Реферат: Лекция по ТТМС (моделирование систем)
Название: Лекция по ТТМС (моделирование систем) Раздел: Рефераты по технологии Тип: реферат |
Глава I Математическое моделирование системных элементов Выдающийся итальянский физик и астроном, один из основателей точного естес- твознания, Галилео Галилей (1564 - 1642гг.) говорил, что "Книга природы написана на языке математики". Почти через двести лет родоначальник немецкой классической фи- лософии Иммануил Кант (1742 - 1804гг.) утверждал, что "Во всякой науке столько ис- тины, сколько в ней математики". Наконец, ещё через почти сто пятьдесят лет, практи- чески уже в наше время, немецкий математик и логик Давид Гильберт (1862 - 1943гг.) констатировал: "Математика - основа всего точного естествознания". Приведенные высказывания великих ученых, без дополнительных комментариев, дают полное представление о роли и значении математики как в научно-теоретической, так и предметно-практической деятельности специалистов. 1.1. Три этапа математизации знаний Современная методология науки выделяет три этапа математизации знаний: ма- тематическая обработка эмпирических (экспериментальных) данных, моделирование и относительно полные математические теории. Первый этап - это математическая, чаще всего именно количественная обработка эмпирических (экспериментальных) данных. Это этап выявления и выделения чисто фе- номенологических функциональных взаимосвязей (корреляций) между входными сигна- лами (входами µ §) и выходными реакциями (откликами µ §) на уровне целостного объекта (явления, процесса), которые наблюдают в экспериментах с объектами-оригиналами µ §. Данный этап математизации имеет место во всякой науке и может быть определён как этап первичной обработки её эмпирического материала. Второй этап математизации знаний определим как модельный. На этом этапе не-которые объекты выделяются (рассматриваются) в качестве основных, базовых (фун-даментальных), а свойства (атрибуты), характеристики и параметры других объектов исследования объясняются и выводятся исходя из значений, определяемых первыми (назовем их оригиналами). Второй этап математизации характеризуется ломкой старых теоретических концепций, многочисленными попытками ввести новые, более глубокие и фундаментальные. Таким образом, на "модельном" этапе математизации, т.е. этапе математического моделирования, осуществляется попытка теоретического воспроизве-дения, "теоретической реконструкции" некоторого интересующего исследователя объек-та-оригинала в форме другого объекта - математической модели. Третий этап - это этап относительно полной математической теории данного уровня организации материи в данной или рассматриваемой предметной области. Тре- тий этап предполагает существование логически полной системы понятий и аксиомати- ки. Математическая теория даёт методологию и язык, пригодные для описания явлений, процессов и систем различного назначения и природы. Она даёт возможность преодоле- вать узость мышления, порождаемую специализацией. 1.2. Математическое моделирование и модель Математическое моделирование - это теоретико-экспериментальный метод позна- вательно-созидательной деятельности, это метод исследования и объяснения явлений, процессов и систем (объектов-оригиналов) на основе создания новых объектов - матема- тических моделей. Под математической моделью принято понимать совокупность соотношений (уравнений, неравенств, логических условий, операторов и т.п.), определяющих характе- ристики состояний объекта моделирования, а через них и выходные значения - реакции µ §, в зависимости от параметров объекта-оригинала µ §, входных воздей- ствий µ §, начальных и граничных условий, а также времени. Математическая модель, как правило, учитывает лишь те свойства (атрибуты) объекта-оригинала µ §, которые отражают, определяют и представляют интерес с точки зрения целей и задач конкретного исследования. Следовательно, в зависимости от целей моделирования, при рассмотрении одного и того же объекта-оригинала µ § с различных точек зрения и в различных аспектах, последний может иметь различные математичес- кие описания и, как следствие, быть представлен различными математическими моделя- ми. Принимая во внимание изложенное выше, дадим наиболее общее, но в то же время строгое конструктивное определение математической модели, сформулированное П.Дж.Коэном. Определение 2. Математическая модель - это формальная система, представляю- щая собой конечное собрание символов и совершенно строгих правил оперирования этими символами в совокупности с интерпретацией свойств определенного объекта некоторыми отношениями, символами или константами. Как следует из приведенного определения, конечное собрание символов (алфавит) и совершенно строгих правил оперирования этими символами ("грамматика" и "синтак- сис" математических выражений) приводят к формированию абстрактных математичес- ких объектов (АМО). Только интерпретация делает этот абстрактный объект математи- ческой моделью. Таким образом, исходя из принципиально важного значения интерпретации в тех-нологии математического моделирования, рассмотрим ее более подробно. 1.3. Интерпретации в математическом моделировании Интерпретация (от латинского "interpretatio" - разъяснение, толкование, истолко- вание) определяется как совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо об- разом элементам некоторой системы (теории), например, формулам и отдельным симво- лам. В математическом аспекте интерпретация - это экстраполяция исходных положе- ний какой-либо формальной системы на какую-либо содержательную систему, исход- ные положения которой определяются независимо от формальной системы. Следова- тельно, можно утверждать, что интерпретация - это установление соответствия между некоторой формальной и содержательной системами. В тех случаях, когда формальная система оказывается применимой (интерпретируемой) к содержательной системе, т.е. ус- тановлено что между элементами формальной системы и элементами содержательной системы существует взаимно однозначное соответствие, все исходные положения фор- мальной системы получают подтверждение в содержательной системе. Интерпретация считается полной, если каждому элементу формальной системы соответствует некото- рый элемент (интерпретант) содержательной системы. Если указанное условие наруша- ется, имеет место частичная интерпретация. При математическом моделировании в результате интерпретации задаются значе- ния элементов математических выражений (символов, операций, формул) и целостных конструкций. Основываясь на приведенных общих положениях, определим содержание интер- претации применительно к задаче математического моделирования. Определение 3. Интерпретация в математическом моделировании - это информа- ционный процесс преобразования абстрактного математического объекта (АМО) в кон- кретную математическую модель (ММ) конкретного объекта на основе отображения непустого информационного множества данных и знаний, определяемого АМО и называе- мого областью интерпретации, в кообласть - информационное множество данных и зна- ний, определяемое предметной областью и объектом моделирования и называемое об- ластью значений интерпретации. Таким образом, интерпретацию следует рассматривать как один из основопола- гающих механизмов (инструментов) технологии математического (научного) модели- рования. Именно интерпретация, придавая смысл и значения элементам (компонентам) ма- тематического выражения, делает последнее математической моделью реального объек- та. 1.4. Виды и уровни интерпретаций Создание математической модели системного элемента - многоэтапный процесс. Основным фактором, определяющим этапы перехода от АМО к ММ, является интер- претация. Количество этапов и их содержание зависит от начального (исходного) ин- формационного содержания интерпретируемого математического объекта - математи- ческого описания и требуемого конечного информационного содержания математичес- кого объекта - модели. Полный спектр этапов интерпретации, отражающий переход от АМО - описания к конкретной ММ, включает четыре вида интерпретаций: синтаксичес- кую (структурную), семантическую(смысловую), качественную(численную) и количес- твенную. В общем случае, каждый из перечисленных видов интерпретации может иметь многоуровневую реализацию. Рассмотрим более подробно перечисленные виды интер- претаций. Cинтаксическая интерпретация Синтаксическую интерпретацию будем рассматривать как отображение морфоло- гической (структурной) организации исходного АМО в морфологическую организацию структуру заданного (или требуемого) АМО. Синтаксическая интерпретация может осуществляться как в рамках одного математического языка, так и различных матема- тических языков. При синтаксической интерпретации АМО возможны несколько вариантов задач реализации. Задача 1. Пусть исходный АМО не структурирован, например, задан кортежем элементов. Требуется посредством синтаксической интерпретации сформировать мор- фологическую структуру математического выражения µ § (1) Задача 2. Пусть АМО имеет некоторую исходную морфологическую структуру, которая по тем или иным причинам не удовлетворяет требованиям исследователя (эксперта). Требуется посредством синтаксической интерпретации преобразовать в со- ответствии с целями и задачами моделирования исходную структуру Stµ §в адекватную требуемую Stµ §,т.е. µ § (2) Задача 3. Пусть АМО имеет некоторую исходную морфологическую структуру Stµ §, удовлетворяющую общим принципам и требованиям исследователя с точки зрения её синтаксической организации. Требуется посредством синтаксической интерпретации конкретизировать АМО со структурой Stµ §до уровня требований, определяемых целями и задачами моделирования µ § (3) Таким образом, синтаксическая интерпретация математических объектов даёт воз- можность формировать морфологические структуры АМО, осуществлять отображение (транслировать) морфологические структуры АМО с одного математического языка на другой, конкретизировать или абстрагировать морфологические структурные представ- ления АМО в рамках одного математического языка. Семантическая интерпретация Семантическая интерпретация предполагает задание смысла математических вы- ражений, формул, конструкций, а также отдельных символов и знаков в терминах сфе- ры, предметной области и объекта моделирования. Семантическая интерпретация даёт возможность сформировать по смысловым признакам однородные группы, виды, клас- сы и типы объектов моделирования. В зависимости от уровней обобщения и абстраги- рования или, наоборот, дифференциации или конкретизации, семантическая интерпре- тация представляется как многоуровневый, многоэтапный процесс. Таким образом, семантическая интерпретация, задавая смысл абстрактному ма- тематическому объекту, "переводит" последний в категорию математической модели с объекта-оригинала, в терминах которого и осуществляется такая интерпретация. Качественная интерпретация Интерпретация на качественном уровне предполагает существование качествен- ных параметров и характеристик объекта-оригинала, в терминах (значениях) которых и производится интерпретация. При качественной интерпретации могут использоваться графические и числовые представления, посредством которых, например, интерпретиру- ется режим функционирования объекта моделирования. Количественная интерпретация Количественная интерпретация осуществляется за счет включения в рассмотрение количественных целочисленных и рациональных величин, определяющих значение па- раметров, характеристик, показателей. В результате количественной интерпретации появляется возможность из класса, группы или совокупности аналогичных математических объектов выделить один един- ственный, являющийся конкретной математической моделью конкретного объекта-ори- гинала. Таким образом, в результате четырех видов интерпретаций - синтаксической, се- мантической, качественной и количественной происходит поэтапная трансформация АМО, например, концептуальной метамодели (КММ) функциональной системы µ § , в конкретную математическую модель (ММ) конкретного объекта моделирования. Глава II Концептуальное метамоделирование функционирования системного элемента 2.1. Системный элемент как объект моделирования Понятие "элемент" является одним из фундаментальных в общей теории систем (ОТС) - системологии. Оно происходит от латинского "Elementarius" и имеет смысл: начальный, простой, простейший, конечный, неделимый, лежащий в основе чего-либо.Впервые понятие "элемент" встречается, по-видимому, у Аристотеля в его работе "Метафизика". Согласно ОТС, любая система (обозначим ее S), независимо от ее природы и наз- начения, а также от сознания субъекта (эксперта), существует только в структуриро-ванной форме. Структурированность выступает в качестве всеобщего свойства мате- рии - ее атрибута. Именно свойство структурированности, а следовательно, и члени- мости целостной системы S на части µ § приводит к образованию компо- нент-подсистем µ § и элементов µ § В целенаправленных действующих системах S любой компонент µ § целого характеризуется как поведением, так и строением. В тех случаях, когда при моделиро-вании рассматривается (исследуется) и поведение (j) и строение (m), компонент µ § определяется как подсистема системы S. Если же рассмотрению подвергается только поведение компонента µ §, то его определяют как элемент µ § где Е - комплект элементов, выступающий носителем системы S. Таким образом, сущность компонента "подсистема" дуальна. Для вышерасположенных компонент µ § подсистема выступает как элемент, а для нижерасположенных - как система. В системологии понятие "элемент" трактуется двояко - как абсолютная и как от- носительная категории. Абсолютное понятие элемента определяется физико-химичес- ким подходом, относительное - системологическим. Понятие абсолютного элемента µ § связано с определением начального мини-мального компонента системы S, т.е. такой ее части, которая сохраняет основные свойства исходной целостной системы S. При таком подходе, назовем его молекуляр- ным, понятие "элемент" включает в себя и фиксирует существенные свойства целост- ной системы S. Понятие относительного элемента µ § (µ §) связано с уровнем познания исходной целостной системы S. При этом элемент µ § рассматривается как системная категория, зависящая от "взгляда" и "отношения" к нему субъекта (исследователя, эксперта). Такой подход к определению элемента µ § назовем системологическим. При системологическом подходе компонент µ § является элементом µ § (µ §) толь- ко в рамках данного рассмотрения на выделенном уровне анализа. Для системологи- ческого подхода понятие элемента, как относительной категории, может быть сформу- лировано следующим образом. Определение 1. Элемент - это относительно самостоятельная часть системы, рассматриваемая на данном уровне анализа как единое целое с интегральным поведени- ем, направленным на реализацию присущей этому целому функции. С учетом изложенного выше, рассмотрим элемент с точки зрения целостности. 2.2. Целенаправленность системного элемента Фундаментальным свойством системного элемента µ § является его целенаправленность и, как следствие, способность функционировать. Под функциони- рованием принято принято понимать реализацию присущей элементу µ § функции, т.е. возможность получать некоторые результаты деятельности системного элемента µ §, определяемые его целевым назначением. Целенаправленно действующий системный элемент µ § должен обладать, по край- ней мере, тремя основными атрибутами: - элемент µ § выполняет одну или несколько функций, - элемент µ § обладает определенной логикой поведения, - элемент µ § используется в одном или нескольких контекстах. Функция указывает на то, "что делает элемент µ §". Логика описывает внутренний алгоритм поведения элемента µ §, т.е. определяет "как элемент µ § реализует свою функцию". Контекст определяет конкретные условия применения ( приложения ) элемента µ § в тех или иных условиях, в той или иной среде. Таким образом, принимая во внимание изложенное, можно определить содержа- тельно что такое модель функционирования системного элемента µ §. Определение 4. Модель функционирования элемента ( МФЭ ) - это отражение на неко-тором языке совокупности действий, необходимых для достижения целей ( целевой функции ), т.е. результата µ § функционирования элемента µ §. МФЭ не учитывает строение, а также способы и средства реализации элемента. Такая модель устанавли-вает факт "Что делает элемент µ § для достижения результата µ §", определяемого его целевым назначением. 2.3. Целостность системного элемента Целостность одно из основных свойств (атрибутов) системного элемента. Она от- ражает завершенную полноту его дискретного строения. Правильно сформированный системный элемент µ § (µ §) характеризуется явно выраженной обособленностью (границами) и определенной степенью независимости от окружающей его среды. Относительная независимость системного элемента определяется (характеризуется) совокупностью факторов, которые назовем факторами целостности. Факторы целостности Полная совокупность факторов целостности элемента µ § определяется двумя группами, которые назовем внешние факторы целостности и внут-ренние. Внешние факторы 1. Низкий уровень связности (число взаимосвязей) элемента µ § с ок-ружающей его средой µ § , т.е. минимальная внешняя связность элемента µ §. Обозначив полную совокупность внешних связей элемента µ § через µ §, рассматриваемый фактор запишем как условие минимизации: µ §® Min. 2. Низкий уровень взаимодействия µ § элемента µ § с окружающей его средой µ §,т.е. слабое взаимодействие, определяемое минимальной совокупной интенсивностью обмена сигналами µ § ® Min. Внутренние факторы 1. Высокая степень связности друг с другом частей, из которых состоит элемент µ §, т.е. суммарная внутренняя связность µ § максимальна µ §®Max. 2. Высокая интенсивность µ § взаимодействия частей, из которых состоит элемент µ §. Иными словами, имеет место сильное внутреннее взаимодействие µ §®Max.
Оценка целостности элемента Перечисленные выше факторы могут быть использова- ны для оценки целостности системного элемента µ §. Такая оценка, в определенной мере, характеризует степень "прочности" элемента по отношению к окружающей его среде µ §. Введем понятие "прочность" как показатель внутренней целостности элемента и определим его через суммарную композицию показателей взаимосвязей µ § и взаимо- действий µ § всех частей, из которых состоит элемент µ §. Прочность элемента при этом определяется выражением µ § (1) Для обобщенной оценки внешних взаимосвязей µ § и взаимодействий µ § элемента µ § с окружающей его средой µ § введем показатель "сцепленности" и определим его как композицию показателей µ § и µ §, т.е. µ § (2) Полученные показатели прочности (1) и сцепленности (2) используем для оценки целостности µ § элемента µ §. Такая оценка определяется отношением вида µ § (3) т.е. как отношение прочности µ § элемента µ § к его сцепленности µ § со средой µ §. С учетом (1) и (2) выражение (3) принимает вид µ § (4) Уровни целостности элемента Анализ выражений (3) и (4) дает возможность ранжи-ровать элементы µ §по уровням целостности и качественно определить их устойчи-вость по отношению к окружающей среде. Случай 1. Если значение показателя прочности µ § элемента µ § превосходит зна- чение показателя сцепленности µ § элемента µ § с его средой µ §, т.е. µ § > µ §, а как следствие и µ § > 1, то элемент µ § по своим целостным свойствам устойчив. В рассмат- риваемом случае имеет место супераддитивная целостность. Случай 2. Пусть значения показателей прочности µ § и сцепленности µ § равны, т.е. µ § = µ §. В этом случае показатель целостности µ § = 1. Тогда элемент µ § по сво- им целостным свойствам находится на грани устойчивости. Такой уровень целостности элемента µ § определим как аддитивная целостность. Случай 3. Наконец, пусть значения показателя прочности µ § элемента µ § ниже значений показателя сцепленности µ § элемента µ § с его средой µ §. В рассматривае- мом случае условия записываются в виде µ § < µ § и µ § < 1. При этом элемент µ § по сво- им целостным свойствам не устойчив к интегральному вовлечению (растворению) в окружающей среде µ §. Рассматриваемый уровень целостности элемента µ § определим как субаддитивная целостность. Таким образом, введенный показатель µ § может использоваться как критерий оценки качества целостных свойств элемента µ §, а также для сравнения раэличных элементов µ § (n = 1, 2, ... , N) по критерию целостности. 2.4. Метод концептуального метамоделирования Концептуальное метамоделирование ( КММ ) основано на использовании индук- тивно-дедуктивного подхода. Создание КММ осуществляется на основе индуктивного подхода ( от конкретного к абстрактному, от частного к общему ) посредством обобще- ния, концептуализации и формализации. Использование КММ предполагает переходы от общего к частному, от абстракт- ного к конкретному на основе интерпретаций. КММ функционирования системного элемента µ § предполагает описание динами- ки поведения на заданном уровне абстракции с точки зрения его взаимодействия с окру- жающей средой, т.е. внешнего поведения. Математическое описание такого элемента должно отражать последовательность причинно-следственных связей типа "вход - вы- ход" с заданной временной направленностью из прошлого в будущее. КММ функциони- рования системного элемента µ § должна учитывать базовые концепции и существенные факторы, к числу которых, в первую очередь, следует отнести следующие. 1. Элемент µ §, как компонент системы µ §, связан и взаимодействует с другими компонентами этой системы. 2. Компоненты µ § системы µ § воздействуют на элемент µ § посредст- вом входных сигналов, в общем случае, обозначаемых векторным множеством µ §. 3. Элемент µ § может выдавать в окружающую его среду µ § выходные сигна-лы, обозначаемые векторным множеством µ §. 4. Функционирование системного элемента µ § ( µ § ) происходит во време- ни с заданной временной направленностью от прошлого к будущему: µ § где µ § 5. Процесс функционирования элемента µ § представляется в форме отображения µ § входного векторного множества µ § в выходное - µ §, т.е. по схеме "вход - выход" и представляется записью вида µ §. 6. Структура и свойства отображения µ § при моделировании на основе метода прямых аналогий определяется внутренними свойствами элемента µ §, во всех остальных случаях - инвариантны и связаны феноменологически. 7. Совокупность существенных внутренних свойств элемента µ §, представ-ляется в модели "срезом" их значений для фиксированного момента времени µ §, при условии фиксированного "среза" значений входных воздействий µ § и опреде- ляется как внутреннее состояние µ § элемента µ §. 8. Внутренние свойства элемента µ § характеризуются вектором параметров µ §, которые назовем функциональными ( j - параметры ). Концептуальное математическое описание системного элемента µ § ( µ § ) с учетом изложенных выше положений, представим кортежем µ § . ( 1 ) Такое описание определим как концептуальную метамодель - КММ функционирования системного элемента µ §. 2.5. Стратифицированный анализ и описание КММ системного элемента Концептуальные метамодели элемента, основанные на записи ( 1 ), могут образо- вывать некоторые иерархии. Уровни таких иерархий определяются степенью ( этапами ) конкретизации свойств элемента. Ранжирование КММ ( 1 ) по шкале "Абстрактное - Конкретное" на основе метода стратификации, следовательно, приводит к иерархичес- кой дедуктивной системе концептуальных метамоделей. Такая система может быть ис- пользована для математического моделирования конкретных элементов как некоторый исходный базовый инвариант, интерпретируемый в конкретную математическую мо- дель. В зависимости от степени конкретизации, сформируем дедуктивную систему, вклю-чающую следующие уровни КММ элемента µ §: КММ элемента µ § на теоретико-системном уровне ( ТСУ ); КММ элемента µ § на уровне непараметрической статики ( УНС ); КММ элемента µ § на уровне параметрической статики ( УПС ); КММ элемента µ § на уровне непараметрической динамики ( УНД ); КММ элемента µ § на уровне параметрической динамики ( УПД ). Рассмотрим более подробно КММ на каждом из перечисленных уровней. КММ теоретико-системного уровня Наиболее общую и абстрактную форму описания функционирования системного элемента µ § дает концептуальная метамодель теоретико-системного уровня ( ТСУ ). Это описание включает векторное множество входных воздействий на элемент µ § µ § и векторное множество выходных реакций ( откликов ) элемента µ § µ §. Кроме того, на рассматриваемом уровне абстракции учитывается факт связности век- торного множества µ § с соответствующим векторным множеством µ § посредством отображения "j". Однако, отображение "j" не указывает каким образом рассматривае- мые множества связаны. Таким образом, КММ теоретико-системного уровня задаются тройкой µ §. ( 2 ) КММ уровня непараметрической статики Второй уровень представления КММ включает в рассмотрение отображение µ §, определяющее правила преобразования входов µ § в выходы µ §, т.е. что необходимо сделать, чтобы при условии µ § получить µ §, адекватное целевому функционированию элемента µ §. В общем случае µ § - отображение может быть представлено скалярной или векторной функцией, а также функционалом или оператором. Концептуальная метамо- дель уровня непараметрической статики, следовательно, представляется кортежем вида µ §. ( 3 ) Раскрытие структуры преобразования вида µ § является основной задачей КММ уровня µ § . Рассмотрим в качестве иллюстрации функциональное описание элемента µ §, представленное скалярной функцией µ §, причем: µ §. Функционирование элемента µ § ( µ § ) на УНС описывается как отобра- жение µ §. Это отображение называется функцией, если оно однозначно. Ус- ловия однозначности определяются следующим образом. Пусть заданы пары значений сигналов "вход - выход": µ § ( 4 ) Если из условия ( µ § ), следует, что ( µ § ), то отображе- ние µ § однозначно. Значение величины µ § в любой из пар µ § называется функ- цией от данного µ § . Общий вид записи функции µ § позволяет дать формальное определение функции элемента µ § в скалярной форме представления µ § ( 5 ) Таким образом, КММ ( 3 ) проинтерпретирована в КММ того же уровня, но в скаляр- ной форме функционального представления. Отметим, что богатство концептуальных метамоделей µ § функционирования системного элемента µ § ( µ § ) на уровне непараметрической статики определяется многообразием ее интерпретаций на матема- тическом, логическом или логико-математическом языках описания ( представления ) µ § - отображения. КММ уровни параметрической статики Дальнейшая конкретизация КММ функционирования системного элемента µ § осуществляется за счет включения в рассмотрение функциональных параметров µ §, определяющих статические режимы. Для элемента µ § рассматриваются три группы параметров µ § ( 6 ) где µ § - совокупность параметров { µ § } входных воздействий µ § µ § - совокупность параметров { µ § } выходных реакций ( откликов ) µ § µ § - совокупность параметров { µ § } отображения µ §. Перечни ( номенклатура ) параметров µ § и их значений определяются для каждого ти- па конкретной модели µ § . Для µ § - отображения, по аналогии со структурными моде- лями, вводится понятие конфигурации. С учетом параметрического описания и интер- претаций КММ задается четверкой µ § ( 7 ) КММ уровня непараметрической динамики Следующий, четвертый уровень конкретизации КММ функционирования систем- ного элемента µ § определяется учетом в модели его динамических свойств. Динамика элемента µ § рассматривается в нескольких аспектах. Первый аспект характеризуется реакцией элемента µ § на динамику изменения входных воздействий µ § при неизменном отображении µ §, т.е. когда µ § - скалярная или векторная функция. Второй аспект определяется реакцией элемента µ § на входные ( статические µ § или ди- намические µ § ) воздействия при времязависимом отображении µ §, т.е. когда µ § - функционал или оператор, зависящий от времени µ §. При изложенных условиях КММ рассматриваемого уровня абстракции представ- ляется кортежем, включающем следующие четыре компоненты µ § ( 8 ) Отметим, что на данном уровне представления КММ время µ § указывает на факт наличия динамических свойств, но не характеризует их конкретно. КММ уровня параметрической динамики Последний - пятый уровень дедуктивного представления КММ функционирова- ния системного элемента µ §, определяемый как уровень параметрической динамики, включает все рассмотренные ранее аспекты модели, представляемые кортежем ( 1 ) µ §. В КММ рассматриваемого уровня выполняются условия концептуальной полноты представления функциональных свойств элемента µ §. Интерпретация та- кой модели на семантическом, синтаксическом, качественном и количественном уров- нях дает возможность порождать ( генерировать ) любые конкретные математические модели функционирования системного элемента. Отметим, что выражения ( 1 ), ( 2 ), ( 3 ), ( 7 ) и ( 8 ) могут быть представлены в форме традиционных аналитических зависимостей вида µ § ( 9 ) Выводы Таким образом, концептуальное метамоделирование функционирования систем- ного элемента µ § на основе дедуктивного подхода приводит к пятиуровневой иерархии моделей, представленной на рис. . Практическое использование представленных выше КММ для моделирования функций системных элементов µ § осуществляется посредством их ретрансляции в тер-минах выбранного математического языка и последующей интерпретации на четырех перечисленных выше уровнях конкретизации. |