Реферат: Психология бюрократии
Название: Психология бюрократии Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Московский Государственный Социальный Университет Институт Социологии Контрольная работа Кафедра « Социальная психология » Психология бюрократии. Студента 2 курса факультета социологии Иванова Михаила Москва - 1997 год. Прежде всего сама трактовка темы реферата предполагает обращение к изучению психологии групп. Однако, изучив литературу по данному вопросу, я прихожу к выводу, что бюрократия не является ни группой, ни тем более классом, в том смысле, какой психология вкладывает в это слово. Бюрократия как таковая не тождественна организации и организованности вообще Бюрократия ( фран. bureaucratie, букв. - господство канцелярии, от франц. - бюро, канцелярия и греч - сила. власть, господство ), специфическая форма социальных организации в обществе существо которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решении большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения Проблемами положения бюрократии в обществе занимались многие виднейшие социологи, среди которых и Карл Маркс, и Макс Ведер, и Вильгельм Вундт. Среди ученых были совершенно различные взгляды на бюрократию и ее роль в обществе, а так же ее психологические характеристики. Так, по Веберу «Б юрократия — это типичный пример легального господства. Она основывае тся на следующих принципах: 1) существование определе нных служб, а стало быть, компетенций, строго опре де ленных законами и прав илами таким образом, что их (ф ункции че тко разграниче ны, как и власть принимать ре шения в целях выполнения соотве тствующих задач: 2) защита служащих в выполнении их (ф ункций в соотве тствии с тем или ин ым положение м (не сме няемость судей, например). Как правило, служащим становятся н а всю жизнь, и государственная служба становится основной прогре ссие й, а не второстепенным занятие м, дополняющим другую работу; 3) иерархия в выполнении функций, что подразуме вает че ткую административную структуру, разграничивающую управле нческие пос ты и подчине нн ые подразделения с возможностью обращен ия высших руководящих инстанций к низшим: обычно в такой с труктуре соблюдается единоначалие , а не колле гиальное руководство и налицо тенденция к максим альной це нтрализации влас ти: 4) подбор кадров п роизводится на конкурсной основе по прохождении экзаменов или по предпочтению дипломов, что требует от кандидатов наличия соответствующего специализированного образ о вания. Как правило, функци онер назначае тся (реже избирае тся) на основе свободного отбора на контрактной основе ; 5) регулярная оплата труда служащего в виде фи ксиров анной заработной платы и выплаты пенсии при уходе с государственной службы; размеры оплаты устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, учи тывающим внутреннюю администра тив ную иерархию и уровень ответственности служ ащег о: 6) право контроля со стороны администрации з а работой подчи ненных (скаже м, путем создани я контрольно-ди сцип линарной комиссии); 7) возможность продвижения по службе на основе оценки по об ъек тивным критериям, “ не по усмотре нию адми ни страци и ” полное отделение вып олняемой функции от личнос ти слу жащег о. поскольку никакой служащи й не может быть со бственником свое го поста или средств управления. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой является политический, моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Когда мы говорим бюрократ, то представляем себе человека в нарукавниках со строгим, несколько отсутствующим видом. У нас подсознательно складывается довольно нелицеприятное отношение к нему. Бюрократ выполняет свои профессиональные обязанности, обособленные от его личности. Имея дело с кассиром банка, сидящем возле своего окошка, мы обращаемся не к личности, а к безымянному исполнителю какой-либо функции. Нас даже несколько шокирует, если какая - либо канцелярская служащая захочет обменяться со своей соседкой замечаниями личного характера. Административный служащий должен исполнять свои профессиональные обязанности, не имеющие никакого отношения, например, к детям, к отдыху. Такого рода обезличенность составляет основу бюрократической природы: здесь каждый теоретически должен знать законы и поступать в соответствии с абстрактными положениями жесткого порядка. Формы бюрократии менялись в связи с изменениями социально-экономических форм устройства общества. Она характерна не только для западного обества, но и для восточного. Египет периода нового царства, китайские империи, Римская католическая церковь, европейские государства - все они имели свою бюрократию на подобие той, какая сохраняется на крупнейших современных капиталистических предприятиях. В нашей стране слова бюрократия и коррупция стали почти тождественны, и поэтому люди представляют бюрократию, как один из главных бичей общественного развития, что совершенно неверно. Бюрократия же представляет собой часть государства, без которого оно давно стало бы неуправляемым. Но, в связи со своими специфическими функциями, бюрократия не может иметь некую психологическую форму и признаки. |