Реферат: Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета
Название: Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. § 1. Основные формы общения в Интернете и их особенности. § 2. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов.Специфика общения в чате. § 3. Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете. § 4. Феномен Интернет – зависимости и его анализ. 4.1. Понятие и критерии Интернет – зависимости. 4.2. Причины Интернет – зависимости. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ. § 1. Социологические исследования поведения в Интернете. § 2. Виртуальное обучение: настоящее и будущее. § 3. Проблема девиантного поведения в Сети. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ Собака, сидя за компьютером, говорит своей соседке: ВВЕДЕНИЕ Н
еоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. 1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален. 2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере. 3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. 4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста , которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). 5. Cтремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения. П ричиной обращения к Интернет как инструменту общения может быть: 1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни. 2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста. Цель данной работы – обратить внимание на проблемы, возникающие в процессе общения в Интернете, а также на специфику этого общения. Это очень актуальная тема в наш век информационных технологий, когда ни одна сфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации в том числе и через Интернет. В работе использованы материалы из статей Елены и Вадима Нестеровых «Чаты и некоторые вопросы филологии», «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете», Ю. М. Лотмана «Нам все необходимо…Лишнего в мире нет», А. Е. Войкунского «Общение опосредованное компьютером». Они обращают особое внимание на специфику общения в Интернете, выделяя отличия такого способа коммуникаций от всех остальных. О культуре в Интернете рассказывают И. Паровозов в статье «Разговорчики в статьях» и Р. Лейбов «Язык рисует Интернет». Во второй главе использованы материалы из работ американский и английских психологов и социологов, а также выдержки из диссертации кандидата психологических наук А. С. Волович «Особенности социализации выпускников средней школы». В первой главе мы подробно рассмотрим все формы общения в Сети и подробно остановимся на специфике общения в чатах, рассмотрим психологические аспекты этой специфики, а также подробно проанализируем, что есть Интернет-зависимость, ее критерии и причины возникновения. Во второй главе приведены данные социологических исследований в Сети, а также рассмотрена проблема девиантного поведения в Интернете. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. § 1. Основные формы общения в Интернете и их особенности. М ожно выделить следующие формы общения в Интернете: -телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. [1] Н аиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в конференции relcom.fido.su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей). В чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету. В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть. В се названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладает такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов" (которых существует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys), физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому "в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед с пользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью[2] , а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности. Д ругое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира"[3] . Келли также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы - собака"[4] . Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору. § 2. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате. А
лександр Житинский когда-то определил чат следующим образом: "Специфическая форма общения на Web'e, называемая IRC (Internet Relay Chat), или просто chat (беседа, болтовня). Это когда в одном месте, на каком то сайте происходит встреча двух или нескольких пользователей в реальном времени. С
айт выполняет роль грифельной доски, на которой пишут послания и передают друг другу". Хотя в последнее время "классические" IRC практически вытеснены "веб-чатами", которые являются уже несколько иным видом программ, достаточно далеко ушедшим от своих "прародителей" IRC, суть явления осталась той же. У нас, у чатлан, На экранах фреймов - Премного, и пол у нас разный. И юмор у нас суперклассный.[6] Ч
то имеется в виду под "мало располагающими условиями?" Дело в том, что межличностное общение в реальности и в чате существенно отличается. В чате вам придется усвоить совершенно иные формы и принципы общения. С
равните два высказывания: Вот ник написал свой как собственный name, Слегка попотев над password'ом. И чувствуствую я, что сейчас будет ОК, Когда полетят чат-аккорды. У этих чатлан Все ники - обман, - Тут с ними нельзя состязаться: То явятся, то растворяться....[8] ё М
ы достаточно подробно остановились на специфике чатовского общения, однако вопрос остался открытым - чем, при всех упомянутых сложностях общения, объяснить популярность чатов? И з "ников", встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Папа Карло, Муми-Тролль, Саруман[13] , Мага, несколько Остапов Бендеров, Винни-Пухов и Гендальфов[14] ). Есть откровенно панковские (Мразь, Психи, Прикол). Есть богатый животный мир (Коза, Собака30, Овчарка, Микроб). Есть социальные статусы (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант). Есть термины бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Холодильник)... Разумеется, преобладают имена собственные и производные от них клички: целое полчище Олегов и Олежек, Тань и Татьян, Максов, Максимов и Максиков, Ирочек, Ирин и Иришек".[15] Т от факт, что в Интернет люди создают себе некие "виртуальные личности", создает дополнительные возможности для изучение идентичности. "Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью".[16] Ф
актически смена имени есть тот обряд, который знаменует собой переход в иное состояние. Б. А. Успенский отмечал, что ситуация смены имени сводится к общему стремлению приобщиться к известному социуму, либо выйти из социума.[17]
Фактически смена реального имени на карнавальное призвана фиксировать выход из реального и примыкание к некоторому виртуальному социуму. Интересно, что в русской культурной традиции существовало несколько ситуаций смены имени - когда человек вступал в жесткое дисциплинарное пространство (поступление в солдаты, семинарию), либо когда человек посвящал себя театру, цирку и другим видам искусства, то есть попадал в стихию карнавальности и игры. И
так, карнавальная составляющая является одним из важнейших факторов, обуславливающих феноменальную популярность чатов. Но ни в коем случае не единственным. § 3. Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете. Б олее конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, полученным при помощи личностного семантического дифференциала (данные исследования предоставлены поисковой системой APORT ! ), виртуальная личность подростка (она же - самопрезентация в Интернете) более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным "Я". Эту же особенность отмечают и преподаватели компьютерных клубов - по словам одного из них, "дети там (т. е. в Интернете) отрываются". Характерно, что "отрываются" далеко не все дети - наряду с теми подростками, которые большую часть времени проводит в чатах, есть и те, которые чатами не увлекаются, а все больше скачивают из Интернета небольшие программы или же ищут информацию, "роясь в мусоре с помощью крючьев - альтавист и палок- рэмблеров".[19] Более того, есть подростки, которые, несмотря на возможность свободного доступа к Интернет, в Интернет принципиально не выходят, мотивируя это тем, что "там нет ничего интересного". Отсюда возникают следующие вопросы: 1.Какие характеристики личности (реальной) ведут к тому, что человек в сетевой коммуникации начинает конструировать непохожие на него виртуальные личности (часто не одну, а несколько); 2.Почему виртуальная личность наделяется определенными свойствами. Г ипотетическим объяснением того, почему одни люди конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть степень социальной ригидности личности. Выделяется два основных типа социальной ригидности . Первый - это ролевая ригидность (или ригидность "Я" - концепции), которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, "упорствует в определенных видах ролевого поведения". Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах). В исследовании А.С. Волович (1990) говорится о том, что "для неригидного усвоения групповых норм необходимо, чтобы социальное "Мы" человека было достаточно широким, а не ограничивалось идентификацией с отдельной группой. Это обеспечивается за счет наличия большого числа референтных групп и свободы выхода из них".[20] Здесь необходимо упомянуть, что в социальной психологии выделяются такие аспекты идентичности личности, как личная идентичность и социальная идентичность . Причем поддержание позитивной идентичности в целом может осуществляться как за счет поддержания позитивной личной идентичности, так и за счет поддержания позитивной социальной идентичности, в зависимости от того, какой аспект идентичности в целом является преобладающим. И сходя из этого, можно предположить, что люди, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, которые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной ригидностью. Относительно идентичности этих двух групп людей можно сделать следующие предположения: · Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичности вообще не является преобладающим аспектом, и позитивная идентичность в целом поддерживается за счет позитивной личной идентичности. · Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности. К онструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я" представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. С уществует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений.[21] Келли говорит, что "безусловно, мы осознаем то, что мы ведем себя по-разному в разных ситуациях. Идея об обладании множеством "Я" относительно нова, но уже достаточно популярна. Например, в своей книге "Life on the screen: Identity in the age of Internet" (Жизнь на экране: идентичность в век Интернета) Sherry Turkle пишет:"Не так давно стабильность была социально ценной и культурно поощряемой. Ригидные половые роли, повторяющийся труд, надежда на то, что на одной работе или в одном городе можно оставаться всю жизнь, - все это делало последовательность (согласованность) центральным в определении здоровья. Но эти стабильные социальные сиры были разрушены. В настоящее время здоровье описывается скорее в терминах текучести, чем стабильности. Основное значение имеет способность меняться и приспосабливаться: к новой работе, новому направлению карьеры, новым половым ролям, новым технологиям".[22] Э та констатация хорошо соотносится с "текучестью" и возможностью выбора способов действия и самовыражения в Интернете.[23] О чевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной. Э то порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, презентировавшись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Н о оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction). § 4. Феномен Интернет - зависимости и его анализ 4.1 Понятие и критерии Интернет -зависимости «Люди ночи» Вы знаете, никогда не ведите себя с людьми, живущими по ночам так, как с обыкновенными, дневными людьми. Люди, живущие по ночам меняются медленно и не слишком заметно, но все же.. Все же они видят этот мир по-другому. Мы, те кто сидит по ночам за машинами отличаемся от обычных людей еще разительнее. Вокруг нас нет живых, как это происходит в клубах и на различных сборищах. Нет, мы общаемся сами с собой и тенями других. Хотя последнее - достаточно спорно, ведь машине человек часто может доверить то, что никогда не доверит людям вокруг. мы, люди сумерек видим всех остальных в том обличье, которое никогда не появится на свету. Мы снимаем маски с самих себя, одновременно сдирая их с Вас. Вы можете быть хорошими матерями и добрыми, вежливами людьми днем, но ночью у Вас будет шанс обнажить то, что спало в глубинах, и мы сможем заметить это. Мы ненормальные днем именно потому, что слишком нормальные ночью, у нас немного шансов вернуться в реальность, потому что там, где Вы говорите о виртуальности зародилась новая жизнь и новая правда. Не доверяйте людям ночи днем, лучше попробуйте прийти к ним ночью. Автор Daos[24] Я вление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется как "навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line (не в Интернете), и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line (в Интернете)". Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости. К имберли Янг приводит 4 симптома ИЗ (Интернет-зависимости): · Навязчивое желание проверить e-mail · Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет · Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет · Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.[25] Б олее развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих: 1. Толерантность. 1.1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает 1.2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается. 2. Синдром отказа. 2.1. Характерный "синдром отказа": 2.1.1. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет 2.1.2. Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца): · Психомоторное возбуждение · Тревога · Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет · Фантазии или мечты об Интернет · Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре. Симптомы, перечисленные в пункте 2 , вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности. 2.2. Использование Интернет позволяет избежать симптомов "синдрома отказа". 3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано. 4. Существуют постоянное желание и/или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернет. 5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернет (покупку книг про Интернет, поиск новых браузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов). 6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернет. 7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные(супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности значимыми другими). М арк Гриффитс делит Интернет - зависимых на две группы, выделяя аддиктов (зависимых) первого и второго порядков. А ддикты 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них главным. Компьютер для них - средство получить социальное вознаграждение. А ддикты 2-го порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к машине - симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.).[26] В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финасовом статусе, а также социальные проблемы (Egger, 1996). Morhan-Martin (1997), Scherer (1997), также установили, что студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым ими использованием Интернет.[27] 6.2 Причины Интернет - зависимости[28] К .Янг, исследуя Интернет[29] - зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%) (см диаграмму 1). Приведенные сервисы Интернет можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет - зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. П оскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет - зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет - зависимых не выделялись. О тносительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет - зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования (см диаграмму 2). П о данным Янг, Интернет - зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих , получения признание окружающих. С оциальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи". Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" за счет позитивной социальной идентичности. П о мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет - зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах, наркотиках и т.п. В реальной жизни Интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам. В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми и потому, что идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована. К роме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Sh. Turkle, "компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация) создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы".[30] Далее, потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места жительства. У худшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-зависимости. Наконец, Интернет-зависимость может вызываться психопатологией: Кимберли Янг установила, что различная степень депрессии коррелирует с Интернет - зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности. О тносительно мотивации использования Интернет второй группой людей (Интернет-зависимых, использующих преимущественно те сервисы Интернет, которые связаны с поиском информации) по результатам исследования К. Янг нельзя сделать никакого однозначного вывода. В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых висит на общении ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. То есть, общение в Интернет, предположительно, обладает некоторыми характеристиками, которые сводят на нет причины трудностей в реальном общении. Для более полного понимания феномена Интернет-зависимости необходимо обратиться к другим видам зависимостей. Действительно, К. Янг и И. Голдберг говорят о сходстве Интернет-зависимости с навязчивым стремлением к азартным играм и с патологическим обжорством (булимией). Возможно более глубокое понимание феномена Интернет-зависимости через выделение определенных свойств личности, которые делают ее предрасположенной к формированию различных видов зависимости вообще, а также через сопоставление различных видов зависимости (наркозависимостей, патологического влечения к азартным играм, булимии, со-зависимости и т.п.) и выделение некоторых общих закономерностей формирования зависимости. ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ. § 1. Результаты исследования поведения в Интернете. Общая информация.
Социально-демографический состав респондентов. Пол. Около 25 % опрошенных - женщины, и около 75 % -мужчины (выборка несколько смещена результатами анонса в Фидо). По результатам анонса в Интернете женщин среди опрошенных - 27,8 %, а мужчин - 72,2 % (см диаграмму 3), что соответствует результатам, полученным относительно социально-демографического состав пользователей Интернета Gallup Media. Среди ответивших из Фидо мужчин больше, и с этим связан сдвиг выборки по полу. Возраст. Время, проводимое в Интернете в неделю. Стаж использования Интернета. Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное социальное окружение, дало следующие результаты: А.
Женщины по сравнению с мужчинами
: Б.
Чем старше респондент
, тем более вероятно, что: § 2. Виртуальное обучение: настоящее и будущее Сейчас много говорят о перспективах дистанционного обучения. В какой мере, на ваш взгляд, обучающая программа или удаленный в пространстве преподаватель, общающийся с учениками через Сеть, может заменить живое присутствие учителя? И в какой степени не может? Дистанционное взаимодействие учителя и ученика безусловно подразумевает их "живое присутствие". Учитель, обращающийся к ученикам с помощью текста, графики и других компьютерных средств, неизбежно вкладывает в них свою сущность, свою душу, своё "я". Одно и то же слово, например, слово "жизнь", написанное человеком или сгенерированное машиной, имеют различную энергетику и отличаются по своему воздействию так же, как живописный оригинал картины отличается от её репродукции. Проблема живого присутствия учителя в образовании характерна не только для дистанционного, но и для традиционного обучения. Не секрет, что можно встретить учителей, которые весьма отчуждённо выполняют свои функции, присутствуя на уроках формально, а не "вживую". Дистанционное обучение, кстати, давно используется в традиционном учебном процессе. Например, ученики читают книги, изучают законы или слушают музыку, а авторы этих произведений могут быть значительно удалены от них во времени и пространстве. Как вы оцениваете влияние новых информационных технологий (компьютерные учебные программы и игры, мультимедийные CD-ROMы, Интернет) на формирование психологии и мировоззрения школьников? Компьютерные игры привлекают детей прежде всего своей интерактивностью, то есть возможностью совершения определённых действий, требующих быстроты, ловкости, смекалки. Успех компьютерных игр у подростков достигаются благодаря интенсивной деятельности, которую предполагают эти игры. К сожалению, интерактивных учебных программ сегодня почти нет. Чаще всего на отечественных CD-ROMах встречаются "обучалки", отличающиеся от привычных бумажных учебников лишь некоторыми мультимедийными средствами, но не возможностью ученика самореализовывать себя. Дистантные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения. Открытость дистантных форм деятельности безусловно расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых чувств, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet. Отдельная проблема - мировоззрение человека в виртуальном мире. В чём будут состоять особенности взглядов на мир выпускника виртуальной школы? Какими личностными чертами будет обладать этот человек? Виртуальный и реальный мир - в чём сходство и отличие их целей и ценностей? Виртуальное образование - что это такое? Ответы на эти вопросы могут дать лишь комплексные научно-практические исследования в будущем. Для регулирования доступа детей к определённым частям Сети существуют специальные программы, практикуемые в семьях на западе: Cyber Patrol (www.cyberpatrol.com), Net Shepherd's DaxHound (www.netshepherd.com), SafeSurf (www.safesurf.com), Cybersitter (www.solidoak.com). Встроенная функция "родительского контроля" есть в Internet Explorer 3.0 (вкладка Security). Учебный Интернет в России на первом этапе будет создаваться скорее всего хаотично, по инициативе наиболее "продвинутых" школ, вузов и педагогов. Упорядочивание его содержания произойдёт после того, как будет наработан первичный материал. Тогда к этой работе подключатся административные, научно-исследовательские и массовые образовательные структуры. Дистанционное образование в ближайшие 2-3 года будет носить характер дополнительного, и лишь затем, начнёт представлять собой полноценную форму образования, эквивалентную очной форме обучения. Детский Интернет вряд ли выделится в отдельную структуру. Скорее всего он будет интегрирован в систему общего дистанционного образования и услуг. Возможные области Учебного Интернета могут быть следующие: а) коммуникация учеников, учителей, школ с целью самоопределения и завязывания знакомств; б) дистантные образовательные проекты (базы данных, условия участия в них и др.); в) дистантные курсы - дополнительные, базовые, подготовка в вузы; г) система тестирования, дистантные формы выпускных и впускных экзаменов; д) виртуальные классы и школы с комплексным дистантным образованием; е) система учительской подготовки - дистантные семинары, банки педагогических находок, базы данных по различным методикам, дистантная аттестация учителей; ж) дистантное студенческое обучение, з) родительские страницы и т.д. Актуальной проблемой Учебного Интернета является дистанционное творчество учеников. Этой проблемой занимается Дистанционная школа творчества, открытая на Web-сайте Redline. В планах школы - проведение эвристических олимпиад и конкурсов, школьных творческих проектов, учительских семинаров.[31] § 3. Проблема девиантного поведения в Сети. 3.1. Виртуальные романы. Если "виртуальная дружба", по сути, мало чем отличается от приязненных отношений в реальной жизни, то "виртуальная любовь" - более самобытное и интересное явление, не случайно "виртуальные романы" вызывают пристальный интерес и у журналистов, и у самих "виртуалов". Редкая сетевая конференция со свободно задаваемыми темами для обсуждения обходится без дебатов по поводу этого явления. Возможно, одна из причин столь пристального внимания - это то, что, наряду с интернет-зависимостью, "виртуальные романы", достаточно сильно отличающиеся от реальных, обычно вызывают состояние тревожности - интуитивное понимание "инаковости", "отличность" переживаемого состояния от знакомых и уже испытанных чувств вызывают непонимание ("Что же со мной происходит?") и, как следствие, тревожность. «У меня виртуальный роман был только однажды, и уж я постараюсь такого не повторять.... это сумасшествие... когда ты в ожидании чуда просматриваешь список присутствующих в ожидании человека и готова выкинуть комп из окна каждый раз, когда у него падает связь, а если он может ходить в инет только с работы, а у тебя совещание??? и вообще... в какой то момент начинаешь исключительно остро чувствовать каждый метр вас разделяющий, а таких о-го-го как много... да... просто потрясающи ощущения когда вам таки удается пообщаться, но их так мало... единственное на что у меня хватило сил, это запретить себе появляться днем в отеле... я знаю что, возможно, ему было еще сложнее, он обиделся, может даже оскорбился, но я до сих пор уверена что сделала единственный правильный выбор, иначе бы мы оба сошли с ума... просто к тому моменту любую радость встречи отравляли мысли о том, что может порваться связь и мы практически бессильны перед расстоянием» 3.2. Секс и порнография в Сети У нас в России эта тема по-прежнему считается неприличной. Об этом можно поговорить в компании близких друзей, но выносить свое мнение на суд публики!.. Бессмертное откровение "У нас секса нет!", похоже, здравствует и поныне. "Интернет" же и по этой части показывает большую открытость западного народа: по некоторым оценкам, до трети сетевого трафика занимает порнография. Это и бинарные телеконференции, в которых можно найти эротические фотографии, и мультимедийные ролики, и странички на WWW, посвященные сексу. Кроме собственно порнографических страничек приходится наблюдать на WWW "Кама Сутру", учебник по сексу, созданный врачом-сексопатологом... А сколько здесь материалов, посвященных безопасному сексу! Понятно, что все эти странички весьма эффектно иллюстрированы... К слову, сейчас в конгрессе США проходят слушания по вопросу порнографии в "Интернете". Ибо это действительно абсолютно неконтролируемый канал передачи и продажи подобной продукции. Но, как говорят у нас, под статью это подвести будет трудно: ведь у себя держать подобные материалы дозволяется, нельзя их распространять. А распространения-то, юридически говоря, тут как раз и нет. Просто любитель "клубнички" не закрыл к себе дверь, а кто-то, воспользовавшись этим, зашел и начал разглядывать все эти прелести, попутно копируя кое-что себе. В общем, пока добились только одного: когда вы заходите на заглавную страничку сервера, содержащего подобные материалы, на экране появляется надпись, что сервер содержит фотографии, скажем так, обнаженной натуры, и, если вам нет 21 года (18 лет) либо в вашей стране просмотр обнаженных женских тел запрещен законом, то надо бы... выйти. Таким образом создатель сервера снимает с себя ответственность за дальнейшие действия пользователя. Тем самым любой пользователь Интернета может получить доступ к порносайтам независимо от возраста. 3.3. Социальные последствия.
3.4. О сетевых вампирах, или возможен ли высокопосещаемый немаргинальный чат? У поминание в разговоре слова "чат" у нормального пользователя Интернета вызывает обычно сетования на шизофреников, обуреваемых жаждой общения с теми, кому они абсолютно неинтересны. Только сложится в чате теплая компания, как раздается стон в духе: "Ну вот - пришел поручик Ржевский и все опошлил!" По своей психологической сути все эти "поручики" являются "сетевыми вампирами" - интернатизированным вариантом так называемых энергетических вампиров в традиционном общении (попросту говоря, это те, кому становится хорошо, когда они портят другим по ходу общения настроение). Сетевые вампиры - бич гостевых книг и, особенно, чатов. Они в явном виде (анонимного оскорбления) или неявном виде (занудство) крадут желание общаться. Если до эпохи Интернета у таких людей была возможность за день испортить настроение всего нескольким людям, то сейчас научно-технический прогресс позволяет одному сетевому вампиру гадить ежедневно сотням и тысячам посетителям десятков популярных сайтов. Попутно они отпугивают целевую аудиторию от сайтов, уменьшая их инвестиционную привлекательность для рекламщиков. Р азмеры экономического ущерба Интернета от сетевых вампиров, конечно же намного меньше, чем от вирусных атак, - но это ущерб все же ощутим. Скорее всего, его просто не умеют оценивать (хотя бы в форме ущерба для посещаемости целевой аудитиорией), и поэтому этот фактор выпадает из поля зрения заказчиков сайтов. Административные методы борьбы с сетевыми вампирами трудоемки и не слишком эффективны. Можно делать замечания, можно выкидывать из чата - но этим самым администраторы сайтов только добавляют сетевым вампирам адреналина в кровь (они же живут по принципу: "Я не нравлюсь - следовательно, я существую!") В общем, попытки "уничтожить" сетевых вампиров по эффективности напоминают попытки уничтожить микробов. Рассмотрение чата как "информационного организма" наталкивает на мысль о том, что более перспективным подходом является укрепление разнообразных механизмов иммунитета против заразы. Иммунитет - это САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ реакция организма на чужеродное проникновение. Другими словами, заниматься сетевыми вампирами должны не администраторы, а "здоровая" (по мнению проектировщиков и администраторов чатов) часть аудитории, которой предоставлены соответствующие программные средства обеспечения иммунитета. Не централизованно-директивного, а децентрализованно-самоорганизующегося характера. Одним из таких возможных механизмов может выступать так называемое "капсулирование" сетевого вампира любым из участников обсуждения в чате. Допустим, в онлайне находится несколько человек, часть из которых ведет интересную друг для друга беседу. Вваливается со своими непрошенными мыслями сетевой вампир. Одному из участников задушевного разговора это появление не нравится, и он дает команду на капсулирование нахала (т.е. на то, чтобы в протоколе, с одной стороны, все сообщение вампира не показывались автору команды, а с другой стороны - чтобы все сообщения самого автора команды на капсулирование были невидимы для объекта капсулирования). Э то механизм индивидуального, а не тотального бойкота. Но скорее всего, к нему будут прибегать и другие участники задушевной беседы. И в результате, вампир присутствуя в чате "физически" для тех, кто оценивает его нейтрально или положительно, окажется изолированным информационной капсулой от тех, кого он раздражает. Он становится невидимым и безопасным "изгоем" для своих потенциальных жертв и не получая ровно никакого удовольствия, в бессилии вынужден будет удалиться на чаты, в которых процедуры капсулирования не предусмотрены. В идеале было бы хорошо создать чат исключительно для одних сетевых вампиров - пускай упражняются друг на друге. Э ту идею можно развить и обратном порядке. Можно заключать в "непрозрачную для чужаков оболочку" не вампира, а участников интересного общения. Это будет как бы регулированным уединением парочки или троицы посреди толпы, самоорганизующимся "чатом внутри чата". Этот метод можно было назвать "уединением в беседке". П редставляется, что предлагаемые разработчикам чатов идеи капсулирования и уединения в беседке принципиально меняют психологию чатов, и могут привести к революционным изменениям среды сетевого общения, в т.ч. и развитию организационной культуры немаргинальных (например, научных) чатов. 3.5. Интернет и наркотики. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ" Принят Государственной Думой Статья 1.
Дополнить статью 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2870) частью третьей следующего содержания: Президент На сегодняшний день в Интернете выявлено 1700 сайтов, посвященным наркотикам. И сравнительно недовно появился еще один новый сайт, посвященный одной из серьезнейших современных проблем молодежи - зависимости от психоактивных веществ. Лечение наркомании - процесс длительный и приносящий успех далеко не всегда. Это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Главная задача - профилактика наркомании. Цель сайта - познакомить всех заинтересованных лиц, в том числе подростков, их родителей, директоров школ, учителей и социальных работников, с основами борьбы с распространением наркомании среди молодежи. Представлена информация о наркотиках, их видах, действиях, отрицательных эффектах и последствиях употребления, которые характерны для определенного вида наркотического вещества. К сожалению, в России существует разветвленная сеть спекуляции на этом человеческом горе. Но даже если больные не попадают в руки заведомых шарлатанов, они зачастую вынуждены платить огромные деньги за лечение, результаты которого ничтожны, если вообще есть. Конечно, остается вариант, когда больной, чтобы оградить себя от наркотиков, запирается в четырех стенах и буквально лезет на стену от мучительной "ломки". Результат этого в большинстве случаев - расшатанная нервная система родственников, собственное отчаяние и нежелание жить дальше. Нужна помощь. Для начала - хотя бы обращение к информационным источникам, в частности к Интернету. О многом можно узнать, посетив web-сайт http://www.narcostop.ru/, разработанный компанией "Lavtech.com LLC", НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ при участии МКБ "Кристалбанк". В последние годы в ряде стран, в том числе в России, используются методики быстрой детоксикации, которая осуществляется в течение 8-12 часов. Наступает облегчение. При этом больного вводят в состояние наркоза. Метод имеет и психотерапевтическое значение, так как память пациента сохраняет все ужасные впечатления перенесенного тяжелого психического упадка и пугающей физической слабости. Это заставит больного задуматься, прежде чем он снова вернется к пагубной привычке: может быть, стоит сделать попытку избавиться от зависимости? Существует ряд признаков, которые позволяют родителям определить, употребляет ли их ребенок наркотики. Они также представлены на сайте. Кроме того, там размещен информационный материал о специальных психотехниках подавления влечения к психоактивным веществам, планах профилактики срывов. Различные стрип-тесты, которые могут быть осуществлены непосредственно в семье, без использования специальных медицинских препаратов и оборудования, способствуют профилактике болезни, позволяют лучше понять причины, приводящие к срыву. Но это еще не все. Гораздо большее количество сайтов представляют пользователям информацию другого рода. Например, как правильно употреблять наркотики, как рассчитать дозу принимаего вещества, информация о химическом составе препаратов и так далее. Конечно, не каждый зашедший на такой сайт и ознакомившийся с подобной информацией станет наркоманом, но каждый наркоман, имеющий доступ в Интернет, там был и не раз. Один из таких самых знаменитых сайтов http://www.high.ru. Его статистика показывает огромное число посещений. В чате этого сайта постоянно находится достаточно большое количество людей, явно не скрывающих того, что все они употребляют наркотики. Здесь даже приводятся рецепты приготовления некоторых препаратов в домашних условиях. Итак, вышеприведенным законом РФ конечно запрещается реклама и пропаганда наркотических веществ в средствах массовой информации, но к сожалению, к Интернету это не имеет почти никакого отношения. В Интернете появлялись, появляются, и будут появляться сайты с таким содержанием. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. И
так, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и довольно распространенны и не то что с каждым годом, а с каждым месяцем количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные последствия этого явления уже сейчас значимы и эта значимость неизбежно будет возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны. Как положительный фактор стоит отметить терапевтическое воздействие подобных контактов. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Но в отличие от большинства других механизмов социальной компенсации «эмоциональной недостаточности» виртуальное общение дает человеку не суррогат эмоций, а подлинные эмоции, чувства и переживания. Бесспорно, новизна этого явления привносит тревожность - «что же со мной происходит?», однако переход виртуальных контактов в разряд обыденных вещей - вопрос времени. Кроме того, что жизнь человека становится эмоционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт. Причем этот опыт усваивается в концентрированном виде, приобретение же подобного опыта в реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями. Многие участники виртуальных коммуникаций отмечают, что опыт, приобретенный в Сети, в частности, опыт общения с противоположным полом, оказался им очень полезным в реальной жизни. А нализ различных форм общения в Интернете позволяет сделать вывод о том, что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для изучения идентичности. В качестве таких особенностей различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность (Turkle, 1997 Young, 1997), безопасность, простоту использования (Young, 1997). Б лагодаря этому восприятие человека человеком становится отделенным от базовых категорий социального познания, которые выражены во внешнем облике, таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает два ряда феноменов: во-первых, в Интернет становится возможным конструирование виртуальных личностей; во-вторых, благодаря отличиям реального общения от виртуального становится возможной Интернет-зависимость. Т о, какими характеристиками обладает идентичность общающихся в Интернете людей, как она соотносится с их виртуальной идентичностью, каковы причины "игр с идентичностью" и Интернет - зависимости, нуждается в дальнейшем изучении. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Griffiths.M. Technological Addictions . Routledge, 1995. http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html 2. Griffiths.M. Internet Behavior and addiction. http://www.ifap.bepr.ethz.ch/~egger/ 3. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the university course about the net. 1997 http://www-home.calumet.yorku.ca/pkelly/www/id1.htm 4. Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities / А thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994. http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html 5. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality / Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997. http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html 6. Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use ./Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html 7. Войскунский А. С. Общение, опосредованное компьютером / Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990. 8. Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы. /Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990. 9. Лейбов Р. Язык рисует Интернет . http://inter.net.ru/ 10. Паравозов И. Разговорчики в сетях http://inter.net.ru/ 11. Е. Нестерова, В. Нестеров ст. «Чаты и некоторые вопросы филологии» 12. Лотман Ю. М. «Нам все необходимо…Лишнего в мире нет» 13. В. Нестеров «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете.» 14. Б. А. Успенский (неизвестно название работы) 15. DAOS «Сетевой манифест» http://www.dago.nm.ru 16. Новости психологической Сети Российского Интернета 17. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» Закон «О внесении дополнения в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» 18. СПС «Консультант Плюс» Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» 19 . В. Л. Леви «Агентура зависимости. Переход пустыни» http://www.levi.air.ru ПРИМЕЧАНИЕ: Вся литература предоставлена поисковой системой APORT ! (http://www.aport.ru). Переводы выполнены ресурсом Интернет “Библиотека на Флогистоне” (http://flogiston.df.ru) [1] http://www.aport.ru [2] Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities / А thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994. [3] Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the univercity cource about the net. 1997 [4] Там же [5] http://www.rambler.ru [6] отрывок стихотворения одного из постоянных посетителей чата Янус [7] От пложительных эмоций до отрицательных [8] отрывок стихотворения одного из постоянных посетителей чата Янус [9] ТАМАГОЧИ - Электронные игрушки для малышей, симулирующие жизнь домашних животных. [10] «Нам все необходимо . Лишнего в мире нет...» Лотман Ю. М. [11] «Чаты и некоторые вопросы филологии» Елена Нестерова, Вадим Нестеров [12] Бесплатная некоммерческая Сеть Друзей. [13] Персонаж трилогии Дж. Толкиена «Властелин Колец» [14] Персонаж трилогии Дж. Толкиена «Властелин Колец» [15] Паравозов И. «Разговорчики в сетях» [16] Reid. E. «Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities» 1994, January [17] Б. А. Успенский, к сожалению название работы не найдено. [18] НЕТИКЕТ – сетевой этикет (сленг) [19] Лейбов Р. «Язык рисует Интернет» 1997 [20] Волович А. С. «Особенности социализации выпускников средней школы.» [21] Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? [22] Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality [23] Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? [24] Daos – человек, называющий себя «Человеком ночи», т. к. проводит в Интернете каждую ночь. [25] Young, Kimberly S. «What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use» [26] Griffiths.M. «Technological Addictions» [27] Приводитсяпо Young, Kimberly S. «What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use» [28] Там же [29] См тест на Интернет – зависимость К. Янг в ПРИЛОЖЕНИИ [30] Turkle Sh. «Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality» / Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997. [31] Андрей Хуторской, кандидат педагогических наук, Координатор Дистанционной школы творчества [32] Письма взяты из статьи В. Нестерова «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете.» |