Реферат: Теория управления
Название: Теория управления Раздел: Рефераты по управлению Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Понятие «управление» и предмет изучения дисциплины «Теория управления». Управление – сознательное, целенаправленное воздействие со стороны субъектов и органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направлять их действия для получения желаемого результата. Менеджмент (Теория управления) – управление производством, основанное на совокупности методов, принципов, средств управления для повышения эффективности и прибыльности производства. Теория – совокупность научных положений, система знаний по какому – либо вопросу. 2. Сущность управления и основное содержание процесса управления. Самое простое представление системы управления:
К объектам относятся: коллектив, производственный процесс, предприятия. Процесс управления с точки зрения открытых систем.
Влияние цели на внешнюю среду
Влияние цели на организацию Организация – это группа лиц, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. С точки зрения управления организации могут быть формальными и неформальными. Признаки, характеризующие организацию: · Наличие цели · Наличие в организации некоторого количества участников · Наличие внутреннего координационного центра · Координация внутренних процессов путём саморегулирования · Обособленность · Организационная культура. Руководители – лица, осуществляющие управленческую деятельность. Для организации это управленческий аппарат. 3 . Цели и принципы управления организацией. Цель – это желаемое и достижимое состояние объекта управления, прогнозируемый результат его деятельности. Всегда имеет количественную характеристику. Процесс постановки целей.
Классификация целей: - По периоду установления: оперативные, тактические и стратегические. - По содержанию: экономические, организационные, политические, научно – технические, политические, социальные, производственые. - По приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и прочие. - По измеряемости: количественные и качественные. - По повторяемости: повторяющиеся (постоянные) и разовые. - По иерархии: цели организации и цели подразделений. - По стадиям жизненного цикла: цели на стадиях: проектирования, создания, зрелости объекта, завершения жизненного цикла. Требования к целям: 1. Направление цели –подразумевает определение сфер деятельности 2. Требования к целям (реальность, детализованность по подразделениям, измеримость, однозначность, непротиворечивость цели). 3. Правила задания целей: цели задаются с учетом объемов работ, сроков исполнения, исполнителей, исходя из имеющихся возможностей. Для целеполагания используется дерево целей. Построение дерева целей состоит из 4 этапов: 1. Определение круга полномочий и обязанностей всех работников организаций 2. Разработка целей управления в рамках установленных обязанностей. 3. Составление реальных планов достижения поставленных целей. 4. Контроль, оценка работы каждого исполнителя. Принципы – правила руководства. 1. Научность в сочетании с искусством. 2. Целенаправленность управления 3. Оптимальное сочетание целенаправленного управления объектом с его саморегулированием. 4. Последовательность управленческого процесса. 5. Функциональная специализация в сочетании с универсальностью. 6. Учёт личных особенностей работника. 7. Обеспечение прав, обязанностей и ответственности работников. 8. Обеспечение заинтересованности работников в достижении общей цели. 9. Обеспечение состязательности работников управления. 4. Методы управленческого воздействия. 1) Организационные- правильно организованное нормирование, регламентирование, организации – пассивный метод. 2) Административные – методы гласной мотивации – сводятся к открытому принуждению людей к выполнению той или иной работы; условие- однозначность, минимальная самостоятельность исполнителей. 3) Экономические- в их основе лежит матер. заинтересованность исполнителей в результате их работы. 4) Социально-психологические- создание благоприятного морально-псих. климата в коллективе для получения большей от него отдачи; выявление и развитие индивидуальных способностей для достижения максимальной самореализации работников в производственном процессе. 5) Математического моделирования- использование математического аппарата для прогнозирования управленческих процессов. 5. Внешняя и внутренняя среда управления. Внутреннюю среду упр-я определяет след. Факторы: 1. Цели – «ядро» среды 2. Структура 3. Задачи 4. Технология 5. Люди (кадры) Схема внутренней среды упр-я.
Внешняя среда управления. Среда прямого воздействия Среда косвенного воздействия
Политическая система Социальная система Взаимодействие внешней и внутренней среды управления. Экономич. Политич. Социальная Междунар. НТП
Поставщики Потребители Законодательная Конкуренты Ресурсов база 6. Уровни управления и состав управленческого аппарата.
![]()
![]() ![]() ![]()
Технический персонал – лица, осуществляющие вспомогательные функции и обеспечивающие работу специалистов и руководителей. Специалисты – лица, осуществляющие информационную и методическую работу. Руководители – лица, руководящие коллективом людей и уполномоченные принимать управленческие решения.
2 уровень – средний уровень – управленческий уровень: начальники отделов, цехов и др. 1 – высший уровень управления – институционный уровень управления: президенты, зам. директоров – стратегическое управление. 7. Функции управления организацией. - Планирование деятельности предприятия Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено, оперативные – низшее звено. Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих направлений деятельности. 9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову): 1) Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности предприятия. 2) Конкурентные преимущества. 3) Организация бизнеса (структурное деление) 4) Продукция предприятия. 5) Ресурсы 6) Ожидаемые изменения в структуре фирмы. 7) Рынки и их границы. 8) Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, проведение НИОКР. 9) Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования, способность к лидерству и т.д. Экономическая стратегия: 1) Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия, стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности. 2) Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия стимулирования персонала. 3) Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия. Разновидности стратегий предприятия: 1) Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для крупных предприятий. 2) Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность: стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения. 3) Стратегия концентрации – удовлетворение спроса определённого круга потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка. 4) Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий путём слияния или выкупа. 5) Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений внутри предприятия, связанных между собой технологически. 6) Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты рынка. Типы дивесификации: - Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов, но сходных с его традиционной деятельностью. - Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности, отличные от его традиционной деятельности. 7) Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер деятельности – применяется в период спадов экономики. 8) Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо деятельности на предприятии. 9) Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации: предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование формы собственности на предприятии. 10) Стратегия развития в сфере «продукт – рынок». Планирование бывает 2 видов: - Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план по менеджменту; финансовый план. - Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они состоят из следующих элементов: 1. Производственные программы 2. Оперативные задания по подразделениям. 3. Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке. Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие системы: 1) диспетчеризация. 2) Точного времени 3) «Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для участков и технологических линий. - Организация – заключается в создании условий, способствующих достижению целей и реализации планов. Функция организации понимается в 2 аспектах: 1) Организационное построение – структура управления. 2) Устройство организации – взаимоотношения полномочий, связывающих высшие и низшие уровни организации – позволяет распределить задачи, стоящие перед организацией, и координировать их выполнение. Инструментом для распределения задач и координации их выполнения является делегирование. Делегированию подлежат задачи, полномочия и функциональная ответственность. Преимущества при правильной постановке процесса делегирования: 1. Освобождает руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения рутинных операций. 2. Способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудника. 3. Стимулирует развитие способности, инициативы и компетентности. 4. Способствует повышению ответственности исполнителя. - Мотивация – побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивация: внешняя (стимулирование) и внутренняя. Мотивация – процесс формирования внутренних побудительных сил работника для достижения личных целей и целей организации. Модель мотивации трудового поведения.
10 основополагающих правил мотивации: 1. каждый может мотивировать 2. каждого можно мотивировать 3. только тот, кто мотивирован, может мотивировать 4. мотивация нуждается в целях 5. мотивация бесконечна 6. мотивация нуждается в признании 7. причастность мотивирует 8. успех мотивирует 9. вызов мотивирует 10. группы мотивируют Функции стимулирования: 1. Экономическая – стимулирование направлено на повышение эффективности функционирования организации и труда. 2. Социальная – стимулирование служит основой удовлетворения потребности личности и её способности. 3. Психологическая – стимулирование показывает влияние на формирование внутренних ценностей работника. 4. Воспитательная – стимулирование направлено на формирование нравственных качеств работника. Стимулирование трудовой деятельности: · Материальное 1) Денежное – зарплаты, надбавки, единовременные выплаты. 2) Неденежное – предоставление льготных путёвок, подарков и т. д. · Нематериальное 1) Социальное – принятие решений, продвижение по службе 2) Моральное – возможность удовлетворения потребности в признании труда 3) Творческое – удовлетворение потребности самовыражения 4) Социально – психологическая - создание благоприятного социально – психологического климата в коллективе. · Коллективное · Индивидуальное Требования к стимулированию: 1) Комплексность 2) Дифференцированность по результатам 3) Гласность 4) Гибкость и оперативность 5) Участие работников в организации стимулирования. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ: · Содержательные – связаны с изучением потребностей и использованием этих потребностей в процессе трудовой деятельности: Маслоу, Герцберг, Мак Клелланд. · Процессуальные – работник распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и выбирает при этом конкретный вид поведения. Поведение в труде – результат восприятий и ожиданий. 1. Теория ожиданий – базируется на 3 взаимосвязях: - Затраты труда – результаты - Результаты – вознаграждения - Вознаграждения – удовлетворение от вознаграждения. 2. Теория справедливости – индивидуальный доход к индивидуальным затратам равны отношению дохода других к затратам других. 3. Модель мотивации Портера – Лоулера. Тезис: человек удовлетворяет свои потребности посредством адекватного вознаграждения за свой труд. - Контроль – процесс, с помощью которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке. Процедура контроля включает в себя следующие этапы: 1. Получение информации о состоянии управляемой системы (сбор) 2. Сравнение фактических данных и плановых показателей, выявление отклонений (анализ) 3. Выявление причин отклонений 4. Принятие необходимых корректирующих действий. Существуют виды контроля: 1) Текущий (контроль процесса) – носит периодический характер. 2) Контроль результата – проводится по выполнении работ или по определённым календарным датам – характер постфактума (нельзя сделать корректировку). 3) Промежуточный контроль – является дополнением контроля процесса . Цель контроля – выявление отклонений и устранение воздействия отрицательных факторов. Правила проведения контроля (по Зигерту и Лангу): 1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами 2. Тотальный контроль делает людей неуверенными и несамостоятельными. 3. Контроль должен быть открытым. 4. Контролируют не только наиболее известный участок работы. 5. Не превращайте контроль в проформу. 6. Не контролируйте из недоверия. 7. Не держите своих выводов при себе. 8. Содержание стратегического управления. Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено, оперативные – низшее звено. Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих направлений деятельности. 9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову): 1. Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности предприятия. 2. Конкурентные преимущества. 3. Организация бизнеса (структурное деление) 4. Продукция предприятия. 5. Ресурсы 6. Ожидаемые изменения в структуре фирмы. 7. Рынки и их границы. 8. Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, проведение НИОКР. 9. Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования, способность к лидерству и т.д. Экономическая стратегия: 1. Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия, стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности. 2. Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия стимулирования персонала. 3. Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия. 9. Разновидности стратегий предприятия: 1. Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для крупных предприятий. 2. Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность: стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения. 3. Стратегии концентрации – удовлетворение спроса определённого круга потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка. 4. Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий путём слияния или выкупа. 5. Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений внутри предприятия, связанных между собой технологически. 6. Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты рынка. Типы дивесификации: - Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов, но сходных с его традиционной деятельностью. - Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности, отличные от его традиционной деятельности. 7. Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер деятельности – применяется в период спадов экономики. 8. Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо деятельности на предприятии. 9. Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации: предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование формы собственности на предприятии. 10. Стратегия развития в сфере «продукт – рынок». 10. Текущее и оперативное планирование. Планирование бывает 2 видов: - Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план по менеджменту; финансовый план. - Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они состоят из следующих элементов: 1. Производственные программы 2. Оперативные задания по подразделениям. 3. Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке. Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие системы: 1. Диспетчеризация. 2. Точного времени 3. «Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для участков и технологических линий. 11. Организационное построение предприятия. Организационное построение предприятия – это структура управления этого предприятия. 12. Устройство организации. Устройство организации – взаимоотношения полномочий, связывающих высшие и низшие уровни организации – позволяет распределить задачи, стоящие перед организацией, и координировать их выполнение. Инструментом для распределения задач и координации их выполнения является делегирование. Делегированию подлежат задачи, полномочия и функциональная ответственность. Преимущества при правильной постановке процесса делегирования: 1. Освобождает руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения рутинных операций. 2. Способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудника. 3. Стимулирует развитие способности, инициативы и компетентности. 4. Способствует повышению ответственности исполнителя. 13. Линейные и аппаратные полномочия. Линейные полномочия передаются от начальника к подчинённому как прямая линия. Они упрощают взаимоотношения подчинённых и начальников. Штабные (аппаратные) полномочия ограничены, их виды: 1. Рекомендательные 2. Параллельные – цель – установление системы контроля для уравновешивания власти. 3. Функциональные Штабные полномочия помогают использовать специалистов без нарушения единоначалия организации. 14. Функция мотивации труда работников. Мотивация – побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивация: внешняя и внутренняя. Мотивация – процесс формирования внутренних побудительных сил работника для достижения личных целей и целей организации. Модель мотивации трудового поведения.
10 основополагающих правил мотивации: 1. каждый может мотивировать 2. каждого можно мотивировать 3. только тот, кто мотивирован, может мотивировать 4. мотивация нуждается в целях 5. мотивация бесконечна 6. мотивация нуждается в признании 7. причастность мотивирует 8. успех мотивирует 9. вызов мотивирует 10. группы мотивируют 15. Характеристика стимулов трудовой деятельности. Стимул – заострённая палка, которой в древности погоняли животных. Функции стимулирования: 1. Экономическая – стимулирование направлено на повышение эффективности функционирования организации и труда. 2. Социальная – стимулирование служит основой удовлетворения потребности личности и её способности. 3. Психологическая – стимулирование показывает влияние на формирование внутренних ценностей работника. 4. Воспитательная – стимулирование направлено на формирование нравственных качеств работника. Стимулирование трудовой деятельности: · Материальное 1) Денежное – зарплаты, надбавки, единовременные выплаты. 2) Неденежное – предоставление льготных путёвок, подарков и т. д. · Нематериальное 1) Социальное – принятие решений, продвижение по службе 2) Моральное – возможность удовлетворения потребности в признании труда 3) Творческое – удовлетворение потребности самовыражения 4) Социально – психологическая - создание благоприятного социально – психологического климата в коллективе. · Коллективное · Индивидуальное Требования к стимулированию: 1) Комплексность 2) Дифференцированность по результатам 3) Гласность 4) Гибкость и оперативность 5) Участие работников в организации стимулирования. 16. Содержательные теории мотивации. Содержательные теории – связаны с изучением потребностей и использованием этих потребностей в процессе трудовой деятельности: Маслоу, Герцберг, Мак Клелланд.
17. Процессуальные теории мотивации Процессуальные – работник распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и выбирает при этом конкретный вид поведения. Поведение в труде – результат восприятий и ожиданий. 1. Теория ожиданий – базируется на 3 взаимосвязях: - Затраты труда – результаты - Результаты – вознаграждения - Вознаграждения – удовлетворение от вознаграждения. 2. Теория справедливости – индивидуальный доход к индивидуальным затратам равны отношению дохода других к затратам других. 3. Модель мотивации Портера – Лоулера. Тезис: человек удовлетворяет свои потребности посредством адекватного вознаграждения за свой труд. 18. Контроль как важнейшая функция управления. Контроль – процесс, с помощью которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке. Процедура контроля включает в себя следующие этапы: 1. Получение информации о состоянии управляемой системы (сбор) 2. Сравнение фактических данных и плановых показателей, выявление отклонений (анализ) 3. Выявление причин отклонений 4. Принятие необходимых корректирующих действий. Существуют виды контроля: 1. Текущий (контроль процесса) – носит периодический характер. 2. Контроль результата – проводится по выполнении работ или по определённым календарным датам – характер постфактума (нельзя сделать корректировку). 3. Промежуточный контроль – является дополнением контроля процесса . Цель контроля – выявление отклонений и устранение воздействия отрицательных факторов. Правила проведения контроля (по Зигерту и Лангу): 1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами 2. Тотальный контроль делает людей неуверенными и несамостоятельными. 3. Контроль должен быть открытым. 4. Контролируют не только наиболее известный участок работы. 5. Не превращайте контроль в проформу. 6. Не контролируйте из недоверия. 7. Не держите своих выводов при себе. 19. Рационалистическая школа управления. Представители рационалистической школы управления: Тэйлор, Файоль и Вебер. Принципы управления по Тэйлору : 1. Строгое расходование и нормирование материальных ресурсов. 2. Точный учёт рабочего времени и установление трудовых норм путём исследования трудовых процессов, их разложения на простейшие и последующие хронометражи. 3. Установление контроля за каждой операцией с определением максимально возможных степеней контроля и норм управляемости. 4. Дифференциация оплаты труда работников в зависимости от выполнения ими норм выработки. 5. Сочетание власти и ответственности. Недостатки: 1) Отрицание неэкономических стимулов. 2) Неучёт влияния неформальных факторов на эффективность управления. 3) С точки зрения технократического подхода человек рассматривался как винтик большой машины. Файоль – подход администрирования – рассматривает управление организации в целом. Принципы управления: 1. Разделение труда. 2. Дисциплина. 3. Единоначалие. 4. Единство управления. 5. Подчинение индивидуальных интересов общим. 6. Справедливая оплата персонала. 7. Централизация. 8. Иерархия. 9. Порядок. 10. Справедливое отношение к подчинённым. 11. Стабильность персонала. 12. Инициатива – достаточная свобода подчинённых. 13. Корпоративный дух – дух единой команды. 14. Полномочия и ответственность. Функции управления по Файолю: 1. Предвидение. 2. Планирование. 3. Организация. 4. Руководство. 5. Координирование. 6. Контроль. М. Вебер – автор теории идеальной бюрократии. Принципы идеальной организации: 1. Вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции. 2. Каждый руководитель наделяется формально закреплённой властью, в построении организации соблюдается иерархичность. 3. Разрабатываются чёткие правила, инструкции и стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации. 4. Чёткое ведение деловой документации. 5. Чёткое определение последовательности действий в отношении внешних организаций. 6. Любой руководитель должен соблюдать необходимую социальную дистанцию. 7. В организации должна существовать определённая кадровая политика, стимулирующая сотрудников организации. Использование рационалистического подхода обеспечивало: 1. Точность и скорость выполнения заданий. 2. Высокий уровень определённости в отношениях между руководителем и подчинённым. 3. Единство руководства и строгое подчинение. 4. Непрерывность управленческих импульсов. 5. Оптимизация трудовых и материальных ресурсов. 20. Принципы управления организацией Анри Файоля. Принципы управления: 1. Разделение труда. 2. Дисциплина. 3. Единоначалие. 4. Единство управления. 5. Подчинение индивидуальных интересов общим. 6. Справедливая оплата персонала. 7. Централизация. 8. Иерархия. 9. Порядок. 10. Справедливое отношение к подчинённым. 11. Стабильность персонала. 12. Инициатива – достаточная свобода подчинённых. 13. Корпоративный дух – дух единой команды. 14. Полномочия и ответственность. Функции управления по Файолю: 1. Предвидение. 2. Планирование. 3. Организация. 4. Руководство. 5. Координирование. 6. Контроль. 21. Развитие поведенческого подхода к управлению. Родоначальник – Элтон Мэйо – основатель школы человеческих отношений. 60- е гг. 20 века – окончательно оформился поведенческий подход к управлению.(Маслоу, Дуглас, Грегор, Блейк). Поведенческий подход внёс следующий вклад в науку управления: 1. Установление приверженности человека межличностному влиянию. 2. Применение приёмов управления межличностными отношениями для получения большей удовлетворённости и повышения производительности труда. 3. Установление зависимости производительности труда и уровня удовлетворённости работника условиями труда. 4. Определение мотивации как решающего элемента управления. 5. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формирование организации таким образом, чтобы каждый сотрудник давал наибольшую отдачу своего потенциала. 22. Количественный подход к управлению организацией. 1950 г. – получил развитие количественный подход. Впервые о нём упомянул Тэйлор. Иначе количественный подход называется исследованием операций – это применение методов научного исследования к операционным процессам организации – применение экономико – математических методов к решению проблем управления. Достоинства количественного подхода: 1. Позволяет представить проблему формально. 2. Точность. 3. Позволяет прогнозировать. 4. Позволяет выбрать наилучший вариант из возможных в решении проблем управления. 5. Скорость обработки информации и принятие управленческих решений. Количественный подход дал толчок развитию теории управления запасами, теории массового обслуживания, теории принятия управленческого решения. 23. Характеристика современных подходов к управлению. 2 подхода: 1. Системный – это способ мышления по отношению к организации и управлению ею – рассматривает процессы управления как систему. Система – совокупность элементов, тесно взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой. 3 условия эффективного функционирования организации как системы: - Неформальность системы – организация не должна иметь жёстких связей, ограничивающих свободу отдельных звеньев. - Эволюция организационной структуры – необходима для приспособления системы к изменениям внешней среды. - Предвидение – способность системы предвидеть изменения внешней среды. Недостатки: неточное представление процессов управления. 2. Ситуационный – центральным моментом является ситуация, т. е. совокупность обстоятельств, которые значительно влияют на организацию в данное время. Представители: Томпсон, Лоренс, Гелбрайт – не существует единственного пути управления организацией. Положения: 1. Руководитель должен быть знаком с различными методами и приёмами управления. 2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть вероятностные последствия той или иной методики на результаты организации. 3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. 4. Руководитель должен уметь выбрать наиболее эффективные приёмы и методы для данной конкретной ситуации. 24. Применение системного подхода к управлению организацией. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению ею – рассматривает процессы управления как систему. Система – совокупность элементов, тесно взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой. 3 условия эффективного функционирования организации как системы: - Неформальность системы – организация не должна иметь жёстких связей, ограничивающих свободу отдельных звеньев. - Эволюция организационной структуры – необходима для приспособления системы к изменениям внешней среды. - Предвидение – способность системы предвидеть изменения внешней среды. Недостатки: неточное представление процессов управления. 25. Положения ситуационного подхода к управлению организацией. Ситуационный – центральным моментом является ситуация, т. е. совокупность обстоятельств, которые значительно влияют на организацию в данное время. Представители: Томпсон, Лоренс, Гелбрайт – не существует единственного пути управления организацией. Положения: 1. Руководитель должен быть знаком с различными методами и приёмами управления. 2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть вероятностные последствия той или иной методики на результаты организации. 3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. 4. Руководитель должен уметь выбрать наиболее эффективные приёмы и методы для данной конкретной ситуации. 26. Структуризация управленческих функций. 1. По признаку управляемого объекта: - Предприятие в целом - Участок цеха. - Бригада - Агрегат 2. По области деятельности: - Техническая - Научная - Экономическая - Технологическая - Организационная - Социальная 3. По содержанию труда: - Управление персоналом - Управление финансами - Подготовка производства - Оперативное управление - Бухгалтерский учёт и др. 4. По характеру решаемых задач: - Планирование - Организация - Мотивация - Контроль - Стимулирование и др. 5. По периодичности решений: - Стратегические - Годовые - Квартальные - Месячные - Суточные - Текущие При правильно сформированной структуре управления в организации возникает синергетический эффект управления, который заключается в следующем: совокупная результативность всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов каждой из них в отдельности. 27. Проектирование организационной структуры управления. Формирование структур управления зависит от типа и размера предприятия. Структуры управления формируются сверху вниз. Впервые эту мысль высказал Чандлер. Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Структура изменяются под воздействием: - Изменения стратегии предприятия - Внешней среды. Все изменения, которые происходят в структуре управления, называются реорганизацией. 3 этапа организационного проектирования: 1. Деление организации по горизонтали на широкие блоки. Эти блоки соответствуют важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Принимается решение о том, какие виды деятельности выполняют линейные руководители, а какие – штабные. 2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. Руководство формирует цель каждой команды. 3. Определение должностных обязанностей, т. е. совокупностей задач, функций и поручения их конкретному лицу. Норма управляемости – это количество работников, которые могут быть подчинены одному руководителю. Показатели, характеризующие структуры управления: 1. Исходная информация: - Характеристика объекта управления. - Информационные связи объекта - Материальные связи объекта. 2. Влияющие факторы: - Квалификация персонала - Внешнее окружение - Стратегия бизнеса - Сложившиеся структуры управления 3. Признаки структуризации: - Функциональное назначение объекта - Количество подчинённых - Интервал времени - Обслуживаемый регион - Обслуживаемая группа потребителей. 4. Определяемые параметры: - Число уровней управления - Распределение подчинённых по норме управляемости - Количество подразделений - Степень автоматизации - Маршруты движения информации - Распределение обязанностей. 5. Оценочные параметры: - Напряжённость труда подразделения - Информационная нагрузка на работающих - Время обработки информации - Время реагирования на сбои - Время реагирования на запросы - Время на решение задач управления - Количество ошибок в принятии решений. Итоговые характеристики: - Прибыль, полученная по результатам деятельности - Затраты на производство и реализацию продукта 6. Показатели оптимальной структуры: - Небольшое число уровней руководства - Наличие в структуре групп высококвалифицированных специалистов - Быстрая реакция на изменение - Ориентация графиков работы на потребителя - Высокая производительность труда - Низкие затраты. 28. Типы организационных структур: линейная, матричная, дивизионная, адаптивная. Линейная структура. Характерная особенность – единоначалие на всех уровнях. Преимущества: 1. Эффективность использования централизованного аппарата управления. 2. Повышенный контроль 3. Увязка интересов управленческих подразделений. Недостатки: 1. Повышение времени на принятие управленческих решений. 2. Малая инициатива на подчинённых уровнях. 3. Задержка роста квалификации управляющих. Матричная структура. Совмещает в себе структуру дивизионную и единого стратегического бизнеса. При этом для каждого управленческого подразделения вводится 2 руководителя: руководители функциональных служб (а,в,с), руководители производственных служб (А, В, С). Достоинства: 1. Позволяет гибко использовать ограниченные ресурсы. 2. Высокая адаптивность к изменениям внешней среды. 3. Высокий уровень квалификации менеджеров. Недостатки: 1. Сложность разделения вертикальных и горизонтальных полномочий. 2. Возможность возникновения анархии среди сотрудников. Дивизионная структура. Дивизионная структура – разделение организации на блоки и элементы по видам товаров, группам потребителей или регионам, характерна для крупных производств. Преимущества: 1. Оперативное реагирование на изменение внешних условий. 2. Сближение стратегических и текущих задач управления. 3. Высокая степень координации управленческих действий в рамках одного подразделения. Недостатки: 1. Наличие внутренней конкуренции за ресурсы и управляемый персонал 2. Сложность разделения накладных расходов, связанных с производством продукции. 3. Сложность согласования интересов власти и стратегических целей организации. Адаптивная структура. Особенность – быстрая модификация отдельных структур, отсутствие жёстких связей. Создаются подразделения, решающие конкретные проблемы, и расформировываются после решения проблем – это способ существования организации, приспосабливающейся к внешним условиям. 29. Типы организационных структур: функциональная, линейно – штабная, программно – целевая, структура единого стратегического бизнеса. Функциональная структура. Особенность – пересечение взаимосвязей. У каждого подразделения может быть несколько руководителей. Подразделения разделены по функциональному признаку. Преимущества: 1) Высокая специализация персонала. 2) Дифференциация и делегирование текущих управл-х задач. Недостатки: 1) Трудности координации деятельности подразделений. 2) Ограниченные возможности в росте квалификации деятельности. 3) Узкая специализация персонала. Линейно – штабная структура. Основана на линейной структуре. Штабы не имеют нижестоящих подразделений и сами решения не принимают. В их задачу входит анализ вариантов решений и их последствий для конкретного руководителя. Виды штабных групп: 1) Консультативные 2) Обслуживающие 3) Личные Преимущества: 1) Эффективность использования централизованного аппарата управления. 2) Повышенный контроль 3) Увязка интересов управленческих подразделений 4) Оперативность и обоснованность принятия решений. Программно – целевая структура. Программно – целевая структура – временно построенное подразделение подчинённости и отдельных сотрудников, ориентированное на решение конкретной управленческой проблемы. Структура временная. Для неё характерно: 1) Специфические цели 2) Вытекающий из цели состав предприятия. 3) Сроки функционирования структуры. 4) Ресурсное обеспечение. Преимущества: высокая степень реализации предусмотренной программы. Структура единого стратегического бизнеса. Предусматривает концентрацию в производственных структурах только линейных управленческих подразделений всеобеспечивающей функции (а, в, с), концентрируется общей структурой при генеральном директоре – управление, ориентированное на общие цели организации, характерна для крупного, поточного производства. 30. Организационные структуры Генри Минцберга. Классификация организационных структур: 1) Простая (линейная) – имеет небольшой штат сотрудников, 1-2 уровня управления. 2) Машинная бюрократия – большое количество уровней управления, жёсткая централизация власти, высокая степень стандартизации процесса управления. 3) Профессиональная бюрократия – небольшое количество уровней управления, сочетание самостоятельности и высокой квалификации работников. 4) Дивизионная структура – объединение квазиавтономных объектов с высокой степенью самостоятельности. 5) Adhoc – кратия – сочетание жёсткой управленческой функциональной и гибкой производственной структур. 31. Бюрократическая структура Макса Вебера. М. Вебер дал характеристику «идеальной» (бюрократической) структуры управления. В организационную структуру должны включаться: 1) Высокая степень разделения труда. 2) Развитая иерархия управления. 3) Регламентированные цепочки команд от высшего до низшего уровня управления. 4) Многочисленные правила и нормы поведения персонала. Недостатки: 1) Неспосбности к нововведению. 2) Недостаточная степень мотивации сотрудников. 3) Преувеличение значимости стандартов и норм. 4) Отсутствие гибкости внутри организации при взаимоотношениях сотрудников. 32. Понятие корпоративной культуры управления. Термин «корпоративная культура управления» был введён в Японии – это образ мысли, образ действия, поведения и существования. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Организационная культура – это: - Комплекс разделяемых компанией мнений, эталонов поведения, символов, правил ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании. - Выражение ценностей, которые отражены в организационной структуре управления и кадровой политике компании. Составляющие организационной культуры: 1) Философские положения и идеи, принятые в компании. 2) Принятые церемонии и ритуалы компании. 3) Форма проведения заседаний. 4) Внутренние стандарты и правила. 5) Выдающиеся деятели и примеры для подражания. Формирование организационной культуры можно сформулировать в виде следующих положений: 1) Полное процветание невозможно без процветания ближнего. 2) Время от времени нужно ставить себя выше утилитарного расчёта. 3) Отношения между управляющим и рабочим должны развиваться в диалектической форме. 4) Не нужно делать вид, что начальники и подчинённые находятся в равном положении. 5) Наилучший способ не отстранение, а максимальное привлечение работников к делам фирмы. 6) Нужно всем давать право голоса в управлении компанией и вести постоянный конструктивный диалог. 33. Социально – экономические концепции формирования организационной культуры управления: 1) Концепция рационального человека – теория Х – Тэйлор. Особенности: - Человек является придатком производства и не имеет самостоятельного значения. - Средний человек по своей природе ленив. - Средний человек предпочитает, чтобы им руководили. - Средний человек проявляет низкий уровень способностей – необходимо максимально упрощать работу на основе разделения труда, чёткой регламентации и подробнейшими инструкциями. Подход создаёт агрессивную среду в организации, делает сотрудников безыдейными и безынициативными. 2) Концепция социального человека – теория Y – МакГрегор. - Труд – естественная потребность человека. - Высший контроль и материальное поощрение не являются единственным побудительным средством сотрудника к действиям для достижения цели организации. - Определяющее значение принадлежит таким мотивам трудовой деятельности, как удовлетворённость трудом, радость успеха, чувство признания. - Средний человек при соответствующих условиях не только учится принимать на себя ответственность, но и стремится к ней. - Средний человек имеет сравнительно высокий уровень творческих способностей. - В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальные способности среднего человека используются только частично. 3) Концепция социального человека как открытой системы – теория Z . - Вовлечённость человека в организационные структуры является смыслом его жизни. - Человек стремится к конструктивным действиям, не ожидая указаний. - Внешний контроль не имеет серьёзного значения: подчинённые сами контролируют свои действия. 34. Содержание организационной культуры управления. Модель содержания орг. Культуры сформулировал Геерте Хофштеде – голландский учёный. Организационную культуру можно описать, используя 4 характеристики: 1. Сопоставление «индивидуализм – коллективизм». 2. Отношение к власти. - Ориентированные на исключение неравноправия. - Культуры, где отдельный индивидум осознаёт неравноправие и считает это нормальным положением вещей. 3. Отношение к неопределённости - указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. - Культура, лишённая восприятия неопределённости. - Культура, которая характеризуется большой свободой и терпимостью к чужим мнениям. 4. Мужественность – женственность. - Мужская линия поведения: тщеславие, самоуверенность, стремление к успеху. - Женская линия поведения: способность к восприятию малого, слабого и медлительного – преобладают качественные характеристики. 35. Организационная культура японской модели управления. 1. Практика пожизненного найма на работу. 2. Постепенная оценка и продвижение кадров. 3. Продвижение по службе как поощрение за преданность фирме. 4. Практика постоянного горизонтального перемещения работников. 5. Практика оплаты труда по результатам работы группы и по служебному стажу. 6. Коллективное управление. 7. Коллективное принятие управленческих решений. 8. Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий всех сотрудников. 36. Корпоративная культура американской модели. 1. Краткосрочный найм на работу. 2. Быстрая оценка и продвижение кадров. 3. Продвижение по службе обуславливается личными результатами. 4. Практика узкой специализации деятельности. 5. Оплата труда по индивидуальным достижениям. 6. Формальные механизмы управления. 7. Принятие решений в узком кругу. 8. Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива. 37. Управленческие решения и их классификация. Решение – это выбор альтернатив. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы управления. Классификация: 1. По цели: - Коммерческие - Некоммерческие 2. По рангу управления: - У. Р. Низшего - У. Р. Среднего - У. Р. Верхнего уровней управления. 3. Масштабность: - Комплексные (охватывают проблему в целом) - Частные (частные стороны вопроса). 4. Продолжительность действия управленческого решения - Стратегические - Текущие - Оперативные 5. Объект действия: - Внутренние - Внешние 6. Сфера действия управленческого решения: - Экономические - Социальные - Политические и др. 7. Методы формализации: - Текстовые - Графические - Математические 8. По формам отражения: - Программа - План - Приказ - Распоряжение - Указание и др. 9. По способам передачи решения: - Письменные - Вербальные (устные) - Электронные 10. По сложности: - Стандартные - Нестандартные 11. Стадии жизненного цикла товаров: - Разработка - Совершенствование - Завершение Учитывая индивидуальные характеристики человека, все решения можно разделить: - Уравновешанные – менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своей работе. - Импульсивные – люди легко генерируют идеи, но не в состоянии их оценить, проверить и организовать. - Инертные – контролирующие и уточняющие действия преобладают над всеми остальными. - Рисковые – авторам решений не нужно обоснование решения. - Осторожные – тщательность обоснования. 38. Алгоритм принятия управленческого решения. Этапы операции принятия управленческого решения: 1. Выявление управленческой проблемы. 2. Предварительная постановка целей. 3. Сбор исходной информации. 4. Анализ информации. 5. Определение исходных характеристик проблемы с учётом ограничений. 6. Уточнение цели и критерия управления. 7. Обоснование и построение формализованной модели в проблемной ситуации. 8. Разработка альтернативных вариантов решений. 9. Выбор метода решения. 10. Экономическое обоснование вариантов. 11. Согласование вариантов с органами управления и исполнителями. 12. Окончательное утверждение решения. 13. Организация выполнения решения. 14. Стимулирование качества работ, экономии ресурсов и сроков. 15. Контроль выполнения решения. 16. Установление обратной связи и при необходимости корректировка цели. Алгоритм принятия управленческого решения.
Все управленческие процессы делятся на: - Основные – операции, направленные на изменение управленческого предмета труда: принятие управленческого решения, сбор и накопление информации, формирование нормативной и технической документации. - Вспомогательные – процессы, создающие нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение и ремонт средств технического оснащения процесса управления. - Обслуживающие – процессы по накоплению, контролю и передачи предмета управленческого труда: решения, информация, документация. Классификация документов: 1. Уровень иерархии нормативно – методического обеспечения: - Международные - Государственные - Региональные - Сельские - Предприятия 2. Правовой статус документа: - Обязательные к исполнению - Рекомендуемые 3. Содержание документа: - Технические - Экономические - Социальные - Технологическая и т. д. 39. Сопоставимость альтернативных вариантов управленческого решения. Качество управленческого решения – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации. Параметры качества решения: 1. Показатель энтропии – количественной неопределённости проблемы. 2. Степень риска. 3. Вероятность реализации решения: по срокам, по затратам, по качеству и т. д. 4. Степень адекватности – точность прогноза параметров проблемы – определяется коэффициентом апроксимации. Основные условия, обеспечивающие качество управленческого решения: 1. Применение при разработке решения научных подходов. 2. Изучение влияния экономических законов на управленческое решение. 3. Обеспечение качественной информации, характеризующей параметры: «вход», «выход», «внешняя среда», «процесс». 4. Применение методов функционально – стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования, экономического обоснования управленческого решения. 5. Структуризация проблемы и построение дерева целей. 6. Обеспечение сопоставимости вариантов решений. 7. Правовая обеспеченность решения. 8. Наличие механизма реализации решения. К сопоставимости варианты решения приводятся по следующим факторам: 1. Фактор времени – решения приводятся к сопоставимости при помощи коэффициента дисконтирования. Кд = (1+a)t t- количество лет приведения. Кд – коэффициент дисконтирования a- процентная ставка. Зп =Зн ⋅Кд Зп – приведённые затраты Зн – номинальные затраты 2. Фактор качества объекта. Уп =Ун ∙Кк α Уп – приведённые по качеству к новому варианту значения функции старого варианта объекта. Кк – коэффициент, учитывающий фактор качества объекта. Ун – номинальное значение функции. α1 - коэффициент весомости анализируемого показателя качества. Кк = Пст /Пнов Пнов и Пст – значение полезного показателя качества нового и старого объектов. 3. Фактор масштаба производства. Уп = Ун ∙КN Уп – приведённое к новым условиям по масштабу производства значение функции. Ун – номинальное значение функции. КN – коэффициент, учитывающий масштаб производства, для каждого производства индивидуальный. 4. Фактор инфляции. Уп = Ун∙Jn Уп – приведённое к новым условиям по уровню инфляции значение функции. Ун – номинальное значение функции. Jn – индекс инфляции за анализируемый период. 5. Фактор риска и неопределённости. Неопределённость – это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта. Неблагоприятные условия, возникающие в ходе реализации решения, называются риском. Виды риска: 1) Риск, связанный с нестабильной экономической ситуацией. 2) Нестабильность экономического законодательства. 3) Внешнеэкономический риск 4) Неточность информации по технико – экономическим показателям деятельности организации. 5) Колебание конъюнктуры, цен и валютных курсов. 6) Неопределённость природно – климатических условий. 7) Неопределённость целей и поведения участников. Правила, обеспечивающие сопоставимость управленческого решения: 1. Количество решений должно быть не менее 3. 2. В качестве базового решения принимается наиболее новый по времени вариант. 3. Формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на базе условий, обеспечивающих качество и эффективность у. р. 4. Для экономии времени рекомендуется использовать современные технические средства и методы. 40. Методы анализа управленческого решения. 41. Экономическое обоснование управленческих решений. Экономическое обоснование – это расчёт полезного эффекта от изменения состояния объекта под воздействием тех или иных мероприятий. Экономический эффект для объекта управления выражается в повышении прибыли. 42. Групповые методы выработки управленческих решений. 1. Мозговой штурм – предложил Осборн – способ работы группы, ориентированный на поиск вариантов решения проблемы. Применяется при: - Разработке новых видов продукции. - Выявлении способов реализации инвестиционного проекта. - Разработке новых технологий. - В тупиковых ситуациях. Этапы: 1) Постановка проблемы руководителем. 2) Генерация идей. 3) Оценка и отбор вариантов решения проблемы. 2. Метод синектики – Гордон – профессиональный мозговой штурм - постоянно действующая группа профессионалов. Этапы: 1) Формулировка проблемы 2) Понимание проблемы. 3) Генерирование идей. 43. Экспертные методы выбора альтернативных вариантов управленческих решений. Экспертиза – принятие решения в слабоформализованной ситуации. Цель: оценка событий, формулирование программы действий. Эксперт – специалист, обладающий знаниями, навыками, опытом работы в данной сфере. Эксперт несёт ответственность за полноту анализа, но не несёт ответственности за последствия решения проблемы. Требования к экспертам: 1) Связь профиля работы эксперта с анализируемой проблемой. 2) Совпадение рекомендаций и фактических результатов с ранее исполняемой работой. 3) Степень согласованности мнения эксперта с другими мнениями. 4) Опыт экспертной деятельности. 5) Профессиональные качества. Метод Дельфи – наиболее распространённый при обработке экспертных данных. Положения: 1) Для выработки удовлетворительного решения должна быть привлечена группа не менее чем из 9 человек. 2) Перед группой ставятся вопросы, исключающие неоднозначность ответа. 3) Исключаются открытые дискуссии. 4) Эксперты могут запросить дополнительную информацию. 5) Исключается влияние руководителя на группу и обратно. 6) Допускается проведение экспертизы в несколько туров. Ранжирование – приём для выявления приоритетов событий или действий. Способы установления рейтинга: 1) Интегральная прямая оценка - объект не раскладывается на элементы, а воспринимается в целом. 2) Параметрическая оценка – оценивают отдельные параметры, и из их оценок определяется интегральная. 3) Оценка достижения цели – объект оценивается по расстоянию до оптимального варианта. 44. Прогнозирование результатов управленческих решений. Прогнозирование – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем. Принципы прогнозирования: 1) Адресность. 2) Непрерывность 3) Адекватность – вероятность реализации тенденций полученных прогнозов. Условия: корректность данных и использование определённого метода. 4) Управляемость – связана с энтропией. 5) Альтернатива 6) Адаптивность – прогноз должен быть адаптирован в условиях внешней и внутренней среды объекта управления. Методы прогнозирования: 1) Нормативный – высокая точность, до 10 лет. Особенности – наличие качественной нормативной базы. Область применения – эффективность, сроки замены оборудования, запасы ресурсов, насыщенность рынков сбыта. 2) Экспериментальный – достаточная точность, до 10 лет. Особенности – наличие экспериментальной и опытной базы, значительная стоимость экспериментальных работ. Область применения – сроки замены оборудования, НИОКР, освоение новых видов продукции. 3) Параметрический – достаточная точность – до 10 лет. Особенности – наличие качественной нормативной базы, трудоёмкость установления зависимости между факторами, необходимость учёта всех функций объекта и показателей организационно – технического уровня. Область применения – среднесрочные прогнозы полезного эффекта, возможные изменения рынков сбыта для серийного производства. 4) Метод экстраполяции – достаточная точность – до 5 лет. Особенности – количественное определение параметров, предположения, что тенденции развития в будущем периоде будут такими же, как в прошлом. Область применения – отдельные виды ресурсов, полезный эффект для мелкосерийного производства. 5) Индексный – невысокая точность – до 5 лет. Особенности – наличие норм, рентабельность, затраты и т. д., значение параметров в базисном периоде и индекса изменения норматива. Область применения – мощность объекта, укрупнённые затраты ресурсов, эффект. 6) Экспертный – неограниченный срок действия. Особенности – создание высококвалифицированной группы экспертов. Область применения – социальные вопросы, качество. 7) Оценки технических стратегий Особенности – создание группы экспертов, создание нечто принципиально нового. Область применения – качество продукции и техники, формирование целей, средств в стратегической перспективе. 8) Функциональный – срок неограничен. Особенности – потребность определения широкого спектра альтернатив, создание функциональной схемы будущего. Область применения – оптимизация эффекта, затрат и т.д. 9) Комбинированный (?) Особенности – возможность сочетания методов с целью повышения точности прогноза, снижение затрат на прогнозирование. Область применения – все сферы действия полезного эффекта. 45. Риск и неопределённость в управленческих решениях. Риск – это опасность возникновения неопределённых потерь ожидаемой прибыли, дохода и т. д. в связи со случайными изменениями, условиями экономической деятельности организации, неблагоприятными обстоятельствами; это количественная оценка неблагоприятного исхода. Все риски возникают в силу неопределённости. Неопределённость – это недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность организации. Классификация рисков: 1. По частоте появления рисков: - Вероятные - Допустимые - Критические - Катастрофические 2. По экономическому содержанию: - Банковские - Валютные - Политические - Процентные - Риск «заразиться». 3. По управлению: - Риск государства - Риск региона - Риск отрасли - Риск предприятия - Риск сделки Правила снижения риска: 1. Разделение риска - Дублирование поставщиков - Дублирование потребителей - Разделение партий при транспортировке ответственного груза - Хранение ответственного материала в двух и более местах. 2. Финансовые риски: - Иметь структуру портфеля капитала следующей: 1/3 акций крупных компаний, 1/3 – средних, 1/3 – мелких. - Номенклатура портфеля акций должна быть как минимум 12 компаний. - Правило «5 пальцев»: 1 акция – потери, 3 акции – достижение целей, 1 акция – полный успех. - Ориентация на среднюю норму прибыли. Для снижения степени риска необходимо: 1) Снизить неопределённость, т. е. повысить уровень информационного обеспечения. 2) Деление риска с партнёрами. 3) Управление риском путём составления алгоритма и его количественных характеристик. 4) Страхование риска. 46. Сущность и принципы кадрового управления. Управление персоналом – комплексное, целенаправленное воздействие на отдельного работника и коллектив в направлении обеспечения условий для творческого сознательного труда с целью достижения высокого конечного результата. Принцип управления персоналом: 1) Руководство путём договорённости о целях. 2) Руководство через доверие и самоконтроль. 3) Руководство через уважение всех сотрудников. 4) Руководство посредством материального и морального поощрения. 5) Руководство посредством квалификации кадров. 6) Руководство посредством информации и коммуникации. 47. Характеристика механизма управления персоналом организации. Механизм управления персоналом – совокупность подходов и инструментов для создания условий эффективного использования кадрового потенциала. На механизм управления персоналом оказывают влияние внешние условия, изменение стратегических целей предприятия, текущие задачи на предприятии – причины динамичности механизма управления персоналом.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() ![]() ![]() ![]()
![]()
![]()
![]() ![]()
48. Подбор и расстановка кадров. Объекты подбора кадров: 1) Набор – привлечение сотрудников, до этого не работающих на предприятии. 2) Выдвижение – назначение уже работающего сотрудника на более высокую должность. 3) Ротация – уровень роста остаётся прежним, но меняется место работы. 4) Резерв – для осуществления 2 и 3. Принципы подбора кадров: 1) Принцип ситуации 2) Принцип сочетания 3) Принцип компенсации – сотрудники должны подбираться таким образом, чтобы отрицательные качества одного сотрудника компенсировались положительными качествами другого. 4) Принцип динамизма – сочетание стабильности м мобильности (плановое движение кадрового потенциала). Модели карьер: 1) «трамплин» 2) «лестница» 3) «змея» 4) «перепутье» Расстановка кадров основывается на: 1) планировании карьеры 2) условиях и оплате труда работников, которые оговариваются в контракте 3) планировании движения кадров предприятия. Исходными документами выступают: 1) КЗОТ 2) Материалы аттестационной комиссии 3) Контракт с работником 4) Штатное расписание 5) Положения об оплате труда 6) Положения о расстановке кадров. 49. Критерии и средства оценки кадрового потенциала организации.
![]() ![]() Оценка кадрового потенциала реализует 3 цели: 1) Административная – для принятия административных решений. 2) Информационная – каждый работник узнаёт свои слабые и сильные стороны. 3) Мотивационная цель.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() ![]() ![]() ![]()
Весовые коэффициенты модели рабочих и служащих.
Сокращённые критерии оценки персонала: 1) Производительность труда. 2) Качество труда. 3) Отношение к работе. 4) Тщательность в работе. 5) Готовность к сотрудничеству. 5 оценок: 1) Отдача недостаточна –1 2) Отдача соответствует требованиям, но не более – 2 3) Отдача соответствует полному объёму требований – 3 4) Отдача превосходит требования – 4 5) Отдача превосходит требования в высшей степени. 50. Основы формирования трудового коллектива. Группа – совокупность людей, объединённых общностью идей, интересов и профессий. Виды групп: 1) Малые 2) Средние 3) Большие Коллектив – средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач при сочетании групповых и индивидуальных интересов. Группы с позиции коллектива бывают формальные (создаются по распоряжению администрации) и неформальные. Формальные группы могут быть: 1) Команда 2) Функциональная 3) Производственная 4) Комитет – группа внутри предприятия, которой делегируется часть конкретных полномочий. Группы по своей работоспособности делятся на: 1) Х – неспособная и нежелающая работать, состав различен по возрасту и квалификации: - Отсутствует неформальный лидер - Рекомендуется авторитарный стиль руководства, жёсткое планирование и контроль - Не выполняют критические и ответственные задания. 2) Y – частично способная к работе, создана без учёта половозрастной и профессиональной структуры. - Отсутствует чёткая постановка задач и ресурсное обеспечение - Действует «уравниловка» - Характерны конфликты и интриги - Стиль руководства – демократический. - Рекомендуется: выявить неформального лидера; пересмотр системы поощрения. 3) Z – полностью способная и желающая работать - Однородный состав - Высокий уровень квалификации - Демократический и либеральный стили управления Признаки вступления людей в коллектив: 1. Принадлежность 2. Помощь 3. Защита 4. Симпатии 5. Общение Стадии развития коллектива: 1) Притирка 2) Переворот – лидер должен подтвердить свои полномочия, иначе происходит смена лидера. 3) Результативность – группа достигает высоких результатов деятельности. 4) Эффективность – группа способна оптимально использовать свой ресурсный потенциал. 5) Мастерство – прочные устойчивые связи членов группы, быстрое разрешение конфликтных ситуаций, отношения носят неформальный характер. 6) Старение – накапливается усталость, преобладание формальных отношений с оглядкой на лидера, группа реагирует на изменение внешних условий. 7) Смерть – реорганизация или ликвидация коллектива. 51. Стили руководства организацией. Стиль руководства – совокупность постоянно применяемых форм и методов руководства. 3 вида: 1) Авторитарный: - Централизация власти - Единоначалие в принятии решений - Ограниченные контакты с подчинёнными - Формы управления: команды и приказы - Новое не воспринимается - Руководитель менее квалифицирован и способен, чем подчинённые 2) Демократический - Коллегиальное решение вопросов - Хорошая реакция на критику - Доверие к членам коллектива - Делегирование полномочий - Систематическая информация подчинённых о состоянии дел. 3) Либеральный - Невмешательство в деятельность коллектива - Полная свобода и возможность творчества - Безынициативность руководителя - Низкая результативность Оценить стиль руководства можно с помощью решётки ГРИД. 52. Информационное обеспечение управления персоналом организации. Информация о персонале – совокупность постоянных, оперативных и изменяющихся данных, необходимых для кадрового обеспечения.
![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]()
![]()
![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Информация о персонале имеет свои источники: - Статистические данные (пол, возраст, квалификация, количественный состав) - Штатное расписание - Расходы на оплату труда и социальные нужды - Статистика простоев - Статистика сверхурочной работы - Система социального обеспечения членов коллектива.
|