Реферат: Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения
Название: Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения Раздел: Рефераты по технологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный технический университет КУРСОВАЯ РАБОТАпо предмету “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” Студент: Преподаватель: г. Екатеринбург 2001 год Часть 1. ЧЕТЫРЕ ПОСАДКИ
1) Определить наибольшие, наименьшие предельные размеры и допуски размеров деталей, входящих в соединение; 1.1 Для посадки 20H7/g6 20H7: ES = +21 мкм EI = 0 мкм 20g6: es = -7 мкм ei = -20 мкм Предельные размеры отверстия: Dmax = в + ES = 20 + 0,021 = 20,021 мм Dmin = в + EI = 20 + 0 = 20,000 мм Допуск на размер отверстия: TD = Dmax - Dmin = 20,021 – 20,000 = 0,021 мм Предельные размеры вала: dmax = в + es = 20 + (-0,007) = 19,993 мм dmin = в + ei = 20 + (-0,020) = 19,980 мм Допуск на размер вала: Td = dmax - dmin = 19,993 – 19,080 = 0,013 мм 1.2 Для посадки 45H6/m5 45H6: ES = +16 мкм EI = 0 мкм 45m5: es = +20 мкм ei = +9 мкм Предельные размеры отверстия: Dmax = в + ES = 45 + 0,016 = 45,016 мм Dmin = в + EI = 45 + 0 = 45,000 мм Допуск на размер отверстия: TD = Dmax - Dmin = 45,016 – 45,000 = 0,016 мм Предельные размеры вала: dmax = в + es = 45 + 0,020 = 45,020 мм dmin = в + ei = 45 + 0,009 = 45,009 мм Допуск на размер вала: Td = dmax - dmin = 45,020 – 45,009 = 0,011 мм 1.3 Для посадки 60H6/p5 60H6: ES = 19 мкм EI = 0 мкм 60p5: es = +45 мкм ei = +32 мкм Предельные размеры отверстия: Dmax = в + ES = 60 + 0,019 = 60,019 мм Dmin = в + EI = 60 + 0 = 60,000 мм Допуск на размер отверстия: TD = Dmax - Dmin = 60,019 – 60,000 = 0,019 мм Предельные размеры вала: dmax = в + es = 60 + 0,045 = 60,045 мм dmin = в + ei = 60 + 0,032 = 60,032 мм Допуск на размер вала: Td = dmax - dmin = 60,045 – 60,032 = 0,013 мм 1.4 Для посадки 80D9/h9 80D9: ES = +174 мкм EI = +100 мкм 80h9: es = 0 мкм ei = -74 мкм Предельные размеры отверстия: Dmax = в + ES = 80 + 0,174 = 80,174 мм Dmin = в + EI = 80 + 100 = 80,100 мм Допуск на размер отверстия: TD = Dmax - Dmin = 80,174 – 80,100 = 0,074 мм Предельные размеры вала: dmax = в + es = 80 + 0 = 80,000 мм dmin = в + ei = 80 + (-0,074) = 79,926 мм Допуск на размер вала: Td = dmax - dmin = 80,000 – 79,926 = ï-0,074ï = 0,074 мм 2) Определить наибольшие, наименьшие, средние зазоры и натяги и допуски посадок; 2.1 Для посадки 20H7/g6 Зазоры: Smax = Dmax - dmin = 20,021 - 19,980 = 0,041 мм Smin = Dmin - dmax = 20,000 - 19,993 = 0,007 мм Sm = (Smax + Smin )/2 = (0,041+0,007)/2 = 0,024 мм Допуск посадки: TS = Smax - Smin = 0,041 - 0,007 = 0,034 мм 2.2 Для посадки 45H6/m5 Максимальный зазор: Smax = Dmax - dmin = 45,016 – 45,009 = 0,007 мм Максимальный натяг: Nmax = dmax - Dmin = 45,020 – 45,000 = 0,020 мм Допуск посадки: TS(TN) = TD + Td = 0,016 - 0,011 = 0,027 мм 2.3 Для посадки 60H6/p5 Натяги: Nmax = dmax - Dmin = 60,045 – 60,000 = 0,045 мм Nmin = dmin - Dmax = 60,032 – 60,019 = 0,013 мм Nm = (Nmax - Nmin )/2 = (0.045 – 0.013)/2 = 0,016 мм Допуск посадки: TN = Nmax - Nmin = 0.045 – 0.013 = 0,032 мм 2.4 Для посадки 80D9/h9 Зазоры: Smax = Dmax - dmin = 80,174 - 79,926 = 0,248 мм Smin = Dmin - dmax = 80,100 - 80,000 = 0,100 мм Sm = (Smax + Smin )/2 = (0,248+0,100)/2 = 0,174 мм Допуск посадки: TS = Smax - Smin = 0,248 - 0,100 = 0,148 мм полученные данные занести в таблицу (мм); 3) Построить схемы расположения полей допусков деталей, входящих в соединения; 4) Назначить средства для контроля (измерения) размеров деталей, входящих в соединения (тип производства назначает и обосновывает студент); Назначаем тип производства – серийное Тогда:
5) выполнить эскиз одного из 4 соединений (по выбору студента) с обозначением посадки в соединении и эскизы деталей, входящих в это соединение, с указанием на них обозначения точности размеров (номинальный размер, обозначение поля допуска и квалитета, предельные отклонения).
1) Изобразить эскиз детали с указанием на заданных поверхностях обозначений отклонений формы и расположения поверхностей;
2) Охарактеризовать заданные поверхности; а) – плоская, полуоткрытая поверхность b) – цилиндрическая, внутренняя, открытая поверхность 3) Расшифровать обозначения отклонений формы и расположения заданных поверхностей , в том числе указать размерность числовых отклонений; Допуск перпендикулярности – обозначает наибольшее допускаемое значение отклонения от перпендикулярности (мм). Допуск параллельности – обозначает наибольшее допускаемое значение отклонения от параллельности. Размерность допусков формы и расположения поверхностей задается в миллиметрах. 4) По допуску формы или расположения установить степень точности; Определяем по справочнику табл. 2.11 [3, стр. 381]При h = 240 степень точности – 9 При L = 380 степень точности – 10 5) Изобразить схемы измерения отклонений; Для контроля допуска перпендикулярности:
Для контроля допуска параллельности:
1. Изобразить эскиз детали с указанием заданных обозначений шероховатости поверхностей; 2. Охарактеризовать заданную поверхность; Наружная полуоткрытая поверхность заданного профиля 3. Расшифровать обозначение шероховатости поверхностей и в том числе указать размерность числового значения шероховатости; Такое обозначение шероховатости предъявляет следующее требование к поверхности: поверхность должна быть образована удалением слоя материала, при этом шероховатость поверхности по Ra не должна превышать соответственно 12,5 и 3,2 (мкм). Размерность задается в микрометрах. 4. Указать - предпочтительные или нет числовые значения шероховатости поверхностей; Соответственно ГОСТ 2789-73 параметры шероховатости 12,5 и 3,2 являются предпочтительными. 5. Указать метод обработки для получения шероховатости. Для получения параметра шероховатости 12,5 выбираем фрезерование, а для параметра 3,2 выбираем – зубодолбление. Часть 4. РАСЧЕТ ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ Исходные данные:
1) Установить вид нагружения каждого кольца подшипника; По чертежу наружное кольцо воспринимает радиальную нагрузку, постоянную по направлению и ограниченную участком окружности дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности корпуса, следовательно характер нагружения – местный. Внутреннее кольцо воспринимает радиальную нагрузку последовательно всей окружностью дорожки качения и передает ее последовательно всей посадочной поверхности вала, следовательно характер нагружения – циркуляционный. 2) Для кольца, имеющего циркуляционное нагружение, рассчитать интенсивность радиальной нагрузки по учебнику [1, с.237-239] или по справочнику [3, с.283]; По табл.4.92 [3, с.287] или по табл. 9.3 и 9.4 [1, с.238] установить поле допуска для вала или корпуса; Интенсивность нагрузки подсчитывают по формуле
где Ff — радиальная нагрузка на опору; k1 , k 2 , k3 — коэффициенты; b — рабочая ширина посадочного места; b = В — 2 r (В — ширина подшипника; r — координата монтажной фаски внутреннего или наружного кольца подшипника). Динамический коэффициент посадки k1 зависит от характера нагрузки: при перегрузке до 150 %, умеренных толчках и вибрации K1 = 1; при перегрузке до 300 %, сильных ударах и вибрации k1 = 1,8. Коэффициент k2 учитывает степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе: при сплошном вале k2 = 1. Коэффициент k3 учитывает неравномерность распределения радиальной нагрузки Ff между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки Ff на опору. В нашем случае k1 = k2 = k3 = 1 По ГОСТ 8338-75 определяем для нашего подшипника 90 х 160: В = 30мм; r = 1.5мм Рассчитываем интенсивность нагрузки: По табл. 9.3 из справочника [1, с.238] устанавливаем поле допуска для вала: Æ90js6(±0.011) 3) Для кольца, имеющего местное нагружение, поле допуска присоединительной поверхности (вал или корпус) выбрать по табл. 4.89 справочника [3, с.28б] или табл. 9.6 [1, c.239]; По табл. 9.6 из справочника [1, c.239] устанавливаем поле допуска для корпуса: Æ160H7(+0.025 ) 4) В случае колебательного нагружения кольца подшипника поле допуска присоединительной поверхности (вал или корпус) устанавливается также по табл. 4.95 справочника [3, с.289-290]; – 5) Построить схему расположения полей допусков колец подшипника и присоединительных поверхностей вала и корпуса. Числовые значения предельных отклонений посадочных размеров колец подшипников берутся из таблиц справочника [3, c.273-281] или из других справочников по подшипникам качения; Предельные отклонения:
6) Выполнить эскизы посадочных мест вала и корпуса. Шероховатость поверхности вала и корпуса и допуски формы и расположения поверхности берутся из справочника [3, с.288-296] или из другой справочкой литературы по подшипникам качения. Эскизы посадочных мест Часть 5. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПОСАДОК ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ И ЕГО КОНТРОЛЬИсходные данные:
1) Установить и обосновать тип шпоночного соединения (свободное, нормальное или плотное); Устанавливаем тип соединения – нормальное т.к. производство – серийное. 2) Назначить поля допусков и квалитеты для деталей, входящих в соединение: шпонка, паз вала, паз втулки. Для этого воспользоваться рекомендациями в [1, с.334] или [3, с.237,238]; По табл. 4.64 справочника [3, с.235] выбираем сечение шпонки для диаметра вала Æ8 – b´h = 2´2 мм. По табл. 4.65 справочника [3, с.237] выбираем предельные отклонения:
Вычисляем предельные зазоры и натяги. В соединении шпонки с пазом вала (N9/h9) Smax = ES – ei = 0 – (-25) = 25 мкм Nmax = es – EI = 0 – (-25) = 25 мкм В соединении шпонки с пазом втулки (Js9/h9) Smax = ES – ei = 13 – (-25) = 38 мкм Nmax = es – EI = 0 – (-13) = 13 мкм 3) Вычертить в масштабе (поперечный разрез) вал и втулку с указанием номинального размера по ширине шпоночных пазов, квалитета, поля допуска и предельных отклонений, а также шероховатости, допусков формы и расположения поверхностей; 4) Назначить средства для контроля деталей шпоночного соединения. Калибры для шпоночных соединений установлены в ГОСТ 24109-80, 24121-80, рекомендации по контролю даны в [3, с.248,249]. Контроль шпоночных соединений в серийном и массовом производстве осуществляют специальными предельными калибрами: ширина пазов вала и втулки Ь проверяется пластинами, имеющими проходную и непроходную сторону (рис. а); размер (d + t2 у отверстия) — пробками со ступенчатой шпонкой (рис. б); глубина паза вала (размер t1 ) — кольцевыми калибрами, имеющими стержень с проходной и непроходной ступенью (рис. в). Допуски этих типов калибров принимаются равными допускам гладких калибров, имея и виду зависимые допуски расположения. Симметричность пазов относительно осевой плоскости проверяют комплексными калибрами: у отверстия — пробкой со шпонкой (рис. г), а у вала — накладной призмой с контрольным стержнем (рис. д). Проектирование комплексных калибров для шпоночных соединений необходимо производить с учетом максимальных размеров сопрягаемых деталей. После сборки контроль шпоночного соединения производят путем установления биения охватывающей детали, покачиванием охватывающей детали на валу и перемещением охватывающей детали вдоль вала (в случае подвижного соединения).
И ИХ КОНТРОЛЬ Исходные данные:
1) Назначить метод центрирования соединения; Назначаем неподвижное центрирование по наружному диаметру. 2) Назначить посадки по центрирующим и не центрирующим элементам соединения. Посадку выбирают из табл. 4.72, 4.73, 4.74, 4.75 справочника [3,c.252-253] в зависимости от принятого метода центрирования и характера соединения (подвижное или неподвижное), в первую очередь назначить предпочтительные посадки; Для центрирующего диаметра D=52 выбираем посадку По боковым сторонам зубьев b=6 выбираем посадку Для не центрирующего диаметра втулки d=42 выбираем посадку H11 , а диаметр вала d1 =36,9. Предельные отклонения сводим в таблицу:
3) Построить схемы расположения полей допусков шлицевых деталей по соединяемым элементам; Вычисляем зазоры по центрирующим и нецентрирующим поверхностям:
4) Выполнить чертеж шлицевого соединения (поперечный или продольный разрез) и нанести на нем условное обозначение соединения по ГОСТ 1139-80. Чертеж выполняется на листах формата А4; 5) Выбрать средства для контроля заданных шлицевых деталей. Для контроля шлицевого вала выбираем комплексный проходной колибр. Часть 5. РАСЧЕТ СБОРОЧНЫХ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ Исходные данные:
1. Определяем масштаб рисунка: М = в / x = 40 / 12 = 3,3 2. Определяем увеличивающие (А2 , А3 , А4 ) и уменьшающие (А1 , А5 , А6 , А7 , А8 , А9 , А10 , А11 , А12 , А13 , А14 ) звенья, обозначив их начиная с АD по часовой стрелке от А1 до Аn (у нас А14 ) Общее число звеньев размерной цепи равно 15. Замыкающее звено АD = 0, ES = +1,1, EI = +0,3. Составляющие звенья размерной цепи определяем согласно масштаба: А1 =26, А2 =2-0,1 , А3 =500, А4 =2-0,1 , А5 =26, А6 =36-0,12 , А7 =15, А8 =53, А9 =32, А10 =50, А11 =50, А12 =71, А13 =100, А14 =10. Согласно схемам размерных цепей: , где – номинальный размер замыкающего звена, и – номинальные размеры увеличивающих и уменьшающих размерных звеньев цепи. Но у нас АD = 0 Для выполнения равенства корректируем звено А3 : 3. Определим число единиц допуска При решении задачи способом допусков одного квалитета предполагаем, что все составляющие цепь размеры выполняются по одному и тому же квалитету точности. А каждому квалитету точности соответствует вполне определенное число единиц допуска а. То есть а одинаково для всех звеньев размерной цепи. Величина допуска каждого составляющего размера где: aj - число единиц допуска соответствующего звена размерной цепи; ij - единица допуска. Величина i зависит от интервала размеров, в котором располагается соответствующий размер, и может быть определена по таблицам. Так как по условии задачи принято одинаковое число единиц допуска для каждого звена, то среднее число единиц допуска для каждого звена можно обозначить am . Для определения am используем формулу: 4. Определяем квалитет точности. Принимаем am =16, тогда квалитет точности – 7. 5. Назначаем допуски. Назначаем допуски согласно 7-го квалитета точности по табли-цам допусков и вносим их в графу [5] табл.1. В графу [6] записываем размер звена с отклонениями, в графу [7] – середину поля допуска, [8] и [9] соответственно – верхнее и нижнее отклонения. Табл.1
6. Предварительная проверка решения. Проверим зависимость замыкающего звена от составляющих: 7. Назначение регулирующего звена. По предварительной проверке хотя при методе максимума-минимума, обеспечивающем полную взаимозаменяемость, должна была получиться максимальная величина допуска . Причиной разницы заданной и расчетной величин ТАд является отличие среднего расчетного числа единиц допуска (am =19,72) и стандартного числа единиц допуска для выбранного квалитета (am =16). Для компенсации разницы в расчетном и табличном числе единиц допуска при расчете размерных цепей вводится регулирующее звено. В качестве регулирующего звена целесообразно использовать наиболее легко выполнимое звено, мы выбираем звено А3 . 8. Определение допусков и предельных отклонений регулирующего эвена. Допуск регулирующего звена можно определить из зависимости (2), если представить ее в виде: Отсюда: Для определения положения поля допуска регулирующего звена определим координату середины поля допуска этого звена по зависимости: где - координата середины поля допуска замыкающего звена; и координаты середины поля допуска увеличивающих и уменьшающих звеньев размерной цепи; n - число увеличивающих звеньев размерной цепи; Р - число уменьшающих звеньев размерной цепи. Из зависимости (2) для регулирующего звена, назначенного из числа уменьшающих звеньев: 9. Определяем верхнее и нижнее предельные отклонения регулирующего звена: 10. Решение проверочной (обратной) задачи Решение обратной задачи начинается с проверки правильности назначения допусков по зависимости: Равенство выдерживается. Допуски назначены правильно. Для расчета предельных отклонений используем зависимости: Для верхнего предельного отклонения замыкающего эвена: где: - верхнее отклонение замыкающего эвена; - верхние отклонения увеличивающих звеньев размерной цепи; - нижние отклонения уменьшающих звеньев размерной цепи. Равенство соблюдается. Для нижнего предельного отклонения замыкающего ввена: Равенство соблюдается. Расчет размерной цепи полностью завершен. |