Реферат: деятельность ассоциации ПФТС и методы совершенствования
Название: деятельность ассоциации ПФТС и методы совершенствования Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ Зависимость украинского фондового рынка от состояния рынков ценных бумаг других стран в значительной мере проявилось на протяжении 1998 года. Азиатский кризис конца 1997 года был одним из факторов, которые привело к значительному оттоку иностранных портфельных инвестиций из Украины. Влияние внешних (наибольшее влияние имел кризис, который произошел в России в августе 1998 года) и внутренних условий развития экономики Украины отобразились на падении реального ВВП на 1,7 %. (Хотя в начале 1999 года Правительство Украины прогнозировало возрастания ВВП на 0,5 %). Индекс инфляции достиг 20 %. Не удалось выдержать курс гривны, который упал с 1,91 грн./$ до 3,42 грн./$ *. В 1998 году в Украине было выработано промышленной продукции на 82,9 млрд. грн., что на 1,5 % меньше показателя 1997 года. При этом падение производства было меньше, чем в предшествующем году (1,8 %). Отрицательные макроэкономические факторы больше всего повлияли на результаты работы предприятий экспортно-ориентированных и базовых областей экономики. Так, сократилось производство продукции в черной металлургии (на 6,8 %), машиностроении и металлообработке (на 4,5 %), топливной промышленности (на 0,7 %) и электроэнергетике (на 0,3 %). Удельный вес этих областей составляет почти 2/3 общего объема производства. Положительные сдвиги наблюдались в пищевой промышленности, предприятия которой наращивали на протяжении года производство продукции и сократили отставание с 14,6 % за 1997 год до 0,5 % за 1998 год. * Соответственно не удалось удержать прогнозируемый Правительством валютный коридор на 1998 год - 1,8-2,25 грн./$. Значительно улучшили работу предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой промышленности и промышленности строительных материалов, где по итогам 1998 года получен прирост объемов продукции соответственно 10,4 %, 1,5 %, 4,1 %. Общий объем внешней торговли товарами в Украине в 1998 году составил $27,31 млрд., в том числе экспорт — $12,64 млрд. и импорт - $14,67 млрд. Отрицательное сальдо торговли достигло $2,03 млрд. Внешнеторговые сделки осуществлялись с партнерами с 190 стран. Бюджетом на 1998 год предельный размер государственных внешних займов был установлен на уровне $3,08 млрд. Внешний долг Украины на 1.01.1999 года составлял $11,48 млрд. Такой объем внешнего долга равняется 70 % экспорта и 40 % ВВП. По состоянию на начало 1998 года объем внешнего долга составлял $9,555 млрд., что отвечало 20,4 % ВВП и 52 % объема экспорта. Возрастание внешнего долга в 1998 году состоялось в основном за счет размещения Украиной на внешнем рынке 2- и 3-годовых еврооблигаций на общую сумму около DM 1 млрд. и EUR 500 млн. (в сумме — около $1,15 млрд.). Еще около $375 млн. Украина получила от Международного валютного фонда, а $330 — от Мирового банка. В 1998 году к внешнему долгу после конвертации были отнесены 2-годовые еврооблигации долгов Украины перед нерезидентами—содержателями ОВГЗ. В 1999 году Правительство должен выплатить в счет внешних займов $1170,259 млн. Еще около $670 млн. должен заплатить по кредитам МВФ Нацбанк. Правительство планирует, что в 1999 году объем внешних заимствований Украины не превысит $2558,74 млн. Соответственно госбюджету на 1999 год государственные внешние заимствования утверждены в размере 3,3 млрд. грн. ($825,5 млн.). Как прогнозировалось, указанные средства будут сформированы, в частности, за счет поступлений некоммерческих заимствований ($625 млн.) и коммерческих займов ($102,7 млн.). 1998 стал годом укрепления Ассоциации ПФТС (Внебиржевая фондовая торговая система) как неотъемлемой части инфраструктуры фондового рынка Украины. В условиях кризиса рынка ценных бумаг, под влиянием как внутренних, так и внешних макроэкономических условий, ПФТС, с одной стороны, продолжала развитие фондовой торговой системы, а с другого — обеспечивала саморегулирования деятельности участников фондового рынка. Среди главных достижений ПФТС в 1998 года можно выделить следующее: • обеспечение фондового рынка Украины мощной торговой системой, которая охватила 66 % общего организованного рынка ценных бумаг, 74 % рынка долговых обязательств и 99 % вторичного рынка акций; • значительное возрастание количества членов Ассоциации ПФТС (оно достигла 294) • деятельность Совета Ассоциации и четверых комитетов, становление и значительное развитие арбитражно-дисциплинарной системы ПФТС доказали эффективность применения модели саморегулируемой организации рынка ценных бумаг в Украине; • объемы торговли в ПФТС, ее прозрачность для инвесторов, имеющиеся технические возможности относительно обработки и распространения информации, присутствие в Списке ПФТС наибольших украинских предприятий, работа ПФТС с инвестиционным сообществом привели к международному признанию украинского фондового рынка Международной Финансовой корпорацией (МФК) (МФК включила Украину к индексу ІFС Fгопtіег, ПФТС — к числу мировых бирж, которые репрезентуют свои страны в международных статистических справочниках МФК, а ПФТС - индекс стал признанным индикатором, который характеризует состояние и динамику рынка в Украине.) • разработка ПФТС новых программно-технических средств и создания соответствующей нормативной базы разрешили участникам фондового рынка получить новые возможности относительно осуществления операций с ценными бумагами в ПФТС, которое было в особенности важным в условиях кризиса рынка ценных бумаг.
Определение термина "рынок ценных бумаг" приведено в Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины (см. прил. А), одобренной Постановлением Верховного Совета Украины от 22 сентября 1995 г., где говорится: "Рынок ценных бумаг является многофункциональной системой, которая способствует аккумулированию капитала для инвестиций в производственную и социальную сферы, структурной перестройке экономики, позитивной динамике социальной структуры общества, повышению благосостояния граждан за счет владения и свободного распоряжения ценными бумагами, подготовленности населения к рыночным отношениям". В этом определении не указывается, кто действует на рынке ценных бумаг (субъекты), каков характер отношений, в которые вступают его участники, и по какому поводу складываются отношения (объекты). Ответив на эти вопросы, мы получим достаточно полное представление о том, что такое рынок ценных бумаг.[11] Рынок ценных бумаг представляет собой особый сегмент финансового рынка, на котором складываются отношения по поводу купли-продажи специальных документов (ценных бумаг), имеющих собственную стоимость, свободно обращающихся и свидетельствующих об отношениях совладения, займа, и производных от них отношений между теми, кто привлекает ресурсы, выпуская ценные бумаги (эмитентами), и теми, кто их приобретает (инвесторами), с участием, как правило, особых субъектов предпринимательской деятельности — финансовых посредников. Рынок ценных бумаг не является неким абсолютно самостоятельным институтом рыночной экономики, это часть финансового рынка, включающая также банковские и страховые институты. Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) — это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками с помощью посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал, т. е. в денежный капитал, собственник которого предоставляет его другим лицам на установленный срок на условиях возвратности за определенную плату в виде процента. Финансовый рынок подразделяется на:
Под денежным понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок обычно подразделяется на учетный, межбанковский и валютный. Основными инструментами, используемыми на учетном рынке, являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность. Межбанковский рынок — это часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов — 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки — от одного дня до двух лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.[11] Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения. Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов является важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительства, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. Таким образом, финансовый рынок = денежный рынок + рынок капиталов. Главной функцией финансового рынка является обеспечение процесса распределения финансовых ресурсов в экономике. Он создает условия для свободного межотраслевого обращения капиталов, позволяет превращать сбережения в рабочие инвестиции. Являясь оптимальным распределительным механизмом, финансовый рынок способствует снижению затрат, возникающих в процессе движения капитала. Государство может быть кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, от состояния которого существенно зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится в первую очередь посредством придания рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля. Этими вопросами в странах с развитой рыночной экономикой специально занимаются такие учреждения, как Комиссия по ценным бумагам и биржам (США) или Французская комиссия по биржевым операциям. Кроме того, в США с конца 30-х годов функционирует Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (НАСД), созданная совместными усилиями Конгресса США и Комиссии по ценным бумагам и биржам с целью содействия инвестиционным банкам и бизнесу с ценными бумагами, стандартизации принципов и приемов их практической деятельности в соответствии с требованиями федеральных законов о ценных бумагах. В отдельных европейских странах государство непосредственно участвует в создании и поддержании рынков отдельных финансовых активов. Даже фондовые биржи в ряде случаев являются государственными учреждениями. Существуют также и "защитные" законы и постановления, ограждающие национальные кредитно-финансовые институты от иностранного проникновения и излишней конкуренции. Процесс законодательного регулирования работы фондового рынка в различных странах проходил по-разному, но его целью всегда было создание наиболее благоприятных условий для инвесторов и эмитентов. Обобщенные правила поведения эмитентов, финансовых посредников и инвесторов на рынке ценных бумаг сформулированы в международных стандартах по торговым системам, клирингу и расчетам по ценным бумагам. Выработаны и принципы функционирования цивилизованного фондового рынка: • прозрачность; • открытость и доступность; • упорядоченность; • конкурентность. Этих стандартов и принципов необходимо придерживаться при любой принятой форме организации фондового рынка. В соответствии с ними Украинский фондовый рынок сейчас разделен на два сегмента — биржевой и внебиржевой. Такое разделение четко зафиксировано в Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины. Биржевой сегмент — рынок биржевых фирм и банков, преимущественно брокерский. На этом рынке Украины обращается не более 1% ценных бумаг. Внебиржевой сегмент — рынок финансовых посредников, преимущественно дилерский, который согласно упомянутой Концепции наряду с филиалами Украинской фондовой биржи займет место региональных фондовых бирж. Концепция предполагает создание общенациональной фондовой биржи и ее филиалов в регионах, единого депозитария ценных бумаг при этой бирже, единого клирингового банка, брокерской сети, в которой брокеры являются посредниками между эмитентами и инвесторами. Существуют две формы обращения ценных бумаг: наличная (физическая) и безналичная (дематериализованная). Следует помнить, что безналичные ценные бумаги обязательно размещаются в депозитариях, призванных хранить ценные бумаги, вести учет и контроль операций с ними, а также выполнять другие функции согласно депозитарному договору. Основная задача депозитария — быть номинальным держателем ценных бумаг. Именно в таком качестве он регистрируется в реестре акционеров. Основная сложность — первичное накопление достаточного количества депонированных ценных бумаг клиентов для того, чтобы при реализации сделок купли-продажи устранить частые обращения в реестр. В середине 1998 года была утверждена принципиальная схема модели Национального депозитария, а Государственной комиссией по ценным бумагам было принято решение "О мерах по созданию Национальной депозитарной системы". Для быстрого проведения большого количества расчетов по деньгам и ценным бумагам необходим еще один институт рынка — клиринговая палата или депозитарно-клиринговая организация. При этом трудность заключается в том, что первоначальная правовая база по клирингу и расчетам была создана для банковских структур, имеющих соответствующие лицензии. Появление самостоятельных клиринговых организаций в такой ситуации обязательно регламентируется Национальным банком. В то же время рынок ценных бумаг очень специфичен и во многом отличается от денежного рынка. В Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины не сказано, какой рынок ценных бумаг государство хочет создать. Он может быть банковским, небанковским и смешанным, хотя в мире наблюдается тенденция к снижению роли банков на этом рынке. Судя по Концепции, создание и развитие фондового рынка Украины будет ориентироваться на так называемый североамериканский образец, исключающий активную роль банков в операциях с ценными бумагами. Для функционирования полноценной инфраструктуры рынка ценных бумаг в Украине необходимо наличие таких его субъектов: эмитентов, заинтересованных в мобилизации свободных средств; инвесторов, имеющих свободные средства и желающих выгодно их разместить; посредников, обеспечивающих обмен обязательств (ценных бумаг) эмитентов на денежные средства инвесторов. Непременным условием существования рынка ценных бумаг является наличие государственного органа, регулирующего обращение ценных бумаг на нем и обеспечивающего необходимую нормативно-правовую базу для его функционирования. Структура рынка ценных бумаг в Украине:
Рис. 1.1 Структура рынка ценных бумаг Эта укрупненная структура рынка ценных бумаг в значительной степени приближается к структурам, сложившимся за многие десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой. Из этого рисунка видно, что главные действующие лица на рынке ценных бумаг — эмитенты, инвесторы и финансовые посредники. Финансовые инструменты, обращающиеся на рынке, также похожи. Уже несколько лет функционирует Украинская фондовая биржа — специализированное учреждение, создающее условия для постоянно действующей централизованной торговли, обороты которой по операциям с ценными бумагами весьма внушительны. За годы своей деятельности эта биржа создала развитую инфраструктуру. В областных центрах открыты и функционируют 11 ее филиалов. С помощью французских специалистов создана электронная система оборота ценных бумаг, что позволит создать единую систему биржевой торговли. Именно в этой связи подготовлен проект указа Президента о создании единой биржевой системы под эгидой Национальной фондовой биржи, поскольку главной проблемой большинства бирж является отсутствие у них развитых электронных сетей торговли.[11] Одна из особенностей украинского фондового рынка состоит в том, что между его участниками еще не успели сложиться устойчивые отношения, позволяющие говорить об их постоянном воспроизводстве. Для многих предприятий выход на рынок ценных бумаг заканчивается с первой же эмиссией. Фондовый рынок Украины, состоящий из большого количества субъектов, во многом еще не устоявшийся и до конца не сформировавшийся (рисунок 1.2)[11], имеет один элемент, который существенно влияет на неустойчивый характер взаимоотношений между субъектами рынка ценных бумаг и связан с ролью финансовых посредников. Если, например, американская или английская компания осуществляет эмиссию своих ценных бумаг, то почти всегда в этом участвуют фирмы, специализирующиеся на операциях с ними. Без их деятельности практически невозможно грамотно сконструировать выпуск ценных бумаг, так как только они, досконально зная положение на рынке ценных бумаг, в состоянии определить оптимальную стратегию привлечения средств инвесторов. Следует учитывать, что на западных рынках значительный объем ценных бумаг размещается с помощью подписки. В этом случае прибыль инвестиционной компании напрямую зависит от ее возможностей найти инвесторов, способных в кратчайший срок приобрести выпущенные ценные бумаги. В Украине же торговцы ценными бумагами не играли сколько-нибудь заметной роли в ходе первичной их эмиссии, хотя в нашей стране на 01.01.98 их зарегистрировано 813 (для сравнения в Японии таковых 120), в том числе 21 коммерческий банк. На 01.01.98 на фондовом рынке Украины осуществляли свою деятельность около 1000 профессиональных участников, в частности регистраторы ценных бумаг, организаторы торговли, хранители ценных бумаг и депозитарии. Общий объем торгов на организованно оформленных рынках в 1997 г. составил 762 млн. грн., что в 15,8 раза больше, чем в 1996 г.
Рис. 1.2. Субъекты фондового рынка Украины Если говорить о фондовом рынке как составном элементе финансового рынка и назначении его секторов, то наглядно его структуру можно представить в виде рисунка 1.3.
Рис 1.3 Структура фондового рынка Как видно из рисунка 1.3 [6], фондовый рынок является многоаспектной своеобразной экономической системой, с помощью которой рыночная экономика функционирует в целом. Фондовый рынок способствует аккумулированию капитала для инвестиций в производственную и непроизводственную сферы, структурной перестройке экономики, ее реструктуризации, позитивной динамике социальной структуры общества и повышению благосостояния каждого человека путем свободного распоряжения ценными бумагами. Украинский фондовый рынок имеет не столь большую историю. С января 1992 г. функционирует Украинская фондовая биржа. Были внедрены системы электронных биржевых и внебиржевых торгов, учреждена Украинская ассоциация торговцев ценными бумагами. В настоящее время на процесс формирования и развития фондового рынка непосредственно влияет также Ассоциация украинских банков и Украинская ассоциация доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний. Уже нельзя говорить, что фондовый рынок пребывает в стадии становления, поскольку зарегистрировано более двух тысяч эмиссий ценных бумаг на общую сумму более 350 млн. грн., из которых 80% — акции акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления предприятий. На рынке действуют 560 торговцев ценными бумагами, свыше 100 инвестиционных фондов и компаний. Главная задача фондового рынка Украины — создать условия для нормального размещения инвестиций.[7] Дальнейшее развитие национального фондового рынка сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Основными из них являются: — отставание существующей законодательной и нормативно-правовой базы функционирования фондового рынка от развития реальных процессов; — недостаточность государственного регулирования национального рынка ценных бумаг; — недоверие населения и его психологическая неподготовленность к операциям на фондовом рынке; — отсутствие необходимой защиты интересов мелких инвесторов со стороны государства. Становление фондового рынка Украины, его развитие и функционирование во многом зависят от законодательного регулирования. Для дальнейшего развития украинского фондового рынка, нынешний этап развития которого характеризуется как переломный. Комиссия по ценным бумагам изменяет приоритеты: от задач переходного периода — создания необходимой нормативной базы, лицензирования и перелицензирования профессиональных участников рынка, а также решения организационных вопросов, касающихся создания центрального аппарата и региональных отделений, — до создания реально функционирующих систем мониторинга фондового рынка и контроля за ним, системы распространения информации об эмитентах и профессиональных участниках, а также депозитарной и упорядоченной биржевой системы в Украине и качественного выполнения требований действующего законодательства. При этом особо выделяется задача создания системы взаимодействия Комиссии по ценным бумагам с Национальным банком Украины (НБУ). 1.1 Деятельность технического центра ПФТС в развитии торговой системы Ассоциация ПФТС на конец 1998 года насчитывала 294 компаний и банков. Как видно из рис. 1.4, в августе количество членов Ассоциации достигла 302, тем не менее, в силу целого ряда факторов, в частности финансового кризиса в Росси, произошло определенное сокращение рынка и соответствующее уменьшение количества участников рынка ПФТС. Ассоциация ПФТС является саморегулирующейся организацией (СРО) согласно решению Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондового рынка. Только члены Ассоциации ПФТС имеют возможность осуществлять операции в торговой системе ПФТС. Все они находятся в едином правовом поле как украинского законодательства о фондовом рынке, так и внутренних правил и положений Ассоциации. Это означает, что кроме государственного регулирования, члены ПФТС (а это — около трети всех компании и банков, которые получили разрешения на осуществление операций с ценными бумагами) согласились дополнительно взять на себя определенные обязательства, которые бы гарантировали честные и справедливые правила игры на рынке (это обязательство - придерживаться правил и положений, которые разрабатываются и внедряются самими участниками рынка — участниками СРО).
Рис. 1.4 Количество членов Ассоциации ПФТС, 1997—98 Практика применения подобных регулирующих механизмов в многих развитых странах и в большинстве стран, которые развиваются, убеждает в их эффективности и положительном влиянии на развитие фондового рынка. Обеспечение функционирования фондовой торговой системы и выполнение функций СРО есть важнейшими задачами Ассоциации ПФТС. Основными задачами Ассоциации являются:
В 1998 году Ассоциация ставила цель реализацию вышеприведенных задач. Решением предшествующего Общего Собрания Совет Ассоциации был расширен с 9 до 15 представителей компаний и банков . Также в 1998 было создано два новых комитета Ассоциации: комитет по правовому регулированию и Комитет по расчетам и риску-менеджменту. Таким образом, на конец 1998 года регулирующая структура Ассоциации состояла из следующих органов:
Рис. 1.5 Региональная структура Ассоциации ПФТС, за 1998 г. Предметом арбитражного проведения являются споры между компаниями-членами ПФТС, компаниями, которые не являются членами ПФТС, но доверяют рассмотрение споров Арбитражной коллегии (Третейскому суду) Ассоциации. Также одной из сторон рассмотрения могут быть клиенты участника ПФТС, если они считают, что в их убытках виновный брокер участника ПФТС. Предметом дисциплинарного проведения являются факты нарушения Устава, Положений и Правил ПФТС, действующего законодательства из ценных бумаг членами Ассоциации. Развитием и обеспечением деятельности дисциплинарной системы занимаются Арбитражно-дисциплинарный и Комитет по правовому регулированию и Третейский суд ПФТС. 1.3 Развитие и деятельность Арбитражно-дисциплинарного комитета Основной целью деятельности Комитета есть содействие реализации прав и выполнению обязанностей членами Ассоциации в соответствии с ее Уставом, Положениями и Правилами, надзор за одинаковым и правильным применением членами Ассоциации норм профессиональной деятельности и профессиональной этики. Реализация этой цели наиболее часто осуществляется в виде рассмотрения дел о нарушении членами ПФТС и их уполномоченными лицами требований Правил и Положений Ассоциации, требований действующего законодательства. Рассмотрение дел осуществляется Дисциплинарными коллегиями, которые формируются с состава Арбитражно-дисциплинарного комитета. Председателем комитета является начальник управления ценных бумаг АКБ «Проминвестбанка» Журавлев Юрий Анатольевич. Таблица 1.1 Состав Арбитражно-дисциплинарного комитета Ассоциации ПФТС, на конец 1998 г.
Контрольным департаментом Ассоциации постоянно проводятся проверки компаний — членов ПФТС относительно выполнения ими Правил и Положений Ассоциации ПФТС и действующего законодательства. В случаях выявления фактов нарушений действующего законодательства, Правил и Положений ПФТС поднимались дисциплинарные проведения. По результатам 89 проверок наложено 18 дисциплинарных санкций (исключение из членов Ассоциации — 2, штрафов — 1, временного приостановления доступа к торговой системе — 3, письменных предупреждений — 10, переведение в режим нереестрового торговца — 1, лишение квалификационного свидетельства—1) . 1.4 Деятельность Третейского суда ПФТС Согласно к Арбитражному кодексу ПФТС Третейский суд — это договорная форма рассмотрения и решение споров между членами ПФТС, членами ПФТС и не членами ПФТС, а также не членами ПФТС в соответствии с подсудностью, установленной Кодексом. Третейский суд ПФТС создается и осуществляет свою деятельность в виде Арбитражной коллегии. Решением Арбитражно-дисциплинарного комитета № 1 от 29.05.98 было сформировано и утвержден Список арбитров Третейского суда Ассоциации ПФТС, к которого кроме работников компаний-членов ПФТС вошли юристы, которые специализируются на правовом регулировании рынка ценных бумаг. Целью было повышение качества рассмотрения дел Третейским судом. Таблица 1.2 Список арбитров Третейского суда Ассоциации ПФТС 1998
Продолжение таблицы 1.2
Продолжение таблицы 1.2
На протяжении 1998 года к Третейскому суду ПФТС поступило 6 исков. 2 дела было решено путем примирения сторон, 4 дела рассмотрен на заседаниях Третейского суда и вынесены решения, в 3 делах заинтересованными сторонами были иностранные инвесторы. Основными основаниями для предоставления исков были: отказ от подписания соглашения, заключенной через торгово-информационую систему ПФТС, и невыполнение договорных обязательств. Направления развития деятельности Третейского суда ПФТС: • Усовершенствования нормативной базы Ассоциации. В процессе рассмотрения справь Третейским судом не только решаются конкретные споры, но и устанавливаются «слабые места» в Правилах и Положениях ПФТС с дальнейшим их устранением. Наибольшей мерой это касается Торговых правил, а также Арбитражного кодекса ПФТС, в особенности в части выполнения принятых решений, повышение оперативности третейского проведения. • Повышение квалификации арбитров Третейского суда ПФТС: ознакомление их с Правилами и Положениями ПФТС и практикой их применения, организация образовательных семинаров и других мероприятий. • Повышение квалификации членов ПФТС в части применения процедур решение споров: публикация обобщенной и обезличенной практики Третейского суда, проведение мероприятий по ознакомлению членов ПФТС с возможностями Третейского суда. • Расширение юрисдикции Третейского суда ПФТС, включение в его компетенцию рассмотрения не только дел, связанных с ценными бумагами, а и справь, что связанные с другими видами деятельности на финансовом рынке. Юридическая и консультативная помощь членам Ассоциации Членам Ассоциации предоставляются справки по применению законодательства, Правил и Положений Ассоциации, распространяется информация про новые нормативные акты и судебные решения. Работниками Ассоциации обеспечивается представительство и защита интересов членов Ассоциации в процессе рассмотрения дел о нарушении требований законодательства о ценных бумагах в ДКЦПФР, при проведении проверок деятельности членов Ассоциации со стороны налоговых и других государственных контролирующих органов, при рассмотрении дел в судебных органах. 1.5 Развитие нормативной базы и регулирования торговых операций в ПФТС Разработкой и внедрением нормативной базы и рекомендаций относительно деятельности членов Ассоциации в торговой системе ПФТС занимаются три ее комитета — Торговый комитет. Комитет по расчетам и риску-менеджменту и Комитет правового регулирования. Деятельность Торгового комитета ПФТС Комитет создан и осуществляет свою деятельность с целью разработки и внедрение правил торговой деятельности и других документов, которые регулируют деятельность компаний-членов ПФТС из торговли ценными бумагами. Комитет есть постоянно действующим органом ПФТС, состав которого формируется соответственно Положению о Торговом комитете, утвержденного Советом Ассоциации ПФТС. Комитет подотчетный Совету Ассоциации ПФТС. Комитет осуществляет следующие функции: • разрабатывает, вносит изменения и дополнения и представляет на утверждение Совета ПФТС торговые правила ПФТС; другие документы, которые регулируют деятельность компаний-членов ПФТС из торговли ценными бумагами; правила листинга и делистинга в ПФТС; • разрабатывает и осуществляет квалификационные требования к уполномоченным лиц компаний-членов ПФТС; допуск ценных бумаг к торгам в ПФТС; • контроль за выполнением Правил и Положений ПФТС; • мероприятия по защите интересов инвесторов и других клиентов компаний-членов ПФТС; • рассмотрение вопросов расчетов по соглашениям и клиринговыми организациями и депозитариями; • выполняет другие полномочия, положенные на него правилами и положениями ПФТС или решениями Совета ПФТС. Комитет состоит из представителей компаний-членов ПФТС, которые выполняют свои членские обязанности и входят в пятидесятку лучших компании годового рейтинга ПФТС, а также представителя контрольного департамента ПФТС, которое входит в Комитет по всеми правами Члена Комитета. Все члены ПФТС имеют право выдвигать своих кандидатов в Члены Комитета. Председателем комитета есть трейдер компании Wооd & Соmраnу Тарабакин Дмитрий Валериевич. В случае необходимости и при наличии решений о проведении таких заседаний со стороны каждого комитета, комиссии и т.п. комитет проводит общие заседания с другими комитетами, комиссиями ПФТС. Состав Торгового комитета ПФТС, 1998 Таблица 1.3
Продолжение таблицы 1.3
Главной целью своей работы в 1998 г. Торговый комитет ставил повышения эффективности и надежность работы торговой системы ПФТС. В связи с этим постоянно усовершенствовались Торговые правила ПФТС, проводилась постоянная работа среди участников системы по разъяснению изменений и дополнений к Правилам торговли в ПФТС и т.п.. На протяжении 1998 года Комитет разработал мероприятия по решением ДКЦПФР и относительно концентрации соглашений на организованных рынках и рапортование торговцев ценными бумагами перед организаторами торговли. Были подготовленные решения, которые выносились на утверждение в Совет Ассоциации. Деятельность Комитета по правовому регулированию Комитет было создано Решением Совета Ассоциации № 5 от 26.05.98. На этом заседании Совета было утверждено Положение о Комитете и согласно этого Положения Комитет создается и осуществляет свою деятельность с целью обеспечения квалифицированного участия Ассоциации в процессе создания и развития отечественного законодательства о ценных бумагах, усовершенствовании Правил и Положений Ассоциации относительно учета интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг. К компетенции Комитета отнесен: • подготовку предложений относительно усовершенствования законодательства Украины о ценных бумагах. Правил и Положений Ассоциации; • экспертизу проектов нормативно-правовых актов, которые регулируют рынок ценных бумаг. Правил и Положений Ассоциации; • накопление и анализ практики применение законодательства о ценных бумагах; разработку рекомендаций, разъяснений членам Ассоциации относительно применения действующего законодательства, Правил и Положений Ассоциации; • разработку типичных договоров, других типичных форм документов, которые используются членами Ассоциации при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; • правовую экспертизу по вопросам применения действующего законодательства, Правил и Положений Ассоциации на запрос Третейского суда Ассоциации и прочее. Таблица 1.4 Состав Комитета по правовому регулированию, 1998
Продолжение таблицы 1.4
На протяжении отчетного периода состоялось 3 заседание Комитета. Вопросы, которые обсуждались: утверждение плана и направлений работы Комитета (усовершенствование типичных договоров ПФТС, обеспечение доказательствами Третейского суда, и др., участие в обработке проектов законодательных актов); обсуждение и координация дои по решению проблемных вопросов относительно правового регулирования деятельности торговцев ценными бумагами (налогообложение, валютное регулирование); обмен практическим опытом. На заседание приглашались представители государственных органов (Высшего арбитражного суда Украины, Государственной комиссии по ценным бумагам иd фондового рынка), руководители компаний-членов ПФТС. Деятельность Комитета по расчетам и риску-менеджменту Комитет по расчетам и риску-менеджменту был создан 26 мая 1998 года. На этом же заседании Совет ПФТС утвердил Положения о Комитете по расчетам и риску-менеджменту. Председателем комитета есть Президент АО «Комекс-Брок» Сапунов Дмитрий Александрович. Главной целью деятельности Комитета есть обеспечение разработки финансовых нормативов для членов ПФТС, внедрение правил и процедур расчетов для соглашений, заключенных в системе ПФТС, и разработки правил риска-менеджмента для членов ПФТС, Торговой системы и расчетных операций. Комитет есть постоянно действующим органом ПФТС, которое есть подотчетным Совету ПФТС. Решение Комитета должны обязательно учитываться при принятии решений Советом и другими органами Ассоциации. Для выполнения цели создание и деятельности Комитет разрабатывает, вносит изменения и дополнения и представляет на утверждение Совета ПФТС: предложения относительно внесения изменений в нормативные документы ПФТС в части, которая регламентирует способы и условия определения взаимных обязательств и проведение расчетов по соглашениям, которые укладываются в Торговой системе; предложения относительно усовершенствования способов оформление соглашений, заключенных в Торговой системе; правила и стандарты ПФТС по управлению рисками; требования к финансовому состоянию членов ПФТС с целью снижения индивидуальных рисков участников, а также рисков Торговой системы; формы финансовой отчетности членов ПФТС; стандарты и правила бека-офиса для членов ПФТС; разрабатывает и осуществляет: базовые принципы внедрения системы расчетов с участием депозитарных учреждений по соглашениям, которые укладываются в ТИС; систему управления рисками при заключении и выполнении соглашений в ТИС с учетом деятельности депозитарных учреждений; взаимодействие с регулирующими органами, ПАРД и другими объединениями участников рынка ценных бумаг, а также привлеченными консультантами по вопросам разработки технологии и единых стандартов функционирование инфраструктурного блока фондового рынка, разработки и согласование правил складывание отчетности и стандартов управление рисками. Состав Комитета по расчетам и риска-менеджмента, 1998 Таблица 1.5
Продолжение таблицы 1.5
На 1998 и 1999 года Комитет определил такие направления деятельности: бек-офис — разработка генерального торгового соглашения, стандартных договоров купли/продажи, типичных требований к договорам комиссии, договоров поручений, усовершенствование стандартов бека-офиса; национальная депозитарная система — разработка концепции развития ПФТС в границах депозитарной системы; взаимодействие ПФТС с прямыми участниками Национальной депозитарной системы; риск-менеджмент — разработка и усовершенствование финансовых нормативов и требований к отчетности членов ПФТС; разработка методических рекомендаций относительно расчетов с нерезидентами, конвертации валюты и т.п.. В комитете создан и работает три подкомитета: подкомитет по вопросам бека-офиса, подкомитет по вопросам депозитарной системы, подкомитет по вопросам риска-менеджмента. 1.6 Участие в развитии законодательной базы рынка ценных бумаг Украины На протяжении отчетного периода специалисты Ассоциации принимали участие в работе над такими законодательными актами:
Ассоциация совместно с ДКЦПФР и Государственной налоговой Администрацией принимала участие в разработке Положений, Правил и других документов, которые регламентируют деятельность участников фондового рынка. 1.7 Учебно-методическая работа ассоциации ПФТС В начале 1998 года начал свою работу учебно-методический отдел ПФТС. Основной целью создания отдела было повышение профессионального уровня участников фондового рынка. На протяжении года Ассоциацией были проведены следующие семинары и курсы: «Брокер — уполномоченное лицо ПФТС» Основная цель курса:
На протяжении года в ПФТС прошли обучение и получили сертификаты более чем 120 брокеров. «Эмитент и организованный рынок ценных бумаг» Были рассмотренные актуальные проблемы оборота акций предприятий на фондовом рынке. В семинаре приняли участие большее чем 20 представителей эмитентов. «Государственный контроль на рынке ценных бумаг» Семинар был посвящен актуальным проблемам контроля со стороны правоохранительных органов за деятельностью финансовых посредников, судебной практики рассмотрения вопросов, которые возникают на рынке ценных бумаг, ознакомление с новыми законодательными актами и деятельности ДКЦПФР по расследованию правонарушений на рынке ценных бумаг и наложению санкций. Лекторами были приглашенные представители Высшего Арбитражного суда Украины, ДКЦПФР, Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета по вопросам развития предпринимательства. В семинарах приняли участие более чем 70 участников. Для компаний-членов ПФТС семинары проводились бесплатно. «Рынок векселей для банков и торговцев ценными бумагами. Теория и практика применения» На семинаре были рассмотренные национальные особенности функционирования и регулирование вексельного рынка Украины, особенности выпуска и оборота казначейских, финансовых векселей и Пенсионного фонда, обзор практики применение векселей в системе энергоснабжения, а также торговля векселями в Торговой системе ПФТС. В семинаре приняли участие 40 участников. Для членов ПФТС действовали 50 % скидки оплаты участия в семинаре. «Налогообложение на рынке ценных бумаг. Проблемы и перспективы» На семинаре были рассмотренные актуальные проблемы налогообложения операций с ценными бумагами, налог на прибыль, НДС, налог из физических лиц, особенности отображения в бухгалтерском учете комиссионных операций торговцев ценными бумагами и операций с нерезидентами, а также нормативно-правовое регулирование присутствия иностранных инвесторов на финансовом рынке Украины. Семинар было проведено совместно с Ассоциацией юристов в области финансового и банковского права при содействии Академии правовых наук Украины, и представителей Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности. Национального банка Украины, Арбитражного суда Украины, а также ведущих компаний-участников фондового рынка. «Эффективное управление финансовыми компаниями в условиях кризиса» и «Консалтинг — источник доходов для профессиональных участников фондового рынка» Рассмотренные особенности кризисных явлений в финансовых компаниях Украины и России, административно-организационные и финансовые аспекты антикризисного управления, факторы выживания, пути перестройки стратегии управления компаниями в условиях кризиса, а также вопрос корпоративное финансирования, организации рыночных исследований, макроэкономическое прогнозирование, эмиссии ценных бумаг, андерайтинга, правовые и практические аспекты инвестиционных обязательств. В семинаре приняли участие представители Кабинета министров Украины, ДКЦПФР, ФДМУ, Московского Финансового Центра, Консультативного Совета Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР, Россия), представители украинских и русских финансовых компаний, иностранных финансовых учреждений. «Финансовая отчетность предприятий на основе международных стандартов бухгалтерского учета. Складывание и анализ» Рассмотренные вопросы относительно организации финансового управления и контроля в АО, требований к формированию финансовой отчетности в соответствии с Международным стандартам бухгалтерского учета, а также требований к складыванию годового отчета, который подается эмитентами к ДКЦПФР. Семинар было проведено совместно с «Financial Markets International». Всего в семинарах приняло участие более чем 280 участников. Для членов ПФТС все семинары проводились со значительными скидками или на бесплатной основе, что дало возможность компании, или банку-члену ПФТС сэкономить приблизительно 400 долларов США на каждом участнике.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕБИРЖЕВОЙ ФОНДОВОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ 2.1 Деятельность технического центра ПФТС в развитии торговой системы Украины 2.1.1 Цели, задачи и направления деятельности технического центра Торговая система ПФТС является электронным рынком ценных бумаг. На сегодня это единственный рынок ценных бумаг в Украине, который поддерживает межрегиональную систему электронных торгов ценными бумагами в режиме «on-line». Технический центр ПФТС имеет лицензию № 1 торгово- информационной системы, которая предоставлена ему ДКЦПФР в апреле 1997 года. Он осуществляет свою деятельность как организатора торговли ценными бумагами. Целью деятельности Технического центра является поддержка, управление и усовершенствование электронной торгово-информационной сети. Основными задачами «Технического центра ПФТС» является: • обеспечение условий для осуществления купли-продажи ценных бумаг через электронную торгово-информационную сеть; • информирование участников торгово-информационной системы о конъюнктуре, которая сложилась на внебиржевом рынке ценных бумаг; • обеспечение быстрого, точного, надежного и достоверного сбора, обработки, распространение и публикации информации о котировке и операциях с ценными бумагами, обеспечение достоверности такой информации; • обеспечение возможности получения заинтересованными лицами на приемлемых условиях информации о котировке и операциях с ценными бумагами; • предотвращение использованию, распространению или публикации недостоверной или мошеннической информации о котировке и операциях с ценными бумагами; • защита участников ТИС от возможных злоупотреблений. Технический центр имеет мощные ведомственные сервера, программное обеспечение, которое разработано NАSDАQ и собственными силами, разветвленную телекоммуникационную сеть. На всех магистральных каналах передачи данных установленный режим динамического криптошифрования. К основным услугам Технического центра относятся такие, которые непосредственно связаны с торговлей в ПФТС. К торговле в системе имеют доступ лишь компании и банки, которые является членами Ассоциации ПФТС и заключили договор с «Техническим центром ПФТС». В деятельности «Технического центра ПФТС» в 1998 году можно выделить два этапа: первый - с начала года к июню, 1998 г., второй - с августа 1998 г. - до конца года. Первый этап характеризуется бурным ростом количества подключений к торговой сети. В конце этого этапа количество участников торговой системы ПФТС достигло 176, а количество установленных терминалов - 198. Основными задачами этапа было обеспечение подключения участников к ПФТС, усовершенствованию программного обеспечения торговой системы и разработка нового программного обеспечения. Задачами второго этапа было изменение организационной структуры телекоммуникационной сети, увеличение способов подключения к ПФТС, улучшение сервисному обслуживанию участников ПФТС и сокращение затрат Технического центра и, соответственно, компаний-членов ПФТС. Главными достижениями этого этапа были внедрения новых технологий - разработка специализированного программного обеспечения участника аукционов ФДМ на ПФТС, тестирование нового программного обеспечения торговой системы, разработка программного обеспечения для обмена пакетами ценных бумаг и программного обеспечения для торговли векселями. Надежность информационных технологий является личной чертой системы, но новые потребности рынка, которые возникали в минувшем году, вынуждали ПФТС постоянно совершенствоваться технически. Для того чтобы сделать торговую систему ПФТС больше универсальным инструментом, который бы давал новые возможности компаниям для ведения своего бизнеса, Технический центр на протяжении прошлого года провел работу по созданию специального программного и аппаратного обеспечения торговой системы. Были закончены испытания разработанного в середине 1998 года программного обеспечения участников аукционов Фонда государственного имущества Украины на ПФТС. Новое программное обеспечение проведения аукционов ФДМУ дало пользователям удобный интерфейс для купли акций государственных предприятий на аукционах Фонда государственного имущества Украины. В конце 1998 года было введено в исследовательскую эксплуатацию, а с 1999 года в промышленную - программное обеспечение вексельной торговой площадки «ПФТС- вексель». Эта система позволяет торговать векселями в режиме реального времени (on-line), самым лучшим образом удовлетворяет потребности операторов рынка векселей, объединяет экономичность расположения основных параметров векселя на экране и полноту информации по каждому векселю. Программный продукт устанавливается всем участникам торговой системы ПФТС бесплатно. Кроме того, в 1998 году разработан и внедрен (в режиме бета - тестирования) программное обеспечение обмена пакетами ценных бумаг «Система обмена пакетами акций». Эта система дает возможность участникам Торговой системы ПФТС осуществлять обмен пакетами акций в режиме реального времени (on-line) как предприятий-эмитентов, акции которых уже оборачиваются в торговой системе ПФТС, так и любых новых предприятий, пакеты акций которых участники хотят обменять. 2.1.3 Информационное обеспечение деятельности ПФТС В конце 1998 года был полностью обновлен Веб-сервер Ассоциации ПФТС. Он превратился в мощный способ распространения информации по фондовому рынку Украины, что имеет возможности для обратной связи между ПФТС и другими участниками рынка ценных бумаг. Информация на Веб- сервере ежедневно возобновляется. Ежедневно его посещает примерно 350 пользователей. Кроме украиноязычных, Веб-сервер имеет также англоязычные страницы. Веб-сервер позволяет получать следующую информацию: • статистические данные торговой системы ПФТС (индекс, объем торговли, котировки ценных бумаг, лидеров роста и понижения, других результатов торгов); • рейтинги участников торгов и ценных бумаг; • информацию о членах Ассоциации ПФТС и эмитентов (в том числе их отчеты и балансы); • законодательные и нормативные документы, которые касаются рынка ценных бумаг; • аналитические материалы; • новости и иную информацию. Веб- сервер позволяет проводить анкетирования участников фондового рынка с различных вопросов, которые касаются развития Ассоциации и рынка ценных бумаг Украины. Для распространения информации ПФТС использует также бюллетени Ассоциации и сообщения через электронную почту корпоративной сети ПФТС. 2.2 Торговые результаты торговой системы ПФТС 1998 год был для украинского фондового рынка достаточно бедственным. Так и не начался рост, которого все ждали в начале года. Ухудшение конъюнктуры рынка корпоративных ценных бумаг привело не только к сокращению количества участников рынка, но и постоянного поиска компаниями новых источников получения дохода в всех областях инвестиционного бизнеса. На протяжении второй половины года рынок уверенно падал, об этом свидетельствует динамика индекса ПФТС. В Украине падение было не таким быстрым, как в России, где индекс РТС упал за год на 91,36 %. Но несмотря на стабильную тенденцию падения на украинском рынке, эксперты трижды за год наблюдали возрастание совокупного спроса в системе, которое приводило к возрастанию индекса ПФТС. Первое возрастание спроса пришлось на начало марта, когда в ПФТС достаточно активно начали работать компании, которые выполняли заявки нерезидентов. Оно совпало с успешным размещением украинских еврооблигаций. Вторая волна возрастания спроса пришлась на конец июля - начало августа. В настоящее время МВФ подтвердил намерение выдать Украине стабилизационный кредит. И третий раз, возрастание пришлось на ноябрь - начало декабря, когда резко выросла заинтересованность к акциям энергетических компаний. Снижение спекулятивной привлекательности работы с акциями привело к активным попыткам со стороны брокерских компаний осваивать другие сегменты фондового рынка. Анализ рынка в 1998 году дает возможность сделать следующий вывод: украинский рынок оказался достаточно чувствительным к резким колебаниям курса гривны и к событиям на российском финансовом рынке. Нестабильность национальной валюты во второй половине 1998 года, кроме макроэкономического влияния, усложняла прогноз курса грн/$, что мешало работе нерезидентов. Во второй половине 1998 года на украинском рынке наблюдалась обратная зависимость между объемами соглашений и ценами на акции. Вместе с тем, в конце года наблюдалась стабилизация и рост индекса ПФТС, что дает определенные надежды на то, что более всего падение украинского фондового рынка осталось позади. 2.2.1 Объем торгов и количество соглашений Торговые результаты 1998 года в ПФТС отобразили общие тенденции, которые сложились на международном финансовом рынке на протяжении 1997-98 лет. Общий объем торговли составил 338,539,812.36 грн., что на 5 % меньше соответствующего показателя 1997 года. Как видно из рис. 1.1, самый большой объем торговли наблюдался в марте (52,8 млн. грн.), самый малый - в октябре (7,4 млн. грн.). Среднемесячный объем торговли составил 28,2 млн. грн., или 1,34 млн. грн. за торговую сессию. В продолжение года уменьшались квартальные показатели объем торговли (см. табл. 4.1), но уже в конце года наблюдалась тенденция к их увеличению (см. рис. 4.1 ). Как видно из таблицы 2.2.1, аналогичные тенденции также наблюдались в количества соглашений и капитализации 20 самых больших эмитентов. Таблица 2.2.1 Основные показатели торговли ценными бумагами в ПФТС и их отношение к ВВП Украины, 1998
Продолжение таблицы 2.2.1
Рис. 2.2.1 Объем торговли и количество соглашений в ПФТС, 1998 На протяжении года в ПФТС было заключено 3254 соглашения (в среднем 13 соглашений на протяжении одной торговой сессии). Самое большое количество соглашений было зафиксировано в мае - 472 соглашения в продолжение месяца. Количество соглашений в сравнении с 1997 годом сократилась на 16,8 %. В продолжение года состоялись 252 торгу сесий5. 2.2.2 Индекс ПФТС Динамика индекса ПФТС* (см. рис. 2.2.2 ) характеризовалась следующими данными: показатель индекса снизился на 58,5 пунктов;
б Рис. 2.2.2 Индекс ПФТС, 1998 г.
рис. 2.2.3 Индекс ПФТС, 1999 г. Исходя из рисунков 2.2.2 и 2.2.3 индекс ПФТС во второй половине 1999 г. поднялся до уровня середины 1998 г. 2.2.3 Структура торговли В 1998 году торговля акциями в ПФТС занимала доминирующее положение (см. рис. 2.2.4 и табл. 2.2.2). В сравнении с 1997 годом увеличилась часть облигаций и уменьшилась часть компенсационных сертификатов.
Рис. 2.2.4 Структура торгов в ПФТС (по видам инструментов), 1998 Объем торгов акциями предприятий в ПФТС составил 206,9 млн. грн. Было представлено 12 областей экономики, среди которых доминировали акции энергетических (55,5 % от общего объема торговли акциями), металлургических, нефтегазовых и химических предприятий. Объем торгов этих областей, составил 89,5 % общего объема торгов акциями (см. рис. 3.4 ). Торговые результаты 1998 года приведенные в табл. Б.1 (см. приложение). Как видно из таблицы 2.2.2, лидером продажа в 1998 году были акции АТ «Укрнефть». Доля 10 лидеров продаж в общем объеме торговли акциями в ПФТС составила 58 %. Лидеры продажа, 1998 Таблица 2.2.2
Рис. 2.2.4 Структура торговли в ПФТС (по ценным бумагам и отраслевая)
Рис. 2.2.5 Объем торговли акциями предприятий четырех областей Как видно из рис. 4.5 и таблицы 4.3, наибольшие объемы торговли акциями энергетических, нефтегазовых, металлургических и химических предприятий и уровень диверсификации торговли наблюдались с марта по май. Наибольший объем торговли акциями предприятий энергетической области наблюдался в марте (30,2 млн. грн.), нефтегазовой — в мае (7,3 млн.), металлургии — в мае (5,1 млн. грн,), химической — в марте (6,3 млн. грн.). 2.3 Обзор работы фондового рынка (ПФТС) Общий объем торгов Фондовой торговой системе ПФТС за 6 месяцев в этом году составил 282 576 933.50 грн., что равно 83% от объема ПФТС за весь 1998 год. За первое полугодие было осуществлено 1254 соглашения, общее количество ценных бумаг, проданное в первом полугодии 1999 года, составила 1,2 млрд. Среднесуточный объем равно 2,4 млн. грн, в то время, как в 1998 году этот показатель не превышал 500 тыс. грн. Максимальный дневной объем торгов за 6 месяцев 1999 г. было зафиксировано в июне на уровне 83 млн. грн. Индекс с начала года увеличился на 17,8% и на 06.07.99 г. равнялся 26,65%. Можно говорить об определенной тенденции возрастания объема и количества соглашений уже начиная с апреля 1999 г. Общее количество ценных бумаг в торговой системе ПФТС на 01.07.99 г. - 430, с них больше чем ЗО акций прошли процедуру листинга на ПФТС по договору ПФТС с эмитентами акций. Количество ценных бумаг, которое постоянно торгуются в ПФТС, возросла с 20 в начале года до 39 в июне. Общая капитализация всех предприятий Списка ПФТС составляет больше чем 5,9 млрд. грн., что на 30% больше сравнительно с концом 1 квартала 1999 г. Такой рост был достигнут как благодаря увеличению количества акций, которое торгуются в ПФТС, так и благодаря увеличению капитализации наиболее больших предприятий за счет роста рыночных цен. Расширился диапазон векселей в торговой системе. На конец полугодия их количество составила 42, в начале же 1999 г. их было лишь 11. Кроме того, в системе торгуются все виды государственных. облигаций, в том числе и конверсионные. Состоянием на 01.07.99 г. по акциям восьми эмитентов, таких как ГАЭК "Киевэнерго", ОАО "Укрнефть", ОАО "Нижнеднепровский трубопрокатный завод", ОАО Концерн "Стирол" и прочие, спрос превышал предложение, причем по некоторым - в 2-3 раза. Намного уменьшились спреды по ценным бумагам, которые более всего торгуются в системе ПФТС. Например, по акциям ГАЭК "Киевенерго" спред с начала года уменьшился с 50% до 26%, по акциям ОАО концерн «Стирол» – с 85% до54% и т.д. Это вызвано как ростом цен покупки, так и снижением цен продаж.
рис 2.3.1 Индекс и объем торгов ПФТС, 1998-1999 г.г.
рис 2.3.2 Динамика объемов торгов на ПФТС, за 6 месяцев 1998 и 1999 г. Значительно возросли сравнительно с началом года, цены на акции первого уровня Списка ПФТС - акции ВАТТ "Укрнафта" возросли ( расчет по ценам соглашений) на 113,9%, акции ДАЕК "Киевэнерго" - на 15%, акции ОАО Концерн "Стірол" - на 39,5%, акции ОАО "Нижнеднепровск трубопрокатный завод" - на 60%. Количество смен котировок в системе возросла в среднему с 26 до 100 в день. Количество участников, которое постоянно находятся в торговой системе увеличилось в сравнении с началом 1999 года на 18%. Основные показатели торговли ценными бумагами в ПФТС и их соотношение с основными макроэкономическими показателями Украины представленные в таблицы 2.3.1 Таблица 2.3.1 Основные показатели торговли ценными бумагами в ПФТС и их соотношение с ВВП Украины, первое полугодие 1999 года
2.3.1 Отраслевая структура торгов в ПФТС В первом полугодии 1999 года в объеме торговли, равно как и в 1998 году, преобладали энергетические предприятия, которые занимают больше 60% торговли акциями. Надлежит отметить увеличения количества предприятий металлургии и химической промышленности, которое торговали в Системе. В таблицы 2.3.2 представлено распределение объем торговли за областями промышленности. Таблица 2.3.2 Распределение объема торговли в ПФТС за областями промышленности, 1999 год
Данное распределение произошло из-за повышения интереса к акциям энергетической отрасли, что привело как в увеличению объема торгов, так и повышение в связи с этим доверие к акциям отрасли. 2.3.2 Лидеры среди акций Лидером как за объемом торговли, так и за количеством соглашений, являются акции ГАЭК "Киевэнерго". В таблицы 2.3.3 приведенные показатели лидеров за объемом торговли и количеством соглашений. Таблица 2.3.3 Показатели лидеров среди акций, которые торговали в ПФТС
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФТС НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ 3.1 Новые схемы работы на ПФТС по обеспечению снижения риска и увеличение ликвидности рынка Внедрение института маркет-мейкеров. Институт маркет-мейкеров (компаний, которые постоянно поддерживают двухсторонние котировки у определенных ценных бумаг) является общепризнанной мировой практикой, что оказывает содействие повышению ликвидности и стабильности фондового рынка. В ПФТС статус маркет-мейкера сможет получить любой торговец ценными бумагами, которые берет на себя дополнительные обязательства в процессе торговли, а именно: • поддерживать минимальную стоимость торгового лота (стоимость торгового лота равно цене умноженной на количество акций) для котировок, выставленных по акциям Котировочного письма первого уровня Списка ПФТС не ниже 10 тыс. грн. • беспрерывно поддерживать двухсторонние котировки (то есть осуществлять как куплю, так и продажу одной и того же ценной бумаги), как минимум по одной ценной бумаге, внесенном в Котировочное письмо первого уровня Списка ПФТС; при этом разность между ценами купли и продажи двухсторонней котировки маркет-мейкера не должна превышать 20%. Исполняя это требование, маркет-мейкеры предоставляют любому собственнику ценных бумаг возможность быстро продать или купить ценные бумаги, которые значительно повышает ликвидность и уменьшает риски на фондовом рынке. Для получения статуса маркет-мейкера участники ПФТС должны не только взять на себя все обязательства, установленные для маркет-мейкеров, но и получить согласие соответственно всех действующих маркет-мейкеров. Состоянием на 01.02.2000 г. о желании стать маркет-мейкерами уже заявило семь компаний : 1. ЗАО "Альфа-капитал" 2. ЗАО "Инеко" 3. ЗАО "Проспект Инвестментс" 4. ЗАО "Сократ" 5. ЗАО “Тект" 6. ТОВ "Воод енд компани" 7. ОАО "Кинто" 3.2 Усовершенствование системы расчетов в торгах на ПФТС Исходя из специфики работы ПФТС, необходимо внедрить расчеты по схеме "Поставка против платежа" (ППП). Она выгодно отличается от старых схем тем, что исключает возможность невыполнения контрагентом своих обязательств относительно условий контракта. А низкий риск - это как раз то, на что в первую очередь обращают внимание инвесторы. Кроме этого, расчеты проходят значительно быстрее - на третий день после заключения соглашения, а при условии готовности ее участников - в тот же день. • Расчеты по этой схемой осуществляются с помощью торговой системы ПФТС, Межрегионального фондового союза (МФС) и Национального банка Украины. Схема проста - компания-продавец заключает сделку в торговой системе ПФТС, указывая в параметрах соглашения "расчеты через МФС", после чего получает доступ к специальному окну, где торговец заполняет все необходимые для расчетов реквизиты. Дальше торговец должен предоставить необходимые распоряжения хранителю, после чего ценные бумаги переводятся на специальный торговый счет МФС. Распоряжаться этим счетом и забирать оттуда ценные бумаги может только МФС. Процедура уплаты денег происходит аналогично: после предоставления распоряжения банка, где у торговца находится текущий счет, деньги переводятся на специальный открытый счет в НБУ. В день расчетов проверяется наличие денег и ценных бумаг на вышеупомянутых счетах, после чего они перечисляются соответственно продавцу и покупателю. Таким образом, попытка мошенничества исключается: в случае невыполнения условий контракта деньги или ценные бумаги будут возвращены собственнику. • Для максимальной скорости расчетов по этой схеме необходимо, чтобы глобальный сертификат без документарных ценных бумаг находился в МФС. Если ценные бумаги находятся в документарной форме, то их необходимо «обездвижить». Компаниям, которые не имеют лицензии хранителя, необходимо открыть счет у хранителя. • Через то, что плата услуг МФС не зависит от суммы соглашения, схема ППП делает транзакцию значительно дешевле - продавец платит 55 грн., а покупатель - 50 грн. В этот самый момент операции по этой схеме происходят бесплатно. (Для сравнения, плата за проведение транзакции через регистратор представляет в среднем 1-2,5% от суммы соглашения, а это означает, что с суммы в 100 тыс. грн. необходимо заплатить 1-2,5 тыс. грн. И вдобавок использование традиционных преимуществ торговой системы ПФТС освобождает от затрат на командировку). Таким образом, схема ППП понижает риски контрагентов, делает операции значительней дешевыми и быстрыми, повышает общую надежность работы на фондовом рынке. По этому можно предусмотреть большой интерес его участников к новой схеме "Поставка против платежа". Можно говорить еще и о том, что схема ППП будет оказывать содействие увеличению круга потенциальных контрагентов, возрастанию объемов торгов и ликвидности рынка, а также повысит привлекательность фондового рынка, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. 3.3 Внедрение современных технологий Необходимо внедрить проект, связанный с новыми технологиями, который предоставит возможность компаниям - членам Ассоциации бесплатно получать новые технологии: программные продукты ПФТС-бек-ОФИС, ПФТС-ИНФОРМ и ПФТС-веб-СЕРВИС. ПФТС-бек-Офис является системой автоматизации учетных операций с ценными бумагами. Она предоставляет компаниям - участникам фондового рынка инструменты для подготовки документов, необходимых для выполнения полученных поручений и заключенных соглашений, а также контроля за движением денежных средств и ценных бумаг компании и ее клиентов. Система предназначена для автоматизации первичного документооборота компании, формализации учета движения денежных средств и ценных бумаг, а также для подготовки внутренней и внешней документации. Система ПФТС-Информ - это информационно-аналитический терминал, который позволяет получать всю необходимую для работы на фондовом рынке информацию: котировка ценных бумаг, финансово-экономические новости страны, нормативные документы, фондовые индексы, курсы валют, данные об эмитентах и участниках рынка. Кроме того, система позволяет получать все данные с системы ПФТС в режиме реального времени. В систему ПФТС-Информ интегрированная страница самого большого украинского поставщика новостей - агентства "Интерфакс-Украина". Оба программные продукты реализованы в архитектуре клиент-сервер. Это позволяет использовать их на большом количестве рабочих мест сотрудников компании. ПФТС-веб-СЕРВИС предусматривает предоставление компании (банка) стандартной страницы в сети Интернет на сервере ПФТС, на что компания может размещать такие данные: общую информацию (реквизиты, логотип и тому подобный), объявления, рекламу услуг и деятельности. Информация на веб-сторниц может возобновляться непосредственно компанией (банком) в режиме оn-linе . Опыт компаний, которые уже используют вышеупомянутые программные продукты, свидетельствует, что они существенно повышают эффективность их деятельности. В настоящее время на процесс формирования и развития фондового рынка непосредственно влияет также Ассоциация украинских банков и Украинская ассоциация доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний. Уже нельзя говорить, что фондовый рынок пребывает в стадии становления, поскольку зарегистрировано более двух тысяч эмиссий ценных бумаг на общую сумму более 350 млн. грн., из которых 80% — акции акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления предприятий. На рынке действуют 560 торговцев ценными бумагами, свыше 100 инвестиционных фондов и компаний. Зависимость украинского фондового рынка от состояния рынков ценных бумаг других стран в значительной мере проявилось на протяжении 1998 года. Азиатский кризис конца 1997 года был одним из факторов, которые привело к значительному оттоку иностранных портфельных инвестиций из Украины. 1998 стал годом укрепления Ассоциации ПФТС (Внебиржевая фондовая торговая система) как неотъемлемой части инфраструктуры фондового рынка Украины. В условиях кризиса рынка ценных бумаг, под влиянием как внутренних, так и внешних макроэкономических условий, ПФТС, с одной стороны, продолжала развитие фондовой торговой системы, а с другого — обеспечивала саморегулирования деятельности участников фондового рынка. Среди главных достижений ПФТС в 1998 года можно выделить следующее: • обеспечение фондового рынка Украины мощной торговой системой, которая охватила 66 % общего организованного рынка ценных бумаг, 74 % рынка долговых обязательств и 99 % вторичного рынка акций; • значительное возрастание количества членов Ассоциации ПФТС (оно достигла 294) • деятельность Совета Ассоциации и четверых комитетов, становление и значительное развитие арбитражно-дисциплинарной системы ПФТС доказали эффективность применения модели саморегулируемой организации рынка ценных бумаг в Украине; • объемы торговли в ПФТС, ее прозрачность для инвесторов, имеющиеся технические возможности относительно обработки и распространения информации, присутствие в Списке ПФТС наибольших украинских предприятий, работа ПФТС с инвестиционным сообществом привели к международному признанию украинского фондового рынка Международной Финансовой корпорацией (МФК) (МФК включила Украину к индексу ІFС Fгопtіег, ПФТС — к числу мировых бирж, которые репрезентуют свои страны в международных статистических справочниках МФК, а ПФТС - индекс стал признанным индикатором, который характеризует состояние и динамику рынка в Украине.) • разработка ПФТС новых программно-технических средств и создания соответствующей нормативной базы разрешили участникам фондового рынка получить новые возможности относительно осуществления операций с ценными бумагами в ПФТС, которое было в особенности важным в условиях кризиса рынка ценных бумаг. В 1998 году торговля акциями в ПФТС занимала доминирующее положение (см. рис. 2.2.4 и табл. 2.2.2). В сравнении с 1997 годом увеличилась часть облигаций и уменьшилась часть компенсационных сертификатов. Исходя из специфики работы ПФТС, необходимо внедрить расчеты по схеме "Поставка против платежа" (ППП). Она выгодно отличается от старых схем тем, что исключает возможность невыполнения контрагентом своих обязательств относительно условий контракта. А низкий риск - это как раз то, на что в первую очередь обращают внимание инвесторы. Кроме этого, расчеты проходят значительно быстрее - на третий день после заключения соглашения, а при условии готовности ее участников - в тот же день. • Расчеты по этой схемой осуществляются с помощью торговой системы ПФТС, Межрегионального фондового союза (МФС) и Национального банка Украины. Схема проста - компания-продавец заключает сделку в торговой системе ПФТС, указывая в параметрах соглашения "расчеты через МФС", после чего получает доступ к специальному окну, где торговец заполняет все необходимые для расчетов реквизиты. Дальше торговец должен предоставить необходимые распоряжения хранителю, после чего ценные бумаги переводятся на специальный торговый счет МФС. Распоряжаться этим счетом и забирать оттуда ценные бумаги может только МФС. Процедура уплаты денег происходит аналогично: после предоставления распоряжения банка, где у торговца находится текущий счет, деньги переводятся на специальный открытый счет в НБУ. В день расчетов проверяется наличие денег и ценных бумаг на вышеупомянутых счетах, после чего они перечисляются соответственно продавцу и покупателю. Таким образом, попытка мошенничества исключается: в случае невыполнения условий контракта деньги или ценные бумаги будут возвращены собственнику. • Для максимальной скорости расчетов по этой схеме необходимо, чтобы глобальный сертификат без документарных ценных бумаг находился в МФС. Если ценные бумаги находятся в документарной форме, то их необходимо «обездвижить». Компаниям, которые не имеют лицензии хранителя, необходимо открыть счет у хранителя. • Через то, что плата услуг МФС не зависит от суммы соглашения, схема ППП делает транзакцию значительно дешевле - продавец платит 55 грн., а покупатель - 50 грн. В этот самый момент операции по этой схеме происходят бесплатно. (Для сравнения, плата за проведение транзакции через регистратор представляет в среднем 1-2,5% от суммы соглашения, а это означает, что с суммы в 100 тыс. грн. необходимо заплатить 1-2,5 тыс. грн. И вдобавок использование традиционных преимуществ торговой системы ПФТС освобождает от затрат на командировку). Таким образом, схема ППП понижает риски контрагентов, делает операции значительней дешевыми и быстрыми, повышает общую надежность работы на фондовом рынке. По этому можно предусмотреть большой интерес его участников к новой схеме "Поставка против платежа". Можно говорить еще и о том, что схема ППП будет оказывать содействие увеличению круга потенциальных контрагентов, возрастанию объемов торгов и ликвидности рынка, а также повысит привлекательность фондового рынка, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Содержание Введение
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ3.1 Новые схемы работы на ПФТС по обеспечению снижения риска и увеличение ликвидности рынка3.2 Поставка против платежазаключениесписок использованной литературы |