается стерилизация индусов в самых разных общественных местах, вплоть до вокзалов. Размах и скорость впечатляют. В каждом стерилизационном пункте производилось до 20! вазектомий (мужских стерилизаций) в час. Естественно, добровольность акции была условной. В одной индийской деревне 100 процентов пар детородного возраста согласилось «спланировать семью», (в основном, за счет вазектомии) Программа стерилизации в Сальвадоре, финансировавшаяся Агентством Международного Развития (далее - АМР), предусматривала ежегодную квоту в 20 тыс. стерилизаций. А в Бангладеш проект АМР напрямую увязывал сокращение рождаемости с «охраной материнства и детства». Детей лечили от диареи (поноса) только при условии, что их матери соглашались на бесплодие. Расчет был верным: выбирая между жизнью и смертью уже родившегося ребенка, женщины были готовы больше не рожать никогда. А вот как обстояли дела с «развитием сельских районов» в Индонезии. Американцы апробировали там так называемую сельскую систему (villagesystem), покрыв страну сетью из 30000 пунктов планирования семьи. «Центр» (правительство Индонезии) намечал цель: к такому-то сроку охватить контрацепцией такой-то процент граждан. Активисты ПС на местах получали премии за выполнение разнарядки. А села - дополнительную еду, медицинскую помощь и прочие блага. Особенно лихо «экономила» Америка детей в Китае. Считается, что китайцы все делают по собственному почину, однако это не так. Публично открещиваясь от китайской программы «Один ребенок на семью», предусматривавшей насильственные аборты, принудительную стерилизацию и убийство новорожденных младенцев, АМР тем не менее, было основным спонсором Международной Федерации Планирования Семьи (МФПС) и Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА), финансировавших китайскую программу. Кроме того, между Китаем и США шёл активный обмен учёными-«планировщиками». Журналист Кристофер Рен в газете «Нью-Йорк Таймс» от 16 мая 1982 года писал об арестах тысяч китаянок, которых заставляли делать аборты. Их «держали в тюремных камерах или позорили перед толпами людей, вынуждая согласиться на аборт… Патрули хватали беременных женщин на улицах и тащили их в абортарии». Майкл Винк писал в «Уолл Стрит Джорнал» о женщинах, которых «связывали верёвками и в корзинах для свиней отправляли на аборты» Вот какой ценой оплачено «китайское чудо», которым восхищаются многие наши политики-патриоты! В «Меморандуме АМР» (1987 г.) четко указывалось, что все международные программы по контролю над народонаселением провалятся, если США перестанут их финансировать и не будут СТАВИТЬ В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫДАЧУ КРЕДИТОВ. Но не всегда американские проекты разворачивались столь гладко. В Индии убили как «стирилизаторшу» - Индиру Ганди, так и ее сына Раджива, который особо способствовал осуществлению принудительной стерилизации. В деревнях ловили ребят 15-17 лет, набивали ими кузова грузовиков и везли на «маленькую простую операцию» (еще одно клише Планирования Семьи), навсегда лишая мальчишек права стать полноценными мужчинами. Убийство Раджива Ганди не сняло проблемы, но несколько остудило пыл «реформаторов». В результате: население Индии перевалило за миллиард. А вот в Никарагуа в свое время проблему решили радикально. Одним из первых указов сандинистского правительства, пришедшего к власти после свержения проамериканского диктатора Сомосы, стал указ о закрытии клиник планирования семьи, финансировавшихся АМР. Не поздоровилось «планировщикам» и в Иране. Иранский шах был большим другом Соединенных Штатов. Поддержанный АМР, МФПС, фондом Сороса и университетами Северной Каролины и Чикаго, он развил бурную деятельность по планированию семьи в своем государстве. Министерство образования пересмотрело школьные программы, выпустило новые учебники, включив туда сведения по сексологии и контрацепции, переподготовило учителей, чтобы они могли заниматься секс-просветом. Тысячи высокооплачиваемых медработников боролись с «нежеланными детьми»... Но потом шаха свергли, и аятолла Хомейни разогнал «планировщиков» и их американских спонсоров. Это, к сожалению, единичные случаи. Приходится признать, что в целом американский фашизм победил. Пример фашизма среди наших политиков – это мадам Новодворская, разбавляющая передовую демократическую лексику, как отборным матом, геббельсовским цитатником о второсортности русской нации, обязанной освободить место под солнцем для наций более умных и прогрессивных; но, твердо веря в нашу простоту, энтэвэшный Киселев достаточно смело, ничуть не смущаясь, поясняет нам, что так оно и должно быть, что прокуратура, заподозрившая Новодворскую в фашизме, ведет себя просто непрогрессивно, как рудимент незабвенного КГБ. ВЫВОД: Фашизм не умер. Он продолжает своё шествие по планете. И сейчас фашизм – это не те клоуны со свастикой на рукавах, которыми пугают нас СМИ; это гораздо серьёзнее. «Новый мировой порядок», «глобализация» - вот современные проявления фашизма. Пока мы этого не осознали, и продолжаем всяческие заигрывания с США и иже с ними, ничего в нашей жизни не изменится к лучшему, разве что нам ещё дадут «кредитов» для закупки американской же продукции. Россия, как часто случалось в мировой истории – единственная преграда на пути агрессора. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Армин Мелер «Консервативная Революция в Германии 1918-1932» Минск 1997 2.Назаров М. «Миссия русской эмиграции» Москва 1994 3.Назаров М. «Тайна Росии» Москва 1999 4.Ильин «Наши задачи» Москва 1997 5.Бердяев Н. «О социальном персонализме» Москва 1998 6.Булгаков С. «Христианство и еврейский вопрос» Париж 1991 7.Газета «Версия» от 14 августа 2000 года 8.Муссолини Б. «Доктрина фашизма» сайт www.resist.gothic.ru 9.Гитлер А. «Моя борьба» сайт www.an-press.virualave.net 10.Правин Д. статья «Нацизм и фашизм с христианской точки зрения» сайт www.koi.aha.ru СОДЕРЖАНИЕ: Введение – стр. 1 Анализ книги Армина Мелера “Консервативная Революция в Германии 1918-1932” – стр. 2 – 3 Истоки фашизма – стр. 3 – 9 Приход НСДАП к власти в Германии – стр. 10 – 11 Корпоративизм как самозащита нации и причины поражения фашизма – стр. 12 - 15 Синтетическая теория и фашизм – стр. 16 Глобализм как современная форма фашизма – стр. 16 – 19 Американский фашизм – стр. 20 – 24 Вывод – стр. 24 Список использованной литературы – стр. 25 |