Реферат: Лабораторная работа по химии 1-3 (NPI)
Название: Лабораторная работа по химии 1-3 (NPI) Раздел: Рефераты по химии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кафедра Инженерной экологии ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ №5 Цель работы: изучить условия протекания процессов гидролиза солей и влияние факторов, обуславливающих смещение ионного равновесия при гидролизе. Оборудование и материалы: штатив с пробирками, растворы солей, кислот, щелочей, индикаторы, кристаллы солей, спиртовая горелка, пипетка. Выполнение работы. Опыт №1 Смещение ионного равновесия в растворах вследствие гидролиза В разные пробирки внесем небольшое количество следующих соединений: НС1, NaOH, NaCl, Ма2СОз, ZnCl2, Си(СНзСОО)2. Во все пробирки приливаем одинаковое количество воды и осторожным встряхиванием добиваемся полного растворения каждой соли. Полосками универсальной индикаторной бумаги измерим рН каждого раствора. Для сравнения такой же бумажкой измерим рН дистиллированной воды. Данные опыта сведены в таблицу
Составим сокращенные ионные уравнения гидролиза солей и объясним изменение окраски индикаторной бумаги в растворах солей в сравнении с окраской ее в дистиллированной воде. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт №2 Усиление гидролиза одной соли раствором другой гидролизирующей соли
К 3
мл концентрированного
раствора РеС1з
(соль образована
слабым основанием
и слабой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт №3 Растворение металлов в продуктах гидролиза солей В первую пробирку нальем 3-4 мл концентрированного раствора ZnCl2 и опустим в нее кусочек цинка. В другую пробирку нальем столько же концентрированного раствора Na2COs и опускаем в этот раствор кусочек алюминия. Нагревая пробирки, наблюдаем растворение металлов и выделение газа в обоих случаях. Составим уравнения реакций и объясним наблюдаемые явления.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт №4 Влияние температуры на степень гидролиза солей В две пробирки нальем по 3-4 мл концентрированного раствора ZnCb и по 2 кацли индикатора - метилового оранжевого. Одну пробирку поставим в штатив, другую нагреваем почти до кипения. Сравним окраску индикатора в обеих пробирках. После остывания снова сравним окраску и объясним изменение окраски индикатора при нагревании раствора ZnCl2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт №5 Влияние концентрации раствора соли на степень ее гидролиза Вносим в пробирку немного кристаллов соли SnCb, 1 каплю 2,5 М НС1 и 10 капель дистиллированной воды. Встряхиванием пробирки добиваемся растворения кристаллов. Затем в пробирку прибавим еще 10 капель дистиллированной воды. Наблюдается выпадение осадка SnOHCl. Следовательно, разбавление (уменьшение концентрации соли) приводит к увеличению степени ее гидролиза. Составим молекулярное и ионное уравнения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт №6 Подавление гидролиза соли В пробирку с осадком SnOHCl, взятую из предыдущего опыта, прибавим 3-4 капли 2,5 М раствора НС1. При этом происходит растворение осадка. Сделаем выводы относительно смещения равновесия реакции гидролизаОбщий вывод по работе: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Общий вывод по работе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра Определение эквивалентной Лабораторная работа №1 инженерной массы металла по объему экологии выделенного водорода Цель работы: ознакомиться с методикой определения и расчета молярной массы эквивалента металлов. Оборудование и материалы: штатив, две бюретки на 50 , пробирка с газоотводной трубкой, термометр, барометр, аналитические весы и разновес, навеска металла около 0,01 г, 2,5М раствор HCl. Методика выполнения работы. По объему вытесненного водорода можно определить молярные массы эквивалентов активных металлов (магния, алюминия, цинка и т.д.), способных вытеснять водород из разбавленных кислот. Прибор для определения молярной массы эквивалента металлов, изображенный на рисунке, состоит из:
резиновой трубкой;
Перед началом работы испытывают прибор на герметичность. Для этого соединяют верхний конец правой бюретки с пробиркой, опускают левую бюретку на 15-20 см, и наблюдают 3-5 мин. За положением уровня воды в ней. Если прибор герметичен, то уровень воды в бюретке за это время не изменится. При понижении уровня нужно исправить дефект в приборе. После этого наливаем в пробирку 4,5 2,5М раствора хлористо-водородной кислоты, 5 капель раствора катализатора. Папиросную бумагу с навеской металла смачивают каплей воды и приклеивают к внутренней стенке пробирки над кислотой. Пробирку с кислотой и металлом плотно присоединяют к прибору; бюретки устанавливаем так, чтобы уровни воды в них были одинаковы. Записываем показания бюретки до опыта. Затем встряхиваем пробирку, и металл попадает в кислоту. Тотчас начинается выделение водорода и вода вытесняется из правой бюретки в левую. Левую бюретку при этом надо опускать и во время опыта держать воду на одном уровне, чтобы давление газа внутри прибора было все время близко к атмосферному. Пока идет реакция, мы записываем показания барометра и термометра; по таблице определяем давление насыщенных паров воды. Когда весь металл растворился, прекратится понижение уровня воды в бюретке. Окончательно точный отчет показаний бюретки производится после охлаждения прибора до комнатной температуры (через 10-15 мин.) Результаты измерений записываем в форме: Масса металла, = , . Показания бюретки до проведения реакции, = , Показания бюретки после реакции, = , Объем выделившегося водорода, = - = = , Температура окружающей среды = , = , Атмосферное давление , Давление насыщенных паров воды , Парциальное давление водорода = , Объем выделившегося водорода приводим к нормальным условиям на основе уравнения состояния идеального газа, объединяющего законы Бойля-Мариотта и Гей-Люссака: , где - нормальное давление, равное 101,325 кПа; - объем газа при нормальных условиях, ; ; - парциальное давление сухого водорода; - объем газа в условиях опыта; - температура опыта по абсолютной шкале температур. Таким образом, объем водорода, приведенного к нормальным условиям определяется по уравнению , = = , = = , где - масса металла; - объем газа, приведенный к нормальным условиям; - молярный объем эквивалента газа. Молярный объем эквивалента водорода, составляющий объема его моля, занимает при нормальных условиях . Давление насыщенного водяного пара в равновесии с водой.
Затем мы вычисляем теоретическую величину молярной массы эквивалента металла и находим относительную ошибку определения:
Вывод:
Работу выполнил учащийся Работу проверил: группы ИС-02-Д1 преподаватель Савельев Сергей Владимирович Кафедра Зависимость свойств элементов Лабораторная работа №2 инженерной от положения в периодической экологии системы Д. И. Менделеева Цель работы: изучить на практике, как изменяются свойства элементов и их соединений от заряда ядра атома на примере элементов III периода. Оборудование и материалы: аппарат киппа, спиртовая горелка, коническая колба на 100 , фарфоровая чашка, часовое стекло, 8 пробирок, фенолфталеин, метилоранж, сера цинковая пыль, натрий, магний, алюминий. Растворы: соляной кислоты, едкого натрия, хлорида олова (III), гидроксида аммония. Методика выполнения работы. Опыт №1. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Налить в фарфоровую чашку немного воды, опустить в нее кусочек натрия и быстро накрыть чашку воронкой. После окончания реакции прилить к полученному раствору 2-3 капли фенолфталеина. Составить уравнения протекающих реакций и сделать вывод относительно свойств щелочных металлов. Опыт №2. Действие воды на металлический магний. Поместить в пробирку стружку металлического магния. Добавить немного воды и 2-3 капли фенолфталеина. Обратить внимание на то, что цвет практически не изменится. Затем следует нагреть пробирку. Отметить изменение окраски раствора. Сделать вывод относительно щелочных свойств магния и написать уравнения протекающих реакций. Опыт №3. Амфотерность металлического алюминия. Поместить кусочек металлического алюминия в пробирку, прилить немного воды и 2-3 капли фенолфталеина. Убедиться в том, что ни в обычных условиях, ни при нагревании алюминий с водой не взаимодействует. Затем поместить в две другие пробирки по кусочку алюминия. В одну из них прилить разбавленную соляную кислоту, в другую – раствор крепкой щелочи NaOH. Пробирки нагреть. При этом наблюдается взаимодействие алюминия, как с кислотой, так и со щелочью. Написать уравнения протекающих реакций и сделать вывод о свойствах алюминия. Опыт №4. Неметаллические свойства серы. Кусочек серы поместить в пробирку и налить немного воды. Прибавить сначала 2-3 капли фенолфталеина, а затем столько же метилоранжа. Отметить, что сера не взаимодействует с водой в обычных условиях. Нагреть пробирку. Отметить что после нагревания взаимодействие серы с водой не происходит. Кусочек серы положить на железную ложечку, поджечь и опустить в коническую колбу, в которой было налито немного воды (не касаясь поверхности воды). После сгорания серы закрыть колбу пробкой и встряхнуть. Полученный раствор разделить на 3 пробирки и испытать различными индикаторами. Опыт №5. Амфотерные свойства гидроксида олова (II). Поместить в пробирку 8-10 капель раствора , добавить несколько капель и раствор в воде, до полного осаждения осадка. Распределить содержимое на две пробирки и добиться растворения осадка в каждой из них с помощью: в одном случае 2М раствора HCl, в другом – 2М раствора NaOH. Составить уравнения реакций, зная, что при реакции гидроксида олова с NaOH образуется тетрагидроксостаннат натрия
Работу выполнил учащийся Работу проверил: группы ИС-02-Д1 преподаватель Савельев Сергей Владимирович |