Реферат: Производство ликёро-водочной продукции
Название: Производство ликёро-водочной продукции Раздел: Рефераты по предпринимательству Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. Краткая характеристика предприятия как источника загрязнения природной среды. Платежи за пользование природными ресурсами ЛВЗ «Глазовский» как и любое промышленное предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду. На предприятии главным ответственным лицом за охрану окружающей природной среды является главный инженер. ЛВЗ «Глазовский» загрязняет окружающую среду различными способами: выбросы вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, от стационарных источников, сбросы вредных веществ в водные объекты и на рельеф местности, разнообразные твердые отходы (автопокрышки, металлолом, обработанные масла, древесные отходы, целлофан и др.). Деятельность предприятия сопровождается образованием отходов производства и быта, включающих в себя выбросы загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников, первое из которых представляет собой транспортные средства, используемые для доставки товаров в фирменные магазины завода «Глазовский» и твердые отходы: перегоревшие люминесцентные лампы, металлолом, бытовые отходы, обработанные автопокрышки, целлофан, обработанные масла. Люминесцентные лампы при перегорании в бытовых и производственных помещениях отвозят в город Ижевск для утилизации. Бытовые отходы (металлолом, автопокрышки, целлофан), образующиеся в процессе хозяйственно-бытовой деятельности предприятия, складируются в закрытые металлические контейнера и затем вывозятся на свалку «спецавтохозяйства» по талонам. Плата за пользование природными ресурсами выступает в виде земельного налога и платы за воду. Надо отметить, что именно земле отводится главная роль при любом виде деятельности. ЛВЗ «Глазовский» занимает площадь 3,0 га и вместо земельного налога платит арендную плату, так как он не является собственником земля. Предприятие пользуется услугами МП «Водоканалом» для производственных и непроизводственных целей. Плата за пользование водой начисляется на основе показателей водомеров, по установленным ставкам платы (в 2000г. – 6,19 рублей за 1 м3) . Рост арендной платы за землю в течение 1996-2000 г.г., темпы увеличения которой составили 40% в 2000 году по сравнению с 1996 годом, обусловлено тем, что предприятие расширило сеть своих магазинов по реализации продукции, расположенных на арендной земле, а увеличение платежей за воду в 2000 году на 30% по сравнению с 1996 годом связано с увеличением ее потребления для технологических нужд при производстве вино-водочной продукции, объемы выпуска которой возросли в 1,2 раза (табл. 16). Таблица 16Удельный вес платежей за пользование природными ресурсами в составе себестоимости продукции
Платежи за пользование указанными выше природными ресурсами входят в состав себестоимости продукции в размере 0,1% (2000 год), на основе чего можно сделать вывод о незначительном их влиянии на результаты деятельности предприятия (табл. 16). 5.2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды Загрязнение атмосферы способствует появлению у человека аллергии, злокачественных опухолей, лейкоза, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний и др.По исследованию ученых около 60% загрязнения атмосферы приходится на автотранспорт. Взимание платы предусматривается по нормативам предприятия за:
Плата за выбросы в атмосферу от передвижных источников определяется в зависимости от использования передвижным источником вида топлива, как произведение соответствующих нормативов платы на количество израсходованного топлива. Нормативы платы устанавливаются за 1 тонну израсходованного горючего и дифференцированы по маркам топлива:
Определенный таким образом размер платы затем корректируется с помощью коэффициентов. Размер платы за сброс в канализацию зависит от концентрации в воде загрязняющих веществ. Для ее определения, лаборатория ежеквартально проводит анализ сточных вод, где определяется концентрация загрязняющих веществ. На основе квартальных анализов определяются среднегодовые результаты, а собственно, на основании их определяется размер платы. Если концентрация загрязняющих веществ превышает лимиты, то норматив платы увеличивается в 25 раз (что не наблюдается на протяжении последних 5 лет). На предприятии зарегистрировано 7 организованных источников выбросов в атмосферу. Наибольшую долю в выбросах составляет аммиак – 0,9 т/год, оксид углерода – 0,5 т/год, диоксид азота – 0,2 т/год, взвешенные вещества – 0,06 т/год. Платежи за выбросы от стационарных источников осуществляются в зависимости от ставки платы по каждому загрязняющему веществу и количество выбросов этого вещества, а также происходит корректировка на ряд коэффициентов. Лимиты размещения отходов устанавливает государственный комитет по охране окружающей среды Удмуртской республики. Такое разрешение выдается на год. За размещение отходов установлены нормативы платы за 1 т., дифференцированные по классам отходов (первые 4 класса – опасные отходы, 5 и 6- неопасные отходы), которые наблюдаются от 115 руб. до 14000 руб. за 1 т., данный норматив платы увеличивается от экологической ситуации (1,5). Наиболее распространенными отходами ЛВЗ «Глазовский» являются: бытовой мусор – 950 м3 /год, металлолом и обработанные масла – по 2 т/год, обработанные шины – 0,5 т/год, древесные отходы – 20 м3/год. Увеличение объемов производства продукции способствовало увеличению сбросов вредных веществ в водные объекты и выбросов в атмосферу, что повлекло за собой рост платежей по каждой статье на 35% в 2000 году по сравнению с 1996 годом, а также увеличением объемов хозяйственной и производственной деятельности предприятия привело к возрастанию количества размещаемых отходов, а значит и платы за их размещение на 35%. Увеличение парка автомашин привело к увеличению выбросов в атмосферу вредных веществ и плате в 2000 году составило 3404 руб., что на 30% выше уровня 1996 года. В целом же общая сумма платежей за загрязнение окружающей среды увеличилась на 35%. Удельный вес в 2000 году составил 0,02%, что говорит о незначительности их влияния на результаты деятельности предприятия (табл. 17). Таблица 17 Удельный вес платежей за загрязнение окружающей среды в составе себестоимости продукции
Сумма платежей за природные ресурсы и за загрязнения окружающей среды представляет собой общеэкологические платежи предприятия. Вся просчитанная и согласованная плата перечисляется:
Увеличение платежей за природные ресурсы на 40% и за загрязнения окружающей среды на 35% в 2000 году по сравнению с 1996 годом способствовали росту общих экологических платежей на 34%, доля которых в себестоимости продукции увеличилась в 2 раза и в 2000 году составила 0,2% (табл.18). Перечисление средств в бесспорном порядке осуществляется природопользователем за 1-4 квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетный квартал из расчета фактических объемов выбросов, сбросов, размещения твердых отходов. Для уменьшения отрицательного воздействия предприятия на окружающую природную среду на ЛВЗ «Глазовский» проводят ряд мероприятий. Таблица 18 Удельный вес общих экономических платежей в себестоимости продукции
5.3 Мероприятия по улучшению воздействия предприятия на окружающую среду
Приведенные выше мероприятия разрабатываются ежегодно, затраты на них не планируются, так как общая сумма платежей в составе себестоимости незначительна. СОДЕРЖАНИЕ
Введение Водка - исконно русский алкогольный напиток. Летописи подтверждают, что производство алкоголесодержащих напитков ("Хлебное вино", оно же "горячее вино", пиво, брага и др.), было известно в глубокой древности [32]. Начиная со времен Ивана Грозного, производство водки всегда контролировалось государством и налог от ее реализации составлял значительную часть доходных статей государственного бюджета. В период царствования Екатерины II эта сумма составляла 19 млн. руб. при общем доходе 65 млн. руб. В первой половине XVIII века в России стала применяться система откупов на право торговли водкой. С 1767 по 1864 годы эта система была внедрена во всех губерниях. Откупщики получали право торговли водкой по свободно устанавливаемым ценам. Доход государства от откупов составлял 1/3 государственного бюджета. В 1864 году система откупов была заменена акцизом - налогом на продукцию сверх ее стоимости. В 1897 году акциз - был заменен государственной монополией на производство и торговлю водкой. Для выработки водки было построено более 300 водочных заводов - так называемых государственных винных складов. С введением их в эксплуатацию доля доходов от реализации водки в бюджет страны увеличилась до 60% [33]. Принято считать, что в России монополия на водку была всегда, и только с августа 1991 года началась либерализация в ее производстве [28]. В 1900 - 1901 годы в России действовало 2200 винокуренных заводов с общим объемом производства - 31,2 млн. ведер безводного спирта. Во время первой мировой, а затем гражданской войны была разрушена большая часть спиртовых заводов России. Спиртовые заводы почти полностью были лишены сырьевых ресурсов, так как зерна и картофеля не хватало в те годы на производственные нужды. За годы Великой Отечественной войны почти половина спиртовых заводов была разрушена, была подорвана сырьевая база. В настоящее время ни одно предприятие по производству спиртоводочной продукции не работает на полную мощность. На одних предприятиях это связано с устаревшим оборудованием, у других - с нехваткой денежных средств, у третьих - мизерный рынок сбыта. Это связано с рядом причин, главные из которых:
С переходом к рыночной экономике резко изменились условия развития всех отраслей пищевой промышленности. Эти изменения характеризуются, прежде всего, резким снижением объемов капитальных вложений, прекращением централизованного управления отраслью. В реально сложившихся на данное время экономических условиях развитие пищевой промышленности можно предположить в следующих основных направлениях:
Появление новых тенденций в развитии пищевой промышленности должно быть положено в основу деятельности и проектных и технологических организаций. Это очень важно для их деятельности и выживания. Несмотря на глубокие перемены в экономике, необходимо сохранить в изменившихся условиях то, что бесспорно полезно, да и необходимо [31]. В современных условиях рыночных отношений производство вино-водочных изделий требует совершенствования, что и определило выбор темы дипломной работы. Объектом исследования дипломной работы является ЛВЗ "Глазовский". Целью дипломной работы является совершенствование производства вино-водочных изделий и повышение эффективности деятельности ЛВЗ "Глазовский". В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
при разработке дипломной работы нами были использованы различные методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, исторический, балансовый, экономико-статистический, экономико-математический. Исходной информацией для написания дипломной работы являлись: первичные документы, формы бухгалтерского учета, данные экономического анализа по предприятию, техническая и технологическая документация, труды ученых - экономистов. 1. Теоретические основы производства алкогольной продукции В условиях рыночной экономики любому предприятию для поддержания конкурентоспособности и дальнейшего существования необходимо проводить гибкую экономическую политику, которая заключается в своевременном реагировании на изменение рыночной конъюнктуры. Строго учитывается спрос на продукцию по ее видам и полнота его удовлетворения. Анализ работы пищевой и перерабатывающей промышленности за 2000 год показывает, что по сравнению с 1999 годом в работе ряда отраслей произошли заметные положительные сдвиги, объем производства многих видов продукции возрос или остался на прежнем уровне, расширился ассортимент и улучшилось качество многих продовольственных товаров. Основными причинами неудовлетворительной работы ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности является недостаток оборотных средств, необеспеченность предприятий качественным сырьем и его высокая стоимость, постоянное повышение цен на электроэнергию и транспортные услуги, неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, переработчиками и торговыми организациями, бюджетом и внебюджетными фондами. Все это приводит к высоким затратам на единицу выработанной продукции, снижает конкурентоспособность отечественных продовольственных товаров перед импортными. Техника и технология спиртового производства находится на высоком технологическом уровне, а технология ликеро-водочного производства соответствует современным требованиям. Основное технологическое оборудование ликеро-водочных заводов уступает зарубежным аналогам по производительности, металлоемкости и расходу электроэнергии. Принятие в 1996 - 1997 годах ряда Федеральных законов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, незначительное уменьшение ставки акциза на спирт и алкогольную продукцию, установление налога на добавленную стоимость на этиловый спирт и водку, завозимые с Украины, установление единых ставок акцизов на алкогольную продукцию, введение лицензирования импортного этилового спирта и водки, установление порядка квотирования спирта, для производства алкогольной продукции в России позволили увеличить производство спирта и ликероводочной продукции [24]. Современное состояние алкогольного рынка России требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон и принятия срочных мер, направленных на установление контроля государства за рынком алкогольной продукции и его защиту от нелегальных производителей и продавцов алкоголя:
По данным Госкомстата за 2000 год в России было продано 25 млн. дал. водки и ликероводочной продукции [39]. Следует также внести изменения в законодательную базу. Размер ставок акцизов должен устанавливаться в зависимости от текущего состояния рынка алкогольной продукции и регулярно контролироваться. В качестве альтернативы возможна система, при которой часть акциза взимается с производителей спирта, а часть - в виде налога с оборота оптовых организаций при реализации ими конечной алкогольной продукции. При подобном подходе повысится и ускорится собираемость налогов не только с алкогольной продукции, производимой и реализуемой в отдельном регионе, но и с алкогольной продукции, ввозимой из других областей. Обязательное условие реализации системы взимания акцизов с оптового звена - предоставление производителям алкогольной продукции статуса аккредитованного оптового продавца [6]. Следует упорядочить систему государственного контроля и управления предприятиями спиртовой отрасли. В целях сохранения единого экономического пространства, пересечения демпинга на рынке алкогольной продукции, мы считаем, что необходимо обеспечить жесткий правительственный контроль за принятием субъектами Федерации подзаконных актов и иных нормативных документов, противоречащих конституционно-законодательным основам Российской Федерации. Для исключения возможности использования технического спирта в производстве алкогольной продукции следует устанавливать единый акциз на все виды спирта, а при производстве спиртосодержащих, технических, бытовых и других жидкостей применять также красящие и ароматические добавки, которые исключают возможность использования этой продукции в ликероводочной отрасли. Отгружать технические спиртосодержащие жидкости необходимо в специальной таре, запретив реализацию подобной продукции в железнодорожных и автомобильных цистернах, бочках и других емкостях большого объема [2]. Для решения проблемы восстановления платежеспособности предприятий необходимо завершить реструктуризацию задолженности спиртовых и ликероводочных предприятий перед государственным бюджетом для упорядочения финансовых потоков. Единая информационная система учета производства и оборота спирта и алкогольной продукции должна обеспечивать сбор и обработку данных, поступающих со спиртовых, ликероводочных и других предприятий, имеющих право на работу со спиртом, по телекоммуникационным каналам связи. Внедрение подобной системы позволит поставить под жесткий контроль государства производство и распределение наиболее важного сырья ликероводочных, винодельческих и других предприятий, связанных с производством алкогольных изделий. Это будет способствовать контролю за эффективным использованием зерна и другого сырья спиртовой отрасли. Государственная система защиты торговых марок от несанкционированного использования и фальсификации должна обеспечивать:
Своевременная реализация предложенных мероприятий, несомненно, окажет благотворное влияние на общую ситуацию на алкогольном рынке России и создает необходимость предпосылки и условий для дальнейшего развития программ, направленных на формирование и укрепление государственной монополии [24]. Условия оборота алкоголя России сегодня диктуют новые крупные производители, оснащенные самыми современными лабораториями и технологическим оборудованием, закупленным по импорту (газовые хроматографы, спектрфометры, линии разлива под винт и т.д.), которые уделяют очень большое внимание качеству продукции и ее внешнему оформлению. Такие предприятия останутся на рынке, а, следовательно, рассчитывать на полную загрузку мощности всех производителей алкогольной продукции не приходится. В лучшем случае максимальный уровень освоения мощности традиционных производителей алкоголя может достигнуть 55 - 60%. Следовательно, коллективам предприятий необходимо использовать все силы и средства в борьбе за выживание и сосредоточить усилия в спиртовой отрасли на снижении себестоимости спирта в первую очередь за счет внедрения самых современных технологий (безотходная переработка крахмального сырья и спирт и кормопродукты на основе не крахмалистой части сырья и послеспиртовой барды; разработка технологии извлечения спирта из бражжи и соответственно конструкции брагоректификационной установки с целью обеспечения выхода барды с концентрацией сухих веществ более 25% др.), обеспечивающих безотходность производства, значительное сокращение энергозатрат и водопотребления [31]. Терновский Н.С. [33] отмечает, что производство спирта возможно из мелассы. Меласса - отход, свекольносахарного производства, содержащий до 50% сахара (в основном сахарозу). Ее используют на корм скоту и как сырье для производства пищевых кислот, этилового спирта и других продуктов микробиологического синтеза. Спирт из мелассы, в силу своих особенностей, в производстве водки не использовался, а направлялся на изготовление крепленых вин и другие отрасли. По мнению Янушкевича В.А. [38], чем больше мощность завода, тем меньше должна быть стоимость спирта. Но с учетом экономии энергозатрат, численности персонала, эффективности управления малые предприятия, как показывает мировой опыт, более эффективны. Опыт развития мелких алкогольных производств достаточно хорошо распространен в Европе, особенно в Германии, где так называемый муниципальный закон позволяет мелким производителям производить спирта столько, сколько барды может быть потреблено местным поголовьем скота. Восстановление крупных спиртовых и ликероводочных производств в нынешней ситуации вызывает серьезные сомнения. Во-первых, созданные в прошлом предприятия сегодня убыточны. Сейчас практически каждый спиртовой завод (с долей государства 51%) должен государству в среднем около 10-15 млрд. рублей, и, по сути, является банкротом, так как основные фонды предприятий уже не перекрывают этой цифры [38]. Во-вторых, спиртовые гиганты сегодня создают практически неразрешимые экологические проблемы. И видимо, скоро перед всеми крупными спиртовыми производствами встанет вопрос о реализации дорогостоящего комплекса природоохранных предприятий. В-третьих, индустриальная модель национализации крупных спиртовых производств в принципе не может служить долгосрочным ориентиром в начале XXI века, когда развитые страны мира уже вступили в постиндустриальную эпоху. В-четвертых, в мелкотоварном производстве алкогольной продукции уже при относительно небольших затратах возможен скорый процесс прогресса, тогда как возрождение больших спиртовых и ликероводочных производств займет немало времени. В-пятых, на большинстве спиртовых заводов России уже много лет практически не обновлялось оборудование, не внедрялись современные автоматизированные технологические линии, которые давно работают на западе, а степень износа действующего оборудования составляет 90% и более [38]. Некоторые российские регионы уже разрабатывают схемы развития мелких алкогольных производств и соединение их в единые технологические звенья с животноводческими фермами, использующими отходы от производств в качестве высокоэффективного корма. Интерес к такой форме хозяйствования понятен: у региональных администраций появился вполне определенный финансовый интерес. Известно, что основную часть стоимости алкогольной продукции составляет акцизный налог. По существующему закону о бюджете 50% этого налога идет в бюджет и непосредственно в район производства. Таким образом, регион фактически только за то, что в нем находится спиртовое и ликероводочное производство, получает гарантированный высокодоходный источник налоговых поступлений [38]. Вопрос разукрупнения алкогольной отрасли возник не сегодня. Переход к рыночной экономике моментально обнажил все больные места отечественных ликероводочных гигантов - устаревший и изношенный парк оборудования и, как следствие, неспособность должным образом отреагировать на изменение экономической ситуации. В тоже время, за счет развитой сети мелкотоварного производства, а самое главное - за счет эффективной и полной переработки сельхозпродукции возможно более оптимальное использование сельскохозяйственного сырья, привлечение инвестиций для организации производств по переработке сельхозпродукции. Одним словом, благодаря именно мелкотоварному производству можно достигнуть эффекта социальной и экономической стабильности рынка [38]. Для финансово-экономической стабилизации отрасли по производству алкогольной продукции следует применить следующие меры:
Все функции государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции могут быть сосредоточены в едином федеральном органе при Минфине Росси на базе Росалкогольмонополии России, для чего можно создать два обособленных департамента: производственно-технический (отвечающий за развитие, лицензирование и нормативную базу) и финансово-ревизионный (сбор акцизов и других налогов, обеспечение акцизными марками и другие финансовые вопросы), а соответствующие службы в Минфине РФ и Минсельхозпроде РФ ликвидировать [23]. Ассортимент продукции спиртоводочных предприятий чрезвычайно обширен. Именно поэтому возникает сложность в планировании ассортиментных соотношений выпускаемой продукции. Выпуск продукции в ассортименте, соответствующем спросу, создает условия для более быстрой реализации продукции, способствует ускорению процесса обращения товара. Мы согласны с мнением Блажа И.Д. [9], что основной задачей планирования производства является оптимизация производственной структуры предприятия, то есть расчет оптимальных соотношений выпуска отдельных видов продукции. Основными исходными данными для разработки производственной структуры предприятия являются сведения о количестве и видах сырья, спрос на продукцию, наличие производственных мощностей по выработке каждого вида продукции, договоры на поставку продукции, возможность обеспечения необходимой тарой, фонды ресурсов и материалов. На основе перечисленных данных и требований специалисты предприятия разрабатывают производственную структуру. Следует согласиться с мнением Кубланова М.С. [17], что сложность составления производственной структуры обуславливается такими специфическими особенностями, как экономическое назначение выработанной продукции и характер переработанного сырья, потребность в трудовых ресурсах и их квалификационный состав, технический и организационный уровень производства и другие. Для нахождения варианта оптимальной производственной структуры нужна расчетная методика, которая позволила бы из множества возможных вариантов выбрать один, являющийся наилучшим, то есть оптимальным с точки зрения определенного критерия. По мнению Иванова В.Н. [14], найти оптимальный вариант производственной структуры из множества других допустимых - задача математическая, задача на отыскание математического оптимизма. Она относится к числу задач, в которых определяются оптимальные значения многих переменных при наличии ряда многообразных ограничений. Задачи на определение оптимальных вариантов принадлежат к классу оптимизационных задач, в которых требуется найти максимальное или минимальное значение некоторой функции в условиях заданных ограничений. Для решения этих задач разработаны достаточно простые и эффективные экономико-математические методы, при помощи которых практически могут решаться некоторые виды задач оптимального планирования [26]. В оптимальном планировании выпуска продукции большое значение, по нашему мнению, имеет формулировка критерия оптимальности, в соответствии с которым, решается поставленная задача, так как план использования ресурсов, оптимальный при одном критерии может оказаться далеко не оптимальным при другом. В качестве критерия оптимальности моделей оптимизации производственной структуры, могут использоваться различные показатели, как натуральные, так и стоимостные. К натуральным - можно отнести максимум продукции, максимум выпуска продукции в заданных соотношениях; к стоимостным - максимум валовой, товарной, чистой продукции, максимум выручки и другие. Цель хозяйственной деятельности - получение не прибыли, как это принято считать, а дохода (выручки), который должен перекрывать понесенные издержки. Поэтому из всех выше названных показателей лучшим критерием оптимальности в оптимизационных моделях, по нашему мнению, является максимум выручки, т.п. максимизация выручки обеспечивает выбор такого варианта развития производства и реализации, который требует снижения производственных затрат, при стабильном уровне рентабельности. При анализе ситуации, складывающейся на предприятиях отрасли РФ, их финансово-экономического состояния, напрашивается закономерный вывод - устоят и будут набирать темпы те предприятия, где осознали, что главное не ожидание государственных послаблений, щедрых инвесторов и льготных кредитов, а способность предприятия развиваться на основе производства и реализации своей продукции и поддержки местных органов. Сегодня на первый план выдвигаются специалисты по маркетингу и финансам, которые основным показателем работы считают отдачу на вложенный капитал. Мы полностью разделяем мнение Афанасьева М.Н. [7] о том, что главной чертой рыночной схемы организации производства на современном этапе стали подготовка и проведение маркетинговых операций. Маркетинговые исследования представляют собой сложный многогранный процесс, охватывающий различные стороны рынка, требующий постоянного изучения, анализа и прогнозирования спроса и предложения [12]. По мнению Федосеева В.В. [34], перед маркетингом как рыночной концепцией управления стоят следующие задачи:
Названные задачи определяют следующие функции маркетинга:
В группе математических моделей важное место занимают экономико-математические модели. Экономико-математические модели представляют собой концентрированное выражение наиболее существенных взаимосвязей и закономерностей поведения управляемой системы в математической форме. Модели экономических процессов, являются исключительно эффективным средством познания, всестороннего исследования и обобщения качественных и количественных закономерностей изучаемых явлений. Построение математических моделей является необходимым условием для передачи вычислительных и логических операций ЭВМ и более глубокого обоснования полученных результатов [13]. Применение экономико-математических моделей позволяет произвести анализ экономических явлений, обеспечивает высокое качество планирования производственно- хозяйственной деятельности, способствует разработке эффективных методов управления производством и создает условия для автоматизации планово-экономических расчетов. На основе модели можно сравнительно быстро отыскать решение задачи и определить соответствие его реальным условиям. В планировании и управлении возникают задачи, особенностью которых являются сложные взаимозависимые связи различных характеристик. Их отражение с помощью модели позволяет полнее и глубже изучить факторы, учитываемые при решении задач [11]. Математические модели экономических процессов и явлений, построенные на языке формул, имеют значительное преимущество перед простым словесным описанием, которые состоят в следующем:
Наиболее обширный класс моделей, применяющихся на практике - оптимизационные, основанные на методах математического программирования, и в первую очередь, линейные оптимизационные модели, базирующиеся на теории линейного программирования. Последние обладают простой структурой, математический аппарат для их реализации на ЭВМ хорошо разработан, а результаты моделирования легко интерпретируются традиционными экономическими терминами [26]. В зависимости от характера моделируемых объектов и процессов структура моделей может быть различной. В тоже время имеются общие элементы, которые входят в базовую модель: исходные значения ресурсов; переменные величины, значение которых должны определяться в результате моделирования; технико-экономические коэффициенты и нормативы, необходимые для отображения закономерных взаимосвязей ресурсов с выходными показателями; условия (ограничения), описывающие характер и логику взаимосвязей в модели, критерий оптимальности, определяющий качество функционирования исследуемой системы, целевая функция. Общие принципы математического писания разнообразных производственно-экономических процессов позволяют создавать типовые экономико-математические модели. Эти модели могут отображать многие экономические процессы и явления, имеющие определенную однотипность и тождественность с математической точки зрения. В практике планирования и управления производством существует сравнительно небольшое число типовых моделей, но к ним можно привести множество конкретных производственно-экономических задач. В общем виде оптимизационная задача формулируется следующим образом: необходимо минимизировать или максимизировать целевую функцию, на переменные которой наложены ограничения [22]. 2. Организационно-экономическая характеристика ЛВЗ "Глазовский" ЛВЗ "Глазовский" расположен в г. Глазове Удмуртской Республики по адресу: ул. Набережная, 2. Предприятие является одним из ведущих в республике. Завод открылся в мае 1900 года. С 1946 года завод стал выпускать водку. В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции велик и насчитывает несколько десятков наименований продукции. ЛВЗ "Глазовский" является муниципальным предприятием. Органом управления предприятием является директор, который назначается Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и ему подотчетен. Основной целью ЛВЗ "Глазовский" является получение прибыли от реализации продукции. 2.1. Размер и специализация ЛВЗ «Глазовский» За последние пять лет ЛВЗ "Глазовский" ежегодно производит примерно 700-900 тыс. дал. водки и ликероводочных изделий. Закупки сырья для производства спирта (зерно) осуществляется у сельскохозяйственных производителей республики; материалы для оформления готовой продукции (этикетки, бутылки, колпачки и др.) приобретаются в пределах России, причем поставщики материалов могут меняться. Сбыт своей продукции предприятие осуществляет в Самарскую, Кировскую, Пермскую, Свердловскую, Тюменскую области, Республику Башкортостан, Татарстан, а также в Австралию, Новую Зеландию, на Кипр и в Германию. Предприятие имеет 22 фирменных магазина в 8 населенных пунктах Удмуртии. В городе находится 10 магазинов. ЛВЗ "Глазовский" занимает площадь 3,0 га. На данной территории находится 6 цехов: посудный, моечно-разливной, ликерный, пивной, отпускной, механический. Также на территории предприятия находится: склад готовой продукции, спиртохранилище, административные здания, столовая и гаражи для автотранспорта. К вопросу о специализации отметим, что спирт поставляет Балезинский спиртовой завод, а ЛВЗ "Глазовский" специализируется по выпуску ликероводочной продукции. Таблица 1 Размеры предприятия
Как видно из таблицы 1, анализируемый период 1996 - 2000 гг. объем производства продукции увеличился в 1,2 раза. Это связано с выпуском новых сортов водки, их сейчас 14 видов, а также увеличился ассортимент винных напитков и денатурата. Стоимость ОПФ возросла за анализируемый период (1,8 раза), вследствие периодического роста стоимости недвижимости. Количество работников выросло с 284 в 1996 г. до 383 в 2000 г. 2.1.1. Состав и эффективность использования основных средств на ЛВЗ "Глазовский" Важным элементом производственно-хозяйственной деятельности являются основные средства, они участвуют в процессе производства на протяжении нескольких лет и переносят сою стоимость на себестоимость продукции частями, по мере износа в виде амортизационных отчислений. Основные средства являются материальной основой производственной деятельности, поэтому в процессе анализа важно изучить и дать оценку динамики и структуры основных средств, проанализировать показатели обеспеченности основными средствами и определить эффективность их использования. Стоимость основных средств предприятия за рассматриваемый период возросла в 2,1 раза. Таблица 2 Состав и структура основных средств предприятия
Это вызвано ежегодным ростом стоимости основных средств в результате их переоценки. Наибольший удельный вес в структуре занимают производственные здания, сооружения, а также машины и оборудование. Надо отметить, что именно машины и оборудование играют особую роль в повышении производительности труда. Повышение их доли в стоимости основных фондов является положительным моментом. Обеспеченность и эффективность использования основных производственных средств может быть представлена такими показателями как: фондовооруженность, фондоотдача, фондоемкость (табл. 3.). Таблица 3 Обеспеченность основными производственными фондами и эффективность их использования
Данные таблицы 3 показывают, что фондовооруженность за анализируемый период увеличилась в 1,2 раза, фондоотдача снизилась в 0,9 раз - свидетельствует об ухудшении использования промышленно-производственных фондов. 2.1.2. Наличие и эффективность использования текущих активов предприятия Рациональная обеспеченность предприятий оборотными средствами, полное и наиболее эффективное их использование в процессе производства способствует значительному росту выходов валовой продукции при наименьших затратах труда и средств. В структуре оборотных средств за период с 1996 по 2000 гг. произошло повышение доли производственных запасов в 1,4 раза и готовой продукции в 1,8 раз. Это связано с тем, что у предприятия нет проблем с реализацией продукции, нет простоев и снижений выпуска готовой продукции. В этот период производство осуществлялось в полном объеме (таб. 4). Таблица 4 Наличие и структура текущих активов предприятия
Экономическую эффективность использования оборотных фондов характеризует:
Эффективность использования оборотных средств и рациональное вложение в них денежных средств является основным гарантом получения более высокой прибыли (табл. 5). Таблица 5 Эффективность использования оборотных средств
Данные табл. 5 показывают, что повышение коэффициента оборачиваемости говорит об увеличении материальных ресурсов и о достаточном количестве оборотных средств. В связи с этим уменьшается время одного оборота. 2.1.3. Трудовые ресурсы и эффективность их использования Для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства большое значения имеют обеспеченность завода трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда. Предприятие полностью оснащено трудовыми ресурсами, наибольший удельный вес в структуре занимают вспомогательные рабочие - 46%, наименьший - специалисты - 5%. За пять лет, произошло увеличение численности на 30% (на 57 человек) за счет открытия нового цеха по разливу пива (см. табл. 1, 6). Увеличение произошло за счет промышленно-производственного персонала на 38 чел., а вспомогательных на 31 чел. (на 3%). Численность непроизводственного персонала за 3 года увеличилась на 1% или на 9 человек, за счет специалистов на 7 человек, и руководителей на 2 человека. Анализируя уровень образования персонала, можно сказать, что непромышленный персонал имеет, как правило, высшее, либо среднее специальное образование, в то время как промышленно-производственный персонал всего лишь среднее образование. Повышение уровня производства, технические особенности цеха обуславливают постоянное обучение кадров и совмещение нескольких профессий. Производительность труда за период с 1996 г. по 2000 г. увеличилась в 1,3 раза и составляет 424 тыс. руб. выручки на 1 среднесписочного работника (табл. 6). Таблица 6 Уровень, динамика и темпы роста производительности труда
2.1.4. Ассортимент выпускаемой продукции на ЛВЗ «Глазовский» За последние годы объем выпускаемой продукции увеличился, а, следовательно увеличились объемы реализации. Это связано с повышением спроса на готовую продукцию, несмотря на жестокую конкуренцию на рынке. С каждым годом ассортимент выпускаемой продукции увеличивается. Вот некоторые виды продукции (табл. 7). Таблица 7 Производство и ассортимент выпускаемой продукции на ЛВЗ "Глазовский"
Данные таблицы 7 показывают, что за последние пять лет, наиболее возросли объемы производства таких водок, как «Золотая корона» (на 115 тыс. дал.), "Глазовская" (на 96 тыс. дал.), "Экстра" (на 80 тыс. дал.), а на "Русскую" объемы производства снизились на 224 тыс. дал.; из винных напитков, увеличились объемы производства "Журавушка" (на 20 тыс. дал.), "Уральская" (на 24 тыс. дал.), а также увеличился объем производства на пиво "Чепецкое" (на 0,4 тыс. дал.). 2.2. Финансовые результаты деятельности ЛВЗ «Глазовский» Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, относительный показатель - уровень рентабельности. Уровень рентабельности определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции: , где Р - уровень рентабельности, %, П - прибыль от реализации продукции, руб., Н - себестоимость продукции, руб. Рассмотрим изменение объема чистой прибыли уровня рентабельности и факторы, их определяющие. Данные таблицы 8 показывают, что выручка от реализации увеличилась за исследуемый период времени в 1,7 раза. Себестоимость реализованной продукции увеличилась в 1,7 раза, что связано с ростом цен на сырье и материалы. Таблица 8 Анализ доходности ЛВЗ "Глазовский"
Увеличение балансовой прибыли связано с увеличением объемов производства. Рентабельность продукции увеличилась на 4,9%. Финансовое состояние предприятия - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнение обязательств перед государством и другими предприятиями. Движение любых товарно-материальных ценностей, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием денежных средств, поэтому финансовое состояние предприятия отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. ЛВЗ "Глазовский" является финансово-устойчивым предприятием, т.к. покрывает за счет собственных средств, средства вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства). Для полной характеристики финансового состояния ЛВЗ "Глазовский", тенденции его изменения, используем коэффициенты финансовой устойчивости: 1. Коэффициент автономии, , где ЕС - собственный капитал, ВР - валюта баланса, КАВТ = 0,73, означает, что все обязательства завода могут быть покрыты его собственными средствами.
Превышение собственных средств над заемными, означает, что предприятие обладает достаточным запасом финансовой устойчивости. Главным в финансовой деятельности ЛВЗ "Глазовский" является принцип правильной организации оборотных средств. Для определения способности предприятия погасить свою задолженность используют показатели ликвидности и платежеспособности.
, где S - денежные средства, Pt - краткосрочные финансовые вложения. КАЛ = 0,28. Нормальным считается значение коэффициента не ниже 0,1, показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет временно свободных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
, где Об - стоимость оборотных средств, З - запасы, ДП - краткосрочная задолженность. КСЛ = 0,56. В целом нормальным считается значение коэффициента не ниже 1.
Таблица 9 Анализ структуры активов ЛВЗ "Глазовский" за 2000 год
За 2000 год активы предприятия возросли на 37910,311 тыс. руб. - с 94849,532 тыс. руб. до 132759,843 тыс. руб. (табл. 9), основной капитал увеличился на 41468 тыс. руб., а оборотный капитал уменьшился на 3558 тыс. руб. Удельный вес в структуре активов занимает основной капитал 75% и только 27% - оборотный капитал. 3. Организация производства
Уровень научно-технологической подготовки производства определяет эффективность изготовления продукции основным производством, обеспечивается возможность ритмичности ее выпуска с заданными потребительскими свойствами. Управление технологическим процессом – это комплекс нормативно-технических мероприятий регламентирующих технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на промышленное производство. Комплекс нормативно-технологических мероприятий включает в себя следующие стадии: 1. Стадии опытных работ – разработка и совершенствование технологических процессов. Необходимая документация на основную продукцию получается производством непосредственно после разработки изделий заводом - изготовителем совместно с институтом пищевой биотехнологии. На этой стадии производятся в основном экспериментальные работы – изготовление предварительных образцов, анализ и проверка предварительного образца на существующем оборудовании. Любое вновь разработанное изделие предварительно проходит согласование и обсуждение на ежемесячных дегустациях, на которых закладываются и утверждаются все технологические параметры изделия. После утверждения на дегустации образцов идет согласование с институтом биотехнологии и получение соответствующих документов, разрешающих производить данную продукцию. 2. Техническая стадия – основная в управлении технологическим процессом производства. Она включает в себя совокупность взаимосвязанных научно-технологических процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия в плановом порядке выпускать продукцию соответствующую установленным ГОСТам и техническим условиям качества. На предприятии существуют следующие технические факторы:
Производство водок. Водка – крепкий алкогольный напиток, приготовленный смешиванием ректифицированного спирта и воды с последующей обработкой активным углем и фильтрованием. Все водки содержат 40 об. % спирта, но различаются в зависимости от добавок, вносимых для смягчения вкуса, а также качеством спирта и воды. Для приготовления водок используется только этиловый ректификационный спирт высшей степени очистки, а также спирт «Экстра». Технологическая схема производства водок состоит из следующих стадий: приемка ректифицированного спирта, подготовка воды, приготовление водно-спиртовой смеси, фильтрирование водно-спиртовой смеси, обработка водно-спиртовой смеси активным углем, фильтрирование и доведение водки до стандартной крепости, разлив водки. Ректифицированный спирт, поступающий на приготовление водки, принимают по объему, измеримому специальными мерками, с однородным определением содержания этилового спирта. Учет спирта ведут так же, как и в спиртовой промышленности. Подготовка воды. В ликеро-водочном производстве ода является одним из основных видов сырья, на долю которого приходится 60%. Особое значение имеет жесткость воды и ее солевой состав. Общая жесткость воды для ликеро-водочных изделий не должна превышать 1 мг экв/л. Требование к жесткости воды вызвано тем, что в водно-спиртовых смесях растворимость кальциевых и магниевых солей, обуславливающих в основном жесткость воды, меньше, чем в питьевой. И при смешивании спирта с жесткой водой, эти соли образуют осадок, вызывающий помутнение вино-водочных изделий. Для улучшения качества воды применяют следующие способы ее подготовки: отстаивание и фильтрование, коагуляция, дезодорация, обезжелезивание и умягчение. С целью освобождения воды от взвешенных частиц ее отстаивают или фильтруют, что является наиболее распространенным способом освобождения от взвешенных частиц. В качестве фильтрующих материалов применяют кварцевый песок, гравий и др. Для освобождения воды от частиц, находящихся в коллоидном состоянии и не отделяемых при фильтровании, воду обрабатывают веществами, вызывающими укрупнение коллоидных частиц и выпадение их в осадок. Этот процесс называется коагуляцией. В качестве веществ, вызывающих коагуляцию (коагулянты), используют сульфат алюминия, сульфат железа. Дезодорацию воды проводят для устранения неприятных запахов и привкусов. Наиболее распространенным способом дезодорации воды является озонирование и обработка активным углем. Умягчение воды состоит из удаления солей кальция и магния. Осуществляется в настоящее время путем ионообменной обработки воды. Сущность метода заключается в удалении из воды ионов кальция и магния с помощью ионитов-труднорастворимых веществ, способных поглощать из растворов одни катионы и отдавать взамен другие. Иониты, способные к обмену катионами, называются катионитами, а способные к обмену анионами – анионитами. В качестве ионита для подготовки воды в ликеро-водочном производстве используется сульфоуголь, получаемый при обработке каменного угля концентрированной серной кислотой. Существует несколько способов умягчения воды. Выбор способа обработки определяется в зависимости от жесткости и щелочности используемой воды. Подготовка водно-спиртовой смеси. Для приготовления водки ректифицированный спирт смешивают с подготовленной умягченной водой. Полученная водно-спиртовая смесь называется сортировкой. Сортировку готовят крепостью 40 или 45 об. % в зависимости от типа водки. Смешивание спирта с водой сопровождается уменьшением общего объема смеси (явление концентрации) и выделением тепла. Степень сжатия водно-спиртовой смеси и количество выделяемого тепла зависят от концентрации спирта в смеси. Для приготовления сортировок различной крепости пользуются специальными таблицами, по которым определяется необходимое количество воды с учетом концентрации. Приготовление сортировки производят в герметически закрытых аппаратах-смесителях. Смеситель представляет собой цилиндрический резервуар со сферическим днищем, крышкой и мешалкой вместимостью от 300 до 1200 дал. В смеситель из мерника подается рассчитанное количество спирта, а затем добавляют воду. Так как плотность спирта меньше плотности воды, то он, поднимаясь вверх, способствует лучшему перемешиванию. Существует несколько способов перемешивания сортировки: механическое, с помощью пропеллерной мешалки; гидродинамическое помощью насоса, перекачивающего сортировку снизу вверх через систему трубопровода и специальные насадки; перемешивание сжатым воздухом, выдаваемым из компрессора через барботер, находящийся внутри смесителя. Последний способ обеспечивает хорошее перемешивание и улучшение качества водки. В сортировку вводят добавки, предусмотренные для данного вида водки. В качестве вкусовых и ароматических добавок используются сахарные сиропы, растворы лимонной кислоты, уксуснокислого натрия, гидрокарбоната натрия, пергамента калия. После введения в сортировку предусмотренных для данного вида водки добавок, ее перемешивают и проверяют крепость. В случае отклонения крепости сортировки от установленной добавляют спирт или оду и снова перемешивают. Затем сортировку перекачивают в сборник, откуда она направляется на фильтрование. Водно-спиртовую смесь получают и непрерывным способом на специальной установке, в которую входят двухступенчатый смеситель проточного типа, приборы для автоматического контроля и регулирования концентрации спирта, центробежный насос. Фильтрование водно-спиртовой смеси. Для удаления из водно-спиртовой смеси небольшого количества взвешенных частиц, ее подвергают фильтрованию. В качестве фильтрующего материала применяют кварцевый песок. Процесс фильтрования осуществляют в песочных фильтрах. Фильтрование сортировки происходит под давлением столба жидкости, создаваемого за счет столба водно-спиртовой смеси в напорном баке, расположенном выше фильтра. Так как некоторые взвешенные частицы сортировки имеют размер меньший, чем размеры пор фильтрующего материала, то первые порции после фильтра выходят мутными. По мере фильтрования на фильтрующем материале образуется слой взвешенных частиц и фильтрат получается прозрачным. В процессе фильтрования высота слоя осадка увеличивается, что замедляет процесс, поэтому периодически фильтрующую поверхность очищают от осадка. Значительным преимуществом отличается способ непрерывного фильтрования на одно или двухпоточных фильтрах. В них фильтрование производят только через кварцевый песок, без прокладок. Промывка песка осуществляется в том же фильтре без его выгрузки. В однопоточном фильтре сортировку подают сверху вниз, она проходит через три слоя кварцевого песка с частицами различного размера. В двухпоточном фильтре водно-спиртовая смесь подается двумя потоками – сверху вниз и снизу вверх. Отбор фильтрата осуществляется через центральное дренажное устройство. Продолжительность цикла фильтрования на однопоточных фильтрах 4-5 мес., на двухпоточных – 7-8 мес. Обработка водно-спиртовой смеси, активным углем. Обработка водно-спиртовой смеси активным углем обеспечивает удаление примесей, придающий ее неприятный запах и вкус. За счет высокой адсорбирующей способности активного угля, а также окислительного действия на спирт и его примеси достигается значительное улучшение дегустационных качеств водки. В настоящее время обработку сортировки активным углем производят динамическим способом или во взвешенном слое угля. В процессе эксплуатации активного угля происходит снижение его адсорбирующих и окислительных свойств, поэтому обработанный уголь периодически восстанавливают. Его подвергают регенерации – термической обработке в колонке водяным паром при температуре 110-1150 С. При термической обработке угля происходит десорбция – освобождение угля от поглощенных веществ, вследствие их летучести. Для регенерации угля его также пропаривают при температуре около 2000 С в колонке или выгружают из реактора и прокаливают в специальных печах при 800-9000 С. Фильтрование водки, доведение до стандартной крепости и разлив. После обработки активным углем сортировку фильтруют для удаления мельчайших примесей и доведения смеси до прозрачного с блеском состояния. Если сортировку обрабатывают активным углем динамическим способом, то ее фильтруют на песочных фильтрах. При обработке углем во взвешенном состоянии сортировку фильтруют сначала на фильтрах с намывным слоем активного угля или диатомита, а потом на песочных фильтрах. Профильтрованная водка поступает в сборник, где ее перемешивают и проверяют крепость. При необходимости ее доводят до требуемой крепости, прибавляя спирт или воду, тщательно перемешивают и новь определяют крепость. Готовую водку, отвечающую требованиям стандарта, направляют на разлив. Разлив и оформление бутылок осуществляется на автоматических линиях, состоящих из автоматов по выемке бутылок из ящиков, бутылкоемочной машины, разливочного и укупорочного автоматов, бракеражного полуавтомата, этикетировочного автомата и автомата для укладки бутылок в ящики. Мойка бутылок производится на автоматах различных конструкций в жестком режиме (температура воды 75-800 С). С помощью различных автоматов в подготовленные чистые бутылки наливают определенное количество водки и передают их на укупоривание. Укупоривание производится из алюминиевой фольги с картонно-целофановой прокладкой или завинчивающимися колпачками, на которых проставляется штамп завода-изготовителя и крепость водки. По содержанию этилового спирта и примесей водка должна удовлетворять требованиям ГОСТ.
Формы, системы и размеры оплаты труда работников предприятия и работающих по найму, устанавливаются предприятием самостоятельно, в трудовых договорах, заключенных с каждым работником. На предприятии применяется два вида оплаты труда: сдельно-премиальная и повременно премиальная. В первом случае заработная плата выплачивается в зависимости от разлитых декалитров ликероводочной продукции. Во втором случае заработная плата выплачивается в зависимости от отработанного времени. Сдельно-премиальная заработная плата начисляется работникам цеха разлива. Повременно-премиальная выплачивается следующим работникам:
Инженерно-техническим работникам и работникам административно-хозяйственного отдела устанавливаются оклады. При расчете заработной платы используется шестиразрядная тарифная сетка, разработанная для ликероводочной промышленности (табл. 10). Таблица 10Часовые тарифные ставки для рабочих ЛВЗ «Глазовский»
С целью повышения эффективности использования оборудования, увеличения производства широко используется премирование работников предприятия. 60% от тарифной ставки – работникам основного производства; 30% от тарифной ставки – работникам вспомогательного производства; 40% от оклада инженерно-техническим работникам. Доплата за бригадирство осуществляется в размере 10% от тарифной ставки.Водителям автотранспорта производится доплата за погрузочно-разгрузочные работы в размере 5% от тарифной ставки. Водителям производится доплата за классность: 25% - I класс; 15% - II класс. Что касается режима труда работников, то основная их масса работает с 8 до 17 часов, перерыв на обед с 12 до 13 часов, следовательно, рабочий день длится 8 часов. В неделю работник отрабатывает 40 часов. Отпуск на предприятии, установлен в течение 24 календарных дней. Основные показатели премирования руководящих работников, специалистов и рабочих основного производства является выполнение плана. Фонд оплаты труда за пять лет увеличился в 2,3 раза (на 5578 рублей) и составляет 9859 тыс. руб. Таблица 11Анализ уровня оплаты труда
Среднегодовая заработная плата на 1 работника увеличилась в 1,6 раза и составляет 25742 рубля. Большое внимание уделяется вопросам социальной защищенности членов трудового коллектива. А именно:
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствование. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям, определяются государственным стандартом, а метода калькулирования – самими предприятиями. ЛВЗ «Глазовский» в себестоимость производства продукции включаются следующие статьи затрат: сырье и материалы, лизинг платеж, плата за пользование технологией, платежи за тепло, электричество, воду, основная заработная плата, начисления на зарплату, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, внепроизводственные расходы. По данным таблицы 12, наибольшую долю в структуре затрат занимают сырье и материалы (спирт, сахар, добавки, бутылки, пробки, этикетки и т.п.). По водке «Золотая корона» они составляют 67,3%, что является самой высокой долей, в ассортименте продукции. Лизинг – долгосрочная аренда оборудования. Ежемесячно предприятие платит арендные платежи за использование промышленного оборудования. Наибольший удельный вес по лизингу принадлежит водке «Глазовская» - 2,3%. Плата за использование технологий – это платежи за использование авторских прав на производство конкретных видов продукции (8,4% водка «Глазовская»). В состав общепроизводственных расходов входят следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; расходы по страхованию производственного имущества, оплата труда производственного персонала. Наибольший удельный вес приходится на винный напиток «Журавушка» (18,8%). Общехозяйственные расходы отражают: административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, содержание общехозяйственного персонала не связано с производственным процессом (28,6% по винному напитку «Журавушка»). Внепроизводственные расходы – это обобщение информации о расходах, связанных с реализацией (сбытом продукции). Здесь отображаются следующие расходы: на тару и упаковку изделий на складе готовой продукции; по доставке продукции до места назначения, погрузка в автомобили и другие транспортные средства; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации, рекламные расходы. По всему ассортименту доля этой статьи одинакова примерно (0,6% - 0,7%). Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. В данной главе я рассчитала рентабельность отдельных видов продукции выпускаемых ЛВЗ «Глазовский». Анализируя полученные данные, можно сказать, что наиболее эффективным производством, из рассматриваемых нами сортов вино-водочной продукции является производство винных напитков «Дар осени» - 92,1% и «Журавушка» - 91,3%, а также водки «Золотая корона» - 90,3%. 4. Пути улучшения организации производства и повышения эффективности ЛВЗ «Глазовский» Основные пути улучшения организации производства:
В существующих рыночных условиях для повышения эффективности производственной структуры необходимо совершенствовать формы организации и системы оплаты труда, технологию основных трудовых процессов. Гибкость производственной структуры, своевременность учета конъюнктуры рынка играют решающее значение в деле расширения каналов и объемов реализации продукции. 4.1. Совершенствование структуры производства и реализации вино-водочной продукции на ЛВЗ «Глазовский» Структура производства – это состав и соотношение объемов производимой продукции. В планировании и управлении производством с применением математических методов решающее значение имеют модели. Используются оптимизационно - экономические модели. Моделью в общем смысле называется приближенное или упрощенное воспроизведение важнейших сторон, особенностей и характеристик изучаемых систем, явлений и процессов в математической форме. Модель позволяет избежать многословного описания существа процесса и представить его в более компактном виде. 4.1.1. Экономико-математическая модель оптимизации производственной структуры Одним из условий совершенствования организации производства является оптимизация производственной структуры. ЗАДАЧА. Определить оптимальные объемы и соотношения производимых вино-водочных изделий и каналы их реализации, с учетом имеющихся в наличии производственных ресурсов, чтобы получить максимально возможную выручку от реализации. При составлении экономико-математической модели оптимизации производственной структуры, были использованы следующие индексы: i – вид производственных ресурсов, i I, j – вид производимой продукции, j J, k – вид канала реализации, k K. Состав переменных: хj – объем произведенной j-продукции, хjk – объем реализованной j-продукции по k-каналу. Технико-экономические коэффициенты: аij - нормативы затрат i–вида производственного ресурса на единицу интенсивности развития j–вида продукции; Ai - наличие i–вида производственного ресурса; Bj - объем производства j–вида продукции; Bj, Bj - минимальное, максимальное производство j–вида продукции, Bjk - объем реализации j–вида продукции по k–каналу реализации; Bjk, Bjk - минимально допустимые и максимально возможные объемы реализации j–вида продукции по k–каналу реализации; Cjk - выручка от реализации единицы j–вида продукции по k–каналу реализации. Определить такие неотрицательные значения переменных, чтобы xj 0, xjk 0, чтобы F = Cjk · Xjk max, При ограничениях:
aij · xj ≤ Ai, i J;
Bj ≤ xj ≤ Bj , i J;
xj = xjk, j J;
Bjk ≤ xjk ≤ Bjk , i J, k K. Матрица экономико-математической модели оптимизации производственной структуры ЛВЗ «Глазовский» состоит из 36 переменных и 82 ограничений. Переменные: Х1 – водка «Русская»; Х2 – водка «Экстра»; Х3 – водка «Глазовская»; Х4 – водка «Посольская»; Х5 – водка «Золотая корона»; Х6 – винный напиток «Дар осени»; Х7 – винный напиток «Журавушка»; Х8 – винный напиток «Клюквенный»; Х9 – винный напиток «Золотой ярлык»; Х10 – винный напиток «Шиповник»; Х11 – винный напиток «Черри»; Х12 – пиво «Чепецкое»; Х13 – реализация водки «Русская» в собственных магазинах; Х14 – реализация водки «Экстра» в собственных магазинах; Х15 – реализация водки «Глазовская» в собственных магазинах; Х16 – реализация водки «Посольская» в собственных магазинах; Х17 – реализация водки «Золотая корона» в собственных магазинах; Х18 – реализация винного напитка «Дар осени» в собственных магазинах; Х19 – реализация винного напитка «Журавушка» в собственных магазинах; Х20 – реализация винного напитка «Клюквенная» в собственных магазинах; Х21 – реализация винного напитка «Золотой ярлык» в собственных магазинах; Х22 – реализация винного напитка «Шиповник» в собственных магазинах; Х23 – реализация винного напитка «Черри» в собственных магазинах; Х24 – реализация пива «Чепецкое» в собственных магазинах; Х25 – реализация водки «Русская» оптом; Х26 – реализация водки «Экстра» оптом; Х27 – реализация водки «Глазовская» оптом; Х28 – реализация водки «Посольская» оптом; Х29 – реализация водки «Золотая корона» оптом; Х30 – реализация винного напитка «Дар осени» оптом; Х31 – реализация винного напитка «Журавушка» оптом; Х32 – реализация винного напитка «Клюквенная» оптом; Х33 – реализация винного напитка «Золотой ярлык» оптом; Х34 – реализация винного напитка «Шиповник» оптом; Х35 – реализация винного напитка «Черри» оптом; Х36 – реализация пива «Чепецкое» оптом. Ограничения:
45,7Х1 + 45,7Х2 + 45,7Х3 + 45,7Х4 + 45,7Х5 + 45,7Х6 + 47,9Х7 + 47,9Х8 + 47,9Х9 + 47,9Х10 + 47,9Х11 + 47,9Х12 ≤ 766000;
54Х1 + 54Х2 + 54Х3 + 54Х4 + 54Х5 + 54Х6 + 58,6Х7 + 58,6Х8 + 58,6Х9 + 58,6Х10 + 58,6Х11 + 58,6Х12 ≤ 1142760;
200Х1 + 200Х2 + 200Х3 + 200Х4 + 200Х5 + 200Х6 + 250Х7 + 250 Х8 + 250Х9 + 250Х10 + 250Х11 + 250Х12 ≤ 1297800;
0,9Х1 + 0,9Х2 + 0,9Х3 + 0,9Х4 + 0,9Х5 + 0,9Х6 + 1,1Х7 + 1,1Х8 + 1,1Х9 + 1,1Х10 + 1,1Х11 + 1,1Х12 ≤ 6080;
407,5Х1 + 407,5Х2 + 407,5Х3 + 407,5Х4 + 407,5Х5 + 407,5Х6 + 254Х7 + 254Х8 + 254Х9 + 254Х10 + 254Х11 ≤ 800000;
170Х6 + 170Х7 + 170Х8 + 170Х9 + 170Х10 + 170Х11 ≤ 384000;
Х1 + Х2 + Х3 + Х4 + Х5 ≤ 755;
Х6 + Х7 + Х8 + Х9 + Х10 + Х11 + Х12 ≤ 284;
Х1 ≥ 150;
Х1 ≤ 205;
Х2 ≥ 95;
Х2 ≤ 150;
Х3 ≥ 90;
Х3 ≤ 150;
Х4 ≥ 30;
Х4 ≤ 75;
Х5 ≥ 120;
Х5 ≤ 170;
Х6 ≥ 22;
Х6 ≤ 50;
Х7 ≥ 27;
Х7 ≤ 50;
Х8 ≥ 15;
Х8 ≤ 25;
Х9 ≥ 30;
Х9 ≤ 45;
Х10 ≥ 15;
Х10 ≤ 30;
Х11 ≥ 17;
Х11 ≤ 30;
Х12 ≥ 4,5;
Х12 ≤ 8,9;
Х1 + Х2 + Х3 + Х4 + Х5 + Х6 = Х13 + Х14 + Х15 + Х16 + Х17 + Х18 + Х25 + Х26 + Х27 + Х28 + Х29 + Х30;
Х7 + Х8 + Х9 + Х10 + Х11 + Х12 = Х19 + Х20 + Х21 + Х22 + Х23 + Х24 + Х31 + Х32 + Х33 + Х34 + Х35 + Х36;
Х13 ≥ 0,15Х1;
Х13 ≤ 0,25Х1;
Х14 ≥ 0,15Х2;
Х14 ≤ 0,25Х2;
Х15 ≥ 0,15Х3;
Х15 ≤ 0,25Х3;
Х16 ≥ 0,25Х4;
Х16 ≤ 0,40Х4;
Х17 ≥ 0,25Х5;
Х17 ≤ 0,40Х5;
Х18 ≥ 0,50Х6;
Х18 ≤ 0,75Х6;
Х19 ≥ 0,15Х7;
Х19 ≤ 0,25Х7;
Х20 ≥ 0,15Х8;
Х20 ≤ 0,25Х8;
Х21 ≥ 0,15Х9;
Х21 ≤ 0,25Х9;
Х22 ≥ 0,15Х10;
Х22 ≤ 0,25Х10;
Х23 ≥ 0,15Х11;
Х23 ≤ 0,25Х11;
Х24 ≥ 0,50Х12;
Х24 ≤ 0,75Х12;
Х25 ≥ 0,50Х1;
Х25 ≤ 0,90Х1;
Х26 ≥ 0,50Х2;
Х26 ≤ 0,90Х2;
Х27 ≥ 0,50Х3;
Х27 ≤ 0,90Х3;
Х28 ≥ 0,50Х4;
Х28 ≤ 0,90Х4;
Х29 ≥ 0,50Х5;
Х29 ≤ 0,90Х5;
Х30 ≥ 0,40Х6;
Х30 ≤ 0,60Х6;
Х31 ≥ 0,7Х7;
Х31 ≤ 0,9Х7;
Х32 ≥ 0,60Х8;
Х32 ≤ 0,90Х8;
Х33 ≥ 0,70Х9;
Х33 ≤ 0,90Х9;
Х34 ≥ 0,60Х10;
Х34 ≤ 0,90Х10;
Х35 ≥ 0,70Х11;
Х35 ≤ 0,90Х11;
Х36 ≥ 0,40Х12;
Х36 ≤ 0,60Х12. Целевая функция на максимум выручки от реализации вино-водочных изделий в своих магазинах и в магазинах города, в денежном выражении. Fmax выручки (тыс. руб.) = 203Х13 + 250Х14 + 220Х15 + 280Х16 + 240Х17 + 119Х19 + 110Х20 + 115Х21 + 108Х22 + 113Х23 + 115Х24 + 235Х25 + 241Х26 + 200Х27 + 250Х28 + 230Х29 + 190Х30 + 100Х31 + 98Х32 + 97Х33 + 94Х34 + 94Х35 + 94Х36 → max. 4.1.2. Анализ оптимального решения экономико-математической модели оптимизации производственной структуры В ходе решения задачи на определение оптимальных объемов и соотношений производимых вино-водочных изделий и каналов их реализации, с учетом имеющихся в наличии производственных ресурсов, с целью получения максимальной выручки, выявлено оптимальное сочетание видов продукции [Приложение 4]. Объемы производства водки по проекту (табл. 13) превышают фактически достигнутый уровень на 5 тыс. дал. В частности, наибольший приоритет по оптимальному плану наблюдается при выпуске водки «Экстра» (11 тыс. дал.), водки «Русская» (10 тыс. дал.) и водки «Глазовская» (10 тыс. дал.). Наименьший прирост объемов производства водочной продукции, по оптимальному плану, произойдет за счет выпуска водок «Золотая корона» (1 тыс. дал.) и «Посольская» (5 тыс. дал.). Объемы производства винных напитков по проекту превышают фактический уровень производства за 2000 год на 92 тыс. дал., они имеют наибольший спрос. Этот рост достигается за счет увеличения доли выпуска таких винных напитков как «Журавушка» (1,1%) и «Шиповник» (на 1,6%), но также происходит снижение доли выпуска таких винных напитков как «Дар осени» (на 8,1%), «Клюквенной» (на 0,8%), «Золотой ярлык» (на 3,9%) и «Черри» (на 0,1%). Таблица 13Объемы производства видов вино-водочной продукции ЛВЗ «Глазовский»
Анализируя вышесказанное в целом, можно отметить, что объемы производства вино-водочных изделий по оптимальному плану, превышающие фактическое производство за 2000 год, достигаются в результате более полного и рационального использования производственных ресурсов и мощностей, улучшения структуры ассортимента. В условиях рыночной экономики важное значение имеет эффективное использование уже созданного производственного потенциала. Оптимальный план позволяет найти такие производственные ресурсы, которыми предприятие обеспечено в достаточном количестве. Таблица 14Использование производственных ресурсов
Недоиспользование основных видов сырья: воды, спирта, сахара, связано со спецификой водочной отрасли, т.к. предприятие не может бесперебойно функционировать без запасов сырья на складе. Запас основных видов сырья дает возможность повысить выпуск водки и вино-водочных напитков. При расчете производственной программы на перспективу расход ресурсов определяется исходя из рецептов и технологии приготовления вино-водочной продукции. В сравнении с фактическими расходами ресурсов за прошлые годы, наметились экономия расхода воды, спирта, сахара, электрической и тепловой энергии за счет большей загрузки оборудования и уменьшения непроизводственных потерь. Для анализа экономической эффективности оптимального плана проводят индексный анализ, чтобы выявить влияние различных факторов на выручку от реализации продукции: УВЫР = С1S1 / С0S0 = С1S1 / С1S0 · С1S0 / С0S0, где УВЫР – агрегатный индекс выручки, С0, С1 – цена реализации вино-водочных изделий, соответственно фактическая и проектная; S0, S1 – объемы реализации вино-водочных изделий, соответственно фактические и проектные. УS = С1S1 / С1S0, где УS – индекс изменения выручки за счет изменения объемов реализации. УС = С1S0 / С0S0, где УС – индекс изменения выручки за счет изменения цены реализации. УВЫР = (197608 / 197608) · (197608 / 162535) = 1 · 1,21 или 121% УS = 197608 / 197608 = 1 или 100% УС =197608 / 162535 = 1,21 или 121% Индексный анализ показывает, что выручка от реализации вино-водочных изделий, в целом увеличилась на 21%, в том числе за счет изменения объемов видов продукции по каналам реализации – на 21% (Приложение 3). 4.2. Рынок сбыта и каналы реализации продукции Основным потребителем продукции завода являются торгующие организации Удмуртии (25 районных центров Республики). Таблица 15Структура товарных рынков
Из таблицы 15 видно, что большая часть продукции ЛВЗ «Глазовский» реализуется на Удмуртском товарном рынке и лишь 9% за пределом Удмуртии. Это связано с жесткой конкуренцией на товарном рынке. Реализация через собственные магазины почти в 4 раза меньше реализации оптом. Наибольший удельный вес в реализации оптовой торговли занимают водки. Реализация объемов производства в целом по сравнению с 1999 годом увеличилась в 1,3 раза. Ежегодно расширяется география поставок продукции. Изделия завода отгружаются в Самарскую, Кировскую, Пермскую, Свердловскую, Тюменскую области, Башкортостан, Татарстан, а также в Австралию, в Новую Зеландию, на Кипр и в Германию. Покупательский спрос на изделия завода изучается в первую очередь в своей фирменной торговой сети. С 1994 года до настоящего времени открыто 22 фирменных магазина в 8 населенных пунктах Удмуртии. В республике, кроме ЛВЗ «Глазовский» существует еще один завод, который специализируется на выпуске ликеро-водочных изделий, это завод в Сарапуле. Кроме того, есть заводы в Ижевске и Воткинске. Все это свидетельствует о том, что заводу приходится работать в условиях жесткой конкуренции на товарном рынке. И тот факт, что завод имеет переходящий остаток не отгруженной продукции в размере трехдневного выпуска, говорит о том, что продукция пользуется высоким спросом у покупателей. Доля рынка ЛВЗ «Глазовский» по производству алкогольной продукции, по республике занимает 30%. В повышение эффективности производственно-сбытовой деятельности ЛВЗ «Глазовский» предлагает следующие пути.
В современных условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг. Как экономическая деятельность – это важнейший элемент рыночного механизма хозяйствования, в котором основная роль в формировании и планировании производственно-бытовой деятельности предприятия принадлежит потребителю. Цель маркетинговой деятельности – получение дополнительной выручки. Концепция маркетинга включает в себя комплекс следующих понятий:
В алкогольной промышленности следует соблюдать следующие основные принципы маркетинга:
4.3. Совершенствование технологии производства алкогольной продукции В перспективе просматривается вопрос по комплексной механизации производства, при которой ручной труд механизируется на всех операциях технологического процесса, не только основных, но и вспомогательных. Существует определенная программа технологического процесса, которая включает в себя основные пункты:
Таким образом, научно-техническая подготовка на предприятии позволяет использовать достижения научно-технического прогресса путем применения высокоэффективного оборудования, внедрения принципиально новых, мало и безотходных экологически чистых технологий. Технологическая подготовка производства, наряду с обеспечением производственной программы выпуска изделий высокого качества создает условия для решения вопросов социальной направленности. При этом снижается уровень тяжелого и ручного труда, повышается культура производства, внедряются рационализаторские предложения, растет производительность труда, снижается себестоимость продукции.
Человеческое общество ни при каких условиях не может отказаться от использования природных богатств, поскольку оно живет производством, а производство есть преобразование разнообразных природных ресурсов и потребительские блага для людей, посредством труда. Одновременно происходит выброс в природу отходов промышленности, бытовых отходов, отработанных предметов и т.д. Кроме того, человек перестраивает природу для своих нужд существенно ее изменяя. Главнейшей задачей ближайшей перспективы является создание экономико-организационной структуры, обеспечивающей развитие нашей экономики на базе эффективных технологий нового поколения. В мировой практике широко распространено государственное регулирование вопросов охраны природы и рационального природопользования [36]. 19 декабря 1991 года Верховным Советом РФ был принят закон «Об охране окружающей природной среды». Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. Ведущим принципом, направленным на решение задач об охране окружающей природной среды выступает принцип оптимального сочетания экономических и экологических интересов [20]. Выводы и предложения ЛВЗ «Глазовский» - одно из крупнейших предприятий в Удмуртской республике по производству и снабжению вино-водочной продукции. Вся продукция имеет сертификат качества. Мощности завода загружены на 54%. На предприятии уделяется большое значение повышению эффективности использования сырья, материалов, тепловой и электрической энергии, других видов материальных ресурсов. Для быстрой реализации готовой продукции у предприятий имеются свои постоянные заказчики, сеть которых расширяется. На сегодняшний день ЛВЗ «Глазовский» имеет 22 фирменных магазина в восьми населенных пунктах, в Глазове открыто 10 магазинов. Денежные средства от реализации продукции в своих магазинах, сразу же поступают предприятию, что имеет огромное значение в современных условиях инфляции и неплатежей. Анализ производственной деятельности ЛВЗ «Глазовский» за период с 1996 по 2000 года показывает, что объемы производства выпускаемых продукций повысились, это повлекло за собой увеличение прибыли. Объемы реализации вино-водочной продукции, по разработанному нами проекту, превышают фактически достигнутый уровень производства на 97 тыс. дал. водки и вино-водочной продукции (на 5 тыс. дал. и 92 тыс. дал. соответственно). Это увеличение достигается за счет более полного использования и рационального использования производственных ресурсов и мощностей, улучшения структуры ассортимента. В существующих условиях рыночной экономики, особое значение приобретает эффективный сбыт произведенной продукции, от которого зависит финансовое благополучие предприятия. В повышение эффективности производственно-сбытовой деятельности ЛВЗ «Глазовский» мы предлагаем следующие пути. Во-первых, совершенствование товарного ассортимента. Учитывая спрос населения специалистам заняться разработкой с одной стороны специализированных сортов продукции, другой стороны, обеспечить сортами вино-водочной продукции, содержащими ингредиенты, стимулирующие деятельность человека (мед, плоды рябины и т.д.). Во-вторых, увеличение выручки за счет применения интенсивного сбыта продукции, за счет подключения к сбытовой программе всех возможных торговых посредников. Для повышения эффективности сбыта произведенной продукции следует расширять ее реализацию через собственные магазины, осуществлять выездную торговлю в крупные магазины города, где проводить дегустацию новых сортов винных напитков, водки. Для повышения качества водки и вино-водочной продукции планируется осуществить следующие мероприятия:
Увеличение объемов реализации вино-водочных изделий, грамотная ценовая политика и поиск наиболее выгодных каналов сбыта продукции, позволяет ЛВЗ «Глазовский» увеличить выручку на 67151 тыс. руб. или на 21%. Дополнительных мер требует работа, направленная на улучшение состояния окружающей среды. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 3Влияние факторов на изменение выручки от реализации вино-водочной продукции ЛВЗ «Глазовский»
Структура затрат 1 дал. продукции
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Главное управление высших учебных заведений Вятская государственная сельскохозяйственная академия Экономический факультет Кафедра экономической кибернетики Пура Елена АлександровнаДипломная работаОрганизация производства вино-водочной продукции на ЛВЗ «Глазовский» Руководитель: доцент, кандидат эконом. наук Назаров Л.Н. Консультанты: по охране окружающей средыстарший преподаватель кафедры экономики Калининская Дипломная работа рассмотрена на заседании кафедры «___»___________ 2002 г. и рекомендована для защиты в ГАК. Зав. кафедрой: ___________________________ / Рощин И.М. /Киров - 2002 год |