Реферат: Ощущение, восприятие, память

Название: Ощущение, восприятие, память
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат
Замечательный комплект шпор по курсу общей психологии.
Создал студент РГПУ, Баранов Святослав Юрьевич

С вопросам и пожеланиями обращайтесь, не стесняйтесь:
lache.weak@laposte.net
ICQ:1611030

9. Адаптация и сенсибилизация органов чувств

Явление адаптации: Относительная и абсолютная чувствительность органов остается неименной и её пороги не выражаются в постоянных числах. Чувствительность может меняться в больших мерах. (В темноте наше зрение обостряется, а чувствительность при сильном освещении ослабляется).

Изменение чувствительности, зависящее от условий среды и носящее название – адаптации органов к окружающим условиям.

Изменение чувствительности происходит по типу адаптации не происходит сразу. Требуется некоторое время, которое различно для разных органов чувств. (требуется 30 минут для адаптации в темноте, адаптация слуха происходит за 15 сек.)

Выделяют 3 разновидности явления адаптации:

  1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном воздействии раздражителя. (негативная адаптация)

  2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (негативная адаптация)

  3. Адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя. (положительная адаптация). Пример: В зрительном анализаторе темновая адаптация с глаза (когда увеличивается его анализаторная чувствительность под влиянием темноты)

Явление адаптации объясняется периферическими изменениями в функционировании рецептора.

Взаимодействие ощущений:

Интенсивность ощущений зависит от силы раздражителя, от уровня адаптации рецептора, от действия раздражителя на другие органы чувств в данный момент.

Если одновременно раздражают рецепторы, интенсивность может меняться.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называется – взаимодействием ощущений.

Ни один орган чувств не может работать не оказывая влияния на функционирование других органов. (свист может обострить работу зрительного ощущения, повышая его чувствительность к световым раздражениям).

Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

+сл.страница

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализатора или упражнения – сенсибилизация.

Лурия выделил 2 стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

  1. Носит длительный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме.

  2. Носит временный характер и зависит от экстренных воздействий.


- Сенсибилизация достигается в результате тренировок.


Взаимодействие ощущений проявляется в синестезии – возникновение одних ощущений, характерных для другого анализатора (окрашенный слух).


К сенсибилизации приводя 2 пути:

1. Необходимость компенсации сенсорных дефектов.

2. Специальные требования рода деятельности (профессии).


В условиях развития сложных форм сознательной деятельности, острота абсолютной и разростной чувствительности могут существенно изменяться.


14. Виды и уровни памяти

Отдельные виды памяти разделяются в соответствии с тремя основными критериями:

Наглядно-образная память - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы.

Сдовесно-логическая память - это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память - это память на движения.

Эмоциональная память - это память на переживания. Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.

Механическая память - это запоминание информации в той форме, которой она воспринимается.

+сл.сраница

Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в це­лом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

В связи с этим различают кратковременную, долговременную и опе­ративную память

Кратковременная память - это запоминание и сохранение инфор­мации на короткий срок после однократного и очень непродолжитель­ного восприятия.

Долговременная память - это память в интересах длительного со­хранения информации, которая часто запоминается после многократ­ного повторения.

Оперативная память - это сохранение материала после его запечат­ления на время, необходимое для выполнения задачи.

Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свиде­тельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей


35. Восприятие времени

Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специально го, самостоятельного анализатора времени нет, В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.


Восприятие времени не имеет определённого стимула. Должен существовать механизм преобразования физиологического сигнала в сенсорный сигнал времени. Мы судим о длительности времени, относя его к каким-либо событиям.


Восприятие длительности явлений, доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа— это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (напри мер, чередование звуков).


36. Восприятие движения

Восприятие движения — это отражение во времени изменений пол ожения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибавие, оггалкивание, подтя гивание и т.п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, ду гообразное и т.п.);

З) амплитуду фазмах) движения (полная, неполная);

4) Направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное движение; при цикли ческих движениях — быстрый или медленнмй темп);

7) ускорение движеiшя-(равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.


34. Восприятие пространства

Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы объемности и величины предметов — это сложный процекоторый осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать рас стояния, правда, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется глав ным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Восприятия могут быть неправильными или искаженными - иллюзиями.

Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.

Некоторыми из них являются:

а) переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового раз мера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.

б) неправильное восприятие величины предмета (объекта). Напри мер, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их больший или меньший; одинаковые пред меты кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.


39. Гештальтпсихология восприятия

Основные феномены:

Фигура, фон (Коффка)

Фигура не возможна без фона. Фигура всегда имеет замыкающие линии, даже если объективно они отсутствуют. Хорошая фигура всегда закрытая, замыкающая линия выполняет функцию «закрывания».

Линия разделяет области фигуры и фона имеет разные отношения к каждому из них, ибо ограничивая фигуру она не служит границей для фона.

Фон не меняется под действием контура и частично закрывается фигурой, как бы лежит позади ней, не прерываясь её. Свойства фона не поддаются влиянию контура фигуры это связано с его меньшей структурированностью.

- Ограничивающая линия должна обладать 2-мя сторонами: внутренней и внешней. Левая – жестко отталкивающая сторона, правая – нет.

Промежутки фигуры – замкнуты, к фону – не замкнуты.

Фон всегда менее оформлен, чем фигура. В большей степени структурированность соответствует большая и малая яркость фигуры.

Ч.Осгуд перцептивная организация. Теория имеет дело с явлением, которые обнаруживаются в зрительном поле, которые являются динамическим распределением энергии. Под зрительным полем подразумевают пространственную структуру, в которой могут быть упорядочены феномены зрительного поля.


Динамически факто:

Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга. Это взаимовпривлечение исходных процессов составляет основу связывающих сил в зрительном поле, они являются: по происхождение – центральными, по функции – организующими, по природе – перцептивными.

Между всем объектами в зрительном поле существуют связывающие силы поля, имеющие природу векторов. О зрительном поле надо думать как о четырехмерном пространстве. Чем ближе 2 точки в пространстве, тем сильнее проявляется тенденция к их связыванию.


+сл.страница

Интенсивность измеряющих сил изменяются со следующими законами:

  1. Чем больше качественное свойство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними.

  2. Чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы. Если яркость фигуры одинакова, форма фигуры становится неясной.

  3. Чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы.

  4. Чем меньше временной интервал, тем сильнее связывающие силы.

  5. Чем сильнее противоречие между связывающими и сдерживающими силами, тем больше энергии в зрительном поле, которая способна произвести перцептивную работу, которая имеет несколько форм: замыкание неполных фигур, искажение (иллюзии), группировка зрительных объектов, кажущиеся движения и т.д.


- Существующая организация поля имеет тенденцию сопротивляться изменению

- Продолжительность действия процесса, образующего фигуру в данной области зрительной ткани осляюляет силы, которые поддерживают эти структуры.


20. Структура долговременной памяти. Семантическая и эпизодическая память.

Долговременная память

Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной.

Емкость и длительность долговременной памяти безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление.

Контекст. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.

Тульвинг выдвинул принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось.

Мотивация. Всегда лучше запоминается то, что хочется выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.

Углубление в изучаемый предмет.

Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения.

Зазубривание перед самым экзаменом - вещь сравнительно бесполезная с точки зрения - приобретения знаний. Очень многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить хорошую оценку. Подобных подход, которому сильно способствует традиционная система обучения, чрезвычайно вреден для накопления и систематизации знаний. Только такая организация учебного процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечить прочное закрепление знаний и быстрое извлечение их и долговременной памяти.

В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографичная. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.


8. Измерение ощущений (константа Вебера, основные психофизические законы Вебера-Фехнера, Стивенса)

Обосновалось, что между первоначальными реакциями и последующими существует вполне определенное (разная для разных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает различать что ощущение стало другим.

Порог различий ощущений определяется соотношением:


- величина на которую должен быть изменен исходный, уже создавший ощущение стимул, чтобы человек заметил изменение.

- величина действующего стимула

Порог различения имеет постоянную относительную величину, т.е. всегда выражается в виде отношения, которое показывает, какую часть первоначальной величины раздр-ля надо прибавить к этому раздражению, чтобы получилось едва заметное различия в ощущении.

- Приращение всегда оценивается относительно уже имеющийся величине.

Пример:

- На основе Константы Вебера создали Закон Вебера

Если интенсивность раздражителей увеличивается, то ощущения рассматривают в арифметической прогрессии, (раздр-ль=10,100,1000, то интенсивность = 1,2,3) т.е. интенсивность ощущения возрастает непропорционально изменению раздражителя

Разностный порог изменяется пропорционально величине исходного раздражителя. Минимально заметное различие раздражителей принимается за единицу чувствительности

Допускают, если ЕЗР справедливо, то справедливо и для ощущения.


+сл.страница


Закон Вебера-Фехнера

S – интенсивность ощущения. K – константа. logR сила раздражителя. L – константа.

Следовательно, измерив абсолютный порог можно вычислить величину ощущения для действующего стимула.

Допущения, сделанные Фехнером:

  1. Верна формула Вебера.

  2. Приращение S-const, это единица ощущения

  3. Сложные ощущения, это есть сумма более мелких.

  4. Измерение ощущений подменяется измерением раздражителя.

  5. Приращение S – бесконечно малая величина.

  6. Раздражение равно абсолютному порогу.

  7. Фехнер игнорировал фактор тревоги испытуемого, ложной тревоги.


Стивенс разработал прямые методы измерения ощущений, построенные на субъективных сенсорных шкалах. Субъективная величины ощущений определяемые прямым методом оказались связаны с субъективной степенной зависимостью.

К – величина ощущений. S – величина действующего стимула - абс.порог.

Значение степени n для каждой модальности – это соотношение между диапазоном ощущений и диапазоном воспринимаемых стимулов.

Стивенса – субъективн., фехнера – объективн.

Закон Стивенса приравнивает дифференциальный порог к отношению едва заметного прироста ощущения к его исходно величине.


Забродин ввел константу z , которая определила степень осведомленности испытуемого о целях и задачах эксперимента.



26. Индивидуальные различия памяти у людей

2 группы индивидуальных различий:

1. Различия в продуктивности заучивания

2. Различия типов памяти (не путать с видами)

Различия выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, готовности к воспроизведению материала.

Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное хранение информации.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением.

Некоторые нуждаются в зрительном представлении материала или слуховым.

Однако, как правило, люди обладают смешанными типами памяти: слухо-моторный, зрительно-слуховой и пр. Участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух – но вспомнить зрительно.

Память определенного типа можно развить с помощью специальных упражнений.


30. Классификация восприятия

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зри тельном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства – восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором они находятся.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений.

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.



11. Индивидуальные различия субъективных шкал ощущений

Шкалы порядка: указывают только порядок явлений по степени выраженности того или иного признака. Они не говорят о расстояниях на разных точках на шкале. Не дает возможности сказать нам о том. Насколько одно ощущение сильнее другого, мы увидим что оно сильнее, только если оно имеет более высокое порядковое значение или ранг.

Шкалы интервалов: дает возможность определить разницу между двумя точками на ней.

Шкала отношений: Существование разных единиц и действительной нулевой точки делает возможность сравнить отношения. Позволяет точно характеризовать стимул.


18. память и деятельность. Исследование произвольного и непроизвольного запоминания


4. Классификация ощущений

По модальности выделяют 5 видов ощущений:

Обоняние Осязание Вкус Зрение Слух

Лурия предложил классификацию по 2-м основным принципам:

  1. Систематическому

  2. Генетическому

Интероцептивные – внутренние ощущения.

Проприоцептивные – положение тела в пространстве.

Экстрацептивные – внешние ощущения.

Интероцептивные – наиболее элементарная группа ощущений, наиболее осознаваемая и наиболее диффузная. Сохраняет свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные – регулируют движения.

Экстрацептивные делятся на контактные и дистантные

Выделяют 2 вида чувствительности: 1. протопатическую (менее дифференцируемую, чувство голода, жажда) 2. Эпикритическую (основные органы чувств человека) Она более дифференцируема, более объективна и рациональна. Она более молодая и осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.


19. Кратковременная память

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.

Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Длительность. Кратковременная память действует в течение 20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.

В случае если информация не вводится повторно или не "прокручивается" в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

Эббингауз - ёмкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это "магическое число" семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот, сорок двадцать, семь, десять).


2. Методы изучения сенсорных процессов

1. Психофизиологический. Позволяет выявить механизмы сенс.пр-ссов, связанных с функционированием н.с. Это достигается с помощью регистрации и анализа вегетативных проявлений ощущений.

2. Психосемантический. Изучение индивидуальных систем, значений и категорий, представлений, эмоционально-эстетических ассоциаций, опосредованных восприятием сенс.признаков объектов. В этих исследованиях, основанных на методах многомерного шкалирования, интервью испытуемых, выявлено, что такое опосредование повышает сенсорную чувствительность человека.

3. Психофизический. Применяют в медицине при диагностике и лечении сенсорных дефектов. При оценке профессионально важных качеств. Оцениваются качества визуальной информации при разработке технических средств, связанных с их восприятием (ТВ, фотография). Также анализируются рентгенограммы с высокой зашумленностью.


32. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен.

Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.

Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию используют следующие подходы:

Тахитоскопия. Строго дозированное и ограниченное время экспозиции. Контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула.

Хронометрия. Измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов. Существуют моторные, вербальные, физиологический реакции.

Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.

Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.

Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала. С помощью эмпирических операций или инъекций вносятся систематические искажения в естественные соотношения между объектом и наблюдателем.

Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.

Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.

Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.


24. Монистическая и множественная модели памяти

Винер разделил память на текущую и постоянную.

Выделил

Оперативную память

Регистр

Буфер

Бродбент предложил модель переработки, в котором перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные центры, которые соответствуют различным модальностям сигналов, где она хранится очень короткое время, а потом передается в следующий блок, где подвергается переработке в вербальную форму, этот блок соответствует кратковременной памяти.

Предложили идею о первичной и вторичной памяти, информация из первичной памяти теряется, т.к. она не затухает. Вытесняются вновь поступившей информацией (интерференция).

Множественная модель памяти, Шифрин

В данной модели информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды.


+сл.страница


Бэдели и Хинч разработали модель оперативной памяти, основываясь на том, что хранение поддерживается в активном состоянии.

Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально специфической, а мультимодальной.

Система состоит из 3-х компонентов:

  1. Центрального исполнительного компонента и 2-х «систем-врагов». Одна из которых специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная).

Согласно модели в артикуляционной петле автоматически поддерживается определённое количество информации.

Это количество зависит от времени необходимой для вокализации материала (1-2 сек.), поэтому ёмкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проявления.

S = C+kR

S – ёмкость памяти

R – скорость чтения
Ck – коэффициенты

Подавление артикуляции влечёт за собой снижение ёмкости оперативной памяти.

Шанин Д.А, - идея оперативного образа – аналога оперативной памяти визуальной модальности, в нем акцентируются признаки объекта, которые существенны при выполнении конкретной деятельности.


5. Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй.

Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения. Это есть его временная характеристика, определяется функциональным состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение возникает спустя латентный период ощущения. Латентный период для разных видов ощущений различен.

Подобно тому, как раздражение не возникает, но и также не сразу исчезает после прекращающегося воздействия раздражителя (зрительное ощущение – остается след в виде последовательного образа).

Существуют положительные и отрицательные положительные образы: положительные остаются после раздражения неизменными (в кино не замечаем периоды перемены кадра, т.к. они заполнены следами последовательных образов). Отрицательные: при ощущении цвета, последовательные образы переходят в дополнительный цвет и возникает отрицательный последовательный образ, это объясняется ослаблением чувствительности сетчатки.

Анализ, осуществляемый, пространственными рецепторами дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.


13. определение памяти

память – способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

Изучая память начали с описания фактов, которые накапливались. Они рассматривались в 2-х аспектах:

  1. Факты, связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации

  2. Изучались факты участия памяти в порождении знании в понимании и построении модели среды.

В контексте памяти в процессе когнитивной переработки, существует несколько способов классификации собственных продуктов памяти, в зависимости от того, как понимается процесс переработки, если он имеет стадиальный характер, то внедряют «мнемические» продукты, характерные для каждой стадии. И именно по этим продуктам выделяют стадии переработки информации.

Мнемические стадии:

- Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

- Хранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

- Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержа­ния психики.

- Забывание

- Припоминание

- Узнавание


12. Основные методы психофизики

Метод границ: Самый прямой метод измерения порога. При определении порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих путях. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать меньше, равен или больше переменный стимул по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула соответствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъявляется и задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать обнаруживает ли он стимул или нет.

Метод установки: Применяется для определения точки субъективного равенства. Позволяет определить, совпадают ли установки наблюдателя с физической длиной переменной линии, находящейся около его глаз. Преимущество в том, что это прямая естественная экспериментальная процедура. Метод простой и быстрый.

Метод постоянных раздражителей: определение стимулов, лежащих в переходной зоне, в которой за одну границу принимаются почти всегда воспринимаемые стимулы, а за другую – почти никогда не воспринимаемые.


21. Основные мнемические процессы

- Запоминание

- Хранение

- Воспроизведение

- Забывание

Эти блоки составляют единую мнемическую систему и не могут быть разделены.

Можно выделить собственные характеристики каждого из этих процессов.

1. Запоминание. Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется 2 подхода: запоминание с 1-го раза, либо насыщенное запоминание.

По длительности запоминание разделяют:

- кратковременное

- оперативное

- длительное

По цели разделяют:

- намеренное произвольное запоминание

- ненамеренное непроизвольное запоминание.

В зависимости от используемых средств в процессе запоминания:

- непосредственное запоминание

- опосредованное запоминание

Существует осмысленное и механическое запоминание.

На процесс и продуктивность запоминания влияют объем информации и осмысленность/бессмысленность материала.

Выделяют подвиды запоминания:

- целое или по частям

- привычное или непривычное

- массированное или распределенное

- Не все то, что успешно прошло через запоминание, вовсе необязательно успешно хранится.

- Известно, что некоторые неважные события неожиданно всплывают в актуальном воспоминании и оказывают влияние на другие когнитивные процессы.

Блок хранения характеризуется 2-мя феноменами:

- ретроградный

- антироградный

Одна информации препятствует хранению другой.

Блок воспроизведения объединяет различные результаты, полученные при разных условиях воспроизведения.

К этому блоку относят:

Узнавание, воспроизведение, припоминание и прочее.

Отсроченное, непроизвольное воспроизведение – реминисценция.

Точность и скорость узнавания зависит от знакомости материала (знакомый материал узнается быстрее, а осмысленный – быстрее).

Ошибки воспроизведения: контаминация (перепутывание) и конфабуляцию (домысливание).

Блок забывания. Его рассматривают как относительно независимый. Характеризуя данный мненмический процесс оценивают темп забывания и точность забывания.

В зависимости от стратегий от определенных этапов переработки, особенно при запоминании.

На забывание влияет:

- Модальность заученного материала (вербальный, образный)

- Осмысленность материала и привычность.

На динамику забывания влияет функциональное и эмоциональное состояние человека.


29. Отличие восприятия от ощущения

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета.

Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства.

По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.


27. Понятие восприятия, функции восприятия

Восприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия:

Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.

Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Рефлекс на отношение — физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними.


  1. Понятие ощущения. Место ощущения в ряду познавательных процессов. Специфика сенсорных процессов.

Ощущении – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств – те мех-мы, с помошью к-х информация об окружающей нас среде поступает в кору г.м. с помощью ощущения отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов (мышечн. ощущ., боль и др.)

Физиологической основой ощущения является деятельность анализаторов (анализатор – активн.орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, из-за чего ощущение является активным процессом. , которые состоят из: рецепторов, проводящих путей, центральных корковых отделов – в них происходит обработка поступивших сигналов. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

Каждому анализатору выделена определенная область: область зрительного анализатора – в затылочных долях, слуховой - в средней части верхней височной извилины.

Ориентировка в окруж.среде осущ-ся с помощью рефлекторного кольца, обеспечивающего обратную связь чел-ка с окр.миром.

Мюллер – теория «специфической энергии органов чувств». Каждый из органов чувств не отражает воздействия внешнего мира, не даёт информации о реальных процессах, протекающих в окружающем мире, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия от внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств.

Гельмгольц – возникающие в следствии воздействия предметов на органы чувств психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Он считал, что воздействие определённого объекта на органы чувств вызывает в сознании знак или символ, воздействующего объекта, но не изображение.

Из этих соображений следует, что человек не может воспринимать объективный мир, и реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые элементы мира.


7. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущения. Интермодальные ощущения и синестезия

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Для возникновение ощущения необходим раздражитель определённой величины.

Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Раздражители, не лежащие в этой величине лежат под порогом ощущений.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущение, тем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.

Различные анализаторы обладают различной чувствительностью. У человека больше всего чувствителен зрительный и слуховой анализатор.

Верхним абсолютным порогом называют максимальную силу раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютного порога изменяется от ряда условий:

– характер деятельности человека

- функциональное состояние рецептора

- сила и длительность действия раздражителя

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную или разностную чувствительность – чувствительность к изменению раздражителя.

П.Бугер, На материале световых ощущений зафиксировал факт, касающийся величины порогов различения. Чтобы мы почувствовали изменение освещенности, надо изменить поток света на определенную величину.

Вебер заинтересовался зависимостью между континуумом ощущений и континуумом вызывающих его физических стимулов.

Сигналы из каждого рецептора поступают не только в его собственное поле, но вызывают возбуждение в сенсорных полях других рецепторов. В зонах каждого ядра имеются рассеянные элементы чужих сенсорных полей. Поэтому модальность ощущений не бывает чистой. Переживание определенной категории ощущения оказывается окрашено интермодальными связями: звукоцветовые, вкусообонятельные и т.д. Интермодальные связи ощущений называют синестезиями. (слуховые распростран.на осязание, вкусовые – на обонятельные, зрит.на осязательн. итд) зел.слух+,красн слух -.


15. Представление о памяти

память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут по­зволить расширить объем запечатленного материала.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают сле­ды памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также опи­сание различных форм процессов памяти, начиная с про­стейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельно­сти, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, су­щественно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения.


3. Происхождение и значение ощущений

Чтобы регулировать поведение с помощью врожденных безусловно-рефлекторных программ, в окружающей среде должны существовать пусковые сигналы – эвокаторы. Эвокаторами служат определённые отдельные элементарные свойства предметов. Например: для птенцов чайки – красное пятно на клюве мамаши. Для зрачкового рефлекса пусковым сигналом является изменение уровня освещенности; для сосательного – прикосновение к слизистой оболочки губ.

Таким образом, чтобы приспособиться к среде с помощью рефлексов, психика должна уметь отражать и различать отдельные простые признаки и свойства предметов окружающего мира.

Организм должен располагать специальными системами для сбора и переработки информации об элементарных свойствах окружающего мира.

Информация не существует сама по себе, она содержится в физических объектах и явлениях, но не в том смысле как их части и свойства. Информация, содержащаяся в тексте – это не буквы.

Соотношение свойств или элементов явления или предмета называют его структурой. Следовательно, информация передается не физическими свойствами, а структурой сигнала.


6. Количественные характеристики ощущений. Психофизика. Практическое значение психофизики

Почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, которые физика достаточно изучила и не как ряд электрических импульсов в нейронных цепях. На эти вопросы пытается ответить психофизика. Сенсорные процессы нам необходимы не столько для построения осознанной картины мира, сколько для непрерывной неосознаваемой адаптации к изменениям в среде.

Физическим сигналам соответствуют определённые психические образы.

Основные характеристики физического мира:

Физические характеристики сигналов определяют характеристики соответствующих анализаторов и свойства психических кореллятов. Самые общие из них: Энергия – определяет интенсивность сигнала, который соответствует интенсивности ощущения (яркость, громкость). Частота – комбинация временных и пространственных характеристик сигнала (высота звука или уровень света). Мощность – количество энергии в единицу времени (вспышки или хлопки). Концентрация – сочетание энергии и пространства – значима для анализаторов, работающих на химических процессах. Модуляция – изменение во времени характеристик сигнала (частотная, амплитудная, фазовая).

- анализаторы разных модальностей отличаются по объему воспринимаемой информации.

Построение сенсорного образа:


Дистантный стимул – физич.источник сигнала – свет или звук. Проксимальный стимул – сигнал, непосредственно вызывающий раздражение анализатора. Раздраж.анализ-ра вызывает физиологич.пр-сс перекодировки инф-ции в коды нерв.сигналов, в рез-те чего возбужд.соответств-е части коры г.м., формир-ся чувств.ткань образа. Затем в работу включ. Целостн.структура психики. Единичн.пр-сс воспр-я заканчив-ся вычленением предметного содержания образа. Между начальной фазой процесса – дистантным стимулом и завершающей – предметным содерж-ем образа устанавливается тождество непосредственной данности.


17. Развитие памяти

Первоначальным проявлением памяти являются условные рефлексы. Затем память отчетливее проявляется когда ребенок начинает узнавать предметы. При этом промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета должен быть небольшим. Позднее допускается увеличение этого промежутка времени.

Прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, позже обнаруживается воспроизведение. В предошкольном ребенок не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие памяти происходит в играх. Проявление памяти связано с интересами ребёнка. В предошкольном возрасте дети понимают что они запоминают.

Процессы обучения вынуждают запоминать не то, что интересно. Под воздействием обучения запоминание приобретает более произвольный характер и становится более активным.

Использование особых техник запоминания, планирования деятельности помогают развитию памяти. Амнезия – утрата способности сохранять и воспроизводить информацию. Вначале забываются факты, затем чувства а потом привычки.


31. Свойства восприятия

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно но ВЫМ характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.

Избирательность — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия — способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперценция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые чело веком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных чело веку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих

их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в

данный момент не воспринимаются.


16. Репродуктивное и конструктивное запоминание. Метод последовательного припоминания

Динамическое сохране­ние проявляется в оперативной памяти, а статическое — в дол­говременной. При динамическом сохранении материал изме­няется мало, при статическом, наоборот, он обязательно под­вергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной па­мятью, происходит под влиянием той информации, которая не­прерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в раз­личных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материа­ла, в обобщении его. Все это обнаруживается при воспроизве­дении. Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности, чем заучивал его, упускает детали, при­вносит что-то новое, обобщает. Обобщение характеризует бо­лее высокую ступень осмысления изучаемого материала.


3. Рефлекторная природа. Происхождение ощущения. Значение ощущения в жизни человека

Предметы и явления действительности (раздражители) --- > воздействие раздражителя на органы чувств (раздражение) --- > возбуждение.

Ощущение – это есть реакция н.с на раздражитель. Физиологической основой ощущения является деятельность анализатора.


33. Роль моторных компонентов восприятия

На вопрос о специфичном вкладе моторики в формировании и функционировании чувственного образа даются разные ответы. Одна из позиций рассматривает кинестетические ощущения в качестве источника основы пространственного чувственного образа (моторная теория восприятия).

В основе теории лежат факты о процессах ощупывания и рассматривания в целях опознания. Когда пальцы следуют по границам предъявляемого объекта, а глазные фиксации распределены на углах и контурах фигур и на наиболее значимых зонах объекта.

Было установлено, что при рассмотрении сюжета испытуемый вновь и вновь перемещает взор мо одинаковой траектории.

Во внутреннем отображении объекта его отдельные элементы связаны между собой в последовательное кольцо признаков.

Зинченко и Ломов изучали функции движения глаз. Выделили гностическую (измерение, контроль) и вспомогательную (ориентировка, поиск, установка глаза в оптимальное положение).


37. Теории восприятия


28. Физиологические основы восприятия

Являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Интегрированные отделы коры г.м., завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами, их функции отличаются от функций проекционных зон. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает центральная слепота, с повреждением интегративной зоны, человек видит определённые цветовые пятна и контуры, но он не понимает, что видит.

Физиологическая основа восприятия связана с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

Павлов открыл рефлекторную основу восприятия. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре полушарий мозга при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов и явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (величина предмета, вес и пр.)

Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа не возможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Нейроны-детекторы — высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

Рефлекс на отношение — физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенности отношений между ними.


22. Формы памяти

Произвольная / непроизвольная

У разных авторов эти формы различны. Они отражают факт намеренности или ненамеренности того или иного мнемического процесса.

Если при рассмотрении блоков акцент ставят на используемых мнемических средств, то говорят об опосредованном или непосредственном запоминании и воспроизведении.

Если на 1-й план выходят преимущественно продуктивность запоминания, то говорят о процедурной декларативной памяти, эпизодически-семантической.

Если имеются в виду взаимозависимости между блоками хранения и воспроизведения, то выделяют осознаваемую и неосознаваемую.

Во всех видимых дихотомиях (парах) одна форма памяти отражает факт ненамеренного запоминания, хранения информации, вторая связана со специальной мнемонической задачей.


Если кратковременная и долговременная памяти были единой памятью, то они бы поддались единым законам, т.е. одни и те же факторы должны были показывать сходные действия на мненмические результаты.


Оказывается, что число повторений не влияет на результат воспроизведения при отсрочке в 2 секунды, то при отсрочке в 8 секунд – уже зависит.


Испытуемый не в состоянии вспомнить отдаленные события, но обнаруживает сохранность воспроизведения, если опрос производится сразу после шокового события.


41. Экологический подход к восприятию. Восприятие как извлечение информации

Дж.Гибсон – Принцип установки этого подхода состоит в том, что восприятие существенным образом определяется условиями обитания и способом жизнедеятельности и условиями обитания человека. Объектом восприятия является не пустое геометрическое пространство, а окружающий мир, который описывается в терминах среды: поверхностей и веществ (свет распределяется не по закону геометрической оптики, а по законом экологической оптики).

Воспринимаемые экологические объекты, которые всегда значат для наблюдателя прежде всего: опора, открытое пространство или укрытие, изолированные или прикрепленные объекты (изогнутости, выпуклости), существуют искусственные объекты, созданные для показа (рисунки, кино), которые сохраняют некоторые свойства реальных объектов.

Таким образом, не стимул, а содержание в экологическом мире информации является потенциальным источником для восприятия.

Теория непосредственного восприятия, по Гибсону, - восприятие осуществляется активным наблюдателем, активность понимается как свобода в выборе деятельности и в том, что при осуществлении движений неясный образ можно уточнить.