Реферат: Правовые отношения: понятия, признаки, элементы, виды
Название: Правовые отношения: понятия, признаки, элементы, виды Раздел: Рефераты по теории государства и права Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ Курсовая робота по теории государства и права на тему: "ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ, ЭЛЕМЕНТЫ, ВИДЫ" студентки группы ФПС “ правоведения ” Ворошиловой Светланы Александровны преподаватель: Синченко Юрий Павлович г. Сумы 2001 г. Содержание 1. Понятие и признаки правоотношения. 4 2. Структура правоотношения. 6 4. Правосубъектность физических лиц. 8 5. Правосубъектность юридических лиц. 11 11. Актуальность темы общерегулятивных правоотношений. 27 I. Введение Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в человеческих поступках, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения. Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают невидимые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим происходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограничителями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отношении имеется и определенный масштаб свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) — в обязанность, запрет или правовое ограничение. В юридической литературе сложились два основных подхода в понимании правоотношения. Существует мнение, что правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права[1] (см. прил.). Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода (правовая форма общественного отношения)[2] . Правоотношение — юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактического общественного отношения. Правоотношение — это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная и непосредственная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако в тех случаях, когда субъекты не выполняют требования правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие. Содержанием общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели — юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правоотношения. II . Основная часть 1. Понятие и признаки правоотношенияПравоотношение — урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами — носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности — и обеспечиваемое государством. Признаки правоотношения: 1. Представляет собой разновидность общественного отношения, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не может быть правоотношений с животными, растениями, предметами. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуманное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных. В былые времена (средневековье) субъектами права признавались животные и даже неодушевленные предметы. Например, в России в 1593 г. был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, который «звонил» в связи с убийством царевича Дмитрия. 2. Является идеологическим отношением — результатом сознательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы права не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержание правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием. 3. Является волевым отношением, которое проявляется в двух аспектах: а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм; б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения — они связаны предметом интереса, достижением его результата. Правда, правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли (интереса) их участников (например, потерпевший от преступления оказывается помимо своего желания вовлечённым в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом). Однако реализация правоотношений возможна только на основе выявления воли (интереса) участников. При этом есть правоотношения, для возникновения которых необходимо волеизъявление всех его участников (договор купли-продажи), а есть правоотношения, для возникновения которых достаточно волеизъявления только одного из участников (проведение обыска). 4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. Правоотношения выступают как способ реализации норм права, или иначе: нормы права воплощаются в правоотношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложены правоотношения, но в абстрактной форме. Однако нельзя считать, что наличие правовых норм автоматически ведет к возникновению правоотношения. Может быть и такой вариант, когда правовые нормы реализуются, но правоотношения нет. Правда, это бывает крайне редко. Например, возникновение правоотношения в случае решения дела на основе аналогии права. 5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (управомоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъективные юридические обязанности (обязанная сторона). Полномочия — прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность — элемент вторичного характера, который реализуется в результате совершенного правонарушения. Основное содержание правоотношений — субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность. Не может быть правоотношений, основанных только на правах или только на обязанностях. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой стороны. Например, одна сторона — кредитор — имеет право на получение долга, а другая — должник — обязанность возвратить долг. В некоторых правоотношениях каждая сторона имеет и права и обязанности (физческие лица), правомочия и ответственность (должностные лица). Степень конкретизации сторон может быть различной: а) точно определена обязанная сторона; б) точно определена только управомоченная сторона, а круг обязанных лиц не определен; в) точно определены обе стороны. 6. Охраняется государством, обеспечивается мерами государственного воздействия. В большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без применения мер государственного принуждения. В случае необходимости заинтересованная сторона может обратиться в компетентный государственный орган, который выносит решение (акт применения права) с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создаёт режим социальной защищенности, безопасности, законности. 2. Структура правоотношенияСистема (организованность) правоотношения раскрывается через его структуру. Структура правоотношения — основные элементы правоотношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними на основе субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов. Термин «структура» является более адекватным состоянию правоотношения, поскольку термин «состав» только фиксирует его элементы без указания на их логическую взаимосвязь. Правоотношение есть логически связанная конструкция всех элементов, где главными полюсами связи являются его субъекты, реализующие субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности, полномочия и субъективную юридическую ответственность ради достижения результата этой связи. Итак, термин «структура» вбирает в себя элементный состав правоотношения и правовые связи между ними, т.е. собственно отношения между субъектами. Субъекты или субъектный состав — совокупность лиц, участвующих в правоотношении (не менее двух — управомоченный и обязанный). Объект — то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов. Содержание — субъективные права, обязанности, полномочия, ответственность его субъектов, а также структура содержания — способ взаимосвязи, возникающий на основе субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности. Структура содержания правоотношения образует не связь её содержательных элементов (субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности), а ту правовую связь, которая возникает на их основе по поводу притязания на что-то. Иначе — это юридическое взаимное положение субъектов, которое определяет, формирует их поведение через корреспондирующие друг другу права и обязанности ради удовлетворения их интересов. Структура содержания правоотношения может быть простой и сложной. Юридический факт — основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Представим состав (структуру) правоотношения на схеме:
3. Субъекты правоотношенийСубъекты правоотношений — субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубьектностью. Выражения «субъект права» и «лицо, обладающее правосубъектностью», совпадают. Правосубъектность — одна из обязательных предпосылок правоотношений. Чтобы стать участником правоотношений, субъекты должны пройти два этапа наделения юридическими свойствами: • обрести свойства субъектов права как потенциальных субъектов (участников) правоотношения — через соответствие определенным правовым требованиям о правосубъектности; • обрести дополнительные свойства юридического характера в конкретной юридически значимой ситуации — субъективные юридические права и обязанности, которые придаются им правовыми нормами. Именно они определяют собственно правовые связи, отношения между субъектами. Субъекты правоотношений — индивидуальные или коллективные субъекты права, которые используют свою правосубъектность в конкретном правоотношении, выступая реализаторами субъективных юридических прав и обязанностей, полномочий и юридической ответственности. Виды субъектов правоотношений: 1) индивидуальные субъекты (физические лица): — граждане, т.е. индивиды, обладающие гражданством данной страны; — иностранные граждане; — лица без гражданства (апатриды); — лица с двойным гражданством (бипатриды); 2) коллективные субъекты (юридические лица): — государственные органы, организации, учреждения, предприятия; — органы местного самоуправления; — коммерческие организации (акционерные общества, частные фирмы и т.п. — отечественные, иностранные, международные); — общественные объединения (партии, профсоюзные организации и т.п.); — религиозные организации; 3) государство и его структурные единицы: — государство; — государственные образования (субъекты федерации — штаты, земли, автономии; в Украине — Автономная Республика Крым); — административно-территориальные единицы (область, город, посёлок и др.); 4) социальные общности — народ, нация, этнические группы, граждане избирательного округа и т.п. 4. Правосубъектность физических лицПравосубъектность физических лиц (индивидуальных субъектов правоотношения) — это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участниками правоотношения. В международных документах о правах человека (ст.6 Всеобщей декларации прав человека, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах) записано, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. В основании определения природы правосубъектности (право-дееспособности) физического лица лежат два критерия: — возрастная характеристика (определённый возраст); — зрелость психики, отсутствие психологических дефектов. Состав правосубъектности физического лица: • правоспособность; • дееспособность; • деликтоспособность. Правоспособность — предусмотренная нормами права способность (возможность) индивида иметь субъективные юридические права и исполнять субъективные юридические обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица. Правоспособность — не количественное выражение прав субъекта, а постоянное гражданское состояние личности; не само обладание правами, а способность обладать правами, приобретать субъективные права. Возраст, психическое и физическое состояние гражданина не влияют на его правоспособность. Правоспособность является равной для всех граждан независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям и др. Дееспособность — предусмотренная нормами права способность индивида самостоятельно, своими осознанными действиями, осуществлять (использовать и исполнять) субъективные юридические права, обязанности и нести ответственность. Дееспособность, в отличие от правоспособности, зависит от возраста, физического состояния лица, а также иных личных качеств человека, которые появляются у него по мере умственного, физического, социального развития. Полная дееспособность наступает с момента гражданского совершеннолетия. Как правило, в большинстве отраслей права дееспособность и правоспособность совпадают в одном лице, они неразделимы, кроме гражданского (и частично семейного) права, где недееспособный человек может быть субъектом конкретных правоотношений. В гражданском праве имеется градация различных степеней дееспособности. Полная дееспособность наступает с 18 лет. Неполная (относительная) дееспособность: 14—18 лет (проектируется в Гражданском кодексе Украины), 15—18 (по действующему законодательству). Законодательством предусмотрена возможность объявить несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (акт эмансипации) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда. Частичная дееспособность: до 14 лет (проектируется в Гражданском кодексе Украины), до 15 лет (по действующему законодательству). Ограниченная дееспособность выражается в следующем: • ограничение прав и свобод человека и гражданина законом государства предусмотрено в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны; • ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно по решению суда вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Абсолютная недееспособность установлена для лиц, признанных недееспособными решением суда вследствие душевной болезни или слабоумия. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе как по решению суда и в соответствии с законом. Отсутствие у детей и психически больных собственной дееспособности заменяется дееспособностью других, специально определенных лиц — родителей, опекунов или попечителей. Следовательно, правосубъектность — категория цельная, и в области гражданского права она также образует единство правоспособности и дееспособности: здесь вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель. Деликтоспособность — способность нести ответственность за совершенные правонарушения. В ряде случаев деликтоспособность предшествует наступлению полной дееспособности. Например, уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, а за некоторые виды преступлений она наступает с 14 лет (ст. 10 УК Украины). Примечательно, что не достигнув полной дееспособности, эти лица — деликтоспособны[3] . Предпосылкой деликтоспособности является вменяемость, т.е. способность в момент совершения общественно опасного деяния отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Правосубъектность физических лиц может быть:
В конкретном правоотношении субъект может выступать как носитель общей, специальной и индивидуальной правосубъектности. Правосубъектность — юридическая предпосылка для признания лица носителем соответствующего правового статуса. 5. Правосубъектность юридических лицПравосубъектность юридических лиц (коллективных субъектов правоотношения) — это правоспособность и дееспособность государственных и негосударственных организаций: государственных органов, государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, коммерческих (хозяйственных) корпораций, религиозных организаций и др. Юридическое лицо — организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридическое лицо — не всякий коллективный субъект, а коллективный субъект в определенной отрасли деятельности — хозяйственной, социально-культурной, содержанием которой являются товарно-денежные отношения, участие в гражданском (имущественном) обороте. Статусом юридического лица коммерческие и некоммерческие организации наделяются по закону. Признаки юридического лица: 1. Организационное единство: имеет четкую внутреннюю структуру, органы управления и соответствующие подразделения для выполнения задач и функций, закрепленных уставом. Обладает реквизитами, утвержденными при регистрации в государственных органах (устав, круглая печать, штампы, наименование и др.) и в органах государственной статистики (присвоение идентификационного кода, который является единственным для всего пространства Украины и сохраняется на протяжении всего периода существования). 2. Наличие имущества, находящегося в его распоряжении (у коммерческого юридического лица — в его собственности), обособленность этого имущества от имущества его участников и учредителей (самостоятельный баланс — смета затрат, уставной фонд и банковский счет). 3. Целевое назначение — создается для определенных целей и не может использоваться в иных целях. Коммерческое юридическое лицо создается для предпринимательской деятельности. 4. Возможность выступать в гражданском обороте, приобретать права и исполнять обязанности от своего имени, т.е. не обязано обращаться за разрешением к высшей инстанции (например, коммерческое юридическое лицо может совершать сделки, не противоречащие закону; создавать юридические лица; избирать место нахождения). 5. Возможность быть истцом и ответчиком в суде — обращаться с иском к гражданам, иным лицам, отвечать по долгам в случае обратного иска, 6. Обязанность нести самостоятельную имущественную ответственность (если это имущество закреплено за ним на праве собственности). По характеру деятельности юридические лица могут быть: • некоммерческие (публичные), • коммерческие (частные). Некоммерческие — государственные организации и учреждения (парламент, правительство, суд, милиция, государственные предприятия, органы местной власти и др.) — направляют свою деятельность на удовлетворение тех или иных непроизводственных потребностей: организационно-управленческих, социально-культурных, социально-бытовых и других. Они имеют публичные цели и не преследуют цели извлечения прибыли в качестве уставной задачи. Обычно деятельность таких организаций финансируется за счет госбюджета (государственные учреждения) или бюджета общественных организаций, либо за счет добровольных взносов и пожертвований. К некоммерческим юридическим лицам относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды, а также другие объединения, предусмотренные законом. Некоммерческие организации могут заниматься и предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют этим целям. Например, вуз может принимать за плату на обучение студентов с тем, чтобы полученную прибыль использовать на повышение качества образования (приобретение приборов, литературы, оплату труда преподавателей, ремонт и переоборудование помещений и т.п.). Здесь важно соблюдать определенную меру, чтобы не перейти ту грань, за которой главными оказываются уже иные приоритеты — цели коммерческого характера. Некоммерческие организации обладают большей стабильностью и большей независимостью от тех индивидов, которые входят в состав юридического лица. Существование юридического лица, имеющего некоммерческий (публично-правовой) характер, не зависит от воли его членов — подчиненных и подотчетных лиц. Например, правительство не может прекратить свое существование как орган исполнительной власти, даже если все члены кабинета министров уйдут в отставку. Вместо ушедшего в отставку кабинета министров будет сформирован новый кабинет. Т.е. некоммерческие, публичные организации продолжают функционировать как юридические лица и субъекты правоотношений. Коммерческие — коммерческий банк, частная фирма, акционерное общество и др. — направлены на получение прибыли и финансируются, прежде всего, за свой счет. Они преследуют частные цели и интересы своих членов: вкладчиков, пайщиков, акционеров и могут прекратить свое существование по воле этих лиц (например, объявить себя банкротом). Члены коммерческих (частно-правовых) юридических лиц являются полными их представителями, их воля — воля юридического лица. Юридическим лицом может быть индивидуальный, а не только коллективный, субъект права. Правосубъектность коммерческих организаций и их объединений (ассоциаций корпораций, консорциумов, концернов и др.) предусмотрена законодательством в виде организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и определяется уставными документами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Например, объем прав и обязанностей акционерных обществ закрытого и открытого типа различен: акции первою распространяются путем открытой подписки и купли-продажи на биржах; акции второго распределяются между основателями и не могут распространяться путем открытой подписки, покупаться и продаваться на биржах. Общим для правосубъектности коммерческих организаций является то, что она основывается на началах частного права — диспозитивности и равенстве сторон в гражданско-правовых отношениях. Здесь правосубъектность одной стороны не ограничивает правосубъектность другой стороны. Договорные отношения возникают на основе равенства (автономии) сторон независимо от их статуса. Это отношения между гражданами-собственниками, арендаторами, фермерами, гражданами и организациями, организациями между собой, в том числе и государственными, акционерными, арендными предприятиями и корпорациями. Например, договор между органом внутренних дел и гражданином на охрану квартиры. В этих отношениях государственный орган выступает как юридическое лицо; основывает договорные отношения на диспозитивности (а не императивности). В сфере предпринимательства действует тот же принцип, что и в сфере регулирования поведения физических лиц и деятельности общественных объединений: «дозволенно все, кроме прямо запрещенного законом» (общедозволительный тип /режим/ правового регулирования). Когда же деятельность коммерческой корпорации выходит за рамки товарного производства и обращения и попадает в сферу действия публичного права (государственная регистрация предприятий, взимание налогов и др.), вступает в действие принцип «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом» (специально-разрешительный тип /режим/ правового регулирования). В сфере управления государственной собственностью происходит соединение императивного и диспозитивного методов правового регулирования — возникают административно-и гражданско-правовые отношения. Каково соотношение правоспособности и дееспособности у юридического лица? В юридической науке долгое время господствовала точка зрения о том, что правосубъектность юридического лица отличается от правосубъектности физического лица. Считалось, что у юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно и не могут быть ограничены, тогда как у физического лица правоспособность и дееспособность возникают не одновременно и дееспособность ограничивается. Однако сложившееся ранее представление о полном совпадении правоспособности и дееспособности юридического лица не оправдывает себя в настоящее время — в условиях трансформации общества к рыночным отношениям. Оказалось, что юридическое лицо не всегда без всяких условий может использовать те права, которыми обладает. Дееспособность юридического лица может изменяться без изменения его правоспособности. Так, предприятие-должник не имеет возможности реализовать свои права по собственному усмотрению. Его дееспособность ограничивается. Эту ограниченную дееспособность юридического лица-должника восполняет арбитражный управляющий, который имеет широкие правомочия по управлению предприятием-должником. Своими действиями он даёт возможность предприятию-должнику участвовать в гражданском обороте посредством совершения всех, не запрещенных законом сделок. Следовательно, правоспособность и дееспособность юридического лица как субъекта правоотношений (например, коммерческой организации) не совпадают полностью, как не совпадают правоспособность и дееспособность физического лица. Правда, у коллективных субъектов правоотношений (юридических лиц) такое несовпадение правоспособности и дееспособности является исключительным. 6. Объекты правоотношенийОбъекты правоотношений — материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения, осуществляют свои субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. Различают такие виды объектов правоотношений: 1) предметы материального мира: вещи, ценности, имущество и т.п. Вещи — предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности. К ним относятся средства производства, предметы потребления. Ценности - деньги, акции, векселя, облигации, ценные документы (диплом, аттестат). Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование — это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира; 2) услуги производственного и непроизводственного характера — выполнение работы, обусловленной договором или контрактом, напр., договор перевозки, подряд на капитальное строительство, исполнение песни на праздничном концерте и др.; 3) продукты духовного и интеллектуального творчества — произведения искусства, литературы, живописи, кино, информация, компьютерные программы и иные результаты интеллектуальной деятельности, которые защищаются законом (напр., Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»). По поводу них возникают правоотношения у субъектов права — граждан, посещающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера, а также покупающих книги, компьютерные программы и т.п. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный, интеллектуальный; 4) личные неимущественные блага — жизнь, здоровье, честь, достоинство, право на образование и другие права и свободы. Например, между учеником и руководством школы возникает правоотношение. Его объектом является не аттестат, а образование. Между гражданином, который приобрел путевку в санаторий, и администрацией санатория возникает правоотношение, его объект — здоровье гражданина; в доме отдыха объектом правоотношения является отдых владельца путевки и т.п. Объект правоотношения — это то, ради чего оно возникает. Если объект права — общественные отношения, которые могут быть предметом регулирования и требуют такого регулирования, то объект правоотношения — уже конкретнее — частичка общественных отношений, элемент (единица общего), по поводу которого взаимодействуют субъекты, то, на что направлены субъективные юридические права и обязанности лиц. Человек не может быть объектом правоотношения. 7. Виды правоотношений
Сложные правоотношения могут быть смешанными: здесь объединяются правоотношения пассивного и активного типа, относительные и абсолютные.
Виды правоотношений по отраслям права: — конституционно-правовые (отношения гражданства); — административно-правовые (отношения по взиманию и уплате налога); — гражданско-правовые (отношения купли-продажи вещи или ценных бумаг); — трудовые (отношения по трудовому договору) и др.
Виды правоотношений по субъектам: • между субъектами федерации (в федеративном государстве); • между гражданами государства; • между гражданином и государством; • между юридическим лицом — субъектом частного права и государственным органом; • между государственными органами; • между органом государства и служебными лицами, в рамках которого они обязаны выполнять распоряжения руководителя данного органа, и др. Виды правоотношений по количеству субъектов: простые — не разделенные на составные части (как правило, между двумя субъектами); сложные — включающие в себя систему самостоятельных правоотношений (как правило, между тремя и более субъектами). Виды правоотношений по распределению прав и обязанностей между субъектами: односторонние — каждая из сторон имеет либо права, либо обязанности (договор дарения, договор займа); двусторонние — каждая из сторон имеет как права, так и обязанности (договор купли-продажи). Виды правоотношений по волеизъявлению сторон: — договорные — изъявляется воля как управомоченной, так и обязанной сторон. Имеют место, главным образом, в сфере частного права (горизонтальные правоотношения); — управленческие — достаточно изъявления воли только управомоченной стороны. Имеют место, главным образом, в сфере публичного права (вертикальные правоотношения). В последнее время стали выделять комплексные правоотношения — в предпринимательском праве, где сочетаются начала публичного и частного права (горизонтально-вертикальные правоотношения). Виды правоотношений по сроку действия: кратковременные, долговременные. 8. Юридический фактЮридический факт — это жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При наличии норм права без юридического факта правоотношение невозможно. Юридический факт — предпосылка правоотношения и его структурный элемент. Например, наличие норм права, регулирующих порядок наследования, не означает, что индивид вступил в наследственные правоотношения и получил наследство. Необходимо наступление определенных обстоятельств, которые фиксируются в гипотезах норм права. Функции юридических фактов: • функция вовлечения субъекта права в правоотношение; • функция порождения правосубъектности, ее приобретения или возникновения (например, с рождением ребенка возникает гражданство; для создания предприятия необходима регистрация). Следовательно, юридические факты служат основанием не только для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но и целенаправленное движение последних является главным следствием юридических фактов. Юридические факты классифицируются по различным основаниям.
Следует учесть, что один и тот же юридический факт может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим для субъектов, представляющих стороны в правоотношении. Так, факт смерти гражданина — обстоятельство, прекращающее правоотношения между умершим и его супругой, детьми. Одновременно это и правообразующий факт, так как по истечении определенного срока со дня смерти гражданина открываются правоотношения, связанные с реализацией права супруги, детей на наследство.
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а совокупность фактов Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом.
Фактический состав не следует смешивать с событиями — сложными юридическими фактами. 9. ПрезумпцииВ правовой действительности имеется феномен, который, не будучи юридическим фактом, может порождать правоотношения. Это — презумпция. Виды презумпций по факту правового закрепления:
Мы ведем речь о законных презумпциях. Презумпция (лат. — предположение) — закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, которые имеют юридическое значение. Презумпции — важный и достаточно гибкий инструмент регулирования правоотношений, благодаря которому исчезают сомнения в существовании определенного юридического факта, поскольку в них: — отражаются исходные, принципиальные начала права; — заложен механизм реализации этих начал. Законные презумпции бывают двух видов: • не опровержимые презумпции — не нуждаются в доказывании, т.к. не подлежат сомнению; • опровержимые презумпции — могут быть опровергнуты в результате установления иного в отношении этих фактов. Виды презумпций по субординации в правовом регулировании и их черты:
Следует учесть, что в большинстве правовых норм материальные и процессуальные виды презумпций тесно переплетаются. Каждая отрасль права имеет немалый «набор» презумпций. Например, в Гражданском кодексе Украины закреплена такая презумпция, как презумпция вины. Вина признается обязательным условием для применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств иди в случае причинения вреда. Правда, из презумпции вины есть исключения. И все же общим правилом в странах континентальной Европы является следующее: непременной предпосылкой договорной ответственности является вина должника. Другим примером презумпции может быть закрепленная в Гражданском кодексе Российской Федерации презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений (ч.З ст.10 ГК РФ). Это означает, что: 1) сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности, признаются недействительными; 2) участник гражданского правоотношения признается добросовестным, а доказывать его недобросовестность должен тот, кто с такими действиями связывает определенные юридические последствия. Чтобы не требовалось расширительного толкования презумпций — ни судебного, ни доктринального, они должны закрепляться в законах и формулироваться четко. 10. Правоотношения, возникающие при выполнении обязанностей органами внутренних дел и их сотрудникамиПравоотношения органов внутренних дел и их сотрудников возникают, как правило, в области публичного права, то есть являются субординационными отношениями (власть — подчинение) — отношениями по вертикали. Правоотношения органов внутренних дел по сфере распространения можно классифицировать на две категории: • внешние; • внутренние. Внешние правоотношения — отношения между органами внутренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями, возникающие в ходе обеспечения общественного порядка и безопасности личности, общества, государства. Внутренние правоотношения — отношения внутри системы органов внутренних дел между: а) службами и подразделениями различных уровней; б) между ними и вышестоящими должностными лицами; в) по линии «начальник — подчиненный» в службе, подразделении. Органы внутренних дел могут вступать и в нетипичные для них правоотношения. Они возникают между несоподчиненными органами и имеют, как правило, договорной характер. Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие в результате договора: — договоры на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны МВД; — договоры на сопровождение; — договоры на организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе при проведении массовых мероприятий; — договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др. Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по отраслям права: — конституционно-правовые; — административно-правовые; — административно-процессуальные; — уголовно-правовые; — уголовно-процессуальные; — уголовно-исполнительные; — гражданско-правовые; — гражданско-процессуальные и др. Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по функциям права: охранительные — основные; регулятивные. Субъекты правоотношений системы органов МВД: • органы внутренних дел в целом; • органы милиции как составная часть органов внутренних дел; • другие структурные подразделения органов внутренних дел; • отдельные должностные лица органов внутренних дел. Компетенция органов внутренних дел включает: 1. Полномочия (правообязанности): а) обеспечение личной безопасности граждан; б) упреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; в) раскрытие преступлений; г) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. 2. Предмет ведения — главное направление деятельности, т.е. основное функциональное назначение (например, у милиции это — охрана общественного порядка). 3. Ответственность за результаты своей работы. Деятельность органов внутренних дел определяется законами и иными нормативно-правовыми актами. Объекты правоотношений системы органов МВД — деятельность (поведение) участников правоотношений: 1) административно-правовых отношений — поведение гражданина и конкретного сотрудника милиции; 2) уголовно-процессуальных отношений — поведение участников уголовного судопроизводства; 3) гражданско-правовых отношений, ряда административно-правовых отношений (организационно-имущественных) — поведение участников этих отношений и имущество. Юридические факты могут быть классифицированы в зависимости от правоотношений, в которые вступает сотрудник ОВД. Общие правоотношения ОВД и их сотрудников возникают, изменяются и прекращаются на основе их компетенции, которая определена нормативно-правовыми актами (организация охраны общественного порядка, охрана безопасности, борьба с преступностью, организация работы личного состава и др.). Юридическими фактами в процессе общих отношений являются: (1) заявления, сообщения, жалобы граждан, организаций в связи с готовящимися и совершенными правонарушениями, которые органы внутренних дел и их сотрудники обязаны разрешить и при наличии законных оснований удовлетворить интересы заявителей; (2) обращения граждан к сотрудникам при реализации ими своих прав или исполнении обязанностей, например при получении паспорта, разрешения на прописку, на выезд в пограничную зону, на приобретение оружия; (3) выявление или установление фактов правонарушений (преступлений, проступков) и лиц, их совершивших; (4) договоры, которые заключают органы внутренних дел. 11. Актуальность темы общерегулятивных правоотношенийВыше была представлена классическая, научно устоявшаяся теория правоотношений, разработанная в своих основах еще римскими юристами и с тех пор не претерпевшая сколько-нибудь существенных изменений. Она базируется главным образом на гражданско-правовых, имущественных, договорных отношениях с четко выраженными сторонами и жесткими взаимными обязательствами. В свое время Энгельс отмечал, что вся континентальная Западная Европа взяла за эталон «всемирное право общества товаропроизводителей, т.е. римское право, с его непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений товаровладельцев»[4] . Это отношения типа должник — кредитор, продавец — покупатель, заказчик — подрядчик, истец — ответчик и т.д. Они возникают по поводу конкретных фактов, случаев, споров, притязаний, почему и называются конкретными. Их задача— обслуживать повседневные нужды, запросы, интересы людей: гражданский оборот, рынок, быт. труд, семью, производство. Подобные правоотношения непрерывно возникают, прекращаются, изменяются, вновь возникают. Некоторые из них скоротечны (купил, продал, обменял, заключил сделку, воспользовался той или иной услугой, видом транспорта). Они наглядны, очевидны, строго индивидуализированы, хорошо всем известны по собственному опыту. Это, так сказать, «проза жизни» (С.С. Алексеев). Естественно, что наибольший вклад в развитие учения о правоотношениях внесла цивилистическая наука. В этом ее несомненная заслуга. На ее выводах и положениях в значительной мере основывается и общая теория государства и права. Однако, когда последняя начинает с этими готовыми мерками вторгаться в иные социальные сферы и анализировать механизм правового опосредования общественных отношений более общего и более высокого уровня, у нее возникают «узкие места», затруднения. Отработанный за тысячелетия четкий и безотказный юридический инструментарии, успешно применяемый в своей области, не всегда без всяких оговорок может быть использован в другой. Отсюда потребность как-то дополнить этот механизм, расширить, унифицировать, сделать более гибким — с тем чтобы с его помощью можно было упорядочивать, регулировать и другие отношения. Какие же? Например, отношения типа государство — государство, государство — гражданин, федерация — субъект федерации, президент — парламент, депутат — избиратель. Сюда же можно отнести все формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти, реализацию ими своих функций, статусов, полномочий, работу системы сдержек и противовесов. Или, скажем, отношения, связанные с соблюдением членами общества законов, правопорядка, уголовных, административных и иных запретов, конституционных норм, прав человека. Все эти отношения выступают как правовые, поскольку регулируются правом, возникают на основе соответствующих юридических установлений. Но это особые, необычные правоотношения, к ним не подходит или не совсем подходит модель гражданско-правовой взаимосвязи субъектов («должен — отдай», «исполни в срок», «плати неустойку»). У них своя специфика. И подобные правовые отношения требуют такого же пристального внимания и осмысления, как и традиционные, если не большего. Ведь они недостаточно изучены. Так возникла идея общих, или общерегулятивных, правоотношений. Она была выдвинута потребностями жизни, практики. Наука лишь обобщила то, что существовало и существует в реальности. Трудно поэтому согласиться с мнениями, что якобы данная конструкция не работает. Прямое действие Конституции, закрепление в ней естественных прав человека, изменение корреляционных взаимосвязей личности и государства, другие реалии и приоритеты наших дней по-новому высвечивают значение обсуждаемой разновидности правовых отношений. Происходящие в стране перемены не только не колеблют сути указанной концепции, а напротив, придают ей новые важные грани, черты, аргументы. Она как бы обретает еще большую легитимность, правомерность. Расширяются границы и возможности ее осмысления. И если раньше были какие-то сомнения на этот счет, то сейчас они, на наш взгляд, полностью отпали, ибо слишком очевидными стали научные и законодательные предпосылки для выдвижения и отстаивания названной идеи. Отрицание общерегулятивных правоотношений равносильно отрицанию действия конституционных норм, их эффективности. Отсюда — насущная необходимость разработки данного направления в исследовании многоаспектной проблемы правоотношений. В статье 3 Конституции Украины говорится: «Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Это означает, что украинские граждане как носители этих прав выступают по отношению к государству в качестве управо-моченных, а государство по отношению к ним является право-обязанной стороной. Иными словами, перед нами типичное правоотношение общего характера, поскольку в нем все же не конкретизированы необходимые детали взаимных обязательств его участников. Да и не могут быть конкретизированы, так как конституционные нормы по своей природе являются в основном учредительно-закрепительными, фиксирующими. Но это именно правоотношения, а не фактические отношения, никак не опосредуемые правом, законами. В рамках подобных правоотношений граждане могут предъявлять и уже предъявляют к государству судебные иски. Они предъявляли их и раньше, но тогда государство не несло прямой конституционной обязанности перед своими гражданами и рассматриваемые дела чаще всего заканчивались ничем. При этом важно, что иски адресуются непосредственно к государству как таковому, а не к тем или иным его органам или учреждениям. Государство выступает здесь главным ответчиком и контрагентом. Многие из такого рода требований граждан разрешаются теперь Конституционным Судом, который создает в данной области весьма ценные прецеденты. Были, как это широко известно, коллективные иски к государству разорившихся вкладчиков, чьи сбережения «сгорели» в 1992 г., когда начались шоковые экономические реформы. Правда, иски эти до сих пор не удовлетворены, но власть признает за собой этот долг и обещает вернуть его. Нередко исковые заявления направляются лично Президенту как высшему должностному лицу, олицетворяющему государство и осуществляющему его властные функции. Именно на этом, верхнем, уровне складываются правоотношения общего типа как результат действия конституционных норм (правоотношений первого порядка). Когда же обращение гражданина по поводу защиты своих прав и законных интересов принимается к «производству» соответствующей компетентной инстанцией, то на основе общерегулятивного возникает конкретное правоотношение между этой структурой и обратившимся лицом, связанное с восстановлением нарушенного права. После разрешения конфликта конкретное правоотношение прекращается, а общее остается и продолжает функционировать дальше. Таким образом, конституционные нормы при их прямом действии могут порождать как общие, так и конкретные правоотношения. Первые возникают с момента вступления в силу указанных норм и существуют постоянно (как правоотношения-состояния), вторые появляются в ходе устранения конфликтной ситуации между гражданином и Основным Законом страны, официальной властью. Новый импульс для утверждения идеи общерегулятивных правоотношений связан не столько с прямым действием Конституции (хотя это само по себе принципиально важно), сколько с четким закреплением в ней недвусмысленных обязанностей государства перед своими гражданами. Это важнее. Впервые открылась сама возможность спора, тяжбы «маленького человека» с огромным и могущественным государством — «Левиафаном». В литературе было высказано мнение, что выделение в правовой действительности в качестве особого вида общерегулятивных правоотношений (правоотношений первого порядка) является достижением нашей юридической науки, позволяющим «преодолеть узкий горизонт гражданского права в теории правоотношений»[5] . Р.О. Халфина, основательно занимавшаяся проблемой правоотношений, пришла к выводу, что «создание теории правоотношения требует глубокого изучения этого сложнейшего явления с более широких позиций, чем те, которые традиционно приняты в правовой науке»[6] . Такова же позиция А.В. Мицкевича: «В самом широком смысле к правовым отношениям могут быть отнесены все отношения, так или иначе связанные с действием права в обществе»[7] . Рассматриваемые правоотношения нередко именуют абсолютными, статусными, базовыми, исходными, первичными, давая им тем самым сущностную характеристику. Они лежат в основе всех иных (отраслевых) правоотношений. Этим хотят сказать, что перед нами феномены разных порядков. Но чаще всего первый тип правоотношений называют общими в противовес конкретным. Конкретным — в смысле отдельным, частным, текущим. Термины «общие» и «конкретные» условны, они указывают лишь на своеобразие отражаемых ими явлений, позволяют соотносить их друг с другом, видеть различия. Вообще же, всякое правоотношение по-своему конкретно, а не абстрактно. В то же время любое правовое отношение — это некоторое обобщение, аккумулирующее в себе собирательные черты. В литературе данные определения устоялись, «прижились», и ими без особых затруднений можно пользоваться при анализе проблемы. Наличие общих правоотношений еще в 60-х годах обосновывалось в работах С.С. Алексеева, Н.И. Матузова, В.С. Основина, И.Ф. Рябко, И. Сабо, И.Е. Фарбера и др. С тех пор круг сторонников этой концепции значительно расширился. В последнее время она снова получила поддержку уже применительно к новым реалиям[8] . Но есть и оппоненты (В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, Ю.И. Гревцов). В науке это норма. Как правило, весьма настороженно к общим правоотношениям относятся цивилисты, что вполне закономерно—это не их сфера. Для них они непривычны. С подобными образованиями представители гражданского права практически не сталкиваются. Зато их безоговорочно признают государствоведы, конституционалисты — это их область. Конструкция общих правоотношений помогает им решать многие теоретические и практические вопросы своего предмета, что и отмечалось не раз в их трудах (0.0. Миронов, В.А. Ржевский, Н.А. Боброва, Ю.П. Еременко, Т.Д. Зражевская, Л.Д. Воеводин, В.Ф. Коток, О.Е. Кутафин и др.). Особый интерес к обсуждаемому вопросу проявляют теоретики — ведь им надо выработать действительно общее, а не отраслевое понятие правоотношения. На сегодня предельно краткой и широкой можно считать следующую дефиницию: всякое общественное отношение, так или иначе подвергнутое правовому опосредованию (регулированию), является правовым. При этом речь идет именно о регуляции, а не о простом воздействии права на сознание и поведение людей (психологическом, идеологическом, моральном, превентивном). Разумеется, степень, полнота, жесткость, уровень и цели юридической регламентации могут быть различными, что и обусловливает в конечном счете видовое многообразие правоотношений. Эти виды зависят также от предметов и методов правового регулирования. Но все они подпадают под указанное выше определение. Здесь важна универсализация признаков явления. Субъекты, включенные в правовую сферу, неизбежно оказываются взаимосвязаны между собой, с одной стороны, правомочиями и притязаниями, с другой — обязательствами и ответственностью. Все должны уважать права, интересы и статус друг друга, не нарушать их. Это и создает всеобщие связи каждого со всеми и всех с каждым. Прочность подобных взаимосвязей — залог нормального функционирования правовой системы общества, государства. Однако в большинстве случаев правоотношение трактуется более узко — только как конкретная, строго индивидуализированная связь между субъектами, возникающая в результате наступления того или иного юридического факта. Такая связь, как уже говорилось, мыслится по схеме обязательственного или иного, аналогичного ему отношения: две стороны, четко обозначенные права и обязанности, над сторонами — третья сила (государственная власть), которая в случае конфликта, неисполнения одной из сторон обращенного к ней требования, выступает «арбитром», принуждает к совершению необходимых действий. И это в принципе верно. Но здесь речь идет не о правоотношениях вообще, а об определенном их классе (или роде), ибо далеко не все правоотношения носят именно такой характер. Повседневную практику это пока, возможно, удовлетворяет, а теорию — нет. Ведь последняя призвана идти впереди практики, освещая ей путь. Конкретные правоотношения, хотя они и являются наиболее распространенными и хорошо всем знакомыми по личному опыту, тем не менее не отражают в полной мере специфику любого или всех правоотношений, в частности, складывающихся в такой ведущей отрасли, как конституционное право, и в некоторых других примыкающих к нему отраслям. После одобрения на референдуме Конституции на ее основе сложился целый комплекс правоотношений (вертикальных и горизонтальных) между различными государственными органами, государством и гражданами, а также последних между собой. При этом Конституция имеет прямое действие и на нее можно ссылаться при разрешении соответствующих дел. В этом случае общее правоотношение перерастает в конкретное. Типичным общерегулятивным правоотношением выступает гражданство, которое, как известно, выражает политико-юридическую связь данного лица с данным государством. Если оставить в стороне политический аспект, то перед нами окажется чисто правовое отношение между двумя «высокими сторонами», которое опирается на два важнейших акта — Конституцию и Закон о гражданстве. В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные) права человека, зафиксированные в известных международных пактах и других основополагающих документах. По новой Конституции Украины на государство возложена обязанность "Утверждение и обеспечение прав и свобод человека" (ст. 3). В свою очередь, граждане должны строить свое поведение в соответствии с нормами и требованиями Основного Закона, исполнять свой долг, уважать права друг друга. Особенность всех этих и подобных им правоотношений состоит, помимо прочего, в том, что здесь нет «третьей силы», которая стояла бы над сторонами. «Третья сила» — сама сторона правоотношения. Нет тут и юридического факта в традиционном его понимании. Эти правоотношения возникают, как принято говорить, «непосредственно из закона», т.е. роль юридического факта в данном случае играет сам закон, его издание. Вместе с тем это именно правоотношения, а не просто фактические отношения, поскольку налицо урегулированность последних правом, их субъекты юридически сопряжены, просматривается достаточно четкая корреляция между правами и обязанностями. Словом, они имеют правовую природу. Необходимо сказать, что практика реализации фундаментальных естественных прав человека у нас пока небогата, поскольку сами эти права официально признаны и законодательно закреплены сравнительно недавно. Этой практике еще предстоит сложиться, а науке придется ее изучать и обобщать. Прогресс, достигнутый в развитии прав и свобод граждан, неизбежно вызывает ломку старых представлений, ибо новые реалии не укладываются в господствовавшие до сих пор понятия. Чтобы отразить изменившиеся условия, теоретическая мысль ищет новые конструкции, построения либо наполняет старые термины новым содержанием. Однако уже сейчас ясно, что такие прирожденные права индивида, как право на жизнь, честь, достоинство, свободу, безопасность, семью, собственность, место жительства и др., находятся, как уже говорилось, в составе общих правоотношений между носителями этих прав и государством, призванным уважать и защищать их. Когда же указанные права кем-либо умышленно либо по неосторожности нарушаются, возникают конкретные правоотношения, направленные на их восстановление. В этом случае конкретные правоотношения выступают как восстановительные. Но этот общий механизм осуществления прав (стадии, методы) необходимо совершенствовать, укреплять, оснащать массой дополнительных условий и гарантий, чтобы интересы личности, гражданина в любое время могли быть беспрепятственно удовлетворены и надежно защищены (ограждены) как от произвольных действий самих властей, так и от третьих лиц. Таково требование и международных пактов о правах человека. Различия между конкретными и общими правоотношениями заключаются также в том, что если первые связаны в основном с такой формой реализации юридических норм, как применение, то вторые — с тремя остальными: соблюдением, исполнением и использованием. Соответственно конкретные правоотношения носят правоприменительный характер, а общие — правоохранительный и правообеспечительный. В рамках последних соблюдаются правовые запреты, исполняются обязанности, используются естественные права. Таким образом, первая всеохватывающая (универсальная) форма реализации права — соблюдение — осуществляется не помимо, как нередко считают, а в рамках правоотношений, только общего, статусного характера. Идеи общих правоотношений хорошо согласуются с идеями и принципами правового государства. И эта созвучность легко объяснима — было бы странным противоположное утверждение. Ведь правовое государство потому и называется правовым, что весь процесс его функционирования основывается на твердой почве права и законов, протекает в более или менее четких юридических формах, процедурах. Это уже само по себе исключает или, по крайней мере, затрудняет произвол, своеволие, выходы субъектов на неправовое поле деятельности. Общерегулятивные правоотношения лишний раз подчеркивают связанность власти правом, показывают, что само государство находится в рамках правоотношений и в качестве их участника несет перед своими контрагентами (обществом, гражданами) соответствующие обязанности и ответственность. Общие правоотношения — это составная часть той юридической ткани, среды, без которой правовое государство немыслимо. И если мы постоянно говорим о примате права над властью, то это не должно быть пустым звуком. Граждане имеют право требовать, отмечается в литературе, чтобы государство принимало необходимые меры по укреплению законности и правопорядка, усилению охраны прав и законных интересов личности, чтобы правоохранительная система функционировала должным образом и в соответвии с теми целями, которые провозглашены в Конституции. Такие цели следует закрепить более четко, чтобы они получили большую формально-юридическую определенность. Тогда права граждан в этих общих охранительных отношениях наполнятся реальным юридическим содержанием. Тем самым будет создана нормативная основа для эффективного действия всего правоохранительного механизма, а правоотношения, о которых идет речь, из теоретической конструкции (в общем-то реальной и сегодня, но недостаточной на практике) превратятся в неоспоримый составной (а по сути — в главный) элемент правоохранительной системы[9] . При этом взаимная связанность и ответственность существуют как между государством и гражданами, так и последних между собой, т.е. по вертикали и по горизонтали. А это и порождает общерегулятивные правоотношения, вытекающие уже из юридического статуса всех субъектов социального общения. Индивиды как члены единого цивилизованного сообщества должны уважать права друг друга, не чинить никаких препятствий к их осуществлению. Подобного рода связи и отношения обусловлены как юридическими, так и нравственными законами, но в данном случае речь идет о правовой их форме. Конечно, право опосредствует далеко не все виды взаимоотношений между людьми, есть сферы, куда оно не вторгается. Но там, где действует право со всеми его многочисленными нормами и институтами, подавляющая часть отношений так или иначе подвергается правовой регламентации и, следовательно, выступает в форме правовых. Более того, многие фактические отношения, такие, например, как государственные, административные, уголовные, процессуальные и некоторые другие, существуют только как правовые и в другом качестве немыслимы. «Целая сеть юридических норм, отмечалось в русской дореволюционной литературе, раскинута над социальной жизнью, пересекаемой то и дело линиями прав и обязанностей»[10] . «Государство, — писал Гегель, — скрепляет общество правовыми отношениями... в которых люди имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных естественных свойств, а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается»[11] . Не случайно еще римляне сравнивали правоотношения с «кандалами», «путами», «веревками» права — в том смысле, что они юридически связывают людей, вынуждают, обязывают, заставляют их считаться с интересами друг друга. «Субъекты, как носители и адресаты всех правовых предписаний, связанные требованиями, обращенными друг к другу, — основная юридическая ткань, отвечающая экономической ткани. Само общество представляется бесконечной цепью юридических отношений»[12] . Люди порой даже не подозревают и не ощущают, что являются субъектами правоотношений общего типа — настолько они естественны, незаметны, привычны, — подобному тому как воздух, которым дышим. Такие правоотношения выступают постоянной и непременной «средой обитания» граждан цивилизованного общества. Если жизненный процесс течет нормально, они просто забывают, что находятся под защитой закона, который незримо присутствует и сопровождает их в повседневных заботах. И лишь когда возникают конфликты, споры, претензии друг к другу, участники общественных отношений вспоминают о праве, просят «рассудить», разрешить коллизию, восстановить справедливость. Ни один индивид не может оставаться вне правоотношений, миновать, избежать их в своей практической деятельности, ибо без этого он не смог бы реализовать многие свои права, возможности, удовлетворить интересы, потребности. «Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права»[13] . Деление правоотношений на общие и конкретные имеет в известной мере методологическое значение, так как позволяет более глубоко уяснить роль права в жизни общества и многообразные пути его воздействия на поведение людей. Особенно это касается института прав и обязанностей личности, прежде всего естественных, абсолютных, которые не есть нечто принадлежащее ей вне отношений с другими субъектами, в том числе коллективными образованиями. Они всегда выражают связь «кого-то» с «кем-то» — в противном случае не имели бы смысла. «Изолированный индивид совершенно так же не мог бы иметь собственность на землю, как и говорить»[14] . Идеи общих правоотношений восприняты многими представителями уголовного права (С. Г. Келина, Н.А. Огурцов, В.А. Елеонский, Б.Т. Разгильдиев, В.Г. Смирнов и др.), так как они помогают им обосновать наличие первичных, исходных (базовых) общерегулятивных правоотношений, постоянно существующих между государством и гражданами по поводу соблюдения последними уголовно-правовых норм-запретов. После совершения незаконопослушным субъектом преступления возникает конкретное правоотношение между ним и соответствующим госорганом или должностным лицом. Такой вывод представляется верным. Если подытожить все сказанное, специфика общерегулятивных правоотношений заключается в следующем: 1) они возникают главным образом на основе норм Конституции и других правовых актов такого же уровня и значения; 2) носят общий, а не строго индивидуализированный и детализированный характер; 3) являются постоянными или продолжительными, их длительность равна длительности действия самого закона; 4) опосредствуют наиболее важные, основополагающие, относительно стабильные отношения; 5) выражают общее правовое положение (статус) субъектов, их взаимные права и обязанности, свободу и ответственность друг перед другом и перед государством; в этом смысле их можно назвать статусными; 6) возникают не из тех или иных юридических фактов, а, как правило, непосредственно из закона, точнее, тех обстоятельств, которые привели к его изданию; 7) будучи исходными, первичными (базовыми), служат предпосылкой для появления и функционирования разнообразных конкретных, частноотраслевых правоотношений. Общими они именуются еще и потому, что их участниками являются все граждане как носители общих для всех основных прав и обязанностей, тогда как субъектами конкретных правоотношений выступают далеко не все и не одновременно. Конечно, проблема общерегулятивных правоотношений нуждается в обсуждении, но вряд ли можно сомневаться в правомерности и необходимости самой ее постановки. Ибо ясно, что нельзя общее учение о правовых отношениях ориентировать только на обязательственные модели в гражданском праве. Как известно, права человека интернациональны, их реализация, защита — тоже. Поэтому вполне можно и нужно говорить об общерегулятивных правоотношениях международного порядка, складывающихся на основе норм как внутригосударственных, так и международных законов о правах и свободах личности. Всеобщим правам соответствуют всеобщие обязанности человека, а это и порождает такие же общие правовые связи и отношения глобального характера. По международному праву любой гражданин любого государства, может обратиться в соответствующие международные организации за защитой своих прав, если на месте он исчерпал все возможности такой защиты. Это, естественно, влечет юридическую обязанность у «другой стороны» принять такое обращение и рассмотреть его по существу. В этом случае общее международное правоотношение перерастает в аналогичное конкретное. III . Выводы Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) правовые отношения, которые постоянно возникают, меняются или прекращаются. Правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, которые обеспечиваются государством. Основные признаки правоотношения: а) они возникают на основании норм права; б) характеризуются наличием сторон, которые имеют субъективные права и юридические обязанности; в) является видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и обществ; г) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством. Группировать правоотношения можно на таких основаниях: в зависимости от количества субъектов (простые и сложные); за предметом правового регулирования (административные, гражданские, земельные, уголовные, финансовые, трудовые и др.); за действием во времени (долго- и кратковременные); по методу правового регулирования (договорные и руководящие); по содержанию поведения обязанной стороны (пассивные и активные); в зависимости от функционального назначения (регулятивные и охранительные). Правоотношения имеют сложное строение и охватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений. Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты. Субъектами правоотношения считают тех участников, которые являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты правоотношения можно разделить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; разные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего региона и др.); гражданское общество. Субъекты правоотношения должны владеть правосубъектностью, т.е. способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия. Правоспособность — способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Дееспособность — способность субъектов своими действиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности. Ее разделяют на право- и деликтоспособность. Правоспособность — способность субъекта правоотношения лично своими действиями осуществлять и заключать гражданско-правовые соглашения. Деликтоспособность — способность субъектов правоотношения нести ответственность (юридическую) за совершенное правонарушение. Физические лица как субъекты правоотношения могут быть гражданами Украины, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Их также можно разделить на частных лиц, должностных лиц и специальных субъектов. Юридическими лицами признаются организации, которые имеют личное имущество, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцами в общем, арбитражном или третейском суде и нести юридическую ответственность за свои действия. Объекты правоотношения — те реальные социальные блага, которые удовлетворяют интересы и потребности людей и по поводу которых между субъектами возникают, меняются или прекращаются субъективные права и юридические обязанности. Их разделяют на материальные, духовные блага, действия субъектов правоотношения, результат их деятельности. Содержание правоотношения характеризуется синтезом фактического и юридического содержания. Юридическое содержание — субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения, т.е. возможность определенных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов. Фактическое содержание — само поведение субъектов, их деятельность, в которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон. Содержание субъективного права кроет в себе возможности: действовать в соответствии со своим желанием; требовать определенных действий от обязательной стороны: пользоваться социальным благом, которое закреплено субъективным правом; обратиться к компетентному органу или должностному лицу за защитой своего права, Юридические обязанности — закрепленная нормами права мера необходимого, наиболее умного и целесообразного поведения лица (субъекта), направленная на удовлетворение интересов носителя субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждения. Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости; осуществлять определенные действия; удерживаться от осуществления действий, которые противоречат интересам других лиц; требовать осуществление или неосуществление определенных действий от других лиц; нести юридическую ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение предусмотренных нормой права действий. Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой правовой нормы, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от оснований различают такие виды юридических фактов: по юридическим последствиям — правотворческие, правоизменительные, правоотменительные; в зависимости от формы их проявления — позитивные и негативные; по характеру действия — одноразового или непрерывного действия (например, одноразового действия — договор дарения; непрерывного действия — пребывания в браке). Некоторые авторы выделяют прочные юридические факты, в частности процессуальные; по волеизъявлению выделяют юридические действия, то есть такие жизненные обстоятельства, которые характеризуют волевое поведение субъектов, внешнее выражение их воли и сознательности. Разделяют также юридические события, т.е. жизненные обстоятельства, которые возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов правоотношения. Юридические действия, в свою очередь, разделяют на правомерные и неправомерные. Правомерные юридические действия разделяют на юридические акты — такое правомерное поведение, которое осуществляется с целью вызывать юридические последствия (напр., постановление следователя о прекращении уголовного дела, признание человека безвестно отсутствующим или умершим и др.). А еще отделяют правомерные юридические поступки — такие действия, которые не преследуют своей целью вызывать юридические последствия. Неправомерные юридические действия — правовые аномалии, злоупотребление правом, не являющимся правонарушением, и правонарушение. К правонарушениям относят преступления и различные проступки. К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезнь и другие события, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами права, имеют большой теоретический и практический смысл. Усвоив знания по теории правоотношения, юрист сможет анализировать конкретные жизненные ситуации, правильно использовать юридические нормы. 1. Синченко Ю.П. Теорія держави і права в схемах і таблицях / Навчальний посібник. – Суми, 1997. 2. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000. 3. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. — М., 1987. 4. Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М., 1994. 5. Основи держави і права / Під ред. А.М. Колодія і А.Ю. Олійника. — К., 1997. 6. Основы теории государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. — М., 1988. 7. Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995. 8. Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М., 1985. 9. Теория государства и права / Под ред. А.И.Королева и Л.С.Явича. — Л., 1987. 10. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — Нижний Новгород, 1993. 11. Теорія держави і права / Під ред. В.В.Копєйчикова. — К., 1995. 12. Рабінович П.М. Основи загальної теорії права і держави. — К., 1994. 13. Колодій Л.Ю., Олейніков А.М. Основи держави і права. - К., 1995. 14. Курилов Д.А. Общая теория государства государства и права: предмет, структура, функции. - М., 1997. 15. Сурилов А.В. Теория государства и права. — К.—Одесса, 1989. 16. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. — Москва, 1997. 17. Лисенков С.Л. Конституція України / Матеріали до вивчення. — К., 1997. 18. Безродный Е.Ф., Ковальчук Г.К. Світова класична думка про державу і право. – К., 1999. 19. Шульженко Ф.П. Історія політично-правових вчень. – К., 1999. 20. Киноградов П.Г. Очерки по теории права. М., 1915. 21. Гегель. Работы разных лет. М., 1973. 22. Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. М., 1926. 23. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. 24. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 25. Братко А.Г. Правоохранительная система. М., 1991. 26. Мицкевич А. В. Правовые отношения в советском обществе // Общая теория советского права. М., 1966. 27. КовачевД.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. 28. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. [1] Синченко Ю.П. Теорія держави і права в схемах і таблицях / Навчальний посібник. – Суми, 1997. С. 104. [2] Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000. С. 704.; Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М., 1994. С. 424. [3] В ряде стран нижняя граница уголовной дееспособности является высокой (16—17 лет), в других — низкой (8—9 лет). [4] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С. 311. [5] См.: КовачевД.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. № 4. С. 41. [6] Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 8. [7] Мицкевич А. В. Правовые отношения в советском обществе // Общая теория советского права. М., 1966. С. 277. [8] См.: Братко А.Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. М., 1991. С. 196; Обсуждение курса лекций «Общая теория права». Нижний Новгород, 1993; Выступления П.Н. Панченко и В.И. Леушина // Государство и право. 1994. № 5. С. 91, 101; Толкачев К.Б. Правовой статус личности // Теория государства и права: Курс лекций. Уфа, 1994. С. 186; Разгильдиев Б. Т. Уголовно-правовые отношения и реализация ими задач уголовного права РФ. Саратов, 1995. С. 14—62. [9] См.: Братко А.Г. Правоохранительная система. М., 1991. С. 198. [10] Киноградов П.Г. Очерки по теории права. М., 1915. С. 54. [11] Гегель. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2. С. 69. 49—50. [12] См.: Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. М., 1926. С. 53, 41. [13] Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 168. [14] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 46. Ч. 1. С. 473. |