Реферат: Формы государства
Название: Формы государства Раздел: Рефераты по теории государства и права Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белорусский Государственный Университет КУРСОВАЯ РАБОТА по общей теории государства и права на тему: Формы государства работу выполнил студент 1-го курса юридического факультета заочного (параллельного) отделения Малиновский В.Ю. Минск 1996г. ОглавлениеВведение....................................................................................................................................................................................... 3 Общие понятия....................................................................................................................................................................... 3 Форма правления.................................................................................................................................................................. 3 Монархические формы правления........................................................................................................................................ 3 Республиканские формы правления..................................................................................................................................... 6 Форма государственного устройства........................................................................................................... 10 Унитарное государство........................................................................................................................................................... 10 Федеративное государство................................................................................................................................................... 11 Конфедеративное государство........................................................................................................................................... 12 Форма государственного режима..................................................................................................................... 13 Антидемократические режимы........................................................................................................................................... 13 Демократические же режимы............................................................................................................................................... 13 Заключение............................................................................................................................................................................. 14 Список использованной литературы............................................................................................................ 14 ВведениеСвоеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы. Особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов. Общие понятия“Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом”.[1] Фома государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: · форму правления; · форму государственного устройства; · форму государственного режима. Несмотря на свои различающиеся характерные особенности, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Форма правления“Форма правления - принцип организации государственной власти”[2] , выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними. В зависимости от того: · как создаются высшие органы государства и каково их строение; · какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; · как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; · в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина, формы государственного правления подразделяются на: · монархические; · республиканские. “Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству”.[3] Основными признаками классической монархической формы правления являются: · наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах); · наследственный порядок преемственности верховной власти; · юридическая безответственность монарха. Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе. Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления: Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией. “Деспотия - (греч. despotéia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти”[4] , реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата. Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления: · в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати; · в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления. Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей. Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.) Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии два периода: · принципат; · доминат. “Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)”.[5] “Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.)”.[6] Феодальная (средневековая) монархия Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития: · раннефеодальная монархия; · сословно-представительная монархия; · абсолютная монархия. Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское). Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками: · раздробленность территории; · слабость центральной власти; · непрочность государственного устройства; · наличие остатков родового самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов. Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи и она распадается на отдельные изолированные государства. “Сословно-представительная монархия -это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)”.[7] Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате: · преодоления феодальной раздробленности; · развития товарно-денежных отношений; · создания централизованной монархии. Сословно-представительные собрания, состоявшие из: · духовенства; · дворянства; · представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся: · законодательской деятельностью; · контролем за финансами. Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные: · аппарат центральной исполнительной власти; · разветвленный аппарат местной исполнительной власти; · постоянная армия, всецело подчиненные монарху. “ Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)”.[8] Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий. Основными признаками абсолютной монархии являются: · отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха; · ликвидация или полный упадок представительных учреждений; · юридически не ограниченная власть монарха; · наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах. Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве. Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.) Конституционная монархия бывает: · парламентской; · дуалистической (практически изживает себя). Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: · правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент; · лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства; · в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует; · законодательные акты принимаются парламентом; · правительство ответственно только перед парламентом. Дуалистическая монархия , характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки: · правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте; · правительство не ответственно перед парламентом Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг. Республиканские формы правления “Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок”.[9] Общими признаками республиканской формы правления являются: · существование единоличного и коллегиального глав государства; · выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; · осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа; · юридическая ответственность главы государства; · обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; · преимущественная защита интересов граждан государства; · взаимная ответственность личности и государства. Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного правления: Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.) Основными органами Афинского государства являлись: · народное собрание; · Совет пятисот; · гелиэя. Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной: · принятие законов; · избрание и проверка деятельности должностных лиц; · решение вопросов войны и мира; · издание постановлений частного характера. Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в функции которого входило: · обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания; · решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения); Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились: · право отвергать законопроекты, принятые народным собранием; · контрольные функции. Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения властей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на которых там строилось республиканское правление: · выборность; · срочность полномочий; · коллегиальность; · подотчетность; · возмездность за исполнение государственных функций. Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н.э.) Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной организации власти и вклюлчавшую в себя следующие основные органы: · монархи; · народное собрание; · совет старейшин. Во главе государства стояли два царя , обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью: · являлись военачальниками; · осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины; · ведали делами культа. Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось: · принятием законов; · избранием должностных лиц; · решением вопросов войны и мира, союза с другим государством; · определением порядка наследования должности царя. Совет старейшин обладал следующими полномочиями: · рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания; · мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его; · участие в переговорах с другими государствами; · рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений. Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.) Важнейшими государственными органами Римской республики являлись: · народные собрания; · сенат; · магистратура. В компетенцию народных собраний в основном входило: · принятие законов; · избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров); · объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената , который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями: · контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов; · контроль избрания народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, впоследствии - кандидатов); · право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые финансовые расходы; · утверждение договоров о мире и союзе; · назначеине командующих войсками; · принятие решения об установлении диктатуры. Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило: · высшая военная власть и право заключать перемирие; · право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них; · право издавать приказы и принуждать к их исполнению; · право суда и назначения наказания. Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном “аристократизме” было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала: · выборность и срочность полномочий должностных лиц; · их подотчетность народным собраниям; · коллегиальное устройство государственных учреждений. Города-республики (феодальные республики) Феодальные республики, складывающиеся в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является следствием перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура власти в таких городах в основном включала: · городского главу; · собрание жителей города; · совет, состоящий из представителей аристократии. Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя, Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции, Англии, где основную роль играли не землевладельцы, а купцы и ремесленники. Парламентская и президентская республики Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует, то можно отобразить их общие и отличительные черты в одной сводной таблице:
Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них. “Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией”.[12] Особенности социалистической республики: · законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений; · ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим основу государственного аппарата; · исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны органам законодательной власти; · высшие и местные ораны объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма; · сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме для того, чтобы государственная власть могла суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ; · руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии . Изначально выступая как государственная форма диктатуры пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления, в корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не пригодна. Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: · Парижская коммуна; · Республика Советов (Советская республика); · народно-демократическая республика. “Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса...”[13] Считаясь примером новой формы государственного правления, прообразом будущего социалистического государства, она отличилась следующим: · реализован принцип всеобщего избирательного права; · отменены привилегии депутатов и введено право их отзыва; · осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц; · полностью разрушен старый государственный аппарат, и сформирован новый (вместо армии и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган - Совет коммуны, избиравших десять комиссий); · полностью отвергнут парламентаризм и связанный с ним принцип разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно судебный орган); · церковь отделена от государства; · принят ряд мер по улучшению материального положения широких слоев населения. Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и Энгельсом, были восприняты, развиты и реализованы на практике путем революций последователями марксистско-ленинского учения. “Республика Советов - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России”.[14] Разработавший теоретические основы советской республики В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной организацию власти и выделяет следующие ее признаки: · слом старого государственного аппарата и образование таких органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции при помощи вооруженной силы рабочих и крестьян; · совмещение в Советах как в политической основе государственного строя функций законодательного и исполнительного органа; · формирование Советов по принципу открытого классового представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; · обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, где руководящая роль принадлежит партии рабочего класса. В ходе исторического развития Республика Советов, представляющая собой по сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-исторического значения (В.И.Ленин), провозгласила себя в Конституции СССР 1977г. обществом “развитого социализма”, а советское государство “общенародным”, юридически наделила Советы более широкими полномочиями, но последние, как и раньше, продолжали быть декоративным придатком всемогущественной “партии рабочего класса”. Таким образом, Республика Советов превращается в тоталитарное государство, построенное на принципах антидемократического управления обществом и где вся власть принадлежит партийному аппарату, т.е. его немногочисленным руководителям. Народно-демократическая республика - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и Советской Армии.[15] Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под влияние СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.), на основе соответствующих принципов слома..., совмещения..., классовой борьбы и, естественно, руководящей и направляющей... Поэтому см. п. “Республика Советов”. Форма государственного устройства“Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений межу его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти”.[16] Форма государственного устройства показывает: · из каких частей состоит внутренняя структура государства; · каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; · в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. По форме государственного устройства все государства можно подразделить на: · унитарные; · федеративные; · конфедеративные. Унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: · единые и общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные органы. Единые вооруженные силы; · на его территории действует одна конституция, единая система законодательства и одно гражданство; · единая экономика (обязательная для всех административно-территориальных единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и финансовая политика); · его составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности); · если на его территории проживают небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком, Судан с Южным регионом); · все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене. То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть: если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением. Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.[17] Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.[18] Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них: · территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.; · верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией; · субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; · существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; · основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.). В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на: · территориальные (союзное государство); · национальные (союз государств); · территориально-национальные. Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации: · центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.[19] · субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях; · конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза; · управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования. Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации: · субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой; · национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения; · все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры; · высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их; · в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности. Территориально-национальная федерация Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.[20] “Конфедеративное государство (конфедерация) - (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”.[21] (Например: Швейцария) Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов.[22] В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: · нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.); · сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между их территориями значительно упрощен; · тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике на период существования конфедерации; · конфедеративные государства недолговечны, так как они либо распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-1867гг., Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг.) Таким образом, конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств. Форма государственного режима“Форма государственного режима - совокупность способов и методов осуществления власти государством”.[23] В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть: · демократическими; · антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Не смотря на то, что идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, присущие той или иной его разновидности.
Антидемократические режимы, кроме того, характеризуются: · полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой, идеологией, социальным строительством и др.); · огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных объединений и др.); · установлением диктатуры, как правило, одной партии, обладающей не ограниченными никакими законами полномочиями; · всеохватывающей милитаризацией общественной жизни; · наличием огромного бюрократического аппарата; · наличие военно-промышленного комплекса, который довлеет над мирной экономикой. Демократические же режимы обладают еще и следующими признаками: · создание эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (избирательная система, контроль избирателей за деятельностью государственных органов); · реальное разделение властей; · плюрализм и многопартийность как основной принцип деятельности. ЗаключениеТаким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности. Список использованной литературыХропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”. 1995. Слободчиков Н.А. Теория государства и права /в определениях и схемах/: Учебное пособие. - Мн., 1995. [1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.67. [2] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1440. [3] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.101. [4] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.382. [5] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1071. [6] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.410. [7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.104. [8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.105. [9] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.107. [10] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.110. [11] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.112. [12] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.113. [13] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.981. [14] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.115. [15] см.: Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.873. [16] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.117. [17] см.: Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1417. [18] см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.119. [19] см.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984. С.193. [20] см.: Конституция Российской Федерации. ст. 5, п. 3. [21] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.631. [22] см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.123. [23] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.124. |