Расчёт скоростных
характеристик
электровоза
постоянного
тока при реостатном
регулировании
табл. 3.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ток
двигателя I
,А
|
150 |
310 |
475 |
595 |
715 |
831 |
Удельная
ЭДС, СvФ,
В/(км/ч)
|
15,6 |
24,7 |
29,8 |
32 |
33,2 |
34 |
Сила
тяги эл-за Fкд
, кН
|
122 |
253 |
387 |
485 |
583 |
677 |
Позиция |
Напряжение
питания Uc
В
|
Сопротивление
цепи, отнесённое
к двигателю,
(Rn’
+ rд
), Ом
|
Скорость
движения V,
км/ч
|
1 |
750 |
1,58 |
32,9 |
10,6 |
0,02 |
-6 |
11,4 |
16,6 |
2 |
750 |
1,32 |
35,4 |
13,8 |
4,12 |
-1,1 |
-5,8 |
10,2 |
3 |
750 |
1,06 |
37,9 |
17,1 |
8,3 |
3,7 |
-0,2 |
-3,8 |
4 |
750 |
0,82 |
40,3 |
20,2 |
12,2 |
8,4 |
5,1 |
2,3 |
5 |
750 |
0,56 |
42,7 |
23,3 |
16,2 |
13 |
10,5 |
8,4 |
6 |
750 |
0,34 |
44,8 |
26,1 |
19,7 |
17,1 |
15,3 |
13,7 |
7 |
750 |
0,12 |
47 |
29 |
23,3 |
21,2 |
20 |
19,1 |
8 |
1500 |
1,58 |
81 |
40,9 |
25,2 |
17,5 |
11,2 |
5,5 |
9 |
1500 |
1,06 |
86 |
47,4 |
33,4 |
27,2 |
22,4 |
18,2 |
10 |
1500 |
0,56 |
91 |
53,7 |
41,4 |
36,5 |
33,1 |
30,4 |
11 |
1500 |
0,12 |
95 |
59,2 |
48,4 |
44,6 |
42,6 |
41,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Табл.5.3 |
Численное
значение
интервала
скорости |
Интервал
скорости V,
км/ч
|
Vср,
км/ч
|
DUср,
км/ч
|
Fк
ср, км/ч
|
W0,
Н/кН
|
W0
ср,
кН
|
Fк
ср=
W0 ср,
кН
|
D
t,
c
|
t,
c
|
DS,
m
|
S,
m
|
|
0-10
|
5 |
10 |
470 |
1,13 |
47 |
423 |
27,6 |
27,6 |
38,3 |
38,3 |
|
10-20 |
15 |
10 |
470 |
1,26 |
52 |
418 |
28,0 |
55,6 |
117 |
155,3 |
20-21,5 |
20-Д |
20,75 |
1,5 |
470 |
1,4 |
56 |
414 |
4,2 |
59,8 |
24 |
179,3 |
21,5-30 |
Д-30 |
25,75 |
8,5 |
525 |
1,44 |
60 |
465 |
21,3 |
81,1 |
152,4 |
331,7 |
|
30-40 |
35 |
10 |
525 |
1,62 |
68 |
457 |
25,6 |
106,7 |
249 |
580,7 |
40-44 |
40-А |
42 |
4 |
525 |
1,77 |
72 |
453 |
10,3 |
117 |
120,2 |
701 |
44-53,5 |
А-В |
48,75 |
9,5 |
476 |
1,9 |
80 |
396 |
28 |
145 |
379,2 |
1080 |
53,5-69 |
В-С |
61,3 |
15,5 |
388 |
2,3 |
92 |
296 |
61 |
206 |
1040 |
2120 |
69-83 |
|
76 |
14 |
272 |
2,7 |
112 |
160 |
102 |
308 |
2155 |
4273 |
83-97 |
|
90 |
14 |
186 |
3,2 |
132 |
54 |
302 |
610 |
7550 |
11830 |
Российский
Государственный
Открытый
Технический
Университет
Путей Сообщения.
Курсовая
работа
по
дисциплине
«Электрические
железные дороги»
на
тему: «Анализ
работы системы
управления
электровозом
постоянного
тока при разгоне
грузового
поезда.»
Задание
на курсовую
работу :
Предлагается
выполнить
анализ работы
системы управления
электровозом
постоянного
тока при разгоне
грузового
поезда.
Задачей
анализа является
изучение принципов
управления
работой тяговых
электрических
двигателей
и технической
реализации
этих принципов
на электровозах
постоянного
тока.
Исходные
данные:
Номинальная
мощность на
валу тягового
двигателя Рдн,
кВт
. . . . . . . . . . . . . .
. . . 670
Номинальная
скорость движения
электровоза
Vn,
км/ч
. . . . . . . . . . .
. . 48,4
Руководящий
подъём iр,
%0 . .
. . . . . 11
Номинальное
напряжение
тягового
электрического
двигателя (ТЭД)
Uдн,
В . . . . . . . . . .
. . 1500
Номинальный
КПД ТЭД hд
. . . . . . 0,94
Коэффициент
потерь силы
тяги в процессе
реализации
тягового усилия
hF
. . . . . . . . 0,95
Сопротивление
обмоток ТЭД
rд,
Ом . . . . . 0,12
Напряжение
в контактной
сети постоянного
тока
Uс,
В . . . . . . . .
. . 3000
Коэффициент
1-й ступени
регулирования
возбуждения
ТЭД
b1,
. . . . . . . . .
. . . 0,62
Коэффициент
2-й ступени
регулирования
возбуждения
ТЭД
b1,
. . . . . . . . .
. . 0,40
РАСЧЕТ:
Рассчитаем
номинальный
ток ТЭД
Iн,
А.
Рдн 1000
Iн=
Uдн
hд
, где Рдн
- мощность ТЭД
Uдн
- напряжение
ТЭД
hд
- номинальный
КПД ТЭД
670000
Iн=
1500*0,94 = 475 , А
Номинальный
ток ТЭД равен
475 А.
Для
расчёта удельной
ЭДС возьмём
три значения
тока от 150 А до
475 А и три значения
от 475 А до 1,75*Iн.
Расчеты представим
в виде табл.
1.1
1,75*Iн=1,75*475=831
А
CVФ=35,5(1-е
) , где СvФ=
Е
удельная
ЭДС
V
Cv
- конструкционная
постоянная
Ф - магнитный
поток
IВ
- ток ТЭД
СvФ=35,5(1-е
)=15,56 , В/(км/ч)
Значения,
полученные
при расчёте,
представим
в виде таблицы:
Ток
якоря I,
А
|
Удельная
ЭДС, В/(км/ч) |
150 |
15,6 |
310 |
24,7 |
475 |
29,8 |
595 |
32 |
715 |
33,2 |
831 |
34 |
Рассчитаем
силу тяги ТЭД,
соответствующую
принятым токам
с точностью
до целых чисел,
результат
занесём в
табл. 1.2
Fкд=3,6
СvФнIhF*0,001
, где Fкд
- сила тяги
электровоза,
кН
СvФн
- ЭДС, В/(км/ч)
I
- ток двигателя,
А
hF
- коэффициент
потерь силы
тяги
Fкд=
3,6*15,6*150*0,95*0,001=8 , кН
табл. 1.2
Ток ТЭД, А |
Номинальная
ЭДС , В/(км/ч) |
Сила тяги,
кН |
150 |
15,6 |
8 |
310 |
24,7 |
26,2 |
475 |
29,8 |
48,4 |
595 |
32 |
65 |
715 |
33,2 |
81,2 |
831 |
34 |
96,6 |
Построим
по данным таблицам
графики СvФ(I)
и Fкд(I)
(
приложение
1).
Силовая
электрическая
цепь электровоза
постоянного
тока.
Приведём
чертёж схемы
силовой цепи
электровоза:
ш3
ЛК
Ш1 Rш1
Rш2
8
1 2 1 2
П1
А Б В М
6 4 2
В
Б А
1 3 5
7
3 4 П2
3
4 Rш1
Rш2
Ш2
Ш4
Рассчитаем
сопротивление
секций реостата
с точностью
до двух знаков
после запятой.
Ra=0,18Rтр
;
Rб=0,17Rтр
; Rв=0,15Rтр,
где Rтр
- сопротивление
троганья,
Ом
Uc
Rтр=
Iтр
-4rд
,
где Iтр
- ток трогания,
равен току Iн
, А
rд
- сопротивление
обмоток ТЭД,
Ом
Uc
- напряжение
в контактной
сети, В
3000
Rтр=
475 - 4 * 0.12 = 5,84 Ом
Ra=0,18
* 5,84 = 1,05 Ом
Rб
= 0,17 * 5,84 = 0,99 Ом
Rв
= 0,15 * 5,84 = 0,88 Ом
2.2.2
Рассчитаем
сопротивление
шунтирующих
резисторов
RШ1
и RШ2
с точностью
до 2-х знаков
b2
RШ2
= 1- b2
* 2 * rв
, где RШ
- сопротивление
шунтирующих
резисторов
b2
- коэффициент
возбуждения
rв
- сопротивление
обмотки
возбуждения,
rв=
0,3 * rд,
где
rд
- сопротивление
обмоток
ТЭД,
rв
=0,036 Ом
0,4
RШ2
= 1 - 0,4 * 2 * 0,036 = 0,6 Ом
0,62
RШ2+
RШ1=
1 -0,62 * 2 * 0,036 = 0,12 Ом
RШ1=
0,12 - 0,6 = 0,6 Ом
2.2.3
Запишем значения
в схему.
Приведём
таблицу замыкания
контакторов.
Запишем в
таблицу замыкания
контакторов
значения
сопротивления
реостата на
каждой позиции.
Семейство
скоростных
характеристик
электровоза
и пусковая
диаграмма.
Электротяговая
характеристика
электровоза
Рассчитаем
сопротивление
силовой цепи,
Ом , отнесённое
к одному двигателю:
Rn
Rn’
+ rд
=
m
+ rд
, где Rn’
- сопротивление
реостата на
n-ой
позиции, отнесённое
к ТЭД
rд
- сопротивление
ТЭД
m
- число последовательно
соединёных
двигателей.
Rn
- сопротивление
реостата на
n-ой
позиции
Uc’
- Ii(Rn’
+ rд
)
Vni
=
СvФi
, где
СvФi
- магнитный
поток
на
позиции
Uc’
- напряжение
питания
ТЭД
Rn’
+ 0,12 = 1,46 + 0,12 Ом
750- 150 (1,58)
Vni
= 15,6 =32,9 км/ч
Заполним
расчётную
таблицу.
Начертим
семейство
скоростных
характеристик
с 1 по 11 позицию
и электротяговую
характеристику.
Расчёт
и построение
характеристик
ТЭД при
регулировке
возбуждения
.
3.2.1
Рассчитаем
Fкд;
Fк
; V
при b1
и b2,
заполним таблицу
3.2
Fкд
= 3,6 |
CVФ
|b
IдhF
* 0,0001 , где
Fкд
- сила тяги
ТЭД, кН
|
CVФ
|b
- ЭДС при
ступени
регулирования
hF
- коэффициент
потерь
силы
тяги = 0,95
Fк
= Fкд
* 8 , где
8 - число ТЭД
Uc’
- Irд
V
= |
CVФ
|b
, где
Uc’-
напряжение
питания
ТЭД
табл.
3.2
Ток
ТЭД, А |
310 |
475 |
595 |
715 |
831 |
Коэффициент
регулировки
b=0,62
|
Ток
возбуждения
Iв
, А
|
192 |
295 |
369 |
443 |
515 |
Удельная
ЭДС |
CVФ
|b,В/км/ч
|
18,4 |
24,1 |
26,9 |
29,2 |
30,7 |
Сила
тяги ТЭД Fкд,
кН
|
19,5 |
39,2 |
55 |
71 |
87 |
Сила
тяги эл-за Fк
,кН
|
156 |
313 |
438 |
568 |
696 |
Скорость
движения км/ч |
80,3 |
60,8 |
54,1 |
50 |
47 |
Коэффициент
регулировки
b=0,4
|
Ток
возбуждения
Iв
, А
|
124 |
190 |
238 |
286 |
332 |
Удельная
ЭДС |
CVФ
|b,В/км/ч
|
14 |
18,4 |
21,2 |
23,6 |
25,5 |
Сила
тяги ТЭД Fкд,
кН
|
15 |
30 |
43 |
58 |
72 |
Сила
тяги эл-за Fк
,кН
|
119 |
240 |
345 |
462 |
580 |
Скорость
движения км/ч |
106 |
80,2 |
69 |
62 |
57,2 |
|
CVФ
|b
возьмём из рис.
1
Fкд,
= 3,6 *18,4 *192 * 0,95 * 0,0001 = 12,1 кН
Fк
= 12,1 * 8 = 96,8 кН
1500 - 192(0,12)
V
= 18,4 = 80,3 км/ч
3.3 Построение
пусковой диаграммы
электровоза
постоянного
тока.
3.3.1
На рис. 2 построим
пусковую диаграмму
электровоза
постоянного
тока, при условии
что ток переключения
Iп
= Iн
= 475 А.
Рассчитаем
средний ток
ТЭД на последовательном
соединении
Iср1
и на параллельном
соединении
Iср2,
А.
Iср1
= 1,15 Iн=1,15*
475 = 546 А
Iср2
= 1,25 Iн=1,25
* 475 = 594 А
Токи
Iср1
и Iср2
показаны на
графике рис.
2 вертикальными
линиями.
Графически
определим
скорость движения
на безреостатных
позициях ( 7; 11; 12;
13 ), результаты
занесём в таблицу
3.3
таблица
3.3
Средний
ток , А |
546 |
594 |
позиция |
7 |
11 |
12 |
13 |
Скорость
V,
км/ч
|
22 |
44 |
54 |
69 |
Сила
тяги ТЭД Fкд,
кН
|
58 |
65 |
55 |
43 |
Сила
тяги эл-за Fк
,кН
|
470 |
525 |
440 |
345 |
Расчёт
массы поезда.
4.1
Выберем и обоснуем
, исходя из полного
использования
силы тяги
электровоза,
расчётное
значение силы
тяги Fкр
и соответсвующую
ей расчётную
скорость Vр.
Из табл. 3.3 выберем
наибольшее
значение Fкр
потому, что
наибольшая
сила , реализуемая
электровозом,
необходима
для преодоления
сил сопротивления
движению W
, кН, которая
складывается
из основного
сопротивления
W0
, кН и
сопротивления
движению от
кривых и подъёмов
Wд
, кН . Силе тяги
Fк
= 525 кН соответствует
скорость 44 км\ч.
Рассчитаем
основное удельное
сопротивление
движению w0р
, кН.
2
w0р
= 1,08 + 0,01Vр+
1,52 * 0,0001 * (Vр
) , где Vр
- расчётная
скорость
движения
w0р
= 1,08 + 0,01 * 44 + 1,52 * 0,0001 * ( 44 * 44 ) = 1,8 кН
Рассчитаем
массу поезда
с округлением
до 50 т.
Fкр
М
= (w0р
+ i
) * 9,81 * 0,0001 , где М
- масса поезда
i
- руководящий
подъём
Fкр
- расчётная
сила тяги
М
= 4200 т
Анализ
работы системы
управления
электровозом
при разгоне.
Построим
тяговые характеристики
для 7; 11; 12; 13 позиции
на рис. 2
Рассчитаем
и построим
характеристики
основного
сопротивления
движения для
скоростей
0,25; 50; 75; 100 км/ч, результаты
занесём в таблицу
5.1
W0
= w0
ґ
М
ґ9,81
ґ
0,001
W0
= 1,08 * 4200 * 9,81 * 0,001 = 44,5 кН
табл.
5.1
Скорость
движения V,
км/ч
|
0,25 |
50 |
75 |
100 |
Основное
удельное
сопротивление
движению w0
, н/(кН)
|
1,08 |
1,96 |
2,69 |
3,6 |
Основное
сопротивление
движению W0
, кН
|
44,5 |
81 |
111 |
148 |
Построим
по данным таблицы
кривую на рис.2
Графически
определим
конечную скорость
разгона поезда.
Пересечение
графиков W0
(V)
и Fк
(V)
для 13-ой позиции
даст численное
значение конечной
скорости разгона
поезда Vк
км/ч. Vк=97
км/ч.
Заполним
таблицу расчёта
времени и пути
разгона поезда
таблица 5.3 .
Построим
графики скорости
и времени в
период разгона
поезда на рис.
3 .
Вывод :
Время
разщгона изменяется
пропорционально
при увеличении
или уменьшении
среднего значения
пусковой силы
тяги. Во сколько
раз увеличится
сила тяги, во
столько раз
уменьшится
время разгона
поезда и наоборот.
При
разгоне сила
тяги больше
силы сопротивления
движению и
вследствии
этого поезд
разгоняется
- движение с
положительным
ускорением.
На подъёме
возрастает
сила сопротивления
движению и при
равенстве её
силе тяги
электровоза
ускорение
будет равно
нулю - наступит
установившееся
движение. Когда
сила сопротивления
будет больше
силы тяги, то
поезд начнёт
замедляться
( ускорение
будет отрицательным).
Из-за этого на
подъёме время
разгона увеличится,
а на спуске
уменьшится.
Управление
электровозом
при разгоне
поезда.
Определим
графически
максимально
возможный ток
переключения
по пусковой
диаграмме (
рис.2 ) при параллельном
соединение
двигателей.
Для работы уже
выбран максимальный
ток переключения,
равный 475 А. При
выборе большего
тока на 11-й позиции
произойдет
бросок тока
больше значения
максимально
допустимого
в 831 А, что, в свою
очередь, вызовет
срабатывание
аппаратов
защиты.
При возможном
увеличении
тока переключения
увеличатся
средние токи
для последовательного
и параллельного
соединения
ТЭД, возрастёт
сила тяги
электровоза
и его скорость.
Графики V
(S), t (S) на рис.3
будут достигать
своих максимальных
значении на
меньшем расстоянии
пройденного
пути.
Рациональное
ведение поезда
- достижение
максимальных
скоростей за
более короткое
время, путём
реализации
максимальной
силы тяги на
безреостатных
позициях при
наличии максимальной
массы поезда,
рассчитанной
по руковолящему
подъёму. Технико-
экономический
эффект - снижение
себистоимости
перевозок
грузов, экономия
электроэнергии,
эффективная
эксплуатация
ЭПС и вагонов.
Литература
:
Конспект
лекций.
Задание
на курсовую
работу с методическими
указаниями.
Правила
тяговых расчётов.
Введение
в теорию движения
поезда и принцыпы
управления
электроподвижным
составом.
Теория
электрической
тяги.
1.03.97
года
Таблица
замыкания
контакторов
электровоза
постоянного
тока
Табл.
2.1
Позиция |
Контакторы |
Регулируемые
параметры |
|
ЛК |
М |
П1 |
П2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ш1 |
Ш2 |
Ш3 |
Ш4 |
Uc’,В
|
R,Ом
|
b
|
1 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
750 |
5,84 |
1,0 |
2 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
750 |
4,79 |
1,0 |
3 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
750 |
3,74 |
1,0 |
4 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
750 |
2,75 |
1,0 |
5 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
750 |
1,76 |
1,0 |
6 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
750 |
0,88 |
1,0 |
7 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
750 |
0 |
1,0 |
8 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1500 |
2,92 |
1,0 |
9 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1500 |
1,87 |
1,0 |
10 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1500 |
0,88 |
1,0 |
11 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
1500 |
0 |
1,0 |
12 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
1500 |
0,12 |
0,62 |
13 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1500 |
0,6 |
0,4 |
|