Реферат: Словарь
Название: Словарь Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | ||||||||||||||
Тема 1: Предмет и задачи психологии и педагогики. Методы психо-педагогического исследования. Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение) — наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Психика (от греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов. Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения. Парапсихология (от греч. para – возле, около) — научная дисциплина, изучающая взаимодействия человека с окружающим миром, не вписывающиеся в общепринятую картину мира. Психогенетика — раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики определяются наследственностью в значительной степени. Психосемантика (от греч. semantikos – обозначающий) — раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств. Психофизика — раздел психологии, основанный Г. Фехнером, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических функциях. Психотехника — ранний этап развития психологии труда и инженерной психологии, главной проблемой которого была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В.“Штерна (1903) и Г.“Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде всего с именем И.Н.“Шпильрейна; наиболее широкое распространение получила в 20–30“гг. После постановления „О педологических извращениях в системе наркомпросов“, в котором была осуждена практика использования тестов, все психотехнические учреждения СССР были ликвидированы. Проекция (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик. Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность. Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. Гештальтпсихология
— психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
Эго–психология
(от лат. ego – я + греч. psyche – душа + logos – учение) — психологическое направление, которое начало оформляться в 30–е гг. XX в. на основе классического психоанализа. Основными его представителями являются А. Фрейд, Г. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон. В противоположность принципу удовольствия психоанализа здесь на первый выдвигается проблема адаптации индивида к окружающему миру. И если в психоанализе „эго“ понималось как производное от бессознательного и направленное на обеспечение нужд „оно“, то в эго–психологии „эго“ независимо от „оно“ и имеет врожденный источник. По Гартману, и „эго“ и „оно“ возникают как дифференциация исходной матрицы новорожденного ребенка; по Глоуверу, у новорожденного уже существует „эго“ как набор инстинктивных интенций, которые в процессе психического развития структурируются за счет образов внешнего мира; по Спитцу „эго“ формируется во взаимодействии прежде всего с матерью. Сублимация — форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность. Ассоциативная психология
— психологические направления, в которых единицей анализапсихики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.
Глубинная психология — ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно–эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию. Фрейдизм — психологическое направление, разработанное З. Фрейдом, основанное на понятии либидо, включающее в себя технику психоанализа. Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.
Ассоциационизм – психологическое учение, использовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений. А. Господствовал в психологии XVIII – XIX вв. ДРУГАЯ ТЕМА Антропоморфизм — стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.
Экстерорецепторы — рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных ощущений). Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г. Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность. Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
Генотип (от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) — совокупность особенностей индивида, которые могут быть проинтерпретированы как проявление генетических, наследственных факторов. НАВЫК, а, м. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чемун. Н. в работе. ЭМБРИОН (греч. embryon), то же, что зародыш животных и человека. ЭКТОДЕРМА (от экто... и дерма), 1) наружный зародышевый листок многоклеточных животных. Из эктодермы образуются кожный эпителий, нервной системы, органы чувств, передний и задний отделы кишечника. Ср. Энтодерма, encyclop.asp?Topic=topic_med186Мезодерма. 2) Наружный слой стенки тела у кишечнополостных. ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или центробежные, нервные волокна. Ср. Афферентный. ЭНТОДЕРМА (от энто... и де рм а), 1) внутренний зародышевый листок многоклеточных животных. Из энтодермы образуются эпителий кишечника и связанные с ним железы (поджелудочная, печень и др.), плавательный пузырь, легкие. Ср. Эктодерма, encyclop.asp?Topic=topic_med186Мезодерма. 2) Внутренний слой стенки тела у кишечнополостных. МЕЗОДЕРМА (от мезо... и дерма) (мезобласт), средний зародышевый листок у многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных) и человека. Из мезодермы развиваются мышцы, хрящи, кости, органы крово- и лимфообразования, выделения, половые и др. Ср. Эктодерма, Энтодерма. C ЕНСИБИЛИЗАЦИЯ (от лат. sensibilis чувствительный), в биологии повышение чувствительности организма животного и человека (или отдельных органов, напр. органов чувств) к воздействию каких-либо раздражителей (главным образом химических). Сенсибилизация лежит в основе ряда аллергических заболеваний. СИНЕСТЕЗИЯ (от греч. synaisthesis соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (напр., «цветной слух» звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.). Инстинкты животных (от лат. instinctus – побуждение) — генетически запрограммированные формы поведения животных, связанные прежде всего с пищевой, защитной, репродуктивной сферами, характерные для данного вида. Импринтин г — понятие, введенное К. Лоренцом, обозначающее раннее запечатление у животных. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей Тропизмы ( от греч. tropos – поворот, направление) — изменения направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей. Таксисы (от греч. taxis – порядок, расположение) — инстинктивная форма пространственной ориентации животных, в соответствии с которой они начинают двигаться либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы). Онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни. Филогенез — понятие, введенное Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. Тема4: Внимание как сквозной пс процесс. Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Ориентировочный рефлекс — комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфа–ритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. Доминанта (от лат. domimns – господствующий) — понятие, предложенное А.А. Ухтомским, обозначающее господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит „переключение“ раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. За счет этого возбуждение „накапливается“, а работа других нервных центров тормозится. Произвольное запоминание — запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти.
Произвольное внимание - обусловленное постановкой сознательной цели. Непроизвольное внимание - представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Распределение вним - см лекцию Постпроиз вним - см лекцию Тема5: Мышление как высший познав пс процесс. Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) — когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) — расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) — мыслительная операция. Заключается в соединении различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) — процесс логического вывода на основании перехода от общих положений к частным. Индукция (от лат. inductio – выведение) — процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Проблемная ситуация — осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.
Умозаключение — установление связи между какими–либо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного поля. Суждение — выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме. Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Сравнение - см лекцию |